Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Карл юнг коллективное бессознательное: Коллективное бессознательное Юнга

Содержание

Юнг — Гроф. О бессознательном. Последователь Зигмунда Фрейда… | by Trendsetter team

Последователь Зигмунда Фрейда швейцарский психолог и культуролог Карл Юнг изменил направление развития психоаналитической теории. Клинические и философские работы Карла Юнга, его анализ снов и симптомов клиентов, а также его исследование мировых мифологий, искусства, сравнительного религиоведения и ритуальной жизни традиционных культур привнесли убедительные доказательства существования коллективного бессознательного.

Структура личности, или Душа, по Юнгу, состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». По Юнгу Эго понимается как комплекс, включающий всё содержимое сознания. Он писал: «Эго — это комплекс данных … о своем теле, своем существовании и памяти. Этот комплекс обладает огромной энергией — он притягивает содержание из темной неведомой области бессознательного; он также притягивает впечатления извне, и когда они входят в связь с Эго, то осознаются».

Индивидуальное, или Личное бессознательное — это поверхностный слой психики, относящийся к личности, индивидууму. Оно содержит эмоционально заряженные, но утраченные воспоминания, представления, восприятия и комплексы, которые не доходят до сознания, не дозрели до сознания.

Коллективное бессознательное — единая для всех форма бессознательного, не зависящая от индивидуального опыта, она основана на опыте не конкретного человека, а общества в целом и передается по наследству через мозговые структуры. Содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, выступают архетипы — схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием.

Юнг был величайшим поклонником мистических традиций разных культур. Он писал: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и др.

Современный американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине Станислав Гроф (когда умер Юнг, ему было 30 лет) внёс значительный вклад в дальнейшее развитие психологической науки благодаря исследованиям необычных состояний сознания — интуиции, медитации, гипноза. Представления Грофа о сознании человека заимствованы из восточных религиозных традиций.

По Грофу, любое состояние сознания, которое отличается от обычного, по определению оказывается «необычным»: медитация, транс, релаксация, работа интуиции, актерская игра, мистический опыт, эротические переживания, гипноз, сны, мечты… Они позволяют выйти за пределы нашей личной биологической и психологической истории и получить доступ к прошлому, настоящему и будущему нашей Вселенной, и другим уровням реальности, описанным в великих духовных традициях. Также существуют «сверхъестественные» переживания — например, клиническая смерть, «воспоминания» о предыдущих жизнях и такие парапсихологические феномены, как телепатия, ясновидение, предвидение…

Гроф принимал участие в исследовании вещества одной крупной швейцарской лаборатории, позднее прославившийся как ЛСД, испытывал его на пациентах и самом себе. «То, что произошло, — пишет Гроф, преобразило мою жизнь: приняв малую дозу этого вещества, я увидел необыкновенный свет. Позже я понял, что именно этот несказанный свет был описан в «Тибетской книге мертвых»: там говорилось, что его нам суждено увидеть, когда мы отойдем в мир иной. Я почувствовал, что вылетел из своего тела, как будто мое сознание улетело прямо в космос, через галактики и черные дыры, все более расширяясь. Мне казалось, что я слился воедино со всем сущим, оказался внутри физической Вселенной. Я почувствовал эмоции такой силы, которую прежде не мог себе представить. Затем мое сознание как бы «сузилось», покружилось вокруг моего тела и, наконец, возвратилось в него. Как психиатр я понял, что этот эпизод был не кризисным, а невероятно позитивным, он преобразил меня настолько, что лишь с этого дня я почувствовал, что действительно стал человеком. Эта глубокая перемена, является одной из характеристик клинической смерти и некоторых мистических переживаний.

В дальнейшем значительную часть своей психиатрической карьеры я посвятил исследованию терапевтической, излечивающей эффективности необычных состояний сознания. Систематизируя все «видения» пациентов, «путешествия», переживания, влияние на качество их жизни, в некоторых случаях — их выздоровление мы с женой разработали холотропное дыхание, особую технику гипервентиляции легких, которая позволяет «путешествовать» в бессознательное и потусторонний мир, вызывать измененные состояния сознания. Сочетание интенсивного дыхания, специально подобранных физических упражнений и музыки помогает снять биоэнергетические и эмоциональные блоки. При этом подтверждается интуитивное открытие: наше сознание, наш «дух» — расположено вне нашего мозга.

Как Юнг, так и Гроф также полагают, что истина лежит в глубине нас самих, как свернутая змея Кундалини.

by F. Yalkin

Карл Юнг о том, как коллективное бессознательное правит миром

…По сути дела в коллективном бессознательном индивида представлена сама история; и когда у отдельных индивидуалов начинают активизироваться архетипы, мы оказываемся окруженными историей, хотя и пребываем в настоящем, Архетипический образ, диктуемый моментом истории, входит в жизнь, и каждый оказывается захваченным им. Это, кстати, и то, что мы видим сегодня. (Выступление Юнга относится к 1935 г. Намек на фашизм в Италии и Германии. — Прим. «Избранного»). Я предвидел это в 1918 году, когда говорил, что белокурая бестия пошевеливается во сне и что в Германии что-то произойдет.

Никто из психологов тогда не подозревал, что я имел в виду, так как люди просто не представляли, что наша личностная психология не более чем тонкая кожа, всего лишь рябь на океанской толще коллективной психологии. Коллективная психология есть мощный фактор, фактор, меняющий всю нашу жизнь, меняющий поверхность знакомого нам мира, фактор, который делает историю. И коллективная психология действует согласно законам, весьма отличающимся от таковых в нашем собственном сознании. Архетипы — мощные решающие силы, они свидетельствуют о реальных событиях, а не о нашем индивидуальном разуме и практическом интеллекте. 


Перед Первой мировой войной все интеллигентные люди говорили: «У нас не будет войны, мы стали слишком разумны, чтобы позволить ей случиться; торговля и финансы сплетены в международный узел, так что война абсолютно невозможна». И после этого всего вспыхнула самая чудовищная битва, какую видел мир. 


И сейчас снова начинают твердить те же самые дурацкие вещи и о разуме, и о мирных планах, и тому подобных вещах. Они завязали себе глаза, цепляясь за этот детский оптимизм — взгляните реальности в лицо! Совершенно очевидно, что архетипические образы решают судьбу человека. Решает бессознательная психология, а не то, что мы думаем и говорим в кулуарах, с трибуны и в совещательных комнатах.

Кто в 1900 году мог подумать, что через тридцать лет будет возможно то, что происходит в Германии сейчас? Могли бы вы поверить тогда, что целая нация высокоинтеллигентных и воспитанных людей может быть охвачена умопомрачающей властью архетипа? Я видел, что это грядет, и понимал это грядущее, так как знаю силу коллективного бессознательного. На поверхности же все выглядит невероятным. Даже мои личные друзья находятся под чарующим влиянием архетипа, и когда я нахожусь в Германии, то сам в это верю; я все понимаю и знаю, что иначе и быть не может. Никто не в силах сопротивляться. Происходящее бьет ниже пояса, а не в голову; мозг при этом ничего не считает, поскольку здесь система симпатии, сочувствия. Это сила, которая очаровывает людей изнутри — актуализировавшееся коллективное бессознательное. Она — архетип, общий для всех тех, кто призван к жизни. И именно потому, что это архетип, он имеет исторические корни, и мы не можем понять те или иные события, не зная истории.

То, что происходит сегодня, — это история Германии, подобно тому как фашизм — живая итальянская история. Не следует оставаться детьми относительно происходящего, с интеллектуальными и разумными идеями, говорящими: этого не может быть. Даже звучит по-детски: не может быть. Происходящее не имеет ничего общего с рациональными суждениями, оно — просто история. И когда перенос вашего пациента добирается до архетипа, вы попадаете в шахту, которая может взорваться. Взорваться просто потому, что вы ожидаете взрыв коллективно. Безличностные образы содержат громадную динамическую энергию. Бернард Шоу говорил в «Человеке и Сверхчеловеке»: «Это существо — человек, который в своих собственных эгоистических делах — труп до мозга костей, будет сражаться за идею как герой».

Из: Карл Юнг. Тавистокские лекции

Также читайте: Карл Густав Юнг: «Я знаю, что демоны существуют»

Коллективное бессознательное — что это такое и почему вас это должно волновать?

Автор: Peter

Андреа М. Дарси

В свое время коллективное бессознательное было радикальной концепцией.

Идея, созданная Карлом Юнгом, отделила Юнга от теорий — и, в конечном счете, от дружбы — Зигмунда Фрейда.

В то время как союз между Фрейдом и Юнгом не выдержал испытания временем, сама идея Юнга в конечном итоге выдержала, и коллективное бессознательное, возможно, стало его самым важным вкладом в психологию.

Хотя в настоящее время они сформулированы в других теориях и редко приписываются Юнгу, идеи, впервые выдвинутые коллективным бессознательным, теперь являются приемлемой и весьма полезной частью многих различных видов научной мысли.

Что такое коллективное бессознательное?

Юнг предположил, что коллективное бессознательное — это слой нашего бессознательного, который мы приходим в этот мир и который связывает каждый из них с историей мыслей и поведения всего человечества.

Идея кристаллизовалась для Юнга после сна, в котором он находился в доме, где первый этаж хорошо украшен и организован (сознательная личность), а нижний этаж более средневековый и темный (личное бессознательное). И, наконец, подвал со следами первобытной культуры и с древними черепами в нем (коллективное бессознательное).

Современная аналогия может состоять в том, чтобы представить коллективное бессознательное скорее как унаследованную «базу данных», , или как вычислительное «Облако». Это обширное поле информации, восходящее к древним временам, к которому мы все можем получить доступ, если нам это необходимо, и которое позволяет нам получать опыт, типичный для человечества.

Что содержит коллективное бессознательное?

Коллективное бессознательное содержит так называемые «архетипы».

Автор: jon jordan

Архетипы — это универсальные понятия, которые мы, кажется, знаем инстинктивно, или то, что Юнг описал как «идентичные психические структуры, общие для всех».

Архетипы означают, что у нас могут быть те же мысли и идеи, что и у людей, которых мы никогда не встречали, даже если они происходят из совершенно другого происхождения и культуры.

Примером может быть отношения матери и ребенка. Никто не говорит нам, что такое мать, но мы определенным образом реагируем на фигуру матери, независимо от того, где мы родились в мире или какова наша культура, религия или раса.

Если все это правда, то почему мы не совершенно разумны и не более похожи?

Во-первых, это слово «бессознательное» — коллективное бессознательное работает таким образом, что находится вне нашего ментального контроля.

Архетипы, содержащиеся в коллективном бессознательном, также по существу бездействуют. Как сказал Юнг, их можно рассматривать как «отложения всего опыта наших предков, но сами по себе они не являются опытом».

Подобно чертежам, архетипы становятся опытом только тогда, когда мы бессознательно выбираем их воплощение, вызванное чем-то, что с нами происходит, например, испытанием или жизненным кризисом. И поскольку то, что происходит с каждым из нас, уникально, мы будем использовать и проявлять части коллективного бессознательного также индивидуально.

Почему Фрейд так ненавидел идею коллективного бессознательного?

Дело не в том, что Юнг не разделял идею Фрейда о том, что нас формирует личный опыт. Просто он не верил, как Фрейд, в то, что мы приходим в мир как чистый лист и являемся лишь продуктом нашего опыта, а это означает, что каждая вещь в нашей психике уникальна для нас.

Юнг нашел эту точку зрения ограничивающей и решил, что мы приходим в мир с уже существующим коллективным бессознательным. У нас есть «архетипический потенциал», который мы можем активировать и развивать или нет.

Итак, для Фрейда личный опыт существует для развития того, кто мы есть. Для Юнга личный опыт существует для развития того, что уже находится внутри нас.

Как Юнг пришел к идее коллективного бессознательного?

Автор: garlandcannon

Сны сыграли большую роль в формировании Юнгом его теории коллективного бессознательного. С детства он был очарован инстинктом, что он был связан с чем-то большим, чем он сам, и он заметил, что его сны содержат вещи, которые находятся за пределами его собственного знания и опыта.

Позже Юнг работал в психиатрической больнице, где у него была возможность близко изучить пациентов с шизофренией и сделать свои наблюдения научными. Он заметил, что в галлюцинациях и бреде его пациентов были образы и символы, которые были больше, чем их возможный личный опыт, и даже имели мифические размеры.

Была ли это безумная идея или в ней есть доля правды?

Теории, подобные теории Юнга, в настоящее время пользуются уважением в современных областях психологии и науки , что означает, что идея Юнга опередила свое время.

Примером может служить этология, поведенческая биология, в которой изучают животных в их среде обитания. Было обнаружено, что каждый вид содержит закодированные в его центральной нервной системе так называемые «IRM», врожденные механизмы высвобождения. Они рассматриваются как унаследованный набор моделей поведения, которые становятся активными при столкновении с правильным стимулом. Примером этого являются птенцы чайки, которые видят красное пятно на клюве своей матери и клюют его, чтобы она дала им пищу.

Так чем мне коллективное бессознательное может быть полезно?

Юнг чувствовал, что мы можем напрямую получить доступ к коллективному бессознательному через наши снов. Мы можем помнить наши сны, искать архетипы, а затем интерпретировать мудрость, которую предлагает архетип. Например, если нам снится, что с нами разговаривает старик, мы можем решить, что это признак того, что мы на правильном пути в жизни и приближаемся к нашей личной внутренней мудрости.

Коллективное бессознательное также является способом почувствовать связь, а не отделение от других людей в мире. Мы можем прийти из разных мест и точек зрения, но все мы тоскуем по матери, чувствуем страх, когда думаем о смерти, и ищем героев. И все мы мечтаем в архетипах по ночам.

У вас остались вопросы о Юнге и коллективном бессознательном? Или хотите поделиться точкой зрения? Используйте поле для комментариев ниже.

Андреа М. Дарси — писательница, специализирующаяся на консультировании, которая любит Юнга. Найди ее @am_darcy

Карл Юнг и коллективное бессознательное

«Единственное, что мы отказываемся признать, это то, что мы зависим от «сил», которые находятся вне нашего контроля».

Карл Юнг, Человек и его символы, часть I. Подход к бессознательному

Одной из самых известных (и спорных) концепций Карла Юнга является коллективное бессознательное , аспект бессознательного, проявляющий унаследованные, универсальные темы которые проходят через всю жизнь человека. Как описано в его автобиографии Memories, Dreams, Reflections Юнг видел чрезвычайно яркие сны на протяжении всей своей жизни, первый из них, начиная с трехлетнего возраста, где он столкнулся с так называемым людоедом, гигантским циклопом, сидящим на золотом троне с устремленным вверх единственным глазом, символизирующим ритуальный фаллос. . Юнг думал об этом подземном Боге, «неназванном», как о подземной копии и темной стороне Господа Иисуса, о страшном откровении, которое было дано ему без его поиска. Это преследовало его годами и было его посвящением в царство тьмы.

«Нет света без тени и психической целостности без несовершенства».

Карл Юнг, CW Vol. 12 «Психология и алхимия»

Как характерно для жизни Юнга, он наткнулся на идею коллективного бессознательного после сна.

Во сне Юнг оказался на верхнем этаже дома, которого он не знал, но который казался его домом. Салон был окружен прекрасной старинной мебелью и картинами. Он спустился по лестнице на первый этаж, где все было намного старше, со средневековой мебелью. Здесь он наткнулся на тяжелую дверь и открыл ее, обнаружив каменную лестницу, ведущую в подвал. Спустившись, он вошел в комнату римских времен. На полу была каменная плита, которая поднялась, когда он потянул за кольцо, он спустился и вошел в низкую пещеру с разбросанными костями и разбитой глиняной посудой, как остатки первобытной культуры. Он обнаружил два человеческих черепа. Затем он проснулся.

Юнг считает, что этот дом был своего рода образом психики, первый этаж которого представлял сознание, и чем ниже он спускался, тем глубже в бессознательное он спускался, и тем чужероднее и темнее становилась сцена, пока он не достигал Самый глубокий слой, коллективное бессознательное. Они указывают на основы истории культуры, истории последовательных слоев сознания.

Исследование психики Юнга насчитывает более 60 лет, большая часть которых собрана в его 20-томном сборнике «Собрание сочинений». На протяжении всей своей жизни Юнг изучал гностицизм, алхимию, сравнительное религиоведение и мифологию, чтобы получить более широкие знания о происхождении и значении коллективного бессознательного человечества.

Во время своей работы он столкнулся с подобными паттернами в снах больных шизофренией и в своих путешествиях по миру, наблюдая за жизнью первобытных людей. Универсальность некоторых мифов, которые повторяются с поразительно похожими подробностями в самых разных культурах и обществах, натолкнула его на мысль об источнике, повсеместно бьющем внутри человека. Это было первое предположение Юнга о коллективном бессознательном, стоящем под личным бессознательным. Позже, по мере накопления опыта и на основе более достоверных знаний, Юнг признал их формами инстинкта, т. е. архетипами. Но прежде чем объяснять, что такое архетипы, мы должны отличить коллективное бессознательное от личного бессознательного.

Личное бессознательное (комплексы)

Коллективное бессознательное не обязано своим существованием личному опыту и, следовательно, не является личным приобретением, в то время как личное бессознательное состоит в основном из содержаний, которые когда-то были сознательны, но которые исчезло из сознания из-за того, что оно было забыто или вытеснено. Содержимое коллективного бессознательного никогда не было в сознании и, следовательно, никогда не приобреталось индивидуально, а обязано своим существованием исключительно наследственности. Точно так же, как мы эволюционировали биологически, мы также претерпели психическую эволюцию.

Личное бессознательное состоит по большей части из комплексов , термин, введенный Юнгом, который представляет собой узел бессознательных чувств и убеждений, которые можно обнаружить в поведении и которые могут помешать нам достичь психической целостности.

Юнг обнаружил признаки комплексов, проводя тесты словесных ассоциаций в психиатрической клинике. В эксперименте пациенты должны как можно быстрее реагировать на список слов, говоря первое, что приходит в голову в ответ на каждое слово. После теста Юнг отмечал любые необычные реакции, такие как колебания, оговорки или признаки эмоций, которые могут намекать на бессознательные чувства или убеждения.

Вскоре он понял, что люди думают об интимных делах. Тем не менее торможение исходило из бессознательного и мешало выражению в речи.

Коллективное бессознательное (архетипы)

С другой стороны, содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов , коллективно унаследованных форм или паттернов поведения. Комплекс связан с архетипом, например материнский комплекс связан с материнским архетипом.

Эти изначальных образов отражают базовые закономерности, общие для всех нас, и которые повсеместно существовали с незапамятных времен. Они включают архетипических событий , таких как рождение, смерть, союз противоположностей; архетипические фигуры , такие как обманщик, герой, мудрый старик; и архетипических мотивов , таких как сотворение мира и апокалипсис.

Юнг не пытался составить исчерпывающий и систематизированный список всех архетипов, как это пытались сделать некоторые. Это было бы в значительной степени бесполезным занятием, поскольку архетипы могут комбинироваться друг с другом или один архетип также может проявляться в различных различных формах. Он скорее говорит нам, что существует столько же архетипов, сколько и типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашей психической конституции. Юнг, однако, пишет, что его годы наблюдения и исследования бессознательного уступили место повторяющимся архетипическим фигурам, главными из которых были:

«тень, мудрый старик, ребенок, мать… и ее аналог — дева, и, наконец, анима в мужчине и анимус в женщине».

Карл Юнг, Архетипы коллективного бессознательного, CW Vol 9. Часть I

Архетипы актуализируются, когда они входят в сознание и выражают себя в виде образов или определенного поведения, основанного на нашем взаимодействии с внешним миром. Они являются автономными живыми личностями внутри нас, то есть они не находятся под нашим контролем, а скорее получают особое выражение от людей и их культур. Как пишет Юнг:

«Мои взгляды на «архаические пережитки», которые я называю «архетипами» или «изначальными образами», постоянно подвергались критике со стороны людей, недостаточно знающих психологию сновидений и мифологию. Термин «архетип» часто неправильно понимается как обозначающий определенные мифологические образы или мотивы, но это не более чем сознательные представления. Такие представления переменных не могут быть унаследованы. Архетип — это тенденция к формированию таких репрезентаций мотива — репрезентаций, которые могут сильно различаться в деталях, не теряя при этом своего основного паттерна».

Человек и его символы. Часть I: Приближение к бессознательному — Карл Юнг

Архетипы — это формы без содержания, представляющие просто возможность определенного типа восприятия и действия. Это ключевой момент, который он повторяет:

«Первичный образ определяется в отношении своего содержания только тогда, когда он стал сознательным и, следовательно, наполнен материалом сознательного опыта».

Карл Юнг, Структура и динамика психики, CW Vol. 8

Архетипы ведут нас к психической целостности через процесс индивидуации , путь к Самости, активируя бессознательные изначальные образы посредством воздействия на неисследованные потенциалы души, приводя их в сознание.

«В ходе моих исследований коллективного бессознательного я обнаружил присутствие, по-видимому, универсального символа подобного типа, символа мандалы . Чтобы убедиться в своей правоте, я потратил более десяти лет на сбор дополнительных данных, прежде чем объявить о каком-либо открытии в первый раз. Мандала — это архетипический образ, существование которого засвидетельствовано на протяжении веков. Это означает целостность личности. Это круглое изображение представляет целостность психической основы или, выражаясь мифическими терминами, божественность, воплощенную в человеке».

Карл Юнг, Воспоминания, мечты, размышления. Глава XII: Поздние размышления

С психологической точки зрения Юнг рассматривал образ Бога как проявление основы психики, которая принимает форму круговых символов единства, представляющих собой синтез противоположностей внутри психики. Самость — это архетип ориентации и значения, и чтобы иметь с ним сбалансированные отношения, сознательная и бессознательная личности должны научиться жить в мире и дополнять друг друга . Для Юнга единственное настоящее приключение, остающееся для каждого человека, — это исследование его собственного бессознательного.

Психологическое значение коллективного бессознательного

До открытия Юнга психология настаивала на личностном характере психики. Это была психология человека , где причины рассматривались почти исключительно как личные по своей природе. Однако в его основе лежат общебиологические факторы, такие как половой инстинкт или потребность в самоутверждении, которые отнюдь не являются только личными особенностями. их априорных общих для человека инстинктов, преследующих присущие им цели.

Таким образом, на человеческую деятельность в значительной степени влияют инстинкты, совершенно независимо от рациональных побуждений сознательного разума. Перед современной психотерапией стоит задача помочь пациенту осознать их.

Юнг считает, что архетипы — это бессознательные образы самих инстинктов. Другими словами, архетипы — это паттернов инстинктивного поведения 9.0008 . Следовательно, гипотеза коллективного бессознательного не более смелая, чем допущение существования инстинктов. Хотя многие называют это мистицизмом, концепция коллективного бессознательного Юнга не является ни спекулятивной, ни философской, а эмпирической. Спрашивается: есть или нет такие бессознательные, универсальные формы? Если они существуют, то есть область психики, которую можно назвать коллективным бессознательным.

Если принять во внимание огромные силы, скрытые в мифологической и религиозной сфере человека, этиологическое значение архетипа кажется менее фантастическим. В многочисленных случаях неврозов причина расстройства заключается именно в том, что в душевной жизни больного отсутствует взаимодействие этих сил.

Чисто персоналистическая психология, сводя все к личным причинам, изо всех сил старается отрицать существование архетипических мотивов и и даже стремится разрушить их личным анализом . Юнг считает это довольно опасной процедурой, которая не может быть оправдана с медицинской точки зрения.

Судьба великих наций есть сумма психических изменений индивидуумов. Неврозы в большинстве случаев являются не только частными заботами, но и социальными явлениями, на которые оказывают влияние архетипы.

Сны и активное воображение

Но как мы можем доказать существование коллективного бессознательного? Юнг говорит нам, что основным источником являются сновидений , которые имеют то преимущество, что они являются непроизвольными, спонтанными продуктами бессознательной психики и, следовательно, являются чистыми продуктами природы, не фальсифицированными какой-либо сознательной целью.

Индивидуум может переживать мотивы, появляющиеся в его снах, которые ему известны, а также мотивы, которые не могут быть известны спящему, но при этом функционально вести себя в его сновидении таким образом, чтобы совпадать с функционированием архетипа.

Визит Юнга к первобытным людям Африки проинформировал его о сновидениях и о разнице между тем, что он называет Большими мечтами и Маленькими мечтами . Это зависит от того, исходит ли сон из коллективного бессознательного или из личного бессознательного.

Еще один способ испытать архетипы — через активное воображение , последовательность фантазий, порожденных преднамеренной концентрацией. Юнг обнаружил, что наличие нереализованных, бессознательных фантазий увеличивает частоту и интенсивность сновидений, и что когда эти фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер и становятся слабее и реже.

Из этого он сделал вывод, что сновидения часто содержат фантазии, которые «хотят» стать осознанными. Источниками сновидений часто являются подавленные инстинкты, имеющие естественную тенденцию влиять на сознание.

При активном воображении пациенту просто дается задание созерцать любой фрагмент фантазии, который кажется ему значимым, или что-то, что он осознал во сне, разрабатывая фантазию, наблюдая за дальнейшим материалом фантазии, который добавляется к фрагмент естественным образом. Однако этот метод не совсем безопасен, поскольку может увести пациента слишком далеко от реальности.

Столкновение с бессознательным

Столкновение Юнга с бессознательным вызвало период внутренней неуверенности и дезориентации. Он чувствовал, что ему нужна точка опоры в «этом мире», которую ему давали его семья и работа — иначе содержание бессознательного лишило бы его рассудка. В то же время эти годы погони за своими внутренними образами были самыми важными в жизни Юнга, предоставив ему бесценные идеи для работы всей его жизни.

«Филемон и другие персонажи моих фантазий привели меня к решающему пониманию того, что в психике есть вещи, которые я не создаю, но которые производят сами себя и имеют свою собственную жизнь. Филимон представлял силу, которая не была мной. В своих фантазиях я вел с ним беседы, и он говорил вещи, о которых я не думал сознательно. Ибо я ясно заметил, что говорил он, а не я. Он сказал, что я отношусь к мыслям так, как будто я сам их порождаю, но в его представлении мысли подобны зверям в лесу, или людям в комнате, или птицам в воздухе, и добавил: «Если бы вы увидели людей в комнате, вы бы не подумали, что вы создали этих людей или что вы несете за них ответственность». Это он научил меня психической объективности, реальности психики. Через него прояснилось различие между мной и предметом моей мысли. Он объективно противостоял мне, и я понял, что во мне есть что-то, что может говорить вещи, которых я не знаю и не намереваюсь, вещи, которые могут быть даже направлены против меня. Психологически Филимон олицетворял высшую проницательность. Он был загадочной фигурой для меня. Временами он казался мне вполне реальным, как будто он был живой личностью…»

Карл Юнг, Воспоминания, мечты, размышления. Глава VI: Конфронтация с бессознательным


Открытие Карлом Юнгом коллективного бессознательного
Коллективное бессознательное Карла Юнга — одна из его самых известных (и противоречивых) концепций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *