Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как взаимосвязаны семья и быт: Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт?

Содержание

Параграф 16. Семья и быт



Вопрос 1. Почему люди живут семьями? Кто в семье голова? Что мы оставляем в наследство детям? Где границы нашего дома?

Семья — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

• союзом мужчины и женщины;

• добровольностью вступления в брак;

• члены семьи связаны общностью быта;

• вступлением в брачные отношения;

• стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семье, как любому нормальному организму нужны голова и сердце. Хорошо, когда руководит семьей добрая голова отца, а греет всех в ней умное сердце матери.

Мы оставляем в наследство своим детям только две вещи —корни и крылья.

Вопросы и задания к документу

В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьёй, жизнью семьи.

Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер… Но жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

В семью приносятся и здесь переживаются общественные «успехи и неудачи… Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать… Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку… Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд — и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,— и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи — ссоры и брань.

Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие… в них верят в добро и правду… В этих семьях дети — радость… тогда как в других они — лишние рты, обуза, помеха устроиться, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебрежении.

Вопрос 1. В чём основная идея данного текста?

Жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

Вопрос 2. Какая социальная функция семьи в центре внимания А. Н. Острогорского? Чем его описание этой функции дополняет текст параграфа?

Социальная функция семьи – семья готовит человека к вступлению (вхождению) в социум (общество).

Вопрос 3. Как характеризует автор влияние общества на семью?

В семью приносятся и здесь переживаются общественные «успехи и неудачи… Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать… Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку… Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд — и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,— и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи — ссоры и брань.

Вопрос 4. Какие выводы из прочитанного текста можно сделать для понимания взаимосвязи семьи и общества?

Вывод – семья это маленькая модель общества.

Вопрос 5. Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности?

Потому что психология человека и его сущность, воспитуемость – не изменились.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В чём основное назначение семьи как социального института?

Семья — один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт — институт брака. Брак — признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

Каждая семья — это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определённых ценностях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика — отца и мужа.

Вопрос 2. Каким образом общество влияет на семью? Приведите конкретные примеры.

Роль женщины в семье изменилась вместе с изменением положения женщины в обществе: увеличивается занятость женщин, образование, интересы.

Устанавливается равноправие и взаимная ответственность супругов в семье. Для поддержки семьи вводят дополнительные отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими детьми, устанавливаются денежные пособия, особые льготы и др.

Вопрос 3. Перечислите функции семьи. Поясните, в чём они заключаются.

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную, и воспитательную.

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше двух. По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имели троих детей. К сожалению, в настоящее время в значительном количестве семей имеется всего один ребёнок, и это значит, что сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи, так как общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье — большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю своего рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: параллельными или пересекающимися? Сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребёнка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы, а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков?

Жизнь каждой семьи даёт ответы на такого рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребёнка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.

К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищённости каждого члена семьи), социально статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др.).

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция.

Так, для молодой семьи в числе приоритетных — репродуктивная функция, для пожилой — функция эмоциональной поддержки, духовного общения.

Вопрос 4. Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше двух. По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имели троих детей. К сожалению, в настоящее время в значительном количестве семей имеется всего один ребёнок, и это значит, что сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

Воспитание детей в семье — большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами.

Вопрос 5. Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе?

На мир семьи влияют другие социальные институты, а также общественные явления и процессы: право, религия, мораль, традиции, характер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, не свойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее и не соответствующее общественному развитию.

Изменение положения женщины в семье связано с изменением её положения в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растёт их образованность, расширяются интересы. В нашей стране во всех категориях работающих более половины — женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

Традиционные роли, когда женщина ведёт домашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является хозяином, собственником и обеспечивает экономическую самостоятельность- семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья партнёрского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех её членов.

В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками.

Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи всё меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, ритуалов) и всё больше — от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растёт количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.

Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п.), часто значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми — им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным конкурентом семейным интересам.

Вопрос 6. Чем патриархальная семья отличается от семьи партнёрского типа?

Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа — патриархальной семьи. Вспомните: в патриархальной семье власть принадлежит главе семейства — отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

Вопрос 7. Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт?

Семья и быт неразрывные составляющие т. к. в каждой семье существует быт. Быт – это то, что окружает нас….обязанности по дому есть в каждой семье. Многие семьи распадаются именно потому, что заранее было не оговорена роль в семье каждого; они сталкиваются со многими проблемами связанными с бытом.

Вопрос 8. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей? Как эта задача решается?

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения — это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе своего жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта — исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

Другой аспект изучения быта — обязанности супругов. Данные исследования показывают, что среди молодых супружеских пар растёт число мужей, которые готовят обед, стирают бельё, гуляют с детьми, сопровождают детей в детский сад или ясли, закупают продукты, моют посуду. Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем несравненно выше, чем мужчин. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый среди супругов среднего возраста не занимается домашними делами.

Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, чувства локтя, ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе проявляется тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счёт применения современной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытового обслуживания с филиалами и приёмными пунктами, ремонтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферами торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В современных условиях домашний быт и сфера услуг составляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова — это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Всё более распространённой становится покупка частично приготовленной пищи — полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту, — результат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Можно ли утверждать, что рост материального благосостояния семьи всегда ведёт к повышению воспитанности выросших в ней детей? Свой ответ аргументируйте.

Материальное благо это конечно хорошо, но это далеко не показатель духовности человека. Да, возможно деньги положительно повлияют на семью, но на мой взгляд, это маловероятно. Скорее всего, на нравственность это или не повлияет, или скажется отрицательно.

Воспитание не зависит от материального состояния. Скорее рост благосостояния семьи отрицательно сказывается на нравственном воспитании. Если родители не вводят нравственных ограничений. Имея неограниченную финансовую подпитку подросток может выходить за рамки поведения.

Вопрос 2. Смерть от болезней сердца постигает людей бессемейных в 3,5 раза чаще, чем живущих в кругу семьи. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Даже в сравнительно юном возрасте (20—30 лет) смертность среди холостяков на 25% выше, чем среди женатых. Какие выводы можно сделать из этой статистики?

Раньше семья это было норма в обществе, и если ты не женат и не завёл семьи – это не приветствовалось, таковы были традиции. Ведь когда растёшь в семье и проблемы проще решать, есть кому подсказать, дать совет, помочь. А сейчас всё чаще живут гражданским браком причём большинство даже живущие в гражданском браке считают что они свободные. Всё это свидетельствует о том что когда человек живёт один ведёт распутную жизнь его некому притормозить (когда женат это как правило делает жена и все деньги он пускает в дом в развитие семьи), а тут не нужно не куда тратить только на себя, и в итоге человек больше пьёт чем ищет себе вторую половинку.

Вопрос 3. Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чём свидетельствуют эти цифры?

Это говорит о низком уровне нравственности родителей, они рожают детей, хотя знают, что не смогут их воспитывать.

Отсутствие моральных устоев, ответственности, Много стало «кукушек»-родителей, поигрались и бросили. Пусть другие думают, а им зачем проблемы.

Почему молодежь боится создавать семьи — мнение

https://crimea.ria.ru/20220705/pochemu-molodezh-boitsya-sozdavat-semi—mnenie-1123755345.html

Почему молодежь боится создавать семьи — мнение

Почему молодежь боится создавать семьи — мнение — РИА Новости Крым, 05.07.2022

Почему молодежь боится создавать семьи — мнение

Неустроенность в жизни и отсутствие прочного фундамента в виде финансовой обеспеченности не является помехой для создания семьи. Такое мнение в ходе… РИА Новости Крым, 05.07.2022

2022-07-05T19:05

2022-07-05T19:05

2022-07-05T19:05

общество

крым

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e5/08/1e/1120709778_0:85:1620:996_1920x0_80_0_0_27f570c7a71a816f851fd98950dcabb9.jpg

СИМФЕРОПОЛЬ, 5 июл – РИА Новости Крым. Неустроенность в жизни и отсутствие прочного фундамента в виде финансовой обеспеченности не является помехой для создания семьи. Такое мнение в ходе пресс-конференции в пресс-центре РИА Новости Крым озвучила руководитель межрегиональной общественной организации «Русское единство» Елена Аксенова.По мнению Аксеновой, молодежь не стремится создавать семью из-за страха перед ответственностью, а молодые люди, которые сперва хотят найти свое место в жизни, упускают время и возможности для реализации.С Аксеновой согласился и руководитель епархиального отдела митрополии по делам семьи Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Иоанн Дроздов. По его мнению, строить карьеру, налаживать быт, ближе узнавать друг друга молодые люди могут и в браке. Главное, чтобы между ними были настоящие чувства.»Но не стоит путать любовь и влюбленность. Они отличаются, но взаимосвязаны друг с другом. Влюбленность может перейти в любовь. Но над этим надо трудится, усмирять свою гордыню, уступать своей половинке, стремиться помочь и понять. Свою любовь перевести во взаимоотношение и понимание. Когда этого не происходит, пары распадаются. Это можно сравнить с домом на песке. Когда подует ветер, то есть житейские обстоятельства, дом обязательно рухнет. Он должен строиться на камне. А это любовь, верность и преданность», – поделился отец Иоанн.В заключении эксперты поздравили крымчан с приближающимся праздником – Днем семьи, любви и верности. В России его официально отметят 8 июля.

крым

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://crimea.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e5/08/1e/1120709778_90:0:1530:1080_1920x0_80_0_0_f33c2cf11ca6176d415113ccf4ab3d38.jpg

1920

1920

true

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, крым

СИМФЕРОПОЛЬ, 5 июл – РИА Новости Крым. Неустроенность в жизни и отсутствие прочного фундамента в виде финансовой обеспеченности не является помехой для создания семьи. Такое мнение в ходе пресс-конференции в пресс-центре РИА Новости Крым озвучила руководитель межрегиональной общественной организации «Русское единство» Елена Аксенова.

По мнению Аксеновой, молодежь не стремится создавать семью из-за страха перед ответственностью, а молодые люди, которые сперва хотят найти свое место в жизни, упускают время и возможности для реализации.

«Семья обогащает и молодым людям я советую – не тяните, с возрастом все только сложнее», – сказала она.

С Аксеновой согласился и руководитель епархиального отдела митрополии по делам семьи Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Иоанн Дроздов. По его мнению, строить карьеру, налаживать быт, ближе узнавать друг друга молодые люди могут и в браке. Главное, чтобы между ними были настоящие чувства.

«Но не стоит путать любовь и влюбленность. Они отличаются, но взаимосвязаны друг с другом. Влюбленность может перейти в любовь. Но над этим надо трудится, усмирять свою гордыню, уступать своей половинке, стремиться помочь и понять. Свою любовь перевести во взаимоотношение и понимание. Когда этого не происходит, пары распадаются. Это можно сравнить с домом на песке. Когда подует ветер, то есть житейские обстоятельства, дом обязательно рухнет. Он должен строиться на камне. А это любовь, верность и преданность», – поделился отец Иоанн.

В заключении эксперты поздравили крымчан с приближающимся праздником – Днем семьи, любви и верности. В России его официально отметят 8 июля.

Теория семейных систем — GenoPro

 

Связанные страницы
Введение в генограммыПримеры генограммСимволы генограммПравила генограммыСоздание шаблона генограммыСемейные отношенияЭмоциональные отношенияМедицинская генограммаТеория семейных системСоциальные отношенияGenoPro для генограммСоюз / Браки и семьиОценка и вмешательствоТеория семейных системТреугольники в семьях Скачать GenoPro

Теория семейных систем — это теория, представленная доктором Мюрреем Боуэном, которая предполагает, что люди не могут быть поняты в отрыве друг от друга, а скорее как часть своей семьи, поскольку семья является эмоциональной единицей. Семьи — это системы взаимосвязанных и взаимозависимых индивидуумов, ни один из кого можно понять в отрыве от системы.

Семейная система

Согласно Боуэну, семья — это система, в которой каждый член играет определенную роль. играть и правила уважать. Ожидается, что участники системы ответят на каждое других определенным образом в соответствии с их ролью, которая определяется соглашения о взаимоотношениях. В границах системы развиваются паттерны поскольку поведение определенного члена семьи вызвано и вызывает поведение других членов семьи. поведение участников предсказуемым образом. Сохранение той же схемы поведение внутри системы может привести к равновесию в семейной системе, но также и к дисфункция. Например, если муж в депрессии и не может взять себя в руки вместе, жене, возможно, придется взять на себя больше обязанностей, чтобы взять на себя слабый. Смена ролей может сохранить стабильность в отношениях, но это также может подтолкнуть семью к другому равновесию. Этот новый равновесие может привести к дисфункции, поскольку жена может быть не в состоянии его поддерживать. ведущая роль на протяжении длительного периода времени.

В теории доктора Боуэна есть восемь взаимосвязанных концепций:

  • Треугольники: Наименьшая система устойчивых отношений. Треугольники обычно иметь одну сторону в конфликте и две стороны в гармонии, способствуя развитие клинических проблем.
  • Дифференциация себя: Различия людей в их склонность зависеть от других в плане принятия и одобрения.
  • Эмоциональная система нуклеарной семьи: четыре модели взаимоотношений, которые определить, где могут возникнуть проблемы в семье.
    — Семейный конфликт
    — Дисфункция у одного из супругов
    — Нарушение здоровья одного или нескольких детей
    — Эмоциональная дистанция
  • Процесс семейной проекции: передача эмоциональных проблем от родитель ребенку.
  • Процесс передачи нескольких поколений: передача малых различия в уровнях дифференциации между родителями и их дети.
  • Эмоциональное отсечение: действие по уменьшению или прекращению эмоционального контакта. с семьей как способ решения нерешенных эмоциональных проблем.
  • Позиция брата/сестры: Влияние позиции брата/сестры на развитие и поведение.
  • Социальный эмоциональный процесс: Эмоциональная система управляет поведением на социальном уровне, поощряя как прогрессивные, так и регрессивные периоды в общество.

Многие из этих концепций обсуждаются в контексте генограмм в книге Генограммы: оценка и «Вмешательство » Моники МакГолдрик, Рэнди Герсона и Сильвии. Шелленбергер.

Семейная системная терапия

Один из лучших способов начать терапию и понять, как эмоциональная система работает в вашей семье система состоит в том, чтобы собрать вашу семью генограмма. Изучение собственных моделей поведения и того, как они соотносятся с те из вашей многопоколенной семьи, открывает новые и более эффективные варианты для решения проблем и для изменения вашей реакции на автоматическую роль, которую вы ожидается игра.

Создание семейной генограммы

GenoPro — уникальное программное обеспечение идеально подходит для создания быстрых компьютерных генограмм. Введя ключевая информация, такая как имена членов семьи, ключевые жизненные события, эмоциональные отношения и социальные отношения, пользователь может легко создать генограмма нескольких поколений их семейной системы или семьи их пациента система. Созданная таким образом генограмма становится графическим изображением семьи, помочь пользователю определить модели поведения и дисфункции, которые необходимо быть адресовано.

 

Предыдущий: Медицинские генограммы

Теория семейных систем: определение и примеры (2023)

Теория семейных систем – это способ понять поведение человека, сосредоточив внимание на взаимодействии между людьми в семье. Он рассматривает семью как сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых индивидуумов.

В семейной системе члены тесно связаны эмоционально. Семья – это эмоциональная ячейка. Любое изменение в одном человеке в семье, вероятно, повлияет на всю систему и может даже привести к изменениям в других членах.

Теория семейных систем использовалась в психотерапии, решении общественных проблем, здравоохранении и бизнес-структурах.

Теория семейных систем Определение и предположения

Психиатр доктор Мюррей Боуэн представил теорию семейных систем в 1950-х годах. Он развил его вместе с Майклом Керром (Kerr & Bowen, 1988).

Вы также можете встретить эту теорию в литературе, упоминаемую как Теория семейных систем Боуэна (BFST).

До 1960-х годов традиционная психология рассматривала человека как основную единицу эмоционального функционирования. Теория Боуэна была новаторской, потому что она сместила фокус внимания на семейную ячейку (группу, а не на индивидуума).

Теория Боуэна оказала большое влияние, и ее ключевые концепции и структурный подход широко применялись к несемейным группам: рабочей среде (Chambers, 2009), общественным структурам и т. д.

Тремя ключевыми допущениями Боуэна были: представляет собой сложную эмоциональную единицу

Каждый член играет определенную роль и соблюдает определенные правила. Таким образом, индивиды могут быть поняты только по отношению друг к другу.

Например, ребенок, выросший в любящей и поддерживающей семье, становится эмоционально стабильным и социально благополучным взрослым, демонстрирующим просоциальное поведение. И наоборот, у ребенка в неблагополучной семье может развиться асоциальное поведение, и он может столкнуться с многочисленными препятствиями в своем развитии.

2. Семья эмоционально взаимосвязана

Если эмоциональное функционирование одного члена изменяется, вся семья/эмоциональная единица автоматически реагирует на это изменение.

Представьте, что отец становится агрессивным или депрессивным. Это может привести к клиническому, психическому или социальному заболеванию матери и/или детей. Мы можем видеть, как это повлияло на последующие теории семьи, такие как концепции типов воспитания и то, как они влияют на социальное развитие детей.

3. Семейные, общественные и социальные отношения взаимны

Поскольку семейные, общественные и социальные отношения взаимны, лечение не должно быть направлено на человека с симптомами. По словам доктора Боуэна, «то, что создается в отношениях, может быть зафиксировано в отношениях» (Bowen, 1978).

Например, это понимание является ключом к предложенному Сальвадором Минухиным (1978) лечению анорексичной молодежи. Он признал, что психопатология связана с плохими границами между членами семьи. Затем он предложил лечить «анорексичных семей» вместо «анорексичных детей».

Родственная теория: Функционализм Дюркгейма (который также подчеркивает роль семьи в обществе)

8 Концепции теории семейных систем (с примерами)

Теория семейных систем Боуэна включает восемь взаимосвязанных концепций ( Kerr, 2000).

Далее мы обсудим их один за другим вместе с примерами.

1. Треугольники

Треугольник — это наименьшая система стабильных отношений. Они более стабильны, чем отношения между двумя людьми, потому что могут противостоять большему напряжению. Треугольники обычно имеют одну сторону в конфликте и две стороны в гармонии.

Пример: Треугольник дружбы

Мэри, Энн и София — близкие подруги. У Мэри и Энн более сильная связь, что делает Софию странным человеком.

София чувствует себя некомфортно и постоянно пытается сохранить свое положение в треугольнике.

Когда Мэри и Энн падают, меняется состав «могущественной диады»: место Марии занимает София. Это потому, что Энн и София присоединились к источникам козла отпущения Мэри, постороннего.

2. Дифференциация себя

Уровни «дифференциации себя» у людей различаются. Однажды сформировавшись, «я» может измениться только после того, как человек приложит долгосрочные усилия.

Некоторые развивают сильное «я» и становятся автономными и уверенными в себе. Другие имеют плохо дифференцированное «я». Эти люди склонны полагаться на других для принятия и одобрения.

Пример: плохо дифференцированное Я Джона

Родители Джона чрезмерно опекают. Они всегда присматривают за ним и решают все его проблемы. Они не оставляют ему места для принятия решений в детстве и юности.

Когда Джон становится взрослым, ему не хватает уверенности и он склонен к «групповому мышлению». Он быстро корректирует то, что думает и говорит, чтобы угодить своим друзьям и коллегам.

В свои тридцать он женится на динамичной женщине. Он эмоционально привязывается к ней, и она принимает большинство решений дома.

3. Эмоциональная система нуклеарной семьи

Четыре ключевых модели взаимоотношений описывают, где в семье могут возникнуть проблемы. Паттерны могут функционировать во всех типах семей (ядерных, неполных и т. д.). Это:

а) Семейный конфликт

Напряжение между Сэмом и Салли нарастает на третьем году их брака. Затем каждый подозревает, пытается контролировать другого или сосредотачивается на том, что не так с другим человеком.

б) Дисфункция у одного из супругов

Уилл заставляет свою жену Мэри думать или вести себя определенным образом. Мэри уступает давлению в течение нескольких лет, чтобы сохранить гармонию.

Очевидно, Мэри идет на компромиссы в отношениях. Если давление Уилла усилится, у Мэри могут развиться социальные или психологические дисфункции.

c) Нарушение здоровья одного или нескольких детей

Беспокойство родителей сосредоточено на их сыне Майке. Они негативно относятся к нему как к слабому. Чем больше они сосредотачиваются на Майке, тем больше Майк привязывается к ним и поглощает семейные заботы.

Этот процесс мешает его дифференциации. Его школьная успеваемость или общественная жизнь могут быть негативно затронуты.

г) Эмоциональная дистанция.

Этот паттерн возникает, когда люди отдаляются друг от друга, чтобы уменьшить количество конфликтов. Но рискуют изоляцией.

4. Процесс проекции семьи

Передача эмоциональных проблем от родителей к детям.

Пример: проблемы с уверенностью в себе

Родители считают, что у их сына низкая самооценка. Чтобы повысить его уверенность, они неоднократно утверждают его. В результате уверенность ребенка в себе становится зависимой от родительского одобрения.

5. Положение братьев и сестер

Люди, выросшие в одном и том же положении братьев и сестер, имеют важные общие черты. Например, старшие, средние и младшие дети, по-видимому, имеют общие черты в зависимости от их положения в семье и ожиданий, возлагаемых на них в этих ролях.

Пример

Старшие дети обычно более независимы или склонны к лидерству. Младшие дети часто склонны быть последователями.

Некоторые позиции не «лучше» других. Например, у самых маленьких детей может быть другой стиль руководства, чем у детей старшего возраста.

6. Эмоциональное отключение

Жест уменьшения или прекращения эмоциональных связей с родителями, братьями и сестрами или другими членами группы. Это рассматривается как способ решения нерешенных эмоциональных вопросов.

На первый взгляд отношения кажутся лучше, когда меньше эмоционального контакта. На самом деле проблемы до сих пор дремлют.

Пример: Эмоциональная отрезанность мужчины от своей семьи

Мужчина отрезан от своей семьи, потому что он всегда чувствовал, что его мать очень контролирует его. Он редко навещает ее, а когда и случается, они всегда говорят о его работе и ее садоводческих предприятиях. Они никогда не касаются своих нерешенных вопросов.

Отрезание от семьи сделало другие отношения (интимные или рабочие) мужчины слишком значимыми. Например, он тратит больше времени и энергии на заботу о супруге и детях.

Теперь он рискует оказать на них слишком большое давление. Эй может проецировать свои ожидания на своих детей. Или он может расставить приоритеты в своей работе, рассматривая рабочее место и своих коллег как замещающую «семью».

7. Процесс передачи от нескольких поколений

Незначительные различия в дифференциации себя между родителями и их детьми могут вызвать значительные различия в дифференциации между членами семьи на протяжении нескольких поколений.

Предпосылкой этой концепции является то, что родители активно формируют развитие своих детей, которые реагируют на их поведение и настроение.

Этапы процесса передачи от нескольких поколений объясняются ниже:

  1. Как было показано ранее, у одних детей больше «я», а у других меньше «я», чем у их родителей. Представьте двух братьев и сестер, Джима и Бетти. Джим вырастает уверенным и спокойным человеком, а Бетти несколько неуверенна и беспокойна.
  2. Джим выбирает партнершу/супругу с аналогичным уровнем дифференциации (напористая и трезвая женщина). Точно так же Бетти выбирает мужа, который ищет ее одобрения или признания.
  3. Поскольку брак Джима «более дифференцированный», чем у его родителей, его дети будут такими же. Соответственно, дети Бетти будут «менее дифференцированными», чем она или ее муж. Таким образом, одна поколенная линия (линия Джима) становится все более дифференцированной, а другая (линия Бетти) — менее дифференцированной.
  4. Этим объясняются заметные различия между членами многопоколенческих семей. Например, внуки Джима могут стать успешными профессионалами, вносящими вклад в общество. Напротив, внуки Бетти могут вести хаотичную личную жизнь и зависеть от других, чтобы поддерживать их.

8. Эмоциональные процессы в обществе

Эмоциональная система диктует поведение на уровне общества, как и на уровне семьи. Боуэн пришел к этой идее, когда провел параллели между родителями и поведением системы судов по делам несовершеннолетних по отношению к несовершеннолетним правонарушителям в 1960-х годах. По сути, обе «системы» были в значительной степени неэффективны в контроле правонарушителей.

Пример: Регрессивные силы в обществе

Боуэн утверждал, что Человеческие общества проходят через периоды регрессии, когда их функционирование обусловлено тревогой. 1950-е и 1960-е годы были «регрессивными»: преступность, насилие, поляризация расовых групп и количество разводов увеличились.

Регресс современного общества может быть связан с истощением природных ресурсов, климатическим кризисом и непрекращающимися вооруженными конфликтами.

Заключение

В целом, теория семейных систем понимает человеческое поведение через сложную сеть эмоциональных процессов в семье, на работе и в социальных системах. Он описывает, как эмоциональная взаимозависимость между членами семьи/общества влияет на характер и жизненный выбор людей.

Сложные эмоциональные системы, например, семья, организация, общество, в которых мы живем, являются важнейшей движущей силой развития клинических или социальных проблем. Понимание того, как работают эти системы, может помочь нам найти практические решения проблем и построить более совместные, здоровые и продуктивные команды и общества.

Ссылки

Боуэн, М. (1978). Семейная терапия в клинической практике . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Джейсон Аронсон.

Чемберс, М. (2009 г.). Нет ничего более практичного, чем хорошая теория: теория Боуэна и рабочее место — личное применение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *