Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Каузальная атрибуция социальная психология: Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии

Каузальная атрибуция

21.11.2012

В социальной психологии существует целый раздел, посвященный изучению закономерностей восприятия причин поступков — каузальная атрибуция. Механизм каузальной атрибуции относится к ситуации социального познания и означает причинное объяснение поступков. Способность толкования поведения присуща каждому человеку, она составляет багаж его житейской психологии. В любом общении мы каким-то образом, даже не задаваясь специальными вопросами, получаем представление о том, «почему» и «зачем» человек что-то сделал. Можно сказать, что человеку дано одновременно с восприятием поступка другого человека воспринимать и его «настоящую» причину.

Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации).

Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

В этом разделе четко выделяются теоретическая и экспериментальная линии изучения процесса каузальной атрибуции. Теория пытается возвести в ранг научного анализа те неосознаваемые когнитивные процессы, которые происходят в голове у «наивного испытуемого», занимающегося причинным приписыванием. Наиболее известны схемы каузального анализа, созданные Э. Джонсом и К. Дэвисом, а также Г. Келли.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей:

  1. степени уникальности или типичности поступка;
  2. от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик.

Во втором случае: под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и потому сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

В других работах было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа:

  1. личностную атрибуцию — когда причина приписывается лично совершающему поступок;
  2. объектную атрибуцию — когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;
  3. обстоятельственную (или ситуационную) атрибуцию — когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам.

В жизни мы время от времени пользуемся всеми тремя схемами, но тяготеем, испытываем личную симпатию к одной — двум. Причем, что очень важно: используемая схема представляется нам самим не субъективным психологическим пристрастием, а отражением объективной реальности, так сказать, истиной в последней инстанции: «именно так и есть, я же знаю».

Однако наиболее интересный и практически значимый раздел каузальной атрибуции — это изучение истинности совершаемых нами приписываний, происхождение закономерных ошибок и искажений.

Было выявлено, что наблюдатель поведения чаще использует личностную атрибуцию для описания причин поступка участника, а участник причину своего поведения чаще всего объясняет обстоятельствами. Так, например, при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя. Таким образом, объясняя чье-либо поведение, мы недооцениваем влияние ситуации и переоцениваем степень проявления черт и установок индивида. Это явление получило название «фундаментальная ошибка атрибуции».

Из-за этой ошибки наблюдатели часто склонны переоценивать роль и ответственность личности в происходящем. Люди часто объясняют свое собственное поведение с точки зрения ситуации, но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение. Мы можем сказать: «Я злюсь, потому что все идет не так, как хочется», но другие, видя наше поведение, могут подумать: «Он (она) ведет себя агрессивно, потому что он (она) злой человек».

Э. Джонс и Р. Нисбет в своем обширном труде по данному вопросу приходят к выводу, что причина различий во взглядах деятеля и наблюдателя кроется в апелляции того и другого к различным аспектам информации. Для наблюдателя внешняя среда постоянна и устойчива, а действия актора изменчивы, непонятны, поэтому на них он и обращает внимание, прежде всего. Для актора его действия спланированы и простроены, а среда непостоянна, поэтому он концентрирует внимание на себе. В результате деятель воспринимает свои поступки как реакцию на внешние сигналы (ситуационная атрибуция), а наблюдатель видит активность актора, изменяющего постоянную среду (личностная атрибуция).

Ключевые слова: Наука

Источник: Горбунова М.Ю., Социальная психология

Материалы по теме

Особенности культурологии как науки, ее методы

Культурология: учебник для вузов / В.

М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;…

Теоретическая психология

Петровский А.В., Психология в России. XX век

Чем отличается наука от псевдонауки?

Гусев Д. А. Логика — М.: Прометей, 2015. -300 с.

Понятия «технология» и «информация» применительно к мировой экономике

Щербанин Ю.А., Мировая экономика

Психология нового времени

Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология

История детской и педагогической психологии

Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Структура психологии

Штейнмец А.Э., Общая психология

Общая характеристика гуманистической психологии

Р. В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

что означает понятие, определение, автор теории, виды, примеры

Содержание:

  • Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии
  • Структура процесса, стороны
  • Разновидности каузальной атрибуции
  • Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля
  • Ошибки каузальной атрибуции
  • Примеры с выводами

Содержание

  • Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии
  • Структура процесса, стороны
  • Разновидности каузальной атрибуции
  • Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля
  • Ошибки каузальной атрибуции
  • Примеры с выводами

Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии

Определение

Каузальная атрибуция в социальной психологии – это феномен межличностного восприятия, заключающийся в приписывании вымышленных причин действий другому человеку в условиях нехватки информации о действительных мотивах его действий.

Определение было сформулировано западными социальными психологами Ли Россом, Г. Келли, Ф. Хайдером. Они изучали механизмы, при помощи которых человек находит для себя объяснение причинно-следственных связей происходящих событий.

Примечание

Термин имеет латинское происхождение: causa означает «причина», attributio – «приписывание». Наиболее общее представление понятие получило в теории атрибуции, разработанной теми же авторами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Структура процесса, стороны

Познавая друг друга в рамках социума, люди не ограничиваются информацией, получаемой в результате внешних наблюдений. В большинстве случаев они проявляют стремление к выяснению мотивов действия, формулированию выводов о качествах личности.

Но поскольку сведений, поступивших в процессе стороннего наблюдения, не хватает, наблюдатели на основе собственного опыта, мировоззрения, довлеющих над ними стереотипов, имеющегося объема знаний самостоятельно определяют вероятные причины поступка, приписывают их участнику событий.

Разновидности каузальной атрибуции

В своих трудах Г. Келли выделяет три вида атрибуции:

  1. Личностную, в процессе которой причина приписывается совершающему действие человеку.
  2. Обстоятельственную, предполагающую приписывание причины обстоятельствам.
  3. Объектную, при которой интерпретация направлена на объект поступка и его свойства.

Многолетние исследования показали, что сторонним наблюдателям свойственно использование личностной атрибуции. Непосредственные участники событий, напротив, чаще применяют обстоятельственный вид.

Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля

Оределение

Локус контроля – это свойство человека причислять свои неудачи и успехи внешним или внутренним факторам.

Связь локуса контроля и казуальной атрибуции состоит в том, что в обоих случаях человек пытается объяснить причины сложившейся ситуации, и в зависимости от сделанных выводов выдает ту или иную интерпретацию.

Только в случае с локусом индивид демонстрирует осознанность выбора реакции. А в процессе каузальной атрибуции на него оказывают значительное давление двойные стандарты и стереотипы.

Пример

Провалив сроки сдачи проекта, менеджер может проявить локус контроля двумя способами: признать собственную нерасторопность или обвинить в провале сложность работы, контрагентов, подчиненных, сотрудников.

Ошибки каузальной атрибуции

Разным людям свойственно демонстрирование различных видов атрибуции разной степени «правильности» определения причин. В связи с этим выделяют 3 категории позиций:

  1. Различия – отличия от мнения остальных людей.
  2. Подобия – согласия с мнением окружающих.
  3. Соответствия – постоянства актуальности причины в пространстве и времени.

Все три позиции субъекта восприятия могут приводить к ошибкам атрибуции, которые подразделяются на 2 класса:

  1. Мотивационные, связанные с пристрастиями субъекта к асимметрии негативных и позитивных результатов.
  2. Фундаментальные, проявляющиеся в недооценке ситуационных факторов и переоценке личностных.

Самой распространенной мотивационной ошибкой считается приписывание неуспеха обстоятельствам, успеха – себе. Фундаментальные могут проявляться в ошибках «ложного согласия», когда индивид подгоняет результаты и выводы под собственное мнение, а также в ошибках большего доверия к фактам, чем к общепринятым суждениям.

Примеры с выводами

Столкнувшись с грубостью работника регистратуры в поликлинике, человек делает вывод о том, что все люди, занятые подобной работой, являются грубиянами. Закономерность явно некорректна, но из-за нехватки информации о качествах других сотрудников посетитель программирует себя негативной установкой.

Другой пример связан с эффектом проекции. Приятному собеседнику человек приписывает собственные позитивные качества. Неприятного, наоборот, мысленно «снабжает» своими же негативными чертами. Очевидно, что созданный образ необъективен, а значит, произошла типичная ошибка атрибуции.

Еще один частый случай – неправильное восприятие знаков невербального общения, когда улыбка незнакомца может восприниматься как заискивание, усмешка, надменность, критическая оценка. Индивид рассматривает ситуацию сквозь призму своего настроения, собственных комплексов, убеждений, вследствие чего опять возникает ошибка атрибуции.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Процесс причинной атрибуции

Келли: Процесс причинной атрибуции Келли, Гарольд Х., Процесс причинной атрибуции, американский психолог, февраль 1973 г., стр. 107–128.

Книга Фрица Хайдерса 1958 года была ранним определением теории атрибуции. Другими были гипотезы Джонса и Дэвиса о восприятии намерения. и теория самовосприятия Бема.

Теория атрибуции касается того, как люди делают каузальные атрибуции, как они отвечать на вопросы, начинающиеся с почему. В первую очередь речь идет о вопросах социальное восприятие. Это касается того, что Хидер называет «наивной психологией». Это также включает в себя собственное восприятие себя как самонаблюдателей. Это связано с процессами, посредством которых человек «знает», что он знает и, что более важно, «знает, что знает».

«Я считаю, что социальные психологи, наконец, осознают, что их надлежащая роль состоит не в том, чтобы смешивать здравый смысл, а в том, чтобы анализировать, уточнять, и увеличить его»

Принцип ковариации: эффект приписывается одному из его возможных причины, с которыми со временем она ковариирует.

Следствия часто появляются вскоре после их причин. Нормальный человек как «наивный психолог» интерпретирует и приписывает причинно-следственные связи к действиям себе и другим. Возможные причины независимы переменные, а эффект (поведение) является зависимой переменной. Люди имеют большую уверенность в своей реакции на стимул, когда а) их реакция отчетливо ассоциируется со стимулом, б) другие делают то же самое в одной и той же ситуации, c) реакция постоянна во времени. Таким образом, своеобразие, консенсус и последовательность влияют на уверенность в восприятии.

Роль данной причины в производстве данного следствия не принимается во внимание, если другие также присутствуют вероятные причины. Если есть высокое внешнее оправдание для поведения его собственные внутренние причины не учитываются. С низким внешним оправдания, человек приписывает свое поведение собственному внутреннему отношения.

Принцип аугментации, когда известны ограничения, затраты, или риски, связанные с выполнением действия, действие в большей степени относится к актер, чем иначе.

Причинная схема относится к тому, как человек думает о вероятных причинах по отношению к заданному эффекту. У большинства людей есть набор схем, которые облегчают причинные атрибуции.

Также представляется, что «воспринимающий испытывает возрастающую потребность приписывать ответственность перед кем-то по мере того, как последствия становятся более серьезными».

Некоторые проблемы теории атрибуции
Один из вопросов заключается в том, как взаимодействуют процессы наблюдения и настоящего анализа. с предубеждениями и стереотипами? Как действуют априорные причинные убеждения повлиять на последующую обработку информации?

Одним из примеров является исследование Чепмена о том, как студенты могут упорствовать в видеть причинные свойства даже после того, как они становятся недействительными.

Другая задача — определить, когда будет вызываться конкретная схема. Простой схемы могут быть предпочтительнее сложных.

Предвзятость может быть связана с различиями между действующим лицом и наблюдателем в информации доступным для них и в значимости информации. Люди склонны приписывать собственные аномальные действия ситуации и чужим аберрантным действия к своей личности.

Социальное обучение, каузальная атрибуция и моральная интернализация

  1. Дикс, Т. и Грусек, Дж. Э. Методы родительского влияния: атрибутивный анализ . Неопубликованная рукопись, Университет Торонто, 1982 г.

    Google Scholar

  2. Enzle, M.E., & Look, S.C. Управление вознаграждением «Я против другого» и эффект чрезмерного оправдания . Неопубликованная рукопись, Университет Альберты, 1980.

    Google Scholar

  3. Андерсон Р., Манукян С. Т. и Резник Дж. С. Подрыв и усиление внутренней мотивации у детей дошкольного возраста. Журнал личности и социальной психологии , 1916, 34 , 915–922.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  4. Аронсон Э. и Карлсмит Дж. М. Влияние серьезности угрозы на обесценивание запрещенного поведения. Журнал ненормальной и социальной психологии , 1963, 66 , 584–588.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  5. Бандура А. Влияние непредвиденных обстоятельств подкрепления моделей на приобретение подражательных ответов. Журнал личности и социальной психологии , 1965, 1 , 589–595.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  6. Бандура, А. Теория социального обучения . Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1977.

    Google Scholar

  7. Бандура А. Самосистема во взаимном детерминизме. Американский психолог , 1978, 33 , 344–358.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  8. Бандура А. и Бараб П. Г. Условия, определяющие неподкрепленное подражание. Психология развития , 1971, 5 , 244–255.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  9. Бандура А. и Перлофф Б. Относительная эффективность систем самоконтроля и внешнего подкрепления. Журнал личности и социальной психологии , 1967, 7 , 111–116.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  10. Баумринд, Д. Развитие инструментальной компетенции посредством социализации. В AD Pick (Ed.), Миннесотские симпозиумы по детской психологии (Том 7). Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1973.

    . Google Scholar

  11. Берисон, Д. Дж., и Кассель, Т. З. Когнитивная децентрация и социальные коды: эффективность общения у маленьких детей из разных семейных контекстов. Психология развития , 1975, 11 , 29–36.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  12. Берн, Д. Дж. Теория самовосприятия. В Л. Берковице (ред.), Успехи экспериментальной социальной психологии (Том 6). Нью-Йорк: Academic Press, 1972.

    . Google Scholar

  13. Богджано, А. К., и Рубль, Д. Н. Восприятие компетентности и эффект чрезмерного обоснования: исследование развития. Журнал личности и социальной психологии , 1919, 37 , 1462–1468.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  14. Басси, К., и Перри, Д. Г. Разделение непредвиденных обстоятельств подкрепления с моделью: анализ социального обучения эффектов подобия в имитационном исследовании. Журнал личности и социальной психологии , 1916, 34 , 1168–1176.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  15. Басси, К., и Перри, Д. Г. Имитация сопротивления отклонению: неопровержимые доказательства неуловимого эффекта. Психология развития , 1977, 13, 438–443.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  16. Чейн, Дж. А. Наказание и аргументация в развитии самоконтроля. В RD Parke (Ed.), Последние тенденции в теории социального обучения . Нью-Йорк: Academic Press, 1972.

    . Google Scholar

  17. Коэн, Э. А., Гельфанд, Д. М., и Хартманн, Д. П. Причинные рассуждения как функция поведенческих последствий. Развитие ребенка , 1981, 52 , 514–522.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  18. Демброски, Т. М., и Пеннебейкер, Дж. В. Реакция на серьезность и характер угрозы среди детей разного социально-экономического уровня. Журнал личности и социальной психологии , 1915, 31 , 338–342.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  19. Diener, C.I., & Dweck, C.S. Анализ выученной беспомощности: непрерывные изменения в производительности, стратегии и достижениях после неудачи. Журнал личности и социальной психологии , 1978, 36 , 451–462.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  20. Diener, C.I., & Dweck, C.S. Анализ выученной беспомощности: II. Обработка успеха. Журнал личности и социальной психологии , 1980, 39 , 940–952.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  21. Динстбир, Р. А., Хиллман, Д., Ленхофф, Дж., Хиллман, Дж., и Валкенаар, М. К. Эмоционально-атрибуционный подход к нравственному поведению: взаимодействие когнитивных теорий и теорий избегания нравственного развития. Психологический обзор , 1975, 82 , 299–315.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  22. ДиВитто, Б., и Макартур, Л. З. Различия в развитии в использовании информации об отличительности, консенсусе и согласованности для установления причинных атрибуций. Психология развития , 1978, 14 , 474–482.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  23. Доллинджер С. Дж. и Телен М. Х. Чрезмерное оправдание и внутренняя мотивация детей: сравнительный эффект четырех наград. Журнал личности и социальной психологии , 1978, 36 , 1259–1269.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  24. Драбман, Р. С., Спитальник, Р., и О’Лири, К. Д. Обучение детей самоконтролю. Journal of Abnormal Psychology , 1973, 82 , 10–16.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  25. Эббесен, Э. Б., Бауэрс, Р. Дж., Филлипс, С., и Снайдер, М. Процессы самоконтроля в парадигме запрещенной игрушки. Журнал личности и социальной психологии , 1975, 31 , 442–452.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  26. Фейнгольд, Б. Д., и Махони, М. Дж. Эффекты подкрепления внутреннего интереса: подрыв гипотезы чрезмерного обоснования. Поведенческая терапия , 1975, 6 , 361–311.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  27. Фландерс, Дж. П. Обзор исследований подражательного поведения. Психологический бюллетень , 1968, 69 , 316–337.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  28. Фридман, Дж. Л. Долгосрочные поведенческие эффекты когнитивного диссонанса. Журнал экспериментальной социальной психологии , 1965, 1 , 145–155.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  29. Фридрих Л.К. и Штейн А.Х. Просоциальное телевидение и маленькие дети: влияние вербальных ярлыков и ролевых игр на обучение и поведение. Развитие ребенка , 1915, 46 , 27–38.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  30. Грусек, Дж. Э., Кучински, Л., Раштон, Дж. П., и Симутис, З. М. Моделирование, прямое обучение и атрибуция: влияние на альтруизм. Психология развития , 1918, 14 , 51–57.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  31. Грусек, Дж. Э., Кучински, Л., Раштон, Дж. П., и Симутис, З. М. Обучение устойчивости к отклонениям посредством наблюдения. Психология развития , 1979, 15 , 233–240.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  32. Грусек, Дж. Э., и Редлер, Э. Атрибуция, подкрепление и альтруизм: анализ развития. Психология развития , 1980, 16 , 525–534.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  33. Хоффман М.Л. Совесть, личность и методы социализации. Развитие человека , 1970, 13 , 90–126. (а)

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  34. Хоффман, М. Л. Нравственное развитие. В P. Mussen (Ed.), Руководство Carmichae по детской психологии (Том 2). Нью-Йорк: Wiley, 1970. (б)

    . Google Scholar

  35. Хоффман М.Л. Моральная интернализация: современная теория и исследования. В Л. Берковиц (ред.), Успехи экспериментальной социальной психологии (Том 10). Нью-Йорк: Academic Press, 1977.

    . Google Scholar

  36. Хорн, Х.Л., младший, и Максвелл, Ф.Р., младший. Методологические соображения в парадигме запрещенной игрушки. Психология развития , 1979, 15 , 654–655.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  37. Исраэль, А.С., и Браун, М.С. Влияние директивности инструкций и надзора на производство и устойчивость детских донаций. Журнал экспериментальной детской психологии , 1919, 27 , 250–261.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  38. Дженсен А. М. и Мур С. Г. Влияние заявлений об атрибутах на сотрудничество и конкурентоспособность у мальчиков школьного возраста. Развитие ребенка , 1977, 48 , 305–307.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  39. Карниол Р. и Росс М. Развитие причинных атрибуций в социальном восприятии. Журнал личности и социальной психологии , 1976, 34 , 455–464.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  40. Карниол, Р., и Росс, М. Влияние поощрений, релевантных и нерелевантных по результатам, на внутреннюю мотивацию детей. Развитие ребенка , 1977, 48 , 482–487.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  41. Карниол Р. и Росс М. Использование детьми схемы причинной атрибуции и вывод о манипулятивных намерениях. Развитие ребенка , 1979, 50 , 463–468.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  42. Келли, Х. Х. Процессы причинной атрибуции. Американский психолог , 1973, 28 , 107–128.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  43. Кун, А. Разработка схем величины-ковариации и компенсации в атрибуции способностей и усилий при исполнении. Развитие ребенка , 1977, 48 , 862–873.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  44. ЛаВуа, Дж. К. Когнитивные детерминанты устойчивости к отклонениям у семи-, девяти- и одиннадцатилетних детей с низким и высоким уровнем зрелости моральных суждений. Психология развития , 1914, 10 , 393–403.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  45. Лихи, Р. Л. Развитие концепций просоциального поведения: информация, влияющая на вознаграждение за альтруизм и доброту. Психология развития , 1919, 15 , 34–37.

    Google Scholar

  46. Леппер, М. Р. Диссонанс, самовосприятие и честность у детей. Журнал личности и социальной психологии , 1973, 25 , 65–74.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  47. Леппер, М. Р. Внутренняя и внешняя мотивация у детей: пагубные последствия чрезмерного социального контроля. В WA Collins (Ed.), Миннесотские симпозиумы по детской психологии (Том 14). Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1981.

    . Google Scholar

  48. Леппер, М. Р., и Гилович, Т. Подчеркивание положительного: Выявление общего подчинения у детей посредством запросов, ориентированных на деятельность. Журнал личности и социальной психологии , 1982, 42 , 248–259.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  49. Леппер, М. Р., Грин, Д., и Нисбетт, Р. Э. Подрыв внутреннего интереса детей внешними вознаграждениями: проверка гипотезы чрезмерного оправдания. Журнал личности и социальной психологии , 1913, 28 , 129–137.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  50. Леппер М.Р., Сагоцкий Г. и Мейлер Дж. Обобщение и устойчивость эффектов воздействия моделей самоусиления. Развитие ребенка , 1975, 46 , 618–630.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  51. Леппер, М. Р., Занна, М. П., и Абельсон, Р. П. Когнитивная необратимость в ситуации уменьшения диссонанса. Журнал личности и социальной психологии , 1970, 16 , 191–198.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  52. Льюис, К. К. Эффекты родительского контроля фирмы: новая интерпретация результатов. Психологический бюллетень , 1981, 90 , 547–563.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  53. Ливсли В. Дж. и Бромли Д. Б. Восприятие человека в детстве и юности . Лондон: Wiley, 1973.

    . Google Scholar

  54. Литтон, Х., и Цвирнер, В. Податливость и ее контролирующие стимулы, наблюдаемые в естественных условиях. Психология развития , 1975, 11 , 769–779.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  55. Мартин Б. Отношения между родителями и детьми. В FD Horowitz (Ed.), Обзор исследований развития детей (Том 4) Чикаго: University of Chicago Press, 1975.

    Google Scholar

  56. Миллер Р. Л., Брикман П. и Болен Д. Атрибуция против убеждения как средство изменения поведения. Журнал личности и социальной психологии , 1975, 31 430–441.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  57. Мишель, В. К когнитивному социальному обучению переосмыслению личности. Психологический обзор , 1913, 80 , 252–283.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  58. Олейник А. Г. и МакКинни Дж. П. Ориентация на родительские ценности и щедрость у детей. Психология развития , 1973, 8 , 311.

    CrossRef Google Scholar

  59. Остфельд Б. и Кац П. А. Влияние серьезности угрозы на детей разного социально-экономического уровня. Психология развития , 1969, 1 , 205–210.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  60. Парк, Р. Д. Эффективность наказания как взаимодействие интенсивности, времени, заботы агента и когнитивного структурирования. Развитие ребенка , 1969, 40 , 213–235.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  61. Парке, Р. Д. Роль наказания в процессе социализации. В Р. А. Хоппе, Г. А. Милтон и Э. К. Зиммель (ред.), Ранний опыт и процессы социализации . Нью-Йорк: Academic Press, 1970.

    . Google Scholar

  62. Парке, Р. Д. Правила, роли и сопротивление отклонениям: последние достижения в области наказания, дисциплины и самоконтроля. В AD Pick (Ed.), Миннесотские симпозиумы по детской психологии (Том 8). Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1974.

    . Google Scholar

  63. Пиверс, Б. Х., и Секорд, П. Ф. Изменения в развитии приписывания описательных понятий людям. Журнал личности и социальной психологии , 1973, 27 , 120–128.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  64. Перри Д.Г., Бусси К. и Перри Л.К. Факторы, влияющие на имитацию сопротивления отклонению. Психология развития , 1975, 11 , 724–731.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  65. Перри Д. Г., Бусси К. и Фишер Дж. Влияние поощрения детей за сопротивление искушению на изменение отношения к парадигме запрещенных игрушек. Австралийский журнал психологии , 1980, 32 , 225–234.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  66. Перри, Д. Г., Бусси, К., и Фрейберг, К. Влияние призывов взрослых поделиться на развитие альтруистических наклонностей у детей. Журнал экспериментальной детской психологии , 1981, 32 , 127–138.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  67. Перри, Д. Г., Бусси, К., и Редман, Дж. Снижение игровых эффектов, вызванное вознаграждением: переатрибуция мотивации, конкурирующие ответы или избегание разочарования? Развитие ребенка , 1977, 48 , 1369–1374.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  68. Перри, Д. Г., Перри, Л. К., Бусси, К., Инглиш, Д., и Арнольд, Г. Процессы приписывания и самонаказания детей за плохое поведение. Развитие ребенка , 1980, 51 , 545–551.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  69. Рансен, Д. Л. Посредничество в снижении мотивации, вызванной вознаграждением, в раннем и среднем детстве: подход, основанный на сопоставлении шаблонов. Журнал личности и социальной психологии , 1980, 39 , 1088–1100.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  70. Рейсс С. и Сушинский Л. В. Чрезмерное оправдание, конкурирующие ответы и приобретение внутреннего интереса. Журнал личности и социальной психологии , 1975, 31 , 1116–1125.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  71. Шульц, Т. Р., и Бутковски, И. Использование схемы маленькими детьми для множественных достаточных причин при атрибуции реального и гипотетического поведения. Развитие ребенка , 1977, 48 , 464–469.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  72. Скарин К. и Моэли Б. Е. Альтруистическое поведение: анализ возрастных и половых различий. Развитие ребенка , 1916, 47 , 1159–1165.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  73. Смит, С. Л., Гельфанд, Д. М., Хартманн, Д. П., и Партлоу, М. П. Причинные атрибуции детей в отношении оказания помощи. Развитие ребенка , 1979, 50 , 203–210.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  74. Смит, Т. В., и Питтман, Т. С. Вознаграждение, отвлечение внимания и эффект сверхоправдания. Журнал личности и социальной психологии , 1978, 36 , 565–572.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  75. Staub, E. Использование ролевых игр и индукции в обучении детей тому, как помогать и делиться поведением. Развитие ребенка , 1971, 42 , 805–816.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  76. Телен М. Х. и Ренни Д. Л. Влияние заместительного подкрепления на подражание: обзор литературы. В BH Maher (Ed.), Прогресс в экспериментальных исследованиях личности (Том 6). Нью-Йорк: Academic Press, 1972.

    . Google Scholar

  77. Тонер, И. Дж., Мур, Л. П., и Эммонс, Б. А. Влияние ярлыка на последующий самоконтроль у детей. Развитие ребенка , 1980, 51 , 618–621.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  78. Тульвинг Э. Эпизодическая и семантическая память. В Э. Талвинг и В. Дональдсон (ред.), Организация памяти . Нью-Йорк: Academic Press, 1972.

    . Google Scholar

  79. Уолтерс Г. К. и Грусек Дж. Э. Наказание . Сан-Франциско: Фриман, 1977.

    . Google Scholar

  80. Вайнер, Х. Р., и Дубаноски, Р. А. Сопротивление угасанию как функция самостоятельно или извне определенных графиков подкрепления. Журнал личности и социальной психологии , 1975, 57 , 905–910.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  81. Уэллс, Д. , и Шульц, Т. Р. Различия в развитии между поведением и суждением в действии принципа дисконтирования. Развитие ребенка , 1980, 51 , 1307–1310.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  82. Уайт, Г. М. Непосредственные и отсроченные эффекты модельного наблюдения и управляемой и неуправляемой репетиции на пожертвования и воровство. Журнал личности и социальной психологии , 1972, 27 , 139–148.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  83. Уайт, Г. М., и Бернам, Массачусетс. Социально обусловленный альтруизм: влияние моделирования, инструкций и возраста на общественные и частные пожертвования. Развитие ребенка , 1975, 46 , 559–563.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  84. Уайтинг, Б. Б., и Уайтинг, Дж. В. М. Дети шести культур . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1975.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *