Типы мировоззрений | Специфика |
2.Мифологическое 3.Религиозное 4.Философское 5.Научное | Носит стихийный характер образования, неоднородно, так как неоднородны — по характеру образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным другим традициям – его носители, диапазон которых растягивается от примитивных обывателей до полноценных, просвещенных кругов художников, политиков, ученых, их взгляды формируются под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Изжило себя исторически, при помощи эпоса, сказок, легенд, исторических преданий, мифологических образов, сравнений, гипербол люди отвечали на вопросы о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти, о добре и зле. Такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его разделение на потусторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, основу составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей, нередко оно приводит к формированию высоких общечеловеческих ценностей. Мировоззрение, формирующееся на основе разума, знания, его цель – истина и мудрость, систематические мысли и теории, объясняющие имеющиеся факты, показывающие эффективные пути познания; это мировоззрение занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремится понять мир, опираясь на силу логического рассуждения и веру в силы самого человека, его основными чертами являются обоснованность, систематичность, универсальность, критичность. Сформировало понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно человеку относиться к ним, основывается на допущении, что мир природы – совокупность естественных процессов, причинно обусловленных, не зависящих от человека, не поддающихся математической формализации, отношение к природе, как к объекту науки, построение знаний на основе экспериментальных подтверждений и доказательств, объективная оценка картины мира. |
3. Заполните таблицу. Основные типы мировоззрений и их специфика.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ
СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
ФИЛОСОФИЯ
Рабочая тетрадь
для студентов всех специальностей
дневной формы обучения
Красноярск 2009
Философия: Рабочая тетрадь для студентов всех специальностей дневной формы обучения / сост.
О.Н. Гайдаш; МПК СФУ. – Красноярск, 2009. – 46 с.В рабочей тетради по философии студентам предложен комплекс заданий, которые должны выполняться на семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы. Выполнение заданий предусматривает знакомство с научной литературой, текстами первоисточников, энциклопедиями и словарями. Студентам предоставляется возможность изложить собственный взгляд на вопросы философии.
Учебное издание
ФИЛОСОФИЯ
Рабочая тетрадь
для студентов всех специальностей
дневной формы обучения
Составитель: Гайдаш Ольга Николаевна
ФИЛОСОФИЯ
Рабочая тетрадь
Студент _____________________________________________________________
Группа _____________________________________________________________
Преподаватель _____________________________________________________________
Тема. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Задание №1. Составьте план изученной темы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.
Каковы основные черты философского мышления?
Философия как саморефлексия об «универсуме» и человеке в нем.
Философия и наука, философия и религия.
Функции философии.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№3. Самопроверка знаний.
Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.
а) Структура философского знания:
1) онтология, гносеология, логика, аксиология и др.;
2) онтология, гностицизм, логика, история искусства, этнология и др.;
3) антропология, биоэтика, педагогика, психология, синергетика и др.;
4) все ответы неправильные.
б) Каково соотношение философии и мировоззрения:
1) философия и мировоззрение тождественны;
2) философия шире мировоззрения;
3) философия – это теоретическая основа мировоззрения;
4) философия и мировоззрение – разноплановые понятия.
в) Материализмом называется:
1) признание внешней по отношению к человеку действительности, не зависящей от него в своем существовании;
2) признание первичности материи по отношению к сознанию;
3) принцип взаимосвязи бытия и мышления, на основе которого создаются системы представлений о мире;
4) признание того, что все тела состоят из «элементарных кирпичиков» (электронов, протонов и т. п.).
г) Идеализм как взгляд на мир представляет собой:
1) систему знаний, обосновывающую значение идеалов в жизни общества и человека;2) учение, согласно которому идеи более реальны, чем материальные вещи;
3) признание определяющего значения для человека духовных сторон общественного бытия;
4) учение, согласно которому первичным и определяющим является либо сознание человека, либо некая духовная сила, обусловливающая развитие природы, общества и самого человека;
д) Какая из предложенных функций помогает ориентации человека в мире?
1) гносеологическая;
2) методологическая;
3) гуманистическая;
4) эвристическая.
2. Дополните определения.
Онтология_____________________________________________________________________________________________________________________________
Гносеология___________________________________________________________________________________________________________________________
Аксиология____________________________________________________________________________________________________________________________
Материализм__________________________________________________________________________________________________________________________
Идеализм_____________________________________________________________________________________________________________________________
Дуализм_____________________________________________________________________________________________________________________________
Агностицизм_________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип философского монизма______________________________________
__________________________________________________________________
Типы мировоззрений | Специфика |
|
При анализе типов мировоззрения воспользуйтесь определением философа В. Дильтея (1833-1911). Он считал, что мировоззрение – это стройная система взглядов, которая на основе построения картины мира решает вопрос о смысле мира, а затем выводит отсюда идеал и основные принципы жизни.
5. Прокомментируйте текст.
«Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего будущему – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства» (К. Ясперс).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание №4. Творческие вопросы и задания.
Специфика философии. Философия как наука (Аристотель) и философия как «любовь к мудрости» (Платон).
Философия и культура мысли. «Вечный» характер философских проблем.
Философия и мифология: два зеркала бытия.
Человек и мир: прост мир или сложен, разрушен он или абсурден и другие вопросы.
От Мифа к Логосу: генезис философского знания.
Философия и религия: нелегкий путь взаимоотношений.
Мистический путь познания истины (теософия и др.).
Иван Карамазов, герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», говорит, что он не отрицает Бога, но не принимает созданного Им мира. Попробуйте определить характер мировоззрения Ивана Карамазова. Развейте эту тему: принятие или отрицание мира как существенная характеристика философского мышления.
Имеет ли философия практический смысл?
Философия как «метаязык» всех наук (М.М. Бахтин).
Основные типы самоопределения современной философии.
Древнеримский мудрец Сенека писал: «Философия – не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле». Подумайте, что значит быть «философом на деле»?
Задание №1. Составьте план изученной темы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.
Историко-культурный анализ предпосылок возникновения философии. Почему именно в Греции происходит рождение Логоса?
Основные периоды античной философии, критерии их выделения. Главные герои и их идеи.
Поиск чистой истины как главная человеческая ценность.
Почему античная философия так эмоционально привлекательна?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Самопроверка знаний.
Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.
а) Основателем «линии материализма» считается древнегреческий философ:
1) Аристотель;
2) Демокрит;
3) Парменид;
4) Сократ.
б) Основателем «линии идеализма» считается древнегреческий философ:
1) Гераклит;
2) Платон;
3) Эпикур;
4) Фалес.
в) Эллино-римский период античной философии. Соотнесите идеи и направления:
1) эпикурейство а) выражение сомнения в возможности человеческого познания;
2) неоплатонизм б) достижение счастья через «апатию» — искоренение аффектов;
3) скептицизм в) учение о высшем бытии;
4) стоицизм г) философы-материалисты,
утверждающие принцип гедонизма.
г) Какие из перечисленных философов в основу мира положили число?
1) Платон;
2) Аристотель;
3) Пифагор;
4) Анаксимандр;
5) Анаксимен;
6) Зенон.
д) Древнегреческие философы славились своими образными фразами, которые вошли в повседневный обиход многих народов. Соотнесите высказывания и их автора.
1) Сократ а) «все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды;
2) Гераклит б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
3) Протагор в) «Мышление и бытие одно и то же»;
4) Парменид г) «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».
2. Дополните определения.
Космоцентризм________________________________________________________________________________________________________________________
Гедонизм_____________________________________________________________________________________________________________________________
Субстанция____________________________________________________________________________________________________________________________
Атараксия_____________________________________________________________________________________________________________________________
Метафизика___________________________________________________________________________________________________________________________
Диалектика____________________________________________________________________________________________________________________________
Логос_________________________________________________________________________________________________________________________________
Земные данные | Earthdata
Ваш доступ к данным НАСА по наблюдению за Землей
Программа Earth Science Data Systems (ESDS) предоставляет полный и открытый доступ к коллекции данных NASA по науке о Земле для понимания и защиты нашей родной планеты. Начните исследование данных Земли, щелкнув любой из значков дисциплин выше.
Начать Найти данные Использовать данные
- Атмосфера
- Биосфера
- Криосфера
- Размеры человека
- Поверхность земли
- Океан
- Твердая земля
- Взаимодействие Солнца и Земли
- Земная гидросфера
Ваш доступ к данным НАСА по наблюдению за Землей
Исследуйте
Темы
Программа Earth Science Data Systems (ESDS) обеспечивает полный и открытый доступ к данным НАСА сбор данных науки о Земле для понимания и защиты нашей родной планеты.
Начало работы
Поиск данных
Использование данных
Data Pathfinders
Новичок в использовании данных НАСА по науке о Земле? Наши Data Pathfinders помогут вам наметить путь через процесс выбора продуктов данных и научиться их использовать. Щелкните стрелки по обеим сторонам поля, чтобы найти начальную точку для конкретной темы.
Просмотреть все >
Сельское хозяйство и водоснабжение
Качество воздуха
Биологическое разнообразие и экологическое прогнозирование
Бедствия
Болезни
ГИС
Парниковые газы
Изменение уровня моря
Цели в области устойчивого развития (ЦУР)
Качество воды
Лесные пожары
Resource Spotlight
Найдите данные, статьи, вебинары и другие ресурсы по актуальным темам в одном месте на этих страницах Spotlight.
Сельское хозяйство
Данные НАСА предоставляют жизненно важную информацию для фермеров, водителей и других специалистов в области сельского хозяйства.
Open Science
Open Science способствует инклюзивному совместному научному процессу посредством открытого обмена данными и знаниями.
Экологическое правосудие
Сочетание науки о Земле с социально-экономическими данными позволяет выявить уязвимые сообщества.
Статья
Инструмент данных в фокусе: AppEEARS
AppEEARS позволяет пользователям разделять данные в пространстве, времени и по слоям, уменьшая объем данных, которые им необходимо загрузить.
Статья
Глубокие данные: анализ углерода в океане
Эксперты НАСА создали экосистему данных для амбициозной полевой кампании по изучению углеродного цикла океана.
Профиль пользователя данных
Профиль пользователя: д-р Оуэн Купер
Данные Центра атмосферных научных данных НАСА помогают д-ру Оуэну Куперу контролировать и отслеживать тропосферный озон.
Статья
Предоставление открытых данных для Обсерватории системы Земли (ESO) НАСА
Исследование определило архитектуру обработки данных ESO, которая одновременно способствует развитию открытой науки и развитию науки о системе Земля.
20 апреля 2023 г.
Архив Worldview >
Пыльная буря в Китае
Изображение, полученное 19 апреля 2023 г. прибором MODIS на борту спутника NASA Aqua.
Engage
Узнайте, как вы можете взаимодействовать с данными, услугами и сообществом НАСА в области наук о Земле.
Open Science
Open Services and APIs
Стандарты и практики
Форумы
Свяжитесь с нами
Каковы 4 типа разнообразия на рабочем месте?
Область исследования Выберите область обученияПсихология и психическое здоровьеОбразованиеБизнес и технологииКриминалистикаУправление гостиничным бизнесомСестринское дело
Степень Выберите градус по умолчанию
градус Выберите степеньУдостоверениеУдостоверение у магистровСпециалист по образованиюМагистр искусств в области образованияДоктор педагогических наукДоктор психологических наук
Степень Выберите степеньМагистр искусствМагистр наукМагистр социальной работыДоктор философииДоктор психологии
Степень Выберите степеньМагистр делового администрированияМагистр наукДоктор делового администрированияДоктор философии
Степень Выберите степеньМагистр наукДоктор философииСертификат о высшем образовании
Степень Выберите степень Juris Doctor
Степень Выберите степень магистра делового администрирования
Степень Выберите степеньБакалавр наук в области сестринского делаМагистр наук в области сестринского дела
Major Выберите MajorDefault
Major Выберите специальностьКлиническое консультирование (MA)Супружеская и семейная терапия (MA)Организационная психология (MA)
Специальность Выберите специальностьКлиническая психофармакология Постдокторская степень (MS)
Специальность Выберите специальностьКлиническая психология (PhD)Промышленная и организационная психология (PhD)
Специальность Выберите специализациюКлиническая психология (PsyD)Докторская переспециализация в области клинической психологииСупружеская и семейная терапия (PsyD)Организационное развитие (PsyD)
Майор Выберите специальность «Сестринское дело» (BSN)
Major Выберите специальность Nursing (MSN) Direct Entry
Major Выберите специальность Учетные данные по административным услугамДвуязычная авторизацияСертификат межкультурного языка и академического развития (CLAD)Несколько предметов, возможность досрочного завершения (только предварительные учетные данные)Несколько предметов/элементарное образование, стандартный стажер (только предварительные полномочия)Несколько предметов/начальное образование, обучение студентов (Только предварительные сертификаты) Сертификаты школьного персонала по школьной психологии (только сертификаты) Сертификаты школьных кадров по школьному консультированию (только сертификаты) Один предмет, возможность досрочного завершения (только предварительные сертификаты) Отдельный предмет / среднее издание, стандартный стажер (предварительные сертификаты) Только) Отдельный предмет/Среднее издание, Обучение студентов (только для предварительных сертификатов) Специальное образование, легкий/средний уровень, стандартный стажер (только для предварительных сертификатов)Специальное образование, легкий/средний уровень, обучение студентов (только для предварительных сертификатов)
Майор Выберите специальностьНесколько предметов, вариант досрочного завершения (Prelim Credential с MAE)Multiple Subject/Elementary Ed.