Акцентуация ,Классификация акцентуаций, их характеристика отличие от…
Привет, Вы узнаете про акцентуация, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое акцентуация, акцентуация характера, акцентуация личности , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Общая психология.
акцентуация , акцентуация характера , акцентуация личности , акцентуированная личностная черта (от лат. accentus — ударение) — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи .
История понятия
Термин «акцентуация» в 1968 году ввел немецкий психиатр Карл Леонгард, который употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Он описывает акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. Леонгард характеризует акцентуации как «отклонение от нормы», но замечает, что, по его мнению, «население Берлина — это на 50 % акцентуированные личности и на 50 % — стандартный тип людей». Он разработал также свою классификацию акцентуаций, в которой можно видеть значительное влияние психоаналитических представлений о типологии психических расстройств.
В 1977 году Андрей Евгеньевич Личко на основе работ Леонгарда и классификации психопатий Петра Борисовича Ганнушкина развил концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера», считая личность слишком комплексным понятием для акцентуаций. Разработанная им типология имеет явную привязку к классификации психопатий Ганнушкина и, кроме того, предназначена только для подросткового возраста.
На данный момент, с переходом российской психиатрии на МКБ-10, классификация психопатий Ганнушкина морально устарела, и акцентуации, для удобства работы, часто классифицируются исходя из международной типологии расстройств личности либо из психоаналитических типологий личностных расстройств, хотя и такой подход не является строгим или признанным научным сообществом.
Акцентуация в МКБ-10 классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни (Z73). В данной классификации к диагнозу «акцентуация личностных черт» (Z73.1) относится поведенческий паттерн, характеризующийся необузданными амбициями, стремлением к высоким достижениям, а также нетерпеливостью с ощущением неотложности.
Сущность и границы понятия
Нормальное состояние психики может плавно перетекать в акцентуацию, которая, в свою очередь, постепенно переходит в психопатию или расстройство личности. Это звенья одной цепи, объединенные общими процессами с разной степенью выраженности. На данный момент классификация акцентуации и психопатии имеет чисто описательный (феноменологический) характер и не отражает сути формирующего их психического процесса. Поэтому за основу классификации нужно брать не внешние поведенческие проявления акцентуаций и психопатий, а основные элементы психики и модели мира (как части психики), которые напрямую участвуют в образовании всех акцентуаций и психопатий.
Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности». Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно:
- Акцентуированный человек может специфически реагировать на специфические психогенные воздействия, но только на них, в то время как человек с расстройством личности на любые психогенные воздействия реагирует в соответствии с особенностями своего расстройства (влияние на все сферы жизни).
- Акцентуации могут наиболее ярко проявляться только в течение определенного периода жизни человека (например, подросткового периода) и обычно сглаживаются со временем, в то время как для расстройств личности характерно появление на ранних периодах жизни и стабильность или усиление проявлений в течение жизни (стабильность во времени).
- Акцентуации могут не приводить к социальной дезадаптации вообще или приводить к ней лишь на непродолжительное время, в то же время расстройства личности мешают такой адаптации постоянно.
Хотя специально это обычно не подчеркивается, можно видеть, что понятие «акцентуация» определяется через понятие «расстройство личности» («психопатия») и вторично по отношению к нему. Из утверждений Личко об отличиях акцентуаций от расстройств личности можно сделать вывод, что во всем остальном они схожи.
А. Е. Личко разрабатывал свою концепцию и диагностические методы исключительно для работы с подростками, из-за чего иногда можно встретить утверждения других авторов, что понятие акцентуации применимо только к подростковому возрасту. Однако сам он нигде не ограничивает область применения этого понятия и говорит только об области применения своих теоретических и практических разработок. В дальнейшем он применил свои разработки и развил концепцию в отношении взрослых .
Степени выраженности
А. Е. Личко выделяет две степени выраженности акцентуаций:
- Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Акцентуированные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни. Компенсации не происходит даже при отсутствии психических травм.
- Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Акцентуированные черты характера проявляются в основном при психических травмах, но не приводят к хронической дезадаптации.
Связь с расстройствами личности и отличия
В отличие от расстройства личности (устар. «конституциональной психопатии»), акцентуация характера приводит к дезадаптации только в некоторых ситуациях . Расстройство личности же — это тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций, почти всегда сопровождающееся дезадаптацией.
При акцентуации особенности проявляются не везде и не всегда, в противовес расстройствам личности . Дезадаптивные черты проявляются лишь иногда в определенных условиях, при тяжелых жизненных ситуациях или психических травмах . При расстройстве личности же патологические черты характера тотальны и относительно стабильны .
Акцентуация характера
Акцентуация характера — это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . У некоторых людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. При акцентуации характера личность становится уязвима не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным травмирующим воздействиям, адресованным так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.
Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются и лишь при сложных, травмирующих ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, могут стать почвой для острых эмоциональных реакций и неврозов.
Акцентуация характера vs расстройства личности
Несмотря на то, что ярко выраженная акцентуация характера может напоминать расстройство личности, между ними есть однозначные различия.
В отличии от расстройств личности акцентуация никогда не отличается одновременным присутствием социальной дезадаптации, то есть негибкости в поведении, стабильностью во времени и влиянием на все сферы жизни человека. То есть при расстройствах личности специфические реакции наблюдаются абсолютно на все психогенные воздействия, а при акцентуации – не всегда и не везде, а лишь на определенные ситуации, только в особых условиях.
Акцентуация может быть максимально выражена в какой-то период жизни и, как правило, сглаживается с годами. А расстройства личности обычно отличается стабильностью, то есть появившись в ранние годы проявления не исчезают, могут даже усиливаться.
При акцентуации социальная дезадаптация зачастую не наступает или же носит временный характер. При расстройствах личности социальная адаптация явно нарушается.
Когда проявляется акцентуация?
Акцентуация может быть явной или же скрытой. Явные акцентуации проявляются почти всегда, во всех жизненных ситуациях, а скрытые – лишь в экстремальных условиях, тогда заострения черт характера становятся заметными.
Может ли акцентуация привести к патологии?
В неблагоприятных условиях, в которых человек с трудом адаптируется к изменяющейся ситуации, при длительных стрессах, в непростых жизненных периодах, например, в подростковом или младшем школьном возрасте, акцентуация может перейти в психопатию
Классификация акцентуаций
За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько типологий акцентуированных личностей. Первая из них (1968 год) принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду. Следующая, получившая более широкую известность классификация от 1977 года, была разработана Андреем Евгеньевичем Личко.
Классифика́ция акцентуа́ций — психологическая типология, разработанная на основе представления об акцентуации (характера, личности). За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько таких типологий. Первая из них (1968 год) принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду . Следующая, получившая более широкую известность классификация, была разработана Личко (в 1977) и основывалась на классификации психопатий Ганнушкина, выполненной в 1933 году .
Классификация Леонгарда
Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации. По своему происхождению они имеют разную локализацию.
К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы:
- гипертимический — желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи;
- дистимический — заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи;
- аффективно-лабильный — взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны;
- аффективно-экзальтированный — воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ;
- тревожный (боязливый) — боязливость, робость, покорность;
- эмотивный — мягкосердечие, боязливость, сострадание.
К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнес типы:
- демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон;
- педантичный — нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия собственного Я идеалам;
- застревающий — подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию;
- возбудимый — вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты.
К личностному уровню были отнесены типы:
- экстравертированный;
- интровертированный.
Стоит обратить внимание на то, что понятия экстраверсии и интроверсии, использованные Леонгардом, ближе всего к представлениям Юнга: экстраверт по Леонгарду — это человек, ориентирующийся на внешние, «объективные» стимулы, восприимчивый к влиянию среды и заинтересованный в нем, в то время как интроверт — ориентирован на свои «субъективные» представления, мало подвержен внешнему влиянию и не заинтересован в нем. Такое понимание экстраверсии и интроверсии не является единственно верным — в психологии существуют и другие описания этих характеристик, например, у Айзенка.
Классификация Личко
Астено-невротический
Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. Астено-невротические люди склонны к ипохондрии, у них высокая утомляемость при соревновательной деятельности. У них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированны.
Гипертимный
Гипертимный (сверхактивный) тип акцентуации выражается в постоянном повышенном настроении (по типу гипертимии) и тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца. Люди с гипертимной акцентуацией характера не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, одиночества и ограниченности контактов, безделья. Тем не менее, их отличает энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, а хорошее настроение мало зависит от обстановки. Люди с гипертимной акцентуацией легко меняют свои увлечения, любят риск.
Истероидный
У людей с истероидным типом ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Они слабо переносят удары по эгоцентризму, испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными, а также склонны к демонстративному суициду (парасуициду). Для них характерны упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция. Они выбирают наиболее популярные увлечения, которые легко меняют на ходу.
Конфо́рмный
Конформный тип характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированны и неконфликтны. Их увлечения и сексуальная жизнь определяются социальным окружением. Вредные привычки зависят от отношения к ним в ближайшем социальном круге, на который они ориентируются при формировании своих ценностей.
Лабильный
Лабильный тип акцентуации подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Слабая сторона их проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.
Неустойчивый
Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Данные люди имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Их идеал — остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе. Они общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят. Секс для них выступает источником развлечения, сексуальная жизнь начинается рано, чувство любви им зачастую незнакомо. Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков.
Психастенический
Психастенический тип определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Такие субъекты демонстрируют аккуратность и рассудительность, характерной чертой для них является самокритичность и надежность. У них обычно ровное настроение без резких перемен. В сексе они зачастую опасаются совершить ошибку, но в целом их половая жизнь проходит без особенностей.
Сенситивный
Люди с сенситивным (сензитивным) типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание.
Циклоидный
При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз — гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1—2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъема и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на гипертимов.
Шизоидный
Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей. Шизоидным людям недостает интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя. Могут проявлять склонность к употреблению алкоголя, но у них он обычно не вызывает выраженной эйфории. Алкоголь для шизоидов способен играть роль «коммуникативного допинга», то есть облегчать контакты с другими людьми и вселять уверенность.
Эпилептоидный
Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряженностью и авторитарностью индивида. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность. Часты случаи алкогольного опьянения с выплескиванием гнева и агрессии.
Сравнительная таблица акцентуаций
Сравнительная таблица типов акцентуации личности и характера:
Акцентуации личности (К. Леонгард, 1964) |
Акцентуации характера (А. Е. Личко, 1977) |
---|---|
Аффективно-лабильный | — |
Аффективно-экзальтированный | — |
Возбудимый | Эпилептоидный |
Гипертимический | Гипертимный |
Демонстративный | Истероидный |
Дистимический | Циклоидный |
Застревающий | — |
Интровертированный | Шизоидный |
Педантичный | Психастенический |
Тревожный (боязливый) | — |
Экстравертированный | Конформный |
Эмотивный | — |
— | Астено-невротический |
— | Неустойчивый |
— | Сенситивный |
См.
также- темперамент , темперамент и профессия , темперамент и преступления , холерик ,
- характер ,
- понятие характера , характер ,
- Психологическая установка
- Психиатрическое литературоведение
- Тип личности
- Темперамент
- Типология Майерс-Бриггс
- Индекс юнговских типов
- Соционический тип
- Архетип (психология)
- Большая пятерка (психология)
- DISC assesment
- Классификация психопатий
В общем, мой друг ты одолел чтение этой статьи об акцентуация. Работы в переди у тебя будет много. Смело пишикоментарии, развивайся и счастье окажется в ваших руках. Надеюсь, что теперь ты понял что такое акцентуация, акцентуация характера, акцентуация личности и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу.
Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Общая психологияАкцентуации характера.
Понятие «акцентуации» впервые ввёл немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Он же разработал классификацию типов акцентуаций личности. В нашей стране получила широкое распространение классификация детского психиатра А.Е.Личко.
Задание 15. Используйте сложную стратегию повторения: подчеркните красным цветом важные части в определениях понятия «акцентуация». Проверьте правильность сделанного вывода.
Акцентуация – это
дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, обусловливающая повышенную уязвимость личности в отношении определённого рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.
Прочитайте суждение, в случае несогласия, зачеркните его.
* «Акцентуация считается не патологией, а крайним вариантом нормы».
Черты характера, отходящие от нормы, называются — психопатиями.
П.Б.Ганнушкин выделил три критерия, по которым психопатии можно отличить от акцентуаций: тотальность, стабильность, социальная дезадаптация.
Классификация типов характера К.Леонгарда основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми.
Задание 16. Изучив вербальный и визуальный стимульный материал, определите и запишите тип акцентуаций характеров по К. Леонгарду.
А) _____________________- это люди плохо управляемые, их реакции импульсивны, неконтролируемые. Если им что-то не нравится, они дают волю раздражительности и, по мере возрастания гнева, могут дойти даже до рукоприкладства. В спокойном состоянии они отличаются привязанностью, любовью к животным.
Б) _____________________ — эти люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные, Они одинаково легко приходят в состояние как восторга, так и отчаяния. От страстного ликования до тоски у них один шаг, они очень впечатлительны.
В)______________________ — эти люди склонны к расстройствам настроения, серьёзны, пессимистичны, все продумывают заранее, основательны, выбирают профессии не связанные с общением. Это теоретики, которые сильны на словах, а в деле им недостаёт энергичности. Это тип пассивных рассуждателей.
Стимульный материал.
Характеристика типов акцентуаций характеров по К. Леонгарду. | |
1.Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности. Оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. | |
2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательных для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это – пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм. | |
3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной. | |
4.Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальный реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестны, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение. | |
5.Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремиться добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. | |
6.Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов – формализм, занудливость, брюзжание. | |
7.Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток. | |
8.Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость. | |
9.Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству и жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы. | |
10.Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтной ситуации они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявлять яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям. | |
11.Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространению сплетен и слухов. | |
12.Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это – упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Но все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать не смотря ни на что. |
Задание 17. Выберите стиль общения и типовые этикетные формулы для приветствия, благодарности, извинения перед трудными клиентами (в случае затруднения воспользуйтесь советами).
1.Лаконичное «здравствуйте»- ________________________
2. «Советую заказать …» — _______________________
3. «Я прошу Вас сделать заказ» — ________________________
4. «Слушаю Вас» — ___________________________________
4. «Здравствуйте, мы очень рады, что вы удостоили нас чести, посетив наше турагенство» — ________________________
«5. Разрешите принести извинения» — ___________________________________
6. «Мы Вам (так) благодарны; так признательны Вам» — ______________
Советы для работы с трудными клиентами | |
Демонстративный тип. | Использовать фразы: «Только для вас!» «Только вы могли так точно выбрать самое изысканное блюдо». |
Застревающий тип. | При его обслуживании быть осторожным, выбирать каждое слово, каждую фразу. |
Гипертимный тип | Их нельзя надолго оставлять без внимания, следует аккуратно советовать, иметь терпение при выслушивании деталей и подробностей. |
Циклоидный тип | Подстраиваться. |
Возбудимый тип (неуправляемые). | Быть подчеркнуто аккуратным и быть немногословным, т.е. в формулировках обходится минимумом слов. |
Экзальтированный тип. | Готовность следовать изменившимся желаниям клиентов. |
$Российский психиатр А. Е. Личко разработал аналогичную с К. Леонгардом типологию акцентуированных характеров, относящуюся к подросткам и юношам.
Э.Фромм предложил социальную типологию характеров, в основе которой лежит отношение человека к жизни, обществу, нравственным ценностям.
«Социальный характер, — пишет автор, — содержит…выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы». Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером.
Оценка личности и классификация тестов — 2217 слов
Методы оценки личности можно назвать многочисленными, ссылаясь на разнообразие тестов, предлагаемых для получения выводов о чертах личности и психологическом состоянии клиента. Однако существует проблема, связанная с необходимостью классификации тестов, используемых психологами для оценки личности.
Термины «объективный» и «проективный» традиционно используются в практике и теории для разграничения двух групп тестов, разработанных для оценки личности, и эти тесты различаются по используемым данным и подходам.
Тем не менее, в своей статье «Развитие терминологии оценки личности: время отказаться от «объектива» и «проектива» как дескрипторов личностного теста» (2006) Мейер и Курц заявляют, что необходимо избегать использования этих терминов для классификации тесты, потому что использование этой терминологии приводит к неправильному пониманию природы тестов и ожидаемых результатов (Meyer & Kurtz, 2006, стр. 223).
Таким образом, Мейер и Курц отмечают, что такие традиционные дескрипторы личностных тестов, как термины «объективный» и «проективный», довольно устарели, имеют множество вводящих в заблуждение значений и коннотаций, в результате чего использование этих названий может вызвать недопонимание. неадекватная интерпретация результатов; для обсуждения этой идеи важно подробно остановиться на соображениях авторов и ссылаться на них при описании выбранного личностного теста.
Историческое использование терминов «объективный» и «проективный» для классификации тестов личности
Для обсуждения инструментов оценки личности удобно использовать определенную классификацию тестов. На протяжении десятилетий психологи делали акцент на дихотомических особенностях тестов. Кроме того, психологи также проводят различие между многими объективными и проективными тестами (Cohen, Swerdlik, & Sturman, 2012, p. 134-138; Meyer & Kurtz, 2006, p. 223).
Историческое использование этих терминов можно объяснить ссылками на то, что психологи были склонны акцентировать различия в типах тестов, а термины «объективный» и «проективный» были наиболее эффективными вариантами для классификации инструментов оценивания.
Однако существует ряд проблем, связанных с использованием терминов «объективный» и «проективный» в контексте классификации тестов. Так, термин «объективный» исторически используется для обозначения тестов, в которых прилагательные и вопросы служат стимулом для того, чтобы личность достаточно объективно оценивала себя. В данном случае под объективностью понимается невозможность оценщика влиять на оценку и результаты тестов.
Тем не менее, проблема в том, что результаты, полученные с помощью этого теста, нельзя назвать объективными по своему характеру. Согласно Мейеру и Курцу, характеристики тестов, обозначенных как «объективные», не могут обсуждаться в соответствии с идеей объективности из-за ряда дополнительных коннотаций, которые следует учитывать при интерпретации результатов (Meyer & Kurtz, 2006, с. 223).
Вот почему психологи часто сосредотачиваются на объективных тестах в своей практике, поскольку ожидается, что эти инструменты обеспечат наиболее надежные результаты, но эти оценки не являются действительно объективными, когда исследователи обсуждают их в контексте многих значений термина ‘ задача’.
Говоря об историческом использовании термина «проективный», важно отметить, что психологи часто называют тесты «проективными», когда используемый стимул может быть описан как определенная деятельность или задание. Во многих случаях термин «проективный» используется для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что используемый тест не является объективным по своей природе и основан на выполнении конкретной задачи.
Однако Мейер и Курц подчеркивают тот факт, что тесты, обозначенные как «проективные», не могут рассматриваться как связанные с идеей «проекции» (Meyer & Kurtz, 2006, стр. 223–224). В результате оцениваемый человек имеет возможность довольно косвенно спроецировать свои характеристики и атрибуты.
Тем не менее, называть все «необъективные» тесты «проективными» совершенно неразумно, и проблема заключается в сложности инструментов, которые обычно используются для оценки личности с помощью различных заданий и видов деятельности.
Предложения Мейера и Курца относительно конкретных тестов
В своей статье Мейер и Курц предлагают несколько названий для использования в практике психологов и в теории в качестве альтернативы таким устаревшим терминам, как «объективный» и «проективный». ‘. Термины, используемые для классификации тестов по оценке личности, следует выбирать тщательно, чтобы адекватно отражать характер тестов и ожидаемые результаты.
Таким образом, Мейер и Курц обращают внимание на то, что можно использовать такие термины, как «опросники самоотчетов» и «опросники, оцениваемые пациентами», говоря о тестах, которые ранее относились к «объективным» ( Мейер и Курц, 2006, стр. 224).
В этом случае характер тестов отражается более адекватно, так как большинство тестов, известных как «объективные», ориентированы на оценку тех или иных качеств человека с акцентом на его ответы на ряд вопросов.
Если объективные тесты можно отличить от самоотчетных оценок, то довольно сложно подобрать подходящее название для тестов, ранее известных как «проективные». Согласно Мейеру и Курцу, эти тесты можно рассматривать как «задачи производительности», «поведенческие задачи», «меры свободной реакции» и «конструктивные методы», но «маловероятно, чтобы какой-либо из этих ярлыков удовлетворял всем требованиям». экспертов» (Meyer & Kurtz, 2006, стр. 224).
Кроме того, эти предложенные термины не могут использоваться в качестве альтернативы для обсуждения всех личностных тестов в этой категории из-за очевидных различий в природе и характере этих тестов.
Поэтому целесообразно ссылаться на конкретное название теста при использовании оценки личности, основанной на оценке деятельности или поведения человека (Meyer & Kurtz, 2006, с. 225). Эти предложения кажутся эффективными для решения проблемы терминологии, связанной с дескрипторами личностных тестов, которые используются для классификации различных типов оценок.
Обсуждение MBTI как теста личности
Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI) был разработан в 1970-х годах Изабель Бриггс Майерс и Кэтрин Бриггс для оценки личности по отношению к ее типу с акцентом на личность человека. предпочтения. Майерс и Бриггс решили сосредоточиться на теории Юнга, касающейся таких установок, как восприятие и суждение.
Концентрируясь на принципах этой теории как на основе, исследователи предложили конкретную модель, в которой акцентировано противопоставление определенных категорий предпочтений (Бак, 2012, с. 288). MBTI — это опросник самоотчетов, с помощью которого человек оценивается по нескольким параметрам личности.
Таким образом, оценка личности осуществляется с акцентом на четыре группы предпочтений, которые известны как экстраверсия против интроверсии, ощущение против интуиции, мышление против чувства и суждение против восприятия (Заратшани, Кано, Шарафи, Раджаби и Сулеймани, 2011 г., стр. 16).
Ответив на вопросы, связанные с предпочтениями, человека можно описать по отношению к 16 возможным типам личности, которые являются результатом объединения разных предпочтений из разных групп.
Таким образом, тип личности указывается в виде кода типа IIFP, где буквы определяют, что человек интроверт, он или она зависит от интуиции, чувства и восприятия (Daisley, 2011, стр. 17). В результате MBTI как самоотчет можно рассматривать как предоставление объективных данных, которые полезны для заключения о типе личности человека.
Показатели тестов дают информацию о наиболее важных чертах и качествах личности. В результате ориентация на предпочтения человека может дать консультанту достоверную информацию о типе личности клиента.
Обсуждение случая
Для оценки качества MBTI как опросника самоотчета необходимо сосредоточиться на использовании этого личностного теста в контексте конкретного случая. Направляющий вопрос или повод для оценки личности с помощью MBTI может быть связан с необходимостью выяснения причин глубокой личной и профессиональной неудовлетворенности человека.
Таким образом, клиент может страдать от апатии и негативных настроений, связанных с занимаемой должностью, должностными обязанностями, должностными обязанностями. Чтобы сосредоточиться на корнях проблемы, необходимо определить тип личности и сконцентрироваться на конкретных чертах, которые характерны для клиента (Заратшани и др., 2011, с. 16).
Необходимость направления на дополнительную оценку личности может быть заявлена консультантом и тренером, специализирующимися в сфере профессионального роста и развития карьеры.
Обращая внимание на демографическую информацию о потенциальном клиенте, нуждающемся в помощи в сфере профессионального роста, важно обратить внимание на возраст, пол и этническую принадлежность клиента. Большое внимание следует уделить консультированию и анамнезу, чтобы сделать вывод о происхождении апатии и других расстройств (Cohen et al., 2012, стр. 134-138).
Если 32-летний мужчина европеоидной расы испытывает сильное неудовлетворение, связанное с текущей работой, что также может вызвать проблемы со сном и тревогу, важно сосредоточиться на справочной информации, такой как образовательный и профессиональный опыт клиента.
Ссылаясь на образовательную и профессиональную историю клиента, можно узнать, что мужчина может иметь степень магистра в сфере бизнеса, а также занимать руководящую должность в активно развивающейся компании. Однако уровень пережитого стресса может быть значительно выше при сравнении его с ожидаемым уровнем стресса.
Сосредоточив внимание на фоновых данных, которые коррелируют с текущим уровнем функционирования клиента и наличием проблемы, уместно акцентировать такие аспекты, как период, в течение которого человек может испытывать высокий уровень стресса и беспокойства, связанный с работой, и возможные причины общей неудовлетворенности клиента.
Использование MBTI для оценки клиента
MBTI традиционно используется для оценки студентов и претендентов на должность с целью определения области предпочтений и заключения о пригодности образовательной траектории и потенциальной карьерной траектории для конкретный человек.
Чтобы сделать вывод о причинах неудовлетворенности клиента, связанной с текущим положением работы и полученным профессиональным ростом, необходимо использовать MBTI как надежный опросник самоотчета, который полезен для определения типа личности в соответствии с установленными предпочтениями ( Дэйсли, 2011, стр. 17-18).
Клиенту должен быть предоставлен список вопросов MBTI, который может включать 126 пар пунктов. Выбирая между двумя достаточно противоположными утверждениями, клиент демонстрирует свои предпочтения по отношению к разным ситуациям и объектам (Заратшани и др., 2011, с. 17). Проведя личностный тест, можно отметить, что клиент — IIFP.
Таким образом, клиент — интроверт, который фокусируется на интуиции, чувстве и восприятии. Эти потенциальные результаты теста могут указывать на то, что клиент предпочитает держать свои чувства при себе и сосредотачиваться на мечтах и размышлениях, а не на общении с другими людьми. В результате такая руководящая должность топ-менеджера может рассматриваться как сложная для клиента из-за необходимости много общаться.
Кроме того, клиент может испытывать трудности с суждением и принятием разумных решений. В результате уровень стресса значительно возрастает.
Такому человеку можно рекомендовать избегать руководящих должностей, основанных на постоянном взаимодействии с другими лицами и активном процессе принятия решений (Бак, 2012, с. 293). Чтобы не менять текущую должность, можно сосредоточиться на обязанностях, связанных с работой с документами и компьютерными системами.
MBTI можно рассматривать как эффективный тест, позволяющий сосредоточиться на проблемах, связанных с учебой и развитием карьеры. Этот личностный тест полезен тем, что можно оценить личность по таким установкам, как суждение и восприятие, а также по четырем функциям (Заратшани и др. , 2011, стр. 17).
Эти измерения важны для понимания того, как человек может воспринимать информацию, усваивать ее и как человек может делать выводы. Говоря о надежности теста, важно отметить, что MBTI надежен, поскольку он используется для оценки черт личности и личности с 1970-х годов.
Кроме того, этот перечень самоотчетов является довольно объективным и достоверным, поскольку он сосредоточен на выявлении предпочтений, которые непосредственно влияют на состояния и поведение человека (Daisley, 2011, стр. 18). В результате, определяя предпочтения, можно найти причину поведения и отношения человека.
Заключение
В своей статье «Развитие терминологии оценки личности: время отказаться от «объективного» и «проективного» в качестве дескрипторов личностных тестов» Мейер и Курц предлагают использовать новые термины для классификации тестов, связанных с различными личностными оценками, вместо использование таких устаревших терминов, как «объективный» и «проективный».
Общие предложения включают необходимость ссылаться на конкретные объективные тесты как на тесты самоотчета или опросники, а на проективные оценки как на тесты производительности. Этот подход полезен, чтобы избежать ряда недоразумений, связанных с использованием неэффективных дескрипторов личностных тестов.
MBTI — это один из личностных тестов, который традиционно считается объективным. Однако, следуя предложениям Мейера и Курца, необходимо классифицировать этот тест как опросник самоотчетов, который используется для выявления предпочтений и черт людей, связанных с их типами личности.
Ссылки
Бак, С. (2012). Личностные характеристики южнокорейских школьников с нарушениями зрения с использованием индикатора типа Майерс-Бриггс. Журнал нарушений зрения и слепоты, 106 (5), 287-299.
Коэн, Р. Дж., Свердлик, М., и Стурман, Э. (2012). Психологическое тестирование и оценка: введение в тесты и измерения . Бостон, Массачусетс: McGraw-Hill Education.
Дейсли, Р. (2011). Учет типа личности при обучении взрослых: использование индикатора типа Майерс-Бриггс при подготовке инструкторов в PricewaterhouseCoopers. Повышение производительности, 50 (2), 15–24.
Мейер, Г., и Курц, Дж. (2006). Продвижение терминологии оценки личности: пора отказаться от «объективного» и «проективного» в качестве дескрипторов личностных тестов. Journal of Personality Assessment, 87 (3), 223-225.
Заратшани, К., Кано, Дж., Шарафи, Л., Раджаби, С., и Сулеймани, А. (2011). Использование индикатора типа Майерс-Бриггс (MBTI ® ) при обучении предпринимательским навыкам в иранском университете. NACTA Journal, 55 (4), 14-22.
[Нейрофизиологические показатели невротических больных с различными типами индивидуального характера и их динамика при групповой психотерапии]
. 1992;92(5-12):77-81.
[Статья в Русский]
Александров А. А., Щукина Н.В.
- PMID: 1338165
[Статья в русский]
А А Александров и др. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1992.
. 1992;92(5-12):77-81.
Авторы
Александров А.А., Щукина Н.В.
- PMID: 1338165
Абстрактный
На основе клинических и нейрофизиологических исследований проведен анализ прогностического значения акцентуаций характера как важнейшего фактора преморбидного состояния личности невротических больных. 107 больных с различными паттернами неврозов, которым проводилась групповая психотерапия (личностно-ориентированная (реконструктивная) разновидность). Анализ динамики нейрофизиологических характеристик, проведенный в ходе групповой психотерапии, подтвердил клинические данные о различной излечимости невротических больных с разными типами акцентуаций характера. Больные с акцентуациями характера по истероидному типу оказались более устойчивыми к психотерапии. У больных со стенической разновидностью истероидной акцентуации положительная динамика зафиксирована лишь в 30% случаев, при астенической разновидности истероидной акцентуации — в 48,6% случаев. Больные с заторможенными чертами характера оказались более податливыми к групповой терапии. При акцентуации сенситивного типа положительная динамика нейрофизиологических характеристик установлена в 65%, тогда как при акцентуации психастенического типа — в 72% случаев. Выявлены также нейрофизиологические корреляции основных типов акцентуаций характера и их динамика при групповой психотерапии.
Похожие статьи
Значение социально-психологических и клинических факторов для назначения групповой психотерапии неврозам.
Гринева И.М., Хохолева А.А., Обора В.В., Карагодина Е.Г., Лазаренко А.Н. Гринева И.М. и соавт. Врач Дело. 1989 ноябрь; (11): 92-4. Врач Дело. 1989. PMID: 2609597 Русский.
Акцентуации характера у подростков с детским церебральным параличом.
Левченко И.И. Левченко ИЮ. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1988;88(8):83-6. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1988 год. PMID: 3195290 Русский.
Социально-психологические исследования групповой психотерапии при неврозах.
Беккер ГХ. Беккер ГХ. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1981;81(11):1708-10. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1981. PMID: 7324674 Русский.
[Факторы личности при депрессивных расстройствах: вклад психобиологической модели, разработанной Клонингером].