Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Классификация выготского: Высшее образование БГПУ

Содержание

Концепции Выготского: современная актуальность и актуальная современность

Прежде, чем перейти к концепциям и прочему научному наследию Льва Семеновича Выготского, стоит сказать несколько слов о нем самом. Его биография не просто интересна, она дает ответ на вопрос, как в одном человеке могло совместиться столько талантов, и как ученому удалось добиться впечатляющих успехов в самых разных сферах науки. Прожив всего 37 лет, Выготский оставил после себя огромное научное наследие: порядка трех сотен книг, лекций, статей, монографий по психологии развития, дефектологии, искусствоведению и другим сферам знаний.

Лев Выготский: биография

Лев Семенович Выготский родился в 1896 году в семье коммерсанта и учительницы, получил хорошее домашнее образование, позволившее ему сдать экзамены за 5 классов и поступить сразу в 6-й класс гимназии. В студенческие годы он успел поучиться на медицинском и юридическом факультете Московского университета, и, в конце концов, сделал выбор в пользу историко-философского факультета университета Шанявского.

Его научные интересы были чрезвычайно многогранны, а опыт преподавательской работы весьма разнообразен. В разное время он читал лекции в профтехшколах, педагогическом техникуме, на курсах переподготовки воспитателей дошкольных учреждений и даже в консерватории.

Пик научной активности Льва Выготского пришелся на 20-е и начало 30-х годов ХХ столетия, однако многие его изыскания актуальны до сих пор. Его работы выдержали множество переизданий, и издаются по сей день. В целом научное наследие Выготского можно сгруппировать по трём основным направлениям, в которых он добился наиболее впечатляющих результатов, актуальных и востребованных до настоящего времени.

Основные концепции Выготского:

  1. Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах.
  2. Эстетическая искусствоведческая концепция.
  3. Педагогическая концепция.

Интересно, что еще в юности Выготский изменил одну букву своей фамилии, чтобы, выражаясь современным языком маркетинга, «отстроиться» от биографии и успехов своего двоюродного брата Давида Выгодского. Как показало время, ему это удалось в полной мере. После его смерти популярность работ ученого стала настолько велика, что многие современники называли это явление не иначе, как «культ Выготского».

Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах

Суть культурно-исторической концепции Выготского заключается в том, что ученый считает необходимым принципиально различать низшие и высшие психологические функции, непосредственно влияющие на поведение человека. Выготский подчеркивал, что, цитируем, «сознание определяет жизнь, но оно само возникает из жизни».

Ученый выделял два плана поведения человека: так называемый «натуральный» или «природный», предопределенный биологической составляющей и не регулируемый волей человека, и так называемый «культурный», «общественно-исторический», полностью контролируемый человеком. Все аспекты поведения, которые человек в состоянии регулировать, Выготский относил к высшим психологическим процессам, а те, на которые личность не может влиять сознательно, соответственно, к низшим психологическим функциям.

По ситуации на 20-30-е годы прошлого столетия такой подход был настоящим прорывом, так как большинство ученых либо идеализировали психологические функции как таковые, считая их полностью осознанными, либо сводили их к цепочке биологических и физиологических реакций. Более того, Выготский был, пожалуй, первым, кто взялся описать и систематизировать разные стороны однотипных психологических реакций.

Так, в рамках культурно-исторической концепции стоит выделить теорию внимания Выготского. Согласно его теории, внимание может быть как непроизвольным, то есть низшей психической функцией, так и осознанным, то есть относиться к высшим психологическим функциям. Непроизвольное внимание превалирует в самые первые годы жизни ребенка. Соответственно, произвольное, то есть осознанное внимание, это уже характеристика более зрелой личности.

Таким образом, Выготский выводит следующие признаки психологических функций, по которым их можно отнести к высшим: социальность, произвольность, опосредованность, системность. Такая классификация, если даже не является безупречной и единственно верной, однако заметно упрощает анализ и систематизацию многих наблюдаемых явлений.

Эстетическая искусствоведческая концепция

Методология эстетической концепции Выготского во многом сходна с уже рассмотренной культурно-исторической концепцией. Ученый акцентировал внимание на двух тесно взаимосвязанных составляющих искусства. С одной стороны, искусство влияет на жизнь и восприятие жизни, с другой, оно само во многом предопределено жизнью и восприятием жизни.

Чтобы разобраться и понять сущность того или иного произведения искусства, Выготский предлагал разбирать его структуру. В произведении следовало выделять два ключевых элемента: форму и материал. Материалом, согласно концепции Выготского, нужно считать то, из чего состоит произведение: буквы и слова, если это литературное произведение, слова и звуки, если это театральная постановка. В свою очередь, под формой подразумевается та или иная конфигурация материала: поэзия, проза и так далее.

Далее с целью большей наглядности своих выводов Выготский предлагал рассматривать произведение искусства как некий антропоморфный субъект, имеющий свою анатомию и физиологию. Структура – это анатомия, а взаимодействие структурных элементов – это физиология. Применительно к литературному произведению это означает, что сначала нужно разделить сюжет и фабулу (форму и материал), а потому изучить их взаимодействие.

По Выготскому, секрет успешного литературного произведения заключается в конфликте сюжета и фабулы, причем форма должна одержать верх над материалом. Это был принципиально новый взгляд на искусство, так как до Выготского считалось, что сюжет и фабула должны гармонично кооперироваться. Тем не менее, Выготский увидел эту проблему совсем иначе. Тут будет уместным заметить, что Выготский был не только великим ученым, но и заядлым театралом: посещал все премьеры в московских театрах, когда учился и работал в Москве, и в других городах, куда его забрасывала судьба ученого.

По свидетельству современников, он был лично знаком с Мейерхольдом, Станиславским, Эйзенштейном, Айхенвальдом, Мандельштамом. Свои первые театральные рецензии он начал писать еще в студенческие годы, а в качестве дипломной работы представил двухсотстраничный труд, посвященный пьесе Шекспира «Гамлет». Ключевой работой, наиболее полно раскрывающей суть эстетической концепции, считается работа Льва Выготского «Психология искусства», которая была представлена и защищена в качестве диссертационной в 1925 году.

Педагогическая концепция

И, пожалуй, наиболее значимое научное наследие, оставленное Выготским, это его работы в области детской психологии. Можно даже сказать, что сам факт выделения детской психологии в отдельную науку во многом является личной заслугой Льва Выготского.

Так, он исследовал взаимосвязи между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и задержками умственного развития. Он вывел основные принципы воспитания глухонемых и незрячих детей, детей с признаками умственной отсталости, а также предложил свою классификацию в дефектологии.

Основные дефекты развития (по Выготскому):

  1. Дефекты воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).
  2. Дефекты частей ответного аппарата, отсутствие рабочих органов (калеки).
  3. Дефекты центральной нервной системы (слабоумие).

Значение предложенной Выготским классификации чрезвычайно велико, так как от типа дефекта напрямую зависит тип компенсации и развитие компенсаторного механизма у детей в будущем. Все эти нюансы тщательно рассмотрены в работах Выготского и оформлены в виде конкретных рекомендаций и педагогических приемов по работе с детьми, имеющими дефекты развития. Заметим, что наличие прикладных и методических материалов повышает ценность инноваций в образовании.

Эти рекомендации находят применение в специализированных учебных заведениях и интернатах, а также обретают особую актуальность в связи с развитием инклюзивного обучения, то есть совместного обучения детей с обычными и особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных школах. Также работы Выготского полезны родителям, желающим разобраться в педагогических и психологических проблемах воспитания детей.

Интересно, что, исследуя развитие как нормотипичных детей, так и детей с дефектами развития, Выготский нашел общие закономерности в работе с обеими категориями. Как оказалось, обучение и развитие нормотипичных и имеющих отклонения детей подчиняются общим принципам.

Основные принципы обучения и развития:

  1. Обучение не тождественно развитию.
  2. Обучение должно опережать развитие.
  3. Обучение должно проходить в «зоне ближайшего развития».

Таким образом, Выготский ввел в детскую психологию понятие «Зона ближайшего развития». В двух словах, это то, что ребенок уже в состоянии осознать и понять, но еще не может сделать полностью самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Например, ребенок понимает необходимость завязывать шнурки на ботинках, но не может завязать их сам, ребенок знает цифры, но пока не умеет их складывать и вычитать. Если в этот момент взрослые придут на помощь и покажут, как завязывать шнурки, расскажут, что такое сложение и вычитание, то очень скоро ребенок сможет справляться с этими задачами самостоятельно.

Показательно, что принцип обучения в «зоне ближайшего развития» следует применять и к детям с дефектами развития. В противном случае, если обучение будет потакать текущему уровню и физическому состоянию ребенка, то он рискует остаться на том же уровне, либо развиваться очень медленными темпами. Вот таковы основные концепции Выготского, сохранившие актуальность по ситуации на сегодняшний день. Заметим, что это далеко не полный перечень направлений, в которых Лев Выготский проводил научные исследования.

Тем, кто хотел бы дать своим детям больше и воспитать их гармонично развитыми личностями, были бы интересны работы ученого, посвященные сенситивным периодам развития, то есть периодам максимальных возможностей для наиболее эффективного формирования какого-либо знания, навыка, чувственного восприятия. Зная особенности разных сенситивных периодов, можно выбрать оптимальное время для начала обучения детей музыке, рисованию, математике.

Тем, кого пугает привычка ребенка разговаривать с самим собой, стоит прочитать книгу Выготского «Мышление и речь», чтобы понять, насколько этот этап необходим для формирования внутренней, а затем и грамотной письменной речи. Поэтому читайте, узнавайте больше и обязательно применяйте полученные знания на практике!

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Классификация возрастных периодизаций по Л.С. Выготскому | Презентация:

Слайд 1

Классификация возрастных периодизаций по Л.С. Выготскому Подготовила: Абрамова Н.

Слайд 2

Цель любой периодизации — обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Он отмечал, что большинство периодизаций при пристальном рассмотрении оказываются формальными, не затрагивающими сути развития, поскольку исходят из внешних и почти не касаются внутренних оснований, относящихся непосредственно к тем изменениям, которые происходят в психике ребенка. Все возрастные периодизации он разделил на три группы.

Слайд 3

Первую составили периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. К этой группе относится периодизации С. Холла и К. Гетчинсона. Ко второй группе (самой многочисленной) Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. Поэтому он называет их моносимптоматическими. Пример такой периодизации — периодизация П.П. Блонского. Основание его периодизации – дентиция, т.е. появление зубов у ребенка. Третью группу составляют периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. Одной из таких периодизаций Выготский считал периодизацию А. Гезелла. К этой же группе он отнес и периодизацию, разработанную им самим.

Слайд 4

Возрастное новообразование — это тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени развития и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Возрастные новообразования — психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его ход развития в данный период. В основу возрастной периодизации Выготским положено также понятие о критических и литических периодах. Литический период — это плавное, незаметное внутреннее изменение личности ребенка. Развитие в этот период осуществляется за счет «микроскопических» изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Критические периоды — это периоды бурного революционного развития. Кризис — это кульминация микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода.

Слайд 5

Основные характеристики кризисных периодов: Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, неотчетливы. Кризис возникает незаметно — трудно определить момент его наступления и окончания. В любом кризисе существует кульминационная точка, в которой кризис достигает эпогея. Развитие, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу, т.е.носит негативный характер: отчетливо начинают проявляться трудновоспитуемость, падение успеваемости. Течение кризисных периодов имеет большее количество вариантов, чем течение литических периодов. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде; он теряет прежние интересы; прежде сложившиеся формы внешних интересов как бы запустевают.

Слайд 6

Структура возрастного кризиса по Выготскому имеет трехчленное строение. Он вводит деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы. Предкритическая фаза (этап эмансипации) состоит в том, что наблюдается скрытое (латентное) обострение между средой и переживанием ребенка. Критическая фаза: противоречие проявляется в трудновоспитуемости и достигает эпогея. Посткритическая стадия: противоречие разрешается через установление гармонии между средой и переживанием ребенка, создается новая ситуация развития. При патологическом течении кризиса может произойти искажение его нормальной динамики, «застревание» на каком-то этапе кризиса и как следствие — ущербность новообразования кризиса. Могут развиться и компенсаторные механизмы, деформирующие дальнейшее нормальное развитие в стабильном периоде.

Слайд 7

Последовательность возрастных периодов в периодизации Выготского определяется чередованием стабильных и критических периодов: Кризис новорожденности. Младенческий возраст (2мес до 1 г.). Кризис одного года. Раннее детство (1-3 лет). Кризис трех лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Кризис семи лет. Школьный возраст (8-12 лет). Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14 — 18 лет) Кризис 17 лет.

Слайд 8

Исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода — социальная ситуация развития (ССР). Социальная ситуация развития — специфическое для данного возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. ССР имеет в себе внутреннее противоречие, разрешение которого является основной задачей на данном этапе развития. Она не может быть решена вне деятельности.

Слайд 9

Выготский вводит понятие идеальной формы. Идеальная форма — это то, чего у ребенка нет в данный момент его жизни, но есть в обществе. Важность идеальной формы заключается в том, что если ребенок развивается в среде, где отсутствует идеальная форма, то он будет развиваться очень медленно, своеобразно и никогда не достигнет того уровня, которого мог бы достичь, когда в среде есть соответствующая идеальная форма. Если в среде нет соответствующей идеальной формы, и развитие ребенка протекает в силу каких-либо причин, вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется.

Слайд 10

Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Ведущая деятельность характеризуется тремя основными признаками: Это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так обучение возникает в игре уже в дошкольном возрасте. Ребенок начинает учиться, играя. Это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так в игре формируются процессы активного воображения, в учении — процессы отвлеченного мышления. Это такая деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. В игре дошкольник осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей.

Выготский против Пиаже: сдвиг парадигмы

Когда я проходил начальную подготовку учителей, теории обучения Жана Пиаже были в центре моего обязательного курса Ed Psych. В то время я этого не знал, но теории Пиаже уже несколько лет находились в упадке. Однако он был в нашем учебнике, а учебники дорогие, поэтому мы все изучали Пиаже и впитывали его идеи о том, как, почему и когда происходит обучение. В своей простейшей форме теории Пиаже утверждают, что когнитивное и физиологическое развитие должно происходить до обучения, и в некоторых случаях это верно. Человеческий глаз должен достичь стадии физиологического развития, прежде чем ребенок сможет переходить от более крупного текста к более мелкому, и это развитие происходит не у всех детей одинаково. Таким образом, педагог иногда ждет развития ребенка.

В то время как значимость теорий Пиаже падала, больше внимания стали уделять теории русского психолога Льва Выготского. Выготский умер молодым, не успев полностью изложить свои теории (а некоторые из его работ еще не полностью переведены с русского языка), но они дают захватывающее представление о том, как дети учатся. Выготский утверждал, что социальное обучение предшествовало когнитивному развитию. Другими словами, культура влияет на когнитивное развитие. В то время как Пиаже утверждал, что все дети проходят через ряд универсальных стадий когнитивного развития, Выготский считал, что когнитивное развитие различается в разных культурах. Согласно теории Выготского, на когнитивные функции — социальные и индивидуальные — тогда влияют убеждения, ценности и инструменты интеллектуальной адаптации той культуры, в которой развивается человек. Это имеет смысл, если учесть, что в разных культурах есть разные инструменты для интеллектуальной адаптации. Мы учим детей делать заметки, чтобы запомнить вещи, но дописьменные культуры используют другие методы для обеспечения надежного сохранения информации, такие как призыв и ответ, поэзия, узлы на веревке, механическое запоминание и т. д.

Для Пиаже мысль предшествовала языку. Ребенок научился сначала думать, а потом от этой мысли говорить. Выготский считал, что мышление и речь представляют собой отдельные неразрывные процессы, которые сливаются примерно в трехлетнем возрасте. Он также считал — и это ключевой момент — что когнитивное развитие происходило по мере усвоения языка. Представляется, что речь здесь идет не только о том, что может произносить ребенок, но и о том, что использует сообщество взрослых, окружающих ребенка. Социально-культурная среда формирует когнитивное развитие ребенка, то, как он или она понимает мир. Это прекрасно согласуется с тем, что мы теперь понимаем о критическом характере словарного запаса в прогнозировании успехов ребенка в учебе.

Вероятно, величайшей теорией Выготского была зона ближайшего развития . Пиаже утверждал, что когнитивное развитие должно происходить до обучения, и обучение должно быть инициировано ребенком; это стало основой для Discovery Learning. Выготский считал, что дети развивались когнитивно, когда им помогал Более осведомленный Другой (MKO: родитель, учитель, старший брат, сестра, сверстник) изучать и практиковать новые навыки в поддерживаемой среде в качестве предшественника их самостоятельного использования. Даже краткое размышление об основных действиях родителей подтверждает эту практику: детям часто не хватает навыков, которые родители им моделируют и помогают практиковать. Кататься на велосипеде, убирать игрушки, учиться держать книгу, собирать пазлы — все это попадает в эту категорию. Даже классическое чаепитие можно рассматривать как поддерживаемую некоторыми детьми практику поведения за столом. Дети с незапамятных времен приобретали важные навыки на коленях своих родителей и воспитателей — навыки, которые они не смогли бы легко развить без руководства и поддержки взрослых. Какими были эти навыки, определялось культурой ребенка. Ткачество, игра на цитре, заучивание списков сражений, использование счетов, толкование законов, изготовление сыра, геодезия, каллиграфия, обработка металла; все, что культура считала важным. MKO будет постепенно продвигать ребенка по континууму навыков, который будет поддерживать развитие ребенка до тех пор, пока он или она не сможет использовать навыки самостоятельно.

Я часто слышу, как учителя, администраторы и неспециалисты говорят, что дети не могут мыслить более высокого порядка, пока не «освоят основы». Хотя это и не совсем пиажеовское, эта идея, безусловно, заимствована из идеи о том, что обучение не может происходить без какого-либо другого события или развития, происходящего сначала. Что интересно в Зоне ближайшего развития, так это то, что детям не нужно «осваивать основы» до развития когнитивных навыков. Им нужен только надежный, квалифицированный MKO, который может работать с ними в этой области чуть выше их собственного уровня навыков и поддерживать их, когда они отрабатывают новые навыки до уровня независимости.

Здесь уместно указать, что «основы» в основном не нужны для мышления высшего порядка. Чтение является важным навыком и основным средством распространения (в нашей культуре) информации. Но на самом деле чтение не обязательно для того, чтобы научиться мыслить критически и аналитически. Дети могут слушать рассказ до того, как научиться читать, и получать указания в процессе оценки и анализа событий, персонажей, мотивов, тем и т. д. основные вопросы на понимание, прежде чем они смогут услышать, насладиться и критически обсудить историю , если они получают достаточное руководство и поддержку от MKO . К сожалению, дети из бедных семей и изучающие английский язык часто обречены на чистилище с рабочими листами вместо того, чтобы получить помощь в развитии навыков мышления более высокого порядка, необходимых им для успешной учебы в школе. Кроме того, это относит их к наименее увлекательным аспектам образования, а не предоставляет им практические, увлекательные занятия, которые стимулируют еще больше обучения.

Теории Выготского составляют важную часть нашего тренинга «Когнитивно сложные инструкции» — с использованием Зоны ближайшего развития, чтобы подтолкнуть детей к большей строгости. Теории Выготского о важности социокультурных факторов в обучении также поддерживают другую область, вызывающую серьезную озабоченность: обучение с учетом культурных особенностей. В нашем следующем журнальном посте мы обсудим связи между всеми тремя областями.

 

Обучение с учетом культурных особенностей: как не упустить главное

Школа в новом свете

Введение с кандидатами наук Еленой Бодр – Davidson Films конструктивистское образование. Эта программа знакомит с жизнью, словарным запасом и концепциями Льва Выготского. Видео иллюстрирует четыре основные концепции, неотъемлемые от его работы: дети создают знания, обучение может вести к развитию, развитие нельзя отделить от его социального контекста, а язык играет центральную роль в когнитивном развитии. Елена Бодрова знакомит с этими понятиями легко.

Комментарий Деборы Леонг и живые примеры в классе позволяют учащимся, обучающимся учителям и классным руководителям включить эти концепции в свое понимание развития ребенка.

Обзор 1

«Мне очень понравился этот фильм, и особенно понравились фильмы Маргарет Мид, которые визуально подтверждали акцент Выготского на социальном контексте обучения. Браво».

— Джордж Форман, доктор философии, Массачусетский университет, Амхерст

Обзор 2

«Как учатся дети школьного возраста? Как у детей проявляются знания? Каковы этапы психического развития детей? Эти и другие вопросы рассматриваются в

Теория развития Выготского: введение . Елена Бодрова и Дебора Дж. Леонг, профессора дошкольного образования в Государственном колледже Метрополитен в Денвере, штат Колорадо, и соавторы книги «Инструменты разума: выготский подход к дошкольному образованию » (Merrill/Prentice Hall, 1996). ) предоставить биографический очерк российского психолога-педагога Льва Выготского, а также включить историю и научное развитие Выготского в анализ его теорий умственного и интеллектуального развития детей.

» Теория развития Выготского: введение объясняет, как этот мыслитель начала 20-го века повлиял и продолжает влиять на интеллектуальную жизнь детей в 21-м веке. Зрители узнают, как Выготский преодолел огромные трудности и стал лидером в области дошкольного образования и как французский теоретик познания Жан Пиаже сыграл влиятельную роль в качестве его наставника.Используя в фильме три классных комнаты в качестве примеров, в том числе Head Start и две разновозрастные начальные классы, Бодрова и Леонг описывают некоторые из основных проблем в область детского развития, включая теории Выготского о том, как дети конструируют знания, о процессе обучения и о том, как оно ведет к интеллектуальному развитию, а также о взаимосвязи развития и социального контекста 9.0003

«Кадры коренных жителей Манниса, Новая Гвинея, используются для демонстрации теорий Выготского о том, как (на основе социального контекста) незападные культуры по-разному классифицируют и описывают опыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *