Этапы становления сознания. Самосознание — NovaInfo 29
- Александрова О.С.
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
кандидат наук
- Можаев Д.С.
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 47
CC BY-NC
Аннотация
В данной статье разбираются этапы становления сознания, самосознания. Исследуя данную тему осуществлялся упор на соответствующую литературу. В частности рассматриваются работы Мухина В.С., Петровского А.В., Грановской Р.М.. Разбирая литературу, приводились примеры развития сознания.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ, ПСИХОЛОГИЯ, ЛИЧНОСТЬ, ФИЛОСОФИЯ, САМОСОЗНАНИЕ
Текст научной работы
Сознание и самосознание формируется у человека не сразу. Процесс формирования происходит в несколько этапов.
На первом этапе, примерно до трех лет, ребенок вполне овладевает местоимением «я» и начинает активно самовыражаться в речи.
Главную роль в процессе формирования внутреннего мира играют подражание и представление. Они разворачиваются в двух различных планах: первое — в двигательном, второе — в плане образов и символов, но имеют нечто общее, обусловленное сходством их роли. Подражание и представления позволяют осуществлять возведение впечатлений ребенка в единую вневременную структуру, не зависит от темпа развития событий во внешней среде, так называемую модель внешнего мира.
Одним из источников формирования сознания являются детские игры. К 3-4 годам это игры чаще — подражание, со стремлением копировать действия взрослого. Затем появляются ролевые игры — по правилам. Здесь ребенок начинает выполнять определенную, взятую на себя роль. В этих играх осваиваются отношения между людьми. Ребенок играет в «дочки-матери», в «магазин», принимая на себя ограничения конкретной роли. До возникновения ролевых игр дети играют рядом, но не вместе. Таким образом, в игровой действия деятельность ребенка становится самоспрямованою и сознательной, то есть приобретает характеристики собственно человеческой предметной деятельности. Ролевые игры уже представляют собой воспроизведение отношений между окружающими, которые известны ребенку и доступны его восприятию. Их можно рассматривать как упрощенную модель разнообразных социальных отношений.
Лишь в подростковом возрасте происходит становление личности, осознающей себя. Овладевая продуктивной деятельностью, человек осваивает реальные семейные, профессиональные, общественные роли. Именно они определяют дальнейший путь развития его сознания и самосознания. Побуждением к образованию «Я», стержнем которого есть совесть, служит влияние критики родителей, чаще всего она ближе к слуховых ощущений. Ребенок как бы «слышит», что сказала мама в этом случае. Затем в слуховые образы этих, погруженных в собственную психику родительских оценок включаются и оценки других значимых людей — общественное мнение. Так, совесть сначала отражает родительскую критику и порождает процесс, затем вытесняется. Поэтому человек не осознает сходства своих установок с родительскими.
В развитии самосознания в подростковом возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами, сверстниками.
Самосознания младшего подростку свойственно чувство взрослости, под которым понимается его отношение к самому себе уже как к взрослому, его представление или ощущение себя полностью взрослым. Чувство взрослости в этом возрасте не является обязательно осознанным. Однако оно является специфической для подросткового возраста формой самосознания, социальной по своему содержанию.
Первым основным ее показателем является возникновение у младших подростков потребности, чтобы окружающие относились к ним не как к детям, а как к взрослым. В случае неучитывание этой потребности воспитателем, подростки проявляют образа, различные формы протеста: непослушание, грубость, упрямство, противопоставление себя взрослым или товарищам, столкновения и конфликты.
Другим показателем чувства взрослости является наличие у подростков стремление к самостоятельности и желание защитить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых. К таким сферам относятся: взаимоотношения с товарищами, девушками или парнями, занятия в свободное время, учебные обязанности и т.д. Так, школьники протестуют против попыток родителей ограничить их общение с друзьями, противодействовать их субкультуре, новым стремлением по популярной музыки, развлечений с компьютером. Стремление подростков к самостоятельности в обучении и различных занятиях наиболее ярко проявляется в отказе от помощи и в неудовлетворении при попытках контролировать качество работы.
В подростковом возрасте происходит интенсивное формирование самосознания, самооценки, появляется острый интерес к самому себе. Стремление самостоятельности видно во всем: в учении, в труде, в выборе друзей. Подросток стремится сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мнения, суждения.
У подростка существует две системы взаимоотношений: с ровесниками и со взрослыми, в которых он по-разному проявляет себя. Да, дома подросток бывает тихим, послушным, а в кругу ровесников — лидер, инициатор и т.д.. На это следует учитывать в выработке воспитательного подхода к ребенку.
Развитие подростка — это всегда уравнение на взрослого. Подросток стремится вести и выглядеть, как взрослый, обладать теми же, что и взрослый, правами и возможностями. Это уравнение на взрослого может оказаться не непосредственно, а через подражание сверстнику, который уже усвоил какие-то стороны взрослости, или более старшему товарищу. Но есть и такой путь усвоения взрослости — в непосредственном контакте со взрослыми, в совместных с ним делах и занятиях, труда.
В старшем подростковом возрасте у человека формируется самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс. Она формируется при взаимодействии с другими людьми, главным образом с теми, с кем возникают особо значимые контакты. Однако содержание самосознания зависит не только от влияния этих контактов, но и от уровня знания о себе и отношения к себе — самооцинкы, т.е. от соотношения успехов и притязаний, от успешности деятельности человека. Сущность самосознания состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование — представление собственного «Я».
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека проблемы и результаты ее собственных поступков, дать понять, какая она есть на самом деле оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может либо заняться самосовершенствованием, или, включив защитные механизмы, трансформировать эти неприятные сведения в более удобные для самоуважения. Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция самосознания — защитная — стремление защищать свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.
Наиболее значимые для человека в этот и весь последующий период задачи — это: стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (несмотря на воздействия, мешающих) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, необходимо мужество. По словам Грановской «Надо осмелиться полностью отдаться чему-либо, погрузиться во что-то без остатка, забыв свои позы, и, преодолев желание защиты и свою застенчивость, переживать свои порывы без самокритики. Прислушиваться к себе самому (а не только к папе, маме, учителю и авторитету). Дать возможность проявиться своей индивидуальности, то есть реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент».
Одним из характерных проявлений самосознания является рефлексия. Рефлективные рассуждения сопровождаются имитацией мыслей другого человека по такой схеме: «Я думаю, что он думает, будто я думаю, что . ..» Рефлексия позволяет не только предвидеть поведение другого человека и соответственно подстраивать собственное, но и влиять на ход его рассуждений, регулируя репликами течение беседы в желательном направлении. Все представления относительно самого себя, что взрослый человек принимает как нечто само собой разумеющееся, организуются в систему, делает ее поведение последовательным. При этом взаимодействие сознания и самосознания образует фундамент произвольности и целесообразности управления своим поведением.
Итак, процесс становления сознания не является одномоментным, а происходит несколько этапов. Определяющее влияние на формирование сознания выступают социальные связи личности. Именно их осложнения в подростковом возрасте позволяет сформироваться сознания в высшей форме — самосознания.
Читайте также
Список литературы
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. — М.: Наука, 1979. — 288 с. ISBN 5-88439-097-1
- Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Речь, 2003. — С.299. ISBN: 5-9268-0184-2
- Мухина В.С. Возрастная психология //М.: Инфра, 1998. — 248 с. ISBN 5-7695-0408-0
Цитировать
Александрова, О.С. Этапы становления сознания. Самосознание / О.С. Александрова, Д.С. Можаев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 29. — URL: https://novainfo.ru/article/2838 (дата обращения: 03.11.2022).
Поделиться
Развитие самосознания
14) Возникновение и развитие сознания
Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества.
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.
Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.
Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности
Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое. В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.
Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это — рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.
15) Психология самосознания.
Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте.
Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.Стадии (или этапы) развития самосознания:
Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
Оценка результатов своей деятельности.
Компоненты самосознания
сознание своей тождественности;
сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
осознание своих психических свойств и качеств;
определенная система социально-нравственных самооценок.
Функции самосознания
Самопознание — получение информации о себе.
Эмоционально-ценностное отношение к себе.
Саморегуляция поведения.
Значение самосознания
Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Самосознание — Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный <образ Я>.
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно достаточно искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем,-это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний.
Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознает их с помощью оценок взрослых. Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о <Я>, и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе обобщения этих воззрений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.
Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и первым делом как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.
Восприятие мира и себя в нем Отношение и чувства к себе, представление человека о себе. Самооценка проявляется в поведении каждого из нас.
Изучение Я-концепции Изучение личностного самоопределения как психологического явления предполагает наличие определенных критериев для оценки его содержания, тех показателей, по которым мы можем судить об успешности-неуспешности его протекания.
Модальности самоустановок Реальное Я. Зеркальное Я. Идеальное Я. Конструктивное Я.
Образ Я Образ самого себя как человека.
Особенности Я-концепции в ранней юности В ранней юности происходит постепенная смена “предметных” компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего “я”.
Поведенческая составляющая Я-концепции Потенциальная поведенческая реакция, то есть конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Понятие Я-концепции Динамическая система представлений человека о самом себе.
Развитие личностной рефлексии Глубина и интенсивность рефлексии зависят от многих социальных, индивидуально-типологических и биографических факторов.
Самооценка Своеобразная когнитивная схема, которая обобщает прошлый опыт личности и организует новую информацию относительно данного аспекта <Я>. Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.
Самосознание в психической организации жизни человека Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения , вызванные собственным телом.
Становление самосознания в ранней юности Примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания.
16) Психология бессознательного
Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.
самосознание
Самосознание: как уменьшить самосознание
Термин «самосознание» звучит не так уж плохо, если его разложить. В конце концов, осознание себя — это то, в чем мы все нуждаемся, чтобы действовать как социальные существа в социальном мире. Однако самосознание часто описывает преувеличенную сосредоточенность или неудобное отношение к себе и к тому, как нас воспринимают. Проблема с самосознанием заключается в том, что оно часто основано на искаженном восприятии, а также может привести к неправильной оценке восприятия других. В конечном счете, это может изменить наше поведение так, что это не будет отражать того, кто мы есть на самом деле, или того, как мы будем взаимодействовать естественным образом.
Многие из нас испытывают ненужный уровень самосознания, который сдерживает нас или выводит из формы. Мы можем начать менять это, узнав, что лежит в основе нашего самосознания. Как это влияет на нас? И, наконец, что мы можем с этим поделать?
Что вызывает наше самосознание?Как человеческие существа, мы существуем в чрезвычайно социальной среде. То, как нас видят, важно для определения того, выберут ли нас — будь то школа, работа или свидание. Однако в настоящее время мы, кажется, живем в культуре, в которой мы более заметны, чем когда-либо. Социальные сети и новое давление, которое с ними связано, могут вызвать у нас повышенный уровень беспокойства и застенчивости, поскольку нас больше беспокоит не только то, как нас воспринимают лицом к лицу, но и то, как нас представляют виртуально. Хотя о связи социальных сетей с нарциссизмом было сказано много, новые исследования показывают, как они вредят нашей самооценке и психическому здоровью в целом.
Хотя эти новые технологические возможности для саморазоблачения могут стать трамплином для самосознания, у этих чувств есть более глубокие корни. Доктор Роберт и Лиза Файрстоун уже более 30 лет проводят тематические исследования, изучая негативный мыслительный процесс, которым обладают люди, называемый их «критическим внутренним голосом». Оценивая, какие самокритичные мысли или «голоса» испытывают люди, они обнаружили, что наиболее распространенным «голосом» в списке было «вы не такой, как другие люди». Это чувство, что с нами что-то не так, может исходить из раннего чувства стыда, страха или разочарования. Как сказала доктор Лиза Файрстоун:
Наши критические внутренние голоса укоренены в нашем раннем детстве и усиливаются в детстве, юности и во взрослой жизни. Хотя на негативный внутренний голос могут повлиять, а иногда и ухудшить текущие жизненные переживания, такие как серьезная травма или оскорбительные отношения, у взрослых он не развивается внезапно; он основан на имплицитных воспоминаниях о травмах, пережитых в детстве. Это не обязательно «Большая Т-травма», такая как сексуальное или физическое насилие, а повседневная травма, которую дети испытывают в процессе взросления.
Каждый из нас переживает в детстве какие-либо невзгоды, будь то борьба с критически настроенным опекуном, отсутствующим родителем или школьным хулиганом, но, по иронии судьбы, часто именно эти невзгоды заставляют нас чувствовать себя одинокими, уступает или отличается от всех остальных. Степень, в которой мы верим этому критическому внутреннему голосу на протяжении всей нашей жизни, часто коррелирует с тем, насколько застенчивыми мы себя чувствуем во всех видах социальных взаимодействий и отношений, от заказа кофе до приглашения кого-то на свидание.
Как самосознание влияет на насЕсли мы действуем с точки зрения того, что выделяемся каким-то негативным образом, мы склонны изменять свое поведение в ответ на эти самосознательные чувства. Мы можем стать интровертами и самодостаточными или тревожными и склонными к сверхкомпенсации, чтобы быть принятыми. Это чувство может подтолкнуть нас к тому, чтобы держаться особняком или пытаться слиться с остальными. Застенчивость часто приравнивается к застенчивости. Мы можем испытывать преувеличенное чувство стыда или смущения, когда приступаем к определенным задачам или взаимодействию. Эти чувства могут отражаться во всем, от выражения лица до языка тела.
Когда люди стесняются, они часто боятся выделиться или выставить себя дураками. Общие «голоса», выраженные в отношении самосознания, включают:
- Ты такой уродливый. Никто не хочет смотреть на тебя.
- Ты скучный. Вам нечего сказать.
- Ты такой неуклюжий. Вы делаете людей неудобными.
- Ты им не понравишься, когда они узнают тебя по-настоящему.
- Вы мошенник. Они могут сказать, что вы фальшивка.
- Вас никогда не примут.
- Никто никогда не полюбит тебя.
- Просто ведите себя сдержанно
- Не опускай голову.
- Берегите себя.
- Не беспокоить других людей.
- Тьфу, ты только что выставил себя дураком. Они смеются над тобой.
Когда такие мысли заполняют наши головы, нам становится еще труднее чувствовать себя непринужденно и действовать естественно. Когда мы прислушиваемся к своему критичному внутреннему голосу, мы склонны становиться более застенчивыми. Мы можем последовать его совету изолировать себя, не рисковать и не выставлять себя напоказ, а затем наказывать себя критическими мыслями вроде: «Ты такой неудачник. Какой одиночка. Ты никогда не добьешься успеха, не заведешь отношений и не заведешь настоящих друзей». Ключом к преодолению самосознания является выявление этих деструктивных установок, изучение того, откуда они на самом деле берутся, и изучение стратегий противодействия им в нашей повседневной жизни.
Итак, как мы можем уменьшить наше самосознание?1. Не поддавайтесь своему внутреннему критику
Доктор Роберт и Лиза Файрстоун много писали о том, как преодолеть свой критический внутренний голос. Шаги включают в себя:
- Идентификация ваших конкретных голосов
- Размышление о том, откуда эти негативные мысли могли возникнуть
- Отвечать своему внутреннему критику с реалистичной, сострадательной точки зрения
- Понимание того, как ваши голоса влияют на ваше поведение
- Вызывающее самоограничение или саморазрушительное поведение
Узнайте больше об этих шагах здесь
2. Относитесь к себе как к другу
Людям гораздо легче увидеть лучшее в других, чем в себе. Мы смотрим на наших друзей добрыми глазами. Мы ценим их качества и прощаем их причуды. Если мы сможем культивировать подобное отношение к себе, а затем возьмем за правило нести это отношение с собой в течение дня, мы сможем установить для себя менее строгие стандарты. Наш страх перед неудачей или унижением может быть смягчен заверением в том, что мы не будем наказывать и мучить себя за ошибку. Мы сами себе худший критик. Если вместо этого мы сможем стать другом, мы сможем избавиться от большей части нашего самосознания.
3. Сохраняйте чувство юмора
Все мы иногда относимся к себе слишком серьезно. Люди, способные посмеяться над своими ошибками, часто чувствуют себя более эмоционально устойчивыми и меньше боятся своих занятий. Более легкий подход может помочь справиться с тяжестью, которую мы чувствуем, когда думаем, что все смотрят на нас. И это может помочь нам справиться (даже найти юмор) в моменты, когда все идет не так, как мы надеялись.
4. Помните, что все в вашей голове
В так называемом «эффекте прожектора» исследователи обнаружили, что «люди [часто значительно] переоценивают степень, в которой другие отмечают их действия и внешний вид». Другими словами, сам страх или представление о том, что мы привлекаем к себе негативное внимание других, часто является ложным и необоснованным. Если мы сможем принять эту реальность, мы сможем освободиться от большого количества ненужного самосознания.
5. Воспринимать уязвимость как признак силы
Исследователь Брене Браун назвала уязвимость «местом рождения связи и путем к чувству собственного достоинства». Она также отметила, что «уязвимость заключается в том, чтобы показать себя и быть замеченным. Трудно сделать это, когда мы в ужасе от того, что люди могут увидеть или подумать». Позволить себе быть такими, какие мы есть, может показаться пугающим, особенно когда мы построили жизнь на поддержании таких основных негативных убеждений о себе. Чем больше мы будем воспринимать себя как признак силы, тем сильнее мы будем чувствовать себя во всем, что делаем. Уязвимость может показаться маловероятным противником самосознания, но это один из самых важных инструментов, которые мы можем использовать, чтобы установить настоящие связи и чувствовать себя более комфортно в своей шкуре.
Об авторе
Статьи по теме
Теги: общение, критический внутренний голос, негативное представление о себе, саморазвитие, самосознание, самооценка, самопонимание
Самосознательные эмоции: определение, причины и преимущества
Что такое самосознательные эмоции?
Эмоции самосознания зависят от того, как мы видим себя и как, по нашему мнению, нас воспринимают другие. К ним относятся такие эмоции, как гордость, ревность и смущение.
Самосознание и самосознание иногда являются здоровыми признаками эмоциональной зрелости. Они могут помочь вам вписаться и функционировать в сообществе. Чувство вины после того, как вы сказали что-то обидное, часто воспринимается как проявление хорошего характера. Чувство раскаяния после совершения ошибки может помочь наладить отношения. Положительные эмоции самосознания и отрицательные эмоции самосознания могут быть здоровыми и мощными мотиваторами.
Чрезмерные застенчивые эмоции могут быть крайне вредны для здоровья. Они могут ухудшить симптомы таких состояний, как тревога, депрессия и пограничное расстройство личности. Они также могут вызывать социальную тревогу и изоляцию.
Сдержанные эмоции в умеренных количествах полезны для здоровья. Наличие подавляющих самосознательных эмоций — нет.
Симптомы здоровых самосознательных эмоций включают:
- гордость за достижения
- удовольствие от участия в социальной среде
- извинения за ошибки и принятие ответственности
Симптомы нездоровых самосознательных эмоций включают: реакцию на
Подростки особенно склонны к высокому уровню самосознания. В этом возрасте дети впервые испытывают значительное социальное давление.
Низкая самооценка может вызвать нездоровые эмоции застенчивости. Вы можете зацикливаться на негативных сознательных эмоциях из-за состояния психического здоровья. Эти состояния могут включать:
- тревогу
- депрессию
- пограничное расстройство личности (ПРЛ)
- обсессивно-компульсивное расстройство
Здоровые осознанные эмоции имеют много преимуществ. Гордость часто заставляет людей усердно работать ради достижений. Уверенность дает нам повышение самооценки, необходимое для решения новых задач. Даже отрицательные самосознательные эмоции играют положительную роль в нашей жизни. Ревность помогает нам определить, чего мы хотим больше всего.
Самосознание происходит от самосознания. Эмоции, которые исходят от них, помогают нам понять, как мы вписываемся в общество. Самосознание помогает нам улучшить социальное функционирование. Нарушение социальных правил группы вызывает чувство вины, стыда и смущения. Несмотря на дискомфорт и смущение, эти эмоции могут привести к общественному признанию.
Нездоровое самосознание может привести к социальной тревожности. Это может привести к изоляции, что, в свою очередь, еще больше усилит социальную тревожность. Это также может привести к низкой самооценке и депрессии.
Застенчивые эмоции также могут помешать исцелению от травмирующих событий. Особенно это касается пациентов с психическими заболеваниями. В одном исследовании оценивались женщины с ПРЛ, перенесшие травму. Из-за своей травмы эти женщины имели дело с чувствами стыда, вины и смущения. Эти эмоции препятствовали исцелению и приводили к усилению симптомов ПРЛ.
Люди могут отказаться от медицинской помощи, если они испытывают определенные эмоции застенчивости. Исследование показало, что многие люди испытывают стыд, вину и смущение, когда ищут скрининговые тесты на заболевания, передающиеся половым путем. Прохождение тестирования и общение с сексуальными партнерами вызвали эти эмоции. Эти эмоции могут заставить людей откладывать лечение или избегать его.
Существует множество способов лечения нездоровых или чрезмерно застенчивых эмоций. Чтобы создать более позитивное представление о себе и повысить самооценку, вы можете:
- участвовать в деятельности, которая заставляет вас чувствовать себя хорошо
- написать список достижений или качеств, которыми вы гордитесь кассир при покупке продуктов
- будьте пунктуальны и выполняйте свои обязательства, так как требуемая дисциплина может повысить самооценку
- брать на себя ответственность за ошибки и при необходимости исправлять их
- избегать действий, которые могут вызвать негативные эмоции, такие как чувство вины или стыда, если вы пойманы, например, на лжи или сплетнях
- сделайте глубокий вдох и практикуйте осознанность, если вы зацикливаетесь на прошлых событиях, которые вызывают негативные эмоции
Запишитесь на прием к сертифицированному консультанту или психологу, если эти методы не помогают избавиться от постоянной неуверенности в себе.