Молодежные субкультуры. Справка — РИА Новости, 07.06.2008
Нижегородские власти, в частности, региональное министерство образования, будут бороться с субкультурой эмо. Главную опасность для молодежи, по мнению нижегородского минобразования, представляет философия поклонников эмо, которая заключается в том, что представители эмо «бессмертны и в случае гибели просто меняют внутреннюю форму».
В последнее десятилетие в России возникло множество молодежных субкультур: готы, эмо, любители аниме, «жертвы корпораций», толкиенисты, блоггеры и мн.др.
Одной из самых популярных в мире является готическая музыкальная субкультура и ее представители — готы. Гот субкультура зародилась в конце 70 х годов ХХ века на волне пост-панка, когда возникло огромное число новых музыкальных стилей, среди которых появился стиль, который пресса в конце 1979 года стала называть «готикой». С середины 1982 до середины 1983 года готическое движение полностью сформировалось в субкультуру.
Готы
Вначале готы выглядели так, же как панки: они носили рваную одежду и даже ирокезы, только в отличие от панков их ирокез был черным, однако ближе к концу 80-х готы стали предпочитать длинные черные волосы. В своей одежде готы предпочитали использовать элементы костюмов прошлых веков в современной интерпретации. Они также обычно носили много сетки (чаще всего мужчины на руках) и имели оригинальный стиль мэйкапа с очень белыми лицами и большим количеством черной подводки для глаз (и мужчины и женщины).
Готы придают большое значение своему внешнему виду, чтобы показать свою принадлежность к субкультуре. В зависимости от принадлежности к тому или другому ответвлению субкультуры, стилистика одежды может разниться. Одежда готов довольно разнообразна: от роскошных платьев эпохи Ренессанса, до имиджа традиционных дарк панков 80-х годов. По деталям гардероба определяется тип готов, поскольку у разных деталей своя смысловая нагрузка. Дамы с прическами кораблями на голове, в пышных юбках, с украшениями из серебра и камней, а также мужчины в камзолах, белых рубашках с жабо, плащах и остроносых туфлях относятся к «антикварным» готам, их еще называют романтик готы.
Есть готы «андрогинные», их обязательные атрибуты — грим и юбка.
«Киберы» — это готы у которых в собранные в пучок (иногда в два пучка) волосы вплетены провода или волосы заплетены в косички в виде проводов (цвета проводов), в обтягивающем комбинезоне из латекса или винила. Киберготы — готы, тяготеющие к киберпанку и мрачной электронной музыке, они культивируют идеал киборга и постчеловека.
Среди готов есть направление, приверженцы которого вынуждены одеваться прилично — в черные костюмы и старомодные рубашки. Это работники крупных компаний или «готы — рабы корпораций».
Самый неординарный гот — фрик. У него пирсинг на всех частях тела, начесы на волосах кислотного цвета. Огромные бутсы на высокой платформе тянут ноги к земле, а макияж напоминает маску индейца. Они хотят быть похожими на утопленников, вурдалаков и прочую «нежить» нарочито белыми лицами, черными кругами вокруг глаз и линзами с глазами точками. Отдельные виды тяготеют к вампирской эстетике.
Суть идеологии готов — смакование боли и страданий. Настоящему готу приятно упиваться своим несчастьем, реальным или надуманным. Они создали свою философию, в которой счастливые представляются ограниченными, а несчастные — свободными. Готы любят мистику, кладбища и угнетающую тяжелую музыку. Они читают страшные романы, вампирские новеллы, их любимые авторы Эн Райс, Эдгар По и Лавкрафт. Особо впечатлительные всерьез считают себя вампирами и верят в свое сверхъестественное происхождение.
Готы не придерживаются каких либо определенных знаков и символов. К чисто готическим символам можно отнести различные изображения летучих мышей. Для готов главное желание — выглядеть красивее, необычнее, отсюда и увлечение всякого рода «мрачной» символикой.
Эмо
В последнее время все более популярно в России становится эмо-культура.
Эмо (от англ. emo, сокращение от «эмоциональный») — это особый образ жизни и мышления человека. Эти люди живут яркими эмоциями, причем как позитивными, так и негативными. Для эмо самое главное быть собой, эмо-стиль предполагает неповторимость, исключительность восприятия, настоящее самовыражение.
Культура эмо (emo) не нова, впервые термин «эмо» был употреблен в 1985 году по отношению к музыке. Так шутливо называли часть новых вашингтонских групп, которые начали играть странную музыку, основой звучания которой был панк, но с добавлением мелодичного вокала. Уже тогда появилась главная черта эмо стиля- изрядная эмоциональность вокала и лирики. Эмо, как и любой другой музыкальный стиль, изменялся, развивался и сильно разветвлялся. На первом этапе появились различные подвиды эмо стиля: скримо, френч эмокор и другие. К началу 1990 х этот стиль приобрёл достаточную известность в независимой музыкальной среде и вылился в отдельную субкультуру, появлялись новые подвиды этого стиля. К 2000 году «эмо» стало популярным культурным явлением.
Субкультура поклонников эмо носит название эмо-киды (кид — ребенок). Это человек, который чувствует окружающий мир, не боится своих эмоций, не боится быть собой. Это ребенок, воспринимающий все в окружающем мире иначе, он радуется любой мелочи и сильно расстраивается при самой незначительной неудаче. Эмо кидов часто называют нытиками.
У эмо собственный стиль одежды, присущий только ему. Вот некоторые атрибуты внешнего вида эмо кида: выкрашенные в черный цвет волосы должны быть коротко срезаны спереди бритвой и прикрывать половину лба. Таким же образом волосы срезаются высоко по ушам, очки в роговой оправе, или, по крайней мере, в толстой черной оправе, тяжелые слаксы, обычно очень плотные и короткие, кофты из полиэстера, очень маленького размера (с верхним рядом пуговиц и воротником), также майки детского размера со случайными лозунгами на них, или со спортивными номерами на спине, узкие майки с хеви-метал дизайном (Iron Maiden, Metallica, Motorhead). Желательно немного заношенная теннисная обувь, тесные жакеты и свитера с v-образным вырезом, свитера темных тонов с поперечной полосой, штаны из черного денима должны быть подвернуты не более чем в два раза, эмо куртки из серии «рабочая одежда», выдержанные в земляных тонах, а также коричневого, серого и темно синего цвета.
В России популяризация эмо (emo) началась не так недавно, но уже появились и даже полюбились российскому слушателю эмо группы «Океан моей надежды», «Комната, Kimono», «30 дней февраля», «Souch a beatiful Day» и другие.
Манера вокала эмо включает в себя зачастую визг, плач, стоны, шёпот. Тексты песен носят личный характер — о переживаниях автора, а в некоторых случаях — о политике. В настоящее время этот стиль музыки подразделяется на: эмо, эмокор, сан диего хардкор (хардкор эмо), эмо вайоленс, скримо, френч скримо.
Аниме
Аниме — фанаты японской анимации (от англ. Аnimation).
История аниме начинается с начала XX века, когда японские кинорежиссеры начали первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретенными на Западе.
Сюжеты аниме, первоначально рассчитанные на детей, с годами становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы все серьезней, что делало ее весьма популярной в мире.
Фанаты аниме (anime) — японской анимации и манга (mange) — японских комиксов составляют основную массу детско подросткового крыла ролевого сообщества. Самонаименование данных формирований — «анимешники».
Люди, целенаправленно стремившиеся к знакомству с аниме, обменивавшиеся фильмами и начавшие объединяться в клубы появились в конце 1990 х — начале 2000 годов.
Принадлежность анимешника к той или иной подгруппе во многом зависит от аниме, которое он предпочитает. Самое крупное ответвление — «махо седзе» — девочки волшебницы. Наиболее известное такое направление — это «муняшки» — поклонники мультсериала «Сейлор Мун». Чаще всего к нему принадлежат только молодые девушки до 17 18 лет, которые стремятся внешне вести себя как можно более инфантильно. Они красят волосы обычно в ярко желтый, синий или красный цвет и в одежде предпочитают стиль японской школьницы (белые гольфы, короткая юбка, сандали и т. д.).
«J рокеры» — группа анимешников, которая увлекается японской музыкой, разбирается в ее направлениях, исполняет ее, иногда внешне они напоминают готов, но, по сути, конечно, эти субкультуры имеют отличия.
В среде фанатов японской анимации наибольшей активностью отличаются поклонники стилей «юри», «яой», «кавайи» и «хентай» — специфической японской сексуальной субкультуры (которая присутствует, в том числе и в детских японских мультсериалах). Именно данные фанаты имеют собственные сайты о японском аниме в сети Интернет. Почти все эти сайты имеют четкую гомосексуальную направленность (как женскую, так и мужскую).
Многие анимешники увлекаются японской поп и рок музыкой. В данной субкультуре распространено также увлечение современной японской культурой, что обуславливает выбор в качестве попутного занятия таких видов искусства, как кендо, оригами, икебана и т. п.
Детское ответвление движения «покемончики» фанаты мультсериала «Покемоны».
Все справки>>
Субкультуры: что это, виды и примеры
От фанатов мультяшных пони до любителей кладбищенских посиделок — в мире существует множество разных культурных сообществ. Рассказываем, что такое субкультуры и почему они возникают
Содержание:
- Что это
- Почему возникают
- Особенности и черты
- Примеры
Что такое субкультура
Субкультура — это группа в обществе, нормы и ценности которой отличаются от общепринятых [1]. Представители субкультуры могут иметь свои интересы, верования, символы, одежду и даже язык. В разное время в обществах существовали различные субкультуры: от хиппи в США начала 1960-х годов до современных K-Pop и «дед инсайд».
Самое заметное отличие представителей разных субкультур от большинства и друг от друга — стиль одежды (Фото: Rob Dobi)
Изучением субкультур занимаются культурология и социология. Впервые научно субкультуры стали исследовать в 1920-х годах в США. Ученые заинтересовались группами гангстеров в Чикаго: они пытались понять, почему молодые люди из разных этнических групп отвергали общепринятые ценности и становились приверженцами противоположных идей. Позже другие социологи дополнили субкультурную теорию, перенеся свое внимание не только на преступные группировки, но и на другие сообщества с нетрадиционными интересами и убеждениями. [2]
Современные ученые расширили понятие «субкультура», исследуя огромное количество субкультурных групп. Поэтому сегодня единственно верного определения, что такое субкультура, не существует. Некоторые социологи предпочитают говорить не о субкультурах, а о неформальных молодежных объединениях [3] или «культурных сценах» [4].
Кроме того, ученые отделяют субкультуру от контркультуры. Общепринятую культуру они называют «родительской» или «доминантной». [5] Субкультура — это часть «родительской» культуры. И в этом смысле она отличается от контркультуры — норм и ценностей, демонстративно противоположных доминантным. Например, хиппи зародились как субкультура, но позже, активно протестуя против войны во Вьетнаме, технократии и культуры потребления, переродились в контркультуру. [6]
Почему возникают субкультуры
Исследователи сходятся во мнении, что в субкультуры объединяются люди, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Кроме того, для возникновения субкультуры в обществе нужно совпадение нескольких разных факторов. Доцент кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС Санкт-Петербурга, кандидат политических наук Ольга Антончева объясняет, что такими факторами могут быть деятельность политических лидеров, распространение новых технологий, социальные и культурные события.
Например, одним из факторов возникновения рок-культуры в СССР стало появление звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники. А в годы экономического кризиса в Великобританию прибыло большое количество гастарбайтеров, что подтолкнуло к выделению из традиционных скинхедов отдельного ответвления скинхедов-наци. Современная культура флешмобов стала возможна с появлением интернета и мобильных телефонов, которые позволяют быстро синхронизировать действия больших групп людей.
Психолог, кандидат психологических наук Валерий Гут отмечает, что сильное желание влиться в субкультуру испытывают подростки. Они находятся в поиске себя и таким способом хотят:
- сепарироваться от родителей;
- найти единомышленников, почувствовать поддержку и понимание;
- быть принятым социумом и получить признание;
- реализовать свои способности, поэкспериментировать;
- добрать недостающие эмоции;
- найти собственные смыслы.
С возрастом желание идентифицировать себя с группой не исчезает, а трансформируется, объясняет психолог. Множество геймеров, любителей экстремальных видов спорта и приверженцев исторических реконструкций есть и среди людей 30–40 лет.
Особенности и черты субкультур
Единого общепринятого мнения, что такое субкультура, не существует, и об общих чертах субкультур тоже идут дискуссии. Но в целом ученые выделяют ряд особенностей. [7]
Общие ценности
Любая субкультура, чтобы отличиться от основной культуры, создает свои значимые ценности — это могут быть какая-то вещь, действие или убеждение. Общаясь между собой, члены группы усваивают эти ценности. Они копируют действия (практики), проявляют уважение к культурным объектам своего сообщества, разделяют общие взгляды и интересы.
На фото автомобильный номер с надписью: «Я глухой». Сообщество людей с нарушениями слуха тоже считается субкультурой. Жестовый язык глухих — основа их культурной и языковой самобытности, о чем упомянуто в 30-й статье Конвенции о правах инвалидов (Фото: ru. wikipedia.org, David Fulmer)
Чувство принадлежности
Некоторые исследователи считают, что самым важным отличием субкультуры от других социальных групп является большая вовлеченность субкультурщиков в свою субкультуру [8]. Для людей извне такая приверженность группе иногда кажется нездоровой. Но для субкультурщиков чувство тесной связи с другими членами абсолютно нормально. Чтобы чувствовать эту связь, им даже необязательно иметь личные отношения с членами своей группы. Находить «своих» помогает субкультурный стиль: одежда, аксессуары, татуировки и тому подобное. Это облегчает распознавание друг друга в толпе. При этом ярко выраженный внешний стиль необязателен для субкультуры — он просто помогает идентифицировать друг друга.
Брони — это сообщество поклонников мультсериала My Little Pony: Friendship is Magic. Неожиданно для всех эта субкультура стала популярной среди взрослых мужчин в возрасте от 14 до 35 лет. У них нет определенного стиля в одежде, но есть собственные фестивали и огромное количество фанатской атрибутики (Фото: National Geographic documentary «Outsiders» with Darren McMullen)
Размытые границы
Субкультуры не имеют организации или руководства. Этим они отличаются, например, от сект, преступных групп или корпораций. Участие в субкультуре свободное, добровольное и неформальное, при этом представители субкультуры могут одновременно взаимодействовать с людьми из других культурных и социальных слоев — это обычно никак не регулируется и не запрещается. Поэтому границы между доминантной культурой и субкультурой часто неразличимы, эти две культурные области могут обмениваться идеями и мирно сосуществовать.
Сопротивление
В субкультуре в явном или скрытом виде может проявляться сопротивление доминирующей культуре. Это зависит от того, насколько представители субкультуры противопоставляют свои убеждения общепринятым. Открыто сопротивляется традиционным ценностям, например, движение чайлдфри, которое часто называют идеологией или субкультурой. Представители чайлдфри сознательно отказываются от рождения детей.
Маргинальность
Есть мнение, что большинство субкультурщиков — это аутсайдеры, которые не вписались в доминирующую культуру. Социологи называют таких людей, застрявших между социальными группами, маргиналами. [9] В этом смысле многие субкультурщики, несмотря на различия между собой, — маргиналы. Не соответствуя представлениям большинства о «нормальном человеке», они сознательно отказываются от общепринятых норм и уходят в какую-то субкультуру. То, что раньше общество осуждало в них как «странность», например любовь к вычурным прическам, среди своих воспринимается позитивно.
Ирокез, который большинством людей воспринимается неоднозначно, в субкультуре панков или готов — нормальное явление (Фото: en.wikipedia.org, Grant Mitchell)
Примеры субкультур
Еще в 1952 году антрополог Альфред Кребер (Alfred Kroeber) выделил более 169 культурных сообществ в мире [10]. Вероятно, сейчас культур и субкультур в мире гораздо больше. В 2017 году в России самыми популярными молодежными субкультурами были зожники и фанаты спорта, волонтерские движения, гики и геймеры. А классические субкультуры: готы, эмо, панки, скинхеды и другие — ушли в тень [11].
Хиппи
Одна из самых влиятельных контркультур — хиппи — зародилась в середине 1960-х годов в США как молодежная субкультура. Они поддерживали свободную любовь и сексуальную революцию, психоделическое искусство и музыку. А еще они решительно выступали против войны во Вьетнаме. Хиппи были популярны и в СССР. Сегодня хиппи практически исчезли, но их внешние атрибуты: самодельные украшения, этнические мотивы, смешение красок и принтов — вошли в моду и повседневную жизнь.
Панки
Панк-субкультура возникла как сообщество поклонников панк-рока в 1970-х годах в Великобритании. Панки выражали протест мейнстрим-культуре, гламуру и продажности, в том числе и своим внешним видом: всклокоченные небрежные прически, неаккуратная одежда. Моду на панковский ирокез ввела британская панк-группа The Exploited в 1980-х. Постепенно, все больше уходя от общепринятых норм, панки стали брить виски, красить волосы в яркие оттенки, делали пирсинг. Есть мнение, что уже к концу 1978 года панки превратились из субкультуры, которая бросала вызов общественности, в уличный стиль, встроившись в мейнстрим-культуру [11].
Первые панки появились в СССР в 1970-х годах. Поначалу они не выглядели по-панковски красочно: не у всех была возможность приобрести косуху — куртку с косой застежкой-молнией — и другие атрибуты настоящего панка. На фото лидер и вокалист первой панк-группы СССР («Автоматические удовлетворители») Андрей Панов (Фото: Валентин Барановский, vk.com/ninabaranovsky)
Готы
Считается, что готы появились на основе панк-движения. Увлечение панк-музыкой в Англии постепенно ослабло, и появившийся в 1980-е новый музыкальный жанр получил название постпанк, а чуть позже — готик-рок. Название «готы» (англ. goth) придумали журналисты, которые говорили о нарочитой мрачности их музыки. Российское сообщество готов также описывает мировоззрение своей субкультуры как мрачное и депрессивное [12]. Темная романтика готов во многом перекликается с романтизмом XIX века и готической литературой, с увлечением иррациональным, демоническим и гротескным. Поэтому внешние проявления субкультуры готов — это черный цвет, особый «готический» макияж и символы «кладбищенской эстетики» разных эпох.
Упадок «классических» готов пришелся на 2010-е годы. Чуть раньше появились киберготы — смешанная субкультура готов, рейверов и индастриал. Они перенесли фокус с «кладбищенского романтизма» на эстетику техногенного апокалипсиса (Фото: aesthetics.fandom.com/wiki)
Эмо
Еще одна субкультура 2000-х годов, развившаяся из рок-музыки (эмо-хардкор). Неоднозначное мироощущение эмо с акцентом на душевных переживаниях и романтизации тоски вызвало много споров. Эмо обвиняли в пропаганде детского суицида и селфхарма. В России на уровне Госдумы всерьез обсуждали опасность увлечения субкультурой, а в некоторых странах эмо преследовались. В 2010-е годы субкультура постепенно утратила популярность.
В России одним из самых узнаваемых лиц поколения эмо стала девушка из клипа «Три полоски» группы Animal ДжаZ. Ее образ: черная рваная челка, узкие джинсы на бедрах и пирсинг — типичный облик эмо.
(Видео: YouTube)
Скинхеды
Это другая «классическая» субкультура родом из Великобритании 1960-х. Скинхеды (от англ. skinhead, то есть «коротко остриженный» или «бритоголовый») — выходцы с рабочих окраин Лондона. Они отвергали этику «мира и любви», которую пропагандировали хиппи, и больше интересовались спортивными мероприятиями, вечеринками, рок- и регги-концертами.
Группа скинхедов проходит мимо группы хиппи на площади Пикадилли в Лондоне, 1969 год (Фото: Wikimedia Commons)
Первые скинхеды не были фашистами и расистами [13]. Но когда субкультура стала популярной в Австралии, Северной Америке и Западной Европе и особенно в Германии, ее представители вошли в ультранационалистические и антииммигрантские группы. Во многих странах банды скинхедов нападали на иммигрантов или расовые меньшинства и поэтому стали ассоциироваться с уличным насилием.
По словам российского социолога Павла Горюнова, в России скинхедов практически не осталось [14]. Тем, кто еще называет себя скинхедами, далеко за 30, и они давно не совершают никаких действий, характерных для «бритоголовых». Отдельной субкультуры националистов также не существует, но, по мнению эксперта, в современной молодежной среде национализм силен сам по себе.
Хипстеры
Это современная субкультура, которая ассоциируется с поколением 2010-х и креативным классом. Хипстеры стремятся уйти от мейнстрима, выражая свою индивидуальность в профессии, хобби и образе жизни. Они интересуются всем уникальным и немассовым: винтажной одеждой, кино в жанре арт-хаус, инди-музыкой, культурой DIY («сделай сам»).
Типичный хипстер, по мнению журнала Time 2009 года, — это «бабушкин свитер, очки в стиле Боба Дилана, джинсовые бриджи и кеды Converse» (Фото: Wikimedia Commons, Christopher Prentiss Michel)
Несмотря на пропаганду индивидуализма и креативности, хипстеров упрекали в увлечении всем новомодным, нарочитой интеллектуальности и шаблонном образе жизни. Считается, что во второй половине 2010-х годов популярность субкультуры пошла на спад. Возможно, этому способствовало и то, что многие хипстеры отказывались идентифицировать себя как субкультуру, да и быть все время оригинальным оказалось довольно сложно.
Геймеры
Люди, играющие в компьютерные игры, — одна из самых популярных современных субкультур. Это очень большое и неоднородное сообщество: по некоторым данным, сейчас в мире насчитывается более 3,1 млрд геймеров [15]. Так называют и тех, кто играет дома в одиночку, и стримеров, которые транслируют свою игру в прямом эфире, и профессиональных игроков, участвующих в турнирах с многомиллионным призовым фондом.
У современных геймеров нет легко узнаваемого внешнего облика или отличительной символики. Их объединяет увлеченность видеоиграми — к какой-то конкретной игре или к жанру в целом. Геймеры используют для общения между собой специфический жаргон, который заимствовал многое из сленга программистов, общемолодежного сленга и английского языка. Они образуют многочисленные сообщества, организуют игровые выставки и фестивали. Во многом интерес к видеоиграм и геймерской субкультуре подогревают сами производители видеоигр.
Сообщество геймеров повлияло и на другие субкультуры: они частично ответственны за появление «дед инсайдов», а также тесно связаны с косплеем и аниме.
E-girls и e-boys
Молодые люди, привлекающие аудиторию с помощью фото и видео в своих социальных сетях, — это e-girls и e-boys, новая «цифровая» субкультура. Она развивалась на фоне набирающих популярность социальных сетей. В 2019 году, когда TikTok стал одним из самых скачиваемых приложений в мире, произошел и взрывной рост популярности субкультуры.
Ее представители всегда онлайн, всегда на связи с фанатами или умело создают такое впечатление. Объединяющая идея e-girls и e-boys — создание контента. Это могут быть запоминающиеся образы или перевоплощения на камеру, подражание знаменитостям или персонажам фильмов, флирт с подписчиками и даже откровенные фотографии. В широком смысле е-girl или е-boy — это любой, кто ведет активную жизнь в соцсетях.
Иногда e-kids сравнивают с эмо из-за похожего внешнего вида, только в онлайн-формате. Правда, с его помощью представители субкультуры хотят привлечь аудиторию, а не рассказать о своих душевных переживаниях (Фото: Wikimedia Commons, Irisloveunicorns)
Что такое субкультура?
В этой статье мы познакомим вас с некоторыми академическими предпосылками и определением «субкультуры». Давайте исследовать.
Давайте сделаем обзор «субкультуры», рассмотрев некоторые описания ученых.
Определение субкультуры
Согласно Оксфордскому словарю английского языка (OED), субкультура означает «идентифицируемую подгруппу в обществе или группе людей, особенно ту, которая характеризуется убеждениями или интересами, расходящимися с убеждениями или интересами большей группы» .
Термин впервые появляется в англоязычных документах в 1914 году. Первоначально «субкультура» обозначала определенную группу людей и их культуру. Например, OED показывает пример «субкультуры» следующим образом:
«Эта субкультура по прозвищу хип-хоп примерно такая. . . статус и конкуренция, особенно среди мужчин» («Время», 21 мая 1983 г.).
Как обсуждает Терри Иглтон в Идея культуры, (1) понятие «культура» имеет аспект, противоположный слову «культура» с большой буквы С, которое должно иметь универсальные и трансцендентные ценности для всех (Иглтон 40) . Субкультура — это, если следовать аргументу Иглтона, «культура», ведущая нас к «идентичности и солидарности», а не к аутентичности или авторитетам.
В 1947 году Милтон М. Гордон определяет субкультуру в своем знаменитом эссе «Концепция субкультуры и ее применение» (2) следующим образом:
Понятие, используемое здесь для обозначения подразделения национальной культуры, состоящего из комбинации факторируемых социальных ситуаций, таких как классовый статус, этническое происхождение, региональное, сельское или городское проживание и религиозная принадлежность, но формирующихся в их сочетании. функционирующее единство, оказывающее интегрированное воздействие на участвующую личность .
Позже Гордон объясняет, что у каждой субкультурной группы есть этнические, классовые и региональные различия, но каждая группа создала свой собственный «мир внутри мира». Субкультура в этом смысле может быть определена как «культура» внутри «культуры», что может быть связано с контркультурой.
Субкультура в Японии
Как эта теория применима к субкультуре в Японии после Второй мировой войны? Акио Миядзава, рассуждая в своей книге Nippon Sengo Sabu Karucha Shi (4) [История субкультуры в Японии после Второй мировой войны] (2014) [рис.1], в которой он имеет дело со своими личными воспоминаниями о 19с 60-х по 1990-е годы, указывает, что вначале японская субкультура находилась под сильным влиянием контркультуры Западного побережья Америки (глава 1).
Согласно Миядзаве, слово «субкультура» впервые появилось в японских документах, когда в февральском номере 1968 год.
(справа) Рис.1 Nippon Sengo Sabu Karucha Shi [История субкультуры в Японии после Второй мировой войны], Акио Миядзава, Токио: NHK Shuppan, 2014. (Слева) Рис. 2 Бидзюцу Техо , Бидзюцу Шуппан-ша, Журнал, февраль 1968 г.
В своей статье « Wakudeki heno Izanai: Kyampu to Hippi Bunka (3) [Приглашение к снисходительности: лагерь и субкультура хиппи]» Канесака отмечает, что люди становятся свидетелями большого перехода индустриального искусства от прямых линий к извилистые и извилистые линии, которые можно было бы сравнить с модерном на рубеже веков.
Видя традиционные правила искусства и традиционное чувство свободы, распущенные цветовые сочетания теперь процветают в так называемой культуре хиппи, Канесака упоминает, что это культурное явление — «дурной вкус», и «это можно было бы назвать субкультурой». , которой еще предстоит быть культурой» (3), с.87.
Интересно, что Канасака, кажется, полагает, что субкультура еще не является культурой, как если бы субкультура была, другими словами, незрелым состоянием, которое еще не стало культурой, даже несмотря на то, что субкультура способна прорваться сквозь традиционное понимание ценить.
Сабукару и субкультураПримерно с 1990-х годов слово «субкультура» стало часто сокращаться как «сабукару», когда мы говорим о японских субкультурах. Насколько нам удалось выяснить, одним из первых документов, включающим слово «сабукару», является «9-й путь» Эйдзи Оцуки.0009 Sengo Minsushugi no Rihabiritaishion (5) [Реабилитация демократизации после Второй мировой войны] (2001). В контексте Оцуки сабукару ассоциируется с какой-то дрянью и эфемерностью.
Субкультуры в японском контексте могут не указывать на культуры в этнических или региональных подгруппах, как указывает Гордон. Японские субкультуры могут скорее указывать на маргинальность, незрелость, эфемерность или уязвимость.
Субкультуры в современном понимании обычно относятся к популярной культуре, включая анимацию, мангу, видеоигры и популярную музыку. И все же мы должны признать, что «субкультура» имеет смешанные значения.
© Университет Кейо
Поп-культура и субкультура | Введение в социологию
Результаты обучения
- Обсуждение роли высокой культуры, поп-культуры, субкультуры и контркультуры в обществе
Высокая культура и популярная культура
Вы предпочитаете слушать оперу или хип-хоп? Нравится ли вам смотреть скачки или NASCAR? Вы читаете сборники стихов или журналы о знаменитостях? В каждой паре один вид развлечения считается высокоинтеллектуальным, а другой низкоинтеллектуальным. Социологи используют термин высокая культура для описания модели культурного опыта и отношений, существующих в высших слоях общества. Люди часто связывают высокую культуру с интеллектуализмом, политической властью и престижем. В Америке высокая культура также имеет тенденцию ассоциироваться с богатством. Мероприятия, считающиеся высокой культурой, могут быть дорогими и формальными — например, посещение балета или прослушивание живого симфонического исполнения.
Термин популярная культура относится к модели более доступного культурного опыта и отношения, которые существуют в основном обществе. Популярные культурные мероприятия могут включать в себя парад, бейсбольный матч или финал сезона телевизионного шоу. Рок и поп-музыка — «поп» означает «популярная» — являются частью популярной культуры. Популярная культура часто выражается и распространяется через коммерческие средства массовой информации, такие как радио, телевидение, кино, музыкальная индустрия, издательства и корпоративные веб-сайты. В отличие от высокой культуры, массовая культура известна и доступна большинству людей. Вы можете поделиться обсуждением любимых футбольных команд с новым коллегой или прокомментировать American Idol во время светской беседы в очереди в продуктовом магазине. Но если бы вы попытались начать глубокую дискуссию о классической греческой пьесе «Антигона », немногие члены современного американского общества были бы с ней знакомы.
Хотя высокую культуру можно рассматривать как превосходящую популярную культуру, ярлыки высокой культуры и популярной культуры меняются со временем и в разных местах. Шекспировские пьесы, считавшиеся поп-культурой, когда они были написаны, теперь являются частью высокой культуры нашего общества. Через пятьсот лет наши потомки будут ассоциировать Во все тяжкие с культурной элитой?
Субкультура и контркультура
Субкультура — это именно то, на что это похоже — небольшая культурная группа внутри более крупной культуры; люди субкультуры являются частью более крупной культуры, но также имеют определенную идентичность в пределах меньшей группы.
Рисунок 1 . Косплееры — это отдельная субкультура (меньшая культурная группа в рамках более крупной культуры) в Соединенных Штатах. А внутри более крупной субкультуры есть подгруппы, такие как эта, подражающая персонажам комиксов DC. (Фото: Пэт Лойка)
В Соединенных Штатах существуют тысячи субкультур. Этнические и расовые группы разделяют язык, пищу и обычаи своего наследия. Другие субкультуры объединяет общий опыт. Байкерская культура вращается вокруг преданности мотоциклам. Некоторые субкультуры формируются членами, которые обладают чертами или предпочтениями, отличными от большинства населения общества. Сообщество модификаций тела занимается эстетическими дополнениями к человеческому телу, такими как татуировки, пирсинг и некоторые формы пластической хирургии. В Соединенных Штатах подростки часто образуют субкультуры для развития общей молодежной идентичности. Анонимные Алкоголики предлагают помощь тем, кто страдает алкоголизмом. Но даже когда члены субкультуры объединяются, они все равно отождествляют себя с большим обществом и по большей части гармонично участвуют в нем.
Социологи отличают субкультуры от контркультур , которые представляют собой разновидность субкультуры, отвергающей нормы и ценности более широкой культуры. В отличие от субкультур, которые относительно гладко функционируют в рамках более крупного общества, контркультуры могут активно бросать вызов более широкому обществу, разрабатывая свой собственный набор правил и норм, по которым нужно жить, иногда даже создавая сообщества, которые действуют вне и отдельно от более крупного общества. Именно эта оппозиционная, возможно, даже антагонистическая позиция в основном отличает контркультуру от субкультуры.
Дальнейшие исследования
Битники были контркультурой, породившей целое движение в искусстве, музыке и литературе, многие из которых до сих пор высоко ценятся и изучаются. Человеком, ответственным за фразу «Поколение битников», был Джек Керуак; однако человеком, ответственным за представление мейнстримной Америки тому поколению, был Джон Клеллон Холмс, писатель, которого часто смешивали с группой. В 1952 году он написал статью для New York Times Magazine под названием «Это поколение битников». Прочитайте эту статью Literacy Kicks, чтобы узнать больше о статье Клеллон Холмс.
Религиозные и другие «культы» — слово, происходящее от того же корня, что и «культура», — также считаются контркультурными группами. Культ «Тоска по Сиону» (YFZ) в Эльдорадо, штат Техас, существовал вне мейнстрима и внимания, пока его лидера не обвинили в предусмотренном законом изнасиловании и участии в несовершеннолетнем браке. Формальные нормы секты слишком сильно противоречили законам США, и в 2008 году власти совершили налет на территорию и вывезли из собственности более двухсот женщин и детей.
Эволюция субкультуры американских хипстеров
Узкие джинсы, массивные очки и футболки с винтажными логотипами — современный американский хипстер — узнаваемая фигура в США. Базируясь преимущественно в мегаполисах, иногда группируясь вокруг горячих точек, таких как район Вильямсбург в Нью-Йорке или в некоторых частях Портленда, штат Орегон, хипстеры определяют себя через неприятие мейнстрима и тщательно продуманное принятие ироничной моды и взглядов. Как субкультура, хипстеры небрежно отвергают многие ценности, убеждения и внешние представления господствующей американской культуры, часто предпочитая причудливо гибридную «ретро» одежду более формализованной профессиональной одежде. Несмотря на эту отчасти оппозиционную позицию, эстетические символы хипстерской субкультуры все чаще возвращаются в массовую культуру. Здесь мы можем увидеть разницу в том, как субкультуры, которые обычно могут быть ассимилированы в мейнстрим, и контркультуры, которые, как правило, слишком антагонистичны, чтобы плавно интегрироваться, понимают себя и обычно понимаются не членами. В то время как хипстерская культура может показаться новой тенденцией среди молодежи среднего класса и случайных профессиональных молодых людей, история «модных» движений на самом деле может быть прослежена до первых десятилетий 19-го века.00с. На самом деле термин «хипстер» уже ассоциировался с более ранним движением самоотбора.
Где зародилась хипстерская культура? В начале 1940-х годов джаз в США был на подъеме. Музыканты были известны как «гепкоты» и обладали мягким, расслабленным характером, который противоречил прямолинейной, мейнстримной жизни. Те, кто был «хип» или «хип», жили по кодексу джаза, а те, кто был «квадратным», жили по правилам общества. Так родилась идея «хипстера». Тот, кто был «модным», был «в курсе» и предпочитал узнавать других, которые так же знали и придерживались тех же верований и практик.
Движение хипстеров распространилось, и молодые люди, увлеченные музыкой и модой, переняли взгляды и язык, заимствованные из культуры джаза. В отличие от жаргона того времени, хипстерский сленг был преднамеренно исключающим, а его словесные коды отражали и определяли социальные привычки и настроения его носителей. Когда хипстеры говорили: «Это круто, чувак», они имели в виду культурное настроение, подчеркивающее определенное расслабление перед лицом трудностей, а также предпочтение определенных желаемых форм музыки и одежды.
Рисунок 1. В 1940-х годах американские хипстеры ассоциировались с «крутой» культурой джаза. (Фото любезно предоставлено Уильямом П. Готлибом/Коллекция Фонда Айры и Леонор С. Гершвин, Музыкальный отдел, Библиотека Конгресса)
К 1950-м годам джазовая культура пришла в упадок, и многие черты культуры хепкэт стали господствующими. Возникла новая контркультура. «Поколение битников», выражение, придуманное писателем Джеком Керуаком, было антиконформистским и антиматериалистическим. Это были писатели, которые слушали джаз и восприняли «крутой» дух сепаратизма и свободы слова этого движения. Они бездельничали, путешествовали по стране автостопом и жили в нищете, признавая, что быть «побитым» означало быть сознательно «побитым» или «побитым».
Распространение образа жизни. Студенты колледжа с копиями книги Керуака « В дороге », одетые в береты, черные водолазки и очки в черной оправе. Женщины носили черные купальники и отращивали длинные волосы. Херб Кан, журналист из Сан-Франциско, использовал суффикс от Sputnik 1 , российского спутника, который вращался вокруг Земли в 1957 году, чтобы окрестить последователей движения «битниками». Эта запоздалая чеканка быстро стала восприниматься как уничижительная, и Керуак и его соотечественники никогда не использовали ее сами, предпочитая «бит» или «поколение битов», которые циркулировали среди них с 19 г.48 и 1952 соответственно.
Рисунок 2. Сегодняшние хипстеры, сознательно «занудные» и модные, определяют себя через культурную иронию, эстетика которой часто распространяется через социальные сети. (Фото любезно предоставлено Lorena Cupcake/Wikimedia Commons)
Когда поколение битников угасло, началось новое родственное движение. Он также был сосредоточен на разрушении социальных границ, но также выступал за свободу самовыражения, мистическую и психоделическую философию и музыку, а также свободную любовь. Он получил свое название от предыдущих поколений; на самом деле, некоторые теоретики утверждают, что битники сами придумали этот термин для описания своих детей. Со временем «бедра» бьют 1950-е превратились в контркультурное движение, известное в 1960-х и начале 1970-х как «хиппи». Мы видим, как эта культурная история позволяет нам проследить эволюцию термина «бедро». С некоторыми модификациями концепция, которую она называет, сохранилась как часть определенных контркультур и субкультур.
Нынешнее поколение хипстеров разделяет некоторые элементы «модного» этоса со своими культурными предками, такими как джазовые гепкэты, битники и хиппи. Хотя может показаться, что современные хипстеры не имеют много общего с 19-летними.Хипстеры 40-х, акцент на нонконформизме и «быть в курсе» все еще там. В 2010 году социолог Марк Грейф приступил к исследованию субкультуры хипстеров в Соединенных Штатах и обнаружил, что многое из того, что связывало участников группы, не было основано исключительно на моде, музыкальных вкусах или даже на конкретном предмете разногласий с мейнстримом. Вместо этого «все хипстеры играют в изобретателей или первых адептов новинок, — писал Грейф. — Гордость исходит из знания и принятия решения о том, что круто раньше остального мира. (Грейф 2010). Подобно тому, как гепкоты эпохи джаза противопоставляли общепринятую культуру тщательно созданной видимости прохлады и расслабленности, современные хипстеры отвергают общепринятые ценности с старательно изображаемой апатией.
Молодых людей часто тянет противостоять господствующим традициям, даже если так же, как это делают другие. Ироничные, хладнокровные до безразличия и квазиинтеллектуальные хипстеры продолжают демонстрировать субкультурную групповую идентичность со своими собственными ориентациями и ритуалами.
Попробуйте
Посмотрите
В этом видео повторяются некоторые особенности культуры, о которых вы узнали в этом модуле. Из этого видео вы узнаете больше о типах культур, субкультур и контркультур и начнете изучение того, как структурно-функциональная теория и теория конфликта помогают нам понять культуру.
Подумайте об этом
- Приведите несколько примеров популярной культуры и опишите, как они влияют на наше понимание более широкой культуры.