Когнитивная сфера личности
Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Ощущения
Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия.
Анатомической основой ощущений является анализатор.
Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы; приводящий нейрон, т.е. аффектор; центральный (корковый) отдел анализатора.
Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений.
Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений.
Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений.
Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором.
Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности.
Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей.
Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями.
Вопросы для самопроверки:
Дайте определение понятию «ощущение».
Какие пороги ощущений существуют?
Что такое адаптация органов чувств?
Приведите примеры сенсорной депривации и сенсибилизации.
Восприятие
Восприятие – это когнитивный процесс, состоящий в отражении целостных предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Продукт восприятия – целостный образ, но в отличие от образов памяти, он возникает лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
Видов восприятия:
по модальности анализатора (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестетические).
по основным свойствам материи (формам существования): восприятие пространства, движения и времени.
Цветовосприятие.
Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками, т.е. длиной волны. Красная часть спектра действует на организм возбуждающе, а фиолетовая – угнетающе. Помимо этого цвет имеет символическое значение и воздействует через ассоциации. Так, в Европейских странах цвет траура – черный. А на востоке – белый.
Восприятие формы. Механизм воздействия формы лежит в мелкочастотных движениях глаза по контуру объекта. Рассмотрим символы, приведенные на рис. 1.
Рис. 1. Основные геометрические формы в психологии
Чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику.
Основные свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, осмысленность, константность, активность, структурность, установка восприятия.
Избирательность заключается в том, что человек не может воспринимать все одинаково четко в каждый конкретный момент времени. Что-то будет для него фигурой, а что-то фоном.
Предметность – это отнесенность образа восприятия к явлениям внешнего мира. Иногда это свойство нарушается, например при галлюцинациях.
Целостность состоит в том, что человек воспринимает, прежде всего, соотношение, структуру всей совокупности объектов и признаков, а не отдельные компоненты или признаки.
Осмысленность означает отнесение объекта к определенной категории, соотнесенность его с прошлым опытом.
Константность – это относительная независимость образа восприятия от условий восприятия.
Активность восприятия – это включенность в акт восприятия моторных компонентов, что превращает акт восприятия в перцептивную деятельность субъекта. Без моторики невозможно адекватное восприятие. Наиболее активный орган – глаз. Если исключить движение образа по сетчатке, то образ исчезает уже через 3 секунды.
Структурность восприятия – это ряд закономерностей, на основании которых фигура выделяется из фона.
Это закономерности структурирования образа или ряда образов по сходству, близости, замкнутости, по принципу «общей судьбы». Это законы «хорошей линии», непрерывности, симметрии, заполнения пробелов.
Установка восприятия – зависимость восприятия настоящего от восприятий в прошлом.
Когнитивная сфера в психологии
Понятие «когнитивная сфера»
Определение 1
Когнитивная сфера – это сфера психологии человека, связанная с познавательными процессами и сознанием и включающая знания человека о мире и о самом себе.
Термин когнитивная сфера появился на фоне развития кибернетики во второй половине XX века, когда впервые человека сравнивали с биороботом сложного строения. Ученые в этот период моделировали психические процессы, происходящие в мозге человека, но попытки были не всегда удачными. Смоделированный психический процесс получил название когнитивного.
Психические функции человека, направленные на познание и изучение образуют когнитивную сферу человека. Основой процессов является последовательное и логическое восприятие информации и её обработка.
Когнитивную сферу отличают логика и рациональность. Внимание, память, восприятие новой информации, мышление, логически обусловленные действия относятся к когнитивной сфере. Когнитивные процессы не связаны с развлечениями, эмоциональными волнениями, привязанностями.
Когнитивные процессы проявляются, например, в момент чтения, когда открывая книгу, человек воспринимает слова, буквы, информацию и соотносит с имеющимися у него знаниями. Когда речь идет о художественном произведении, человек может представить себе описанную в книге картинку.
Когнитивные процессы также активизируются при письме, писатель, например, представляет себе то, о чем будет писать, подключая при этом воображение. Для написания связного и красивого текста, необходимо запоминать ранее написанное, а это достаточно хорошо активизирует память.
Приобретение умений и навыков в процессе обучения без определенных когнитивных процессов не обходится.
К когнитивному процессу относится и внимание, потому что при получении новой информации на ней важно сосредоточиться, не отвлекаясь на что-то другое. Таким образом, память необходима для того, чтобы запомнить полученную информацию, а наглядно представить, о чем идет речь позволяет воображение.
Когнитивные процессы проявляются и в повседневной жизни человека, например, желание сбросить вес, с одной стороны, и кусочек аппетитного торта – с другой стороны, заставляют женщину подумать: можно удовлетворить свое желание, а можно и вовремя остановиться.
Развитие когнитивных процессов происходит постепенно и на протяжении длительного времени. Ребенок обучается этим процессам с первых дней жизни и важно следить, чтобы уровень их развития соответствовал возрасту. У детей уровень развития этой сферы определяется с помощью структурированных, в зависимости от возраста, диагностических материалов, представленных разными заданиями.
Составляющие когнитивной сферы человека
В упрощенном варианте когнитивная сфера – это компетентность и знания, навыки и умения. Если данная сфера правильно функционирует, то человек имеет возможность не только воспринимать, но и запоминать информацию и обрабатывать её. Получается, что когнитивная сфера – это своеобразный механизм, который дает возможность обучаться и применять полученные знания.
Отсюда, когнитивными составляющими являются:
- память,
- воображение,
- внимание.
Внимание, как составляющая когнитивной сферы, заключается в способности человека из огромного количества информации отбирать нужную и на ней сосредотачиваться.
Внимание – функция основополагающая, потому что без него новая информация не может быть усвоена и обработана. Внимание может быть непроизвольным, не требующим от человека каких-либо усилий, произвольным, требующим определенных усилий для сосредоточения на выбранном объекте, послепроизвольным, поддерживаемом на сознательном уровне.
Основными характеристиками внимания являются устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключаемость.
В когнитивной сфере ключевую роль играет память, которая является основным компонентом интеллекта. Видов памяти несколько, по критерию содержания выделяют:
- эмоциональную память, дополняющую все виды памяти и возникающую во всех ситуациях;
- двигательную память, необходимую для выполнения различных движений;
- словесно-логическую, являющейся памятью на мысли;
- образную память, связанную со слуховыми, обонятельными, вкусовыми образами.
Память может быть долговременной, кратковременной, рабочей, промежуточной.
Психический процесс создания образа предмета происходит с помощью воображения. Р.С. Немов, например, считает, что наиболее полно воображение работает тогда, когда в мозг человека поступает новая информация.
Такие понятия, как воображение и фантазия психология принимает как полные синонимы. Но, фантазия большее влияние оказывает на формирование «новых чувств», т.е. она в большей степени непроизвольна, по сравнению с воображением.
Воображение имеет свои виды, например, Мейс выделяет практическое воображение, языковое воображение, репрезентационное воображение.
Рисунок 1. Виды воображения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отечественная психология классифицирует воображение на основании целенаправленности и представляет его как пассивное и активное, которое у конкретного человека может достигать разного уровня.
Уровень развития воображения говорит о содержательности образов, их жизненном значении для дальнейшей деятельности, новизне и оригинальности.
Воображение, считает ряд специалистов, формирует у человека чуткость, тактичность, сочувствие, сопереживание.
Среди видов воображения на особом месте находится мечта. Мечта является деятельностью воображения и проявляется в оптимистических замыслах будущего. Мечта связана с жизнью человека и прочно вплетается в неё. Это большая побудительная сила, сопровождающая человека с раннего детства до глубокой старости. От творческого воображения она отличается тем, что создает образы будущего, которые человек сам желает, она не дает немедленный продукт в виде какого-либо изобретения, произведения и др.
Замечание 1
Таким образом, когда когнитивная сфера хорошо развита, человек лучше воспринимает входящую информацию, быстрее её обрабатывает и лучше запоминает, а также делает правильные выводы.
Диагностика когнитивной сферы
Психические познавательные процессы и уровень их развития лежат в основе диагностики когнитивной сферы. Эти познавательные процессы – внимание, восприятие, память, воображение, мышление – являются составной частью деятельности человека, обеспечивая её эффективность.
Благодаря познавательным процессам человек способен заранее намечать планы своей деятельности и проигрывать мысленно её ход, предвидеть результаты, управлять своими действиями. Чем лучше развиты когнитивные процессы, тем большими способностями и возможностями обладает человек. От них зависит легкость и эффективность учения.
Диагностика когнитивной сферы помогает решить такие задачи:
- контролировать успешность интеллектуального развития детей;
- выяснять причины неуспеваемости в школе;
- выявлять нуждающихся в коррекции умственного развития;
- выявлять детей для обучения в спецшколах и спецклассах;
- оценивать эффективность учебных программ, методов обучения;
- оценивать эффективность работы учителей и школ;
- диагностировать при приеме на работу;
- оценивать интеллектуальное развитие детей, обучающихся по новым программам.
При диагностике общего уровня интеллектуального развития ребенка, надо помнить, что интеллект в детском возрасте развивается быстро и через каждые 2-3 года он может меняться, поэтому психодиагностические методы должны меняться и соответствовать возрасту ребенка.
Существует множество тестов для определения уровня развития когнитивной сферы, среди них:
- диагностика внимания, где используются методика Мюнстенберга, методика «корректурной пробы», кольца Ландольта;
- диагностика памяти, использующая пробу на запоминание 10 слов, подобранных так, что между ними нельзя установить связь, субтест Векслера, пробу на ассоциативную память;
- диагностика воображения, включающая тест Тулуза-Пьерона, тест Торренса, тест «Художник — Мыслитель».
Замечание 2
Данные тесты помогают составить примерное впечатление об аспектах когнитивной сферы.
КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — 11.2 Сферы личности.
< назад
Сферы личности.
11.2.1 Идентичность
Идентичность переживается как осознание того, что человек существует и что он имеет право на жизнь. Человек принимает свои ограничения и готов реализовать свое право на существование. Он черпает силу и смелость из базового чувства безопасности, из уверенности в себе и веры в других. Он берет на себя ответственность за свое поведение. Больной со слабостью в сфере идентичности чувствует себя неуверенно, «не в порядке» и избегает ответственности. Это часто препятствует прогрессу в терапии. Тогда укрепление идентичности имеет высокий приоритет.
Терапевту может не хватать силы и доверия из-за слабой или фальшивой личности. Если это так, то вряд ли можно ожидать, что пациент будет испытывать элементарную безопасность в его/ее присутствии.
11.2.2 Близость
Люди — социальные животные. Одной из первых потребностей человека является тесная связь с одним конкретным человеком. Это создает связь между младенцем и матерью. Позже в жизни развивается близость любовников и близких друзей, человек учится быть рядом с другими, не теряя собственной идентичности. Близость развивается на грани слияния (отождествления с другим) и самоутверждения. Противоположность: слияние против автономии решается «разделением». Человек, который чувствует поддержку сильного чувства идентичности, может протянуть руку и сблизиться с другими, тем самым обогатив свою жизнь. Близость, предлагаемая взамен, является подкреплением собственной идентичности. Если чего-то в сфере интимности не хватает, у пациента могут возникнуть проблемы с развитием адекватных навыков социального совладания. У терапевта безответная потребность в близости может вызвать проблемы: передача чувств пациентом терапевту может вызвать замешательство и вызвать неадекватные реакции.
11.2.3 Стремления и эмоции
Искусство жить – это делать правильный выбор и принимать правильные решения. Этот аспект поведения человека изучается теорией мотивации. Это важная область для коммуникативного патологоанатома: многие расстройства берут свое начало в этой сфере.
Пациенту, потерявшему контроль над своим голосом или речью, часто приходится пересматривать свои жизненные приоритеты. Доволен ли он своей работой, что он может сделать, чтобы чувствовать себя лучше в своих семейных отношениях, кто его друзья, может ли он зависеть от них, может ли он делать свой выбор с позиции самоуважения? Перед вспышкой психогенной потери голоса часто бывает период внутренней растерянности. Под видом совершенно размеренной и хорошо организованной жизни скрывался внутренний спор, нерешительность или даже уныние, могли быть экзистенциальные кризисы. В этой ситуации пациент нуждается в надежном проводнике, который посоветует и поддержит его до тех пор, пока он не будет достаточно «реорганизован», чтобы противостоять жизненным невзгодам, опираясь на свои собственные ресурсы. «Старая» практика обращения с «этими истериками» с помощью тактики внезапности или наводящих на размышления подвигов незрела или в лучшем случае наивна.
Выбор правильного консультанта может быть трудным для пациента, особенно когда он находится в эмоциональном расстройстве. Не один пациент с начинающейся спастической дисфонией, которого можно было бы вылечить с помощью адекватной психотерапии и перевоспитания, принял медицинскую помощь, которая привела его в тихую гавань постоянной инвалидности (включая операцию, койки и льготы). Слабостью системы здравоохранения является то, что пациенты редко полностью информированы о когнитивной и поведенческой терапии. Если да, то это выбор между неравными альтернативами. Терапевт по перевоспитанию находится в невыгодном положении, потому что он/она может предложить только тяжелую работу с неопределенным результатом вместо того, чтобы сдаться частичной инвалидности с сопутствующими знаками сочувствия.
11.2.4 Социальные отношения
В процессе самоактуализации это буферная зона, которую люди строят вокруг своей идентичности и близости. Человеческие побуждения и мотивы реализуются в социальной сфере: воспитывается идентичность, близость должна актуализироваться в социальном контексте. Взаимодействие происходит с членами семьи и другими людьми в окружении, во все более расширяющемся кругу. Из раннего опыта социализации вырастет сложная сцена транзакций между людьми, которую Э.Берн метко описал как деятельность, времяпрепровождение и «игры». Изрядное количество игр вовлекают людей в опасные социальные привычки, о которых они сами едва ли подозревают. Жизненный сценарий с нездоровыми играми может включать некоторые порочные речевые и голосовые неврозы. Замена доминирующих игр и изменение сценария ролевыми играми и практикой отношений без игр может привести к глубоким изменениям. Это приблизит человека к истинному чувству идентичности (а не фальшивому) и к подлинным интимным отношениям.
11.2.5 Творческая энергия и сила воли
О мужчинах и женщинах часто судят по силе, которую они проявляют, воплощая в жизнь свои замыслы и решения, требуя от себя достижений и доминируя над другими или, с другой стороны, подчиняясь другим. Фантазия и творческая сила являются важными факторами в жизни людей, равно как и амбиции и настойчивость в осуществлении своего замысла.
Для осуществления большинства чаяний и ожиданий требуется время. Нетерпение и поспешность — распространенные недостатки у людей, которые чувствуют себя неуверенно. Физические признаки, относящиеся к этому душевному состоянию, — учащенное поверхностное дыхание, недержание темпа речи. Работа над этими особенностями может стать хорошей отправной точкой для телесно-ориентированной терапии.
На уровне мышления, рассуждений, оценочных суждений люди также должны научиться не торопиться. Они сделают это, если будут считать себя компетентными и достойными.
11.2.6 Познание: восприятие, различение, оценка
В этой сфере человек сохраняет свой внутренний образ окружающей среды и своего функционирования в этой среде. Познание было собрано из всех предыдущих уровней и пронизывает их: идентичность, близость, эмоциональное самосохранение, отношение к другим, творчество и сила воли имеют свой непроизвольный контроль, а также сознательное представление. С помощью рационального мышления человек пытается понять, что происходит с ним и с его окружением. Какими бы рациональными они ни казались, мысли могут быть подвержены искажениям: неправильные интерпретации и ложные ожидания могут возникать как следствие исключительно сильных переживаний, произошедших в далеком прошлом.
Наиболее очевидным инструментом терапевта являются когнитивные способности. Однако такие навыки бессильны, если они не активируются и не поддерживаются творческой энергией (уровень 5) и не руководствуются социальной интуицией (уровень 4). Они могут быть заблокированы или неправильно направлены, если более центральные уровни, эмоциональная жизнь, близость, идентичность неадекватно развиты. Если они хорошо развиты, они позволяют терапевту вмешаться в нужное время правильным жестом. Равновесие в человеке никогда не бывает статичным. Его динамичность является причиной того, что своевременная терапия помогает неуравновешенному человеку восстановить равновесие.
11.3 Сферы в процессе голосово-речевого производства.
Cognisphere – д-р д-р Йорн Ленгсфельд
Английский | Немецкий
«Когнисфера» определяется как совокупность всей информации, собираемой, хранимой и обрабатываемой живыми существами в контексте когнитивных процессов. Таким образом, когнисфера определяется как совокупность информации, которая проявляется в контексте когнитивных процессов.
Составляющая слова «сфера» указывает на идею о том, что явление охватывает землю, как если бы она была оболочкой. Таким образом, «когнисфера» противопоставляется «инфосфере», «энтисфере» и классическим сферам, относящимся к естественным наукам, таким как геосфера, биосфера, литосфера и атмосфера.
Термин «Когнисфера» был придуман в контексте «Концепции цифровой эры», которая была введена для описания цифровой трансформации. В этой классификационной модели выделяются четыре сферы для описания перехода к цифровому информационному обществу, вызванного цифровизацией в контексте цифровых изменений и цифровой трансформации. Когнисфера появляется рядом с энтисферой, с одной стороны, и аналоговой инфосферой и цифровой инфосферой, с другой.
Этимология: Термин «Когнисфера» был придуман путем объединения слов «познание» и «сфера». В академической терминологии слово «сфера» используется для обобщения родственных явлений на высоком уровне абстракции и для обозначения вышестоящей классификации. Слово «сфера» происходит от древнегреческого слова «sphaira», которое имеет значение «шар» или «раковина». Оно вошло в английский язык через латинское слово «sphaera». Английское слово «Познание» имеет латинское происхождение и восходит к латинскому глаголу «cognoscere» со значением «узнавать», «переживать». Слово познание используется в повседневном языке в разных значениях. Здесь он возвращается к своему широкому значению в смысле совокупности процессов переработки информации человеком или живым существом, а также способностей, обеспечивающих эти процессы и их психические результаты. К ним относятся, например, внимание, ориентация, восприятие, самоанализ, память, обучение, творчество, воображение, решение проблем, планирование, аргументация. Психические результаты включают знания, отношения, убеждения, ожидания, волю. Когнисфера определяется на основе этого широкого понятия познания как совокупности информации, проявляющейся в контексте познавательных процессов.
Определение: «Когнисфера» — это совокупность всей информации, полученной, сохраненной и обработанной живыми существами в контексте когнитивных процессов.