Когнитивная теория личности
Когнитивная теория личности
Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognoscere – «знать». Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Основоположником является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий.
Конструкт — это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т.
д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный — неспортивный», «музыкальный-немузыкальный» и т. д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот который лучше обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный-непорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания.Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание. Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысль, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными. Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях.
Психология рекламы: когнитивная психология и когнитивный диссонанс в рекламе Теория Когнитивного Диссонанса — одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов (верований, мнений, ценностей, намерений и т. д.). Исходное положение теории когнитивного диссонанса: когнитивный диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми “знаниями” (мнениями, понятиями) об одном объекте.
Состояние когнитивного диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо путем изменения одного из элементов диссонансных знаний, либо путем введения нового элемента. Стремясь усилить оправдание поступка, человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отношение к объектам, с которыми связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других. Когнитивная ПсихологияВы только что купили телевизор Горизонт и тут по телевизору идет реклама Panasonic. Есть вероятность, что вы задумаетесь — а правильный ли вы выбор сделали и не поторопились ли. То есть реклама конкурента ввела вас в когнитивный диссонанс. Это и есть одна из функций рекламы — вводить в диссонанс покупателей продукции конкурентов и поддерживать своих. Ведь если вы купили бы именно Panasonic, то такая реклама только укрепила бы ваш выбор и удовлетворение своим решением (а соответственно и самим собой.)
Литература
1. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970, с.5-22.
2. Немов Р.С. Психология. М., 1998.
3. Психология личности. Тексты. М.,1982, с.11-41.
4. http://studentu-vuza.ru/psihologiya/lektsii/kognitivnyie-teorii-lichnosti. html
5. http://www.reclama.su/viewtopic.php?t=110
6. http://www.jurnal.org/articles/2009/psih6.html
Содержание
1. Когнитивная теория личности
2. Психология рекламы: когнитивная психология и когнитивный диссонанс в рекламе
Социально когнитивная теория Бандуры
28.09.2011
После становления бихевиоризма персонология стала выдвигать предположение, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиям между внутренними явлениями и факторами окружения. Это рассуждения легли в основу социально-когнитивное направление в теории личности.
Представителями его являются Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Теория каждого из них значительно отличается от радикального бихевиоризма, но сохраняет строгую научную и экспериментальную методологию, которую характеризует данный подход.
Бандура исходит из того, что психологическое функционирование личности лучше понимать через непрерывное взаимодействие между тремя группами факторов:
- Поведенческими;
- Когнитивными;
- Средовыми.
С точки зрения Бандуры индивиды обладают когнитивными способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь.
Он рассматривал поведения с точки зрения принципа взаимного детерминизма, который состоит в том, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения.
Внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты — поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но и друг на друга. Хотя на поведение влияет окружение, но люди сами могут оказывать какое-то влияние на своё поведение.
Дружелюбный человек на званном ужине может своим поведение создать окружение, в котором для него будет поощрение и мало наказания. Грубое поведение человека там же может привести к тому, что действия окружающих будут наказанием и очень малым поощрением для него.
Социально когнитивная теория Бандуры описывает модель взаимной причинности поведения, в которой познавательные аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты. Бандура полагает, что люди являются и продуктом, и производителем своего окружения.
В отличие от Скиннера, который считал, что поведение регулируется подкреплением, Бандура полагает, что оно в значительной мере регулируется предвиденными последствиями. Одеваемся по-походному в поход, берем зонт в проливной дождь и т.д. Наша способность представлять действительный исход символически (в предвидении, в мыслях) дает возможность перевести будущие события (холод) в сиюминутные побудительные факторы. Они влияют и определяют наше поведение, так же как и потенциальные последствия. А способность предвидеть (предсказать) ситуацию дают человеку психические процессы (когнитивные).
Ключевые слова: Бихевиоризм
Источник: Мельник С. Н., Психология личности
Материалы по теме |
---|
Бихевиоризм. Основные теории Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009… |
Особенности необихевиористских подходов … |
Бихевиоризм и необихевиоризм … |
Исходные посылки бихевиоризма Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008. |
Бихевиоризм: основные положения Мельник С.Н., Психология личности |
Бихевиоризм Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Субъективный бихевиоризм Абдурахманов Р. А., История психологии |
Социальный бихевиоризм Дж. Мида Абдурахманов Р.А., История психологии |
Теория социального познания
Теория социального познания (SCT) возникла как теория социального обучения (SLT) в 1960-х годах Альбертом Бандурой. Он превратился в SCT в 1986 году и постулирует, что обучение происходит в социальном контексте с динамичным и взаимным взаимодействием человека, окружающей среды и поведения. Уникальной особенностью SCT является акцент на социальном влиянии и акцент на внешнем и внутреннем социальном подкреплении. SCT рассматривает уникальный способ, которым люди приобретают и поддерживают поведение, а также учитывает социальную среду, в которой люди осуществляют это поведение. Теория принимает во внимание прошлый опыт человека, который влияет на то, произойдет ли поведенческое действие. Этот прошлый опыт влияет на подкрепление, ожидания и ожидания, все из которых определяют, будет ли человек заниматься определенным поведением, и причины, по которым человек занимается этим поведением.
Многие теории поведения, используемые в укреплении здоровья, не рассматривают поддержание поведения, а скорее сосредотачиваются на инициации поведения. Это прискорбно, поскольку поддержание поведения, а не просто инициация поведения, является истинной целью общественного здравоохранения. Цель SCT — объяснить, как люди регулируют свое поведение посредством контроля и подкрепления для достижения целенаправленного поведения, которое можно поддерживать в течение долгого времени. Первые пять конструкций были разработаны в рамках SLT; конструкция самоэффективности была добавлена, когда теория превратилась в SCT.
- Взаимный детерминизм — это центральная концепция SCT. Это относится к динамическому и взаимному взаимодействию человека (индивидуума с набором приобретенного опыта), окружающей среды (внешнего социального контекста) и поведения (реакции на стимулы для достижения целей).
- Поведенческие способности. Это относится к фактической способности человека выполнять определенное поведение с помощью основных знаний и навыков. Чтобы успешно выполнять какое-либо поведение, человек должен знать, что делать и как это делать. Люди учатся на последствиях своего поведения, что также влияет на окружающую среду, в которой они живут.
- Обучение через наблюдение. Утверждается, что люди могут быть свидетелями и наблюдать за поведением других, а затем воспроизводить эти действия. Это часто проявляется через «моделирование» поведения. Если люди видят успешную демонстрацию поведения, они также могут успешно завершить это поведение.
- Подкрепление — это относится к внутренним или внешним реакциям на поведение человека, которые влияют на вероятность продолжения или прекращения поведения. Подкрепление может быть инициировано самим собой или в окружающей среде, а подкрепление может быть положительным или отрицательным. Это конструкция SCT, которая наиболее тесно связана с взаимными отношениями между поведением и окружающей средой.
- Ожидания — это относится к ожидаемым последствиям поведения человека. Ожидаемые результаты могут быть связаны со здоровьем или не связаны со здоровьем. Люди предвидят последствия своих действий, прежде чем приступить к поведению, и эти ожидаемые последствия могут повлиять на успешное завершение поведения. Ожидания во многом зависят от предыдущего опыта. Хотя ожидания также проистекают из предыдущего опыта, ожидания сосредоточены на ценности, придаваемой результату, и являются субъективными для человека.
- Самоэффективность. Это относится к уровню уверенности человека в своей способности успешно выполнять определенное поведение. Самоэффективность уникальна для SCT, хотя другие теории добавили эту конструкцию позже, например, Теория запланированного поведения. На самоэффективность влияют специфические возможности человека и другие индивидуальные факторы, а также факторы внешней среды (барьеры и фасилитаторы).
Существует несколько ограничений SCT, которые следует учитывать при использовании этой теории в общественном здравоохранении. Ограничения модели включают следующее:
- Теория предполагает, что изменения в окружающей среде автоматически приведут к изменениям в человеке, хотя это не всегда может быть правдой.
- Теория слабо организована и основана исключительно на динамическом взаимодействии между человеком, поведением и окружающей средой. Неясно, в какой степени каждый из этих факторов влияет на фактическое поведение и является ли один из них более влиятельным, чем другой.
- Теория уделяет большое внимание процессам обучения и при этом игнорирует биологические и гормональные предрасположенности, которые могут влиять на поведение, независимо от прошлого опыта и ожиданий.
- Теория не фокусируется на эмоциях или мотивации, кроме как на прошлом опыте. Этим факторам уделяется минимальное внимание.
- Теория может иметь широкий охват, поэтому ее может быть трудно реализовать в полном объеме.
Социальная когнитивная теория рассматривает многие уровни социально-экологической модели применительно к изменению поведения людей. SCT широко используется в укреплении здоровья, учитывая упор на человека и окружающую среду, последняя из которых стала в последние годы основным направлением деятельности по укреплению здоровья. Как и в случае с другими теориями, применимость всех конструкций SCT к одной проблеме общественного здравоохранения может быть затруднена, особенно при разработке целенаправленных программ общественного здравоохранения.
вернуться наверх | предыдущая страница | следующая страница
Теория социального обучения Альберта Бандуры
Теория социального обучения, предложенная Альбертом Бандурой, подчеркивает важность наблюдения, моделирования и имитации поведения, отношений и эмоциональных реакций других людей.
Теория социального обучения рассматривает, как факторы окружающей среды и когнитивные факторы взаимодействуют, влияя на обучение и поведение человека.
В теории социального обучения Альберт Бандура (1977) согласуется с бихевиористскими теориями обучения классического обусловливания и оперантного обусловливания. Однако он добавляет две важные идеи:
- Опосредующие процессы происходят между стимулами и реакциями.
- Поведение изучается из окружающей среды в процессе обучения через наблюдение.
В этой статье
Обучение через наблюдение
Дети наблюдают, как люди вокруг них ведут себя по-разному. Это показано во время знаменитого эксперимента с куклой Бобо (Бандура, 19 лет).61).
Люди, за которыми наблюдают, называются моделями. В обществе дети окружены многими влиятельными моделями, такими как родители в семье, персонажи детского телевидения, друзья в группе сверстников и учителя в школе.
Эти модели дают примеры поведения для наблюдения и имитации, например, мужское и женское, про- и антиобщественное и т. д.
Дети обращают внимание на некоторых из этих людей (моделей) и кодируют их поведение. Позднее они могут имитировать (т. е. копировать) наблюдаемое поведение.
Они могут делать это независимо от того, является ли поведение «соответствующим полу» или нет, но существует ряд процессов, которые повышают вероятность того, что ребенок будет воспроизводить поведение, которое общество считает соответствующим его полу.
Во-первых, ребенок с большей вероятностью будет обращать внимание и подражать тем людям, которых он считает похожими на себя. Следовательно, он с большей вероятностью будет имитировать поведение, смоделированное людьми того же пола.
Во-вторых, окружающие ребенка люди будут реагировать на поведение, которое он имитирует, либо поощрением, либо наказанием. Если ребенок подражает поведению модели и последствия приносят удовлетворение, ребенок, скорее всего, продолжит вести себя так же.
Если родитель видит, как маленькая девочка утешает своего плюшевого мишку, и говорит: «Какая ты добрая девочка», это вознаграждает ребенка и повышает вероятность того, что она повторит такое поведение. Ее поведение было подкреплено (т. е. усилено).
Подкрепление может быть внешним или внутренним, положительным или отрицательным. Если ребенок хочет получить одобрение от родителей или сверстников, это одобрение является внешним подкреплением, но чувство радости от того, что его одобряют, является внутренним подкреплением. Ребенок будет вести себя таким образом, что, по его мнению, заслужит одобрение, потому что он желает одобрения.
Положительное (или отрицательное) поощрение будет малоэффективным, если внешнее поощрение не соответствует потребностям человека. Подкрепление может быть положительным или отрицательным, но важным фактором является то, что оно обычно приводит к изменению поведения человека.
В-третьих, ребенок также будет учитывать то, что происходит с другими людьми, когда решает, копировать чьи-то действия или нет. Человек учится, наблюдая за последствиями поведения другого человека (то есть моделей), например, младшая сестра, наблюдающая, как старшая сестра получает вознаграждение за определенное поведение, с большей вероятностью повторит это поведение сама. Это известно как косвенное подкрепление.
Это относится к привязанности к определенным моделям, обладающим качествами, которые считаются полезными. У детей будет несколько моделей, с которыми они идентифицируют себя. Это могут быть люди из их непосредственного мира, такие как родители или старшие братья и сестры, или они могут быть фантастическими персонажами или людьми из средств массовой информации. Мотивация отождествлять себя с определенной моделью заключается в том, что у них есть качество, которым человек хотел бы обладать.
Идентификация происходит с другим человеком (моделью) и включает в себя принятие (или принятие) наблюдаемого поведения, ценностей, убеждений и отношений человека, с которым вы себя идентифицируете.
Термин «идентификация», используемый в теории социального научения, аналогичен термину Фрейда, относящемуся к Эдипову комплексу. Например, они оба включают интернализацию или принятие поведения другого человека.
Однако во время Эдипова комплекса ребенок может идентифицировать себя только с родителем того же пола, тогда как в теории социального обучения человек (ребенок или взрослый) потенциально может идентифицировать себя с любым другим человеком.
Идентификация отличается от имитации тем, что она может включать перенятие нескольких моделей поведения, в то время как имитация обычно включает копирование одного поведения.
Медиационные процессы
SLT часто называют «мостом» между традиционной теорией обучения (т. е. бихевиоризмом) и когнитивным подходом. Это связано с тем, что в нем основное внимание уделяется тому, как ментальные (когнитивные) факторы участвуют в обучении.
В отличие от Скиннера, Бандура (1977) считает, что люди активно обрабатывают информацию и думают о связи между своим поведением и его последствиями.
Обучение через наблюдение не может происходить, если не задействованы когнитивные процессы. Эти психические факторы опосредуют (т. е. вмешиваются) в процесс обучения, чтобы определить, приобретается ли новая реакция.
Следовательно, люди не наблюдают автоматически за поведением модели и не подражают ей. Есть некоторая мысль, предшествующая подражанию, и это соображение называется опосредованным процессом. Это происходит между наблюдением за поведением (стимул) и имитацией его или нет (реакция).
ВниманиеЕсть четыре посреднических процесса, предложенных Бандурой:
Индивидуум должен обратить внимание на поведение и его последствия и сформировать мысленное представление о поведении. Чтобы поведение можно было имитировать, оно должно привлечь наше внимание. Ежедневно мы наблюдаем за многими видами поведения, и многие из них не заслуживают внимания. Таким образом, внимание чрезвычайно важно для определения того, влияет ли поведение на других людей, чтобы они его имитировали.
Запоминание
Насколько хорошо запоминается поведение. Поведение можно заметить, но оно не всегда запоминается, что, очевидно, препятствует подражанию. Поэтому важно, чтобы сформировалось воспоминание о поведении, которое позже будет выполнено наблюдателем.
Большая часть социального обучения происходит не сразу, поэтому в таких случаях этот процесс особенно важен. Даже если поведение воспроизводится вскоре после того, как его увидели, должна быть память, на которую можно ссылаться.
Репродукция
Это способность выполнять поведение, которое только что продемонстрировала модель. Ежедневно мы видим много поведения, которому хотели бы подражать, но это не всегда возможно. Мы ограничены нашими физическими способностями, и по этой причине, даже если мы хотим воспроизвести поведение, мы не можем этого сделать.
Это влияет на наши решения, пытаться подражать этому или нет. Представьте себе сценарий 90-летней женщины, которая изо всех сил пытается ходить во время просмотра «Танцев на льду». Она может понимать, что этот навык желателен, но не будет пытаться имитировать его, потому что физически не может этого сделать.
Мотивация
Желание выполнять поведение. Награды и наказания, которые следуют за поведением, будут учитываться наблюдателем. Если воспринимаемое вознаграждение перевешивает предполагаемые затраты (если таковые имеются), то поведение с большей вероятностью будет имитироваться наблюдателем.
Если косвенное подкрепление не кажется наблюдателю достаточно важным, то они не будут имитировать поведение.
Критическая оценка
Подход к социальному обучению принимает во внимание мыслительные процессы и признает роль, которую они играют в принятии решения о том, следует ли имитировать поведение или нет.
Таким образом, SLT обеспечивает более полное объяснение человеческого обучения, признавая роль опосредованных процессов.
Например, теория социального обучения может объяснить гораздо более сложные формы социального поведения (например, гендерные роли и моральное поведение), чем модели обучения, основанные на простом подкреплении.
Однако, хотя это может объяснить довольно сложное поведение, оно не может адекватно объяснить, как мы развиваем весь спектр поведения, включая мысли и чувства.
У нас есть когнитивный контроль над своим поведением, и то, что мы сталкивались с насилием, не означает, что мы должны воспроизводить такое поведение.
Именно по этой причине Бандура модифицировал свою теорию и в 1986 году переименовал свою теорию социального научения в теорию социального познания (SCT), чтобы лучше описать то, как мы учимся на своем социальном опыте.
Некоторые критические замечания в отношении теории социального научения возникают из-за их приверженности окружающей среде как главному фактору, влияющему на поведение.