5 способов максимально улучшить свои когнитивные способности / Хабр
Не стоит преследовать цели, которые легко достичь. Стоит нацеливаться на то, что удается сделать с трудом, приложив немалые усилия — Альберт Эйнштейн
Несмотря на то, что Эйнштейн не был нейробиологом, он точно знал все, когда говорил о способности человека добиваться чего-либо. Он интуитивно догадывался о том, что лишь сегодня нам удалось подтвердить с помощью данных, а именно: что заставляет когнитивные способности работать на максимально высоком уровне. По существу: То, что тебя не убивает, делает тебя умнее.
Совсем недавно мой преподаватель сказал мне, что людям плохо удаётся контроллировать свой интеллект. Это было генетически заложено при рождении. Он объяснил, что усилия, приложенные для развития интеллекта у детей (например, с помощью таких программ, как Head Start), увенчались незначительным успехом после применения их на практике, и кроме того, как только «обучение» заканчивалось, они сразу же возвращались к первоначальному низкому уровню когнитивных способностей.
Тем не менее, я возразила.
Видите ли, перед тем, как приступить к этому этапу моих исследований, я начала работать Специалистом в Поведенческой Терапии, обучая маленьких детей, больных аутизмом. У этих детей был ряд нарушений когнитивных способностей – моя задача заключалась в том, чтобы обучить их в сферах, которые были недостаточно развиты, чтобы максимально приблизить их к уровню функционирования, как у их сверстников. Чтобы достичь цели, в процессе лечения мы использовали множество методов, или Мультимодальное Обучение (когда используют максимальное количество методов ввода информации).
Одним из моих первых клиентов был маленький мальчик с PDD-NOS (Первазивная задержка психического развития), неострой формой аутизма. Когда мы начали лечение, мы проверили его IQ, и он оказался приблизительно 80 – это практически считается умственной отсталостью.
После того, как я поработала с ним в течение около трех лет – индивидуально, обучая его в таких областях, как коммуникация, чтение, математика, поведение в социуме, навыки игры, развлечения и отдых – используя технологии мультимодальних методов — его повторно проверили. Его IQ был теперь намного больше 100 (учитывая, что 100 считается «средним», по сравнению со среднестатистическим жителем). Это повышение на 20 баллов, улучшение больше, чем на один уровень у ребенка с синдромом аутизма!Это был не единственный ребенок, который на моих глазах значительно прогрессировал во время моей врачебной практики. Мне очень повезло увидеть, как много детей стремительно развивалось — не чудом, и даже не принимая медикаменты, также есть данные, подтверждающие их успехи. Я подумала — если эти дети с серьезными проблемами в обучении смогли так прогрессировать и достигли таких успехов в каждом аспекте когнитивного функционирования — почему среднестатистический человек не может так же прогрессировать? Или даже достичь больших успехов, учитывая, что у него нет дополнительных проблем в плане аутизма?
Хотя данные ранних исследований дали не очень точные результаты, я не опустила руки. Я все еще полагала, что есть шанс значительно увеличить когнитивное функционирование, предоставляя подходящее обучение — поскольку я видела это своими глазами, когда работала врачом.
Затем в 2008 г. было проделано потрясающее исследование, «Повышение уровня подвижного интеллекта с помощью тренировок кратковременной памяти» по методу Джегги, Бушкул, Джонидс и Перриг. Это исследование было в некоторой степени прорывом для тех, кто исследует эту тему. Они первыми показали, что фактически возможно развить интеллект до достаточно высокого уровня с помощью обучения. Что они сделали по-другому?
Людей в исследовании Джегги обучали с помощью интенсивных, мультимодальных (визуального и слухового входа информации) заданий для кратковременной памяти (задача n-назад) в течение временных периодов разной длины, за одну или две недели, в зависимости от группы. После этого обучения их проверили, чтобы определить, насколько они повысили свой уровень. Скорее всего, можно было бы предположить, что после обучения их уровень повысился. Но они пошли еще дальше. Они хотели увидеть, можно ли перенести прогресс на абсолютно другой тест когнитивных способностей, которые бы стали показателями увеличения абсолютной когнитивной способности. Что они обнаружили?
После тренировок кратковременной памяти, с использованием n-назад теста, люди действительно смогли перенести существенное увеличение уровня на когнитивный аспект, который абсолютно не относится к другим. Это было грандиозным событием.
Далее показан график их результатов, подробнее обо всем исследовании можно прочитать здесь.
Что такое «Интеллект»?
Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом — это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта, или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.
Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.
Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:
- Гипотетический интеллект можно тренировать.
- Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
- Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
- Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.
Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?
Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один — слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» — каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.
Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, — которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.
Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.
Вот эти пять основных принципов:
- Ищите новшество
- Бросьте себе вызов
- Мыслите творчески
- Не идите легким путем
- Будь в сети
Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным — все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!
1. Ищите новшество
Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области.
Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это — черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться — новые события, в общем.
Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.
Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.
Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис — создание новых нейронов — и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.
Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).
Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.
Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.
2. Бросьте себе вызов
Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее — они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.
Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.
Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще — это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт — после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?
Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.
Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.
3. Мыслите творчески
Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.
В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.
Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг, бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.
Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».
Проводя исследование, Проект Радуга, он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.
Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?»
Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения, заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.
Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, — он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?
4. Не идите легким путем
Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.
Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон — город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся — я перестала пользоваться GPS.
Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.
Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.
Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе, даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.
Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)
Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.
5. Будь в сети
И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.
Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.
Стивен Джонсон, написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!
Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо — это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.
На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.
Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.
Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с Институтом Общественных наук METODO, американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере @AndreaKuszewski.
от чего ухудшаются и простые советы по улучшению — Офтоп на vc.ru
1533 просмотров
Разбираемся в том, что такое когнитивные функции человека, на что они влияют и что влияет на них.
Приветствуем в блоге Nooteria Labs! Продолжаем рассказывать о том, как работает наша нервная система и что можно сделать, чтобы чувствовать себя лучше и эффективнее в повседневной жизни.
Сегодня хотим поговорить про когнитивные функции — высшие свойства мозга, с помощью которых человек познает мир и взаимодействует с ним.
Благодаря этим функциям мы можем говорить, читать и считать, концентрировать внимание, планировать свои действия, ориентироваться во времени и пространстве и многое другое. Всего когнитивные функции можно разделить на пять блоков:
Когнитивные функции влияют на самые разные стороны жизни человека. Мы часто воспринимаем их наличие как само собой разумеющееся и не обращаем на них внимания, но стоит одному из таких свойств ухудшиться – как качество нашей жизни сразу снижается.
Нередко получается, что при общей сохранности функций страдает одна из них. Если это не мешает самостоятельной жизни человека, то речь идет о когнитивных расстройствах. Если же наблюдается нарушение в разных когнитивных сферах, то эта ситуация уже сложнее, вплоть до того, что человек может стать социально дезападтированным, как это происходит в случае развития деменции.
Когнитивные расстройства гораздо проще предотвращать или компенсировать на ранних стадиях. При этом нельзя сказать, что снижение когнитивных функций возникает только в пожилом возрасте – исследования показывают, что нарушения в этой сфере наблюдаются у 12 % трудоспособных молодых людей. В этом случае они могут проявляться в виде снижения работоспособности, рассеянности, низкой концентрации внимания и быстрой утомляемости.
Что ухудшает когнитивные функции и как с этим бороться?
У мозга есть определенный запас прочности – это значит, что он должен продолжать нормально функционировать даже в условиях стресса, травм или больших нагрузок. Но этот запас не вечен, нейроны мозга под действием ряда факторов становятся меньше и тоньше и не могут активно создавать связи между собой.
К факторам, которые ухудшают наши когнитивные функции, относятся:
Нарушение режима сна
Сон имеет огромное значение для здоровья нервной системы в целом и когнитивных функций в частности. Во время сна стимулируется обмен веществ, происходит регенерация клеток. Во время медленной фазы сна мозг обрабатывает и запоминает информацию, полученную за день, во время быстрой восстанавливается эмоциональное состояние и объем кратковременной памяти.
Взрослому человеку для восстановления нужно спать 7-9 часов – такие цифры получены исследователями из Национального фонда сна США. Если человек регулярно не досыпает, нервная система не будет успевать восстанавливаться, а там и до нарушений недалеко.
Что делать:
— Если не получается заставлять себя ложиться спать вовремя, можно сделать настройку на своем смартфоне или умных часах, чтобы они напоминали об этом.
— За 30 минут до сна делайте свет в комнате приглушенным и выключайте громкую музыку. Это естественным способом настраивает организм на то, что пора спать.
— В современном мире отлично работают системы умного дома, когда освещение в определенное время меняет теплоту и яркость в определенное время.
— Если сон тревожный, то с этим хорошо работают современные органические добавки. Например, 5HTP, глицин и магний будут отличной связкой, помогающей расслабить нервную систему.
Несбалансированное питание
Результаты научных исследований говорят о том, ежедневный рацион напрямую влияет на умственную деятельность и работу мозга в целом. Если у человека нарушен нормальный обмен веществ в силу злоупотребления быстрыми углеводами и сладким, то когнитивные функции со временем будут ухудшаться.
Что делать:
— Добавить в рацион полезные жиры (орехи, яйца, рыбу), овощи и ягоды. Будет полезным умеренное количество зеленого чая, натурального кофе и шоколада – источники подтверждают положительное действие кофеина на память и пространственное мышление.
— Если любите готовить сами, можно оформить подписку на сервисы, которые привозят ингредиенты и инструкцию по приготовлению. Позже можно выбрать любимые рецепты и закупать все самостоятельно, что будет выгоднее.
— Удобны подписки на доставку здорового питания. Когда еду привозят на целый день, то за несколько месяцев человек привыкает к правильному питанию и уже не хочет фастфуда.
— Недостаток важных компонентов можно компенсировать отдельными добавками или комплексными витаминами.
Гиподинамия
Недостаток физической нагрузки значительно сказывается на когнитивных функциях. Современный человек мало двигается и постоянно находится в закрытом пространстве, что в итоге приводит к недостаточному снабжению кислородом и нарушению метаболизма клеток организма.
Что делать:
— Обратиться к услугам тренера, который составит нужную программу и будет направлять.
— Выбрать любую активность по своему вкусу, ведь совсем необязательно думать в этом ключе только про тренажерный зал. Бассейн, бег, игровые виды спорта, единоборства – будет полезен любой вариант.
— Приложения с короткими комплексами для домашнего использования тоже хорошо подходят, если выполнять эти упражнения регулярно.
— Хорошо помогают трекеры в современных гаджетах. Например, можно поддерживать определенный уровень физической активности, просто отслеживая количество пройденных шагов в телефоне. А если есть смарт-часы, то не поленитесь настроить кольца активности.
Умственные нагрузки
Без постоянных тренировок мозгу становится сложнее образовывать новые нейронные связи. В результате он не может активно воспринимать новую информацию и быстро адаптироваться к изменению условий, и здесь тоже должна быть регулярная «зарядка».
Полезными будут освоение любых новых навыков, изучение иностранных языков, активное социальное общение и расширение кругозора в целом. Все это стимулирует образование новых нейронных связей, что способствует укреплению когнитивных функций.
Что делать:
— Используйте опцию «Список для чтения» в интернет-браузерах, сохраняя туда интересные статьи — так будет просто вернуться к ним, когда будут свободные 15 минут для чтения.
— Для изучения иностранных языков есть множество приложений с короткими ежедневными заданиями, напоминающих о времени занятия. Например, в приложении Cake можно смотреть короткие отрезки из популярных сериалов, где разбирают нативные фразы, а в приложении LinguaLeo выполнять несложные задания в игровой форме.
— Полезными будут и различные ребусы, игры на тренировку памяти и внимания. Например, это иллюстрирует одна из методик оценки когнитивных функций человека – тест Торндайка:
Этот тест проверяет избирательность внимания: человеку предлагается найти заданные числа максимально быстро. На регулярной основе такие задания будут тренировать когнитивные функции, для этого можно использовать приложения вроде Cross Logic или Brain Out.
— Применение добавок, и в первую очередь здесь работают ноотропы. Их действие заключается в улучшении связей между нейронами головного мозга, положительном влиянии на кровоснабжение и обмен веществ.
Нервные клетки становятся более устойчивыми к воздействию неблагоприятных факторов, таких как недостаток кислорода, стресс и высокие нагрузки. Правильный состав добавок под конкретную задачу поможет подобрать нутрициолог, либо используйте готовые составы, например, наш MindBooster.
Ментальное здоровье
Тревожные расстройства и депрессия – самые распространенные примеры ментальных нарушений, которые сказываются на работе мозга. И, наоборот, по Международной классификации болезней (выпуск 10), симптомы расстройства когнитивных функций являются критериями депрессивного состояния – для него характерно нарушение скорости реакций, ухудшение памяти и концентрации внимания. Чем более выражены проблемы с ментальным здоровьем, тем заметнее будут сбои в работе когнитивных функций.
Что делать:
— Планировать режим активности и отдыха – заносим в календарь не только дела, но и то, что будет переключать и разгружать психику: общение с близкими, спорт, любые хобби, которые дают перезагрузку.
— Следить за уровнем нагрузок – большие последствия имеют именно длительные перенапряжение и стресс, так что стоит тратить время на планирование. Когда начинаете рабочий день, не хватайтесь сразу за рутину, а уделите буквально 5 минут, чтобы составить план на день.
Физиологические заболевания
Организм является единым целым и качество работы органов сказывается на обмене веществ в мозге. Наличие физиологических заболеваний влияет на когнитивные функции, в первую очередь это касается отклонений в работе сердечно-сосудистой и эндокринной систем, легких и органов желудочно-кишечного тракта.
Что делать:
— Не откладывать на потом – если что-то беспокоит, то всегда проще разобраться с этим на начальной стадии.
— Если пользуетесь смарт-часами или браслетом, следите за тем, как меняется ваш пульс в моменты покоя и активности. Кстати, в Apple Здоровье есть поддержка оценки личной кардиовыносливости.
— Регулярный чекап поможет не пропустить важное. Планируем посещения и вносим в календарь: гораздо проще запланировать себе визит, скажем, к стоматологу на апрель и ноябрь, чем забыть о нем надолго и получить множество проблем.
— Помним про свои «слабые» стороны: дополняем план тем, на что нужно обращать внимание индивидуально.
Вредные привычки
Курение, алкоголь и употребление психотропных веществ негативно влияют на сосуды и нарушают кровообращение в головном мозге, что способствует возникновению кислородного голодания, в результате чего нейроны отмирают.
При регулярном злоупотреблении ухудшается память и возможность планировать, снижается внимание и нарушается эмоциональный интеллект.
Что делать:
— Понятно, что совет отказаться от курения или алкоголя для многих людей будет сложным. Просто имейте в виду, что после затяжного празднования ваш мозг работает значительно хуже, чем в обычное время.
— Серьезные проблемы с вредными привычками, которые перешли в разряд зависимостей – сфера работы специалистов: психологов, психиатров, наркологов.
Короткое резюме. Чтобы поддерживать свои когнитивные способности, нужно:
— Спать достаточное количество времени – 7-9 часов;
— Вести здоровый образ жизни с регулярными физическими нагрузками;
— Тренировать мозг – нестандартными рабочими задачами, если их нет, то простыми упражнениями;
— Не злоупотреблять вредными привычками;
— При условии, что все вышеперечисленные пункты выполнены, то в этом случае есть смысл добавить ноотропные комплексы – именно так работает наш флагманский продукт MindBooster.
Возможно, объять такой необъятный список полезного сразу непросто, поэтому стоит сосредоточиться на том, что в этот момент сделать легче всего. Даже один простой пункт будет помогать поддерживать хорошую работу когнитивных функций.
—
Если вам нравится наш контент, будем рады видеть вас среди подписчиков в группах ВК и Telegram. Там мы рассказываем самое интересное про механики работы нервной системы и личную эффективность простым языком.
9 когнитивных навыков для развития
Когнитивные навыки чрезвычайно важны для развития в первые годы жизни, поскольку они помогают вашему мозгу думать, читать, учиться, рассуждать, концентрировать внимание и запоминать. Эти навыки помогают обрабатывать поступающую информацию и распределять ее по соответствующим областям мозга. Улучшение и овладение этими навыками приводит к лучшему и легкому обучению в школе благодаря способности понимать и успешно выполнять задания.
Кроме того, поскольку дети продолжают учиться и совершенствовать свои способности, эти навыки также пригодятся в их профессиональной и личной жизни.
Ниже приведены девять когнитивных навыков, которые должен развивать каждый ребенок.
Когнитивные навыки
Устойчивое внимание
Позволяет ребенку оставаться сосредоточенным на одной задаче в течение длительного периода времени.
Избирательное внимание
Позволяет ребенку сосредоточиться на одной задаче, несмотря на другие отвлекающие факторы. Примером этого является выполнение домашнего задания при включенном телевизоре и не отвлекаться на него.
Распределенное внимание
С другой стороны, разделенное внимание позволяет ребенку работать в режиме многозадачности и выполнять две задачи одновременно, не забывая информацию ни об одном из действий.
Долговременная память
Это позволяет детям сохранять информацию из прошлого. Этот когнитивный навык имеет решающее значение при сдаче тестов, запоминании формул или имен во время школьных занятий.
Рабочая память
Рабочая память позволяет детям сохранять информацию при ее использовании. Это полезно при следовании серии инструкций без необходимости останавливаться и снова и снова оглядываться на задачи.
Логика и мышление
Улучшение этого навыка приведет к лучшему решению проблем и генерации идей. Эта способность также уменьшит чувство перегруженности в трудных ситуациях.
Обработка слуха
Этот важный навык позволяет мозгу ребенка лучше анализировать, объединять и сегментировать информацию. Обработка слуха особенно полезна при обучении чтению, помогая лучше понять представляемую информацию.
Визуальная обработка
Как и слуховая обработка, визуальная обработка помогает лучше интерпретировать визуальную информацию. Такие вещи, как изображения, карты, графики и таблицы, будет намного легче анализировать и понимать.
Скорость обработки
Быстрое и точное выполнение задач является результатом способности к скорости обработки. Дети смогут быстрее интерпретировать информацию и повысить производительность при выполнении школьных заданий.
Обучение в Международной школе Аризоны
Хотя развитие всех этих когнитивных навыков улучшит академический опыт и успеваемость ребенка, важно понимать, что каждый ребенок учится в своем собственном темпе и преуспевает в одних областях больше, чем в других. В Международной школе Аризоны мы специализируемся на образовании, начиная с PK1 и заканчивая 8-м классом. Мы ориентируемся на погружение в программы французского и испанского языков. Обладая более чем 22-летним опытом двуязычного образования, мы можем помочь вашему ребенку развить и улучшить свои когнитивные навыки, дав ему в подарок второй язык. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше.
Значение когнитивных навыков и их функционирование
By Jasper10 March 2020
Думать, учиться, запоминать и обращать внимание — все это стало возможным благодаря познанию. Умственные процессы познания и все задействованные навыки позволяют нашему мозгу делать то, что он делает. Без этих процессов и навыков вы бы не смогли вспомнить то счастливое детское воспоминание, не смогли бы ездить на работу и даже не смогли бы прочитать этот текст! Но как это работает? И как улучшить свои когнитивные способности? В этой статье мы объясним все, что вам нужно знать о когнитивных навыках.
Что такое познание?
Когнитивные функции — это умственные процессы сбора и обработки информации для выполнения задачи. Это помогает нам использовать новые знания и принимать решения на основе ранее приобретенных знаний.
Проще говоря, это включает в себя все, что происходит в вашем мозгу, когда вы выполняете задачу. Это может быть так же просто, как ходьба, или так же сложно, как решение математического уравнения. Функционирование вашего познания основано на его предыдущем опыте, мы вернемся к этому в разделе «Как я могу улучшить свои когнитивные способности?» далее в этой статье.
Когнитивные способности обычно называют интеллектом. Насколько вы умны, также определяется определенными факторами. Вот некоторые из этих факторов:
- Понимание
- Самосознание
- Обучение
- Эмоциональное знание и признание
- Планирование
- Рассуждение
- Решение проблем
- Творчество
Мы определяем интеллект как способность решать проблемы, адаптироваться к ситуациям и учиться на собственном опыте. Факторы, которые используются для определения того, насколько вы умны, можно подразделить на различные когнитивные навыки.
Что такое когнитивные навыки?
В когнитивные процессы вовлечены различные когнитивные навыки. Когнитивные навыки — это основные навыки, которые ваш мозг использует, чтобы думать, учиться, запоминать, рассуждать и концентрировать внимание. Эти когнитивные навыки играют огромную роль в выполнении как больших и сложных задач, так и более мелких и простых задач, таких как чтение. Хотя их часто объясняют как отдельные предметы, они всегда взаимосвязаны. Во время некоторых когнитивных процессов когнитивные навыки могут даже накладываться друг на друга. Например, когда вы учитесь по книге, вам нужно как внимание, чтобы оставаться сосредоточенным, так и память, чтобы помнить, что вы только что прочитали. Без любого из них вы бы вообще не смогли читать или просто забыли бы то, что прочитали.
К основным когнитивным навыкам относятся:
Память
Ваша память играет роль во всех когнитивных процессах. Это позволяет вам запоминать все виды информации, такие как воспоминания, общеизвестные сведения и т. д. Ваша память способна хранить эту информацию от нескольких секунд до всей жизни.
Подумайте о жизни без вашей памяти, без способности помнить. Вы не сможете вспомнить окружающих вас людей, вы не вспомните свои детские воспоминания и даже не будете знать, как ходить, говорить, есть и т. д.
Когнитивные нарушения могут быть вызваны психическими заболеваниями, такими как деменция. Люди, страдающие деменцией, постепенно теряют способность запоминать новые вещи или даже вспоминать старые воспоминания.
Внимание
Внимание — это способность выбирать релевантные раздражители и фокусироваться на них. Это процесс отбора как внешних раздражителей, таких как звук, запах, ощущения и т. д., так и внутренних раздражителей, таких как ваши мысли. Сосредоточение помогает игнорировать ненужные раздражители при выполнении повседневных задач. Чтобы привести наглядный пример, подумайте о ситуации, когда вы читаете книгу в автобусе. Без внимания это было бы невозможно. Вам не только будет не хватать концентрации, чтобы действительно читать, но и ваш мозг попытается обработать все стимулы одновременно. Например, разговоры людей, звук автобуса, различные запахи или даже свет солнца. Людям с проблемами внимания, такими как СДВГ, особенно сложно сосредоточиться.
Восприятие
Ваше восприятие – это процесс захвата, обработки и осмысления стимулов, получаемых вашими органами чувств. Это включает зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. То, как вы воспринимаете эту информацию, зависит от того, как вы интерпретируете различные стимулы.
Как вы, вероятно, представляете, без вашего восприятия вам не обойтись. Без восприятия вы не сможете интерпретировать различные стимулы. Без зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса невозможно ничего сделать. Однако часто видно, что люди, у которых отсутствует одно чувство, например слепые, развивают более сильное восприятие своих других чувств, чтобы компенсировать это. Людям, которые страдают от нарушений органов чувств, таких как шум в ушах, труднее воспринимать информацию от других органов чувств, поскольку они отвлекаются на неправильное восприятие одного органа чувств.
Логическое мышление
Логическое мышление — это процесс последовательных рассуждений, направленный на заключение. Во время этого процесса вы используете рациональную и систематическую серию шагов, чтобы прийти к заключению. Структурирование, заключение отношений между фактами и рассуждениями являются важным аспектом логического мышления.
Возьмем отношения между фактами в качестве примера важности логического мышления. В прошлый раз, когда шел дождь и вы вышли без зонта, вы промокли. Итак, выйдя под дождь без зонта (факт 1), вы промокнете (факт 2). Этот очевидный пример — один из многих моментов, когда вы используете логическое мышление, даже не осознавая этого. Способность формировать логические связи между информацией, которая явно не связана, также является тем, что отличает наш способ мышления от бинарных систем, таких как компьютеры.
Скорость мышления
Скорость мышления или скорость обработки — это скорость, с которой вы можете усваивать новую информацию, оценивать информацию и формулировать ответ на эту информацию. Проще говоря, это время между получением и реакцией на стимул.
Быстрая скорость мышления может быть действительно полезной и облегчить жизнь. Возьмем, к примеру, очередь в магазине. Вы стоите в очереди с продуктами в корзине. Но вы вдруг не уверены, достаточно ли у вас наличных денег, чтобы заплатить за продукты. Если вы достаточно быстры, вы можете рассчитать стоимость продуктов, еще стоя в очереди.
Когнитивный процесс и связанные с ним навыки
Как уже упоминалось, психический процесс, который мы называем когнитивным функционированием, принимает решения на основе ранее приобретенных знаний. Вы не сможете делать или знать что-то, чему вы не научились раньше. При этом приобретаются знания, а предыдущий опыт обучения сохраняется в памяти. Когда кто-то, кого вы не знаете, представляет себя, вы узнаете его или ее имя. Это имя будет сохранено в памяти до тех пор, пока вы не забудете его позже.
В течение дня вы получаете всевозможные стимулы через органы чувств. Вы используете свое внимание, чтобы сосредоточиться на релевантных стимулах, игнорируя при этом нерелевантные стимулы. Все эти стимулы проходят через вашу память в ту часть вашего мозга, которая отвечает за логическое мышление и скорость вашего мышления. Возможно, вы уже получали точно такие же стимулы ранее, и ваш мозг сохранил их в памяти. Или ваш мозг может установить связь между новыми стимулами и чем-то, что уже хранится в памяти. Это может повлиять на вашу реакцию на эти раздражители.
Например, однажды вы поранились, споткнувшись ногой об угол стола. В следующий раз, когда вы будете проходить мимо того же стола, есть шанс, что вы вспомните, как споткнулись о него. Из-за этого вашей следующей реакцией на этот стол будет обойти его немного шире.
Изображение ниже визуализирует процесс, который мы только что объяснили. Это еще раз показывает, что когнитивные навыки, которые вы используете во время общего когнитивного функционирования, могут взаимодействовать или даже перекрывать друг друга.
Пример когнитивных навыков на практике
Давайте вернемся к предыдущему примеру , где мы споткнулись, и разберем его на этапы, происходящие в когнитивном процессе. Сначала ваши чувства получают всю информацию об окружающем мире, которая принадлежит вашему восприятию . Чтобы предотвратить перегрузку информацией, ваш мозг отфильтровывает все нерелевантные стимулы и сосредотачивается на том, что важно.
Затем настало время воспоминаний воспоминаний , потому что, если вы не хотите снова пострадать, вам нужно вспомнить, как вы причиняли себе боль в прошлый раз. Предыдущий момент, когда вы поранились за этим столом, хранится в вашей памяти.
Комбинация отфильтрованных стимулов, полученных вашими органами чувств, и воспоминаний о том, как вы в прошлый раз проходили мимо этого стола, перейдет к фазе принятия решения. Думая достаточно быстро и логично, ваш мозг посылает сообщение о том, что на этот раз вам нужно сделать что-то другое. В результате держитесь на немного большем расстоянии от стола, когда проходите мимо него.
Уровень когнитивных навыков
Уровень каждого из ваших когнитивных навыков может варьироваться. В зависимости от того, в какой степени практикуется навык, методы обучения, способы запоминания вещей и то, как вы интерпретируете стимулы, влияют на уровень каждого навыка.
Допустим, один человек работал в сфере общественного питания, требуя быстрой реакции, которая относительно проста. Этот человек будет в основном развит в скорости мышления. Однако у архитектора будет более развито логическое мышление, поскольку этот человек, как правило, будет работать с более сложными ситуациями, которые требуют меньше времени.
Развитие познавательных способностей начинается в раннем детстве. Хотя большая часть развития когнитивных навыков происходит в раннем детстве, это развитие продолжается большую часть вашей жизни. Это можно объяснить тем, что детям все еще нужно многому научиться, потому что вы не сможете знать или делать то, чему еще не научились. В то время как у взрослых было гораздо больше опыта, в результате которого их мозг адаптировался и, таким образом, достиг определенного уровня когнитивных навыков.
В то же время многие факторы могут негативно влиять на когнитивное функционирование вашего мозга на протяжении всей жизни.
Что вызывает снижение когнитивных функций?
Множество факторов может влиять как положительно, так и отрицательно на уровень ваших когнитивных способностей. Хотя вы можете не контролировать все эти факторы, есть некоторые факторы, на которые вы можете оказать положительное влияние. Некоторые примеры причин снижения когнитивных функций:
- Старение
- Травма головы
- Психические заболевания, такие как деменция
- Дефицит витаминов и других основных питательных веществ
- Психическое заболевание
- Злоупотребление алкоголем или наркотиками
Степень воздействия приведенных выше примеров на снижение когнитивных функций очень специфична для каждой отдельной ситуации. Некоторые люди испытывают снижение когнитивных функций по мере взросления, в то время как другие люди по-прежнему будут испытывать ту же силу своих когнитивных навыков, что и в свои 20 лет.
Как я могу улучшить свои когнитивные способности?
Уровни когнитивных способностей различаются у разных людей, это результат адаптации мозга к раздражителям, которые он получает в течение жизни, и к внешним факторам, как упоминалось выше. Многие исследования показали, что мозг способен меняться на протяжении всей жизни, выращивая новые клетки и создавая новые связи. Эти изменения называются нейропластичностью и могут улучшить когнитивные функции. Вы можете сравнить это с тем, как мы способны тренировать свои мышцы. Хотя часть того, как работает ваше тело, зависит от генетики, марафон, скорее всего, произойдет после нескольких недель тренировок. Тренировка вашего мозга очень похожа: когда вы его правильно стимулируете, он привыкает к тому, что определенные навыки используются чаще, и тем самым развивает их дальше.