Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Когнитивный ресурс это: Когнитивные ресурсы обучения: Как определить и преодолеть ограничения? — тезисы доклада

Содержание

Когнитивные ресурсы обучения: Как определить и преодолеть ограничения? — тезисы доклада

В связи с техническими работами в центре обработки данных, часть прикреплённых файлов в настоящее время недоступна.

 

скрыть

  • Автор: Блинникова И.В.
  • Сборник: Современная психология образования: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции
  • Тезисы
  • Год издания: 2016
  • Место издания: Издательско-полиграфический центр «Научная книга» Воронеж
  • Первая страница: 10
  • Последняя страница: 13
  • Аннотация: Понятие «ресурс» широко используется во многих областях знания. Ресурсные модели применяются как в микроэкономике и в теориях обработки информации, так и в психологии и педагогике (8). Термин является многозначным, но все чаще понимается как «количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат» (4). Когнитивные ресурсы в широком смысле слова — это способность человека обрабатывать информацию. В более узком смысле – это количественная характеристика когнитивной системы, определяющая возможности достигнуть желаемого результата при решении задач в текущей ситуации. Возможности определяются, с одной стороны, знаниями и опытом выполнения той или иной познавательной деятельности, а с другой – уровнем и средствами организации этой деятельности. В частности, в своих ранних работах Д.Канеман (5) связал доступность и характер распределения ресурсов со сложностью и уровнем автоматизации, а также с мотивационными факторами выполнения задач, а в дальнейшем показал зависимость распределения когнитивных ресурсов от текущих состояний (12).
    Обычно учитывается наличный уровень активации нервной системы, возможности распределения внимания, использования рабочей памяти, подключения тех или иных систем решения проблем т.п.(11) Оценка и определение путей повышения возможностей человека в реализации познавательной активности имеет большое значение для повышение эффективности обучения как в средней, так и в высшей школе (8, 9). Оценка системы когнитивных ресурсов человека На основе анализа многочисленных исследований, связанных с ограничениями в обработки информации человеком, были выделены структурные компоненты когнитивных ресурсов и разработан компьютеризированный комплекс методик для их оценки. Данный диагностический инструмент позволяет определить потенциал использования ресурсов внимания, рабочей и долговременной памяти, способности к обработке числовой, вербальной, образной информации. (7). С помощью него были проведены несколько циклов экспериментальных исследований (1; 6; 10). В этих работах было показано, что когнитивные ресурсы могут быть рассмотрены как система, которая в сложных условиях (в частности, при возрастании операциональной или эмоциональной напряженности) не исчерпывается, а реорганизуется, при этом происходит смена стратегий когнитивного выполнения.
    Было также установлено, что эта реорганизация зависит от ряда объективных и субъективных факторов. В одном из последних исследований (3) студенты и специалисты в области психологических, медицинских, лингвистических и информационных наук должны бы решать серии когнитивных задач в ординарных условиях, а также при усилении когнитивной нагрузки (увеличивался объем информации и повышалась сложность необходимых ментальных операций) и эмоционального прессинга (индуцировалась тестовая или экзаменационная тревога). Результаты позволили устверждать, что доступ к ресурсам и контроль за их использованием зависит от типа и сложности заданий. Было также показано, что опыт обучения и профессиональной деятельности влияет на характер используемых когнитивных стратегий и распределения когнитивных ресурсов. В частности, было продемонстрировано, что будущие и работающие программисты более эффективно справляются с усилением операциональной напряженности (когнитивной нагрузки), а будущие и работающие врачи с усилением эмоциональной напряженности.
    Были выделены и описаны характерные изменения в стратегиях информационной обработки и установлены критерии их оптимальности. Пути преодоления ограничений Сначала интерес к когнитивным ресурсам возник со стороны анализа ограничений и определения пределов в переработке информации. Появились понятия «ограниченной пропускной способности», «когнитивной нагрузки», «объема переработки», «тайм-прессинга» и др., стали активно изучаться факторы, оказывающие влияние на когнитивные возможности человека (14). В дальнейшем исследователи все чаще обращаются к поиску путей преодоления ограничений, развития возможностей в решении когнитивных задач (11). При этом можно выделить нсколько направлений разработки средств преодоления ограничений в переработке информации: 1) они могут быть направлены либо на внешние условия, либо на внутренние способы деятельности; 2) они могут быть направлены либо на преодоление трудностей и оптимизацию, либо на развитие и готовность справляться с будущими трудностями.
    В одном из наших исследований (13) были проанализированы изменения когнитивных процессов, связанные с возрастом, а также виды повседневной интеллектуальной активности, способствующие поддержанию сохранности когнитивных ресурсов. По результатам исследования было выявлено, что использование когнитивных ресурсов видоизменяется (в большинстве случаев ухудшается) с возрастом. При этом было показано, что вовлеченность в такие виды деятельности как чтение книг, просмотр образовательных телепередач, деятельность за компьютером в целом и активность в интернет-среде способствуют более успешному решению когнитивных задач при достижении определенных возрастных рубежей. Также было продемонстрировано, что создание особой развивающей среды может поддерживать систему когнитивных ресурсов в активном состоянии. В другой работе (2) были установлены связи между различными компонентами системы когнитивных ресурсов и осознанностью. Под осознанностью (в английском языке используется термин «mindfulness») понимается сложный комплекс когнитивных и аффективных установок и навыков, связанных с контролем внимания и увеличением осведомленности о содержании и динамике текущих психических процессов.
    Другими словами, можно говорить о способах управления когнитивными ресурсами. При этом одним из характерных признаков осознанности является то, что она может подвергаться тренировке. Для выявления уровня осознанности использовались два недавно адаптированных на русскоязычной выборке опросников осознанности: Шкала MAAS и Шкалы FFMQ. Было установлено, что осознанность вносит вклад в эффективность решения когнитивных задач, связанных с вниманием и рабочей памятью. Люди с более высоким уровнем осознанности быстрее и более точно решают когнитивные задачи, совершают меньше ошибок, более эффективно и гибко используют свои когнитивные ресурсы при решении каждого из предложенных в эксперименте заданий. Здесь открывается совершенно новый путь расширения возможностей человека в использовании когнитивных ресурсов.
  • Добавил в систему: Блинникова Ирина Владимировна

Читать онлайн «Когнитивный ресурс.

Структура, динамика, развитие», Анатолий Воронин – ЛитРес — «Семья и Школа»

Содержание

Когнитивные ресурсы обучения: Как определить и преодолеть ограничения? — тезисы доклада

1.

1. Ресурсный подход в психологии . Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе

Ресурсный подход в общей психологии. Ресурсная теория внимания впервые была предложена Д. Канеманом (Kanheman, 1973). В рамках данной теории Д. Канеман связывает внимание с ментальным усилием или ресурсом. Любая ментальная задача, выполняемая осознанно, может быть решена только в том случае, если ей выделен необходимый ресурс. В. Н. Дружининым было предложено понятие «когнитивный ресурс». В общем виде когнитивный ресурс определяется через множество когнитивных элементов, которые одновременно используются человеком в процессе переработки сложной информации. Когнитивный ресурс определяется как количественная характеристика когнитивной системы, а именно – мощность множества связанных когнитивных элементов, которое отвечает за активное создание многомерных моделей реальности в процессе решения задач разного уровня сложности (Дружинин, 2001).

По предположению В. Н.

 Дружинина, в каждый конкретный момент одновременно может активизироваться только часть когнитивных элементов из всей их совокупности. Активизация когнитивных ресурсов (множества когнитивных элементов), релевантных условиям задачи, определяет успешность ее решения (Дружинин, 2001). Семантически близкие понятия используются и другими авторами, в част ности, «интеллектуальный потенциал» (Д. Ушаков) и «интеллекту альный ресурс» (М. Холодная) (см.: Горюнова, 2009).

Психологические ресурсы, рассматриваемые в рамках общей психологии, отличаются от личностных ресурсов, рассматриваемых в рамках психологии личности. Если сопоставить понятия психологических и личностных ресурсов, то можно отметить, что психологические ресурсы включают когнитивные, психомоторные, эмоциональные, волевые и другие общепсихологические свойства человека. Личностные ресурсы включают разнообразные свойства, черты, установки личности, оказывающие влияние на регуляцию поведения в напряженных ситуациях жизнедеятельности и отраженные в качествах самоконтроля, самооценки, в чувстве собственного достоинства, мотивации и др.

(Рогозян, 2011).

Ресурсный подход в психологии личности. Как уже отмечалось, личностные ресурсы представляют собой определенные навыки и способности человека и их разграничивают с социальными (средовыми) ресурсами, которые характеризуют доступность для личности помощи в социальной среде – со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев (Бодров, 2001; Муздыбаев, 1998). Для описания личностных ресурсов А. Г. Маклаков вводит понятие «личностный адаптационный потенциал», который включает нервно-психическую устойчивость, уровень развития, обеспечивающий толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся основой саморегуляции и влияющую на степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, определяющее чувство собственной значимости; уровень конфликтности личности; опыт социального общения (Маклаков, 2001). В. Франкл относил к категории психологических ресурсов даже такие феномены, как надежда, рациональная вера, душевная сила (мужество) (Франкл, 1990).

На данный момент это направление продолжает развиваться в русле позитивной психологии.

В тесной связи с психотерапией находится психология стресса. Хотя это направление психологической науки располагается на стыке психофизиологии, психологии личности, социальной психологии и других смежных дисциплин, все же именно в той части психологии стресса, которая наиболее близка к психотерапии – а именно сфера копинг-стратегий и преодоления стресса – ресурсный подход оказался наиболее эффективен.

В. А. Бодров определяет ресурсы (в рамках психологии стресса) следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» (Бодров, 2006, с. 115–116). Похожее по смыслу определение понятию ресурса в контексте психологии стресса дает К. Муздыбаев. Он определяет ресурсы как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями (приводится по: Калашникова, 2011). В качестве иллюстрации еще одного определения ресурса в рамках психологии стресса можно привести следующее. Ресурсы – это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям» (Водопьянова, 2009, с. 290).

Таким образом, в психологии личности и смежных дисциплинах в качестве ресурсов человека рассматриваются некие внутренние элементы или переменные, которые помогают совладать с различными жизненными трудностями.

Понятие «личностный потенциал». Помимо понятия «личностный ресурс», в психологии используется понятие «личностный потенциал». «Потенциал (от лат. potentia – сила) – это возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» (Прохоров, 1985, с. 1043). Это понятие является более широким, поскольку включает не только совокупность личностных характеристик. Как отмечал Д. А. Леонтьев, когда мы говорим о личностном потенциале, речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования (Леонтьев, 2002).

Феноменологию, отражающую эффекты нормального функционирования личностного потенциала или его недостаточности, в разных подходах в психологии обозначали по-разному: воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и т. д. (Косырев, 2011). Лучше всего, по мнению Д. А. Леонтьева, ему соответствует понятие «жизнестойкости», введенное в психологию представителем экзистенциальной персонологии С. Мадди (Леонтьев, 2002). Мадди определяет жизнестойкость не как личностное качество, а как систему установок или убеждений субъекта (Maddi, 1998). Существуют частные формы личностного потенциала, например, «личностный адаптационный потенциал». Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) рассматривается как системное свойство, заключающееся в способности личности адаптироваться к условиям окружающей среды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более экстремальным условиям социальной и природной среды может приспособиться человек (Маклаков, 2001). В числе характеристик, образующих ядро адаптационных возможностей личности, выделяют высокий уровень эмоциональной устойчивости, низкий уровень тревожности, адекватную самооценку личности, высокий уровень развития волевой регуляции, систему установок и смысложизненных ориентаций личности, высокий уровень морально-нравственной ответственности личности и др. (Харина, 2008).

Ресурсный подход в социальной психологии. В социальной психологии ресурсный подход часто реализуется в процессе организационно-психологических исследований. Это происходит в связи с тем, что в числе главнейших ресурсов организации признаны сотрудники с их личностным потенциалом, а также потенциалом их взаимодействия (Barney, 1991).

В работах Б. Ф. Ломова (Ломов, 1972) используется понятие «групповой потенциал», но без детальной проработки. В любой группе существует определенный уровень активности и инициативы членов, что дает, по выражению Б. Ломова, «потенциал группы». Как указывает Б. Ф. Ломов, потенциал групповой продуктивности реализуется через присутствие других людей в коллективе. При присутствии других людей повышается активность, мотивация, контроль выполнения задачи. Наиболее глубоко понятие «потенциал коллектива» проработано в исследованиях А. Н. Лутошкина (Лутошкин, 1979, 1988). А. Н. Лутошкин пишет об использовании дополнительных возможностей человеческого фактора коллективов путем реализации так называемых «потенциалов коллектива». С. А. Багрецов с коллегами определяют социальный потенциал коллектива следующим образом: «Социальный потенциал коллектива может быть определен как количественная оценка его социального развития, а именно – процесса содержа тельного обогащения межличностных отношений в группе целями и задачами ее деятельности, их общественной сущностью» (цит. по: Михальский, 2001, с. 56). Социальный потенциал коллективов определяется, прежде всего, личностным потенциалом его членов. Однако потенциал коллектива не является суммой личностных потенциалов. В результате складывающихся деловых и межличностных отношений у членов коллектива возникает синергетический эффект индивидуальных личностных потенциалов.

С. А. Багрецов и др. выделяют следую щие характеристики социального потенциала коллектива, оказывающие наибольшее влияние на продуктивность группы и поддающиеся развитию в процессе деятельности: способность к самоорганизации; профессиональная компетентность; мотивация к деятельности; мораль, нравственные нормы; чувство коллективизма. А. Б. Золотов рассматривает социально-психологический потенциал коллектива с несколько другой стороны, а именно как совокупность социально-психологических факторов, существующую в единстве актуального и возможного состояний, которые определяют возникновение дополнительных сил коллектива (см.: Михальский, 2001, с. 57–61).

А. Л. Журавлев (2005) использует понятие «социально-психологические резервы» применительно к трудовым коллективам. Социально-психологические резервы делятся А. Л. Журавлевым на две группы (Журавлев, 2005, с. 404). Первая группа – резервы совершенствования социально-психологических явлений в трудовом коллективе: оптимизация взаимоотношений и социально-психологического климата в коллективе; совершенствование структуры отношений в коллективе под влиянием различных форм организации труда; формирование отношений к трудовой деятельности с помощью применения коэффициента трудового вклада; оптимизация процесса адаптации рабочих в коллективе. Вторая группа: развитие самоуправления на уровне предприятия и на уровне коллективов; подбор и формирование личности руководителя, способного эффективно руководить трудовым коллективом; учет психологических особенностей отношения исполнителей к руководителю; дифференцированное формирование стилей руководства. Социально-психологические резервы очень важны и имеют ряд функций: отражательная, диагностическая, резервирующая, регуляторная, адаптационная.

А. Л. Журавлев отмечает, что социально-психологические резервы есть результат не сложения, а именно интеграции индивидуальных резервов. При этом одним из характерных механизмов формирования социально-психологических резервов является механизм их аккумуляции, т. е. процесс постепенного накопления регуляторных возможностей различных социально-психологических феноменов, относящихся к категории резервов (Журавлев, 2005, с. 405–406).

Таким образом, каждый вид ресурсов обладает способностью к сохранению и накоплению, различные виды ресурсов характеризуются взаимным влиянием. Социально-психологический капитал является именно ресурсом, не резервом. Данное понятие по своему содержанию гораздо ?же и конкретнее, чем понятие социально-психологических резервов.

Подведем основные итоги данной главы монографии. В главе рассматривался ресурсный подход в психологии. Анализ показал, что все виды психологических ресурсов можно разделить на три категории: когнитивные, личностные и социально-психологические.

Когнитивные, или психологические, ресурсы имеют довольно долгую историю изучения. В качестве психологических ресурсов индивида рассматриваются: энергетическая емкость центральных познавательных механизмов (А.  А. Ухтомский), психофизиологические возможности человека (Г. М. Зараковский, Д. Канеман), функциональный потенциал, обеспечивающий высокий уровень реализации его активности (В. А. Бодров), мощность множества связанных когнитивных элементов, которое отвечает за активное создание многомерных моделей реальности в процессе решения задач разного уровня сложности (В. Н. Дружинин).

Личностные ресурсы – это жизненные ценности, которые образуют потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями (К. Муздыбаев), разнообразные свойства, черты, установки личности, регулирующие поведение в сложных жизненных ситуациях.

Социально-психологические ресурсы. Основной сферой использования ресурсного подхода в социальной психологии является психология коллективов и рабочих групп. В рамках данного направления исследований в качестве ресурсов рассматриваются: уровень активности и инициативы членов группы (Б. Ф. Ломов), процесс содержательного обогащения межличностных отношений в группе целями и задачами ее деятельности (С.  А. Багрецов), оптимизация взаимоотношений и социально-психологического климата в коллективе, совершенствование структуры отношений в коллективе под влиянием различных форм организации труда, оптимизация процесса адаптации рабочих в коллективе, развитие самоуправления на уровне предприятия и на уровне коллективов, подбор и формирование личности руководителя, способного эффективно руководить трудовым коллективом; учет психологических особенностей отношения исполнителей к руководителю (А. Л. Журавлев).

Однако при этом психологические ресурсы больших социальных групп в социальной психологии не рассматривались. Также не рассматривались индивидуальные социально-психологические ресурсы, позволяющие человеку достигать высокого уровня адаптации и благополучия в больших социальных группах.

Когда речь идет о социальной среде, в которой человек адаптируется, с которой он вынужден совладать, им будут использоваться различные виды ресурсов, в том числе и социально-психологические. Содержание социально-психологических ресурсов составляют определенные виды социально-психологических отношений личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

TechnoFunc — Теория когнитивных ресурсов

Теория когнитивных ресурсов утверждает влияние ресурсов лидера на его реакцию на стресс. Когнитивные ресурсы лидера — это опыт, интеллект, компетентность и знания, необходимые для решения задачи. Стресс распространен в ситуациях управления ресурсами, и эта когнитивная теория подчеркивает, что интеллект и опыт лучше всего проявляются в разных стрессовых ситуациях. Эта теория представляет собой переосмысление модели Фидлера.

Видео не выбрано.

В начале 1990-х годов первоначальная модель Фидлера была переосмыслена Фидлером и его партнером Джо Гарсиа как теория когнитивных ресурсов. В этой модели основное внимание уделяется роли стресса как формы ситуативной неблагоприятности и тому, как интеллект и опыт лидера влияют на его реакцию на стресс.

Что понимается под познанием?

Познание — это умственное действие или процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств. Хорошими примерами познания являются обучение и наша способность рассуждать с помощью логики. Когнитивные процессы используют существующие знания и генерируют новые знания. Когнитивные процессы анализируются с разных точек зрения в разных контекстах, таких как психиатрия, психология, образование, философия и информатика.

Теория когнитивных ресурсов лидерства

Модель непредвиденных обстоятельств, разработанная Фидлером, подверглась критике за отсутствие гибкости, а также за точность шкалы LPC. Затем Фидлер разработал теорию когнитивных ресурсов (CRT), которая учитывает личность лидера, степень ситуационного стресса и отношения между группой и лидером.

В основе этой теории лежит предположение, что стресс влияет на способность принимать решения. Это враг рациональности, и лидер не может мыслить логически и аналитически, если он/она находится в состоянии сильного стресса. Согласно этому предположению, важность интеллекта и опыта лидера для эффективности различается в ситуациях с низким и высоким уровнем стресса.

Фидлер и Грасия утверждают, что интеллектуальные способности лидера положительно коррелируют с производительностью при низком уровне стресса, но отрицательно — при высоком уровне стресса. И наоборот, опыт лидера отрицательно коррелирует с производительностью при низком уровне стресса, но положительно — при высоком уровне стресса.

Таким образом, согласно Фидлеру и Грасиа, уровень стресса в ситуации определяет, будет ли интеллект или опыт человека способствовать эффективности лидерства.

Прогнозы теории когнитивных ресурсов

Теория когнитивных ресурсов предсказывает, что способности и интеллект лидера могут способствовать успеху организации только тогда, когда лидеры придерживаются директивного стиля руководства, ситуация свободна от стресса, члены группы поддерживают и задача требует высокого интеллекта. Эти атрибуты обсуждаются ниже:

1.

Директивный подход

Когда у лидера лучше развиты когнитивные способности, такие как интеллект, планирование и принятие решений, он должен следовать директивному подходу для повышения общей производительности команды. Ему необходимо сообщать группе, что делать, чтобы обеспечить реализацию его планов и решений, тем самым повышая общую производительность группы.

Когда группа и люди в группе лучше лидера по когнитивным способностям, тогда лидер должен выбрать недирективный подход. Он должен искать идеи у группы, определять наилучший подход/идею и двигаться вперед с теми же.

Когнитивные способности лидера способствуют работе команды только тогда, когда лидер использует директивный стиль руководства.

2. Влияние стресса

Стресс напрямую связан с интеллектом и качеством решений.

При низком уровне стресса интеллект полностью функционирует и вносит оптимальный вклад.

При сильном стрессе естественный интеллект не имеет значения, но может иметь и негативное влияние.

3. Поддерживающие члены группы

Способности лидера будут способствовать эффективности группы только тогда, когда члены группы поддерживают лидера и его цели. В такой ситуации указания лидера легко соблюдаются и реализуются.

4. Задачи, требующие умственных способностей

Интеллектуальные способности и интеллект лидера могут быть эффективно использованы только в сложных, требующих умственных способностей задачах.

Каково практическое применение теории когнитивных ресурсов?

Теория предлагает необходимый стиль лидерства в зависимости от трех переменных – степени стресса, ситуационного контроля и структуры задач.

Лидеров следует обучать управлению стрессом, чтобы интеллект лидера можно было использовать наиболее эффективно, а также обучать лидеров применять директивный подход, когда их знания принесут пользу группе, и менее директивный подход, когда способности членов группы способствуют производительности.

Исходя из этой теории, в данной ситуации, в зависимости от уровня стресса, лидеры могут решить, полагаться ли на интеллект или на опыт. В ситуациях с низким уровнем стресса следует полагаться на интеллект; однако в стрессовых ситуациях следует полагаться на опыт.

В стрессовых ситуациях более опытные лидеры добьются более качественных результатов. В стрессовых ситуациях рациональные решения, как правило, недоступны, и, следовательно, интеллект не сможет поддержать процесс принятия решений, тогда как предыдущий опыт может позволить лидеру отреагировать.

Каковы когнитивные ресурсы личности?

Когнитивные ресурсы лидера относятся к его опыту, интеллекту, компетентности и знаниям, относящимся к задаче. Знания лидера могут способствовать повышению производительности, если они эффективно передаются, поэтому требуется директивный лидер, а также послушная группа, которая готова выполнять команды лидера.



Ссылки по теме

Дата создания 18 августа 2020 г. , вторник Просмотров 11224 Теории непредвиденных обстоятельств, средовой подход к лидерству, средовые теории, характеристики лидерства, лидерские качества, лидерские качества, исследования лидерства, стиль лидерства, ситуационные теории, исследования лидерства

Теория когнитивных ресурсов

 

Дисциплины > Лидерство > Теории лидерства > Когнитивные ресурсы Теория

Предположения | Описание | Обсуждение | См. также

 

Предположения

Интеллект, опыт и другие когнитивные ресурсы являются факторами лидерский успех.

Когнитивные способности, хотя и значительные, недостаточны для предсказания лидерский успех.

Стресс влияет на способность принимать решения.

Описание

Теория когнитивных ресурсов предсказывает, что:

1. Когнитивные способности лидера Способность способствует эффективности команды только тогда, когда лидер подход носит директивный характер.

Когда лидеры лучше планируют и принимают решения, чтобы их планы и решения для реализации, они должны говорить людям, что делать, вместо того, чтобы надеяться, что они согласны с ними.

Когда они не лучше людей в коллективе, то недирективный подход является более подходящим, например, когда они способствуют открытому обсуждение, на котором могут быть представлены идеи команды и определен лучший подход и реализовано.

2. Стресс влияет на взаимосвязь между интеллектом и качеством принятия решений.

При низком уровне стресса интеллект полностью функционирует и делает оптимальный вклад. Однако во время сильного стресса природный интеллект не только не имеет значения, но он также может иметь отрицательный эффект . Один причиной этого может быть то, что умный человек ищет рациональные решения, которые могут быть недоступны (и могут быть одной из причин стресса). В таком ситуациях лидер, неопытный в принятии решений «нутром», вынужден полагаться на этот непривычный подход. Другая возможность состоит в том, что лидер уходит в себя, чтобы усиленно подумать о проблеме, покидая группу на свои устройства.

3. Опыт положительный связанные с качеством решения в условиях высокого стресса.

При наличии стрессовой ситуации и нарушении интеллекта, опыт одинаковых или похожих ситуаций позволяет лидеру реагировать подходящими способами без необходимости тщательного обдумывания ситуации. Опыт принятия решений в условиях стресса также будет способствовать лучшему решение, чем пытаться продираться только силой мысли.

4. Для простых задач руководитель интеллект и опыт значения не имеют.

Когда подчиненным даются задания, не требующие руководства или поддержки, тогда неважно, насколько хорошо лидер умеет принимать решения, потому что они легко сделать, даже для подчиненных, и, следовательно, не нужно никаких дополнительных поддерживать.

Обсуждение

CRT возникла из-за неудовлетворенности теорией признаков.

TechnoFunc — Теория когнитивных ресурсов

Теория когнитивных ресурсов утверждает влияние ресурсов лидера на его реакцию на стресс. Когнитивные ресурсы лидера — это опыт, интеллект, компетентность и знания, необходимые для решения задачи. Стресс распространен в ситуациях управления ресурсами, и эта когнитивная теория подчеркивает, что интеллект и опыт лучше всего проявляются в разных стрессовых ситуациях. Эта теория представляет собой переосмысление модели Фидлера.

В начале 1990-х первоначальная модель Фидлера была переосмыслена Фидлером и его коллегой Джо Гарсиа в виде теории когнитивных ресурсов. В этой модели основное внимание уделяется роли стресса как формы ситуативной неблагоприятности и тому, как интеллект и опыт лидера влияют на его реакцию на стресс.

Что понимается под познанием?

Познание — это умственное действие или процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств. Хорошими примерами познания являются обучение и наша способность рассуждать с помощью логики. Когнитивные процессы используют существующие знания и генерируют новые знания. Когнитивные процессы анализируются с разных точек зрения в разных контекстах, таких как психиатрия, психология, образование, философия и информатика.

Теория когнитивных ресурсов лидерства

Модель непредвиденных обстоятельств, разработанная Фидлером, подверглась критике за отсутствие гибкости, а также за точность шкалы LPC. Затем Фидлер разработал теорию когнитивных ресурсов (CRT), которая учитывает личность лидера, степень ситуационного стресса и отношения между группой и лидером.

В основе этой теории лежит предположение, что стресс влияет на способность принимать решения. Это враг рациональности, и лидер не может мыслить логически и аналитически, если он/она находится в состоянии сильного стресса. Согласно этому предположению, важность интеллекта и опыта лидера для эффективности различается в ситуациях с низким и высоким уровнем стресса.

Фидлер и Грасия утверждают, что интеллектуальные способности лидера положительно коррелируют с производительностью при низком уровне стресса, но отрицательно — при высоком уровне стресса. И наоборот, опыт лидера отрицательно коррелирует с производительностью при низком уровне стресса, но положительно — при высоком уровне стресса.

Таким образом, согласно Фидлеру и Грасиа, уровень стресса в ситуации определяет, будет ли интеллект или опыт человека способствовать эффективности лидерства.

Прогнозы теории когнитивных ресурсов

Теория когнитивных ресурсов предсказывает, что способности и интеллект лидера могут способствовать успеху организации только тогда, когда лидеры придерживаются директивного стиля руководства, ситуация свободна от стресса, члены группы поддерживают и задача требует высокого интеллекта. Эти атрибуты обсуждаются ниже:

1. Директивный подход

Когда у лидера лучше развиты когнитивные способности, такие как интеллект, планирование и принятие решений, он должен следовать директивному подходу для повышения общей производительности команды. Ему необходимо сообщать группе, что делать, чтобы обеспечить реализацию его планов и решений, тем самым повышая общую производительность группы.

Когда группа и люди в группе лучше лидера по когнитивным способностям, тогда лидер должен выбрать недирективный подход. Он должен искать идеи у группы, определять наилучший подход/идею и двигаться вперед с теми же.

Когнитивные способности лидера способствуют работе команды только тогда, когда лидер использует директивный стиль руководства.

2. Влияние стресса

Стресс напрямую связан с интеллектом и качеством решений.

При низком уровне стресса интеллект полностью функционирует и вносит оптимальный вклад.

При сильном стрессе естественный интеллект не имеет значения, но может иметь и негативное влияние.

3. Поддерживающие члены группы

Способности лидера будут способствовать эффективности группы только тогда, когда члены группы поддерживают лидера и его цели. В такой ситуации указания лидера легко соблюдаются и реализуются.

4. Задачи, требующие умственных способностей

Интеллектуальные способности и интеллект лидера могут быть эффективно использованы только в сложных, требующих умственных способностей задачах.

Каково практическое применение теории когнитивных ресурсов?

Теория предлагает необходимый стиль лидерства в зависимости от трех переменных – степени стресса, ситуационного контроля и структуры задач.

Лидеров следует обучать управлению стрессом, чтобы интеллект лидера можно было использовать наиболее эффективно, а также обучать лидеров применять директивный подход, когда их знания принесут пользу группе, и менее директивный подход, когда способности членов группы способствуют производительности.

Исходя из этой теории, в данной ситуации, в зависимости от уровня стресса, лидеры могут решить, полагаться ли на интеллект или на опыт. В ситуациях с низким уровнем стресса следует полагаться на интеллект; однако в стрессовых ситуациях следует полагаться на опыт.

В стрессовых ситуациях более опытные лидеры добьются более качественных результатов. В стрессовых ситуациях рациональные решения, как правило, недоступны, и, следовательно, интеллект не сможет поддержать процесс принятия решений, тогда как предыдущий опыт может позволить лидеру отреагировать.

Каковы когнитивные ресурсы личности?

Когнитивные ресурсы лидера относятся к его опыту, интеллекту, компетентности и знаниям, относящимся к задаче. Знания лидера могут способствовать повышению производительности, если они эффективно передаются, поэтому требуется директивный лидер, а также послушная группа, которая готова выполнять команды лидера.



Ссылки по теме

< Предыдущая Далее >

Дата создания 18 августа 2020 г. , вторник Просмотров 14375 Теории непредвиденных обстоятельств, средовой подход к лидерству, средовые теории, характеристики лидерства, лидерские качества, лидерские качества, исследования лидерства, стиль лидерства, ситуационные теории, исследования лидерства

Вам также может понравиться

  • Теория командного лидерства

    Теория командного лидерства — это новейшая теория лидерства, которая не делает различий между лидером и другими членами команды. Подход считает, что вклад каждого члена команды имеет решающее значение для успеха организации. Этот подход ориентирован на общую эффективность команды, диагностируются проблемы команды и предпринимаются действия для устранения слабых мест. Этот подход предусматривает принятие корректирующих мер, когда руководитель сочтет это необходимым.

    Читать далее

  • Теория заменителей лидерства

    Теория заменителей лидерства основана на понимании контекста, в котором происходит лидерство. Различные ситуационные факторы могут усилить, нейтрализовать или заменить поведение лидера, например, при определенных обстоятельствах ситуационные факторы могут заменить лидерство. Эти заменители бывают двух типов — заменители и нейтрализаторы. Заместители лишают лидера власти и помогают членам группы повысить свою эффективность. Нейтрализаторы только снимают влияние с лидера.

    Читать далее

  • Символическое взаимодействие и социальные изменения

    Джордж Герберт Мид, американский философ, сотрудник Чикагского университета, основал теорию символического интеракционизма. Важным аспектом этого является то, что люди взаимодействуют с помощью символов, как вербальных, так и невербальных сигналов, и каждое взаимодействие вносит вклад в ментальный состав ума, поэтому каждое взаимодействие с кем-то меняет вас, и вы уходите другим человеком, означающим, что люди и изменения идут рука об руку.

    Читать далее

  • Социотехнические системы

    Социально-технические теории лидерства обращают внимание на наличие двух подсистем в каждой организации, взаимосвязь социальных и технических аспектов деятельности организации. Теория относится к социальным аспектам людей и техническим аспектам организации, что означает структуру и процессы внутри организации.

    Читать далее

  • Модель Ситуационного Лидерства

    Модель ситуационной теории Херси и Бланшара предполагает, что лидер должен адаптировать свой стиль руководства, основываясь на задачах и поведении в отношениях, соответствующем ситуации. Стиль лидерства зависит от уровня зрелости и способностей последователей. Согласно этой модели, успешное лидерство релевантно как задачам, так и отношениям.

    Читать далее

  • Инвентаризация участия лидерства (LPI)

    Кузес и Познер представили модель трансформационного лидерства Инвентаризация участия лидерства. Эта модель также известна как модель вызова лидерства Кузеса и Познера. Они определили пять практик образцового лидерства: «Моделируйте путь», «Вдохновляйте общее видение», «Бросьте вызов процессу», «Позволяйте другим действовать» и «Поощряйте сердце».

    Читать далее

  • Основные черты лидерства

    Черты лидерства относятся к личным качествам, которые определяют эффективных лидеров. Вот основные лидерские качества, которые могут сделать кого-то хорошим лидером. Пять ключевых качеств, присущих лидерам, можно изучить и отточить со временем.

    Читать далее

  • Генерация идей с помощью мозгового штурма

    Техника мозгового штурма была разработана Алексом Ф. Осборном в 1957, а мозговой штурм означает, что группа участников генерирует большое количество альтернативных плодотворных идей по конкретной проблеме без какой-либо критики, а затем оценивает каждую идею с точки зрения ее плюсов и минусов. Методы мозгового штурма делятся на четыре основные категории: видение, исследование, модификация и экспериментирование.

    Читать далее

  • Атрибуционная теория лидерства

    Атрибуционная теория лидерства имеет дело с формированием индивидуальных мнений о причинах определенных событий или наблюдений. Люди всегда будут пытаться понять, почему люди делают то, что делают. Лидер будет судить о своих сотрудниках, основываясь на том, что он приписывает причины их работы. Люди также будут делать выводы о лидере и реагировать на плохую работу лидера.

    Читать далее

  • Иерархия потребностей Маслоу

    Иерархия потребностей Маслоу — это мотивационная теория, которая объясняет, что люди мотивированы пятью основными категориями человеческих потребностей. Это физиологические потребности, потребности в безопасности, любви и принадлежности, уважении и самоактуализации. Существует небольшое научное обоснование этой концепции иерархии потребностей.

    Читать далее

Теория когнитивных ресурсов

 

Дисциплины > Лидерство > Теории лидерства > Когнитивные ресурсы Теория

Предположения | Описание | Обсуждение | См. также

 

Предположения

Интеллект, опыт и другие когнитивные ресурсы являются факторами лидерский успех.

Когнитивные способности, хотя и значительные, недостаточны для предсказания лидерский успех.

Стресс влияет на способность принимать решения.

Описание

Теория когнитивных ресурсов предсказывает, что:

1. Когнитивные способности лидера Способность способствует эффективности команды только тогда, когда лидер подход носит директивный характер.

Когда лидеры лучше планируют и принимают решения, чтобы их планы и решения для реализации, они должны говорить людям, что делать, вместо того, чтобы надеяться, что они согласны с ними.

Когда они не лучше людей в коллективе, то недирективный подход является более подходящим, например, когда они способствуют открытому обсуждение, на котором могут быть представлены идеи команды и определен лучший подход и реализовано.

2. Стресс влияет на взаимосвязь между интеллектом и качеством принятия решений.

При низком уровне стресса интеллект полностью функционирует и делает оптимальный вклад. Однако во время сильного стресса природный интеллект не только не имеет значения, но он также может иметь отрицательный эффект . Один причиной этого может быть то, что умный человек ищет рациональные решения, которые могут быть недоступны (и могут быть одной из причин стресса). В таком ситуациях лидер, неопытный в принятии решений «нутром», вынужден полагаться на этот непривычный подход. Другая возможность состоит в том, что лидер уходит в себя, чтобы усиленно подумать о проблеме, покидая группу на свои устройства.

3. Опыт положительный связанные с качеством решения в условиях высокого стресса.

При наличии стрессовой ситуации и нарушении интеллекта, опыт одинаковых или похожих ситуаций позволяет лидеру реагировать подходящими способами без необходимости тщательного обдумывания ситуации. Опыт принятия решений в условиях стресса также будет способствовать лучшему решение, чем пытаться продираться только силой мысли.

4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *