Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Конкуренция психология: Конкуренция — Психология человека

Конкуренция и сотрудничество: две стороны одной медали?

Конкуренция охватывает не только политику и экономику. Мы соревнуемся начиная примерно с двух с половиной лет и до конца жизни: в школе, на работе, в любви, семье и даже в хобби… Конкуренция может содержать элементы сотрудничества, а может быть разрушительной для отношений.

И многое здесь зависит не столько от личных качеств и конкретных условий, в которых она разворачивается, но и от типа культуры — к такому выводу мы пришли с коллегами, работая в рамках большого международного проекта по изучению стереотипов восприятия конкуренции. В частности, мы сравнили ситуацию в трех очень непохожих странах: Японии, Канаде и Венгрии.

В результате анкетирования студентов университетов выяснилось, что понимание смысла конкуренции у них кардинально различается. Так, в Японии ее цель — работа над собой, собственный рост и развитие. Причем для японцев это вдвое-втрое важнее, чем для венгерских и канадских студентов. Другой воспринимается как партнер и инструмент самосовершенствования, а в центре внимания находится «Я». Как написал один студент, «соревнование, которое идет на пользу обеим сторонам, важно, поскольку может повысить нашу компетентность и развить наши человеческие качества, а соревнование исключительно ради выигрыша портит людей».

«Счастливый конкурент» умеет справляться и с поражениями, и с победами, не испытывая зависти, апатии, злорадства или чувства вины

Канадцы видят смысл конкуренции в усилении собственной мотивации. Другой воспринимается ими лишь как соперник, а в центре внимания — личная победа и достижение цели.

Наконец, в постсоциалистической Венгрии (как, наверное, и в России) конкуренцию рассматривают как инструмент социальной селекции, предназначенный для того, чтобы отличить успешных людей от неудачников. Отношения сотрудничества с конкурентами практически невозможны, поскольку чем хуже себя покажет другой, тем лучше для нас.

Зная, что конкуренция может быть здоровой и позитивной, я бы так определила «счастливого конкурента»: он нацелен на самосовершенствование и саморазвитие, справедлив и честен по отношению к сопернику и способен к сотрудничеству с ним. А еще он умеет справляться и с победами, и с поражениями, не испытывая при этом зависти, злорадства, чувства вины и апатии.

Источник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Младшая дочь мужа настроила всю семью против старшей сестры. Что делать?»

Принц Чарльз официально стал королем Карлом III: что это значит для нас?

Как совместить карьеру и материнство: система полезных привычек

«От настоящей любви не бывает больно»: певица Асия и ее возлюбленный Олег Мартышкин — о чувствах и отношениях

7 ошибок в споре с рассерженным человеком

«Сколько ни пытаюсь, не могу вдохнуть в себя жизнь»

«Тайно влюблена в соседа уже третий год»

Как оставаться счастливым, даже если жизнь свернула не туда: 4 стратегии

как соревнования разрушают и мотивируют

Конкуренция может быть здоровой и нездоровой. В первом случае она дает дополнительную мотивацию, учит командной работе, во втором — демотивирует, заставляет испытывать стресс и разрушает команды.

Наиболее явно конкуренция прослеживается в условиях соревнований, которые внедряют в обучение и иногда в рабочие процессы. Разбираемся в плюсах и минусах этого формата.

Как появились соревнования в спорте, культуре и образовании

Психология конкуренции, согласно одной из биологизаторских концепций, — это неотъемлемая часть человека, заложенная в нем природой. Люди всегда находились в конкурентных отношениях. Даже дети становятся соперниками на площадке, не желая делиться своими игрушками, они бегают наперегонки или соревнуются в том, у кого лучше замок из песка.

Склонность к соперничеству впервые была формализована в спорте. Из самых ранних записей известно, что греки проводили свои Олимпийские игры, по крайней мере, с 776 г. до н. э. Однако считается, что к тому времени игры в Греции проводились уже более 500 лет. Олимпийские игры были самым известным из четырех классических греческих спортивных мероприятий. В связи с этими играми часто проводились также музыкальные соревнования.

Концепция соревнований перешла и в научный мир. В XVIII веке состязания появились в академиях. Организовывались они для того, чтобы способствовать решению важных математических и научных проблем. Математики, такие как Даниэль Бернулли, Д’Аламбер и Лагранж, выиграли несколько премий.

В образовании одним из первых принцип состязательности ввел педагог Марк Верриус Флаккус в конце 1-го века до нашей эры. Еще одним доказательством стали отчеты (De Ordine Docendietstudendi) итальянского ученого Баттиста Гуарино (1434–1513), который писал о том, что учителя должны воздерживаться от физических наказаний учеников. Он считал, что лучше всего стимулирует конкуренция. Университет Этвеша в Будапеште, Венгрия, организовал в 1894 году первый в истории национальный математический конкурс для студентов из Центральной Европы. Уильям Лоуэлл Патнэм создал соревнования по математике для студентов североамериканских колледжей в 1938 году. Национальные и региональные соревнования в конечном итоге привели к Международной математической олимпиаде, которую впервые провела Румыния в 1959 году. Впоследствии другие дисциплины учредили свои собственные международные олимпиады: физика — в 1967 году, химия — в 1969-ом, информатика — в 1989-ом, биология — в 1990-ом и астрономия в 1996-ом.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Психология конкуренции

Согласно одной концепции, конкуренция — это врожденное свойство. Согласно другой — она имеет приобретенный характер и развивается в процессе социальной адаптации. Конкуренция сопровождается эмоциональной вовлеченностью в борьбу, которая приводит или к кооперации, или к разрозненности в группе. Это зависит от самооценки и уверенности индивидов себе: если они открыты, самодостаточны, они раскроют свой потенциал в процессе соревнования и не станут вредить другим. В противном случае могут возникнуть и недоверие, агрессия.

Соревнование — это то, что психологи называют «внешним стимулом». То есть мотивация исходит из внешних, а не внутренних источников, и является краткосрочной

В соревновании вы делаете что-то ради получения вознаграждения. Такие стимулы работают только в определенных условиях. И мотивация пропадает сразу же, как соревнование заканчивается. Психологические исследования показали, что внешние стимулы «вытесняют» внутреннюю мотивацию.

Вред и польза соревнований в обучении

В одном из исследований, Том Верхофф, профессор Эйндховенского технологического университета в Нидерландах, отметил, что конкуренция в образовании необходима. Ведь это часть любой культуры и образование должно ее передавать. Кроме того, в таких условиях развивается навык командной работы. И сами по себе условия соревнования приближены к реальной жизни.

С одной стороны, конкуренция становится одним из инструментов мотивации, с другой — демотивации. Порой учащиеся слишком фокусируются на результате, а не на процессе обучения, и по окончании соревнования могут напрочь забыть все, что они изучали. Ведь целью в таком случае становится не получение знания и развитие навыка, а оценка или балл.

Нездоровая конкуренция негативно влияет на моральный дух и уверенность студентов. Вместо взаимопомощи в группе может появиться зависть, желание навредить кому-то, сокурсники становятся не вдохновителями, а врагами. Это вызывает стресс и, как следствие, отторжение к самому обучению.

Вопрос о том, нужно ли внедрять соревнования в обучение, до сих пор является спорным. Положительный эффект зависит от организации, условий, уверенности учащихся и истинности их целей в обучении. И все же стоит помнить о том, что люди выживали не только за счет конкуренции, но и за счет кооперации. По словам философа Бертрана Рассела, «единственное, что спасет человечество, — это сотрудничество».

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Любовь Карась

Теги

#саморазвитие

#эрудиция

Психология конкуренции | Psychology Today

Источник: Грегори Харден/WikiCommons

Соревнования — это весело, будем честными. В тот или иной момент своей жизни вам, вероятно, нравилось участвовать в каком-то соревновании. Конечно, соревнования, как правило, веселее, если вы действительно выигрываете. Соревнования имеют нежелательное свойство быть игрой с нулевой суммой (т. е. для того, чтобы вы выиграли, кто-то другой должен проиграть). Тем не менее, на протяжении всей истории человечества людям, похоже, нравилось организовывать соревнования в той или иной форме, начиная с древнегреческих Олимпийских игр (начиная с 776 г. популярный вид спорта в мире). На самом деле, если вы присмотритесь, то заметите, что конкуренция в современном обществе присутствует повсюду. Экономисты говорят нам, что конкуренция является важной силой в поддержании продуктивных и эффективных рынков (т. е. без базовой конкуренции между фирмами будут формироваться злые монополии). Конкуренция также играет важную роль во внутренней политике (например, президентские выборы), международных отношениях (например, государства соревнуются за власть и ресурсы), конечно же, в большинстве видов спорта, и даже в человеческом поиске любви не обошлось без конкуренции. Для большинства людей в природе конкуренции есть что-то необъяснимо притягательное. Возможно, это потому, что, как утверждают некоторые ученые, «конкурентоспособность» — это биологическая черта, которая развилась вместе с базовой потребностью (человеческого) выживания.

Учитывая кажущуюся мощную роль конкуренции в человеческом обществе, мы могли бы задаться вопросом, возможно ли использовать соревнования для социальных целей, таких как побуждение людей делать пожертвования на важные благотворительные цели или экономить энергию, чтобы помочь окружающей среде?

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Nature Climate Change , я пытаюсь ответить на этот вопрос. В качестве примера я анализирую влияние на поведение людей популярного конкурса по энергосбережению, ежегодно проводимого в Принстонском университете (кампания «Делайте это в темноте»). В течение периода соревнований учащиеся всех колледжей-интернатов соревнуются в экономии энергии, и колледж, который к концу периода соревнований способен сберегать больше энергии, побеждает и обычно получает какой-либо приз (например, оплачиваемый учебный перерыв). Я нанес результаты ниже (ежедневное потребление энергии во всех общежитиях по вертикальной оси и время по горизонтальной оси). Если вы посмотрите на поведенческий паттерн, вы быстро заметите кое-что очень странное: как только начинается соревнование, кажется, что оно оказывает заметное положительное влияние на потребление энергии (т. е. люди используют меньше энергии; потребление резко снижается). Но вот в чем фишка: как только соревнование заканчивается, тенденция меняется на противоположную, и потребление энергии возвращается к тому уровню, с которого оно началось до запуска соревнования! Такого рода соревнования проводятся не только в Принстоне, более сотни университетов ежегодно принимают участие в так называемых «национальных соревнованиях по сохранению университетских городков».0003

Источник: van der Linden, S. (2015)

«Конкуренция» по самой своей природе является тем, что психологи называют «внешним стимулом». Внешняя просто означает, что мотивация к принятию поведения или решения возникает извне, а не внутри (например, когда вы делаете что-то, потому что получаете за это вознаграждение). Фундаментальной характеристикой (и недостатком) почти всех внешних стимулов является то, что они имеют тенденцию работать только до тех пор, пока сохраняется стимул! В нашем примере студенты перестали экономить энергию, как только соревнование закончилось.

Противоположностью внешней мотивации является то, что мы называем внутренней мотивацией. Когда мы внутренне мотивированы что-то делать (например, помогать другим, экономить энергию), мы делаем это не из-за внешнего вознаграждения, а просто потому, что лично убеждены, что это правильно. Под «правильным» я подразумеваю не расплывчатые культурные представления о добре и зле, а скорее мораль как развитую способность. Давние исследования показали, что способность сострадать, сопереживать другим и заботиться о мире природы является эволюционно адаптивными поведенческими чертами. На самом деле, психологическая концепция, известная как «кайф помощника», предполагает, что «делая добро» на самом деле заставляет людей «чувствовать себя хорошо» как психологически, так и физически (помощь часто высвобождает нейротрансмиттеры «хорошего самочувствия», такие как окситоцин, процесс, который экономисты называют «теплым свечением»). Например, интересное недавнее исследование показало, что температура тела людей повышается, когда они ведут себя «зелено» (буквально теплое свечение!).

К сожалению, многие психологические исследования также показали, что внешние стимулы «вытесняют» (т. е. подрывают) внутреннюю мотивацию людей делать добро. Например, подчеркивание денежных выгод от экономии энергии на самом деле снижает вероятность того, что люди будут это делать. Это связано с тем, что мы называем негативной «заменой цели». Учтите, что если вы изначально намеревались экономить энергию, потому что сильно заботитесь об окружающей среде, но вместо этого теперь просто делаете это, чтобы выиграть соревнование, ваша просоциальная мотивация заботы об окружающей среде была «заменена» корыстной целью. (то есть выигрыш). Подумайте о других целях, например, о том, чтобы бросить курить или похудеть. Вы с большей вероятностью достигнете любой из этих целей в результате временного соревнования или потому, что внутренне убеждены, что это правильно? Вы можете спросить, в чем разница, если они оба имеют одинаковый результат. Есть разница. Допустим, вы в конечном итоге экономите энергию (временно), потому что это помогает вам снизить ежемесячные счета. Будете ли вы по-прежнему экономить энергию, когда ваш доход внезапно возрастет?

Я не утверждаю, что веселые испытания или соревнования бесполезны для повышения осведомленности и достижения краткосрочных целей. Возьмем, к примеру, челлендж с ледяным ведром при БАС, который в прошлом году стал вирусным в социальных сетях: в итоге кампания собрала миллионы долларов (что хорошо). Тем не менее, действительно ли мы ожидаем, что, выливая на наши головы ведро льда, люди глубоко заботятся о БАС как о его причине? Конечно, нет. Тем не менее, это важно, потому что, хотя иногда сложная конкуренция может быть полезным механизмом для достижения одноразовых, краткосрочных просоциальных целей, многие неотложные социальные проблемы, от социального неравенства и бедности до глобального изменения климата, требуют долгосрочных усилий. мотивы позитивного изменения поведения. Психологические исследования показывают, что изменение поведения, мотивированное внутренней мотивацией, с большей вероятностью сохранится в долгосрочной перспективе.

Не будем забывать, что конкуренция — не единственная доминирующая сила в природе, с ней соперничает только ее лучшая половина: сотрудничество. Действительно, люди выживали не только благодаря соперничеству, но, возможно, что еще более важно, мы выживали благодаря сотрудничеству друг с другом. По словам Бертрана Рассела, «единственное, что спасет человечество, — это сотрудничество». , (1990). Эволюция и конкуренция . В К. Ворманн и С.К. Джайн (ред.). Популяционная биология (стр. 367-394).

Деси, Э.Л., Кестнер, Р. и Райан, Р.М. (1999). Метааналитический обзор экспериментов по изучению влияния внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию. Психологический бюллетень, 125 (6), 627-668.

Э.О. Уилсон (1987). Биофилия. Издательство Гарвардского университета. Бостон, Массачусетс.

де Вааль, Ф.Б.М. (2008). Вернуть альтруизм обратно в альтруизм: эволюция эмпатии. Ежегодный обзор психологии, 59 , 279-300.

Пост, С. (2005). Альтруизм, счастье и здоровье: хорошо быть хорошим. Международный журнал поведенческой медицины, 12 (2), 66-77.

Schwartz и др. (2015). Рекламные программы энергосбережения: потенциальные экологические издержки акцента на денежной экономии. Journal of Experimental Psychology: Applied, 21 (2), 158–166.

Тауфик, Д., Болдердайк, Дж. В., и Стег, Л. (2015). Активный зеленый вызывает буквально теплое свечение. Природа Изменение климата 5 (1), 37-40.

ван дер Линден, С. (2015). Внутренняя мотивация и проэкологическое поведение. Nature Climate Change, 5(7) , 612-613.

ван дер Линден, С. (2011). Высокий уровень помощника: почему дарить так приятно. Журнал Ода, 8 , 26-27.

Психология конкуренции: перспектива социального сравнения

. 2013 ноябрь;8(6):634-50.

дои: 10.1177/1745691613504114.

Стивен М Гарсия 1 , Авишалом Тор 2 , Тайрон М. Шифф 3

Принадлежности

  • 1 Мичиганский университет [email protected].
  • 2 Университет Нотр-Дам.
  • 3 Мичиганский университет.
  • PMID: 26173228
  • DOI: 10. 1177/1745691613504114

Стивен М. Гарсия и соавт. Перспектива Psychol Sci. 2013 9 ноября0003

. 2013 ноябрь;8(6):634-50.

дои: 10.1177/1745691613504114.

Авторы

Стивен М Гарсия 1 , Авишалом Тор 2 , Тайрон М. Шифф 3

Принадлежности

  • 1 Мичиганский университет [email protected].
  • 2 Университет Нотр-Дам.
  • 3 Мичиганский университет.
  • PMID: 26173228
  • DOI: 10.1177/1745691613504114

Абстрактный

Социальное сравнение — склонность к самооценке путем сравнения себя с другими — важный источник конкурентного поведения. Мы предлагаем новую модель, которая проводит различие между индивидуальными и ситуационными факторами, которые увеличивают социальное сравнение и, таким образом, приводят к ряду конкурентных установок и поведения. Индивидуальные факторы — это те, которые варьируются от человека к человеку: релевантность измерения производительности, сходство соперников и близость их отношений с человеком, а также различные переменные индивидуальных различий, относящиеся к социальному сравнению в более общем плане.

Ситуационные факторы, наоборот, — это те факторы на ландшафте социального сравнения, которые влияют на людей, находящихся в одинаковом положении: близость к стандарту (т. е. рядом с номером 1 в рейтинге или далеко), количество конкурентов (т. линии разлома социальных категорий (т. е. споры между социальными категориями и внутри социальных категорий) и многое другое. Различие между индивидуальными и ситуационными факторами также помогает наметить будущие направления для исследований в области социального сравнения и создает новые перспективы для психологии и смежных дисциплин.

Ключевые слова: соревнование; конкурентное поведение; сотрудничество; социальное сравнение.

© Автор(ы) 2013.

Похожие статьи

  • Ряды и соперники: теория конкуренции.

    Гарсия СМ, Тор А, Гонсалес Р. Гарсия С.М. и соавт. Pers Soc Psychol Bull. 2006 июль; 32 (7): 970-82. дои: 10.1177/0146167206287640. Pers Soc Psychol Bull. 2006. PMID: 16738029 Клиническое испытание.

  • Какие различия имеют значение? Обещание и реальность различных команд в организациях.

    Мэнникс Э., Нил, Массачусетс. Мэнникс Э. и др. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2005 г., октябрь; 6 (2): 31–55. doi: 10.1111/j.1529-1006.2005.00022.x. Epub 2005 1 октября. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2005. PMID: 26158478

  • Соревнование, сотрудничество и влияние других на меня.

    Стапель Д.А., Кумен В. Стапель Д. А. и соавт. J Pers Soc Psychol. 2005 г., июнь; 88 (6): 1029-38. дои: 10.1037/0022-3514.88.6.1029. J Pers Soc Psychol. 2005. PMID: 15982120

  • Конкуренция самок и ее эволюционные последствия у млекопитающих.

    Стокли П., Бро-Йоргенсен Дж. Стокли П. и др. Biol Rev Camb Philos Soc. 2011 май; 86(2):341-66. doi: 10.1111/j.1469-185X.2010.00149.x. Biol Rev Camb Philos Soc. 2011. PMID: 20636474 Обзор.

  • Социально-межличностный взгляд на посттравматическое стрессовое расстройство: случай окружающей среды и межличностных процессов.

    Меркер А., Хорн А.Б. Меркер А. и др. Клин Psychol Psychother. 2013 ноябрь-декабрь; 20(6):465-81. doi: 10.1002/cpp.1805. Epub 2012 22 июня.

    Клин Psychol Psychother. 2013. PMID: 22730216 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Горько-сладкий запах успеха: злонамеренные онлайн-реакции на чужие достижения.

    Хорник Дж., Офир К., Рахамим М., Гроссман О. Хорник Дж. и соавт. Фронт Псих. 2023 9 февраля; 14:1085317. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1085317. Электронная коллекция 2023. Фронт Псих. 2023. PMID: 36844268 Бесплатная статья ЧВК.

  • Больше конкуренции в уме, лучше спать по ночам? Посредническая роль беспокойства между соревновательным отношением и качеством сна.

    Оу К, Ма Н. Оу К. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 16 февраля; 20 (4): 3495. дои: 10.3390/ijerph30043495. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36834187 Бесплатная статья ЧВК.

  • Интегрированное влияние социального сравнения лидера и члена обмена на производительность труда и OCB в китайском контексте.

    Ян С., Чен И., Чен А., Ахмед С.Дж. Ян С и др. Фронт Псих. 2023 19 января; 14:1094509. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1094509. Электронная коллекция 2023. Фронт Псих. 2023. PMID: 36743244 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психологическая модель конкурентного поведения: социальное сравнение как медиатор прогнозирования критического мышления, самоэффективности и адаптационных способностей студентов.

    Милдавани MMTS, Мурти Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *