Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Коммуникационные и коммуникативные отличие: Различие терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии»

«коммуникативный» или «коммуникационный»? — Рукотворный нетопырь — LiveJournal

Попросили на работе написать справочку на тему словоупотребления. Состряпала. На всякий случай публикую — может, чего наврала?

«Коротко: http://www.gramota.ru/spravka/buro/29_247439.

Пояснение.
В области PR и рекламы имеют право на существование оба этих понятия, которые отличаются друг от друга, но в данном случае встречаются, обслуживая одну и ту же модель, но обозначая при этом различные ее элементы.
Коротко опишу модель для наглядности с соответствующим словоупотреблением (извиняюсь заранее, если что-то напутаю в модели: все-таки я знаю о ней преимущественно из ваших текстов).

Компания хотела бы провести коммуникационную кампанию для решения определенных коммуникационных задач. Она обращается в агентство. Агентство разрабатывает коммуникационную стратегию для этой компании или коммуникационную программу, в которой предполагается несколько этапов, один из которых вполне можно назвать коммуникационным.

В ходе осуществления коммуникационной стратегии планируется применение определенных коммуникационных технологий. Согласно стратегии коммуникационной кампании, в компании решают, кто станет спикером, проводящим определенную коммуникационную политику в ходе общения со СМИ. Этого человека агентство готово обучить определенным коммуникативным навыкам, которые ему потребуются для общения с целевой группой. Для этого специалисты агентства проводят со спикером тренинг развития коммуникативных способностей и стратегий. Сначала исследуется его привычное коммуникативное (то есть речевое) поведение, выделяются наиболее выгодные его стороны, ведется работа с недостатками, спикера обучают известным коммуникативным приемам и методикам ведения коммуникации. Тут ему могут рассказать о коммуникативной стратегии, коммуникативной тактике и вероятных коммуникативных конфликтах при неверно выбранной им стратегии его речевого поведения. Также, возможно, компания попросит агентство разработать для коммуникационной кампании ряд слоганов для использования в определенных коммуникативных ситуациях, например во время проведения презентаций, выступления спикера перед аудиторией и пр.
Насколько удачными и уместными будут эти слоганы, зависит от того, насколько серьезно будет продумана их коммуникативная стратегия, то есть какие именно смыслы они несут и как именно воздействуют на аудиторию. В процессе осуществления проекта аналитики агентства будут анализировать коммуникативный эффект от реализации коммуникационной программы, рассматривая для этого каждый коммуникативный акт в отдельности, будь то интервью в газете или устное выступление перед аудиторией.

Сегодня очень многие слова стремительно меняют свой смысл. Из этого наскоро составленного мной искусственного текста в общем-то уже понятно, что смешение слов «коммуникативный» и «коммуникационный» в нашем языке неизбежно из-за все более близкого их расположения друг к другу. И когда-нибудь это, возможно, и произойдет. (Примеров такого смешения в Интернете много, например: http://www.finam.ru/dictionary/wordf0171E/default.asp?n=13. Однако и обратных примеров много, вот случай «игры» на различии этих понятий при их созвучии: http://www.

chtivo.ru/chtivo=3&bkid=335430.htm.) Однако одним из главных принципов грамотного текста на сегодня остается ЕДИНООБРАЗИЕ. Поэтому лучше, конечно, договориться употреблять эти слова одинаково.

Расставим акценты.
Деятельность участников коммуникации – коммуникативное поведение, коммуникативная стратегия говорящего, коммуникативная стратегия спикера. С точки зрения лингвиста, «коммуникативный» значит «речевой», «здесь-и-сейчас происходящий в конкретном высказывании» (пример навскидку из Интернета: http://planetadisser.com/see/dis_165772.html).

Деятельность по созданию определенной коммуникативной ситуации (например, возможности диалога между руководителем предприятия и сотрудниками; получения целевой группой информации о компании) – коммуникационная стратегия, коммуникационная политика, налаживание коммуникаций, коммуникационная составляющая проекта, коммуникационная деятельность компании, коммуникационная кампания (пример: http://www.soldis.ru/services/s4.html).

В качестве полезной «шпаргалки»: коммуникативный – связанный с сообщением; коммуникационный – связанный с носителем. «

From:beletskaia
Date:April 15th, 2008 10:13 pm (UTC)
(Link)

ооо, спасибо за этот пост!очень ценно(нашла Вас через гугл)
ломаю голову над этим последнее время. Такая путаница.
согласна с «грамота.ру», «коммуникационный» связан с сообщением(создание, выбор канала, передача, возможная обратная связь), а коммуникативный с общением(человеческим, функция языка).
или как Вы описали.
мои соображения: Например, коммуникационная стратегия является частью общей стратегии компании и подразумевает долгосрочное планирование коммуникационной деятельности компании, с постановкой целей и задач. А вот реализация этой стратегии осуществляется с использованием в т.ч. коммуникативных тактик, навыков и т.д.

Как-то так.

секреты составления рекламных и PR-текстов

Глава 1

Коммуникационные основы PR

В. П. Конецкая в своей книге «Социология коммуникации» пишет: «Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей – именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения» [14]. Именно социальная коммуникация лежит в основе PR и представляет собой социально обусловленный процесс обмена информацией в условиях межличностного и массового общения по разным каналам с помощью самых разнообразных коммуникативных средств.

В специальной литературе выделяют два вида социальной коммуникации: публичные и непубличные коммуникации.

По определению М. А. Шишкиной, «публичные коммуникации представляют собой вид коммуникаций, нацеленных на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса» [26]. Причем под публичным статусом здесь понимается реально открытая информация, предназначенная для распространения в обществе и к тому же рассчитанная на общественное благо. Непубличная коммуникация в отличие от публичной может носить закрытый характер и предназначаться конкретному индивиду.

Из самого определения публичной коммуникации явствует, что это тот вид коммуникации, посредством которой осуществляется вся практическая деятельность PR-специалиста. М. А. Шишкина далее отмечает, что именно в сфере публичной коммуникации «зарождались и реализовывались практики, которые сегодня могут рассматриваться как предшественники и прототипы связей с общественностью» (с. 76). Поэтому, рассматривая коммуникативную деятельность как данность, в рамках которой реализуется PR и без которой PR просто не существует, можно также заявить, что PR не только реализуются в этих рамках, но и одновременно формируют коммуникативное пространство и отношения между участниками этой коммуникации.

В основе теоретического подхода к пониманию содержательной стороны понятия PR и принятого нами для описания конкретных практик и мероприятий, используемых PR-профессионалами в своей деятельности, лежит широко известное и используемое многими практиками как приемлемый стандарт определение PR, данное Ф. Катлипом: «Паблик рилейшнз есть управленческая функция, которая определяет, устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организациями и отдельными группами общественности, от которых зависит успех или неуспех организации» [30].

В этом определении для тех вопросов, которые будут рассматриваться на протяжении всей книги, в качестве наиболее важной части представляется важным выделить слова «устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и отдельными группами общественности», поскольку именно в них отражена основная действенная и движущая сила PR – коммуникация. При этом также следует отметить, что именно коммуникация, коммуникативные отношения между людьми сопровождают человека в процессе всей его эволюции и способствуют прогрессу цивилизации. В процессе коммуникации реализуются информационные проблемы общества, происходит передача знания и опыта между народами и поколениями, происходит социальное становление индивидуума в обществе.

При всей важности изучения теории коммуникации (а для специалиста в области связей с общественностью изучения, в основном современных теорий массовых коммуникаций) в этой книге не приводится обширное изложение теорий массовой коммуникации, в которых определяются характерные черты различных видов коммуникации и взаимоотношение сторон, принимающих в ней участие. Эту область гуманитарных знаний глубоко и всесторонне исследуют такие науки, как философия, социология, психология.

Однако тем особенно и замечательны теории, разработанные социологами и психологами, что они создаются на основе изучения и исследования различных форм реального функционирования людей в обществе, а следовательно, конкретно изучается коммуникация между отдельными людьми, коммуникация в малых группах или в среде больших масс общественности. К последним исследованиям на русском языке следует отнести работу И. П. Яковлева «Современные теории массовых коммуникаций» [27], в которой наряду с другими важными вопросами дан обзор общетеоретических подходов к изучению коммуникационных теорий. Автор перечисляет различные пути исследования коммуникации: системный подход (источник, кодирование сообщения, выбор канала, шумы, реципиент, обратная связь), семиотический подход (кодирование и декодирование послания проходит в равно или неравно понимаемых источником и реципиентом значениях и смыслах), дискурсивный подход и целый ряд других не менее важных методов исследования.

Дискурсивный подход И. П. Яковлев рассматривает как наиболее важный для специалистов по связям с общественностью «с точки зрения соблюдения «правил игры» с общественностью. Отсутствие правил, незнание или сознательное нарушение их – вот беды сегодняшних технологий PR. Дискурсивный подход к коммуникации содержит общетеоретические основы преодоления несовершенств в PR-деятельности». М. А. Шишкина также касается проблемы определения дискурса и его внутренней связи с практикой связей с общественностью и следующим образом комментирует это понятие: «Дискурс – это социальный процесс <…> он функционирует как продукт аргументированного обсуждения той или иной проблемы, имеющий в своем основании <…> кодифицированное, опирающееся на какой-нибудь языковой носитель, сообщение».

В рамки этого дискурсивного подхода, с некоторой степенью допущений, представляется возможным включить довольно широкий круг теоретических вопросов, носящих, однако, в равной мере и прикладной характер. К их числу следует отнести проблемы, связанные с поиском наиболее эффективного пути принятия решения и снятия кризисной ситуации, угрожающей всей жизнедеятельности организации, или же определение подходов по изучению роли лидеров в организации и их влияния на функционирование организации. В теории социальной коммуникации принято выделять три основные модели взаимодействия отдельных людей или групп людей, причем численный состав группы также влияет на процесс коммуникации.

Линейная модель коммуникации предусматривает одностороннюю направленность информации без обратной связи. Такая модель используется при передаче приказов и распоряжений, требующих только исполнения, и не допускает интерпретации полученной информации со стороны реципиента. В определенной степени к линейной модели коммуникации можно отнести любой тип монологической речи, в основе своей не предусматривающей участия аудитории во время выступления. Прежде всего, говоря о линейной коммуникации, следует упомянуть дикторскую речь по радио и телевидению, в силу самой специфики являющуюся монологической, хотя уже в течение последнего десятка лет мы стали свидетелями участия зрителей и слушателей в интерактивных ток-шоу на радио и телевидении. К этому же типу коммуникации относятся выступления с докладами на конференциях, презентациях, собраниях и митингах, да и чтение лекций, если последние не проводятся в режиме ответов на вопросы, задаваемых студентами в процессе.

Интерактивная модель коммуникации отличается от линейной наличием обратной связи, что позволяет участникам коммуникации поочередно становиться то источником информации, то ее приемником. В качестве примера интерактивной модели коммуникации можно привести такие формы взаимодействия людей, как беседа или интервью, в течение которых по закону жанра участники все время меняются ролями, выступая в роли то источника информации, то ее приемника.

Выше уже было отмечено, что электронные средства массовой коммуникации все активнее применяют эту модель в своих программах, проводя телефонные опросы зрителей во время передачи и регулярно сообщая результаты этих опросов, таким образом делая зрителей активными участниками телевизионной передачи. В этой модели телевидение рассматривается как основной источник информации, а все зрители – как единая аудитория, обеспечивающая обратную связь. Причем содержание обратной связи жестко регламентируется программой, зрители лишь выбирают между «да», «нет», «не знаю» (или возможны другие варианты), но зритель не может поменять тему или предложить рассматривать ее под другим углом. Его роль и степень участия ограничены «правилами игры», правилами, предложенными источником информации, в данном случае – телевидением.

Приведенный пример, иллюстрирующий действие интерактивной модели в специальных программах на телевидении, конечно, показывает достаточно одностороннее использование этой модели в коммуникации, в реальной жизни мы все постоянно исполняем то роль источника информации, то ее приемника. В связи с использованием здесь термина «интерактивная коммуникация» следует отметить, что в 70-80-е годы прошлого столетия он широко использовался как социологами, так и теоретиками в области PR в США при разработке ими эффективного процесса организации и проведения деловых встреч и приема фасилитации (см. об этом в работах М. Дойла [31] и А. Н. Чумикова [25]).

Именно в таком понимании термин «интерактивная модель» будет использоваться в этой книге в дальнейшем в разделе о подготовке и проведении деловых встреч.

Трансакционная модель коммуникации отличается от интерактивной модели не только количеством людей, одновременно участвующих в процессе коммуникации, но и постоянной сменой ролей, исполняемых участниками коммуникации. Они попеременно выступают то в роли источника информации, то в роли принимающего информацию, при этом в содержании каждого следующего посыла информации всякий раз учитываются результаты обратной связи, полученные в ходе коммуникации от разных ее участников, выступавших в предыдущие моменты коммуникации в качестве реципиентов. Именно эта модель наиболее полно отражает ситуацию и тип коммуникации, которые имеют место во время деловых встреч, проходящих в рамках малых групп и не только.

Любой пример из коммуникационной деятельности специалиста по связям с общественностью проходит на основе реализации трансакционной модели, поскольку все участники подобной публичной коммуникации в равной степени заинтересованы как в получении информации, так и в ее обсуждении и принятии решения, если это оказывается необходимым в зависимости от ситуации.

Очень важно не забывать, что публичный коммуникационный процесс происходит в конкретном коммуникационном пространстве, свойственном во всех его проявлениях только данному коммуникационному процессу, на который влияет не только окружение, но и обстоятельства, которые его вызвали, а также всевозможные концептуальные фильтры, присущие внутреннему состоянию человеческого организма и, несомненно, влияющие на коммуникацию.

Также следует помнить, что смысл, содержание, значение закодированного послания полностью не равны этому же посланию после его декодирования. Это вовсе не означает, что в данном случае коммуникация не состоялась, она просто не была абсолютно совершенной. Причиной этого могут быть уже упоминавшиеся концептуальные фильтры, не совпадающие у участников коммуникации, и тогда наблюдается сбой.

Но это не единственная причина непонимания сторон во время коммуникации. Дело заключается в том, что любое коммуникационное послание проходит от источника информации к лицу, ее принимающему, на двух уровнях – на уровне объема и содержания послания и на уровне отношения. Уровень содержания раскрывает, что именно было сказано, а уровень отношения показывает, как это было сказано. Можно сказать, что уровень содержания обычно кодируется вербально, а уровень отношения – не вербально (мимикой, жестом, особым взглядом). В том случае, если мы имеем дело с письменной коммуникацией, в качестве невербальных дополнительных средств, несущих смысловую нагрузку, могут выступать такие показатели, как формат письменного обращения или канал, выбранный для передачи сообщения. На уровень отношения к полученному сообщению могут, например, повлиять неверно выбранные сроки отправления сообщения и ожидаемой реакции на него.

Возвращаясь к рассмотрению вопроса о том, как в реальной публичной коммуникации взаимодействуют различные модели коммуникации в едином дискурсе, в едином коммуникационном процессе, посвященном обсуждению одной темы, отметим, что пресс-конференция может служить хорошим примером включения в коммуникационный процесс всех трех видов моделей коммуникации. Пресс-конференция начинается с монологических выступлений представителей организации – устроителя пресс-конференции (линейная модель), затем журналисты начинают задавать вопросы и получают на них ответы (интерактивная модель), но уже начиная со второго вопроса интерактивная модель может перейти в трансакционную.

И государственные структуры, и бизнес стоят перед необходимостью установления и поддержания контактов с целевыми группами для решения все увеличивающихся социальных проблем. Предложить качественную и профессиональную помощь в решении этих проблем могут коммуникаторы, получившие специальную подготовку, в том числе в области PR.

Конечно, решение любых проблем, и особенно социальных, может осуществляться при обязательном соблюдении двух условий – обеспечение общества доступностью к информации и доверие к получаемой информации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 1. Философские основы

Глава 1. Философские основы Дайте мне материю и движение, и я создам мир. Рене Декарт Вспомним подобные же слова М. В. Ломоносова: «Все явления и процессы в природе осуществляются движением материальных, то есть протяженных, непроницаемых, обладающих инерцией тел». Это

Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности предприятий

Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности предприятий 1. 1. Экономическая безопасность. История вопроса Экономическая безопасность – часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства,

Глава 3. Основы маркетинга образования

Глава 3. Основы маркетинга образования Покупай не то, что хочешь, а то, что необходимо. Катон

Глава 1 Экономические основы эффективного управления ценообразованием в фирме

Глава 1 Экономические основы эффективного управления ценообразованием в фирме 1.1. Концепция спроса и практика бизнеса:полезна ли экономическая теория для практического ценообразования;как строить шкалы спроса;какие параметры стоит учитывать в многофакторных моделях

Глава 3 Затратное ценообразование: экономические основы

Глава 3 Затратное ценообразование: экономические основы 3. 1. Экономическая логика затратного ценообразования:все ли постоянные издержки так уж постоянны;как рассчитывать маржинальные издержки;почему маржинальные издержки могут расти;чем ценоискатели отличаются от

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ДИЗАЙНА

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ДИЗАЙНА В подвале дома г-жи Раку оборудована мастерская по изготовлению гончарных изделий. Данный процесс предполагает выполнение нескольких задач – надо размять глину, сформовать изделие, обработать и подсушить его, покрыть глазурью,

12.4. Коммуникационные различия

12.4. Коммуникационные различия В некоторых культурах принято уделять большее внимание, чем в США, социальному контексту вербальной коммуникации (имеются в виду социальные нормы, невербальные формы поведения, социальный статус собеседников). Например, американские

Коммуникация vs Коммуникативность — в чем разница?

связь | коммуникативный |

В качестве существительного

общение

— акт или факт сообщения чего-либо; коробка передач.

Как прилагательное

коммуникативное — это

кто-то или что-то, что имеет тенденцию активно и эффективно общаться.

Другие сравнения: в чем разница?

Коммуникация vs коммуникативная whatsdifference vs Content

Communicationskillsvscommunicativewhatsdifference vs Content

Communicative vs Communications

Communicative vs Communicational

Communicationally vs Communicatively

Communicationskills vs Communicative

English

Noun

( сообщение википедии ) ( существительное )

  • Акт или факт сообщения чего-либо; коробка передач.
  • Коммуникация из оспы
    Communication Секретных
  • (UNCOUT OUT)
  • Некоторые говорят, что общение является необходимой предпосылкой для разума; другие говорят, что это результат этого.
    Узел установил коммуникация с сетью, но еще не отправил данные.
  • Сообщение; существенные данные, передаваемые в акте связи.
  • Наблюдение осуществлялось путем перехвата сообщений шпионов .
  • Совокупность всех данных, переданных одной или обеим сторонам во время акта связи.
  • В повестке требовалось, чтобы компания задокументировала их связь с истцом.
  • Экземпляр передачи информации; разговор или дискурс.
  • Общение профессоров состояло из оживленных дискуссий по электронной почте.
  • * Шекспир
  • Спор и дружеское общение .
  • Проход или проход между двумя местами; связь.
  • Круглая арка в дальнем конце коридора при условии 9Связь 0009 с главной камерой.
  • * Арбутнот
  • Эвксинское море удобно расположено для торговли, сообщением оно имеет как с Азией, так и с Европой.
  • (анатомия) Соединение между двумя тканями, органами или полостями.
  • * 1855, Уильям Стоукс, Болезни сердца и аорты Стр.0009 сообщение было установлено между аортой и полой веной.
  • (устарело) объединение; компания
  • * Библия, 1 Коринфянам xv. 33
  • Зло связи продажные нравы.
  • Участие в вечере Господней.
  • ( Бишоп Пирсон )
  • (риторика) Образ, с помощью которого говорящий предполагает, что его слушатель является партнером в его чувствах, и говорит «мы» вместо «я» или «ты».
  • ( Битти )

    Производные термины
    * антикоммуникация * расстройство общения * техника связи * спутник связи * конфиденциальное общение * отлучение от церкви * недопонимание * отказ от общения * привилегированное общение * телекоммуникации —-

    wiktionary.org/wiki/communicative»>

    Английский

    Прилагательное

    ( ан прилагательное )
  • Кто-то или что-то, склонное к живому и эффективному общению.
  • Коммуникативный и коммуникативный — в чем разница?

    Опубликовано:

    Просмотров: 108

    Коммуникабельный прилагательное

    Жажда общения; разговорчивый.

    Коммуникациясуществительное

    Действие или факт сообщения чего-либо; коробка передач.

    «заражение оспой»; «сообщение тайны»;

    Коммуникативныйприлагательное

    Склонен к общению; готов передать другим.

    ‘Определить на будущее быть менее общительным.’;

    Связьсуществительное

    (неисчисляемое) Понятие или состояние обмена данными или информацией между объектами.

    ‘Некоторые говорят, что общение является необходимой предпосылкой для разума; другие говорят, что это результат этого. ’; «Узел установил связь с сетью, но еще не отправлял данные.»;

    Коммуникативныйприлагательное

    связи или связанных с ней;

    «коммуникативное искусство»;

    Связьимя

    Сообщение; существенные данные, передаваемые в акте связи.

    «Наблюдение осуществлялось путем перехвата шпионских сообщений.»;

    РЕКЛАМА

    Коммуникативный прилагательное

    способный или склонный к общению;

    «была общительна и быстро рассказала все, что знала»;

    Связьсуществительное

    Совокупность всех данных, переданных одной или обеим сторонам во время акта связи.

    «Повестка требовала, чтобы компания задокументировала свое общение с истцом».;

    Communicationnoun

    Экземпляр передачи информации; разговор или дискурс.

    «Общение профессоров состояло из оживленных дискуссий по электронной почте.»;

    Communicationnoun

    Проход или проход между двумя местами; связь.

    ‘Круглая арка в дальнем конце коридора обеспечивала связь с главным залом. ’;

    Связьсуществительное

    (анатомия) Связь между двумя тканями, органами или полостями.

    Связьимущество

    (устарело) Ассоциация; Компания.

    РЕКЛАМА

    Общениеимущество

    Участие в Святом Причастии.

    Коммуникациясуществительное

    (риторика) Образ, с помощью которого говорящий предполагает, что его слушатель является партнером его чувств, и говорит «мы» вместо «я» или «ты».

    Коммуникациясуществительное

    Акт или факт общения; как, связь оспы; сообщение тайны.

    Общениесуществительное

    Общение посредством слов, писем или сообщений; обмен мыслями или мнениями на конференции или другими способами; конференция; переписка.

    ‘Аргумент . . . и дружеское общение.’;

    Связьимущество

    Ассоциация; Компания.

    «Дурные связи портят хорошие манеры».

    Связьсуществительное

    Средства связи; средства перехода с места на место; соединительный проход; связь.

    ‘Эвксинское море удобно расположено для торговли благодаря сообщениям, которое оно имеет как с Азией, так и с Европой. ’;

    РЕКЛАМА

    Коммуникациясуществительное

    То, что сообщается или сообщается; интеллект; Новости; устное или письменное сообщение.

    Общениесуществительное

    Участие в вечере Господней.

    Коммуникациясуществительное

    Образ, с помощью которого говорящий предполагает, что его слушатель является партнером в его чувствах, и говорит мы вместо я или ты.

    Коммуникациясуществительное

    деятельность по общению; деятельность по передаче информации;

    «не могли действовать без официального сообщения из Москвы»;

    Коммуникация, сущ.

    то, что сообщается людьми или группами, между ними или между ними

    Коммуникация, сущ.

    соединение, обеспечивающее доступ между людьми или местами;

    ‘сколько линий связи может быть между четырьмя людьми?’; «потайной проход обеспечивал сообщение между двумя комнатами»;

    Коммуникация

    Коммуникация (от латинского communicare, что означает или) Как видно из этого определения, коммуникацию трудно определить последовательным образом, потому что она обычно используется для обозначения широкого спектра различных видов поведения (в широком смысле: ), или ограничить то, что можно включить в категорию общения (например, требование убедить).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *