Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Коммуникативная перцептивная и интерактивная сторона общения: Структура общения. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения и их цели

Любой процесс общения включает взаимодействие между участниками и обмен информации для достижения общей цели. Чтобы общение было эффективным, каждый из партнеров должен уметь передавать данные, воспринимать их и человека, который их предоставляет, и совершать определенные действия, позволяющие организовать коммуникацию. С учетом этих функций, говорят про три стороны общения: интерактивную, коммуникативную и перцептивную.

В этой статье:

Коммуникативная сторона общенияИнтерактивная сторонаПерцептивная сторона общения

Коммуникативная сторона общения

Фото автора William Fortunato: Pexels

Под коммуникативной стороной общения понимают передачу и обмен информацией. Цель этого процесса – информирование партнера, уведомление о новых данных, убеждение, выражение своего мнения, объединение людей вокруг какой-либо идеи, достижение взаимопонимания.

Коммуникация всегда состоит из нескольких элементов:

  • Человек-коммуникатор – тот, кто передает информацию. Это может быть твой муж, ребенок, докладчик, начальник. Важно, что он сообщает тебе что-то.
  • Аудитория или реципиент – люди, для которых предназначена информация.
  • Сообщение – сведения, которыми делится коммуникатор.
  • Канал передачи подразумевает то, каким образом человек делится информацией. Например, ты участвуешь в конференции, тогда доклад, диспут. Или ты пишешь сообщение, письмо, отправляешь через мессенджер, по электронной почте. Все эти средства и будут твоим каналом.
  • Результат общения сообщает, получены ли сведения теми, кому они предназначались.

Для коммуникации используется письменная и устная речь, мимика, жесты, действия. От того, насколько глубоко ты используешь те или иные коммуникационные средства, зависит эффективность общения, умение убеждать людей.

Казалось бы, что может быть проще, чем передать информацию, используя известные способы коммуникации. Однако в процессе общения возникают коммуникативные барьеры или препятствия. Опасность их в том, что они мешают достичь цели общения.

Возникают коммуникативные барьеры под влиянием разных причин.

Это может быть разница в возрасте, когда умудренный опытом человек пытается убедить в чем-то романтично настроенного юнца, слепо верящего, что весь мир лежит у его ног. Последний не всегда даже может понять, почему старец не может запомнить названия соцсетей, пароли, или затрудняется представить преимущества поездки на отдых в Таиланд.

Следующая причина заключается в культурных различиях. Для одних неуважение к женщине является нормой поведения, для других это уголовно наказуемое преступление.

Большую роль в образовании препятствий играет непонимание смысла слов. Связано это с их многозначностью, контекстом, в котором они используются, ограничением словарного запаса, использованием жаргона. Проблемы появляются и при применении иностранных слов.

Частенько случается, что смысл отдельных слов ясен, но непонятным становится все сообщение. Предложения выстраиваются без знаков препинания. Между словами нет логической связи. Вспомни известную фразу «убить нельзя помиловать». От знака препинания, акцента зависит смысл сказанного.

Интерактивная сторона

Если с пониманием смысла коммуникативной стороны обычно не возникает трудностей, то интерактивная вызывает много вопросов. Под интеракцией понимают деятельность участников общения, их взаимодействие.

3 стороны общения

Интеракцию можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, это то, как осуществляется контакт – лично или с использованием разных средств связи – телефона, пк, и, соответственно, мессенджеров, электронной почты.

Дополнительные средства применяются не только в личном общении, но и в бизнесе, обучении. Вспомни, что сегодня школы, университеты организуют учебный процесс дистанционнно.

С другой стороны, под интерактивной стороной понимают то, какие роли берут на себя участники общения.

Самая известная схема включает три роли:

  • Взрослый. Этот человек умеет брать на себя ответственность за коммуникацию, способен принимать решения. Он не использует во взаимодействии какие-либо игры, не представляет себя в роли жертвы, не стремиться поучать партнеров. Четко понимает, что ему нужно, и что он может сделать для достижения цели.
  • Родитель. Человек в этой роли склонен требовать подчинения и послушания, учить, убеждать с позиции умудренного опытом родителя. Он редко объективно оценивает свою роль, как и роль других людей. Его девиз – «надо», при этом отсутствуют какие-либо объяснения и доводы.
  • Ребенок. Партнер по общению, играющий роль ребенка, подчиняется желаниям, требует, чтобы окружающие удовлетворили его потребности. Он не хочет адекватно оценивать свои возможности.

Подобную схему взаимодействия можно наблюдать в общении в кругу семьи, с друзьями, на работе.

Но интерактивную сторону можно рассматривать и с точки зрения направленности общения. Продуктивным взаимодействие будет тогда, когда стороны склонны к координации совместных действий. Они вместе настроены на достижение общих целей, уважают интересы друг друга.

Общение может быть основано на конкуренции. Конечно, в голове сразу возникает бизнес-организации, соревнования. Однако конкурировать могут и члены одной семьи – родители и дети, братья и сестры. Пример – ребенок хорошо играет в шахматы, цель папы – доказать, что он играет лучше и может победить.

Если кооперация всегда играет положительную роль, то позиция конкуренции – двоякая.

Третий вид отношений в общении основан на конфликте. Одна или обе стороны сознательно стремятся к ссоре, драме, рассогласованию взаимодействия.

Перцептивная сторона общения

Важным элементом любой коммуникации, обеспечивающим ее успешность, является то, как ты воспринимаешь партнера и саму себя. Говоря языком психологии, это перцептивный компонент.

Процесс взаимодействия нарушается, если ее участники не хотят или не могут услышать, понять друг друга. При этом важно не только быть открытым к другому человеку. Нужно знать себя, видеть, осознавать, как ты себя ведешь, анализировать свои действия.

Восприятию мешает множество факторов; среди них:

  • Стереотипы. Например, женщин после 45 часто не хотят брать на работу, считая, что к этому возрасту они теряют желание работать, гибкость мышления и думают больше о семье и болячках. Какой бы умелой она ни была, ей не дают шанса раскрыться.
  • Склонность к проецированию. Этот фактор заключается в переносе своего мнения, опыта, ощущений на других людей. Так, ты можешь быть уверена, что если ты в коллеге видишь бессердечного нахала, то и человек, с которым общаешься, воспринимает его также.
  • Установки. Возможно, ты настроила себя на то, что какой-то человек – глупый и лживый. Причем установка родилась на основе слов его недругов. Познакомившись с этим человеком, ты воспринимаешь его, исходя из этой установки, не давая ему шанс продемонстрировать свои способности.
  • Желание быстро сделать выводы, не анализируя факты. Ты просто закрываешь глаза на происходящее и игнорируешь очевидное.

Чтобы общение помогало достижению целей, нужно не только уметь говорить и выражать свою точку зрения. Важно уметь видеть, понимать человека, с которым ты взаимодействуешь, сопереживать ему, анализировать происходящее.

Социально-психологическая характеристика основных сторон общения (коммуникативная, перцептивная, интерактивная)

  1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА >
  4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СТОРОН ОБЩЕНИЯ (КОММУНИКАТИВНАЯ, ПЕРЦЕПТИВНАЯ, ИНТЕРАКТИВНАЯ)

Добавить в конспект

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

ПОЛНЫЙ ОТВЕТ

БЕЗ ВОДЫ

Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т. д. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

  1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. 

  2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. 

  3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. 

На отношения человека с другими людьми влияют социальные функции, социальные роли, под которыми понимают общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, игроком сборной по футболу и т. д. Поскольку человек одновременно выполняет несколько социальных ролей, а разные социальные роли требуют различного поведения, возникают

ролевые конфликты, например, ролевой конфликт работающей женщины.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Коммуникативная сторона общения

Структура общения между людьми состоит из интерактивного, коммуникативного и перцептивного аспектов. Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Например, интерактивная сторона характеризуется обменом действиями, то есть организацией взаимодействия между общающимися людьми. Перцептивное происходит в процессе восприятия, познания друг друга посредством общения, а также в установлении взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими людьми. В этом случае «информация» может рассматриваться как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и т.д.

Каждая из сторон общения требует детального и внимательного рассмотрения.

Без общения общаться просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения очень важна для его участников. Следует отметить, что характер обмена какой-либо информацией через систему знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Иными словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные признаки существенно воздействуют на участников коммуникативного общения. Знаки в общении играют ту же роль, что и орудия труда.

В свою очередь коммуникативная сторона общения может быть вербальной (передача информации посредством речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).

Вербальные средства общения — это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.

Существует мнение, что к словесной категории относят также темп речи, интонацию голоса и другие сопутствующие проявления. Однако, учитывая, что такие факторы могут не только дополнять, но и полностью разрушать прямой смысл сказанного, можно с уверенностью утверждать, что невербальными средствами являются те, которые не являются «словами». Поэтому следует различать следующие невербальные средства общения:

— средства обрезания, т.е. темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и т.п.;

— зоны общения, то есть расстояние, расстояние между участниками общения;

— кинетические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновения к партнеру и др.;

— место и время связи;

— запахи: индивидуальные или окружающие;

— почерк, одежда, аксессуары, волосы и прочее.

Таким образом, психология общения заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Опираясь на мнение психологов, можно утверждать, что человек осмысливает около 10% информации, которой обладает мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.

Обратите внимание, что коммуникативная сторона общения может включать определенные барьеры. Такие барьеры бывают психологическими или социальными. Коммуникативный барьер может возникнуть из-за непонимания ситуации. Причины этого очень разнообразны. Это могут быть профессиональные, социальные и политические разногласия. Они порождают различную трактовку понятий, которые используются в коммуникативном процессе, а также иное мировоззрение, мировоззрение и мироощущение.

Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения является психологической категорией. Так как общение является очень важным условием жизни человека и одной из основных потребностей каждого из нас. Общение формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться часто зависит уровень нашей популярности в обществе, наш успех в жизни и так далее. Все должны уметь правильно общаться.

1.2 Процесс общения – общение в реальном мире

Цели обучения

  1. Идентифицировать и определить компоненты модели передачи коммуникации.
  2. Определите и определите компоненты интерактивной модели коммуникации.
  3. Идентифицировать и определить компоненты транзакционной модели связи.
  4. Сравните и сопоставьте три модели общения.
  5. Используйте транзакционную модель связи для анализа недавней связи.

Общение — сложный процесс, и трудно определить, где и с кем начинается и заканчивается общение. Модели общения упрощают процесс, обеспечивая визуальное представление различных аспектов общения. Некоторые модели объясняют коммуникацию более подробно, чем другие, но даже самые сложные модели не воссоздают то, что мы переживаем даже в момент общения. Модели по-прежнему служат ценной цели для изучающих коммуникацию, потому что они позволяют нам видеть конкретные концепции и этапы в процессе коммуникации, определять коммуникацию и применять коммуникативные концепции.

Когда вы осознаете, как функционирует общение, вы сможете более обдуманно мыслить во время своих коммуникативных встреч, что поможет вам лучше подготовиться к будущему общению и извлечь уроки из предыдущего общения. Мы обсудим три модели коммуникации: модели передачи, взаимодействия и транзакций.

Хотя эти модели общения различаются, они содержат некоторые общие элементы. Первые две модели, которые мы обсудим, модель передачи и модель взаимодействия, включают следующие части: участники, сообщения, кодирование, декодирование и каналы. В коммуникативных моделях участники являются отправителями и/или получателями сообщений в коммуникативной встрече. Сообщение – это вербальное или невербальное содержание, передаваемое от отправителя к получателю. Например, когда вы говорите «Привет!» своему другу, вы отправляете приветственное сообщение, которое будет получено вашим другом.

Внутренний когнитивный процесс, который позволяет участникам отправлять, получать и понимать сообщения, — это процесс кодирования и декодирования. Кодирование — это процесс превращения мыслей в сообщение. Как мы узнаем позже, уровень сознательного мышления, который идет на кодирование сообщений, варьируется. Декодирование — это процесс превращения сообщения в мысли. Например, вы можете понять, что голодны, и закодировать следующее сообщение, чтобы отправить его соседу по комнате: «Я голоден. Хочешь съесть сегодня пиццу?» Когда ваш сосед по комнате получает сообщение, он расшифровывает ваше сообщение и превращает его обратно в мысли, чтобы придать ему смысл. Конечно, мы общаемся не только вербально — у нас есть различные варианты или каналы для общения. Закодированные сообщения отправляются через канал или сенсорный маршрут, по которому передается сообщение, получателю для декодирования. В то время как сообщение может быть отправлено и получено с использованием любого сенсорного пути (зрение, обоняние, осязание, вкус или звук), большая часть общения происходит через визуальные (зрение) и/или слуховые (звуковые) каналы. Если ваш сосед по комнате в наушниках и увлечен видеоигрой, вам может понадобиться привлечь его внимание, помахав рукой, прежде чем вы сможете спросить его об ужине.

Модель передачи связи

Модель передачи связи описывает связь как линейный односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю (Ellis & McClintock, 1990). Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках коммуникативной встречи. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, а не как часть текущего процесса. Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет. Ученые, разработавшие эту модель, расширили линейную модель, предложенную Аристотелем за столетия до этого, которая включала говорящего, сообщение и слушающего. На них также повлияло появление и распространение новых коммуникационных технологий того времени, таких как телеграфия и радио, и вы, вероятно, можете увидеть эти технические влияния в модели (Shannon & Weaver, 19).49). Подумайте о том, как человек в радиостудии передает вам радиосообщение, которое вы слушаете в своей машине. Отправитель — это диктор, который кодирует устное сообщение, которое передается радиомачтой через электромагнитные волны (канал) и в конечном итоге достигает ваших ушей (получателя) через антенну и динамики для декодирования. Радиоведущий на самом деле не знает, получили вы его сообщение или нет, но если оборудование работает и на канале нет помех, то есть большая вероятность, что сообщение было успешно получено.

Рис. 1.1 Модель передачи связи

Поскольку эта модель ориентирована на отправителя и сообщение, на отправителя возлагается ответственность за успешную передачу сообщения. Эта модель подчеркивает ясность и эффективность, но также признает наличие препятствий для эффективной коммуникации. Шум — это все, что мешает обмену сообщениями между участниками коммуникативной встречи. Даже если говорящий передает четкое сообщение, шум может помешать точному приему и декодированию сообщения. Модель передачи коммуникации учитывает окружающий и семантический шум. Шум окружающей среды — это любой физический шум, присутствующий при общении. Другие люди, разговаривающие в переполненной закусочной, могут помешать вам передать сообщение и успешно расшифровать его. В то время как шум окружающей среды мешает передаче сообщения, семантический шум относится к шуму, который возникает в процессе кодирования и декодирования, когда участники не понимают символ. Чтобы использовать технический пример, FM-антенны не могут декодировать AM-радиосигналы и наоборот. Точно так же большинство говорящих по-французски не могут расшифровать шведский и наоборот. Семантический шум также может мешать общению между людьми, говорящими на одном языке, потому что многие слова имеют несколько или незнакомые значения.

Хотя модель передачи может показаться нам сегодня простой или даже недоработанной, создание этой модели позволило ученым по-новому исследовать процесс коммуникации, что в конечном итоге привело к более сложным моделям и теориям коммуникации, которые мы обсудим позже. Эта модель недостаточно богата, чтобы охватить динамические взаимодействия лицом к лицу, но есть случаи, когда общение является односторонним и линейным, особенно общение с помощью компьютера (CMC). Как поясняется в следующей вставке «Как подключиться к сети», ОМЦ теперь интегрирован во многие аспекты нашей жизни и открыл новые способы общения и привнес некоторые новые проблемы. Подумайте, например, об обмене текстовыми сообщениями. Модель передачи сообщения хорошо подходит для описания акта обмена текстовыми сообщениями, поскольку отправитель не уверен, что смысл был эффективно передан или что сообщение вообще было получено. Шум также может мешать передаче текста. Если вы используете аббревиатуру, которую получатель не знает, или телефон автоматически исправляет что-то совсем другое, чем вы имели в виду, то семантический шум помешал передаче сообщения. Мне нравится охотиться за скидками в секонд-хэндах, поэтому недавно я отправила сообщение своей подруге, спрашивая, не хочет ли она заняться экономией на выходных. После того, как она ответила «Что?!?» Я просмотрел свой текст и увидел, что мой «умный» телефон сделал автокоррекцию экономия на толкание ! Вы, вероятно, сталкивались с подобными проблемами при обмене текстовыми сообщениями, и быстрый поиск в Google примеров текстовых сообщений, сделанных забавными или смущающими с помощью функции автозамены, доказывает, что многие другие тоже.

«Подключение к сети»

Коммуникации с помощью компьютеров

Когда первые компьютеры были созданы во время Второй мировой войны и в начале 1960-х гг. общение (CMC) (Thurlow, Lengel, & Tomic, 2004). Эти первые шаги превратились в огромные успехи в конце 19-го века.80-х и начале 1990-х годов, когда персональные компьютеры стали обычным явлением в офисах, классах и дома. Я помню, как в начале 1990-х мы получили наш первый домашний компьютер, Tandy от Radio Shack, а затем, примерно в 1995 году, мы впервые подключились к Интернету дома. Я создала свою первую учетную запись электронной почты в 1996 году и помню, как ново и увлекательно это было. для отправки и получения электронной почты. Я не представлял себе время, когда я буду получать десятки электронных писем в день, не говоря уже о том, чтобы проверить их на своем мобильном телефоне! Многие из вас, читающих эту книгу, вероятно, не могут вспомнить время без ОМЦ. Если это так, то некоторые ученые называют вас «цифровыми аборигенами».

Если вы задумаетесь о том, как за последние двадцать лет ОМЦ изменил то, как мы преподаем и учимся, общаемся на работе, поддерживаем связь с друзьями, инициируем романтические отношения, ищем работу, распоряжаемся своими деньгами, получаем наши новости и участвовать в нашей демократии, действительно удивительно думать, что все это раньше происходило без компьютеров. Но более широкое использование CMC также вызвало некоторые вопросы и опасения даже у тех из вас, кто является цифровым аборигеном. Почти половина студентов из моего последнего исследовательского класса по коммуникациям хотели выполнить свои окончательные исследовательские проекты по чему-то, связанному с социальными сетями. Многие из них интересовались изучением влияния ОМЦ на нашу личную жизнь и отношения. Это желание изучать и подвергать сомнению ОМЦ может проистекать из тревоги, которую люди испытывают по поводу кажущейся потери или обесценивания общения лицом к лицу (FtF). Помимо опасений по поводу цифровых коконов, в которых оказались многие из нас, CMC также выразила обеспокоенность по поводу конфиденциальности, киберзапугивания и отсутствия вежливости в онлайн-взаимодействии. Мы продолжим исследовать многие из этих вопросов в разделе «Как подключиться к сети», включенном в каждую главу, но следующие вопросы помогут вам увидеть влияние ОМЦ на ваше повседневное общение.

  1. Какие типы ОМЦ вы обычно используете?
  2. Каким образом ОМЦ снижает уровень стресса в вашей жизни? Каким образом ОМЦ увеличивает стресс в вашей жизни? В целом, как вы думаете, ОМЦ больше увеличивает или уменьшает ваш стресс?
  3. Как вы думаете, мы, как общество, имеем меньше значения для связи FtF, чем раньше? Почему или почему нет?

Интерактивная модель коммуникации

Интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах (Шрамм, 19).97). Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, модель взаимодействия включает обратную связь, которая делает коммуникацию более интерактивным, двусторонним процессом. Обратная связь включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, ваш инструктор может ответить на вопрос, который вы подняли во время обсуждения в классе, или вы можете указать на диван, когда ваш сосед по комнате спросит вас, где пульт дистанционного управления. Включение цикла обратной связи также приводит к более сложному пониманию ролей участников коммуникативной встречи. Вместо того, чтобы иметь одного отправителя, одно сообщение и одного получателя, в этой модели есть два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось. Хотя это кажется ощутимым и преднамеренным процессом, мы переключаемся между ролями отправителя и получателя очень быстро и часто неосознанно.

Модель взаимодействия также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. В то время как модель передачи была сосредоточена на том, как сообщение было передано и было ли оно получено, модель взаимодействия больше связана с самим процессом коммуникации. На самом деле эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Таким образом, в этой модели общение не считается эффективным или неэффективным на основании того, было ли успешно передано и получено одно сообщение.

Рисунок 1.2 Интерактивная модель общения

Интерактивная модель учитывает физический и психологический контекст. Физический контекст включает в себя факторы окружающей среды при общении. Размер, планировка, температура и освещение помещения влияют на наше общение. Представьте себе различные физические условия, в которых проходят собеседования, и то, как это может повлиять на ваше общение. У меня были собеседования на диване в удобном офисе, за большим столом для совещаний и даже один раз в аудитории, где я сидел на сцене перед двадцатью потенциальными коллегами, сидящими в зале. Меня также водили по кампусу, чтобы взять интервью у разных людей при температуре ниже нуля градусов. Хотя мне было немного холодно, когда я попадал на каждое отдельное интервью, мне было несложно согреться и продолжить интервью. Однако во время собеседования в Пуэрто-Рико, прогуливаясь по улице в костюме около 9Нулевые температуры создавали потливость, через которую было неприятно пытаться общаться. Будь то размер комнаты, температура или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении.

Психологический контекст включает психические и эмоциональные факторы коммуникативной встречи. Стресс, тревога и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических воздействий, которые могут повлиять на наше общение. Недавно я узнал тревожную новость за несколько часов до большой публичной презентации. Было трудно пытаться общаться, потому что психологический шум, вызванный стрессовыми новостями, продолжал вторгаться в мои другие мысли. Кажущиеся положительными психологические состояния, такие как переживание чувства любви, также могут влиять на общение. На начальных этапах романтических отношений люди могут быть настолько «поражены любовью», что не замечают несовместимых черт личности или не оценивают негативно поведение, которое в противном случае могло бы показаться им отталкивающим. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса общения, но модель транзакций рассматривает общение как мощный инструмент, который формирует нашу реальность за пределами индивидуальных коммуникативных встреч.

Транзакционная модель коммуникации

По мере развития изучения коммуникации модели расширялись, чтобы учитывать больше коммуникативного процесса. Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения разговоров и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и мы не переключаемся четко между ролями отправителя и получателя по мере развития взаимодействия. Мы также не можем сознательно прекратить общение, потому что общение — это больше, чем отправка и получение сообщений. Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуализацию коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста (Barnlund, 19).70).

Для обзора: каждая модель включает в себя различное понимание того, что такое коммуникация и что делает коммуникация. Модель передачи рассматривает коммуникацию как вещь, подобную информационному пакету, который отправляется из одного места в другое. С этой точки зрения общение определяется как отправка и получение сообщений. Модель взаимодействия рассматривает коммуникацию как взаимодействие, при котором отправляется сообщение, за которым следует реакция (обратная связь), за которой следует другая реакция и так далее. С этой точки зрения общение определяется как создание разговоров и взаимодействий в физическом и психологическом контекстах. Трансакционная модель рассматривает коммуникацию как интегрированную в наши социальные реальности таким образом, что она помогает нам не только понимать их, но также создавать и изменять их.

Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели мы не просто общаемся, чтобы обмениваться сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ. Короче говоря, мы не сообщаем о наших реалиях; общение помогает конструировать нашу реальность.

Роли отправителя и получателя в транзакционной модели связи значительно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникационной встрече, называются коммуникаторами . В отличие от модели взаимодействия, которая предполагает, что участники чередуются позициями отправителя и получателя, модель транзакции предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Например, на первом свидании, когда вы отправляете словесные сообщения о своих интересах и прошлом, ваш спутник реагирует невербально. Вы не ждете, пока закончите отправлять вербальное сообщение, чтобы начать получать и расшифровывать невербальные сообщения вашего свидания. Вместо этого вы одновременно отправляете свое вербальное сообщение и получаете невербальные сообщения от вашего партнера. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.

Рисунок 1.3 Транзакционная модель связи

Транзакционная модель также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, которые усиливают или препятствуют общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.

Социальный контекст относится к установленным правилам или неустановленным нормам, которые определяют общение. По мере того, как мы социализируемся в наших различных сообществах, мы изучаем правила и неявно усваиваем нормы общения. Некоторые общие правила, влияющие на социальный контекст, включают в себя: не лгать людям, не перебивать людей, не пропускать людей в очереди, приветствовать людей, когда они приветствуют вас, благодарить людей, когда они делают вам комплименты, и так далее. Родители и учителя часто прямо передают эти правила своим детям или ученикам. Правила могут повторяться снова и снова, а за их несоблюдение может быть наказание.

Нормы — это социальные условности, которые мы усваиваем посредством наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальную норму, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно, или кто-то не поправляет или не дразнит нас. Например, будучи новым сотрудником, вы можете одеться слишком откровенно или недостаточно нарядно на праздничном вечере компании, потому что вы не знаете норм формальности. Хотя, вероятно, не существует установленного правила о том, как одеваться на праздничной вечеринке, вы заметите свою ошибку без того, чтобы кто-то указывал на нее, и, скорее всего, вы больше не будете отклоняться от нормы, чтобы избавить себя от любого потенциального смущения. Несмотря на то, что нарушение социальных норм не влечет за собой формального наказания, которое могло бы быть следствием нарушения социальных правил, социальной неловкости, которую мы чувствуем, когда нарушаем социальные нормы, обычно достаточно, чтобы научить нас тому, что эти нормы имеют силу, даже если они недействительны. t сделал явными, как правила. В некоторых ситуациях нормы даже имеют власть над социальными правилами. Возвращаясь к примерам общих социальных правил, упомянутых ранее, мы можем нарушить правило не лгать, если ложь предназначена для того, чтобы уберечь кого-то от обиды. Мы часто перебиваем близких друзей, когда ведем увлекательную беседу, но вряд ли будем перебивать профессора, когда он читает лекцию. Поскольку нормы и правила различаются у разных людей и культур, реляционные и культурные контексты также включаются в модель транзакций, чтобы помочь нам понять многочисленные контексты, влияющие на наше общение.

Реляционный контекст включает предыдущую межличностную историю и тип отношений, которые у нас есть с человеком. Мы по-разному общаемся с кем-то, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Первоначальные взаимодействия с людьми, как правило, более четко прописаны и регулируются установленными нормами и правилами, но когда у нас есть установленный контекст отношений, мы можем легче изменять или нарушать социальные нормы и правила. Например, вы, вероятно, будете следовать социальным нормам вежливости и внимательности и можете провести целый день, убирая дом в первый раз, когда вы пригласите своих новых соседей в гости. Как только соседи находятся в вашем доме, вы также можете сделать их центром своего внимания во время их визита. Если вы в конечном итоге подружитесь со своими соседями и установите контекст отношений, вы можете не так много думать о том, чтобы все было убрано и подготовлено, или даже уделять им все свое внимание во время последующих визитов. Поскольку нормы и правила общения также различаются в зависимости от типа отношений между людьми, тип отношений также включается в контекст отношений. Например, существуют определенные правила и нормы общения, которые применяются к отношениям супервизор-супервизор, но не применяются к отношениям брат-сестра, и наоборот. Как социальные нормы и история отношений влияют на то, как мы общаемся, так и культура.

Культурный контекст включает в себя различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. Мы узнаем больше об этих идентичностях в главе 2 «Общение и восприятие», а пока нам важно понять, что, осознаем мы это или нет, у всех нас есть несколько культурных идентичностей, влияющих на наше общение. Некоторые люди, особенно те, чья идентичность исторически была маргинализирована, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними. И наоборот, люди с доминирующей или преобладающей идентичностью редко, если вообще когда-либо, задумываются о роли, которую их культурная идентичность играет в их общении.

Когда культурный контекст выходит на первый план при общении, с ним может быть трудно справиться. Поскольку межкультурная коммуникация создает неопределенность, она может удерживать людей от общения между культурами или приводить к тому, что люди рассматривают межкультурную коммуникацию как негативную. Но если вы избегаете общения с представителями культурной идентичности, вы, скорее всего, не станете чувствовать себя более комфортно и компетентно как коммуникатор. Различия, как мы узнаем из главы 8 «Культура и общение», не так уж и плохи. На самом деле, межкультурная коммуникация может обогатить различные аспекты нашей жизни. Чтобы хорошо общаться в различных культурных контекстах, важно сохранять непредубежденность и избегать предположений о культурной самобытности других. Хотя вы можете определить некоторые аспекты культурного контекста в рамках коммуникативной встречи, также могут быть культурные влияния, которые вы не можете видеть. Компетентный коммуникатор не должен предполагать, что знает все культурные контексты, которые человек привносит во время встречи, поскольку не все культурные особенности видны. Как и в других контекстах, здесь требуется умение адаптироваться к изменяющимся контекстам, и лучший способ развить эти навыки — это практика и размышления.

Ключевые выводы

  • Модели общения недостаточно сложны, чтобы по-настоящему охватить все, что происходит в процессе общения, но они могут помочь нам изучить различные этапы процесса, чтобы лучше понять наше общение и общение других.
  • Модель передачи связи описывает связь как односторонний линейный процесс, в котором отправитель кодирует сообщение и передает его по каналу получателю, который его декодирует. Передача сообщения может быть нарушена окружающим или семантическим шумом. Эта модель обычно слишком проста, чтобы фиксировать взаимодействия FtF, но ее можно с пользой применить к компьютерному общению.
  • Интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как двусторонний процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах. Эта модель охватывает интерактивные аспекты общения, но все же не учитывает, как общение конструирует наши реальности и находится под влиянием социальных и культурных контекстов.
  • Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы генерируют социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. Эта модель включает участников, которые одновременно являются отправителями и получателями, и объясняет, как общение конструирует наши реальности, отношения и сообщества.

Ссылки

Барнлунд, округ Колумбия, «Транзакционная модель коммуникации», в «Основы теории коммуникации», , под ред.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *