Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Коммуникативные барьеры могут возникнуть когда участники коммуникации имеют: Тема 3 Коммуникативные барьеры

Содержание

Тема 3 Коммуникативные барьеры

Тема 3

Коммуникативные барьеры

Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации

Коммуникативные барьеры бывают трех типов:

1. Барьеры понимания. Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов.

Стилистические барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает. Логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2. Барьеры социально–культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.

Такое препятствие также может быть разной степени прозрачности, в одном случае оно вообще не допустит информацию в сознание слушателя, в другом – исказит или обесценит ее, сделав безопасной.

Б.Ф.Поршнев выделяет три различные формы коммуникативных барьеров, различающиеся, по степенью прозрачности.

Самый плотный, практически не прозрачный, барьер – избегание. Убежать от информации и ее пагубного воздействия можно как физически, так и психологически. Физическое избегание исключает контакт с самим носителем информации. Каждый взрослый человек в ходе жизни нарабатывает целый арсенал различных способов избегания контактов с нежелательными лицами. Многие из них банальны: перейти на другую сторону улицы, отвернуться к витринам, согнуться, чтобы завязать якобы развязавщийся шнурок и т.д. Известный способ «телефонного» бегства: «Извини, у меня что-то на плите горит». В кино в самый неприятный момент можно закрыть глаза, заткнуть уши. Способы старые, проверенные и во многих случаях не только по-человечески понятные, но и оправданные.

Хороший пример психологического избегания – забывание информации. Или, скажем, «уход в себя» во время слушания. Вроде бы слушал, кивал, а в итоге… ничего не услышал.

Другой барьер – авторитет. Информация попадает в сознание, но по пути существенно обесценивается за счет субъективного снижения авторитетности ее источника. Она становится ненадежной, а значит, малозначимой. «Яйца курицу не учат» – одна из культурно закрепленных формул снижения авторитета и ухода от воздействия информации. Это во многом объясняет ту тщательность, с которой люди собирают все авторитетные мнения, могущие служить подтверждением их личной частной позиции (разнообразные ссылки на авторитетные источники, известная формула «есть мнение», цитирование классиков и так далее).

Наконец, третья форма – непонимание. Большая часть нежелательной информации, помимо воли человека, проходит сквозь достаточно грубые фильтры избегания и авторитета. Самый тонкий, изощренный способ снизить ее неблагоприятное воздействие – исказить ее до неузнаваемости, предать ей понятный, близкий или нейтральный смысл. «Ты меня не правильно понял», -говорит «К», обращаясь к своему слушателю. «Смотря что ты имеешь ввиду. — мог бы ответить ему «Р», — с точки зрения твоего замысла, может быть и не правильно. А с точки зрения безопасности моего внутреннего мира, очень даже правильно».

Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением. Г.М. Андреева выделяет коммуникативные барьеры

социального и психологического характера.

С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание а) ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но б) различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или в) вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или г) в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т. п.

В случае возникновения коммуникативных барьеров в ходе общения врача и пациента, можно говорить как о существовании у пациентов психологической защиты от информации о состоянии здоровья и о прогнозах в этом отношении, так и о возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у врача. Так, М.Р. Битянова выделяет фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный барьер и барьеры отношений.

Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции. Можно привести примеры искусственного создания такого рода барьеров, например детьми, создающими на базе общего языка свой, мало понятный взрослым (вспомните Тослу и Вислу из сказок про Мумми-тролля). Ни какие фонетические помехи не являются непреодолимым препятствием. Если реципиент заинтересован в информации, он извлечет ее из непростой беседы с сильно заикающимся человеком, и из шипящего и свистящего радиоприемника.

Но в случае, если он не уверен в значимости информации или, напротив, убежден в ее опасности, фонетические искажения и несоответствия легко помогут ему создать необходимый барьер.

Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера – актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем. Особенно важно это для врача скорой медицинской помощи. Специфика работы в службе экстренной помощи обязывает врача владеть в полной мере всеми приемами психологии общения и уметь быстро ориентироваться и налаживать контакт с пациентами, а также с родственниками, очевидцами происшествий, работниками милиции и т.

д. В экстренных ситуациях правильно собранный анамнез, быстрый контакт с пациентом часто стоит человеку жизни. С другой стороны, бывает, что медработник сам провоцирует возникновение смыслового барьера у пациента, без надобности используя профессиональные термины. В дальнейшем это может привести к развитию патологических реакций вследствие неблагоприятного воздействия на психику пациента.

Возникновение стилистического барьера возможно при несоответствии речи врача ситуации общения, например, при его фамильярном поведении, когда он всех пациентов старше определенного возраста называет «бабуля» и «дедуля», не учитывает психологических особенностей людей и их психологического состояния (изменение сознания вследствие заболевания или приема лекарственных препаратов).

Когда врач проводит психопрофилактические беседы с пациентами перед всевозможными вмешательствами, обучает их навыкам приема лекарственных препаратов, использованию аппаратуры, знакомит с различными методиками здорового образа жизни, может возникнуть барьер логического непонимания, т. е. логика рассуждений врача может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения врача. Пути выхода из этих неравнозначных ситуаций, естественно, различны, о чем пойдет речь ниже.

Причиной возникновения социально-культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должен быть готов к возникновению этого барьера, к тому, что для определенной части больных его авторитет недостаточен; особенно это актуально для молодых врачей.

В процессе общения врача и пациента могут возникать и барьеры отношений. Речь идет об отрицательных эмоциях, которые вызывает человек (причем, причину этого часто трудно осознать), о формировании к нему отрицательного отношения, которое распространяется и на передаваемую им информацию («Зачем вы слушаете эту Марию Ивановну? Разве она может что-нибудь путное сказать?»).

Рассматривая сущность психологического барьера, нельзя не заметить, что любой из них – это, прежде всего защита, которую выстраивает пациент на пути предлагаемой ему информации. Например, представим себе заядлого курильщика, почувствовавшего себя плохо и обратившегося за советом к своему другу, профессиональному медику. Друг, оценив состояние его здоровья, заявляет о необходимости бросить курить, приводя следующий аргумент: «У тебя становится жестким дыхание, и сердце пошаливает».

Если человек не хочет затрачивать усилия и расставаться с устойчивой привычкой, как он может защититься от столь неприятной и травмирующей информации? Есть несколько психологических барьеров, которые используются с этой целью. Первый путь – искажение такой информации, повышенное внимание ко всем противоречащим ей фактам: «Сегодня я чувствую себя значительно лучше, сердце спокойно – это было временное явление» или: «В этой заметке говорится о том, что курение помогает справиться со стрессом». Второй путь – снижение авторитетности источника информации: «Конечно, он врач, но уже много лет как занимается гастроэнтерологией. Много он понимает в сердечных болезнях!». Наконец, третья возможность – защита через непонимание; «Знал бы он, что такое действительно плохое дыхание! Вот у моего соседа, например! И ничего, курит».

Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E. Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.

В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.

7

Реферат по деловым коммуникациям на тему «Барьеры в общении» для ОК СУ 2023 год

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Введение Процесс коммуникативного взаимодействия отличается сложностью и многогранностью. Известно, что процесс общения и его эффективность могут быть различными. Собеседники могут недопонимать или вовсе не понимать друг друга. И в данном смысле идет речь о так называемых барьерах в общении, под которыми принято понимать «препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению». Барьеры в общении искажают точность поступающей информации, в результате чего она не всегда доходит до получателя в своем истинном и полном виде. В итоге коммуниканты не довольны результативностью взаимодействия. Барьеры в общении обусловлены наличием психологических, фонетических, идеологических и иных причин , искажающих передаваемую информацию или затрудняющие ее поступление. Существует довольно большое число видов барьеров в общении, но каждый из них способен ухудшить качество коммуникации, вызывать у собеседников нежелание продолжать беседу. Многообразие барьеров в общении обращает внимание специалистов на существование данной проблемы и необходимость ее пристального изучения. Исследование проблемы барьеров в общении представляет сегодня особую актуальность для теории и практики осуществления деловых коммуникаций. Знание специфики барьеров в общении, их видов и причин возникновения позволит обнаружить закономерности их действия в различных ситуациях делового общения. Понимание причин барьеров в общении, их видов и особенностей проявления в деловой коммуникации способствует формированию практических методов и приемов их устранения. Чем эффективнее будет принцип их действия, тем процесс коммуникации будет эффективнее и результативнее, что несомненно, скажется на деловых переговорах, обсуждении собеседниками различных проблем, связанных с ситуацией профессионального общения. Актуальность выявления и преодоления различных барьеров в общении высока для всех специалистов, в практике работы которых деловые коммуникации играют значимую роль, и от которых в итоге зависит успех, связанный с достижением поставленных целей. Цель работы – проанализировать виды и особенности проявления барьеров в общении. Задачи работы: 1. Рассмотреть сущность барьеров в общении, определить влияние типов личности на отношения партнеров, 2. Описать барьеры восприятия и понимания, 3. Проанализировать виды коммуникативных барьеров и пути и преодоления. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, в которых рассматриваются различные аспекты, связанные с наличием и практикой преодоления различных барьеров в общении.

1. Барьеры в общении. Барьеры взаимодействия. Влияние типов личности на отношения партнеров

Барьеры в общении – это преграды и препятствия на пути к пониманию людьми друг друга. Барьеры в общении способствуют искажению смысла передаваемой информации, и в итоге участники общения не достигают поставленных перед ними целей. Коммуникативные барьеры способны спровоцировать раздражение ситуацией и даже спровоцировать возникновение конфликтов. Барьеры в общении связаны напрямую с процессом восприятия коммуникантами друг друга, а также от индивидуального восприятия ими образа мира, характера воспитания, умения быть толерантными и терпимыми к недостаткам окружающих. Немаловажное значение имеют образ мышления собеседников, опыт общения в конкретной сфере, умение слышать друг друга и выявлять суть информации. Барьеры взаимодействия связаны с недовольством поведения и реакций собеседников в процессе общения. Они подразделяются на три основных вида: мотивационный, барьер некомпетентности, этический. Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы общения. Например, один желает обсудить спорные детали проблемы, другой желает обойти их и свести общение к обсуждению второстепенных элементов ситуации. Чтобы избежать возникновения подобного барьера, следует с самого начала выяснить намерения друг друга, выявить грани интересов. Если этого не предпринять, то конструктивный диалог не состоится. Барьер некомпетентности связан с незнанием одним партнером особенностей ситуации и специфики проблемы, а также методов ее решения. Некомпетентность одного из участников общения может разозлить другого и вызывать отторжение. Конструктивный диалог в этом случае не состоится. Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с позицией собеседника. Здесь может помочь принятие компромиссного решения. Не стоит провоцировать конфликтную ситуацию из-за разницы во взглядах и мировоззрении, важно признание индивидуальности каждого человека и умение ставить общие интересы на первое место. У каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, профессии и окружения. Барьеры взаимодействия проецируют разницу между партнерами по общению, и само их наличие свидетельствует о том, что собеседникам следует стремиться к толерантности и взаимному уважению. Собственно говоря, соблюдению, этических принципов, норм и правил взаимодействия. Специалисты применительно к ситуации общения выделают следующие типы личности. 1. Податливый тип – характеризуется высокой потребностью в другом человеке, необходимостью чувствовать одобрение своим словам, решениям и действиям. 2. Агрессивный тип – воспринимает другого человека как соперника. Для него свойственны желание доминировать и навязывать всем собственную точку зрения. 3. Отрешенный тип – стремится к сохранению дистанции между собой и другими людьми. Этот человек стремится к независимости и находится преимущественно во власти собственных интересов и желаний. 4. Деловой тип – ориентирован на извлечение выгоды из общения. Он способен в интересах дела идти на компромиссы и принимать рациональные решения. Каждый из типов личности оказывает на процесс коммуникации свое особое влияние. В процессе взаимодействия важно выяснить тип личности собеседника и, соответственно, выработать взаимовыгодную тактику. Многое здесь будет определяться индивидуальными особенностями и интересами партнера. Из сказанного можно заключить, что барьеры в общении – явление частое и закономерное. Их причины обусловлены разницей в воспитании, образовании, интеллектуальном развитии и видении мира. Восприятию людьми друг друга мешают также характеристики типов личности и намерения собеседников. Поэтому каждая ситуация общения требует индивидуального видения и подходов к процессу решения различных проблем.

2. Барьеры восприятия и понимания

К данной группе барьеров, связанных с процессом общения, относятся: эстетический барьер, барьер социального статуса, отрицательных эмоций, барьер установки, барьер двойника. Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер либо выглядит не так, как от него ожидалось ранее (вызывающе, неопрятно, вульгарно), либо обстановка общения (кабинет, комната и др. ) выглядят отрицательным образом и не располагают к ведению беседы. Если беседа действительно важна, следует не обращать внимание на отрицательные черты обстановки и внешнего вида собеседника, понимая то, что достижение цели и договоренностей в данном вопросе важнее внешнего антуража. Эстетический барьер связан с тем, что понятия о красоте и гармонии у разных людей расходятся. Во-вторых, с тем, что отдельные лица не обращают внимание на внешние эффекты, полагая, что содержание сильнее и важнее формы. Комфортному общению может препятствовать и барьер социального статуса. Он проявляет себя, например, в общении директора с рядовым сотрудником или миллионера с человеком так называемого «среднего класса». Комфортному общению мешают разница в системе ценностей, установок, мировоззрении. Статусные различия иногда оказываются очень сильны, а барьер, возникающий в результате такого общения, бывает преодолеть довольно сложно. Но при взаимном интересе друг к другу он преодолевается. Важно видеть ситуацию и искать общие точки соприкосновения интересов. При этом часто человеку низкого социального статуса приходится подстраиваться под интересы и мнение личности, стоящей на более высокой ступени социальной иерархии. Бывают и обратные случаи. Например, руководитель должен уговорить квалифицированного служащего оперативно выполнить задание, которое может сделать только он. В этом случае директор проникается интересами подчиненного и старается его соответствующим образом мотивировать, преодолевая статусный барьер. Если же статусный барьер не преодолевается, возникает ситуация, ведущая к вертикальному конфликту. Барьер отрицательных эмоций возникает в общении человеком, находящимся в плохом настроении. Если партнер по общению находится в плохом расположении духа, общение становится неконструктивным. Особенно это касается делового взаимодействия. Для преодоления данного барьера следует приободрить собеседника, проникнуться пониманием его проблемы. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова и время общения, чтобы сгладить имеющиеся проявления негативных эмоций. Барьер установки связан с доминированием конкретных установок по отношению к индивиду или группе лиц. Данный барьер может проявляться в агрессивной, реакции, нежелании адекватно воспринимать слова и действия партнеров по общению, полагая, что ничего конструктивного из данной ситуации общения не выйдет. Неприязнь может распространяться к лицам определенной профессии, национальности, роду занятий, типажу и др. Преодолеть действие установок в общении бывает сложно. В особенности, если партнер по общению не желает идти на компромиссы. Иногда отношение к собеседнику меняется на позитивное, если он в разговоре разрушит данный барьер и чем-либо заинтересует своего партнера по общению. Барьер двойника заключается в том, что мы судим о других, как о себе. Если мы, к примеру, не любим такие-то вещи, мы считаем, что их не любят и другие люди. Преодолению данного барьера способствует позиция децентрации , то есть, умение посмотреть на себя со стороны. А также важны толерантность, признание индивидуальности и мнений других лиц. На основании изложенного следует подчеркнуть, что барьеры восприятия и понимания часто встречаются в практике общения. Они вполне преодолимы, если оба участника коммуникативного взаимодействия желают этого. Но если собственные установки, критерии и ценности перевешивают, общение не считается успешным и можно сказать, что имеющие место барьеры в данном случае оказались сильнее разума и здравого смысла.

3. Коммуникативные барьеры: логический, семантический, фонетический, стилистический. Пути преодоления барьеров в общении

В своей сути коммуникативные барьеры представляют психологические препятствия на пути нежелательной, не интересной или опасной информации. Фонетический барьер связан с непониманием или недостаточным восприятием информации, если партнер по общению имеет речевые дефекты или особенности произношения, трудно воспринимаемые на слух. Также фонетический барьер силен в речи иностранцев, обладающих ярко выраженным акцентом. Фонетический барьер возникает при плохой связи в процессе телефонного общения. Фонетический барьер может быть преодолен благодаря терпимости собеседника. Он задает корректные уточняющие вопросы, благодаря которым поступающая информация становится понятна для восприятия. Логический барьер связан с непониманием собеседниками друг друга. Данное непонимание связано с разницей в уровне образования, общего развития, эрудиции и т.д. Логический барьер возникает тогда, когда, к примеру, человек необразованный не может понять шутку интеллектуала, или, напротив, интеллектуал не может уловить смысл сказанного малограмотной личностью. Логический барьер возникает при использовании двусмысленных оборотов, иносказаний. Он связан с фактором влияния социальной среды и соответственно, уровнями развития каждого из собеседников. Семантический коммуникативный барьер связан с проблемой использования слов и выражений, непонятных собеседнику. Сюда включены жаргонизмы, диалектные слова, термины и т.д. Поэтому использующий подобные слова и выражения должен быть готов заменить их общеупотребительными аналогами или же объяснить собеседнику смысл сказанного. Стилистический коммуникативный барьер заключается в том, что стилевые характеристики информации могут препятствовать ее восприятию из-за использования неподходящей словесной формы. Иначе говоря, стиль сообщения информации не соответствует ее передаче, времени и месту общения. Примером стилистического барьера может служить попытка передачи научной информации в упрощенном разговорном варианте: «Вот, короче эта штуковина служит центральным звеном в данной системе. Если ее «выпилить» из системы, начнется разбалансировка…». Человек, понимающий, о чем идет речь, воспримет данное высказывание адекватно. Но если собеседник ничего не знает (или слабо представляет) содержание данной проблемы, возникает барьер непонимания. Что это за «штуковина», почему ее надо «выпиливать», и как понять смысл слова «разбалансировка»? Поэтому для преодоления описанного барьера следует использовать слова из общеупотребительной лексики, используя термины, где это необходимо, и объясняя собеседнику их значение. Другим примером является постоянное употребление врачом слов «бабуля» и «дедуля» по отношению к лицам, начиная с возраста шестидесяти лет. Пациенты обижаются, так как многие люди в этом возрасте чувствуют себя мужчинами и женщинами, а не немощными стариками. Коммуникативные барьеры в общении следует оперативно устранять. Для этого необходимо использовать слова литературного языка, избегая жаргонизмов, сложных терминов, диалектных слов и т.д. При наличии стилистического барьера, особенно, когда он обижает собеседника, следует извиниться и перевести ситуацию в шутку. Специалисты в области коммуникативного взаимодействия советуют строить фразы предельно ясно, исключая из речи сообщения двусмысленного характера или обороты, смысл которых понятен не всем участникам общения. Результативность достигается путем лаконичного и точного изложения сути проблемы. Важно контролировать проявление эмоций, мимики, жестов, темпа речи. Если этого не сделать, они могут стать отвлекающими факторами, мешающими наладить конструктивное общение, и сформировать ярко выраженные коммуникативные барьеры. Устранению коммуникативных барьеров способствуют культура речи, соблюдение этических норм и правил общения. Коммуникативные барьеры могут возникнуть в любой ситуации общения, важно быть готовым к их появлению и адекватно реагировать в случае если процесс коммуникативного взаимодействия принимает неожиданный оборот.

Заключение

Барьеры в общении могут нанести вред не только самому процессу коммуникативного взаимодействия и его участникам, но и репутации компании, в которой работают специалисты, другим людям. Поэтому очень важно вовремя обнаруживать возникающие сложности и уметь преодолевать их, используя для этого имеющиеся возможности, знания и опыт. Неадекватная реакция на наличие барьеров способна спровоцировать различные конфликты, которые могут иметь далеко идущие последствия. Для решения проблемы коммуникативных барьеров следует развивать коммуникативную компетентность. Партнеры по общению должны восприниматься как люди, имеющие свои особенности и недостатки. Важно понимать их уровень развития, образования, чувствовать интересы и стремления. Иными словами, преодолению барьеров в общении может помочь адаптация участников общения к сложившейся ситуации, сдержанность в проявлении эмоций, желание понять друг друга. Необходимо помнить о месте и времени общения. Эффективность любого общения, а в особенности, делового, возрастает в случае выбора наиболее адекватной ситуации, обстановки, в которой оно происходит. Неблагоприятные внешние обстоятельства ухудшают процесс коммуникации, действуют на партнеров по общению не лучшим образом. Двусмысленность, недосказанность, двойные стандарты искажают смысл сказанного и даже способны спровоцировать конфликты. Если же в процессе общения возникла спорная ситуация, необходимо как можно скорее сгладить возникшие противоречия. Для устранения коммуникативных барьеров в общении требуются не только время и соответствующая обстановка, но, прежде всего, достаточный уровень понимания партнерами того, что общение есть процесс неоднозначный, не всегда простой и легкий. Движение к общей цели порождает у коммуникантов умение приспосабливаться друг к другу, преодолевать возникшие препятствия, работать над исправлением допущенных ошибок.

Список использованной литературы

1. Гордеева, Е.В. Барьеры общения и приемы их преодоления / Е.В. Гордеева //Экономика и социум. — 2016. — № 3. С. 294-296. 2. Коноваленко, М. Ю. Деловые коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Ю. Коноваленко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 466 с. 3. Кузнецова, А.А. Коммуникативные барьеры, или барьеры общения /А.А. Кузнецова. В кн. Эффективное речевое общение. Словарь –справочник. Под ред. А.П. Сковородникова. — Красноярск, 2014. С. 226-227. 4. Муртазина, Д.К. Барьеры общения и приемы их преодоления /Д.К. Мартазина //Теория и практика современной науки. — 2016. — № 4. С. 491-494. 5. Халгаев, Д.А., Сержанова, З.Р. Коммуникативные барьеры в общении / Д.А. Халгаев, З.Р. Сержантова /В сб. Сборник материалов региональной научно-практической конференции с международным участием «Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык — культура — образование — музей (теоретические и прикладные проблемы)». – Элиста, 2019. С. 203-205.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

барьеров на пути к эффективному общению | Принципы управления

Результаты обучения

  • Различие между фильтрацией, избирательным восприятием и информационной перегрузкой.
  • Проведите различие между эмоциональной разобщенностью, отсутствием достоверности источника и семантикой.
  • Объясните активное слушание.

«Я уже говорил с ним о расписании. Он не слушал? Как часто вы произносили подобные слова (или слышали, как они говорили о коллеге)? Каждый раз, когда мы говорим или слушаем, есть вещи, которые мешают четкому общению — вещи, которые мешают получателю получить сообщение от отправителя. Эти помехи называются «шумом», и существуют различные типы шума, которые могут привести к неправильной интерпретации сообщения.

Препятствия для эффективного общения

Несмотря на то, что обстановка неформальная, можете ли вы определить некоторые признаки, указывающие на то, что имеет место хорошее общение? Сверьте свои идеи со списком авторов в конце этого раздела.

В этом разделе описаны распространенные источники шума. Сколько из этих примеров вы можете вспомнить, которые повлияли на ваши разговоры с друзьями, одноклассниками или коллегами?

Физические состояния

Иногда «шум» — это именно это — громкие или отвлекающие звуки, которые мешают слышать или концентрироваться. Или общий уровень фонового шума может быть настолько интенсивным, что трудно долго сосредотачиваться на одном конкретном голосе. В комнате может быть так жарко или так холодно, что люди не могут устроиться поудобнее и не могут сосредоточиться. Занятия на свежем воздухе могут отвлекать тех, у кого вид из окна. Наконец, это может быть время обеда или слишком близко к тому времени, чтобы бросить курить, чтобы люди могли сосредоточиться. К счастью, при некоторой осведомленности и заблаговременном планировании физические барьеры на пути к эффективному общению преодолеть легче всего.

Фильтрация

Личный и особый опыт влияет на то, как люди смотрят на мир и как они общаются. Отправитель сообщения видит мир через один набор фильтров (опыт и ценности), а получатель видит его через другой набор фильтров. Следовательно, каждое сообщение должно пройти как минимум через два набора фильтров. Чем более похожи люди по образу жизни, опыту, культуре и языку, тем более похожими могут быть их ментальные фильтры и тем меньше искажений должно происходить. Вот почему люди, происходящие из очень разных социальных и экономических ситуаций, чем их аудитория, должны прилагать дополнительные усилия, чтобы точно сказать, что они имеют в виду, чтобы избежать путаницы. Кроме того, чем меньше людей участвует в передаче сообщения, тем больше шансов, что оно будет получено так, как задумал отправитель. Однако в бизнесе сообщения могут быть обобщены менеджером и переданы через помощника по административным вопросам, который разъяснил или отредактировал сообщение. Сообщения, подверженные множеству фильтров, должны повторяться по-разному, чтобы убедиться, что они были поняты так, как задумал отправитель.

Избирательное восприятие

Избирательное восприятие — это склонность либо «недооценивать», либо «чрезмерно сосредотачиваться» на стимулах, которые вызывают эмоциональный дискомфорт или противоречат прежним убеждениям. Например, некоторые люди целенаправленно ведут здоровый образ жизни, часто занимаясь спортом и употребляя только питательную пищу, но при этом куря сигареты. Психологи считают, что они выборочно игнорируют доказательства того, что курение опасно для их здоровья. Они решили игнорировать информацию, которая заставила бы их чувствовать себя виноватыми или бояться этой привычки. это называется защита восприятия . Избирательное восприятие также может быть бдительным , что означает, что люди очень чувствительны к вещам, которые для них значимы. Например, если руководителю не нравится какой-то конкретный сотрудник, она может очень критично относиться к поведению этого человека и замечать каждый раз, когда он опаздывает на встречу на минуту. С другой стороны, любимая сотрудница, опаздывающая однажды утром на работу, может вызвать опасение, что у нее проблемы с машиной. Избирательное восприятие вносит предвзятость в процесс коммуникации.

Информационная перегрузка

Все мы бывали в ситуациях, когда нам казалось, что на нас поступает слишком много информации. Когда это происходит, мы чувствуем себя подавленными и боимся, что вообще не сможем сохранить какую-либо информацию. Иногда не только количество общения, но и уровень вызывает перегрузку. Если сообщение содержит новую для получателя информацию, в том числе незнакомые процессы или концепции, то вероятность перегрузки значительно возрастает. Отправитель должен разбить сообщение на более приятные или удобоваримые части и уменьшить количество информации, которая должна быть усвоена в любой момент времени. Один из способов заключается в том, чтобы сделать объявление на высоком уровне, а затем дополнить его более подробной информацией. Отправитель несет основную ответственность за проверку того, что получатель понял сообщение. Это означает, что менеджеру, возможно, придется скорректировать сообщение, чтобы отразить различный опыт сотрудников. Новому сотруднику могут потребоваться повторные объяснения перед началом операции, тогда как опытный сотрудник может начать закатывать глаза от одних и тех же старых инструкций.

Семантика

Семантика — это изучение значения слов и фраз. Вы можете услышать, как один человек говорит другому: «Давай не будем спорить о семантике», имея в виду, что он не хочет увлекаться тривиальными и неважными деталями или играть словами. Но семантика чрезвычайно важна для эффективной коммуникации. В английском языке есть некоторые семантические правила, которые могут сбить с толку тех, для кого английский язык не является родным, например, концепция согласования подлежащего и глагола и родовые местоимения. Это может вызвать путаницу, как показано в следующих примерах:

  • Шесть человек придут на встречу во вторник. (Сколько мужчин придет?)
  • Рэйчел представит докладчика на конференции. Он может попросить вас предоставить информацию о ней, чтобы облегчить работу. (Кто спрашивает информацию, Рэйчел или спикер?)

Если в вашу аудиторию входят люди, чей родной язык не английский, или лица с другим уровнем образования, сообщения должны быть прямыми и четкими, чтобы обеспечить их понимание.

Обозначение и коннотация

Путаница также может возникнуть из-за использования языка людьми с разным уровнем образования, культуры и диалекта. Например, термины подъемник и скобки обозначают два совершенно разных значения в Соединенных Штатах и ​​​​в Англии. Лондонец мог бы разумно спросить своего партнера, планирует ли он носить подтяжки со своими брюками.

Некоторые слова имеют оттенок для одной группы людей, который не разделяется другой. «Это не нормально!» может быть комплиментом или оскорблением, в зависимости от слушателя. (Возможно, вы уже знаете, что сленгу не место в письменном деловом общении.) К счастью для всех нас, внимание к контексту сообщения часто помогает избежать путаницы. Значение 9Омофоны 0031 (купить, мимо, до свидания; встретить, мясо, мете; пара, паре, груша) и омографы (читать, читать; вести, вести) часто легко понять по их контексту или произношению.

Эмоциональные разъединения

Практически первое, чему учат родители, это никогда не пытаться вести разумный разговор с кричащим малышом или разгневанным подростком. Если они дождутся, пока молодой человек станет более восприимчив к тому, что он хочет сказать, шансы на успешный разговор резко возрастут. Взрослые также испытывают эмоциональные разъединения, которые влияют на шансы на успешное общение. Например, когда человек испытывает стресс или тревогу, выраженная озабоченность с большей вероятностью будет интерпретирована как критика. Конструктивная критика, сделанная в то время, когда сотрудник эмоционально уязвим, может быть воспринята как личная атака. Если возможно, лучше отложить сообщение, если существует большая вероятность того, что предполагаемый получатель неверно истолковает его из-за своего эмоционального состояния.

Доверие

Есть лучшие способы сообщить о своем авторитете, чем напоминать всем о своей позиции.

При общении достоверность сообщения зависит от репутации отправителя. Если получатель не доверяет отправителю, он отнесется к самому сообщению со скептицизмом или подозрением. Если отправитель заслуживает доверия, получатель, скорее всего, поверит сообщению, несмотря на свое личное мнение по этому поводу. Другими словами, надежность сообщения, независимо от формата, сильно зависит от воспринимаемой достоверности источника этого сообщения.

Достоверность источника описывает положительные характеристики отправителя, которые влияют на принятие сообщения получателем. Доверие к менеджеру основывается на опыте, знаниях и навыках межличностного общения. Руководителям, которые открыто и откровенно общаются с сотрудниками, будет легче получить такую ​​обратную связь, которая покажет им, было ли понято их сообщение.

Практические вопросы

Сообщение отправлено, но было ли оно получено?

Как после доставки сообщения отправитель узнает, получил ли получатель сообщение, которое предназначалось? Задача отправителя или получателя — убедиться, что сообщение было понято? Ответ заключается в том, что оба конца коммуникационной цепочки несут определенную ответственность за проверку того, что было сказано и услышано. На рабочем месте, однако, основная ответственность лежит на менеджере, потому что основная часть его роли заключается в сборе и распространении информации для достижения организационных целей. Менеджеры должны вести стратегические переговоры, задавая вопросы и собирая отзывы. Одним из методов получения обратной связи является активное слушание.

Активное слушание — это техника общения, которая существует уже много лет и успешно используется во всех видах деятельности, а не только в бизнесе. Классы для родителей, супружеские отношения, государственные школы, консультирование и репетиторство — вот лишь некоторые из областей, где активное слушание является ценным навыком. Как следует из названия, основное внимание при активном слушании как инструменте улучшения коммуникации уделяется слушанию, а не разговору. (Вспомните выражение «У вас есть два уха и один рот не просто так».) Это процесс, когда слушатель отбрасывает свои мысли, чтобы более четко сконцентрироваться на том, что на самом деле говорит говорящий, а не на том, что слушатель думает говорит говорящий.

Чтобы овладеть основными приемами активного слушания, требуется практика, и поначалу вам, вероятно, будет неловко применять этот прием. Но поскольку цель состоит в том, чтобы повысить эффективность за счет уменьшения вероятности недопонимания, это стоит небольшого дискомфорта. Основной метод кратко изложен в следующих шагах:

  • Посмотрите на говорящего и установите зрительный контакт, чтобы показать, что говорящий полностью завладел вашим вниманием.
  • Обратите внимание на язык тела говорящего, чтобы понять его сообщение. Говорящий зол, расстроен, напуган, мятежен или неуверен? Классические признаки гнева включают в себя руки, плотно сложенные перед телом или сжатые в стороны. Испуг или вина могут проявляться отказом смотреть вам прямо в глаза или постоянным отведением взгляда от лица слушателя. Говорящий может чувствовать конфронтацию, если его руки на бедрах, а ноги разведены в стороны, как будто он готов двигаться. Если говорящий постоянно отворачивается от вас, возможно, он что-то скрывает и определенно хочет уйти. Если какой-либо из этих признаков присутствует, вероятно, лучше закончить разговор позже.
  • Не позволяйте себе готовить ответ до того, как говорящий закончит свое выступление. Держите свой разум открытым и свободным от суждений до конца.
  • Задавайте вопросы, чтобы проверить или подтвердить то, что вы услышали от говорящего. Вы даже можете задать вопрос или сделать заявление, используя те же слова, что и говорящий. «Я слышал, вы сказали, что недовольны тем, как Джон руководит командой». Или: «Вы сказали, что чувствуете себя исключенным из процесса принятия решений по проекту».
  • Подождите, пока говорящий подтвердит или исправит ваше понимание его сообщения. Он может ответить что-то вроде: «Ну, несчастный — слишком громкое слово. Я имел в виду, что бывают моменты, когда я не согласен с решениями, которые принимает Джон». Тогда вы можете ответить: «Хорошо. Вы не совсем несчастны. Ты не всегда не согласен с Джоном. Здесь вы подтверждаете свое понимание исправленного утверждения говорящего.

Практический вопрос

Другим важным преимуществом активного слушания (помимо предотвращения недопонимания) является то, что вы показываете говорящим, что вам небезразличны они и их мнение. Они получают возможность действовать более активно, потому что верят, что их выслушают непредвзято. Для занятых менеджеров активное слушание может занять много времени и потребовать эмоциональных вложений. Вам действительно нужно прерывать работу, чтобы остановиться и послушать. Говорящий может стать эмоциональным во время попытки прояснить сообщение, особенно когда вы изучаете подход. Но, в конце концов, вы заслужите доверие и уважение сотрудника, и это стоящая цель.

Ответ на то, какие признаки на фото выше указывают на хорошую связь, таков:

    • хорошо освещенная комната
    • удобное, но вертикальное сиденье
    • слушатель устанавливает зрительный контакт
    • один мужчина наклонился вперед, чтобы проявить интерес
    • бесшумный фон

Вы нашли другие?

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Преодоление межличностных барьеров в общении

В этой серии мы обсудим семь барьеров в общении. Этот пост посвящен межличностным барьерам. Оставайтесь с нами, пока мы обсуждаем каждую.

Одним из самых сложных препятствий для эффективного общения являются межличностные барьеры. Основой повседневного общения является способность взаимодействовать с другими людьми лицом к лицу и четко обмениваться информацией посредством вербальных и невербальных сообщений. Без навыков межличностного общения людям очень трудно добиться успеха в профессиональной и личной жизни.

К счастью, вы можете практиковать и улучшать эти навыки. Определив модели поведения, которые мешают нам общаться с другими, мы можем сформировать лучшие привычки, которые улучшат все отношения в нашей жизни.

Почему навыки межличностного общения необходимы на рабочем месте (и за его пределами)

Нравится нам это или нет, впечатления, которые мы производим, разговаривая с другими, задают тон для остальных наших взаимодействий. В течение нескольких мгновений коллеги и клиенты часто формируют прочное мнение о нас на основе того, как мы общаемся.

Тем не менее, тон, отношение, уровень энергии и язык тела варьируются от человека к человеку и могут меняться в зависимости от других факторов, таких как настроение и окружающая среда.

Представьте, что вы пришли на работу после напряженного утра, когда все пошло не так. Эти разочарования остаются в вашей памяти и влияют на ваше настроение еще долго после того, как первоначальные события уже позади. Вы начинаете день со встречи, на которой вы отвлечены, а другие принимают ваш стресс за равнодушие. Когда вы связываетесь с членами команды, чтобы получить отчеты о проделанной работе, вы скрещиваете руки и притопываете ногой, выглядя нетерпеливо. Затем, когда кто-то спросит вам для информации, вы громко вздыхаете и обрабатываете их запросы в медленном темпе.

Все эти действия посылают сообщение окружающим вас людям. Вы не получаете удовольствия от того, что делаете. Помогать им утомительно, и у вас нет энергии, чтобы быть позитивным и продуктивным. Случайный плохой день не имеет большого значения, но если он станет шаблоном, это вызовет постоянные проблемы.

Люди, с которыми вы общаетесь, часто отражают ту же энергию, которую они получили от вас. Поэтому полезно знать, какое впечатление вы производите на других, и делать все возможное во всех взаимодействиях.

Что такое межличностные барьеры в общении?

Межличностные барьеры — это любые негативные модели поведения, которые мешают вам общаться или препятствуют общению с вами других людей.

Во многих случаях недопонимание является результатом непреднамеренных вербальных или невербальных сигналов. Мы можем неверно интерпретировать чье-то выражение лица или выбор слов и формировать мнение, основанное на этом неправильном понимании. В других случаях конфликты развиваются просто потому, что люди по-разному выражают себя.

Барьеры также могут возникать из-за культуры на рабочем месте и лидерства, что мешает сотрудникам высказывать свои опасения или вопросы. Рассмотрим более подробно несколько типов межличностных коммуникативных барьеров.

Примеры межличностных барьеров

Все мы когда-то сталкивались с трудностями в общении с другими, но для некоторых эта проблема может быть постоянной и разрушительной. Низкая самооценка, социальная тревожность, высокомерие и другие проблемы могут мешать людям чувствовать себя комфортно, открываясь другим. В результате они изо всех сил пытаются точно передать свои чувства и интерпретировать чувства других. Вы или ваши коллеги можете столкнуться с этими трудностями следующим образом:

1. Отсутствие участия

Общение с тем, кто не хочет, невозможно. Может показаться, что люди не хотят общаться, если они не говорят, когда должны, уклоняются от прямых вопросов или используют защитный язык тела.

2. Отсутствие открытости

Трудно общаться с человеком, который отказывается исследовать разные точки зрения, мнения или идеи о мире. Мы должны уметь ладить с людьми разных точек зрения, чтобы функционировать на базовом уровне с другими.

3.

Недостаток доверия

Совместная работа затруднена, когда члены команды не доверяют друг другу, чтобы хорошо выполнять свою работу. Микроуправление и подрыв других являются признаками недоверия. Это не только отпугивает людей от обмена идеями, но и мешает команде достигать целей.

4. Отсутствие прозрачности

Прекращение общения является предвестником недоверия. Когда мы утаиваем информацию, которая нужна другим, мы создаем для них ненужные трудности. Открытость и честность — лучший способ завоевать доверие и дать возможность другим принимать правильные решения.

5. Отсутствие терпения

У всех разные сильные и слабые стороны и предпочтения. Старайтесь не расстраиваться, когда кто-то выполняет задачу или подходит к проблеме иначе, чем вы. Терпение по отношению к другим поможет вам сохранять спокойствие, когда ваши личности или стили работы противоречат друг другу.

6. Отсутствие организации

Иногда плохо организованная среда создает межличностные барьеры. Знают ли люди, куда обращаться за помощью или ответами? Все ли четко понимают свои роли? Люди не могут нормально общаться, если чувствуют, что порядка нет и их проблемы никогда не будут решены.

Преодоление межличностных барьеров

Независимо от того, пытаетесь ли вы связаться с другими людьми или имеете дело с кем-то, с кем вам сложно общаться, есть много способов, которые вы можете использовать, чтобы улучшить ситуацию.

Используйте простой язык

Когда у нас возникают трудности с установлением связи, нам могут мешать слишком сложные слова и идеи. Разбейте свой разговор на самые простые части и повторите попытку. У всех нас есть предубеждения, опыт и интерпретации мира, и два человека легко могут иметь совершенно разные взгляды на разговор. Оставьте как можно меньше интерпретаций и придерживайтесь фактов.

Практикуйте активное слушание

Когда нам сложно общаться, мы часто тратим слишком много времени на то, чтобы сосредоточиться на собственных словах, и недостаточно времени, чтобы слушать и отвечать. В следующий раз, когда вы с кем-то будете конфликтовать, попробуйте задавать вопросы и активно слушать ответ. Цель не в том, чтобы найти новые и разные способы переформулировать свое мнение или «выиграть» спор. Не перебивайте говорящего и задавайте уточняющие вопросы. В конце концов, слушать — это половина общения.

Сохраняйте спокойствие

Самое сложное в преодолении коммуникативного барьера — это справиться со своим разочарованием. Помните, вы не сможете яснее выразить свою точку зрения, если будете выглядеть раздраженным. Сохраняйте спокойствие и, самое главное, будьте терпеливы. Дайте разговору необходимое время.

Оставьте отзыв

Мы все могли бы многое узнать о наших стилях и навыках общения, если бы мы получали больше отзывов от других. Не бойтесь делиться конструктивной критикой, если это поможет другому человеку общаться более продуктивно.

Спрашивайте, а не предполагайте

Когда вы не понимаете точку зрения или метод другого человека, не предполагайте, что ваш правильный. Вместо того, чтобы пытаться захватить власть над другими или подорвать их авторитет, будьте честны и скромны. Дайте им понять, что вы не знакомы с их подходом и искренне хотите узнать больше. Если другой человек — это , совершающий ошибку, он с большей вероятностью воспримет ваши предложения после того, как вы попытаетесь их понять.

Заключительные мысли

Развитие хороших межличностных коммуникаций становится сложной задачей по мере роста вашей организации. Большая рабочая сила создает больше возможностей для недопонимания. Однако, если вы поощряете эмпатию и инклюзивность во всей своей культуре, сотрудники с большей вероятностью перенимают аналогичные привычки и развивают позитивные отношения со сверстниками.

Мы все можем стремиться слушать без осуждения, непредвзято относиться к ситуациям и проявлять терпение по отношению к другим. Когда мы лучше понимаем, как поведение влияет на всех вокруг нас, мы можем значительно улучшить наше общение.

Независимо от размера вашей организации вы можете поощрять командную работу и совместную работу с помощью средств связи, таких как приложения для группового чата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *