Формирование ключевых компетенций дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»
Библиографическое описание:Ярулина, Л. П. Формирование ключевых компетенций дошкольников / Л. П. Ярулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/10/777/ (дата обращения: 26.04.2023).
Об особенностях формирования ключевых компетенций дошкольников, обеспечивающих готовность к школе в рамках индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения.
Рассмотрение процесса формирования ключевых компетенций дошкольников в развивающем образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения как системы определяет поиск адекватных педагогических условий по обеспечению целенаправленных системных воздействий, устойчивости отдельных показателей педагогических результатов и стабильное повышение уровня сформированности ключевых компетенций, как базовой основой готовности к школе в целом.
Выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, цель организации которого – становление личности дошкольника, обладающего ключевыми компетенциями, – важный этап исследования реализации модели.
Мы выделяем следующий комплекс условий, которые необходимо учитывать при реализации модели:
а) обеспечение целостности психолого-педагогического процесса с учётом нормативных требований социума и потребностей ребёнка, единых для руководства и педагогов;
б) формирование ключевых компетенций дошкольников с учётом индивидуальных особенностей детей;
в) организацию непрерывного мониторинга уровня готовности ребёнка к школе, соответствующего этапам становления развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения;
Формирование ключевых компетенций дошкольников с учётом индивидуальных особенностей детей способствует проектированию гибких педагогических технологий личностно-ориентированного, развивающего образования сообразно психофизиологическим особенностям воспитанников, обеспечивает возможность динамики развития дошкольников с целью формирования ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения; способствует реализации личностного и индивидуально-дифференцированного подходов как стратегии индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения.
Рассмотрим особенности формирования ключевых компетенций у дошкольников. Введение понятия «образовательные компетенции» в нормативную и практическую составляющие образования позволяет решать проблему, типичную для российского образования, когда дети могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные затруднения в деятельности, требующей использования знаний для решения конкретных жизненных задач.
По мнению А.В. Хуторского, образовательная компетенция предполагает не просто усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер [3]. Соглашаясь с мнением учёного, считаем, что компетенции устанавливают набор системных характеристик для проектирования образовательных стандартов, учебной и методической литературы, а также в соответствующих измерителях уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста [3]. Подчеркнём, что система дошкольного образования на современном этапе находится на стадии разработки стандартов, поэтому считаем, что разработанные ключевые компетенции дошкольников могут сделать процесс проектирования стандартов сделать более эффективным.
Таким образом, мы, опираясь на известные классификации компетенций [3] выделяем следующие ключевые компетенции дошкольника, формирование которых осуществляется в рамках индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения:
Ценностно-смысловая компетенция – мировоззрение, ценности, мотивы, ориентиры дошкольника, самосознание. В рамках этой компетенции, ориентируясь на цель, обозначенную в модели – обеспечение готовности ребёнка к школе, для нас важна мотивация учения – сложная сфера поведения, зависящая от многих факторов. Мотивация учения характеризуется не простым возрастанием положительного отношения к учению, а прежде всего усложнением структуры всей мотивационной сферы личности.
Критерии качества образования только тогда станут реальными ориентирами для обучения и воспитания детей, когда они институциализируются, т.е. будут переведены в показатели и встроены в реальную систему оценки качества работы дошкольного образовательного учреждения, организации развивающего образовательного пространства, станут основанием для принятия управленческих решений.
Общекультурная компетенция – познание и опыт деятельности в области национальной, региональной, общечеловеческой культуры, основы семейных явлений и традиций.
Учебно-познавательная компетенция – элементы логической деятельности, целеполагание, планирование, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, приёмы решения учебно-познавательных проблем.
В этой компетенции мышление выступает как критерий психического развития дошкольников. Под мышлением понимается решение задач разного типа. Выбор мышления как одного из основных ориентиров развития дошкольника опровергает бытующее представление о необходимом преобладании репродуктивной деятельности в дошкольном возрасте. Действительно, для четырех-пятилетнего ребенка освоение действия по образцу также может требовать интеллектуальных усилий, однако это не оправдывает преимущественно репродуктивных заданий для детей старшего дошкольного возраста. И исследования, и педагогический опыт показывают, что способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать свои действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и нетривиальное решение вполне доступно детям старшего дошкольного возраста. Важно отметить, что и собственно творческое мышление лежит в зоне ближайшего развития детей дошкольного возраста: по данным авторитетных исследований именно дошкольники оказываются успешными в решениях проблемно-противоречивых ситуаций.При этом решение задач включает в себя и детское проектирование, в котором в качестве решения выступает введение новой нормы: именно в ходе такой работы с детьми подготавливается способность ребенка оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, а значит, готовит ребенка к вхождению в учебную деятельность.
Информационная компетенция – поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение и передача. Любознательность ребенка, его открытость новому, готовность познавать мир (причем не только отраженный в знаковых средствах, но и мир предметный, природный) – один из наиболее трудно измеримых и при этом важных критериев. Если познание нового не связывается для ребенка с опытом положительных эмоций, то следует заключить, что ребёнок не готов к школе должным образом, каким бы развитым ни был его интеллект.
Коммуникативная компетенция – связные формы речи, рост выразительности речи, умение излагать свои мысли логично, навыки нахождения в группе сверстников, способы речевого взаимодействия с окружающими людьми. Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. Становление определенных форм общения («кооперативно-соревновательного» со сверстниками и «контекстного» со взрослыми) является необходимой предпосылкой готовности к школе. Успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями.
Поскольку условие обозначается нами как формирование ключевых компетенций дошкольников с учётом индивидуальных особенностей детей, считаем необходимым рассмотреть понятие и особенности учёта индивидуальных особенностей в развивающем образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения. Образование должно быть развивающим, индивидуальным и дифференцированным должно создавать условия для того, чтобы каждый ребёнок мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, свои мотивы, интересы, социальные установки, ту или иную направленность своей личности.
В связи с этим для нас важно мнение А. Маслоу: «Образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества» [2, с. 50].
Отсюда, развивающее образование предполагает, что образовательное пространство создаёт «зону ближайшего развития» дошкольника, условия для того, чтобы его личность непрерывно изменялась, развивалась, полноценно интегрировалась в общество и была нацелена на его совершенствование [1]. В этом контексте отметим: к характеристикам процесса развития ребёнка Л.С. Выготский относил имманентность (самодвижение), преемственность, стадиальность (скачкообразное возникновение качественно нового), равномерность в вызревании различных сторон целого [1].
«Развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях» [1, с. 243]. Психологический механизм связи обучения и развития Л.С. Выготский описывал через понятия «подражание» и «зона ближайшего развития». Если перевести его психологические рассуждения в педагогический план, то это будет выглядеть так: учить надо не тому, что ребёнок может сделать сам, а тому, что он ещё не умеет, но в состоянии освоить под руководством педагога. Новые возможности, приобретённые ребёнком на частном материале, оказывают влияние на прочие, не затронутые обучением способности, т.е. обеспечивают развитие ребёнка. Отсюда основную цель развивающего образования можно сформулировать так: сформировать у ребёнка общие способности (рефлексию, анализ, планирование) к самоизменению, к самосовершенствованию, к самопознанию и самовоспитанию.
Мы разделяем точку зрения Е.А. Ямбурга, который говорит о школе, но его высказывание применимо в полной мере и к дошкольному образовательному учреждению «школа должна быть адаптивной, иными словами стремиться, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся, их индивидуальным особенностям, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды» [4, с. 5].
При личностно-ориентированных технологиях в центре образовательной системы ставят личность ребёнка, где обеспечиваются комфортные, бесконфликтные условия развития; реализуются его природные потенциалы. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, а субъект приоритетный, он является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели, что в нашем случае поднимется как готовность ребёнка старшего дошкольного возраста к школе.
Сущностью этой технологии является индивидуализированная система научных знаний и практических умений, оказывающих влияние на поведение человека с целью его изменения. Именно поэтому в разрабатываемую нами индивидуально-дифференцированную модель мы включаем диагностический блок, реализуемый в четыре этапа, на каждом из которых в процессе продвижения ребёнка в развивающем образовательном пространстве отслеживается уровень его личных достижений и определяются пути его дальнейшего продвижения.
Личностный подход включает одну из важнейших задач: формирование у ребёнка положительной «я-концепции» (видеть в каждом ребёнке уникальную личность; создавать личности обстановку успеха, поддержки; исключать принуждение; помогать реализовать себя в положительной деятельности).
Поэтому роль педагога в этой технологии заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующего развивающего образовательного пространства, обучаясь в котором дошкольник опирается на свой личностный потенциал, и соответствующую технологию обучения. В индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения образование понимается как совместная деятельность педагога, ребёнка и семьи, которая направлена на индивидуальную самореализацию дошкольника и развитие его личностных качеств в ходе освоения предметов, явлений, закономерностей окружающего мира, с целью формирование ключевых компетенций дошкольника, обеспечивающих готовность ребёнка к школе.
Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во «Академия педагогических наук РСФСР», 1956.
2. Маслоу, А.Н. Maslow. Religions, vaiues, and peak – experiences [Текст] / А.Н. Маслоу. – N.Y.: Penguin Books, 1987. – р. 50.
3. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст] / А.В. Хуторской. – СПб., 2004.
4. Ямбург, Е.А. Школы для всех. Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация) [Текст] / Е.А. Ямбург. – М.: Новая школа, 1996. – С. 5.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образовательное учреждение, развивающее образовательное пространство, индивидуально-дифференцированная модель, ключевая компетенция дошкольников, старший дошкольный возраст, школа, дошкольный возраст, ключевая компетенция дошкольника, мотивация учения, образовательная система.
Формирование ключевых компетенций дошкольников, определяющих готовность к обучению в школе
В настоящее время в системе дошкольного образования остается проблема обеспечения каждому ребенку равного доступа к образовательным услугам. Это обусловлено недостаточным количеством дошкольных учреждений, усилением роли образования на дому. Сегодня дошкольнику именно в предшкольный период важно формирование эмоциональной готовности к восприятию окружающей действительности, мотивации к успешному обучению. Предшкольная подготовка ребёнка является одним из важнейших компонентов формирования его готовности к обучению в школе.
Дошкольники могут быть подготовлены к обучению и воспитанию в общеобразовательной школе, если в дошкольном образовательном учреждении будет реализовываться специальная модель диагностико-коррекционной помощи, успешность которой зависит от следующих условий:
— проводится своевременная диагностика в старшем дошкольном возрасте в целях раннего выявления предпосылок школьной дезадаптации;
— осуществляется поэтапность решения диагностических задач, обеспечивающих выявление характера и степени выраженности имеющихся нарушений и отслеживания динамики развития ребенка в процессе целенаправленной коррекционно-развивающей помощи;
— обеспечивается максимальная дифференциация и индивидуализация общеразвивающей и диагностико-коррекционной помощи в виде индивидуальных маршрутов для дошкольников.
Вопросы готовности детей к обучению в школе рассматриваются специалистами различных областей: педагогики, психологии, медицины. Особое место занимает психологическая готовность к школьному обучению у старших дошкольников. Психологическая готовность выступает как необходимый уровень психического развития ребенка, направленный на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Особенностями психологической готовности у дошкольников является ряд новообразований развития, которые создают ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.
Следует подчеркнуть роль родителей, значимость понимания родителями будущего первоклассника содержательной стороны готовности, осознания того, что в первую очередь необходимо ребёнку для минимизации дезадаптивных процессов в момент поступления и дальнейшего обучения его в школе. При этом важно, чтобы родители были просвещены в вопросах физического, психического, познавательного, эмоционального развития ребёнка, сформированности волевой сферы, смены ведущего вида деятельности, готовности к учебной деятельности. В настоящее время много детей по разным причинам не посещают детские сады и не получают дошкольного образования. Эти дети получают лишь ту подготовку, которую предлагают им родители. Часто такая подготовка сводится к форсированному обучению их чтению и письму. Вследствие этого в первый класс часто приходят дети, умеющие читать и писать, но с не сформированными социально-коммуникативными навыками, не умеющие наблюдать, сравнивать, с неразвитой мелкой моторикой и речью, дети, не умеющие общаться, с низкой социализацией. Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с низкой социализацией, не посещающих детский сад, способствует формированию ключевых компетенций, которые позволят им успешно адаптироваться и развиваться в окружающей среде, и снижает риск школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Не вызывает сомнений, что образование дошкольников зависит от компетентности педагогов, осуществляющих целенаправленное воздействие на познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное и физическое развитие будущих первоклассников, что обеспечит им успешное вхождение в школьную учебно-познавательную деятельность с равными стартовыми возможностями. Применение современных образовательных технологий, грамотно подобранный материал позволяют отследить уровень развития детей и спланировать дальнейшую работу, что помогает в большей мере добиться поставленных образовательных и воспитательных целей и способствует достижению новых образовательных результатов в рамках компетентностного подхода к обучению и воспитанию. Компетентность – уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.
Актуальность темы обусловлена необходимостью формировать ключевые компетенции дошкольников как основы определения их готовности к школе. Целесообразно формирование ключевых компетенций уже в старшем дошкольном возрасте. В сфере дошкольного образования главным является формирование ключевых образовательных компетенций, а именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Набор ключевых компетенций, необходимых в дошкольном возрасте, включает социальную, коммуникативную, информационную, здоровьесберегающую, когнитивную, эмоциональную. [1, с.54]
Рассмотрим каждую из указанных компетенций.
Первая из них – социальная – включает в себя способы взаимодействия дошкольника с людьми, которые его окружают, развивает навыки общения и взаимодействия в группе.
Следующая ключевая компетенция – коммуникативная – — связные формы речи, рост выразительности речи, умение излагать свои мысли логично, навыки нахождения в группе сверстников, способы речевого взаимодействия с окружающими людьми..
Информационная компетенция обеспечивает формирование способов получения дошкольником информации из разных источников
Компетенция здоровьесбережения ставит своей главной целью научить дошкольника нести ответственность за свое здоровье.
Еще одной важнейшей компетенцией является когнитивная. В данную область входят навыки самостоятельной работы с различного рода информацией, умение самостоятельно поставить цель и задачи деятельности, организовать работу по планированию, анализу, самооценке познавательной деятельности. Формирование когнитивной ключевой компетенции происходит в исследовательской деятельности дошкольников.
Следующая компетенция носит название эмоциональной, цель ее – сформировать отношения взаимодействия себя с окружающими людьми и управление этим взаимодействием.
Социальная компетенция более широкое понятие, но она не может быть развита без коммуникативной компетенции, в то же время коммуникативная компетенция не может развиваться вне социальной. Как социальная, так и коммуникативная компетенции не могут формироваться вне социума, без взаимодействия человека с человеком .
В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как «смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации, организации и осуществления совместной деятельности, налаживания межличностных контактов и др. ». [2, с. 117]
Коммуникативная функция развивается через язык и речь. Речевое развитие продолжается на протяжении всей жизни – совершенствуется речь, становится более богатой, расширяется словарный состав. Но наиболее интенсивно процесс овладения речью происходит в первые годы жизни человека. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра, развиваются другие творческие виды деятельности (изобразительная, конструирование, начальные формы учебной и трудовой деятельности), расширяется и обогащается круг общения со взрослыми и сверстниками. Все эти факторы обусловливают рост словаря. Развитие грамматического строя родного языка в этом возрасте заключается в усвоении морфологической системы родного языка – склонений и спряжений, в овладении сложными предложениями.
Общение ребенка с взрослым и сверстником осуществляется, главным образом, в диалогической форме. Наряду с совершенствованием диалогических форм речи у старшего
дошкольника, в связи с возникновением новых задач общения – передачи замыслов, впечатлений, – развивается более сложная форма речи – развернутое монологическое высказывание. Необходимыми условиями появления этой формы являются развитие у ребенка грамматических форм родного языка и связности его речи. В диалоге преимущественно используется ситуативная речь, содержание которой понятно лишь при
учете ситуации; в монологе – контекстная речь, содержание которой понятно из самого контекста. Язык реализуется через речь. Речевое развитие происходит на протяжении всей жизни человека, особенно интенсивно в первые годы жизни. На момент поступления ребенка в школу он должен обладать целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. [3]
В настоящее время формирование коммуникативной компетенции детей предшкольной подготовки сопровождается рядом трудностей. Дело в том, что дети 5–6 лет относятся к категории детей дошкольного возраста, а в этом возрасте основным видом деятельности выступает игра. Ребенок класса предшкольной подготовки лишен возможности играть, он уже практически ученик, вся его деятельность связана с учебой, а большее количество времени он проводит за партой. Его новая, зарождающая деятельность ограничена временным пребыванием в школе и только учебными занятиями. Сейчас в класс предшкольной подготовки приходят дети из разных дошкольных организаций, большинство – дети домашние. В связи с этим возникают огромные проблемы во взаимодействии детей. Пришедшие в класс предшкольной подготовки дети не умеют общаться, договариваться, налаживать взаимоотношения, слушать и слышать других детей и воспитателя. [ 4, с.34]
Исследователи в области подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Эльконин и др. подчёркивают, что степень готовности ребёнка к школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребёнка, которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Дошкольное образование, являясь объектом педагогики, будет способствовать становлению социальной и активной личности, обладающей ключевыми компетенциями.
В мировой педагогической практике доминирует компетентностный подход, на основе которого осуществляется разработка образовательных программ, стандартов и оценочных процедур, при этом образовательная среда является главной базой для формирования необходимых компетенций.
Литература
Кузнецова М.Д., Яшина А.А., Колганова Н.А. Социально-педагогическая готовность педагогического персонала к внедрению ФГОС ДО // Челябинский гуманитарий.- № 5. — 2017. — С.54-55.
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2010. – 152 с.
Машинистова Н.В. Языковое развитие детей старшего дошкольного возраста //Сибирский педагогический журнал.- № 9.- 2012.- С.278-281
Беленко О.Г., Турганбаева Б.Ш., Волкова Т.Г.Формирование базовых элементов социальной компетентности детей предшкольной подготовки //Вестник психологии и педагогики АлтГУ- №4.-2018. — С.25-39.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Контрольный список дошкольных навыков
- Чтение и письмо
- Математика
- Логика и решение проблем
- Наука
- Личные и социальные навыки
Воспользуйтесь нашим контрольным списком готовности к дошкольному обучению, чтобы определить, готов ли ваш ребенок к дошкольному обучению.
Хотя в первые три года дети действительно узнают больше, чем когда-либо, именно в возрасте от трех до пяти лет они приобретают навыки, необходимые для школы. По мере развития концентрации внимания, памяти и языковых навыков у детей они также становятся все более изощренными и общительными — качества, которые им понадобятся в дошкольном возрасте.
Многие воспитатели дошкольных учреждений согласны с тем, что готовность ребенка к дошкольному обучению больше зависит от его личности и темперамента — сочетания умственных, физических и эмоциональных качеств — чем от его так называемых «академических» способностей. Тем не менее, наш контрольный список развития может помочь вам и вашему ребенку подготовиться к этому важному шагу.
Социальные навыки
- Инициирует и поддерживает самостоятельную игру (например, играет в одиночку в песочнице или самостоятельно играет в ролевые игры)
- Иногда любит делать что-то самостоятельно, например, читать, заниматься рукоделием или одеваться
- Может расстаться с вами на несколько часов, например, после обеда в доме друга или на ночевке у бабушки
- Выглядит заинтересованным в посещении школы для «больших детей», изучении новых вещей и/или знакомстве с новыми друзьями
- Любит участвовать в групповых мероприятиях
- Может выражать эмоции, потребности и запросы
- Хорошо реагирует на последовательные действия, такие как тихий отдых или дневной сон после обеда
- Предвидит, что будет дальше в течение дня (например, знает, что время сна следует за обедом)
Двигательные навыки
- Повышает навыки крупной моторики, силы и равновесия, например, прыжки на месте, стояние на одной ноге, бег и удары ногами
- Развивает крупную моторную координацию, например, для преодоления препятствий
- Трехколесные аттракционы
- Бегает, чтобы ударить по неподвижному мячу
- Улучшает зрительно-моторную координацию при игре со строительными блоками и простыми головоломками
- Начинает улучшать владение карандашом, используя пальцы, а не весь кулак для захвата карандаша и стилуса
- Начинает проявлять праворукость
Рассуждения и разработка понятий
- Сопоставляет похожие предметы, в основном идентичные предметы, или сопоставляет предметы по форме и цвету
- Развивает постоянство объектов и понимает, что объекты продолжают существовать, даже если их не видно
- Проявляет интерес к работе с предметами, разбирая их и собирая обратно
- Исследует с элементами природы, такими как песок и вода
- Запоминает короткие последовательности событий из 2-3 шагов
Языковые навыки
- Использует язык для общения с другими людьми для различных целей (например, описание чего-либо, обращение с просьбами, приветствие кого-либо и т. д.)
- Говорит ясно, чтобы его поняли другие
- Использует принятый язык и стили общения (например, вежливые манеры, соответствующую громкость и тон)
- Рассказывает простые истории
- Использует допустимые существительные, глаголы и прилагательные в знакомом контексте
- Понимает слова общих категорий (например, игрушки, еда, одежда)
- Использует предложения с двумя фразами или понятиями
Чтение
- Правильно держит книгу и переворачивает страницы
- Понимает, что слова передают смысл рассказа
- Распознает первую букву своего имени
- Знает названия некоторых букв
- Знает главных героев знакомых историй
- Любит читать книги с другими
Письмо
- Удерживает пишущий инструмент кулаком или пальцем
- Рисует различными инструментами (мелки, ручки, карандаши)
- Линейное написание каракулей
- Делает отметки и обращается к ним как «мое имя»
Math
- Обозначает некоторые формы, такие как круг, квадрат и треугольник
- Понимает и исследует пустые и полные контейнеры
- Распознает и сопоставляет небольшие количества с числовыми словами 1, 2 и 3
- Проявляет интерес к числам и повторяет некоторые числовые слова
- Может считать вместе с помощником, но может ошибаться
- Различает «некоторые» и «все» и части целого
- Использует некоторые слова размера, такие как «много»
- Использует такие слова, как «такой же, как» для сравнения
- Проявляет интерес к паттернам и последовательностям
- Классифицирует или сортирует объекты по простым группам (например, по цвету и размеру)
- Понимает распорядок дня и начинает использовать некоторые временные слова, такие как «утро» и «ночь»
Наука
- Задает вопросы об объектах, событиях и животных, наблюдаемых в окружающей их среде
- Рассматривает и предлагает объяснения того, как все может работать
- Проявляет интерес к разным животным и звукам, которые они издают
- Использует описательные термины, такие как «быстрый» и «медленный», «горячий» и «холодный»
Творчество и музыка
- Начинает пользоваться различными художественными инструментами, такими как мелки, цветная бумага и цветные карандаши
- Знает несколько цветных слов
- Рисунки имеют базовое сходство с предметами и людьми
- Озвучивает то, что рисует
- Любит имитировать звуки и ритм; может быть любимая песня
- Использует реалистичные игрушки в притворной игре или для имитации домашних дел
- Участвует в драматической игре с другими, чтобы разыгрывать простые сценарии игры, например, играть в дом
Социальные науки
- Распознает общие черты дома и района, такие как деревья, дома и улицы
- Проявляет интерес к знакомым людям, таким как братья и сестры, члены семьи и друзья
- Проявляет интерес к обычным работам и профессиям, таким как пожарный, врач и медсестра
10 самых важных навыков для дошкольников
- Поделиться
- Электронная почта
Первые 6 лет жизни ребенка — это время, когда формируются все основные навыки. Они переносятся в формальные школьные годы.
Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.
Читайте дальше, чтобы узнать, какие навыки наиболее важны для развития дошкольников и как родители и учителя могут развивать их в игре.
Они основаны на моем опыте работы в классе, а также на важных выводах из книги «Язык и готовность к школе», написанной Марти Питерс.
1. Зрительное восприятиеЗрительное восприятие — это способность интерпретировать то, что видит мозг. Это очень важный навык для обучения чтению, письму и математическим вычислениям, и его следует развивать в раннем детстве.
Зрительное восприятие включает зрительное различение, зрительную память , восприятие форм, а также визуальный анализ и синтез.
Попробуйте выполнить следующие действия:
- Покажите ребенку 5 предметов, затем накройте их и попросите ребенка назвать эти предметы (развивает зрительную память).
- Сыграйте в игру на память с картинками (получите свою собственную в наборе бесплатных печатных форм в конце поста) или в карточную игру Snap .
- Найдите отличия на двух похожих картинках (развивает зрительное различение).
- Сопоставление, сортировка и классификация фигур, блоков, бусин и т. д.
- Сделайте рисунок, используя вырезы базовой формы.
Слуховое восприятие – это способность интерпретировать звук и придавать ему значение. Это важно для чтения, правописания и развития речи.
Слуховое восприятие включает слуховое различение, слуховую память, слуховое восприятие переднего плана и фона, а также слуховой анализ и синтез.
Попробуйте выполнить следующие виды деятельности, в которых основное внимание уделяется прослушиванию определенных звуков в словах:
- Выучите множество стишков, стихов и песен .
- Играйте в игры с рифмующимися словами, например. Эти два слова рифмуются? Какое слово не подходит к этому списку? (развивает слуховое различение).
- Играть « Я пошел в зоопарк и увидел ____ », каждый раз добавляя слово в список (развивает слуховую память).
- Играйте в игры со звуками в словах, например. Какой звук вы слышите в начале собаки? или « Я шпионю что-то, что начинается с fff » (развивает слуховое восприятие).
Это включает слуховое восприятие, а также способность понимать инструкции и следовать им. Умение слушать — очень важный навык не только для обучения чтению, но и для того, чтобы справляться со всеми аспектами школьного обучения.
Играйте в игры, в которых нужно внимательно слушать информацию:
- Играть в игру Broken Telephone .
- Произнесите ряд команд и попросите ребенка выполнить их все по порядку.
- Похлопайте в ладоши или издайте серию звуков на барабане и попросите ребенка повторить это.
- Сыграйте в игру, в которой ваш ребенок слушает, как вы произносите список слов, и должен сказать, какие из них не подходят (например, список животных с фруктом посередине).
Язык предполагает слушание и говорение. Дети должны развивать свои разговорные навыки, чтобы научиться читать и писать, понимать мир, передавать информацию, общаться, выражать свои чувства и играть.
Хорошо развитые слуховые навыки являются предпосылкой для развития хороших разговорных навыков.
Эти занятия развивают разговорные и языковые навыки:
- Чаще разговаривайте с ребенком, чтобы развить его разговорные навыки (грамматика, словарный запас и т. д.)
- Обсуждайте день вашего ребенка в школе, события, друзей и т. д.
- Часто болтайте на интересные темы (например, что едят акулы или как растут деревья ) и знакомьтесь с новой лексикой.
- Задавайте ребенку много вопросов, чтобы узнать личное мнение.
У детей сначала развиваются крупные мышцы, а затем мелкие. Первые несколько лет жизни ребенка должны быть наполнены возможностями для развития этих крупная моторика .
Примеры крупной моторики:
- Много-много свободных игр на свежем воздухе (особенно на лазалках).
- Полоса препятствий в саду.
- Игра в догонялки и погони.
- Стихотворения и песни.
- Игры с прыжками, прыжками или прыжками.
Мелкая моторика развивает координацию между глазами и мелкими мышцами пальцев и рук. Это очень важно для обучения письму.
Когда у дошкольников хорошо развита мелкая моторика, они могут резать, держать карандаш между большим, указательным и средним пальцами, одеваться, экспериментировать с письмом и выполнять другие важные навыки.
Предлагайте следующие виды деятельности:
- Художественная деятельность с использованием различных инструментов и материалов (краски, мел, восковые мелки, большие кисти, губки и т. д.)
- Продевание и шнуровка
- Бисероплетение
- Резка , склеивание и разрыв
- Игра пальцами
Креативность — жизненно важный навык, который необходимо стимулировать с течением времени. Речь идет не только об искусстве, но и о мышлении и решении проблем , навыках, которые необходимы на протяжении всей жизни.
Вот несколько примеров действий, стимулирующих мышление:
- Задавайте несколько вопросов во время рассказа, чтобы развить навыки мышления более высокого порядка, например, вопросы о предсказании результата, о том, как персонаж может решить проблему, к чему приведет действие. (причина и следствие) и т. д.
- Играйте в игры, требующие решения задач или загадок.
- Сборка головоломок.
Прежде чем ребенок научится читать, он должен освоить важные навыки, предшествующие чтению , такие как рифмование, зрительная память, понимание печатного текста, понимание на слух, знание букв и слуховое восприятие (включая фонологическую осведомленность ).
Эти идеи помогут развить навыки раннего чтения:
- Игры на понимание слов (например, Сколько слов вы слышите в этом предложении? )
- Игры с рифмами (например, Я вижу что-то, что рифмуется с bat ).
- Слоговые игры (например, прыгать в такт – слоги – от своего имени).
- Звуковые игры (например, начинается с «б» и заканчивается «каждый» ).
- Все действия, перечисленные в разделах зрительного и слухового восприятия (выше).
Дети рано начинают развивать предварительные математические навыки. Это такие навыки, как зарождающееся чувство числа и понятие измерения, пространства и формы.
Предлагайте следующие виды деятельности:
- Играйте в такие игры, как Змеи и Лестницы или в другие настольные игры.
- Рассказывайте наизусть считалки и песенки (в том числе те, которые идут в обратном порядке).
- Играйте с контейнерами в песочнице и ванне или корыте с водой, чтобы развивать представления о числах.
- Играйте в такие игры, как прыжки через обручи, подъем по лестнице и т. д., чтобы развить чувство увеличения/уменьшения чисел.
- Играйте с лего и кубиками (часто), чтобы развить понятие числа и словарь (например, больше, меньше, достаточно, равно, еще один) .
Начальные навыки письма включают в себя развитие базовых навыков, таких как зрительное восприятие, захват карандаша , мелкая моторика, навыки построения узоров и другие.
Эти занятия помогут развить навыки письма у детей:
- Дайте возможность ежедневно заниматься творчеством (держать в руках разные принадлежности – кисти, карандаши, мелки и т. д., чтобы развивать силу пальцев).
- Сыграйте рифмы для пальцев (для контроля и силы пальцев).
- Играйте с пластилином (для контроля и силы пальцев).
- Играйте с пенопластовыми, резиновыми или деревянными буквами ( распознавание букв ).