Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Комплекс юнг: Комплексы по Юнгу, Адлеру, Фрейду

Чем гениален Юнг. 5 основных открытий психиатра | Психология и отношения | Здоровье

26 июля ровно 140 лет тому назад родился основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. Об открытиях, которые сделали психиатра известным во всём мире, АиФ.ru рассказала психолог Анна ХНЫКИНА.

Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное

Карл Густав Юнг известен как последователь Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал фрейдовским традициям, а шёл своим путём. Потому их сотрудничество не было столь уж долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений во взглядах между ними.

По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.

Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.

По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

Как это применяется сегодня?

Сегодня эти знания широко используются в работе психологов и психотерапевтов всех направлений. Недооценить слово «комплекс» или «архетип» в работе психолога довольно сложно, согласитесь? При этом аналитик не вешает на вас ярлык, но знание о характере и сценарии архетипов и ваших комплексов помогает лучше понимать ваш личный «психический калейдоскоп».

Аналитическая психология

Получив в Базельском университете медицинскую степень по психиатрии, молодой Юнг поступил ассистентом в клинику для душевнобольных под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес к этому душевному заболеванию и привёл его к работам Фрейда. Вскоре они познакомились лично. Образованность и глубина взглядов Юнга произвели на Фрейда колоссальное впечатление. Последний считал его своим преемником, а в 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако уже в 1913 году они разорвали отношения из-за разницы во взглядах на бессознательное, как я уже говорила выше — Юнг выделил коллективное бессознательное, с чем Фрейд был не согласен, а также расширил и дополнил понятие «комплекс» до того вида, в котором оно дожило до наших дней. И уже дальше Юнг пошёл своим собственным внутренним путём. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».

В результате этой «самореализации бессознательного» у Юнга появился целый комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование и идеи Фрейда о бессознательном. Результатом явилось то, что сегодня называется аналитической психологией.

Плюс ко всему юнгианцы (так называют себя психологи-приверженцы теории доктора Юнга — аналитические психологи) активно используют спектр других психологических методов: арт-терапия, психодрама, активное воображение, все виды проективных техник (как, например, анализ рисунков) и т. д. Юнг особенно любил арт-терапию — терапию творчеством. Он считал, что посредством непрекращающейся творческой деятельности можно буквально продлевать свою жизнь. С помощью творчества (арт-терапии), любых спонтанных видов рисования, особенно мандал (схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках), высвобождаются глубокие слои психики.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики всего мира делятся на фрейдистов и юнгианцев. Ортодоксальный психоаналитик-фрейдист уложит вас на кушетку, сядет за изголовьем и будет слушать вас с минимальным проявлением своего присутствия 2–3 раза в неделю по 50 минут. Все визиты, включая пропущенные, оплачиваются. Время не изменяется и не передвигается, даже если вы работаете сутки через трое и не имеете возможности соблюдать договорённости по своему рабочему графику. Зато, когда вы изъявите желание выяснить, почему аналитик к вам так несправедлив и не хочет войти в ваше положение, вам будет задана пара вопросов о том, почему в вашей жизни всё так неудобно складывается? А также — кто обычно в реальной жизни склонен входить в ваши обстоятельства и подстраиваться под вас?

Юнгианцы ведут приём иначе. Как правило, это 1 раз в неделю, и условия могут оговариваться и быть более гибкими. Например, пропущенные по уважительным причинам сессии можно отрабатывать в другое время. Ложиться на кушетку вовсе не обязательно, можно сидеть на креслах и беседовать, как вы привыкли в обычной жизни. Также, помимо диалога, вам могут предложить прокомментировать изображение, пофантазировать вслух, а потом нарисовать свою фантазию или чувство, представить напротив себя кого бы то ни было и с ним поговорить, пересаживаясь то на его место, то обратно на своё, могут предложить слепить что-нибудь из глины или песка…

Границы и правила общения между аналитиком и пациентом всё равно остаются довольно жёсткими, что определяет качество контакта и, соответственно, работы.

Сегодня можно смело утверждать, что все направления психотерапии и практической психологии уходят своими корнями в аналитическую и проективную практику. Таким образом, аналитическая психология — это то, что объединяет в себе базовые знания по психоаналитической практике, коллективный многовековой опыт работы людей со своим внутренним миром и его самовыражением и современные достижения в науке о душе — психологии.

Концепция психологических типов

Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности (эго-ориентации). Согласно его теории, которая богато подкреплена практикой по всему миру вот уже около 100 лет, обе ориентации существуют в человеке одновременно, но одна из них обычно лидирует . Всем известно, что экстраверт — более открытый и общительный, а интроверт — весь в себе. Это популярная версия этих понятий. На самом же деле всё не совсем так, экстраверты тоже бывают замкнутыми. У экстраверта психическая энергия направлена вовне — на ситуацию и окружающих людей, партнёров. Он воздействует сам на всё это, как будто приводя ситуацию и окружающее в «нужный вид». Интроверт же действует прямо противоположно, так, как будто ситуация и окружающее воздействуют на него, и он вынужден всё время отступать, оправдываться или обороняться. В своей книге «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение. Он говорит, что есть два способа приспособления к окружающей среде у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (как у блох, кроликов, вшей) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (как у слонов, ежей и большинства крупных млекопитающих).

Таким образом, в природе существует две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защищаться от неё, строя свою жизнь максимально независимо (интроверсия), или можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоёвывая его (экстраверсия).

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов четырьмя основными психическими функциями. Это мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Как это применяется сегодня?

Ведущий тип личности для практикующего психолога определить несложно, и это даёт массу информации о человеке, в частности о его способе восприятия и выдачи информации и адаптации к реальности.

Например, если у человека ведущая функция — мышление, ему будет трудно говорить о своих чувствах и ощущениях, он будет всё сводить к фактам и логике. У человека с ведущим экстравертным мышлением жизнь проходит под гнётом чувства справедливости. Чаще всего это военные, директора, учителя (математики, физики). Все они, как правило, тираны, поскольку у них сильно построены причинно-следственные связи, им сложно представить, что по какой-то причине их можно нарушать, они фокусируются всегда на объективных фактах окружающего мира, имеющих практическое значение.

А вот например, человек с ведущей интровертной интуицией будет сосредоточен на внутреннем мире и собственных представлениях о внешней реальности, он спокойно относится к окружающим его людям и предметам, предпочитая проживать свою жизнь внутри, нежели производить впечатление снаружи.

На основании типологии Юнга создана масса упрощённых подобий, самое известное из которых — соционика.

Ассоциативный метод

Началось всё с метода свободных ассоциаций Фрейда. По Фрейду, вы должны давать ассоциацию на только что возникшую ассоциацию. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке. Предполагается, что в результате вы должны выйти на свой Эдипов комплекс.

Юнг же однажды обратил внимание на то, что над какими-то словами в ассоциативном ряду люди задумываются дольше, чем над другими. Он подумал, что сильные эмоции вызывают ступор или «кашу в голове», и по этой причине выдать резкую реакцию сложнее. Так родился ассоциативный эксперимент Юнга, который прекрасно показан в фильме «Опасный метод». В данном эксперименте Юнг доказывает, что ключевым значением является именно время, затраченное на построение ассоциации. Позже анализируются слова, которые заставляют задуматься (обычно более, чем на 4 секунды), и интерпретируются смыслы ассоциаций.

Как это применяется сегодня?

В дальнейшем на основании своего ассоциативного эксперимента и фрейдовского свободного ассоциирования Юнг создал метод амплификации, когда вокруг одного образа (ворон в нашем примере) собирается множество ассоциаций, образов из культурного наследия, мифологии, искусства, приводящих пациента к осознаванию комплекса, стоящего за этим.

Теория сновидений

С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознавание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике. Например, человек может рассердиться на своего друга, но гнев его быстро проходит. Во сне он может ощущать сильную злость на этого друга. Сохранившийся в памяти сон возвращает сознание человека к уже пережитой ситуации, чтобы привлечь его внимание к сильному чувству гнева, которое было подавлено в силу каких-то причин.

Так или иначе, сновидение рассматривается как прорыв бессознательного содержания в сознание.

Когда пациент рассказывает психоаналитику свой сон, последний может использовать не только ассоциативный ряд пациента, но и знания об архетипах, иерархии и структуре символов. Также интерпретировать сновидения позволяют ещё и сказочные, мифологические сценарии.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики и аналитические психологи интерпретируют сновидения, и это является частью их работы точно так же, как первичное интервью, активное воображение или ассоциативный тест. Вас могут спросить на первом сеансе психоанализа о ваших самых важных снах или о том, что, возможно, приснилось вам накануне первого визита. Для аналитика это будет очень важная информация, не только диагностического, но и прогностического характера — нередко первый сон в анализе описывает будущую работу.

Наталья Кожина

Комплекс. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий

Комплекс

Еще в 1902 году, работая в клинике Бургхольцли в Цюрихе, молодой Юнг принялся за разработку теста словесных ассоциаций как средства обнаружения бессознательных корней душевных заболеваний. Чрезвычайно простой по технике тест состоит из серии поочередно представляемых испытуемому слов, и на каждое предъявленное слово от него требуется спонтанный ассоциативный вербальный ответ, временная задержка в получении которого регистрируется хронометром. Изучение ответных реакций субъекта, как вербальных, так и невербальных, способно указать на то, что Юнг вначале назвал «эмоционально нагруженными комплексами» (Jung, С. W., vol. 2, р. 72), а позже — «чувственно-тонированным комплексом идей» в бессознательном (Jung, С. W., vol. 2, р. 321), который препятствует нормальному течению словесной ассоциации и который определенно связан с какой-то патологией пациента. Эти чувственно окрашенные комплексы, позднее названные Юнгом просто комплексами, по его мнению, состоят из двух компонентов: группы психических репрезентаций и отчетливого чувства (самого разного по своему характеру), привязанного к этой группе психических содержаний. По определению Юнга, комплекс является «аггломерацией ассоциаций — чем-то вроде слепка более или менее сложной психологической природы — иногда травматического, иногда просто болезненного аффектированного характера» (Юнг, 1994а, с. 46).

Комплекс несет в себе определенную энергию и образует как бы отдельную маленькую личность. Отдельные комплексы, образуя вкупе целостную структуру психики индивида, являются сравнительно автономными группами ассоциаций, имеющих тенденцию жить своей собственной жизнью независимо от сознательных намерений этого индивида.

Комплексы могут быть бессознательными — вытесненными в силу болезненности связанного с ними аффекта или неприемлемости самих репрезентаций, но они могут и осознаваться и, по крайней мере, частично разрешаться. С точки зрения Юнга, комплекс, помещаясь в бессознательной части структуры психики, представляет собой совершенно нормальное явление, в то время как Фрейд считал комплексные проявления патологическими. Любой комплекс имеет элементы, связанные с личным и коллективным бессознательным.

Процессы, протекающие в сознании и бессознательной сфере, осуществляются в соответствии с различными принципами. Принципами сознания являются отражение, рефлексия; для бессознательного характерен принцип автономности. Бессознательное рефлектирует не внешний мир, а самого себя. Это происходит потому, что в каждом индивиде живет настойчивое стремление к внутреннему единству, при котором различные комплексы, противоположности, все составляющие его личности должны уравновешивать друг друга, а сознание — находиться в двусторонней связи с бессознательным. Для Юнга личность выглядела как результат некоего усилия, достижения, а не просто как нечто дарованное.

Если бессознательное вместе с сознанием может восприниматься как взаимоопределяющий фактор, если мы сможем жить так, чтобы максимально учитывать потребности сознательного и бессознательного, тогда сместится центр тяжести всей нашей личности. Он перестанет пребывать в Эго, которое вряд ли является единственным центром психики, и окажется в гипотетической точке между сознательным и бессознательным. Этот новый центр можно было бы назвать самостью (Jung, С. W., vol. 13, par. 67).

В качестве примера рассмотрим группу чувственно окрашенных, или тонированных, идей («комплекс чувств определенного тонуса», по выражению самого Юнга), связанных с переживанием образа матери, то есть материнский комплекс.

Материнский комплекс — это потенциально активный компонент психики любого человека, получающий информацию прежде всего в результате опыта общения со своей матерью, а также из значимых контактов с другими женщинами, коллективных предположений и допущений. Констелляция материнского комплекса имеет различные результаты в зависимости от того, появляется он у сына или у дочери.

Типичными проявлениями этого комплекса у сына являются гомосексуальность и донжуанство, а иногда и импотенция (хотя здесь играет роль и отцовский комплекс). В гомосексуальности вся гетеросексуальность сына оказывается привязанной к матери в бессознательной форме; в донжуанстве он бессознательно ищет свою мать в каждой встречаемой им женщине (Jung, С. W., vol. 9i, par. 162).Материнский комплекс мужчины находится под влиянием контрсексуального комплекса — анимы. В той степени, в которой мужчина способен установить хорошие отношения со своей внутренней женщиной (вместо того чтобы оказаться одержимым ею), даже негативный материнский комплекс может иметь положительные результаты.

Его Эрос может быть прекрасно дифференцирован вместо или же в дополнение к гомосексуальности… Это дает ему большую способность к дружбе, которая часто создает узы удивительной нежности между мужчинами… Аналогично своему негативному аспекту донжуанство может проявляться и положительно в виде смелой и непоколебимой мужественности, амбициозного стремления к высоким целям; оппозиции всевозможной глупости, узколобости, несправедливости и лени; готовности жертвовать ради того, что рассматривается как правое, порой граничащей с героизмом; в виде упорства, настойчивости, несгибаемости и твердости воли; любопытства и любознательности, которые не уклоняются от загадок Вселенной;и в конечном счете как революционный дух, который страждет утвердить новое лицо мира (там же, par. 164).

У дочери влияние материнского комплекса варьирует от стимуляции женского инстинкта до его подавления. В первом случае перевес инстинкта ставит женщину в положение, в котором она осознает себя лишь в качестве женщины-матери и остается бессознательной в отношении остальных аспектов своей личности.

Преувеличение женского начала приводит к интенсификации всех женских инстинктов, прежде всего материнского инстинкта. Негативный аспект последнего просматривается у женщины, единственной целью которой является рождение детей. Для такой женщины муж лишь инструмент для зачатия ребенка, и она рассматривает его просто как объект, за которым необходимо присматривать, так же как необходимо присматривать за детьми, бедными родственниками, котами, собаками, курами и мебелью (Jung, С. W., vol. 9i, par. 167).

Во втором случае женский инстинкт подавляется или полностью стирается. В качестве замены возникает чрезмерно развитый Эрос, и это почти неизменно приводит к бессознательному инцестуозному взаимоотношению с отцом. Такой напря-

(женный Эрос выражается в чрезмерном акценте на личности другого человека. Ревность к матери и желание превзойти ее становится главным мотивом последовательно предпринимаемых действий и обязательств (там же, par. 168).

В другом случае подавление женского инстинкта может привести женщину к отождествлению с собственной матерью. Она совершенно не осознает своего материнского инстинкта и своего Эроса, который в этом случае оказывается спроецированным на саму мать.

В качестве суперженщины (непроизвольно обожаемой дочерью) мать проживает за нее заранее все то, что девочка могла бы прожить сама. Она довольствуется тем, что остается безотчетно преданной своей матери и в то же время бессознательно стремится почти против собственной воли тиранить ее. Естественно, под маской полной лояльности и преданности. Дочь ведет теневое существование, и часто кажется, будто мать отсасывает у нее жизнь и словно продлевает свою собственную этими постоянными вливаниями свежей крови (там же, par. 169).

Из-за своей очевидной и видимой «пустоты» женщины такого типа оказываются хорошими крючками для мужских проекций. Оказываясь преданными, жертвенными женами, они часто проецируют собственные бессознательные способности, умения, талант на своих мужей.

И тогда мы наблюдаем ситуацию, в которой абсолютно ничтожный, незначительный мужчина, казалось бы, не имевший никакого шанса в жизни, вдруг достигает на каком-то ковре-самолете самых высоких общественных вершин (там же, par. 182).

По мнению Юнга, между этими тремя крайними типами существует множество промежуточных стадий, важнейшей особенностью которых является переполняющее сверхсопротивление матери и всему тому, что она собой знаменует.

Главным во всех случаях является не возвышение или ослабление женского инстинкта, а защита от сверхвластия матери. И здесь мы сталкиваемся с «ярким примером негативного материнского комплекса. Девизом такого [усредненного] типа является: все что угодно, лишь бы это не напоминало мать… Все инстинктивные процессы сталкиваются с неожиданными трудностями, будь то сексуальность, которая проявляется соответствующим образом, или дети, оказывающиеся нежелательными, или материнский долг, который воспринимается как невыносимый, или требование супружеской жизни, встречающее нетерпение и раздражение» (Jung, С. W., vol. 9i, par. 170).

Такая женщина часто оказывается более состоятельной и достигает более высокого уровня осознанности там, где ее мать не имеет успеха, а именно в деятельности, связанной с логикой. Если же она может преодолеть свою простую реактивную установку по отношению к реальности, то позднее в своей жизни она придет к более глубокому принятию собственной женственности.

Благодаря присущим ей ясности, деловитости и маскулинности женщину этого типа часто можно обнаружить на высоких ступенях социальной лестницы, где ее часто открытая с большим запозданием материнская женственность под руководством холодного рассудка разворачивает благодатную деятельность. Эта редкая комбинация женственности и маскулинного понимания оказывается ценной не только в чем-то внешнем, но и в области душевной интимности (Jung, С. W., vol. 9i, par. 186).

В центре любого материнского комплекса находится архетип матери, который означает, что в основе эмоциональных ассоциаций со своей матерью как у мужчин, так и у женщин лежит коллективный образ вскармливания и безопасности, с одной стороны, и пожирающего обладания — с другой (негативная мать).

Все комплексы имеют архетипическую составляющую, оказываясь, по выражению Юнга, viaregia* к личному и коллективному бессознательному (Jung, С. W., vol. 8, р. 101). Образно комплекс можно представить в виде растения, Королевской дорогой (лат.). часть которого растет и цветет над землей, в сознании, а часть остается невидимой под землей, где она укоренена и получает питание вне рамок сознания.

Литература

Сэмуэлс Э. Юнг и постьюнгианцы. — М., 1997. С. 88–98.

Юнг К. Г. Обзор теории комплексов // Юнг К. Г. Синхронистич-ность. — М.; Киев, 1997. С. 121–136.

Юнг К. Г. Психологические аспекты архетипа матери // Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996. С. 30–51.

Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996.

Jung С. G. Psychoanalysis and Association Experiments // Jung С. G. Collected Works.- Princeton University Press, 1973. Vol. 2.Par. 660–727.

Jung СG.The Psychological Diagnosis of Evidence //Jung C. G. Collected Works.- Princeton University Press, 1973. Vol. 2.Par. 728–792.

Jung C. G.The Psychological Foundations of Belief in Spirits // JungC. G. Collected Works. — Princeton University Press, 1969. Vol. 8.Par. 570–600.

Jung C. G.The Psychopathological Significance of the Association Experiment //Jung C. G. Collected Works. — PrincetonUniversityPress, 1973. Vol. 2.Par. 863–938.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

«Комплекс» и миф

«Комплекс» и миф Д-р мед. В.М. КранефельдтОбманчива почва, на которой мы сооружаем психологические теории. Если все наше знание является незавершенной работой, то уж. тем более наше знание о душе. Но нигде мы не поддаемся столь легко иллюзии считать часть целым, как здесь,

Комплекс бедности

Комплекс бедности Прежде чем начать говорить об этом близком родственнике комплекса неполноценности, уточним значение термина, который часто употребляют совершенно бездумно. Итак, комплексом мы называем объединённую одним эмоциональным зарядом совокупность

МАТЕРИНСКИЙ КОМПЛЕКС

МАТЕРИНСКИЙ КОМПЛЕКС Многие женщины часто считают себя единственным ответственным взрослым человеком в семье. Своих мужей или приятелей они воспринимают как детей. Конечно, на работе мужчина умеет общаться, решать проблемы, добиваться позитивных результатов и получать

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности Первый самый сильный комплекс – мой любимый комплекс, на котором я очень люблю играть – комплекс неполноценности. Как им управлять? Доказывая свою полноценность, человек может творить чудеса.У меня есть один очень хороший знакомый по прозвищу

Комплекс «слабо»

Комплекс «слабо» Тоже очень сильный комплекс.Как он работает? Вы спрашиваете персону: «Вы действительно можете решать эти вопросы, или надо искать вашего руководителя?» «Нет, конечно, я, только я!»Что вы сделали? Вы поставили под сомнение ранг человека, а значит, и его

Комплекс вины

Комплекс вины Еще один мой любимый комплекс – комплекс вины. Или, как я его называю, «Ну как же ты мог?» Кто использует его с самого нашего детства? Родители. «Мы для тебя, а ты!» Помню, что в ответ, ребенком, я топал ногами и кричал: «Я вас не просил!» Действительно, вы же не

8. Эдипов комплекс.

8.  Эдипов комплекс. Развитие ситуации Эдипа и отношение ребенка к родителям, братьям и сестрам великолепно описаны в книге:J. С. Flugel. The Psychoanalogical Study of the Family. London: Hogarth Press, 1939 (first printed in 1921).См. также:W. N. Stephens. The Oedipus Complex: Cross-Cultural Evidence. Collier-MacMillan, 1962.Более позднее психологическое

6 КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

6 КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ РАННЕЕ ДЕТСТВОТеперь мы можем понять, что отношение обделенных жизнью детей к жизни как таковой и к себе подобным отличается от взглядов тех, для кого бытие было радостью с самого раннего возраста. Мы можем констатировать следующий непреложный

Комплекс

Комплекс Еще в 1902 году, работая в клинике Бургхольцли в Цюрихе, молодой Юнг принялся за разработку теста словесных ассоциаций как средства обнаружения бессознательных корней душевных заболеваний. Чрезвычайно простой по технике тест состоит из серии поочередно

Комплекс одиночества

Комплекс одиночества Этот комплекс имеет целый ряд разновидностей: комплекс отверженного, комплекс неприятия жизни, окружающей среды. В основе его лежат серьезные и болезненные ощущения: страх быть оставленным, страх невостребованности, страх пустоты и бесцельно

Родительский комплекс

Родительский комплекс И эта проблема многолика. Родительский комплекс способен принести непоправимый вред не только своему обладателю, но и его потомкам. Одно из лиц страдания: родитель не принимает, не уважает, не ценит собственных детей, особенно если видит в них

Комплекс

Комплекс Комплекс несет в себе определенную энергию и образует как бы отдельную маленькую личность. Отдельные комплексы, образуя вкупе целостную структуру психики индивида, являются сравнительно автономными группами ассоциаций, имеющих тенденцию жить своей

Теория комплексов Юнга – NAAP

Барбара Миллер*

Комплекс, по определению К. Г. Юнга, представляет собой структуру психики, которая объединяет сходные чувственно настроенные элементы. Каждый комплекс объединен одной и той же эмоцией, и каждый комплекс объединен и организован общим смысловым ядром. То есть комплекс организует опыт, восприятие и аффект вокруг постоянной центральной темы.

Каким образом или как комплекс виден? Один из способов — наблюдение за стереотипными моделями поведения. Конечно, человечество наблюдало за моделями поведения бесчисленных поколений, и мы можем отдать должное Юнгу за его методологию в этом вопросе, которая была обширной. Он рассмотрел размышления человека о моделях поведения в другие эпохи и в других культурах. Для нашего понимания юнговской теории комплекса может быть полезно сначала взглянуть на непосредственных предшественников юнговской теории, а затем углубиться в использование Юнгом мифологии.

Среди предшественников, сформулировавших идеи о том, что Юнг позже назовет комплексом, были Жан-Мартен Шарко, Пьер Жане и Йозеф Брейер, тесно сотрудничавшие с Фрейдом. Каждый сделал важные наблюдения.

Жан-Мартен Шарко, известный своими исследованиями истерического паралича, заявил в лекции в мае 1885 года: «Идея, связанная группа связанных идей оседает в уме наподобие паразитов, оставаясь изолированными от остальную часть разума и внешне выражая себя через соответствующие двигательные феномены…» (Элленбергер 1970, 149).

Пьер Жане сформулировал свои наблюдения за истерическими больными в терминах навязчивых идей. Эти навязчивые идеи у истерических пациентов представляют собой мысли или ментальные образы, которые приобретают преувеличенные размеры, имеют высокий эмоциональный заряд и становятся изолированными от привычной личности или личного сознания (см. Monahan 2009, 40). Навязчивая идея облегчала механизм, известный во времена Жане как «расщепление сознания» или диссоциация.

Юнг согласился с основным аргументом Пьера Жане о том, что, когда человек испытывает эмоции, подавляющие его способность предпринять соответствующие действия, память об этом травматическом опыте расщепляется, и возникает диссоциация. Взгляд Джанет на диссоциацию заключался в том, что она по своей сути патологическа. Юнг, в отличие от Жане, рассматривал диссоциабельность психики как принципиально нормальное и универсальное явление. Юнг знал о потенциально катастрофических психологических последствиях крайней диссоциации, но считал диссоциацию фундаментальным элементом работы психики. С этой точки зрения Юнг предвосхищает современные исследования диссоциативных расстройств, рассматривая диссоциабельность как континуум, простирающийся от нормальных до серьезно ненормальных состояний. Процитирую Юнга по этому поводу:

Обратимся сначала к вопросу о склонности психики к расщеплению. Хотя эта особенность наиболее отчетливо наблюдается в психопатологии, в основе своей это нормальное явление. .. Речь идет не об истерической множественной личности или шизофренических изменениях личности, а просто о так называемых «комплексах», которые полностью входят в сферу нормальный (CW 8, § 253).

Термин «комплекс», используемый Юнгом, обычно рассматривается психоаналитическим сообществом как введенный Цюрихской школой. Однако Йозеф Брейер использовал термин «комплекс» в этом смысле уже в 189 г.3 в его главе «Теоретика» в работе, которую он написал в соавторстве с Фрейдом, «Исследования истерии» (см. Myers 2009, 516). В этой главе Брейер комментирует написание идеи фикс Жане: «Чувственные впечатления, которые не воспринимаются, и идеи, которые пробуждаются, но не попадают в сознание… иногда накапливаются и образуют комплексы — психические пласты, изъятые из сознания; они образуют подсознание» (Там же).

Эти знаменитые наблюдатели отмечают, что травматическое событие может сокрушить эго и вызвать диссоциацию психики. И затем то, что формируется из травмы — то, что Джанет называет фиксированной идеей, а Юнг — комплексом, — может в более позднее время также захлестнуть эго и вызвать диссоциацию психики. Юнг, однако, не полностью согласен с фиксированной идеей Жане в его понимании комплекса, для Юнга комплекс может иметь травматические корни, но не обязательно. Для Юнга комплекс принадлежит к базовой структуре психики, и каждое эмоционально заряженное событие образует комплекс. И так же, как и в случае диссоциации психики, комплексную активность можно наблюдать в континууме, простирающемся от нормальных до серьезно ненормальных состояний.

Чтобы продолжить отслеживание концепции комплекса Юнга через его сотрудничество с коллегами, я обращаюсь к письмам Фрейда/Юнга. Фрейд писал Юнгу в 1908 году: «То одно, то другое обращало мои мысли к мифологии, и я начинаю подозревать, что миф и невроз имеют общее ядро» (Freud/Jung 1979, 106F; Myers, 522). Юнг ответил с выражением интереса, а Фрейд ответил: «Я был рад узнать, что вы углубляетесь в мифологию. Немного меньше одиночества. Мне не терпится услышать о ваших открытиях… Я надеюсь, вы скоро согласитесь со мной, что, по всей вероятности, мифология сосредоточена на том же ядерном комплексе, что и неврозы» (Фрейд/Юнг 19). 79, 160F; Майерс, 523). Затем Юнг писал Фрейду: «Для меня больше нет никаких сомнений в том, что старейшие и наиболее естественные мифы пытаются сказать. Они вполне «естественно» говорят о ядерном комплексе невроза» (Freud/Jung 1979, 162J; Myers 523).

Фрейд и Юнг соглашались, а затем действительно расходились, но здесь они согласились, что один и тот же комплекс может лежать в основе мифа и невроза. Что, конечно, является историей в этой теме, так это использование Фрейдом мифа об Эдипе, который он сформулировал в Эдипов комплекс. Юнг признал свой долг перед Фрейдом в XIX веке.50-х годов, описывая Эдипов комплекс Фрейда как первый архетип. Юнг:

[Эдипов комплекс] — это то, что я называю архетипом. Это был первый открытый Фрейдом архетип, первый и единственный. Он думал, что это архетип. Конечно, таких архетипов много… [но] Фрейд полностью опускает тот факт, что с этим Эдиповым комплексом уже дано обратное, а именно сопротивление ему… компенсация» (Jung 1957, 288-290; Myers, 527). .

На этой ноте введения роли компенсации мы можем рассмотреть еще одного игрока на арене идей о комплексе, и это Альфред Адлер, который также был одно время соратником Юнга и Фрейда. Адлер сделал компенсацию основным понятием своей системы, объясняя невроз стремлением к власти, возникающим как попытка компенсировать чувство неполноценности. Адлер пришел к выводу, что тактика, которую ребенок использует для компенсации своего чувства неполноценности, состоит в том, чтобы попытаться достичь своей цели превосходства, проявляя честолюбие, высокомерие, ревность и ненависть, что является проявлением той стороны его комплекса неполноценности. Когда ребенок прибегает к косвенным средствам, скрываясь за баррикадами, такими как слабость, застенчивость и тревога, ребенок демонстрирует другую сторону своего комплекса неполноценности (Ellenberger, 612).

Юнг мог видеть обоснованность концепций Фрейда и Адлера соответственно об Эдипе и комплексе неполноценности, но Юнг не довольствовался тем, что ограничивал свою концепцию комплекса ни этими примерами, ни корнями детской сексуальности и волей к власти. Можно сказать, что для Юнга мифов было больше, чем миф об Эдипе и гадком утенке.

Кроме того, Юнг нашел применение своей теории комплекса, и ему предшествовали Шарко, Джанет, Брейер и Фрейд, в психологическом объяснении средневекового взгляда на одержимость злым духом. Шарко описывал истерические симптомы как идеи, овладевающие мозгом, а Джанет рассматривала навязчивые идеи и навязчивые идеи. Комментарии Юнга:

Фрейд и Брейер не упускали из виду существенную аналогию с одержимостью, а скорее, следуя средневековой теории, выискивали фактор, вызывающий одержимость, чтобы, так сказать, изгнать злого духа, причем они первыми обнаружили, что патогенные «идеи» были воспоминаниями об определенных событиях, которые они называли «травматическими» (CW 15, § 62).

Что касается собственных взглядов Юнга на обладание, Юнг пишет:

Обладание, хотя и устарело, никоим образом не устарело; изменилось только название. Раньше говорили о «нечистой силе», теперь мы называем их «неврозами» или «бессознательными комплексами». Здесь, как и везде, название не имеет значения. Факт остается фактом: достаточно небольшой бессознательной причины, чтобы разрушить судьбу человека, разрушить семью и продолжать работать из поколения в поколение… (CW 18, § 1374).

Юнг разработал свою теорию комплекса во время применения Эксперимента со словесными ассоциациями. Юнг начал свои исследования ассоциаций под руководством директора клиники Бургхольцли Ойгена Блейлера. Внимание Юнга было обращено на так называемые недостатки или ошибки, на то, где были нарушенные реакции на Испытание. Юнг пришел к выводу, что внимание должно быть нарушено изнутри, т. е. так называемые ошибки в Тесте появились из-за бессознательных тенденций, нарушавших ход сознательных намерений, и именно эти бессознательные тенденции Юнг назвал «комплексами». Постановка и процедура теста могут помочь нам в понимании комплекса. У тестировщика есть список из 100 слов и секундомер. Тестирующий говорит слово, а тестируемый отвечает первым словом, которое приходит ему в голову. Тестер с секундомером записывает прошедшее время и каждый ответ. Тест переходит ко второму этапу. Тестер повторяет те же 100 слов и просит испытуемого ответить тем же словом, которое было сказано в первый раз. Юнг наблюдал, что на некоторые слова испытуемому требовалось больше времени, чтобы ответить, и часто это были те же слова-стимулы, на которые испытуемый не мог воспроизвести свою реакцию во время второго раунда. Юнг считал, что слово-стимул вызвало комплекс.

Когда комплекс активен, запущен или, как мы говорим, «констеллирован», ошибка является одной из типичных реакций. Кроме того, отмечаются сужение поля зрения, понижение сознания, автоматизм действия, забывчивость.

Приведу пример переживания комплекса. Это будет из моего собственного репертуара и все еще свежо в моей памяти. Недавно я забронировал в Интернете рейс в Лос-Анджелес для себя и для своего партнера Сигвальда. После бронирования процедура запросила даты нашего рождения. Передо мной была написана дата рождения Зигвальда, и я смотрел прямо на дату, когда печатал. Однако вместо месяца рождения Зигвальда я ввела месяц рождения моего бывшего мужа. В то время я не осознавал своей ошибки, но в тот вечер перед тем, как лечь спать, у меня были смутные сомнения.

Влияние комплекса на сознание может быть как большим, так и очень слабым. В основном, комплекс будет иметь повышенную силу или потенциал, чтобы затмить сознание, когда нет осознания комплекса. Итак, чтобы продолжить наше понимание комплекса, необходимо рассмотреть сознание, а вместе с ним и структуру эго. Цитируя Юнга, «Эго — это психологическое выражение прочно связанных комбинаций всех телесных ощущений. Поэтому собственная личность есть самый прочный и крепкий комплекс — и (если позволяет здоровье) выдерживает все психологические бури» (CW 3 §83).

Согласно юнгианской психологии, архетипическое «я» является формирующим принципом в развитии человека. Сначала ребенок не осознает своего комплекса эго. «Я» направляет комплекс эго по мере того, как он становится все более сознательным. И комплекс эго становится более сознательным благодаря переживанию физического «я» и благодаря вниманию опекуна к ребенку. Эго-комплекс также включает личную историю индивидуального развития сознания и самосознания.

Комплекс эго находится в отношениях с другими комплексами. Характер этой взаимосвязи может быть определяющим фактором здоровья. Например, комплекс может подавлять эго, вызывая фрагментацию комплекса эго (как при психозе), или эго может идентифицировать себя с комплексом, что приводит к раздуванию. Невроз содержит комплекс, отличающийся от других комплексов накопленной им энергией и тем самым оказывающий сильное влияние на комплекс эго.

Могут быть противоречивые тенденции между комплексом эго и другим полубессознательным комплексом; то есть конфликт между тенденциями, принятыми эго-сознанием, и неприемлемыми тенденциями, выраженными комплексом. Конфликт сам по себе не является патологией. Юнг рассматривал конфликт и напряжение между противоположностями как неизбежный аспект жизни и процессов развития. Конфликт коренится в человеческом состоянии и выражает, цитируя Юнга, «очевидную невозможность утверждения всей своей природы» (CW 8 §204).

Юнг делал акцент на настоящем и фактическом отношении человека. В конфликте заложено потенциальное развитие; есть динамизм в напряжении противоположностей. То, что сделало человека больным, могло также содержать семена исцеления. Личная трудность может быть инструментом расширения ограниченных понятий.

Может быть полезен пример работы с комплексом. В одном подходе терапевт рассматривает регистрацию эмоций пациента. Здесь я привожу вымышленный случай, на самом деле составной из многих случаев, когда в жизни человека играет роль определенная эмоция, в данном случае чувство вины. В молодости эта пациентка не чувствовала вины. Она говорила: «Я никогда не чувствую себя виноватой». Позже, выйдя замуж, она вышла замуж за человека, о котором говорила: «Он почему-то всегда заставляет меня чувствовать себя виноватой». В анализе работа заключалась в том, чтобы построить мост, соединяющий оба опыта. Кроме того, религиозная символика расширила ее охват. В настоящее время чувство вины — это доступная ей эмоция, она не отвергается и не овладевает ею.

В данном случае чувство вины как будто было запретной возможностью, которую она эффективно убрала из поля зрения своей мыслью: «Я никогда не чувствую себя виноватой». А потом чувство вины стало своего рода преследованием в ее жизни. Рабочий метод состоит не в том, чтобы просто снять подавление вины, не в том, чтобы сказать: «Хорошо испытайте чувство вины, и тогда все закончится». В качестве терапевтической проблемы Юнг не выступает за простое высвобождение сильно заряженной эмоции, но направляет свое внимание на диссоциацию психики. Комплекс вызывает диссоциацию психики, и проблема состоит в том, как интегрировать эту диссоциацию.

Юнг написал нам хороший личный пример проблемы, вокруг которой мы крутимся. В юности у него было видение насрать на Базельский собор. Сначала он испытал запреты формирующегося видения; было крайнее напряжение. Когда он, наконец, разрешил видение, он почувствовал, что это важно для его психического здоровья. Отец Юнга был пастором, и мы можем следовать за Юнгом в его интерпретации этого видения, что Юнг испытывал растущую критику своего отца. У всех нас есть конфликт с отвержением, будь то наше неприятие другого, или неприятие со стороны другого, или наше собственное неприятие в самокритике. Мы не можем рифмовать две наши позиции «Я рядом с тобой» с «Я далеко от тебя». Признание того, что это «так кажется», — это шаг к конфликту. Отсутствие конфликта усиливает комплекс.

Наш рабочий метод интеграции диссоциации включает работу со сновидениями. В сновидениях разница в склонности комплекса к склонности комплекса эго может проявляться в персонифицированной форме. Что нам делать, например, с этим сном: «Я разговариваю со своим начальником, и нам мешает сердитый байкер». В первую очередь рассматриваются ассоциации сновидца, а затем такие вопросы терапевта, как «Какого рода гнев был у байкера?» По ответу сновидца терапевт может почувствовать, насколько близок или далек такой гнев от осознания сновидца, и сновидец поддерживает представление о том, что такой гнев возможен. Положительным результатом может быть то, что в конце сеанса сновидец вспоминает, что он действительно был зол на своего начальника, тогда как его первая ассоциация была в том, что он никогда не сердился на своего начальника.

Предложение, которое, как мне кажется, может быть ценным для работы с комплексами и которое эффективно делать самостоятельно, состоит в том, чтобы спросить себя: «Это правда?» а затем: «Разве это не правда?» Это, например, может быть определенное мнение или чувство; возможно, «Они игнорируют меня». Спросите себя: «Как это правда, что они игнорируют меня», а затем: «Как это неправда, что они игнорируют меня?» Сюрприз в этом упражнении состоит в том, насколько сложно представить себе один из вариантов. Когда речь идет об относительно интегрированном комплексе, легче представить себе обе возможности. Интеграция комплекса означает, что человек осознает и может регистрировать тенденцию, выраженную в комплексе, который прежде был заперт вне поля зрения; склонность, которая играла бессознательно, но теперь распознается словами: «Ах, ха, я делаю это!» Обычно до интеграции комплекса эту тенденцию можно было увидеть в поведении другого человека – в проекции.

Мой последний пример работы над интеграцией комплекса использует сказки, и я начну его с вопроса, который может быть полезен, следующим образом: «Ребенок знает, что ведьмы существуют, взрослый знает, что ведьм не существует, наш вопрос состоит в том, чтобы ответить, как существуют ведьмы».

Для этого рассмотрим, на что способны ведьмы. Ведьма может обездвиживать, зачаровывать и порабощать. Это эффекты, которые также можно отметить как субъективные переживания констеллярного бессознательного комплекса. То, что ведьма может обездвижить, было отмечено в тесте словесных ассоциаций в виде замедленной реакции, своего рода паралича. Чары, комплекс созвездий может окутать вас облаком иллюзии. Поработить, комплекс может доминировать и эффективно снижать функционирование эго, человек бесконечно повторяет одну и ту же мысль.

Действия ведьмы в волшебной сказке выражали бы субъективный опыт констелляции бессознательного комплекса, и этот комплекс, переживаемый таким образом, можно назвать комплексом негативной матери. Конечно, в сказках есть и добрые феи, и мы могли бы рассматривать Фею-Богоматерь с точки зрения положительного материнского комплекса. Юнг включает в свое понимание формирования комплекса, что архетип имеет два полюса, положительный и отрицательный. Архетип матери демонстрирует положительную заботливую сторону жизни и отрицательную, пожирающую сторону жизни. Сказка «Спящая красавица» прекрасно демонстрирует как положительные, так и отрицательные стороны материнского комплекса. И особенно показательно для нашей темы начало «Спящей красавицы». Родилась принцесса и приглашены мудрые старухи. Однако тарелок всего двенадцать, а мудрых старух тринадцать. Итак, тринадцатая мудрая старуха не приглашена. Первые мудрые старухи даруют ребенку много личных богатств, она будет красивой, она будет очаровательна и т. д. Тринадцатая мудрая старуха приходит без приглашения и проклинает ребенка, говоря, что принцесса умрет в свой тринадцатый день рождения после укола. палец на прялке. Последняя мудрая старуха, которая еще не одарила ее дарами, может только гарантировать, что принцесса скорее погрузится в глубокий сон, чем умрет.

Интересно отметить, что до случая, когда тринадцатая мудрая старуха не была включена в список, по существу ничем не отличалась от других мудрых старух. Отказ превращает эту мудрую старуху в ведьму. И можно сказать, что этот конфликт неприятия преследует дочь по жизни. В реальной жизненной ситуации, где очевиден логический исход этой сказки, дочь, возможно, изначально имела в основном положительный материнский опыт, но мать чрезмерно защищала свою дочь, возможно, в ответ на отказы, которые мать испытывала в своей жизни. Затем неразрешенный конфликт матери обрушился на ее дочь. Мы наблюдаем, что чрезмерно позитивный материнский комплекс может привести к такому результату, как усыпление дочери; дочь никогда не становится самой собой, но является придатком своей матери. Другой способ выразить это состоит в том, что комплекс эго не развивается «достаточно», и дочь продолжает отождествляться со своим материнским комплексом.

Сказка помогает нам представить, как можно поднять этот застой. Мужское начало должно совершать совершенно иное движение, до сих пор не совершавшееся в сказке. Король всего лишь пытался избавить свое королевство от прялок. Мы могли бы сказать, что его метод состоял в том, чтобы попытаться изгнать конфликт. Герой должен прорваться через все, что накопилось за это время. В сказке он пробирается сквозь заросли ежевики и шиповника. До действий героя богатства Земли не питаются, а лишь накапливаются в нерассортированном виде. Мы видим, что Мать-Земля продолжала быть плодородной, но без связи с тем, кто возделывает почву. То есть материнский комплекс без рабочих отношений с сознанием. Когда наш герой достигает принцессы, его присутствие будит ее. Наша героиня может пробудиться к отношениям, оставив позади бессознательное единство с матерью.

Направление роста и здоровья – установить рабочие отношения между эго и комплексом. Работа может быть в форме вопросов или диалога. Вопросы открывают двери комплекса, а комплекс эго укрепляется рефлексией. Некоторые из вопросов, прошедших проверку сегодня:

      • «Есть ли незарегистрированная эмоция?»
      • Видящему сон: «Какой гнев был у байкера?»
      • Интерпретация мнения: «Верно ли это? Разве это не правда?»
      • «Как существует ведьма?»
      • В «Спящей красавице»: «Где конфликт неприятия?»

При работающих отношениях между эго и комплексом происходит интеграция там, где раньше была диссоциация. И личность богаче, разнообразнее и ярче.

Ссылки

Элленбергер, Анри (1970) Открытие бессознательного, история и эволюция динамической психиатрии. Основные книги, Нью-Йорк.

Фрейд, С., Юнг, К.Г. (1979) Письма Фрейда/Юнга. изд. В. МакГуайр, сокращенно А. МакГлашаном. Пан Букс, Лондон.

Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Серия Боллинген, издательство Принстонского университета, Принстон.

———— (1957) «Хьюстонские фильмы» в CGJung Speaking. редакторы G.Mc Guire & RFC Халл. Издательство Принстонского университета, Принстон, 1977.

Монахан, Паула (2009) «К. Г. Юнг: наследник Фрейда или Джанет? Влияние диссоциационизма Джанет на Юнга» в International Journal of Jungian Studies, Vol. 1, вып. 1: 33-49.

Майерс, Стив (2009) «Криптомнестическое происхождение мечты Юнга о многоэтажном доме» в Журнале аналитической психологии, том 54, № 4: 513-531.

Д-р Барбара Х. Миллер — юнгианский аналитик, занимающийся частной практикой в ​​Хилверсюме. Она является членом IAAP и NAAP.

Комплекс — ключевая юнгианская концепция — они негативны?

Комплекс . Эмоционально заряженная группа идей или образов. (См. также Словесный ассоциативный эксперимент .)

[Комплекс] — это образ определенной психической ситуации, сильно акцентированный эмоционально и к тому же несовместимый с привычной установкой сознания. [«Обзор комплексной теории», CW 8, пар. 201.]

via regia к бессознательному … это не сон, как думал [Фрейд], а комплекс , который является архитектором снов и симптомов. И этот через тоже не такой уж «королевский», поскольку путь, указанный комплексом, больше похож на неровную и необычайно извилистую тропинку. [Там же, пар. 210.]

Background Notes

Формально комплексы — это «настроенные представления», которые с годами накапливаются вокруг определенных архетипов, например «мать» и «отец». Когда комплексы констеллированы, они неизменно сопровождаются влияет на . Они всегда относительно автономны.

Комплексы мешают намерениям воли и нарушают сознательную деятельность; они вызывают нарушения памяти и блокировку потока ассоциаций; они появляются и исчезают по своим законам; и они могут временно завладевать сознанием или бессознательно влиять на речь и действия. Словом, комплексы ведут себя как самостоятельные существа. [«Психологические факторы человеческого поведения», там же, пар. 253.]

Комплексы на самом деле являются «осколками души». Этиологией их происхождения часто является так называемая травма, эмоциональный шок или что-то в этом роде, что отщепляет часть психики. Конечно, одна из самых распространенных причин — моральный конфликт, который в конечном счете проистекает из кажущейся невозможности утвердить всю свою природу. [«Обзор комплексной теории», там же, пар. 204.]

Сегодня всем известно, что у людей «комплексы». Что не так хорошо известно, хотя и гораздо более важно теоретически, так это то, что комплексы могут0145 у нас. [Там же, пар. 200.]

Отрицательны ли комплексы?

Юнг подчеркивал, что комплексы сами по себе не негативны; только их последствия часто. Точно так же, как атомы и молекулы являются невидимыми компонентами физических объектов, комплексы являются строительными блоками психики и источником всех человеческих эмоций.

Комплексы — это фокусные или узловые точки душевной жизни, без которых мы не хотели бы обходиться; действительно, они не должны отсутствовать, иначе психическая деятельность зашла бы в роковой тупик. [«Психологическая теория типов», CW 6, пар. 925.]

Комплексы, очевидно, представляют собой своего рода неполноценность в самом широком смысле… [но] наличие комплексов не обязательно указывает на неполноценность. Это означает только то, что существует нечто несогласованное, неусвоенное и антагонистическое, возможно, как препятствие, но также и как побуждение к большему усилию и, таким образом, возможно, к новым возможностям достижения. [Там же, пар. 925.]

Некоторая степень односторонности неизбежна, и в той же мере неизбежны и комплексы. [«Психологические факторы человеческого поведения», CW 8, пар. 255.]

Как мы переживаем негативное воздействие комплекса

Негативное воздействие комплекса обычно проявляется как искажение той или иной психологической функции (чувства, мышления, интуиции и ощущения). Например, вместо здравого суждения и соответствующей чувственной реакции человек реагирует в соответствии с тем, что диктует комплекс. До тех пор, пока человек не осознает комплексы, он подвержен им.

Наличие комплексов само по себе не свидетельствует о неврозе… и тот факт, что они болезненны, не является доказательством патологического расстройства. Страдание — это не болезнь; это нормальный противовес счастью. Комплекс становится патологическим только тогда, когда мы думаем, что у нас его нет. [«Психотерапия и философия жизни», CW 16, пар. 179.]

Отождествление с комплексом, особенно с анимой / анимусом и тенью, является частым источником неврозов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *