Основные компоненты структуры личности
25.06.2015
Первый компонент (блок) структуры характеризует направленность личности, или отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.
Второй блок определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Так, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. То же самое можно сказать и о М. Ю. Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность — сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене. По закону доминанты подчиненная способность усиливает основную, ведущую, способность.
Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.
Третьим блоком в структуре личности является характер, или стиль поведения
человека в социальной среде. Характер — сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность), во вторую очередь -волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно сказать, что морально-волевые свойства составляют действительную основу характера.
Четвертым блоком в структуре личности является темперамент человека как динамическая характеристика протекания его психических процессов. Поэтому свойства темперамента часто называют психодинамическими свойствами. В житейской психологии давно укоренилось представление о четырех темпераментах человека. Однако современная психология характеризует темперамент более многогранно и выделяет не столько типы темперамента, сколько его свойства (активность, реактивность, сензитив-ность, эмоциональность, тревожность и другие).
Последним блоком, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают словом «я». «Я» осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Ключевые слова: Личность
Источник: Поликарпов В.А., Психология личности
Материалы по теме |
---|
Ролевое поведение личности Панфилова А. П., Теория и практика общения |
Личностные тесты Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Процесс воспитания личности Слотин Т.В., Психология личности |
Личность в гуманистической психологии Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2 |
Причины межличностных конфликтов Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина |
Завистливость как устойчивая черта личности Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014 |
Социологическое понятие личности Основы социологии и политологии — Козырев Г. И — Учебник для ссузов — 2008 — 240 |
Бихевиоризм и развитие личности Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Психологическая структура личности
29.09.2011
Личность как целостная сложно организованная система состоит из множества взаимосвязанных элементов (подструктур), каждый из которых имеет определенное функциональное назначение. Они и составляют психологическую структуру личности. Понимание личности предполагает выделение образующих ее элементов, установление характера их связи и функционального назначения. Вопрос о структуре личности в разных теоретических школах решается неоднозначно. Например, в теории личности Алексея Леонтьева в качестве основной структурной единицы рассматривается мотив, а сама личность представляется как система мотивов. В.
Н. Мясищев определяет личность как систему отношений, единицей которой служит отдельное отношение. В психоаналитической концепции личность понимается как система, состоящая из трех структурных элементов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Оно представляет собой множество неосознавемых и нравственно осуждаемых потребностей, мотивов и влечений, выполняющих энергетическую функцию. «Сверх-Я» — это система усвоенных человеком нравственных норм, запретов и ограничений. Они выступают в роли своеобразных нравственных ограничений и контролеров, стоящих на пути бессознательных влечений. «Я» -это сознание человека, представляющего собой арену борьбы «Оно» и «Сверх-Я» и поиска возможностей удовлетворения актуализированных потребностей и влечений.Развитие личности приводит к существенному изменению ее психологической структуры. Она становится социализированной. Поэтому мы считаем целесообразным и возможным более широкое понимание психологической структуры личности. В качестве основных структурных компонентов личности (личностно образующих элементов) можно выделить следующие: потребностно-мотивационный, волевой, познавательный, эмоциональный, характер, способности и самосознание.
Потребностно-мотивационная сфера личности
представляет собой систему устойчивых потребностей и мотивов. Они могут иметь форму интересов, убеждений, идеалов, мечты, влечений, желаний и установок. Эти личностные образования выступают как источники жизненной активности человека и придают его действиям необходимый энергетический потенциал. Без соответствующей мотивации никакие действия просто невозможны. Потребности и мотивы актуализируются в ситуациях, когда для нормального и благополучного существования человека чего-то недостает: пищи, информации, общения и т.д. Субъективно это переживается как состояние дискомфорта в форме соответствующих желаний, влечений и т. п. феноменов.Воля — это система психических действий и механизмов сознательной саморегуляции и реализации человеком собственного поведения: целостной деятельности, отдельных действий и актов общения (содействий). Такое поведение называется произвольным. Именно оно характерно для человека как социального существа.
Познавательная сфера складывается из системы взаимосвязанных познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания. Субъективно они представлены в форме всевозможных образов, представлений, мыслей, фантазий, воспоминаний и т. д. Каждый их них выполняет свои особенные и уникальные функции, которые невозможно компенсировать с помощью других познавательных процессов. Рассмотрим их основное функциональное назначение:
- обеспечивают ориентировку человека в окружающей действительности, в других людях и в самом себе, без которой невозможно выполнение практических действий;
- служат инструментом получения и накопления жизненного опыта человека (информации) в форме субъективных образов, понятий и психомоторных схем всевозможных действий;
- составляют очень важную часть души человека и принимают самое непосредственное участие в ее построении, развитии и функционировании.
Эмоциональная сфера представлена системой психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений или событий. Субъективно они представлены в форме разнообразных по силе, знаку, окраске и продолжительности эмоций: радости, удивления, огорчения, удовольствия и т.п. Они являются составной частью душевной жизни человека. Основная функция эмоций — субъективная оценка значимости предметов, людей, явлений или событий. Они ориентируют человека в том, насколько полезно или вредно для него что-либо (кто-либо). К другим их функциям относится побуждение к активности, воздействие на работу организма и познавательные процессы. Эмоциональные переживания актуализируются в ситуациях столкновения человека с жизненно значимыми ситуациями, которые либо препятствуют, либо способствуют удовлетворению потребностей и мотивов.
Способности — устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного освоения и выполнения деятельности. Они выступают как своеобразные психологические средства (орудия) личности, делающие ее пригодной к деятельности. В них как бы аккумулированы социально выработанные способы оптимального выполнения различных видов деятельности. Особенно ярко они проявляются в сложных и нестандартных ситуациях, требующих поиска принципиально новых нетрадиционных способов действия. Субъективно способности проявляются в форме ощущения легкости выполнения деятельности, удовольствия от ее выполнения, интереса к ней, чувства озарения (инсайта) в момент открытия нового способа.
Характером называется система индивидуальных, устойчивых личностных свойств, проявляющихся в типичных для человека способах поведения в различных жизненных ситуациях и выражающих его отношение к кому-либо или чему-либо: к людям, к деятельности, к Родине, к вещам, к себе и др. (доброта, ответственность, патриотизм, индивидуализм и др.). Каждая черта характера актуализируется в соответствующих ей конкретных жизненных ситуациях, которые являются критическими для нее. В чертах характера зафиксирован социальный опыт человека, то есть усвоенные им общественно выработанные способы поведения. Поэтому характер образует своеобразный каркас личности. Субъективно каждая черта характера проявляется в форме сложных, синтетических психических состояний, включающих в себя эмоциональные переживания, желания, мысли, образы, сомнения и др.
Самосознание — это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности человека выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего. Благодаря самосознанию человек становится хозяином самого себя, то есть он способен планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относиться к себе. В этом и заключается его функциональное назначение. Критическими для актуализации самосознания представляются жизненные ситуации, требующие выделения самого себя в любых своих ипостасях и измерениях: как индивида, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. По своей генетической основе это ситуации преодоления собственной индивидной (природной) сущности. Субъективно самосознание выражается в переживании чувства «Я», которое является неотъемлемым компонентом любых действий, выполняемых человеком в соответствующих ситуациях: Я пишу, Я хочу, Я думаю, Я опасаюсь и т.д. Самосознание является своеобразным ядром, центром, высшей инстанцией и духовной основой личности.
Ключевые слова: Личность
Источник: Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Материалы по теме |
---|
Имплицитные теории личности (ИТЛ) Рождественская Н.А., Способы межличностного познания |
Биологическая теория личности Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Экстраверт и интроверт: различия, тесты Куделин А. С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство |
Макроструктура эмоциональной сферы личности … |
Вытеснение, самосознание, личность Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Что такое быть личностью? Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999 |
Аспекты развития личности. Познавательное развитие Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Эмоциональные качества личности Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Личность: изнутри наружу
Чаще всего мы пытаемся оценить личности людей, когда взаимодействуем с ними. Вы можете сказать, что один ваш друг спокоен и приветлив ко всем, а другой часто холоден и равнодушен. Эти неформальные оценки дают нам намек на то, что означает личность, но психологи рассматривают личность таким образом, что их идеи применимы к каждому из нас.
Откройте для себя еще 10 статей по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Культура
- Психодинамические теории
- Бихевиоризм
- Социальные когнитивные теории
- Теория черт характера
Компоненты личности
Что такое личность? Были сформулированы различные теории, чтобы понять, что означает этот сложный предмет, но сначала мы должны взглянуть на то, что составляет личность. Проще говоря, личность — это сеть мыслей, чувств, действий и моделей поведения, которая отличает одного человека от другого. Хотя личность можно изменить, изменения в ней довольно малы, поэтому большинство психологов считают, что личность человека сохраняется на протяжении всей его жизни. Вот несколько важных атрибутов личности:
- Личность влияет на наши действия и поведение. Личность может быть движущей силой, которая может заставить нас действовать и реагировать на события в нашем окружении.
- Личность постоянна. Действия и поведение человека имеют закономерность, основанную на его личности. Ожидается, что во множестве разных, но так или иначе связанных ситуаций человек будет действовать одинаковым или подобным образом в ответ на сложившуюся ситуацию.
- Личность выражается по-разному. Личность не ограничивается только действиями и поведением. Личность человека можно оценить, внимательно изучив его социальные взаимодействия, близкие отношения, а также чувства и мысли, которые он выражает или отображает.
- Личность бывает психологической и физиологической. В то время как большинство теоретиков утверждают, что личность — это ментальная материя, текущие исследования показывают, что биологические или физические потребности и механизмы влияют на личность человека.
Философские предположения
Основные философские предположения лежат в основе известных нам сегодня теорий личности. В целом существует пять категорий философских предположений, которые обсуждались теоретиками с древних времен. Среди них:
1. Наследственность и окружающая среда (также известные как споры о природе и воспитании)
Эти предположения задают вопрос: «Является ли личность результатом генов или моделируется окружающей средой?» Одни психологи считают, что личность создается биологическими процессами, другие говорят, что она развивается со временем, по мере старения человека. Однако современные теоретики, такие как Роберт Клонингер, утверждают, что личность формируется как генетикой, так и окружающей средой.
2. Свобода против детерминизма
Эти предположения пытаются ответить: «Контролируется ли личность человеком (свободная воля) или она находится вне человеческого контроля (предопределение)?» Идея о том, что личность человека может быть изменена, связана с верой в то, что человек обладает свободой воли и поэтому может управлять своей личностью. С другой стороны, некоторые говорят, что это продолжается до самой смерти, потому что личность создается неконтролируемыми силами.
3. Оптимистичный и пессимистический
Что касается теорий личности, оптимизм — это когда люди могут изменять свою личность, а пессимизм — это когда их личности остаются такими на протяжении всей жизни.
4. Уникальность против универсальности
Такие теоретики, как Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Гордон Олпорт, считали, что люди уникальны друг для друга. С другой стороны, бихевиористы и теоретики познания, такие как Эрик Эриксон и Жан Пиаже, утверждали, что все мы имеем одну и ту же универсальную природу.
5. Активность и реактивность
Согласно гуманистам и теоретикам познания, люди считаются активными исполнителями действий. Напротив, бихевиористы считают, что люди реагируют на внешние раздражители, то есть мы пассивно реагируем на различные ситуации.
Действительно, личность — сложный предмет, который разветвляется на множество идеологий и философий.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляете ссылку/ссылку на эту страницу.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).
Статьи по теме
Страницы по теме:
психология сегодня.com
Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!
Подписаться на @ExplorableMind
Основные компоненты личности — Личность
Последнее обновление: вс, 19 февраля 2023 г. | Личность
На рис. 14.8 центральные или основные компоненты представлены прямоугольниками, тогда как периферийные компоненты представлены эллипсами. Стрелки представляют динамические процессы и указывают направление причинного влияния. Например, объективная биография (жизненный опыт) является результатом характерных приспособлений, а также внешних воздействий. Кроме того, биологические основы являются единственной причиной основных тенденций (черт личности). Систему личности можно интерпретировать либо поперечно (как система работает в любой данный момент времени), либо продольно (как мы развиваемся на протяжении всей жизни). Более того, каждое причинное влияние является динамическим, что означает, что оно изменяется во времени.
Основные тенденции По определению Маккрея и Коста (1996), основные тенденции являются одним из центральных компонентов личности наряду с характерными адаптациями, самооценкой, биологическими основами, объективной биографией и внешними влияниями. Маккрей и Коста определили базовые тенденции как универсальное сырье для личностных способностей и предрасположенностей, которые обычно предполагаются, а не наблюдаются. Основные тенденции могут быть унаследованы, запечатлены в результате раннего опыта или изменены болезнью или психологическим вмешательством, но в любой данный период жизни человека они определяют его потенциал и направление (стр. 66, 68) 9.0003
В более ранних версиях тогдашней теории МакКрей и Коста (1996) дали понять, что многие различные элементы составляют базовые тенденции. В дополнение к пяти устойчивым личностным чертам эти основные тенденции включают познавательные способности, художественный талант, сексуальную ориентацию и психологические процессы, лежащие в основе овладения языком.
В большинстве более поздних публикаций МакКрей и Коста (1999, 2003) сосредоточились почти исключительно на личностных чертах: более конкретно, на пяти измерениях (N, E, O, A и C), подробно описанных выше (см. 14.1). Сущность основных тенденций состоит в их биологической основе и устойчивости во времени и в ситуации.
Глава 14. Теории черт и факторов Айзенка, Маккрея и Косты
Глава 14. Теории черт и факторов Айзенка, Маккрея и Косты
- РИС. Стрелки указывают направление причинных влияний, действующих через динамические процессы. Адаптировано из МакКрэя и Коста (1996).
Характерные адаптации Основные компоненты пятифакторной теории включают характерные адаптации, то есть приобретенные структуры личности, которые развиваются по мере того, как люди адаптируются к окружающей среде. Принципиальное отличие основных тенденций от характерных приспособлений состоит в их гибкости. В то время как основные тенденции довольно стабильны, на характерные адаптации могут влиять внешние воздействия, такие как приобретенные навыки, привычки, отношения и отношения, возникающие в результате взаимодействия людей с окружающей средой. МакКрей и Коста (2003) объяснили взаимосвязь между базовыми тенденциями и характерными адаптациями, заявив, что сердцевиной их теории является «различие между базовыми тенденциями и характерными адаптациями, именно то различие, которое нам необходимо для объяснения стабильности личности» (стр. 187).
Все приобретенные и специальные навыки, такие как английский язык или статистика, являются характерными адаптациями. То, как быстро мы учимся (талант, интеллект, способности), является основной тенденцией; то, что мы узнаем, является характерной адаптацией. Более того, наши предрасположенности и склонности оказывают прямое влияние на наши характерные приспособления. Характерные реакции формируются и формируются базовыми тенденциями. Что делает их характерными, так это их постоянство и уникальность; следовательно, они отражают действие устойчивых черт личности. Вторя Олпорту, они являются адаптациями, потому что формируются как ответ на то, что окружающая среда может предложить нам в любой момент. Они позволяют нам приспосабливаться или адаптироваться к нашей среде на постоянной основе.
Понимание того, как взаимодействуют характерные адаптации и основные тенденции, является абсолютно важным для БПФ. Основные тенденции стабильны и устойчивы, тогда как характерные адаптации колеблются, что делает их подверженными изменениям в течение жизни человека. Характерные адаптации различаются от культуры к культуре. Например, выражение гнева в присутствии начальника является гораздо более табуированным в Японии, чем в Соединенных Штатах. Различие между устойчивыми тенденциями и изменяющимися адаптациями важно, поскольку это различие может объяснить как стабильность личности, так и пластичность личности. Таким образом, МакКрей и Коста предложили решение проблемы стабильности и изменения структуры личности. Основные тенденции стабильны, а характерные приспособления колеблются.
Я-концепция МакКрэй и Коста (2003) объясняют, что Я-концепция на самом деле является характерной адаптацией (см. рис. 14.8), но она получает свою собственную рамку, потому что это очень важная адаптация. МакКрей и Коста (1996) писали, что оно «состоит из знаний, взглядов и оценок себя, начиная от различных фактов личной истории и заканчивая идентичностью, которая придает смысл жизни и последовательность» (стр. 70). Убеждения, отношения и чувства, которые человек испытывает по отношению к себе, являются характерными адаптациями, поскольку они влияют на то, как человек ведет себя в данных обстоятельствах.