Тайны души в работах Карла Густава Юнга
На главную
Размышления о личности, архетипах и гармонии душевного состояния в работах Карла Густава Юнга
Современный мир характеризуется стремительностью и быстротечностью, приоритетностью рационального над иррациональным. Обращение к внутренним переживаниям, рефлексия становятся для человека чем-то второстепенным, а порой — недопустимой роскошью. Вместе с тем, характеризуя психологические состояние современного человека, психологи все чаще говорят о стрессах, дисгармонии, нарушении психологического здоровья. Если обобщить все причины расстройств, то можно усмотреть нечто общее — недостаточную осознанность каких-либо психических проявлений, противостояние бессознательного сфере сознания. Обретение душевного мира, его целостности, согласно исследованиям К.Г. Юнга, возможно только тогда, когда человек бережно изучает глубинный уровень бессознательного. Обращение к работам К.Г. Юнга и их интерпретация поможет современному человеку остановиться и заглянуть в тайны своей души.
Карл Густав Юнг – известный психолог, философ, ученый. Психоаналитическая теория, автором которой он является, истоками уходит в теорию развития личности Зигмунда Фрейда. Карл Густав Юнг — мятежный ученик своего учителя, с имением Юнга связаны понятия «коллективное бессознательное» и «архетип». Психологи, последователи юнгианского подхода, широко используют данные понятия для объяснения причин поступков, изучения личности человека, определения закономерностей развития. Сам К. Юнг рассматривал свои взгляды как попытки и предложения для формирования новой естественнонаучной психологии.
Многие труды Карла Юнга посвящены исследованию тех сфер, которые традиционно относят к мистике, тайне, чему-то, что скрыто от сознания человека, однако, многие положения теории соотносятся с конкретным человеком, его личностью. В книге «Современность и будущее» К.Юнг пишет: «Спасение мира состоит в спасении личной души человека… Ведь, к сожалению слишком ясно, что без обновления духа отдельной человеческой личности не может быть и обновление общества».
Обеспокоенность за судьбу каждого человека, общество звучит во многих его трудах накануне второй мировой войны.Изучая психику человека, К.Юнг выделял четыре её уровня:
- Личное сознание или повседневное «обыденное» осознание связано с пониманием человеком мира, его объектов и явлений и взаимоотношений между ними, а также восприятие человеком самого себя.
- Личное бессознательное, свойственно только для данного конкретного человека, но не осознаваемое им.
- Объективная психика или коллективное бессознательное представляет собой опыт, мудрость, накопленный поколениями, обладает универсальной структурой.
- Внешний мир, мир общих культурных ценностей и норм, отраженный в сознании.
Личное сознание в работах К.Г. Юнга предстает как Персона (от лат «persona» — маска). Это часть сознания человека, которая помогает ему взаимодействовать с внешним общественным миром. Любая культура несет в себе множество ролей (разных масок): отца, матери, сына, дочери, мужа, жены, священника и адвоката.
Комплексы составляют основное содержание личного бессознательного. Юнг понимал под комплексами любые неосознаваемые аффективные состояния, заряженные психической энергией, и связанные друг с другом в ядро и вытесненные в бессознательное. Это пучки ассоциаций, окрашенные одним эмоциональным тоном и вытесненные в бессознательное, являющиеся неприятными для сознания. Если затронуть этот комплекс, то появляются следы легкого эмоционального расстройства, на этой закономерности построен словесно-ассоциативный тест Юнга, предназначенный для диагностики имеющихся вытесненных комплексов.
Личностное бессознательное — это результат индивидуальной жизни индивида, его опыта, в нем скапливается все то, что было подавлено и забыто, множество комплексов в совокупности образуют Тень, темного двойника ЭГО. Встреча ЭГО — сознания и Тени — первый шаг на пути к самости, обретению целостности и путь к индивидуализации, который, по мнению, Юнга должен пройти каждый человек. При этом Тень не просто метафора, а реальная сила, настолько устрашающая, что ЭГО стремится избежать непосредственного столкновения со своей оборотной стороной.
В своем выступлении по лондонскому радио в 1946 году Юнг говорил о единственной войне, которую должен вести каждый человек, — войне с собственной Тенью. Тень проявляется в неконтролируемых эмоциях, неожиданных аморальных поступках, но лучше всего, по мнению Юнга, она заметна у других. Чем больше человек идеализирует себя, чем сильнее упивается собственными добродетелями, тем темнее его Тень.
«Тень — это скрытая, подавленная, низшая и обремененная виной часть личности», — писал К. Юнг. Тень является моральной проблемой каждого человека. Познание человеком самого себя, погружение в воды бессознательного начинается со встречи с Тенью, с этого и начинается процесс индивидуализации, в этом Юнг видит ключевую задачу каждого человека.
Осознание Тени болезненно, «встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным явлениям. Обычно все негативное проецируется на других, на внешний мир» (К.Юнг).
Формирование Тени начинается с раннего детства, когда ребенок сталкивается с тем, что отец и мать ругают и наказывают его за некоторые желания и поступки. Непонимание запретов взрослых, чувство вины, переживание фрустрации, агрессия взрослых воспринимаются ребенком как отвержение.
В творческих работах, сновидениях, тогда, когда ослабевает барьер сознания, человек встречается со своей Тенью. Образ Тени предстает одного пола с человеком, изображенный в мрачных, темных тонах, наделенный негативными свойствами и качествами. Встреча с личным бессознательным вызывает негативные переживания — страх, тревогу, раскаяние, вину. Её скрыто положительная функция связана с проявлением того, что человек в себе отрицает. Это не есть отрицательное ЭГО, человек по своей сущности бинарен, конфликтен, в нем заложено это диалектическое основание — архетип Тени.
Коллективное бессознательное в исследованиях К. Юнга представлено в виде архетипов как доминант бессознательного и представляет собой матрицу, грибницу (гриб — индивидуальная душа). Роль психики в опосредовании отношений человека со средой, установки фиксируются и запечатляются типичные реакции на повторяющиеся условия.
Роль автоматических реакций играют инстинкты. Не только элементарные поведенческие акты вроде безусловных рефлексов, но также восприятие, мышление, воображение находятся под влиянием врожденных программ, универсальных образцов.«Архетип — это пояснительное описание платоновских эйдосов … значит, говоря о содержании коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, изначальными типами, то есть испокон веку намеченными всеобщими образами». По мнению Юнга, архетипы представляют собой некое подобие органов дорациональной психики: «Это постоянно наследуемые, всегда одинаковые формы и идеи, еще лишенные специфического содержания, которое появляется лишь в индивидуальной жизни, где личный опыт попадает в эти формы».
Исследуя архетипы, Юнг обращается к мифологии. Именно с помощью древних мифов сознание по мнению Юнга получает доступ в бессознательное. Известны различные классификации архетипов К.Юнга, они то выступают парами, то представлены одиночно.
Творческий процесс ослабляет контроль сознания и способствует активации архетипических образов. К. Юнг разделяет два типа художественного творчества: психологическое и визионерское. Психологическое творчество основано на функционировании личностного бессознательного и отражает внутренний мир художника, его личностный опыт. Визионерское творчество — это особый дар «творческого огня», поскольку в нем ключевую роль играет коллективное бессознательное, а это значит, что посредством творческих работ художника говорит весь опыт человечества. Такие произведения искусства трогают за душу каждого, встреча с ним является для многих потрясение, катарсисом.
Архетипические образы могут наглядно выступать в символической форме искусства. Описан такой случай: как-то Юнгу родители умершей от болезни девочки принесли альбом с изображением всяких страшных чудовищ. Они хотели узнать у него, не сошла ли их дочь перед смертью с ума. Юнг показал им старинный альбом с изображением таких же чудовищ и сказал, что люди знали о них столетия назад. Это символические звери, являвшиеся ребенку во сне и нарисованные её рукой в альбоме, были свидетельствами нарождающейся болезни.
В каждом художественном образе, в каждой фигуре в искусстве представлен симбиоз частей индивидуальной человеческой души и социального мира, мира культуры, путь страданий и открытый, опыт переживаний и потрясений, несчетное количество раз повторяющееся у наших предков.
Существует великое множество архетипов, но наиболее полно в работах К.Юнга описаны архетипы Анимы/Анимуса, архетип Великой Матери, Отца, Героя, Трикстера, Девы Коры, Младенца, у каждого архетипа свой образ, свои паттерны, каждый из них несет определенное значение для душевного состояния человека. Продвижение человека на пути индивидуализации приводит к встрече с архетипами бессознательного, а сам процесс индивидуализации состоит в гармонии, объединении противоположно направленных установок сознательного и бессознательного. Процесс оздоровления психики состоит в установлении взаимоотношений между различными уровнями психики — сознательным и бессознательным, установление единства и целостности внутреннего мира.
Для дополнительного чтения:
- Юнг К. Г. Психологические типы / Рузер Е. И.. — М.: Госиздат, 1924. — 96 с. — (Психологическая и психоаналитическая библиотека. Вып. 7).
- Юнг К. Г. Архетип и символ. — Москва, 1991. — 304 с. — ISBN 5-7664-0462-X.
- Юнг К. Г. Психологические типы. — М.—СПб.: Прогресс-Универс, 1995. — 718 с.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. — М.: Когито-Центр, 2010. — 352 с. — ISBN 978-5-88373-354-2.
Чем индивидуальное бессознательное З Фрейд отличается от коллективного бессознательного к Юнг )?
Чем индивидуальное бессознательное З Фрейд отличается от коллективного бессознательного к Юнг )?
Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное— информацию психического мира конкретного человека. … Фрейд считал, что бессознательное -это основной уровень психики человека.
Кому из последователей З Фрейда принадлежит теория коллективного бессознательного?
Теория коллективного бессознательного Карла Густава Юнга Карл Густав Юнг – ученик и некоторое время последователь Фрейда, создал собственную концепцию бессознательного. Юнг считал, что бессознательное имеет не биологическую природу, как заявлял Фрейд, а символическую.
Что такое бессознательное в философии?
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты). …
Чем понятие сознание отличается от понятия Бессознательное в философии?
Сознание – производно от бессознательного и составляет лишь незначительную часть субъективной реальности. Бессознательное – вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю.
Что находится в бессознательном?
В бессознательном отображаются скрытые желания человека, закладываются основы мыслей, желаний, поступков, и проч. Именно в бессознательном берет основу все то, что в последствие находит отражение в сознании.
Что такое сознательное?
Связанный с развитием сознания (в 1 знач.), с участием сознания, разума; осмысленный, разумный. Сознательный возраст. Годы сознательной жизни.
Что означает Фрейдовское оно?
Понятие «Оно» (Ид) было позаимствовано Фрейдом у немецкого врача Георга Гроддека, который использовал его для обозначения неизвестной силы, управляющей поступками человека. … «Оно», согласно фрейдовской концепции, служит основой для двух других проявлений личности, содержит энергию для них.
В чем суть представлений Зигмунда Фрейда о природе человека?
Фрейд был убежденным биологическим детерминистом (Kline, 1984). Он полагал, что все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются определенным законам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальным и агрессивным инстинктами.
В чем суть теории личности 3 Фрейда?
Фрейда Зигмунд Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного, предсознательного и бессознательного, — в которых и располагаются основные структуры личности. Третья структура личности — Супер-Эго (Сверх-Я) — не врожденная; она формируется в процессе жизни. …
В чем разница между подсознательным и бессознательным?
Бессознательное – такое содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано. Подсознательное – это те представления, желания, эмоции, воспоминания, которые в силу каких-либо обстоятельств перешли из сознания в бессознательное.
В чем разница между сознанием и подсознанием?
Отличия сознания и подсознания … Сознание формируется в коре головного мозга, а подсознание — в подкорке. Сознание включает в себя опыт и создается в течение жизни Не случайно жизнь человека после того, как он начинает запоминать происходящее, называют сознательной, а действия осознанными.
Что такое подсознание и чем оно отличается от сознания?
Подсознание регулирует инстинкты, а сознание старается их оправдать. Итак, сознание человека управляется его подсознанием. При этом сознание оперирует словами, а подсознание – эмоциями. Сознание и подсознание также отличаются своими функциями.
Как Фрейд и Юнг сделали психологию популярной
Главная » Блог » Когда Фрейд встретил Юнга
Два отца-основателя психотерапии произвели революцию в области психологии, сделав ее популярной.
Зигмунд Фрейд и Карл Юнг имели очень разные подходы к психологии, но оба считаются основателями современного психоаналитического движения. Их усилия в динамичной области сделали школу психологии популярным выбором для обучения, и студенты получают онлайн-дипломы по психологии в рекордном количестве.
Из-за разных точек зрения Фрейда и Юнга большинство из нас предполагает, что два разрозненных пионера были врагами или, по крайней мере, недружелюбно относились друг к другу; по правде говоря, они были близкими друзьями в течение довольно долгого времени.
В апреле 1906 года Фрейд начал переписку с молодым психиатром Карлом Юнгом. Позже они встретились лично, когда Юнг поехал в Вену в 1907 году, и двое мужчин стали верными друзьями. Одна только их первая встреча длилась двенадцать часов. Юнг считал Фрейда «чрезвычайно умным, проницательным и в целом замечательным», а Фрейд считал Юнга своим ровесником, даже называя его «своим старшим сыном» и считая наследником своего психоаналитического процесса.
Со временем в отношениях стали появляться трещины. Хотя Фрейд считал Юнга самым новаторским из своих многочисленных последователей, он был недоволен отказом Юнга от некоторых из его основных психоаналитических принципов. Юнг чувствовал, что концепция Фрейда о бессознательном ограничена, и вместо того, чтобы быть просто резервуаром подавленных мыслей и мотивов, как считал Фрейд, Юнг утверждал, что бессознательное также может быть источником творчества.
Хотя теоретические разногласия определили предел их дружбы, они оба признали, что соответствующие теории другого человека повлияли на их собственные идеи. В конечном итоге Юнг сформировал свою собственную влиятельную психологическую школу, известную как аналитическая психология, в то время как большая часть психоаналитических концепций Фрейда выросла непосредственно из его работы с пациентами. По мере того, как Фрейд пытался понять и объяснить их симптомы, его все больше интересовала роль бессознательного в развитии психических заболеваний.
Прочитайте некоторые из основных принципов психоаналитических теорий, разработанных Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом, и решите, с кем вы больше всего согласны.
Основные концепции Фрейда
- Эдипальный конфликт — Это происходит в возрасте от трех до пяти лет, и фрейдовский Эдипов комплекс состоит из двух частей: ненависти и желания смерти к родителю того же пола, а также любви и привязанности к родитель противоположного пола.
- Перенос и контрперенос — Перенос — это технический термин, используемый для описания бессознательного переноса переживаний из одной личной ситуации в другую. Это часто происходит между пациентом и терапевтом. Контрперенос возникает, когда терапевт отвечает на проблемы переноса пациента своими собственными проблемами переноса.
- Id — Бессознательное, обитель наших инстинктов, импульсов и подавленного материала.
- Эго — Организованная часть структуры личности, включающая защитные, перцептивные, интеллектуально-когнитивные и исполнительные функции. Сознательная осведомленность находится в эго, хотя не все операции эго сознательны.
- Суперэго — Развивается из эдипова комплекса. Моральная часть нашей личности, состоящая из эго-идеала, эталона хорошего поведения, к которому мы стремимся, и совести, того внутреннего голоса, который говорит нам, когда мы плохо себя ведем.
Основные юнгианские концепции
- Эдипов конфликт — Для Юнга Эдипов комплекс имел тенденцию относиться только к опыту детей мужского пола. Девочки испытали комплекс Электры, в котором они рассматривают своих матерей как соперников за исключительную любовь своих отцов.
- Коллективное бессознательное — Бессознательное человека состоит из личного бессознательного (вытекающего из личного опыта) и коллективного бессознательного (вытекающего из унаследованного строения мозга и общего для человечества). Это можно рассматривать как то, как мы обусловлены нашим жизненным опытом, а не как мы основаны на нашей генетической структуре и внешних силах, таких как социальные нравы и условия.
- Теория значимого совпадения или синхронности — Юнговское понятие синхронности состоит в том, что существует принцип, который связывает события, имеющие сходное значение, посредством их совпадения во времени, а не линейного направления или последовательности. Он утверждал, что существует синхронность между разумом и феноменальным миром восприятия.
- Теория психологического развития — Юнг учил, что рост к реализации истинного потенциала личности продолжается на протяжении всей жизни, а не ограничивается, как думал Фрейд, только детством.
Источники: chowk.com; психология.about.com
Карл Юнг: Архетипы и аналитическая психология
- Фрейдистская психология
Исследование области коллективного бессознательного Карла Юнга и живущих в нем архетипов.
Постоянная ссылка Распечатать |
Зигмунд Фрейд (спереди слева) и Карл Юнг (спереди справа) в Университете Кларка, 19 лет.09.
Эта страница доступна для пользователей. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.
Ссылки
- Фрейд, С. (1899). Толкование снов . Лейпциг и Вена: Франц Дойтик.
- Зимбардо, П.Г. (1971). Власть и патология тюремного заключения. Отчет Конгресса. Серийный номер 15, 25 октября 1971 г.
- Юнг, Карл и Делл, С.М. (1939). Интеграция личности (английский перевод). Нью-Йорк: Фаррар и Райнхарт.
Самые читаемые
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты личности
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
Вы зациклились?
Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.
Руководства по самопомощи
Interpret Your Dreams
Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.
Как читать язык тела
Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.
Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены
Если вы один из тех, кто испытывает стресс, когда дело доходит до сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.