Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Концепции личности в психологии: 13. Психологические теории (концепции) личности

Психологические теории развития личности

Понятие о теории личности

Определение 1

Теория личности – систематизированные и научно проверенные положения о личности человека и закономерностях ее поведения.

Основными теориями личности являются:

  • бихевиоризм;
  • когнитивная теория;
  • гештальтпсихология;
  • психоанализ;
  • гуманистическая теория;
  • теория деятельности.

Каждая из этих теорий имеет своей целью показать процесс и закономерности развития личности, ее основные источники и движущие силы. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Бихевиористическая теория личности

Основной идеей бихевиоризма является рассмотрение поведения человека как процесса адаптации простейшего живого существа к окружающему его миру. С точки зрения данной теории – поведение человека – это просто система реакций на поступающий внешний раздражитель.

Основными задачами в исследованиях личности в данной теории являлись:

  • выявление и описание различных типов реакций человека на воздействие окружающей среды;
  • исследование процесса образования данных реакций;
  • предсказание поведения человека, его реакций и определение стимула, вызвавшего данную реакцию.

Замечание 1

Согласно взглядам исследователей, придерживающихся данной теории, главным процессом в развитии личности является механическое научение, не требующее активности человека и его волевых усилий.

Когнитивная теория развития личности

Для данной теории характерно выявление основной черты развития личности — познавательных процессов, происходящих в процессе функционирования человека.

В основе данной теории лежит философская позиция – конструктивный альтернативизм.

Данная позиция придерживается мнения о том, что любая вещь в мире, явление, процесс неоднозначны и относительно каждой из них возможно существование двух и более мнений. Реальность – это осознание человеком процессов, происходящих вокруг него, и у каждого человека эти осознания уникальные и неповторимые. Ничто в нашем мире не является постоянным, окончательным и бесспорным. Все факты и события и весь опыт накопленный человечеством существует только лишь в сознании человека и существует множество способов их истолкования.

Согласно этому каждый человек воспринимает мир сквозь призму сформированных в его сознании моделей – конструктов и у каждого она уникальна и неповторима. Личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего.

Основные положения гештальтпсихологии

Согласно данной теории в сознании каждого человека присутствуют особые целостные структуры – гештальты, которые не разложимы на элементы и для которых характерны собственные законы протекания и развития.

Замечание 2

Психический процесс, который определяет уровень развития психики, с точки зрения гештальтистов – это восприятие. Именно от развития этого процесса зависит поведение человека и понимание окружающей ситуации.

Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. При восприятии происходит вначале «схватывание» целостного образа предмета, а затем его дифференциация. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.

Психоанализ как теория развития личности

Термин «психоанализ» можно рассматривать в трех значениях:

  1. как теорию личности и психопатологий;
  2. как метод терапии личностных расстройств;
  3. как метод изучения неосознанных мыслей и чувств личности.

Ведущая роль в данной теории принадлежит взаимодействию инстинктов, мотивов и влечения, конкурирующих друг с другом в процессе регуляции поведения человека. Согласно этой теории личность – это динамичный и непрекращающийся конфликт процессов и в соответствии с этим поведение человека является непостоянным и детерминированным.

Согласно психоаналитической теории каждый человек является сложной энергетической системой, и поведение его активизируется благодаря единой энергии согласно закону о сохранении энергии. Источник данной энергии для человека – это состояние возбуждения. Каждый человек обладает определенным количеством энергии, подпитывающим его психическую активность, целью же любой поведенческой модели человека является уменьшение напряжения, которое вызвано скоплением данной энергии.

Гуманистическая теория

Сторонники данной теории отводят большое значение субъективному опыту человека, как основному феномену в изучении развития личности и общества в целом.

Каждого человека необходимо изучать как единое целое, в системе его поведенческих реакций и отношения к окружающему миру. В каждом человек заложен огромный потенциал для развития и самосовершенствования и процессы разрушения и деградации личности являются результатом неудовлетворения основных жизненных потребностей или фрустрации.

Теория деятельности С. Л. Рубинштейна

В отечественной психологии основное направление исследований процесса развития и становления личности определила субъектно-деятельностная теория С. Л. Рубинштейна.

Согласно данной теории, психика человека имеет самостоятельную активность и существует в форме психической деятельности

Основной деятельностью субъекта является отражение окружающей действительности и является высшим уровнем активности. Способность к управлению своим поведением и эмоциональным состоянием является основной функцией психической деятельности человека. Именно деятельность определяет неразрывную связь человека и внешнего мира.

Формирование и проявление личности и психики человека происходит в процессе практической и теоретической деятельности, которая протекает в неразрывном единстве данных сторон.

Основным выводом данной теории является мысль о том, что каждая человеческая личность не только развивается как организм, но и имеет свои исторические корни и предпосылки развития.

Опыт, накопленный человечеством, не может существовать в отрыве от личности и человека и наоборот. Эффективность развития личности зависит от его активности и результатов его деятельности. Психические способности личности являются не только предпосылкой поведения и поступков, но результатом их осуществления, в них она не только выявляется, но и формируется.

Психологические аспекты Я-концепции личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Список литературы

1. Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. СПб., 2004.

2. Лаврентьева И.В., Цвелюх И.П. Критерии эффективности процесса повышения квалификации, ориентированного на личностно-профессиональное развитие педагога // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2012. С. 49.

3. Обзор статистики зарплат профессии Педагог-психолог в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia.trud.com/salary/692/78691.html/ (дата обращения: 10.12.2017).

4. Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-109 — О повышении квалификации и аттестации педагогических работников от 24 февраля 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70067892/ (дата обращения: 10.12.2017).

5. Поздеева С.И. Проблемы реализации образовательной деятельности в подготовке и повышении квалификации современного педагога // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review), 2014. Вып. 3 (5). С. 64-69. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482335/ (дата обращения: 10.12.2017).

6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).

7. Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18933/ (дата обращения: 10.12.2017).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Зуева Е.Ю.

Зуева Елена Юрьевна — аспирант, кафедра психологии, Московский инновационный университет, г. Москва

Аннотация: в статье содержится теоретический анализ зарубежных и отечественных типологий теорий личности. Рассматриваются основные подходы к исследованию Я-концепции личности. Представлены методики, позволяющие исследовать Я-концепцию личности.

Ключевые слова: Я-концепция, личность, самооценка, когнитивный диссонанс, побуждения, самоактуализация, защитные механизмы личности.

Подход к исследованию Я-концепции личности в различных зарубежных психологических теориях опирается на положения У. Джемса, К. Роджерса, Э. Эриксона, Ч. Кули и Д. Мида.

У. Джемсу принадлежит концепция личностного Я, рассматриваемого в контексте самопознания. Он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального Я. Многие его формулировки, касающиеся дескриптивной, оценочной и эмоциональной категориальности Я, предвосхитили развитые впоследствии представления о Я-концепции. Он рассматривал глобальное личностное Я (Self) как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект) [2].

По Роджерсу Я-концепция — это представление человека о самом себе. Я — красивый, образованный, интелегентный. Она отражает то, какими мы видим себя в связи с различными ролями, которые играем в жизни. Я-концепция включает в себя: Я-идеальное — это то, какими как мы полагаем мы должны быть или хотели быть, отражает атрибуты, которые человек хотел бы иметь. Я-реальное — это представления человека о самом себе, основанные на прошлом и настоящем опыте, и ожиданиях будущего [8].

Я — реальное отличается от Я-идеального. Я-концепция принимается и регулируется сознанием. Принятие себя таким, каким есть в действительности -признак душевного здоровья.

Позиция индивидуального развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса — это позиция Э. Эриксона, она представлена в периодизации жизненного цикла человека. По его мнению, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Согласно Эриксону, решение задач, характерных для каждого этапа развития зависит как от достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет [11].

Чарльзом Кули и Джорджом Мид был предложен новый взгляд на индивида -рассмотрение его в рамках социального взаимодействия. С их точки зрения символический интеракционизм опирается на три основные посылки:

— люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения;

— эти значения являются продуктом социального взаимодействия;

— эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия [3:4].

Точка зрения Чарлз Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу, индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему окружающие, именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я-концепции [4]. Д. Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.

Я-концепция — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Я-концепция формируется под воздействием различных внешних факторов, которые испытывает индивид. Любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.

По теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, человек испытывает дискомфорт в силу расхождения своих устоявшихся правил поведения и мышления с новой поступающей информацией, фактами. Когнитивный диссонанс имеет место каждый раз, когда человек стоит перед выбором и не уверен в правильности своего решения. Чем сильнее внутренние расхождения, тем выше напряжение. Чтобы его снизить и прийти к балансу, он находит аргументы, чтобы оправдать свой выбор. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия [10].

Одним из первых, кто связал эту точку зрения с Я-концепцией, был Прескотт Леки (1945), он основатель так называемой психологии самоотражения. По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения

177

гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя или окружающих [3].

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе.

Значимость любого из аспектов нашего отношения к собственной личности определяется окружающей средой и поэтому может изменяться. Как уже отмечалось, личность стремится к достижению внутреннего единства и гармонии. Будучи существом социальным, человек становится объектом не только собственных оценок и суждений, но и суждений социального окружения. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам.

У человека существует тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Я-концепция сформировалась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно. Я-концепции в поведение заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Я-концепция как совокупность ожиданий определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, во- вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной.

Понятие «Я» в отечественной психологии рассматривается как особый продукт самосознания, возникающий в процессе его включения в систему социальных взаимодействий. В описании данной категории используется «поуровневый» подход к личности: индивид-личность (А.Н. Леонтьев), индивид-личность-индивидуальность (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов), индивид-субъект-личность (Ш.А. Надирашвили), организм-индивид-личность (В.В. Столин, М.Г. Ярошевский), индивид-субъект-личность-индивидуальность-универсум (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков).

«Я», по определению Д.А. Леонтьева, — это форма переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама себе (Реан, 2002, с. 135). Я имеет несколько граней:

Первая грань Я — это так называемое телесное, или физическое, Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни.

Вторая грань Я — это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций.

Третья грань Я — психологическое Я. Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей.

Четвертая грань Я — это то Я, которое является первичной точкой отсчета, то Я, которое присутствует в формулах: «Мыслю — следовательно, существую».

Пятая грань Я — это самоотношение, или смысл «Я» [5].

Согласно С.Л. Рубинштейну, личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самого в своих отношениях с окружающим.

«Я» — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. К своей личности человек относит свое тело, поскольку овладевает им и органы становятся первыми орудиями воздействия на мир. К своему «Я» человек в еще большей мере, чем свое тело, относит внутреннее психическое содержание. Из психической сферы человек относит к своему «Я» преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент. Но в более специфическом смысле своем, относящемся к его «Я», человек признает только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни [9]. Следовательно, ядром субъекта является «Я» — концепция личности как

178

представление о себе реальном и идеальном и актуализация своих реальных и потенциальных возможностей, самосовершенствование.

Итак, проблеме Я-концепции было уделено немало работ зарубежных и отечественных ученых, таких как: К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.С Арсентьева, Р.Бернса, А.А. Бодалева, А.В. Иващенко, И.С. Кона, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, С.А. Рубинштейна, А.Н. Славской, Э. Эльконина и др.

Исследования Я-концепции в большей степени сводятся к изучению ее отдельных компонентов — когнитивного (представление человека о своих качествах, способностях, внешности, социальной значимости), эмоционального (оценка субъекта самого себя, своих возможностей, потребностей, желаний, интересов), волевого (психическая регуляция деятельности личности) и поведенческого, воплощающего в действие когнитивного, эмоционального и волевого начала в процессе принятия решений [1].

Основными методами исследования Я-концепции личности служить метод наблюдения (самонаблюдения), эксперимент, психодиагностические методы, метод психологического тестирования. Более детализировано рассмотреть Я-концепцию позволяет метод наблюдения и беседа — интервью, вопросы в которой выстраиваются по следующим основным категориям: профессия, семья, независимость, отдых, познание мира, учеба, самоценность, обладание чем- либо, аспекты личности.

Перечислим методики:

Методика диагностики межличностных отношений, предназначенная для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах.

Методика для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я».

Для изучения самопонимания, влияющего на развитие ответственного отношения к деятельности, был предложен метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви.

Для изучения самооценки личности используется «Методику изучения самооценки Дембо-Рубинштейна» и методика Липкиной Т.А. «Три оценки».

Личностный опросник А.Т. Джерсайлда предназначен для оценки таких качеств личности человека, которые в жизни представлены в виде более или менее стойких внутренних эмоциональных состояний, влияющих на отношение человека к окружающим людям и к своей работе с ними.

Методика «Уровень субъективного контроля (УСК) оценивает, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.

Методика Будасси исследования Я-концепции позволяет провести исследование самооценки личности. Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. «Я-концепция» есть сумма «Я-реального» и «Я-идеального».

Методика «Профессиональная Я-концепция личности руководителя» позволяет ответить на волнующие психологию управления вопросы: «Каковы профессионально важные качества руководителя?», «Какова структура его профессиональной Я-концепции?», «Что считать главным, а что второстепенным для современного руководителя?».

К проективным методикам исследования Я-концепции можно отнести тематический апперцептивный тест (ТАТ), который применяется для выяснения тех особенностей личности, которые проявляются в социальной среде и в социальных отношениях [6:7].

На современном этапе развития психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира личности человека, стержнем которого является ее Я-концепция.

Таким образом, Я-концепция — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Я-концепция формируется под

179

воздействием различных внешних факторов, которые испытывает индивид. Любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие.

Я-концепция является результатом личностного развития человека. Это система самовосприятия, понимания, определения себя субъектом, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой. Это относительно устойчивая система выражения множественных Я, система установок, направленных на самого себя.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) Избраннее психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.

2. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М.:Педагогика, 1991.

3. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов // Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. М.: Аспект Пресс, 2002.

4. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея Пресс, 2000.

5. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011.

6. НемовР.С. Психология. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2003.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие. М.: Юрайт, 2014.

8. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: «Эксмо-Пресс», 2001.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002.

10. ФестингерЛ. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999.

11. Эриксон Э. Трагедия личности. Издательство: СПб: «Эксмо», «Алгоритм», 2008.

ФАКТОР ТАКТИЛЬНОСТИ В ДИЗАЙНЕ НА ПРИМЕРЕ ШАРИКОВЫХ РУЧЕК Шутова А.Д.

Шутова Анастасия Дмитриевна — магистрант, кафедра декоративного искусства и дизайна, Институт культуры и искусств Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: среди главных тенденций последних лет можно обозначить стремление к подчеркнутой тактильности, используемые в дизайне материалы ассоциируются с природой: с деревом, камнем, текстурами металлов. В век современных технологий, быстрого темпа жизни и постоянного стресса шариковая ручка продолжает оставаться важной частью повседневной жизни людей, широко используется и применяется ими. По мнению профессора Фрэнсиса МакГлоуна, чувство осязания может являться основным чувством, так как в течение всей эволюции эта черта хорошо сохранилась, и на это есть причины. Одна из них — влияние тактильности, различных касаний на здоровое развитие мозга и поддержание стабильного состояния живых организмов. Для того чтобы снизить уровень стресса, увеличить уровень окситоцина, требуется определенное количество медленных касаний, тактильных контактов, между тем, с этой задачей могут помочь справиться предметы дизайна с тактильной поверхностью, например, шариковая ручка с рельефным корпусом, который будет стимулировать работу мозга.

Расстройства личности. Смешивание масла и воды

К настоящему времени психолог из Флориды Флоренс Кэслоу, доктор философии, так часто наблюдала эту закономерность среди некоторых пар, что это практически клинический архетип: у обеих сторон есть расстройства личности (РЛ), но на противоположных концах спектра.

Привередливая, стоическая супруга с обсессивно-компульсивным расстройством личности сталкивается с часто неряшливым, ярким супругом с истерической болезнью Паркинсона. Или, аналогичным образом, эгоцентричный, самодовольный человек с нарциссическим РЛ спорит с нуждающимся, цепким партнером с зависимым РЛ.

Это может показаться чрезмерным упрощением, но слишком часто один человек с болезнью Паркинсона привлекает другого человека, как обнаружила Каслоу за 30 с лишним лет своей практики. Что может лежать в основе этой закономерности?

«Кажется, их влечет друг к другу фатальное влечение, поскольку их личностные паттерны дополняют друг друга и взаимны — это одна из причин, по которой, если они разведутся, их, вероятно, снова и снова будет привлекать кто-то, похожий на их бывшего партнер», — говорит Каслоу.

И хотя эмпирические исследования этого паттерна, как правило, отсутствуют — клинические испытания по нему очень редки — поддержка утверждения Каслоу появляется в ряде книг и отчетов в литературе, таких как теоретическая статья о нарциссической РЛ в пары Пола Линкса, доктора медицины, который появился в 2002 году в

Американском журнале психотерапии (том 56, № 4). В нем Линкс утверждает, что серьезность нарциссического расстройства личности и готовность к изменениям могут помочь или сломать попытки пары решить проблемы.

Однако раскол личности может осложнить такие попытки. Даже если только у одного партнера развилась полномасштабная болезнь Паркинсона, другой партнер часто проявляет личностные тенденции в противоположном направлении, отмечает психолог из Лос-Анджелеса Мэрион Соломон, доктор философии, написавшая главу о лечении пограничных пар для книги о лечении пар, которую редактировала Каслоу. см. дальнейшее чтение). Чаще всего Каслоу и Соломон видят притяжение между людьми с диагнозами кластера B (антисоциальные, пограничные, истерические и нарциссические) и кластера C (избегающие, зависимые и обсессивно-компульсивные) расстройств личности.

Кэслоу предлагает теорию притяжения между кластерами B и C: «Кто-то из кластеров B или C, скорее всего, будет искать полярную противоположность, которая, по их мнению, демонстрирует качества, которых им не хватает, и предполагает, что это заставит их чувствовать себя более полными или целостными», — она объясняет. «Так, например, актера привлекает перфекционист с ОКР из-за того, что актер нуждается в стабилизации, а человек с ОКР очарован наплевательским отношением этого актера. Но через некоторое время они начинают тереться друг о друга Неправильный путь.»

Роковое влечение

Проблемы возникают из-за неожиданной реакции каждого партнера на другого, говорит Каслоу. Она объясняет: «Эти люди часто буквально видят в другом человеке «свою вторую половину».

Но эта половина — та, которую они отрезали в себе, поэтому их, по сути, привлекает то, что они отвергли или к чему отрицательно относятся».

Ситуацию усугубляет тот факт, что каждый партнер вызывает у другого бессознательную, нерешенную проблему развития, говорит Джоан Лачкар, доктор философии, практикующий врач из Лос-Анджелеса, которая пишет о партнерах, проявляющих определенные черты и характеристики нарциссических и пограничных РЛ. Например, объясняет Лачкар, преподаватель Южно-Калифорнийского психоаналитического института, потребность пограничного человека разрушает защиту нарцисса от близости, а отказ нарцисса разжигает у пограничного человека тревогу быть покинутым, реакцию на стыд и склонность чувствовать себя отвергнутым или оскорбленным.

Такие партнеры часто задерживаются в развитии, формируя паттерн, который Лачкар называет «танцем» в нарциссических/пограничных отношениях. Лачкар утверждает, что дисфункция в этом танце — эмоциональная замкнутость нарцисса и потребность пограничного человека в отвержении и эмоциональном потрясении — может быть в значительной степени связана с детскими проблемами привязанности, отличительной чертой расстройств личности.

Во взрослых отношениях, добавляет Соломон, люди с РЛ могут отыгрывать раннее жестокое обращение, пренебрежение, насилие и другие формы детской привязанности — хотя, как указано в литературе об основах РЛ (см. стр. 42), это неясно. насколько эти неудачи связаны с жестоким обращением родителей, уже существующей детской патологией, вызывающей негативные родительские реакции, или их взаимодействием.

Помимо причин, Соломон утверждает, что укоренившиеся механизмы БП формируются рано: «Когда ребенок в возрасте от 0 до 18 месяцев испытывает страх, левое полушарие — рациональная языковая часть мозга — еще не развилось, поэтому правое полушарие либо выставляет щит, либо считает себя ущербным», — говорит Соломон.

Лечение приближается к

Борьба с этими реакциями правого полушария путем добавления когнитивных функций левого полушария является ключом к лечению пар, борющихся с болезнью Паркинсона, говорит Соломон. Однако практикующим врачам не хватает исследований о том, как это сделать эффективно, говорит Линкс, автор статьи о перспективах парного лечения людей с нарциссическим расстройством личности. В этой статье Линкс опирался на свой собственный клинический опыт, чтобы доказать, что, когда в партнерстве участвует нарцисс, его выживание зависит от способности этого человека:

  • Сокращение агрессивного поведения, такого как употребление наркотиков или алкоголя, перерасход средств, сексуально навязчивые действия или физическое или словесное насилие над партнером.

  • Снижает уровень защиты и показывает уязвимость.

Вдобавок, говорит Линкс, заведующий кафедрой исследований суицида имени Артура Соммера Ротенберга в Университете Торонто, пара должна «сбалансировать» себя, чтобы партнер нарцисса — вероятно, более мазохистский, зависимый тип — все еще удовлетворял потребность нарцисса в восхищении, но также может получить повышенную любовь, одобрение и поддержку от нарцисса. Для сравнения, при пограничном восстановлении баланса другой партнер должен перестать подпитывать импульсивность и эмоциональную нестабильность пограничного человека, отмечает Линкс в других работах.

Достаточно сложно добиться такого восстановления баланса, когда у одного человека расстройство личности, а другой относительно здоров. Но когда у обеих сторон есть PD, лечение может работать только в том случае, если оно точно определяет, где PD пересекаются, а затем разделяет расстройства, чтобы исправить дисфункциональную систему, утверждает психолог Университета Говернорс Джон Карлсон, PsyD, EdD, в

Family Journal: Counseling and. Терапия для пар и семей (Том 8, № 2).

Взвешивание шансов

Но каковы шансы починить эту систему и спасти пару?

Вероятность выше, говорят Каслоу и Лачкар, когда существуют три критических ингредиента:

  • Оба партнера готовы изменить сами . В противном случае их проблемное поведение будет продолжать мешать текущим отношениям или любым будущим, которые они попытаются установить.

  • Каждый человек стремится работать над отношениями.

    «Должна быть позитивная мотивация, правильное разделение ценностей и убеждений, а также достаточно прочная основа, чтобы справиться с личностными различиями», — объясняет Каслоу.

  • Специалист, оказывающий помощь, имеет опыт как в лечении расстройств личности, так и в терапии супружеских пар. «Терапевт должен выражать сочувствие к каждому индивидууму в паре и в то же время должен по-настоящему сблизиться с парой и сформировать команду », — говорит Лачкар.

Что касается лечения пары по отдельности, вместе или обоих, многие опытные врачи предпочитают совместное лечение, по крайней мере, вначале. По словам Каслоу, это не только проливает больше света на взаимодействие пары, но и предотвращает ситуации типа «он сказал, она сказала» или «она сказала, ты сказал».

Однако на данный момент специалисты в области психического здоровья знают значительно больше о лечении БП у отдельных лиц (см. стр. 46), чем у пар, отмечает Линкс.

«Нам необходимо объединить исследования расстройств личности и концепций функционирования личности с исследованиями по терапии пар», — говорит он. «Речь идет не столько об изобретении новых терапевтических вмешательств для пар, сколько о фактической проверке наших гипотез о подходящей парной терапии для людей с расстройствами личности».

личность | Определение, типы, природа и факты

Маргарет Мид

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Зигмунд Фрейд Карен Хорни Вильгельм Райх Гарольд Лассуэлл Уильям Шелдон
Похожие темы:
психологическое развитие эго пятифакторная модель личности расстройство личности высокомерие

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

личность , характерный способ мышления, чувств и поведения. Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя черты поведения, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношениях людей к окружающей среде и к социальной группе.

Термин «личность» определялся по-разному, но как психологическое понятие развилось два основных значения. Первый относится к устойчивым различиям, существующим между людьми: в этом смысле изучение личности сосредоточено на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека. Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми и отличают психологического человека от других видов; оно направляет теоретика личности на поиск тех закономерностей среди всех людей, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни. Эта двойственность может помочь объяснить два направления, по которым пошли исследования личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой — поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающей взаимодействие между органическими и психологические события внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают. Двойственное определение личности переплетается с большинством тем, обсуждаемых ниже. Однако следует подчеркнуть, что ни одно из определений личности не нашло всеобщего признания в данной области.

Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются своими характерными индивидуальными образцами поведения — особыми способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилища или выражают свои побуждения. Каким бы ни было поведение, персонологи — так называются те, кто систематически изучает личность, — изучают, чем люди отличаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя другие области психологии изучают многие из тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация, персонолог уделяет особое внимание тому, как эти различные процессы сочетаются друг с другом и становятся интегрированными, чтобы придать каждому человеку отличительную идентичность или личность. Систематическое психологическое изучение личности возникло из ряда различных источников, включая тематические исследования в психиатрии, посвященные жизни в бедственном положении, из философии, изучающей природу человека, а также из физиологии, антропологии и социальной психологии.

Можно сказать, что систематическое изучение личности как узнаваемой и отдельной дисциплины в рамках психологии началось в 1930-х годах с публикации в Соединенных Штатах двух учебников: «Психология личности», (1937) Росса Стагнера и «Личность»: Психологическая интерпретация (1937) Гордона У. Олпорта, за которой последовала книга Генри А. Мюррея «Исследования личности » (1938), которая содержала ряд экспериментальных и клинических исследований, а также комплексный и всеобъемлющий текст Гарднера Мерфи, Личность: биосоциальный подход к происхождению и структуре (1947). Тем не менее, персонология может проследить свое происхождение от древних греков, которые предложили своего рода биохимическую теорию личности.

Теории физиологических типов

Идея о том, что люди попадают в определенные категории типов личности в зависимости от телесных характеристик, заинтриговала многих современных психологов, а также их коллег в древности. Однако идея о том, что люди должны относиться к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отвергалась. Здесь рассматриваются два основных набора теорий: гуморальная и морфологическая.

Гуморальные теории

Возможно, самая древняя из известных теорий личности содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла и в связанных с ним рассуждениях врача Гиппократа. Космические элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодная и сухая), огонь (теплый и сухой) и вода (холодная и влажная) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в вышеуказанном порядке ) к физическим юморам Гиппократа, которые были связаны с вариациями темперамента: кровь (сангвинический темперамент), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик) и флегма (флегматик). Эта теория, согласно которой химия тела определяет темперамент, существует в той или иной форме уже более 2500 лет. Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от надлежащего баланса между четырьмя телесными соками; избыток одного может вызвать особое телесное заболевание или преувеличенную черту личности. Таким образом, человек с избытком крови должен иметь сангвинический темперамент, то есть быть оптимистом, восторженным и возбудимым. Считалось, что слишком много черной желчи (темная кровь, возможно, смешанная с другими выделениями) вызывает меланхолический темперамент. Избыток желтой желчи (выделяемой печенью) приводит к гневу, раздражительности и «желтушному» взгляду на жизнь. Считалось, что обилие мокроты (выделяемой в дыхательных путях) делает людей флегматичными, апатичными и сдержанными. По мере развития биологической науки эти примитивные представления о химии тела были заменены более сложными идеями и современными исследованиями гормонов, нейротрансмиттеров и веществ, вырабатываемых в центральной нервной системе, таких как эндорфины.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Морфологические (тип телосложения) теории

К биохимическим теориям относятся те, которые различают типы личности на основе телосложения (соматотипа). Такую морфологическую теорию разработал немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В своей книге Телосложение и характер , впервые опубликованной в 1921 г., он писал, что среди его больных шизофреникам часто были свойственны хилое, довольно слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (атлетическое) телосложение, в то время как невысокий, округлое (пикническое) телосложение часто встречалось у больных маниакально-депрессивным психозом. Кречмер расширил свои выводы и утверждения в теории, которая связывает телосложение и личность у всех людей, и написал, что худощавое и тонкое телосложение связано с интроверсией, в то время как люди с округлыми, более тяжелыми и короткими телами, как правило, циклотимичны, то есть капризны, но часто экстравертны. и веселый.

Несмотря на ранние надежды на то, что типы телосложения могут быть полезны для классификации характеристик личности или выявления психических синдромов, отношения, наблюдаемые Кречмером, не нашли убедительного подтверждения эмпирическими исследованиями. В 1930-х годах более сложные исследования, проведенные Уильямом Х. Шелдоном в Соединенных Штатах, разработали систему для присвоения людям трехзначного номера соматотипа, где каждая цифра находится в диапазоне от 1 до 7. Каждая из трех цифр относится к одному из трех Шелдона. компоненты телосложения: первый к мягкому, круглому эндоморфу, второй к квадратному, мускулистому мезоморфу; а третий — линейному, тонкокостному эктоморфу. Таким образом, у крайнего эндоморфа будет 711, у крайнего эктоморфа — 117, а у среднего человека — 444. Затем Шелдон разработал список черт из 20 пунктов, в котором различались три отдельные категории поведения или темперамента. Трехзначная шкала темперамента, по-видимому, была в значительной степени связана с профилем соматотипа, связь, которая не впечатлила персонологов.

Также в 1930-х годах исследования личности начали рассматривать более широкий социальный контекст, в котором жил человек. Американский антрополог Маргарет Мид изучила модели сотрудничества и конкуренции в 13 примитивных обществах и смогла задокументировать большие различия в таком поведении в разных обществах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *