Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Концепция эрика эриксона: Эрик Эриксон и его теория психосоциального развития

Теория идентичности Эрика Эриксона

Главная \ Центр знаний \ Программа курсов «Мышление PraktiK» \ Словарь программы \ Теория идентичности Эрика Эриксона

Эриксон разработал теорию личностного развития на протяжении всей жизни человека-от рождения до старости. Он полагает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направлен­ность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которых индивид уста­навливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Эриксон выделил ставшие широко извест­ными восемь стадий развития личности. На каждой из них существу­ют свои определенные параметры, которые могут принимать поло­жительные или отрицательные значения. Механизмом смены стадий является конфликт, кризис идентичности личности.

Понятие «психосоциальная идентичность» у Эриксона выс­тупает в качестве центрального интегративного начала личности.

Групповая, социальная идентичность начинает формироваться очень рано — ребенок с первых дней жизни ориентирован на вклю­чение в определенную социальную группу и постепенно начинает воспринимать и понимать мир так, как и большинство его окруже­ния. Но постепенно у него формируется и индивидуальная иден­тичность — чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что в нем идут и многие процессы непрерывного изменения и развития. Таким образом, индивидуальная идентич­ность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощу­щение, что другие также признают это. Если идентичность — со­стояние, то идентификация — процесс его формирования. Иден­тификация всегда связана с другими людьми, которые в течение определенного времени могут служить «образцами».

В индивидуальной идентичности можно различить личност­ную идентичность и Я-идентичность. Последняя («эго-идентичность») означает более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство личности.

Значение этого конструкта яснее всего проявляется в психопатологии, когда Я-идентичность утрачивает­ся, меняется, «расщепляется» или человек вынужден бороться за ее сохранение.

Идентификационное поведение и идентичность развиваются не­прерывно в течение всей жизни, начиная с раннего детства. При этом важнейшее влияние оказывают родители и другие референтные лич­ности. Согласно Эриксону, каждый человек в ходе развития своей идентичности переживает несколько критических фаз. Критическая фаза — не патологическое состояние, а своеобразное состояние не­стабильности с мобилизацией созидательных сил. Человек задает себе вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?» Каждая стадия характеризуется задачами этого возра­ста, а задачи выдвигаются обществом. Решение всех этих вопросов определяется уровнем развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

Стремление к собственной идентичности и к ее сохранению Эриксон выводит из психоаналитических посылок, стадии личност­ного развития у него соответствуют в общих чертах фазам психосек­суального развития.

Раннее младенчество (до 1 года): главную роль в жизни играет мать (кормит, ухаживает, ласкает), в результате у ребенка форми­руется «базовое доверие к миру». Динамика развития доверия зависит от матери. Если мать тревожна и невротична или ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в детском доме), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Эмоциональная депривация приводит и к резкому замедлению психического развития.

Позднее младенчество (1-3 года) связано с формированием ав­тономии и независимости, ребенок начинает ходить, контролировать сфинктеры, приучается к опрятности. Социальное неодобрение от­крывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется стыд. В конце стадии должно быть равновесие автоно­мии и стыда.

Раннее детство (3-6 лет): возникает убеждение у ребенка, что он уже личность. В игре формируется инициативность и предпри­имчивость. Если родители сильно подавляют ребенка, то это замед­ляет формирование инициативности, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.

Среднее детство (6-12 лет): возможности развития в рамках семьи исчерпаны, ребенок овладевает знаниями и новыми навыка­ми в школе. Он

спокоен и верит в свои силы, но школьные неудачи приводят к появлению или закреплению чувства своей неполноцен­ности, отчаяния, потери интереса к учебе. Если родители лишь руга­ют и наказывают за плохую учебу, чувство неполноценности может закрепиться на всю жизнь.

Отрочество и юность (12-20 лет): формируется окончательно «эго-идентич­ность». Бурный рост и половое созревание создают озабоченность тем, как он выглядит перед другими. Возникает не­обходимость профессионального самоопределения. Если на ран­них стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своих силах, то подросток легко на­ходит свое «Я», признание окружающих. В противном случае про­исходит диффузия идентичности, он не может найти свое «Я», не осознает целей и желаний, регрессирует к инфантильным, ижди­венческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги и одиночества. Появляется страх общения, особенно с про­тивоположным полом.

Ранняя взрослость (20-25 лет)актуален поиск спутника жизни, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, появляется чувство близости, сотрудничества, ин­тимности с определенными окружающими людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замы­кается, закрепляется изоляция и одиночество.

Средняя взрослость (25-65 лет): дальнейшее развитие идентич­ности — идет воздействие со стороны других людей, особенно детей. Они подтверждают, что ты им нужен. Есть любимый труд, есть на кого излить свое «Я». В противном случае — опустошенность, зас­той и косность, психологический и физиологический регресс.

Поздняя взрослость (65 лет и более): создание завершенной формы эго-иден­тичности на основе всего пути развития личности, переосмысления всей жизни. Человек должен понять, что жизнь — это неповторимая судьба и ее надо «принять» такой, какая она есть. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

«Мышление PraktiK». Словарь программы.

 

См. также: Качества личности и профессиональные компетенции

Эго-психология. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

Теория Эрика Эриксона (1902-1994) возникла из практики психоанализа. Структура личности трактуется этим ученым так же, как и 3. Фрейдом. Следовательно, она состоит из Оно, Я, Сверх-Я. Не отвергаются и стадии личностного развития, открытые Фрейдом; они лишь усложнены и как бы осмыслены с позиции нового исторического времени.

Однако Эриксон считал, что не столько бессознательное Оно, сколько именно сознание — Эго — составляет основу поведения и функционирования человека, а направлением развития Эго является достижение социальной адаптации, причем параллельно развиваются Оно и инстинкты. Такой взгляд на природу человека назвали Эго-психологией.

Психосоциальная концепция развития личности, выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и специфики общества, в котором он живет.

Развитие Эго тесно связано с меняющимися особенностями социальных и культурных предписаний и системой ценностей. Сравнив то, как воспитываются дети индейцев и белых американцев, Эриксон пришел к выводу, что каждой культуре свойствен свой стиль воспитания детей: он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, чего ожидает от ребенка общество, в котором тот живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному социуму, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать.

Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни: ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на то что происходят разные изменения. Формирование эгоидентичности — длительный процесс, он включает ряд стадий. Каждая характеризуется

задачами определенного возраста, а они выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психического развития человека и духовной атмосферой общества, в котором он живет.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития личности. Каждый личный и социальный кризис представляет собой своеобразный вызов, стимулирующий личностный рост и преодоление жизненных проблем. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых проблем или как неадекватное разрешение ранних затруднений лишило его возможности справляться с дальнейшими, составляет, по мысли Эриксона, ключ к пониманию жизни этого человека.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у младенца развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей там атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта, потенциальных возможностей подростка и того выбора, который он должен сделать. Неспособность к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах. Эриксон считает подростковый период центральным в формировании психологического и социального благополучия человека.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым им предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — покой», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в 40-летнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя и приводит к оскудению межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а его разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Таким образом, согласно Эриксону, поведение человека изначально детерминировано биологическими факторами (инстинкты Оно, биологическое сексуальное созревание), взаимодействующими с расширяющейся сферой социальных отношений, и исходами психосоциальных кризисов, которые образовались в зависимости от степени сформированности Эго человека. Результаты первых 4 стадий почти полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение последующих кризисов больше зависит от Эго и меньше — от внешних факторов. Влияние таковых (родительского воспитания, культуры и истории) на развитие личности очень велико, хотя для этого развития нет пределов: оно происходит на протяжении всего жизненного цикла: человек решает все новые проблемы, приобретает новые качества Эго и меняется.

Эрик Эриксон | Кафедра психологии

ДОМ / ЛЮДИ /

(1902-1994)
Психосоциальная теория развития человека
Психобиография

Эрик Эриксон (Источник: Wikimedia Commons)

Отношения Эрика Эриксона с Гарвардом длились десятилетиями, что совпало с некоторыми из его самых влиятельных работ. Родившийся во Франкфурте и обучавшийся психоанализу в Вене у Анны Фрейд, Эриксон приехал в Бостон в 1933. Он согласился стать научным сотрудником Гарвардской психологической клиники; в связи с этой должностью Эриксон начал работать над дипломом психолога в Гарварде. Оказавшись в противоречии с количественной, эмпирической направленностью факультета психологии Гарварда, Эриксон прекратил учебу в 1936 году, так и не получив ученой степени.

В течение следующих двух десятилетий он преследовал свои интересы в области человеческого развития, проводя исследования в Йельском университете и Беркли, а также продолжая свою частную психоаналитическую практику.

Гуманистическая теория психосоциального развития Эриксона существенно отличалась от традиционной фрейдистской психосексуальной теории человеческого развития по двум причинам. Эриксон считал, что человеческая личность продолжает развиваться после пятилетнего возраста, и считал, что развитие личности напрямую зависит от разрешения экзистенциальных кризисов, таких как доверие, автономия, близость, индивидуальность, целостность и идентичность (которые рассматривались в традиционном понимании). психоаналитическая теория как побочный продукт разрешения сексуальных кризисов). Очень влиятельная теория восьми стадий развития Эриксона также расширила первоначальные пять стадий Фрейда, чтобы охватить годы жизни после раннего детства. В рамках этой теории Эриксон представил и описал характеристики подросткового кризиса идентичности и кризиса среднего возраста у взрослых.

Несмотря на отсутствие докторской степени, Эриксон вернулся в Гарвард в 1960 году в качестве профессора человеческого развития и лектора психиатрии в Гарвардской медицинской школе, и его пригласили стать неофициальным членом Департамента социальных отношений. Там он преподавал популярные курсы для студентов и аспирантов по человеческому развитию. В последующее десятилетие Эриксон опубликовал три книги: «Проницательность и ответственность» (1964 г.), «Молодость идентичности и кризис» (1968 г.) и «Правда Ганди» (1969 г.). Последняя получила Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию.

Эриксон был награжден AM (с отличием) при назначении в 1960 году и LLD (с отличием) в 1978 году. Он ушел в отставку с должности почетного профессора в 1970 году. 20 век.

Источники

Коулз Р., Хант Р. и Махер Б. (2002). Эрик Эриксон: Минута памяти факультета искусств и наук. Архив Гарвардского вестника. Получено 17 октября 2007 г. с http://www.hno.harvard.edu/gazette/2002/03. 07/22-memorialminute.html.

Выдающиеся психологи 20 века. (июль/август 2002 г.). Монитор по психологии, 33(7), с.29.

Фридман, LJ (1999). Архитектор идентичности; Биография Эрика Х. Эриксона. Scribner Book Co., Нью-Йорк.

Эрик Эриксон | Институт Эриксона

Эрик Эриксон | Институт Эриксона Перейти к основному содержанию

С момента основания Института Эриксона мы стремимся подготовить специалистов по раннему развитию нового типа, обладающих глубоким пониманием развития ребенка.

Чтобы отразить этот уникальный подход, школа была переименована в 1969 году в честь известного психоаналитика Эрика Х. Эриксона, бывшего коллеги соучредителя Института Эриксона Марии Пирс. Он первым предположил, что дети — это не просто биологические организмы, но и продукты ожиданий, предрассудков и запретов общества.

Об Эрике Эриксоне

Эрик Эриксон, один из самых влиятельных психоаналитиков 20-го века, родился в 1902 году во Франкфурте-на-Майне, Германия. После окончания средней школы он переехал во Флоренцию, чтобы заняться искусством, и в 19В 27 лет стала учителем рисования в психоаналитически просвещенной школе для детей, основанной Дороти Берлингем и Анной Фрейд в Вене.

Этот переезд изменил его жизнь и карьеру. Он получил сертификат школы Марии Монтессори, а затем приступил к психоаналитическому обучению в Венском психоаналитическом институте. К 1936 году он присоединился к Институту человеческих отношений, входящему в состав отделения психиатрии Йельского университета.

Наследие Эриксона

Самой известной работой Эриксона является его теория о том, что каждый этап жизни связан с определенной психологической борьбой, борьбой, которая вносит свой вклад в один из основных аспектов личности. Его развитие — от доверия к автономии, инициативе, трудолюбию, идентичности, близости, продуктивности и целостности — было задумано как последовательная реорганизация структур эго и характера. Каждая фаза была потенциальным корнем более позднего здоровья и патологии.

Сосредоточившись как на социальном, так и на психологическом уровне, этапы Эриксона представляли собой квантовый скачок во фрейдистской мысли, которая подчеркивала психосексуальную природу развития. Хотя большая часть его теоретической работы с тех пор подверглась сомнению, базовая концепция развития Эриксона — конфликт, обсуждаемый в контексте отношений, — продолжает освещать наше мышление, как и концепция кризиса идентичности, путаница ролей, которую впервые определил Эриксон.

Человеческое развитие в социальном контексте

Еще одним долговременным вкладом является акцент Эриксона на том, чтобы поместить детство непосредственно в контекст общества. Он выдвинул идею о том, что дети — это не просто живущие биологические организмы и не продукт изолированной психики. Скорее, они развиваются в контексте ожиданий, запретов и предрассудков общества.

Еще одним важным вкладом работы Эриксона является представление о том, что личность формируется на протяжении всей жизни, а это означает, что опыт более поздних лет жизни может излечить или облегчить проблемы в раннем детстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *