Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края
Прокурор разъясняет
- 28 июня 2022, 11:59
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
Текст
Поделиться
Понятие «Конфликт интересов» раскрыто в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми эти связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Требования закона о конфликте интересов распространяются на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, а также ряд других категорий должностных лиц.
Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица (проверка в организации, которую возглавляет или просто работает родственник, выдача лицензий, предоставление субсидий и т.д.; случаи служебной подчиненности – аттестации, премирования, конкурсы на замещение и т.п.)
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы
Ситуация возникает, когда должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность лица, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления.
Именно в целях предупреждения такой ситуации в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» предусмотрено, что гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, с предварительным уведомлением представителя нанимателя. Таким образом и на представителя нанимателя возложена обязанность при получении такого уведомления дать оценку возможности возникновения у подчиненного конфликта интересов.
3. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами.
Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении:
— организации, перед которой само должностное лицо и/или его родственники имеют имущественные обязательства;
— кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники должностного лица;
— организации, которая имеет имущественные обязательства перед должностным лицом, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
4. Ситуации, связанные с явным нарушением должностным лицом установленных запретов.
К явным нарушениям установленных запретов относятся, например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.
О наличии такого конфликта интересов свидетельствует ситуация, когда должностное лицо рекомендует организации воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники должностного лица или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
Статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что должностное лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в том числе уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые могут состоять в изменении должностного или служебного положения должностного лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке либо предоставлении должностному лицу права принять меры в виде отказа от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в связи с утратой доверия.
При этом следует иметь ввиду, что представитель нанимателя, который узнал о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию такого конфликта интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
(подготовлено прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Пьянковой А.В.)
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
Понятие «Конфликт интересов» раскрыто в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми эти связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Требования закона о конфликте интересов распространяются на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, а также ряд других категорий должностных лиц.
Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица (проверка в организации, которую возглавляет или просто работает родственник, выдача лицензий, предоставление субсидий и т.д.; случаи служебной подчиненности – аттестации, премирования, конкурсы на замещение и т.п.)
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы
Ситуация возникает, когда должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность лица, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления.
Именно в целях предупреждения такой ситуации в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» предусмотрено, что гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, с предварительным уведомлением представителя нанимателя.
Таким образом и на представителя нанимателя возложена обязанность при получении такого уведомления дать оценку возможности возникновения у подчиненного конфликта интересов.3. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами.
Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении:
— организации, перед которой само должностное лицо и/или его родственники имеют имущественные обязательства;
— кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники должностного лица;
— организации, которая имеет имущественные обязательства перед должностным лицом, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
4. Ситуации, связанные с явным нарушением должностным лицом установленных запретов.
К явным нарушениям установленных запретов относятся, например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.
О наличии такого конфликта интересов свидетельствует ситуация, когда должностное лицо рекомендует организации воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники должностного лица или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
Статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что должностное лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в том числе уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые могут состоять в изменении должностного или служебного положения должностного лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке либо предоставлении должностному лицу права принять меры в виде отказа от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в связи с утратой доверия.
При этом следует иметь ввиду, что представитель нанимателя, который узнал о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию такого конфликта интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
(подготовлено прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Пьянковой А.В.)
Начальников будут увольнять за конфликт интересов подчиненных
. Минтруд предложил это требование по отношению к чиновникам и силовикамОбновлено 31 января 2023, 09:39
Владислав Шатило / РБК
Минтруд предложил изменить правила противодействия и урегулирования конфликта интересов у должностных лиц. Ведомство подготовило изменения в закон «О противодействии коррупции» (а также в отдельные законодательные акты), которые возлагают на руководителей обязанность принимать меры для исключения конфликта интересов у подчиненных. Проект поправок есть в распоряжении РБК, их подлинность подтвердил собеседник, знакомый с текстом. Если начальнику было известно о конфликте интересов и он бездействовал, то он подлежит увольнению в связи с утратой доверия, следует из документа.
Законопроект был вынесен на обсуждение общественного совета при Минтруде 25 января, следует из повестки заседания совета. Он прошел межведомственное согласование и внесен в правительство, сообщили РБК в пресс-службе ведомства.
Что предлагается изменить
Уточнение ряда антикоррупционных норм было запланировано Национальным планом противодействия коррупции на 2021–2024 годы, который президент Владимир Путин утвердил в 2021 году. В частности, правительство должно было до 30 марта 2023 года рассмотреть вопрос о внесении поправок, предусматривающих «возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных». Именно на введение этой нормы направлен новый законопроект Минтруда, который затронет государственных и муниципальных служащих, сотрудников таможенных органов, уголовно-исполнительной системы и Следственного комитета, а также МВД и Противопожарной службы.
Согласно документу, должностные лица обязаны сообщать своим непосредственным руководителям о возникновении «личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов». Получив такую информацию, руководитель, в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию этого конфликта. В случае если он не обладает необходимыми для этого полномочиями, его обязанностью будет сообщить о проблеме вышестоящему должностному лицу, которое обладает требуемыми рычагами власти.
Если меры не были приняты или же сообщение не было передано высокопоставленному начальству, руководящий сотрудник подлежит увольнению «в связи с утратой доверия».
Под конфликтом интересов в российском законодательстве понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных или служебных обязанностей. Личная заинтересованность, в свою очередь, означает возможность получения доходов в виде денег, имущества, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо еще выгод самим лицом или его родственниками.
Минтруд выделяет два аргумента, почему предлагаемое регулирование будет эффективным:
оно позволит незамедлительно информировать лиц, уполномоченных на принятие необходимых мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
оно даст возможность оперативно принимать указанные меры.
Общественный совет поддержал законопроект Минтруда, сообщила РБК член совета, зампред Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Нина Кузьмина. По ее словам, ведомству было рекомендовано проработать возможность внесения изменений в Трудовой кодекс с тем, чтобы раскрыть понятие «непосредственный руководитель».
Как правило, «непосредственное руководство» характеризуется прямым руководством над лицом и отсутствием между такими лицами в рамках административной или организационно-штатной структуры других руководителей, указывает Минтруд в пояснительной записке. Соответствующие положения применимы, например, к государственным гражданским служащим и закрепляются в их должностном регламенте. Таким образом, непосредственный руководитель определяется исходя из локальных правовых и иных актов, заключают в Минтруде.
Какие меры предлагается применять
В большинстве случаев решение проблемы может состоять в перераспределении (перепоручении) задач, например в передаче исполнительного производства другому должностному лицу, считают в министерстве. Кроме того, к возможным мерам там относят следующие:
предложение подчиненному отказаться от полученной или предполагаемой к получению выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
усиление контроля за исполнением подчиненным должностных обязанностей, при выполнении которых может возникнуть или возникает конфликт интересов;
ограничение доступа подчиненного к конкретной информации, обладание которой может привести или уже приводит к конфликту интересов;
отстранение подчиненного от исполнения поручения, которое приводит или может привести к конфликту интересов, а также от участия в обсуждении и процессе принятия решений по указанному поручению.
Кроме того, по мнению Минтруда, целесообразно регламентировать порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности отдельным указом президента. В частности, предлагается предусмотреть визирование такого уведомления сотрудником подразделения по профилактике коррупционных правонарушений и приобщение его к личному делу.
Эффект от ужесточения ответственности
По действующему законодательству работодатель и непосредственный руководитель также обязаны принимать меры к разрешению конфликта интересов, отметил партнер BGP Litigation Анатолий Логинов. Если они не исполняют эту обязанность или исполняют ее ненадлежащим образом, такие лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
«На данный момент наказанием необязательно будет увольнение. Оно может быть альтернативным и выбираться из тех видов наказаний, которые предусмотрены конкретным законом, регулирующим тот или иной вид государственной, муниципальной службы, в зависимости от степени тяжести нарушения. В то же время после принятия поправок таким наказанием императивно будет увольнение», — поясняет эксперт.
Норма будущего закона сформулирована так, что руководитель должен быть проинформирован (уведомлен) о наличии конфликта интересов, чтобы его возможно было привлечь к ответственности и, как результат, уволить, если такой конфликт не был урегулирован, говорит Логинов. Если же он не был надлежащим образом проинформирован о наличии конфликта, он не подлежит привлечению к ответственности.
В целом можно сказать, что инициатива может стать эффективной мерой, так как будет стимулировать лиц, имеющих полномочия разрешать конфликт интересов, принимать необходимые меры, а не оставлять все на откуп ответственности или безответственности конкретных сотрудников, полагает эксперт. С ним согласен вице-президент Ассоциации юристов и юридических компаний по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов: по его мнению, «централизация» ответственности позволит повысить эффективность законодательного регулирования.
Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги
Екатерина ВиноградоваКорреспондент отдела экономики. Бакалавр журналистики, магистр финансов. Пишу об инициативах финансово-экономического блока правительства, макроэкономике, бюджете, налогах, социальной сфере и многом другом. [email protected]; Telegram: @vinogradova_eВас может заинтересовать
конфликт интересов | Векс | Закон США
Конфликт интересов относится к этическим проблемам, которые могут возникнуть между сторонами, ранее существовавшими отношениями. По закону конфликт интересов возникает между адвокатом и клиентом, если интересы адвоката, другого клиента или третьего лица вступают в противоречие с интересами настоящего клиента.
Адвокаты обязаны ревностно представлять интересы своих клиентов. В случае, если у адвоката два или более клиентов, эти обязанности могут противоречить друг другу, так что адвокат не может выполнять их одновременно. Например, если адвокат имеет в качестве клиентов и истца, и ответчика по данному делу, защита интересов одного по своей сути будет защитой интересов другого.
Адвокаты должны позаботиться о проверке потенциальных конфликтов, прежде чем принять человека в качестве клиента. Как установлено Правилом 1.7 ABA, адвокат, который считает, что у него может возникнуть конфликт интересов, обязан уведомить своего потенциального клиента или текущего клиента о таком конфликте. Адвокат может приступить к представлению этого клиента только в том случае, если он получит письменное информированное согласие от всех клиентов, затронутых конфликтом.
Конфликт интересов особенно актуален в сфере страхования в связи с обязанностью защищать. В стандартном страховом полисе, как в Swanson v. State Farm General Insurance Company , страховая компания включает условия, которые предоставляют ей право контролировать любой судебный процесс, связанный со страховым иском, в котором участвует страхователь. В этом сценарии адвокат(ы), предоставленные страховой компанией, представляют обоих страхователем и страховщиком, что создает потенциальный конфликт интересов.
Хотя в некоторых сценариях интересы страховой компании и страхователя совпадают, обе стороны предпочли бы, чтобы противоположная сторона судебного процесса не смогла получить возмещение, страховая компания иногда побуждается к действиям, которые наносят ущерб интересам страхователя. Например, в случаях, когда неясно, покрывается ли поведение страхователя страховым полисом, страховая компания может отклонить предложение о досрочном урегулировании в надежде, что суд в конечном итоге придет к выводу, что они не несут ответственности за ущерб. Однако отказ от этого урегулирования может подвергнуть страхователя большей ответственности в случае проигрыша в суде.
Для разрешения конфликта интересов в сфере страхования страховые компании иногда по закону обязаны назначать адвоката cumis или отдельного советника, который представляет исключительно интересы держателя полиса. Например, §2860 Гражданского кодекса Калифорнии требует, чтобы страховые компании, которые хотят сохранить за собой право оспаривать, покрывается ли рассматриваемый вред данным полисом, должны оплатить выбор держателем полиса адвоката cumis.
См. также: 12 CFR § 19.8 – Конфликты интересов
[Последнее обновление в феврале 2023 года группой Wex Definitions]
Конфликт интересов | SIGACCESS
Что представляет собой конфликт интересов?
Потенциальный конфликт интересов возникает, когда лицо участвует в принятии решения, которое:
- может привести к тому, что это лицо, его близкий партнер или компания или учреждение этого лица получит финансовую выгоду, такую как контракт или грант, или
- может привести к тому, что это лицо или его близкий партнер получит профессиональное признание, например, награду или выбор статьи, работы, экспоната или другого типа представленной презентации.
Поскольку число профессионалов в области специальных возможностей относительно невелико, мы можем предположить, что будет много случаев, когда мы будем принимать решения с участием кого-то, кто нам известен или с кем у нас были какие-либо профессиональные или личные связи. Под «близкой связью» понимается родственник, очень близкий друг, коллега из той же компании или учреждения или коллега, с которым существуют тесные профессиональные отношения, такие как соавторство или совместное исследование.
Некоторыми примерами объединений, которые могут вызвать конфликт интересов, являются:
- работа в одном и том же учреждении или компании
- кандидат на работу в том же учреждении или компании
- получил гонорар или стипендию от учреждения или компании в течение последнего года
- соавторов книги или бумаги за последние 48 месяцев
- соруководитель гранта или исследовательского проекта
- активно работаем над проектом вместе
- семейные отношения
- близкие личные отношения
- отношения между выпускниками и консультантами
- глубокая личная неприязнь
Лицо, в отношении которого установлено наличие фактического или предполагаемого конфликта интересов, не будет участвовать в обсуждении или принятии решения по соответствующему вопросу. Вот некоторые примеры, относящиеся к ACM SIGACCESS:
- Лицо, которое оценивает заявку на участие в программе или предложение о присуждении награды, связанное с конфликтом интересов, должно самоустраниться от любого обсуждения и голосования по этому вопросу.
- Подрядчик не должен давать оценку или присутствовать во время обсуждения или выбора добровольца, перед которым он/она будет отчитываться.
- Волонтер ACM SIGACCESS не должен нанимать родственника, близкого сотрудника или личного друга на должность подрядчика.
- Лицо, которое рассматривается на данную должность, должно удалить себя из любого обсуждения и голосования по этой должности.
Будут приведены дополнительные примеры, относящиеся к конкретному комитету ACM SIGACCESS. Каждый комитет может определить дополнительные примеры, которые он считает конфликтом интересов.
Разрешение конфликта интересов
Потенциальные конфликты интересов можно урегулировать в рамках волонтерской инфраструктуры ACM SIGACCESS.