Конформизм – что это в психологии
Представьте, что кто-то сообщил вам заведомо ложную и даже абсурдную информацию. Например, что полная луна на небе стала в два раза больше, чем раньше. Думаю, вы посмеетесь над тем выдумщиком. А если об этом вам скажут еще пять человек? Вероятно, вы, присмотревшись повнимательнее к ночному светилу, согласитесь, что его размер действительно несколько увеличился. Еще четверых вы уже выслушаете без удивления, а десятого будет сами убеждать в невероятных размерах луны.
Получается, мы другим людям верили больше, чем собственным глазам? Да, и это удивительное явление называется конформизмом.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Конформизм: взгляд с разных сторон
- 1.1 Конформизм и информационное влияние
- 1.2 Конформизм и подражание
- 2 Конформизм и конформность
Конформизм: взгляд с разных сторон
Конформизм – это больше этическое или политическое понятие, чем психологическое. Как многие термины, оно имеет латинские корни и происходит от слова conformic, что по-латыни значит «подобный».
Но все не так просто и очевидно, по крайней мере, с точки зрения социальной психологии. Чтобы понять неоднозначность конформизма, достаточно подумать над следующими вопросами:
- Если каждый член сообщества будет поступать, ориентируясь только на собственные желания и убеждения, не считаясь с общепринятыми нормами и правами других людей, это хорошо или плохо?
- Может, лучше нарушить общий для всех закон, если он вам не нравится, чем проявить осуждаемый всеми конформизм?
Думаю, ответ любого здравомыслящего человека очевиден. Ответ на этот вопрос дал и Ф. М. Достоевский в истории преступления и наказания Родиона Раскольникова, который тоже не хотел быть конформистом и стремился доказать, что не «тварь дрожащая, а право имеет».
Итог этого доказательства известен.Каждое сообщество требует от своих членов подчинения общим законам и нормам, это главное условие выживания социума. Но давайте подойдем к проблеме конформизма с психологической точки зрения.
Конформизм и информационное влияние
Человек во многих отношениях существо удивительное. Его отличия от животных связаны не только с наличием разума, что даже не всегда заметно.
Уникальность человека связана с его сильной зависимостью от других членов сообщества. Влияние, которое люди оказывают друг на друга, разнообразно, и без него невозможно существование и социума, и человека как биологического вида. Особым типом воздействия является информационное влияние, которое и лежит в основе конформизма.
Человек единственный из всех живых существ, у кого полностью отсутствуют врожденные программы видового поведения. Например, собаку не нужно специально учить лаять, бегать на четырех лапах, вилять хвостом, а кошку – мяукать, вылизываться и царапаться. Все основные виды активности животных носят инстинктивный характер, способности добывать пропитание, ухаживать за потомством, налаживать отношения с брачным партнером даны им от природы.
А у человека ничего этого нет. Его врожденные рефлексы очень немногочисленны, и всему необходимому для выживания и существования в социуме ребенок учится у своих сородичей: нормам социального поведения, членораздельной речи, приемам мышления и даже прямохождению. Человек с момента рождения полностью зависит от внешней информации, того опыта, что передают ему другие люди. Без них ребенок не выживет или как минимум не станет полноценным человеком.
С возрастом зависимость от внешней информации не уменьшается, а приобретает более разнообразные формы. От общества и усвоенных знаний, правил поведения зависит благополучие человека, возможность оставить жизнеспособное потомство. Поэтому так важна информация, которую передают нам другие члены социума. И чем больше людей подтверждают ее, тем сильнее возрастает наша зависимость и снижается уровень рационального контроля. Мы просто безоговорочно верим тому, что транслирует нам социум.
Конформизм и подражание
Наряду с информационным влиянием, важную роль в конформизме играет психический механизм подражания. Это сознательное или неосознанное стремление копировать особенности поведения значимых для нас людей или социальных общностей. Подражание может касаться не только внешних форм поведения (манеры речи, лексики, походки и т. д.), но и мировоззренческих принципов и этических норм.
У животных есть такое биологическое явление, как мимикрия – адаптация внешнего вида живого существа к условиям среды обитания. Например, полоски на шкуре тигра и зебры, пятна леопарда и рыси позволяют им как бы раствориться на фоне ландшафта. Это важное условие выживания. У человека ту же функцию выполняет подражание.
В детском возрасте механизм психического подражания обеспечивает усвоение ребенком человеческих форм поведения, а взрослому человеку помогает стать частью важного для него социума. Без этого невозможно нормальное существование в группе, и нет для человека страшнее наказания, чем изоляция от общества.
Знаете такую поговорку: «С волками жить – по-волчьи выть»? Объектом подражания выступают не только привлекательные группы или люди, но всегда это социально значимые объекты, те, что играют важную роль в жизни личности. Да, чтобы не быть «белой вороной», человек часто подражает таким формам поведения, которые ему неприятны или даже противны. Это и есть приспособленчество или конформизм. Но с другой стороны, конформизм – это важное условие социальной адаптации людей, он позволяет им стать частью социума и выжить, причем часто в экстремальных условиях, например, в тюрьме.
Конформизм и конформность
Информационное влияние социума захватывает всех его членов, но не все в одинаковой степени ему подчиняются. Склонность к конформизму или способность подстраиваться под требования окружающих называется конформностью. Ее уровень связан с индивидуальными особенностями личности. В психологии выделяют несколько качеств человека, которые повышают его склонность к конформизму.
- Низкая самооценка создает у индивида впечатление, что он не способен самостоятельно принять верное решение, поэтому лучше прислушаться к советам других.
- Пассивность, социальная инертность, нежелание сопротивляться влиянию и отстаивать свою позицию.
- Повышенный уровень тревожности, вызывающий чувство страха и нерешительности. Нередко тревожность связана с так называемым синдромом неудачника, когда человек боится проявлять самостоятельность, потому что уверен, что его ждет неудача.
- Внутренние конфликты и комплексы, которые порождают страх оказаться на виду, противопоставить себя группе. Боязнь не только осуждения, но и простого внимания общества.
- Ощущение некомпетентности, неготовности к серьезному делу и страх принять неправильное решение, сделать что-то не так.
- Высокий уровень внушаемости как следствие пластичности нервной системы или неправильного воспитания слишком доминантных родителей.
В большей степени к конформизму склонны зависимые категории людей, индивиды с низким социальным статусом, подростки и женщины.
Конформность человека зависит не только от него самого, но и от особенностей социальной группы. Чем большее количество людей оказывает на личность информационное влияние, тем сложнее ему сопротивляться. Чаще всего конформизм проявляется в отношении мнения личностей, обладающих высоким социальным статусом — лидеров, вождей, начальства, родителей, педагогов. Также и группа, имеющая в обществе высокий статус, оказывает большее влияние на своих членов, чем менее статусный социум.
Независимость суждений и самостоятельно принимаемые решения, так же как и способность отстаивать свою позицию, несомненно, характеризуют личность с положительной стороны и вызывают к ней уважение. Однако конформизм является не только неизбежным, но и необходимым явлением. Он обеспечивает стабильность общества, облегчает организацию совместной деятельности людей и в определенной степени гарантирует безопасность не только общества, но и каждого его члена.
Социальный конформизм — 📙 Социология
1. Определение социального конформизма
2. Особенности социального конформизма
Являясь одной из социально-психологических категорий, конформизм означает пассивное согласие человека или группы из нескольких лиц с мнением и уставами большинства. По сути, это непротивление существующему социальному или политическому устройству социума.
Социологи и психологи утверждают, что конформность определяется готовностью разделять доминирующие принципы, выражать согласие с массовыми настроениями, поддерживать всеобщие взгляды.
Конформисту не просто сформулировать собственную точку зрения. Подчиняясь чужому мнению, он не в состоянии выступить новатором мысли. Даже не испытывая внутреннего согласия, человек не выражает внешнего протеста и вынужден подчинятся правилам и нормам, установленным большинством.
Любое сообщество состоит из отдельных групп, объединяющих людей по общим целям и морально-этическим традициям. В зависимости от количества участников, эти объединения могут быть малыми, средними и большими.
Каждая группа определяет собственные нормы и правила, которым безоговорочно должны следовать все её члены, не взирая на возраст, пол и другие социальные характеристики личности. Современный конформизм рассматривается исследователями с разных позиций: политической, психологической, социологической и философской. Они разделяют этот феномен на общественную среду и конформное поведение, которое является проявлением моральных качеств личности.
По факту, социальный конформизм – это пассивное, в определённой мере слепое принятие, а затем и равнодушное следование господствующей в обществе идеологии. Человек не сопротивляется доминирующей системе, её правилам и установкам, даже если испытывает внутреннее несогласие. Так же равнодушно он воспринимает существующую действительность, не стремится высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Полное послушание личности перед подавляющим большинством – смысл социального конформизма. В современных условиях исследователи склонны считать его отрицательным социальным явлением.
Кроме сказанного выше, социальный конформизм – это отказ от личной ответственности за поступки, которые мог бы совершить человек, следуя своим внутренним убеждениям и понятиям. Вместо этого он подчиняется требованиям партийных или религиозных организаций, моральным законам общества и потребностям своей семьи. Такое подчинение объясняется субъективными понятиями человека, его мировоззрением и религиозными или этическими ориентирами общества, в котором он получил воспитание.
Уникальность конформизма как явления, изучалась, и продолжает изучаться как зарубежными исследователями, так и отечественными.
Установлено, что он может проявляться или усиливаться при наличии определённых условий:
- Когда задание, поставленное перед человеком, требует коллективного выполнения или индивид не обладает необходимыми профессиональными навыками.
- Если количественный состав группы не превышает семи человек. Когда сообщество разрастается и в нём появляются «инакомыслящие», уровень конформизма понижается.
- Если качественный состав группы определяется слабыми, неуверенными в себе личностями.
- Если в группе появляется человек, обладающий большими профессиональными навыками или эрудицией и способный подчинить себе остальных членов коллектива.
- Если все члены группы тесно связаны общими интересами и настроены на достижении общей цели.
Выделим ещё некоторые моменты. Например, если у человека, который открыто выступил со своей позицией, появился хотя бы один сторонник и просматривается направленность на снижение давления со стороны группы, уровень конформизма неуклонно падает. Другие члены коллектива, увидев, что наказание может и не последовать, тоже могут начать выступать со своим мнением.
Уровень конформизма может повышаться, если индивиду предстоит выступить со своим мнением открыто и публично. Известен факт, что легче изложить точку зрения на бумаге, особенно анонимно, чем высказать её перед аудиторией. В этом случае, человек склонен к замешательству и ему проще поддержать общее мнение чем огласить своё.
Определяется несколько типов поведенческого конформизма:
- Внешний;
- Внутренний;
- Негативизм:
- Нонконформизм.
Человек может полностью принимать социальные условия окружающего сообщества, соглашаясь с ними внешне и внутренне; может принимать их формально, оставаясь внутри преданным своим убеждениям; а может оказаться самодостаточной личностью и проявить нонконформизм. Это явление – полная противоположность конформизму. Нонконформисты не боятся открыто высказывать своё мнение, отстаивать точку зрения и настаивать на своих убеждениях. Такие люди, иногда, излишне упрямы и противоречивы, но способны стать лидерами, новаторами и доказать остальным членам общества значимость и ценность личного мнения.
Педагогика конформизма
Основной целью образования, которой придерживается большинство школ мысли, является расширение умственных горизонтов, личное и общественное развитие и освобождение от различных «ограничений».
Дебаты о роли образования стали предметом пристального внимания после 11 сентября, когда образование стало объектом пристального внимания. Излишне говорить, что ряд медресе преподают по архаичным книгам и в атмосфере экстремальной педагогики. В некоторых стиль преподавания оставляет минимум места для размышлений, независимой оценки, терпимости и мирного сосуществования – ценностей, которые считаются центральными в духе ислама. Есть лишь несколько исключений, когда учебная программа и педагогика поощряют определенный скептицизм и несогласие.
Говоря о медресе и связанном с ним фанатизме, многие из нас склонны упускать из виду часто искаженное и ограниченное видение обучения в так называемых элитных школах, которые утверждают, что дают современное образование с помощью современного учебного аппарата. На волне неолиберализма быстро процветали приватизация и корпоратизация, превратившие образование в прибыльный бизнес. Корпоративное образование следует структуре конвейера и, следуя истинному духу неолиберализма, фокусируется на максимизации прибыли, массовом производстве и эксплуатации труда. Однако важным компонентом модели массового производства является контроль качества продукта, который в случае с нашими школами бросается в глаза своим отсутствием.
В ряде учебных заведений, особенно в сетевых школах, предпринимаются сознательные усилия по подготовке учащихся определенной марки. В некоторых школах позаботились о том, чтобы, кроме ношения определенной формы, учащиеся пользовались одинаковыми тетрадями, канцелярскими принадлежностями, портфелями и другими предметами.
На уровне педагогики в недавнем прошлом произошли интересные изменения; учителям передаются копии предварительно разработанных планов уроков, подготовленных головным офисом школы.
Практика основана на подходе плавильного котла, где педагогика, определяемая влиятельным главным офисом школы, не оставляет места для любого разнообразия и ожидает, что учителя растворят свои индивидуальные методологии и сольются с подходом командного центра.
Стремление заставить учителей действовать и вести себя в полном единстве со штабом дирижируется «компетентным органом», который обозначает центр власти, защищающий интересы владельцев школ и действующий в соответствии с их желаниями. Преподавательский состав в корпоративной модели образования обычно сводится к механическим роботам, которые работают в соответствии с инструкциями. Али Шариати, известный иранский ученый и социолог, так говорит о таком рабочем-роботе: «Он становится инструментом, просто частью производственного оборудования, и его усилия ограничиваются монотонной работой, которую он должен выполнять день за днем, и при этом, приостанавливает все характеристики, составляющие всю его личность».
Следует ли сделать преподавание настолько механическим, чтобы поставить под угрозу личную свободу творчества? Может ли преподавание быть эфиризировано и стерилизовано до такой степени, что оно становится роботизированным, лишенным элемента личной рефлексии, чтобы любой мог претендовать на него? Дэвид Солуэй в своей основополагающей книге «Потерянное образование» так комментирует природу феномена обучения: «…настоящее обучение — это мистерия, обряд, драма, цель которых — установить условия, в которых может произойти своего рода трансформация». место в сознании учащихся: от монотонности к интересу, от незнания к пониманию, от зазубривания к памяти, от повторения к любопытству, от описания к связности».
Но другой аспект заключается в том, что они считают себя беспомощными потребителями знаний, поскольку их единственная роль заключается в реализации установленных правил. К сожалению, такое структурированное, рутинное обучение не может воспитать у учащихся навыки критического мышления, и, поскольку учителям не рекомендуется привносить свою индивидуальность в преподавание, они также ожидают, что учащиеся будут мыслить в строго заданных ментальных структурах, делая мышление «нестандартным». нежелательный и непростительный поступок.
Эти учителя продвигают общество, которое не допускает никаких различий во мнениях; что препятствует разнообразию, плюрализму и творческим инициативам. Именно такое образование было целью Ивана Ильича в его книге «Общество дешкольников» — оно не освобождает умы, окаменевает людей и ослепляет их к альтернативным возможностям.
И ценность оппозиции или несогласия для конструктивного обсуждения обесценивается. Анри Жиру в своей книге «Пересечение границы» комментирует: «Оппозиционные парадигмы обеспечивают новые языки, с помощью которых становится возможным деконструировать и оспаривать господствующие отношения власти и знания, узаконенные в традиционных формах дискурса». Именно признательность за такую противоположную точку зрения отсутствует в экстремальных версиях медресе и элитарного образования.
Если мы заинтересованы в образовании, которое способствует критическому мышлению, рефлексии, терпимости к разногласиям и уважению противоположных точек зрения, нам необходимо пересмотреть ограничительные педагогические практики и предоставить учителям больше академической свободы для проявления их творчества. Мы должны понимать, что одномерное обучение обязательно приведет к образованию студентов с жестким и искаженным мышлением.
Писатель занимается образованием.
Электронная почта: shahidksiddiqui@gmail. com
Влияние соответствия в образовании – образовательный блог Дэйва
В 2009 году мне посчастливилось стать частью разговора, который привел к «подготовке к постцифровой эре». На этой неделе нас всех попросили поразмышлять десятью годами позже, и, поскольку я нахожусь на ретрите, финансируемом NSF (в Biosphere 2!), говоря о справедливости в STEM-образовании, я подумал, что имеет смысл попытаться использовать постцифровое как инструмент для опроса справедливости и образования.
Давайте начнем здесь. Социальные сети — это не придурок.
Хотел бы я послать подзатыльник десятилетнему-дейву. Когда такие вещи, как Твиттер, все еще были местами позитивного общения, а случайные порносайты прыгали через ваш хэштег, у нас была идея, что связь между людьми каким-то образом будет другой. Мы просили всех присоединиться к твиттеру, если они хотят быть умнее, лучше, выше! 10 лет назад Дейв не понимал, что остальная часть человеческого опыта неизбежно повлияет на эти пространства. Твиттер был полон людей в 2009 годуа в 2019 году людей стало больше.
Вот в чем дело… не то чтобы мы не знали, что мир полон придурков. Если бы вы спросили Дэйва-2009, везде ли есть придурки, он бы глубокомысленно кивнул. Вот почему я не могу поверить, что он не рассматривал 2014-твиттер как неизбежный исход. В 2014 году придурки нашли твиттер. Или, по крайней мере, они узнали, как использовать твиттер таким образом, чтобы показать, что они придурки. Они кричали на людей. Они издевались над людьми. Пострадали люди. Это все еще происходит. Они сделали Интернет очень небезопасным для многих людей. Они были жестоки к людям, потому что они были другими. Они нападали на людей, которые не были полностью преданы привилегиям придурков. Кажется, люди делают это из-за желания власти и внимания. Они также делают это, чтобы обрести чувство принадлежности к тем, кто разделяет стремление к власти и вниманию. Это желание не осуществилось в 2014 г.
В своей работе я всегда говорю, что технологии усиливают педагогику. Технология здесь усиливает рывок… она не делает рывок. Что еще более важно, технология НЕ является придурком. И когда мы рассматриваем «социальные сети» как нечто само по себе, а не просто как способ, которым люди выстраивают себя — ничем не отличающийся от платформы спикеров в хайд-парке — мы упускаем решения. Наши технологии — хороший способ найти придурка, но решение этой проблемы — иметь дело с придурком, а не с технологией.
Итак. Социальные сети — это не то, что нужно исправлять. Люди, общение с людьми — это вещь. Придурки — это вещь. Рывки — это не цифровая проблема. Рывки — это реальная проблема, которая существует уже давно. Нам нужно избавиться от цифровых технологий и решить нашу проблему с придурками в реальном мире. И по мере продвижения мы должны думать о том, как наши системы помогают создавать этих придурков.
Часть вторая – мы действительно можем договориться о новом общественном договоре
Тысячу лет назад головорезы в стальных корпусах с заточенными ломами (мечами) бродили по сельской местности Европы и били коров. Я не шучу. Они были придурками. Они буквально били коров, воровали вещи людей и слишком часто убивали случайных невинных людей. У церкви, обычно не являющейся благожелательным персонажем в средневековых историях, была идея. Они создали движение «Мир и перемирие Бога». Местное духовенство собирало в кучу все реликвии святых, которые они могли найти, и пыталось собрать вместе рыцарей, чтобы они поклялись в этом новом общественном договоре. Реликвии святых были брендом, который внедрил это изменение. Мир Божий был попыткой попытаться защитить людей (духовенство было особо выделено как люди, нуждающиеся в защите), но он распространялся на имущество и домашний скот. Перемирие богов было попыткой провести дни, когда насилие было запрещено. воскресенья. Каникулы.
Технологии (конь + меч + доспехи + замок) создали социальную проблему, которую необходимо было решить. Тысячу лет спустя вы можете увидеть влияние PTG на нашу культуру. На самом деле они посмотрели на то, что было побочным эффектом технологии, и вышли и пересмотрели общественный договор, чтобы это было сделано. Это действительно сработало. На это ушло 2 или 3 сотни лет… но если вы посмотрите на то, что на самом деле стали означать такие слова, как «вежливый» или «надлежащий», многое из этого можно проследить до первоначальной (по общему признанию, корыстной) работы церкви.
Церковь больше не является общественным институтом, которому угрожают бродячие придурки, вырвавшиеся из уз старого общественного договора. Демократия в том, насколько она у нас есть.
И нам нужен про-социальный веб-черт возьми. И нам нужно это сделать.
Я искренне считаю, что наша система образования может стать тем брендом, который позволит нам осуществить эти изменения. Наша система образования, однако, часто является своего рода придурком. Эта система образования является системной структурой, которая учит нас верить в власть над людьми.
Решить, какие знания кому-то нужны, — это упражнение, значит иметь над кем-то власть. Оценка, в частности, основывается на силовых структурах. Обучение, как оно традиционно воспринимается нашей культурой, представляет собой процесс сортировки. Будь то способ, которым мы разделяем «эксперта» и новичка с помощью методов присвоения степеней, или кривая нормального распределения, которая либо тайно, либо открыто живет в нашей системе %, это способ, которым мы применяем к людям различные классовые маркеры. Это процесс «мы-творим», и, как и все процессы «мы-творим», это процесс «их-творим». Мы грамотны. У нас есть кандидат наук. Мы учитель. Мы отличники. Все эти вещи исключают людей, которые не являются частью принадлежности «мы».
Эти ожидания… несправедливы. Они отдают предпочтение определенному фону. Они отдают предпочтение определенному типу мышления… или знания. В некотором смысле наша система образования является тренировочной площадкой для привилегий конформизма. Соответствие, которое, безусловно, легче для многих, и соответствие, которое совершенно недоступно для многих. Он учит людей, что подчинение власти — это то, на что похожа принадлежность.
Итак, давайте вернемся к нашему придурку из социальных сетей.