Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Конкретно исторический характер границ возраста: Тема 1. Возраст в сознании человека

Тема 1. Возраст в сознании человека

Рабочая тетрадь студента по изучению курса »Психология развития и возрастная психология»

____________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 1. ВОЗРАСТ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА

ОРИЕНТИРОВКА В ТЕМЕ

ГЛОССАРИЙ

  • Развитие. Задача развития.

  • Возраст. Виды возраста: хронологический, биологический, психологический.

  • Границы возраста. Конкретно-исторический характер границ возраста.

  • Темп развития: ускорение (акселерация), замедление (ретардация), неравномерность развития (гетерохрония).

  • Этапы развития. Детство. Взрослость. Старость.

  • Возрастное самосознание. Возрастной статус. Возрастная идентичность.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Место детства, зрелости, старости в возрастном самосознании человека: значение и смысл разных возрастных периодов.

  2. Представление человека о критериях разных периодов жизни.

  3. Задачи развития человека на разных возрастных этапах. Принятие возрастного статуса. Трудности возрастной идентичности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. При изучении рекомендованной литературы выделите основные понятия темы (см. Глоссарий).

  2. Постройте ассоциативные ряды к понятиям »детство», »взрослость», »старость». Основные требования к выполнению этого задания:

  1. Используйте вопросы анкеты (см. Приложение к теме), позволяющие изучить различные стороны осознания человеком себя в контексте конкретного возраста (переживание возраста, понимание его места и роли, отношения к нему). В рамках практикума профессионального обучения проведите опрос двух небольших групп испытуемых разного возраста.

Литература

  1. Кроник А. А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности //Психологический журнал. 1983, Т. 4, № 5. С. 57 – 64.

  2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2008.

  3. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2007.

  4. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988.

  5. Хейманс П.Г. Концептуализация и операционализация задач развития /Процессы психического развития: в поисках новых подходов. Под ред. А.И. Подольского, Я.Я.Ф. Тер Лаака и П.Г. Хейманса. М., 1995. С. 8 – 18.

  6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1995.

РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

Развитие

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

задача развития

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возраст

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

хронологический

биологический

психологический

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Границы возраста

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

конкретно-исторический характер границ возраста

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темп развития

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ускорение (акселерация)

замедление (ретардация)

неравномерность развития (гетерохрония)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы развития

__________________________________________________________________________________________

детство

взрослость

старость

________________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Возрастное самосознание

__________________________________________________________________________________________

возрастной статус

возрастная идентичность

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Возрастная периодизация — Психологу — Презентации

Составитель

Михеева Светлана Васильевна,

преподаватель

ГБПОУ СО «Северный педагогический колледж»

Возраст –

временные характеристики индивидуального развития.

Понятия возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны — границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

Возрастная периодизация  основывается на выделении возрастных особенностей.

 

Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

В соответствии с основными ли­ниями развития человека (как индиви­да, субъекта, личности, индивидуаль­ности) различают:

Паспортный возраст исчис­ляется с даты рождения. Обычно учи­тывается число полных лет; лишь в раннем детстве его определяют с точ­ностью до 1 месяца.

Биологический возраст  опре­деляется степенью физической (соматической) и половой зре­лости человека.

  • Интеллектуальный возраст определяется степенью соответствия интеллектуального развития субъекта, измеряемого с помощью специального набора тестов, возрастным нормам, установленным по данному набору тестов;
  • Социальный возраст характе­ризуется соотношением социального статуса и уровня достижений человека со статусом и уровнем достижений большинства его ровесников.
    Если человек движется по «лестнице соци­альных статусов» примерно в том же темпе, что и подавляющее большин­ство его сверстников, то его социаль­ный возраст соответствует паспортно­му. Если же в силу высокой одаренно­сти, благоприятных социальных условий или других причин субъект «опережает», то он становится со­циально старше.
  • Психологический возраст оп­ределяется степенью осознания субъективной реа­лизованного в жизни или, иначе, со­отношением в представлении самого человека значимости его прошлого и его будущего.

Специфические характеристики возраста определяются:

  особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения;

  изменением характера воспитания в семье;

  формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности;

  особенностями физиологического развития.

  • Пифагор (VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) — от рождения до 20 лет; лето (молодость) — 20-40 лет; осень (расцвет сил) — 40-60 лет; зиму (угасание) — 60-80 лет.
  • Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов.
  • Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая — от рождения до 7 лет; вторая — от 7 до 14 лет и третья — от 14 до 21 года.

Теоретические подходы, объясняющие развитие человека

  • биогенетический  подход — проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе.
  • социогенетический  подход — акцент на изучении процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации.
  • представители персоногенетического  подхода — проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности.
  • теории  когнитивного  направления занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.
  • ПРАКТИКУМ

Задачи

Задача 1

Известно, что в развитии ребёнка большую роль играет пример родителей, которым они подражают. Однако, иногда у трудолюбивых родителей вырастают ленивые, пассивные дети.

Назовите возможные причины? Аргументируйте ответ.

Задача 2

При поступлении в школу, педагог-психолог написал в заключении: умственный возраст выше хронологического. Объясните результаты. Приведите пример. Аргументируйте ответ.

Задачи

Задача 3

В семье растут двое детей Нина и Таня, совершенно разные по характеру и по способностям.

Почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной и той же семье, вырастают такими разными по характеру и по способностям? Аргументируйте ответ.

Задача 4

Студентка во время педагогической практики в детском саду подошла к Коле и сказала ему: « Подожди минутку, мне надо с тобой побеседовать!» Мальчик остановился и недоуменно посмотрел на неё. Студентка начала с ним беседовать…

Правильно ли поступила студентка, решив воспользоваться методом беседы? Аргументируйте ответ. Аргументируйте ответ.

Задачи

  Задача 5

Одна родительница вспоминает: «Я своих родителей очень ненавидела зато, что они чрезвычайно опекали меня. А сейчас я очень им благодарна. Благодаря им со мной ничего не случилось. Руки – ноги целы».

Какие факторы, влияющие на развитие ребёнка, не используются мамой? Каковы последствия такого воспитания? Аргументируйте ответ.

 

Задача 6

В первое время (период младенчества) ребёнок нуждается в тёплом, дружеском общении с окружающими, чтобы утвердится в доверии к миру.

Значит ли это, что необходимо удовлетворять любые потребности ребёнка и крутиться около него, только бы он не плакал? Аргументируйте ответ.

В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории рекапитуляции  Э. Геккеля и С. Холла и теория психосексуального развития 3. Фрейда.

Рекапитуляции теория  (от лат. recapitulatio — сжатое повторение)

  • в психологии и педагогике, концепция психического развития, рассматривающая становление индивидуального сознания как сокращённое воспроизведение (повторение) исторических этапов развития сознания человеческого рода.
  • Идея такой повторяемости возникла в античной философии (Платон и др.), высказывалась философами средневековья и была развёрнуто сформулирована в начале 19 в. Г. Гегелем в «Феноменологии духа».

Теории рекапитуляции Э. Геккель, С. Холл (конец 19 – начало 20 в.)

  • человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека.
  • С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.

Теория рекапитуляции К. Гетчинсона (критерий – способ добывания пищи)

1. От рождения до 5 лет — стадия рытья и копания. Дети любят играть в песке. 2. От 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. Дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых и стремление делать многие вещи тайком. 3. От 8 до 12 лет – пастушеская стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок. Они любят животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться. У них, особенно у девочек, появляется стремление к ласке и нежности. 4. От 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана с интересом к погоде, к явлениям природы, с любовью к садоводству и цветоводству. У детей появляются наблюдательность и осмотрительность. 5. От 14 до 20 лет — стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. Дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и других точных наук. У них возникает желание обмениваться предметами. Гетчинсон считал, что с 8 лет наступает эра цивилизованного человека, и именно с этого возраста детей можно систематически обучать.

Немецкий психолог и педагог Э.Мейман (1862-1915) выделяет этапы интеллектуального развития

  • 1.   От рождения до 7 лет – стадия фантастического синтеза. Дети обобщают отдельные ощущения без всякой системы и логики.  2.   От 7 до 12 лет – стадия анализа. Можно начинать систематическое обучение детей, так как ведущим процессом становится не синтез, а дифференциация – разложение общих понятий, знаний. 3.   От 12 до 16 лет – стадия рассудочного синтеза. Формируется операциональное мышление, они могут интегрировать те отдельные понятия, которые были ими усвоены на предыдущем этапе, и получать научные представления об окружающем.

Социогенетический подход Концепция Э. Эриксона

Каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. Развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.

Возраст

Результат развития

0-1 год;

мать

Доверие—недоверие к окружающим людям

1-3  года;

родители

Нормальная линия развития

Автономия—зависимость

Аномальная линия развития

Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.

Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.

Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.

Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда:  ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих.

Возраст

Результат развития

3-6 лет;

родители,

братья,

сестры

Нормальная линия развития

Инициатива, уверенность в себе — чувство вины.

6-12 лет;

школа, соседи, знакомые

Аномальная линия развития

Активность:  живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение.

Трудолюбие — чувство неполноценности .

Пассивность:  вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения.

Трудолюбие:  выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу.

Чувство неполноценности:  слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.

Возраст

Результат развития

13-18 лет;

группа сверстников

Идентичность — смешение ролей.

Ранняя взрослость

Нормальная линия развития

Близость—изоляция.

Аномальная линия развития

Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения. Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им.

Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения.

Близость:  душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь.

Изоляция:  одиночество, остракизм.

Возраст

Результат развития

Взрослость

Нормальная линия развития

Генеративность— стагнация

Зрелость

Аномальная линия развития

Генеративность: целеустремленность, продуктивность.

Цельность—отчаяние

Стагнация:  обеднение личной жизни, регрессия.

Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.

Отчаяние:  отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.

Когнитивные теории развитие «состоит из эволюционирования ментальных (психических) структур или способов обработки информации, частью генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости индивидуума» (КрайгГ., 2000, с. 74). К ним относятся теории Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Колберга и др. Наиболее разработанной и влиятельной из когнитивных теорий развития считается генетическая эпистемология Ж. Пиаже. В ней непротиворечиво объединены представления о внутренней природе интеллекта и его внешних проявлениях.

Генетическая эпистемология Ж. Пиаже

  • Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею.
  • Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте.
  • И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных  действий.   Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий,  которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие.
  • Схема действия — это сенсомоторный эквивалент  понятия,  познавательного умения.
  • Развитие схем действий, т. е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами» за счет  интериоризации  предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем плане).

Процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходит зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта)

Период сенсомоторного интеллекта (0—2 года)

  • В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. Реально для него лишь то, что дано ему через его ощущения. Он смотрит, слушает, трогает, нюхает, пробует на вкус, кричит, ударяет, мнет, сгибает, бросает, толкает, тянет, сыплет, совершает иные сенсорные и моторные действия. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребенка. Его знание об окружающем мире складывается на их основе. Поэтому для этой стадии характерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур —  сенсорных  и  моторных способностей. Исходными или первичными схемами действий, позволяющими новорожденному устанавливать равновесие в первые часы и дни его жизни, по мнению Пиаже, являются рефлексы новорожденного, с которыми он появляется на свет и которые позволяют целесообразно действовать в ограниченном числе ситуаций. Но поскольку рефлексов мало, ребенок вынужден их изменять и формировать на этой основе новые, более сложные схемы.
  • Развитие идет от безусловных рефлексов к условным, их тренировке и выработке навыков, установлению между ними координированных взаимоотношений, что дает ребенку возможность экспериментировать, то есть совершать действия по типу проб и ошибок. При этом малыш начинает предвосхищать развитие новой ситуации, что, вкупе с имеющимся интеллектуальным потенциалом, создает основу для  символического,  или допонятийного, интеллекта.
  • Сенсорные способности  — свойства сенсорной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой. 
  • Моторные способности  — свойства моторной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой. 
  • Символический интеллект  — характеризует в концепции Ж. Пиаже 6-ю субстадию в развитии сенсомоторного интеллекта, которая приходится на период с 18 до 24 месяцев. На этой стадии предмет предстает для ребенка в виде символа, он употребляется им как заместитель объекта, что проявляется в отсроченном подражании, игре «понарошку» и в развитии речи.

Период конкретных операций

(2-11/12 лет)

  • В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Если в период развития сенсомоторного интеллекта основными средствами умственной деятельности ребенка были  предметные действия,  то в рассматриваемом периоде ими являются  операции.  Принципиальное отличие состоит в том, что рождение операции — это предпосылка становления собственно логического мышления человека.
  • Мышление ребенка представляет систему операций, выполняемых в уме, но с обязательной опорой на внешние наглядные данные.
  • Центральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются  эгоцентризм мышления  ребенка и  представление о сохранении.  Эгоцентризм мышления обусловливает такие особенности детского мышления, как синкретизм, неумение сосредоточиваться на изменениях объекта, необратимость мышления,  трансдукция  (от частного к частному), нечувствительность к противоречию, совокупное действие которых препятствует формированию логического мышления.
  • Предметные действия  (схема действия) — в концепции Ж. Пиаже это любое действие, совершаемое ребенком: слежение глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т. п. Предметное действие — «это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах» (Л. Ф. Обухова). На основе действий формируются новые умственные структуры.
  • Операция  — в концепции Ж. Пиаже это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.  Эгоцентризм мышления  — это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.
  • Трансдукция   — логический переход от частного к частному, минуя общее. 
  • Необратимость мышления — уверенность ребенка в том, что развитие событий и образование связей идет лишь в одном направлении.
  • Обратимость мышления  — выражает способность ребенка к теоретическим рассуждениям, поиску причинно-следственных связей, формулированию умозаключений.

Внутри этого периода Пиаже выделил  дооперациональную стадию,  которая характеризует интуитивное, наглядное мышление  в возрасте от 2 до 6/7 лет, и  стадию конкретных операций  (6/7—11/12 лет).

  • В рамках  дооперациональной стадии  формируются образно-символические схемы, основанные на произвольном сочетании любых непосредственных впечатлений типа «луна ярко светит, потому что она круглая».
  • Стадия конкретных операций  (6/7-11/12 лет) возникает, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта (например, его форма и количество вещества в нем) не зависят друг от друга (форма стаканов не влияет на количество воды в них). Очевидно, что мышление ребенка при этом уже не определяется только возможностями восприятия, как это было в дошкольном возрасте.

Период формальных операций (11/12—14/15 лет)

  •   В рамках формально-логического интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, у них развиваются навыки научного мышления, где главную роль играют гипотезы и дедуктивно-индуктивные умозаключения. Оно позволяет подросткам впервые задать вопрос типа «а что будет, если…», проникать в мысли других людей, принимать в расчет их точки зрения, мотивы, ценности, идеалы.
  • Наличие развитого формально-логического мышления позволяет подростку решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты. Дети, умеющие мыслить только конкретно, вынуждены идти путем проб и ошибок, на ощупь, эмпирически проверяя каждый свой шаг, не пытаясь представить возможные результаты.

Персоногенетический подход

  • Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса.
  • Отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования.
  • Психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком.
  • Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является  стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или  стремление к актуализации  (по К.-Роджерсу).
  • Эти стремления носят врожденный характер.
  • Смысл самоактуализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

Персоногенетический подход

  • Стремление к самоактуализации (Маслоу)  — врожденное стремление человека к мак симально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.  
  • Стремление к актуализации (Роджерс)  — врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность» (Роджерс), т. е. сохранить, развить и усилить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Эта акту ализирующая тенденция избирательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности. 
  • Иерахия потребностей  — в концепции А. Маслоу расположение потребностей от низших к высшим. При этом доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать и быть мотивированным вышележащими потребностями.

Перспектива продолжительности жизни | Развитие в течение жизни

Результаты обучения

  • Опишите перспективу Baltes в отношении продолжительности жизни с ее ключевыми принципами развития
  • Объясните, что означает развитие на протяжении всей жизни, многомерное и многонаправленное
  • Объяснить влияние контекста на разработку

Рисунок 1 . Перспектива продолжительности жизни Балтеса подчеркивает, что развитие длится всю жизнь, многомерно, многонаправленно, пластично, контекстуально и междисциплинарно. Подумайте о том, как ваша собственная разработка соответствует каждой из этих концепций, когда вы будете читать об этих терминах более подробно.

Развитие в течение жизни включает изучение биологических, когнитивных и психосоциальных изменений и констант, которые происходят на протяжении всей жизни. Он был представлен как теоретическая перспектива, предлагающая несколько фундаментальных, теоретических и методологических принципов о природе человеческого развития. Исследователи предприняли попытку выяснить, предполагают ли исследования природы развития специфическое метатеоретическое мировоззрение. Несколько убеждений, взятые вместе, образуют «семейство взглядов», которые способствуют этому конкретному взгляду.

Немецкий психолог Пауль Балтес, ведущий эксперт в области развития продолжительности жизни и старения, разработал один из подходов к изучению развития, названный перспективой продолжительности жизни . Этот подход основан на нескольких ключевых принципах:

  • Развитие происходит на протяжении всей жизни или на протяжении всей жизни.
  • Развитие многомерно, означает, что оно включает динамическое взаимодействие таких факторов, как физическое, эмоциональное и психосоциальное развитие
  • Развитие является разнонаправленным и приводит к приобретениям и потерям на протяжении всей жизни
  • Развитие пластика , что означает, что характеристики податливы или изменчивы.
  • Развитие находится под влиянием контекстных и социально-культурных влияний.
  • Разработка многопрофильная.

Развитие на протяжении всей жизни

Развитие на протяжении всей жизни означает, что развитие не завершается в младенчестве, детстве или в каком-либо конкретном возрасте; оно охватывает всю продолжительность жизни, от зачатия до смерти. Изучение развития традиционно сосредоточивалось почти исключительно на изменениях, происходящих от зачатия до подросткового возраста, и постепенном снижении в старости; считалось, что пять или шесть десятилетий после подросткового возраста практически не изменились в развитии. Существующая точка зрения отражает возможность того, что специфические изменения в развитии могут произойти в более позднем возрасте, не закрепившись при рождении. Ранние события детства могут быть преобразованы более поздними событиями в жизни. Это убеждение ясно подчеркивает, что все этапы жизни способствуют регуляции характера человеческого развития.

Многие разнообразные модели изменений, такие как направление, время и порядок, могут различаться у разных людей и влиять на то, как они развиваются. Например, время развития событий может по-разному влиять на людей из-за их текущего уровня зрелости и понимания. По мере того, как люди движутся по жизни, они сталкиваются со многими проблемами, возможностями и ситуациями, которые влияют на их развитие. Память о том, что развитие — это процесс на протяжении всей жизни, помогает нам получить более широкое представление о значении и влиянии каждого события.

Развитие многомерно

Под многомерностью Балтес имеет в виду тот факт, что сложное взаимодействие факторов влияет на развитие на протяжении всей жизни, включая биологические, когнитивные и социально-эмоциональные изменения. Балтес утверждает, что динамическое взаимодействие этих факторов влияет на развитие человека.

Например, в подростковом возрасте половое созревание состоит из физиологических и физических изменений с изменением уровня гормонов, развитием первичных и вторичных половых признаков, изменением роста и веса и некоторыми другими телесными изменениями. Но это не единственные типы происходящих изменений; есть также когнитивные изменения, в том числе развитие передовых когнитивных способностей, таких как способность мыслить абстрактно. Существуют также эмоциональные и социальные изменения, связанные с регулированием эмоций, взаимодействием со сверстниками и, возможно, свиданиями. Тот факт, что термин половое созревание охватывает такой широкий спектр областей, иллюстрирует многомерный компонент развития (вспомните физическую, когнитивную и психосоциальную области человеческого развития, которые мы обсуждали ранее в этом модуле).

Развитие является многонаправленным

Балтес утверждает, что развитие конкретной области не происходит строго линейным образом, но развитие определенных признаков можно охарактеризовать как способность как увеличивать, так и уменьшать эффективность в течение определенного периода времени. жизнь индивидуума.

Если мы снова возьмем пример полового созревания, мы увидим, что эффективность некоторых доменов может улучшаться или снижаться в течение этого времени. Например, саморегуляция — это одна из областей полового созревания, которая претерпевает глубокие разнонаправленные изменения в подростковом периоде. В детстве людям трудно эффективно регулировать свои действия и импульсивное поведение. Ученые отмечают, что отсутствие эффективного регулирования часто приводит к тому, что дети ведут себя без полного учета последствий своих действий. В период полового созревания нейронные изменения модифицируют это нерегулируемое поведение, увеличивая способность регулировать эмоции и импульсы. И наоборот, способность подростков к спонтанной активности и творчеству, обе области, обычно связанные с импульсивным поведением, снижаются в подростковом периоде в ответ на изменения в познании. Нейрональные изменения в лимбической системе и префронтальной коре головного мозга, которые начинаются в период полового созревания, приводят к развитию саморегуляции и способности учитывать последствия своих действий (хотя недавние исследования мозга показывают, что эта связь будет продолжать развиваться в ранняя взрослость).

Расширяя предпосылку разнонаправленности, Балтес также утверждал, что на развитие влияет «совместное выражение признаков роста (прироста) и упадка (убытка)» для выборочной оптимизации определенных мощностей. Это требует принесения в жертву других функций, процесса, известного как выборочная оптимизация с компенсацией. В соответствии с процессом избирательной оптимизации люди отдают предпочтение определенным функциям над другими, снижая адаптивную способность отдельных функций для специализации и повышая эффективность других модальностей.

Приобретение эффективной саморегуляции у подростков иллюстрирует эту концепцию приобретения/убытка. По мере того, как подростки приобретают способность эффективно регулировать свои действия, они могут быть вынуждены жертвовать другими функциями, чтобы выборочно оптимизировать свои реакции. Например, люди могут пожертвовать своей способностью быть спонтанными или творческими, если от них постоянно требуется принимать обдуманные решения и регулировать свои эмоции. Подростки также могут быть вынуждены пожертвовать своим быстрым временем реакции на обработку стимулов в пользу способности полностью учитывать последствия своих действий.

Применение перспективы продолжительности жизни

Идеи Балтеса о развитии как о процессе на протяжении всей жизни полезны для общества, поскольку они могут помочь в выявлении качеств или проблем, характерных для определенного возрастного периода. Если бы эти качества или проблемы могли быть выявлены, можно было бы разработать специальные программы, такие как внеклассные мероприятия, которые способствуют позитивному развитию молодежи (PYD).

Positive Youth Development считает, что у всех молодых людей есть потенциал стать продуктивными и полезными членами общества. PYD подчеркивает сильные стороны молодежи, способствуя их физическому, личному, социальному, эмоциональному, интеллектуальному и духовному развитию. Вмешательства должны проводиться с учетом потребностей и предпочтений участников, однако выбор, ценности и культура отдельных лиц всегда должны учитываться.

«Старшие братья/Старшие сестры» — это программа позитивного развития молодежи, направленная на общественное достояние, которая демонстрирует существенные поведенческие результаты для молодежи. Эта программа была направлена ​​на продвижение положительной идентичности и компетентности путем создания прочной связи со здоровым взрослым. Эти здоровые взрослые, или наставники, посвящали как минимум несколько часов, два-четыре раза в месяц в течение года, с молодежью, которая была тщательно назначена им на основе их происхождения, предпочтений и географической близости. Подростки, участвовавшие в этой программе, улучшили «посещаемость школы, отношения с родителями, успеваемость и эмоциональную поддержку сверстников» [2]  Употребление психоактивных веществ и проблемное поведение также были зарегистрированы как предотвращенные или уменьшенные. Посмотрите это видео от Big Brothers Big Sisters of America, чтобы узнать больше о силе наставничества.

Попробуйте

Развитие пластично

Пластичность означает внутриличностную изменчивость и в значительной степени фокусируется на возможностях и ограничениях природы человеческого развития. Понятие пластичности подчеркивает, что существует много возможных результатов развития и что природа человеческого развития гораздо более открыта и плюралистична, чем первоначально предполагалось традиционными взглядами; нет единого пути, по которому следует идти в развитии человека на протяжении всей жизни. Пластичность необходима для текущих исследований, потому что возможность вмешательства вытекает из понятия пластичности в развитии. Нежелательное развитие или поведение потенциально можно предотвратить или изменить.

Например, недавно исследователи анализировали, как другие органы чувств компенсируют потерю зрения у слепых. Без визуального ввода слепые люди продемонстрировали, что тактильные и слуховые функции все еще полностью развиваются, и они могут использовать тактильные и слуховые сигналы для восприятия окружающего мира. В одном эксперименте, разработанном Рёдером и его коллегами (1999), сравнивались слуховые навыки локализации людей, которые слепы, со зрячими людьми, заставляя участников определять местонахождение звуков, представленных им либо в центре, либо на периферии (латерально). Как слепые от рождения взрослые, так и зрячие взрослые могли точно определить местонахождение звука, представленного перед ними, но слепые люди явно лучше определяли местонахождение звука, представленного сбоку. В настоящее время исследования изображений головного мозга показали, что сенсорная кора головного мозга реорганизуется после лишения зрения. Эти данные свидетельствуют о том, что, когда зрение отсутствует в процессе развития, слуховая кора головного мозга задействует области, которые обычно предназначены для зрения, тем самым совершенствуясь.

Ссылка на обучение

Посмотрите видеоролик «Видение позади зрительной коры» об исследованиях слепого зрения, проведенных доктором Тони Ро, чтобы узнать больше о пластичности мозга слепых людей.

Важным аспектом процесса старения является снижение когнитивных функций. Однако степень снижения когнитивных функций частично обратима, поскольку мозг на протяжении всей жизни сохраняет способность к пластичности и реорганизации корковой ткани. Манке и его коллеги разработали программу обучения, основанную на пластичности мозга, которая побуждала к обучению зрелых взрослых, испытывающих возрастное снижение. Эта учебная программа уделяла особое внимание точности восприятия языка на слух и когнитивно-сложным упражнениям, которые, как было доказано, частично обращают вспять возрастные потери памяти. Он включал в себя очень полезные новые задачи, которые требовали контроля внимания и становились все труднее выполнять. По сравнению с контрольной группой, которая не тренировалась и не продемонстрировала значительных изменений в функции памяти, экспериментальная тренировочная группа продемонстрировала заметное улучшение памяти, которое сохранялось в течение 3-месячного периода наблюдения. Эти результаты показывают, что когнитивные функции, особенно память, могут быть значительно улучшены у взрослых с возрастным снижением когнитивных функций с помощью методов обучения, основанных на пластичности мозга.

Развитие зависит от контекста

В теории Балтеса парадигма контекстуализма относится к идее о том, что три системы биологических и экологических влияний работают вместе, чтобы влиять на развитие. Развитие происходит в контексте и варьируется от человека к человеку, в зависимости от таких факторов, как биология человека, семья, школа, церковь, профессия, национальность и этническая принадлежность. Балтес выделил три типа влияний, которые действуют на протяжении всей жизни: нормативные возрастные влияния, нормативные хронологические влияния и ненормативные влияния. Балтес писал, что эти три влияния действуют на протяжении всей жизни, их эффекты накапливаются со временем и, как динамический пакет, они несут ответственность за развитие жизни.

Нормативные возрастные факторы — это те биологические факторы и факторы окружающей среды, которые тесно связаны с хронологическим возрастом, например, с половым созреванием или менопаузой, или с возрастными социальными практиками, такими как поступление в школу или выход на пенсию. Нормативные исторические влияния связаны с определенным периодом времени, который определяет более широкий экологический и культурный контекст, в котором развивается личность. Например, на развитие и идентичность влияют исторические события людей, которые их пережили, такие как Великая депрессия, Вторая мировая война, Вьетнам, холодная война, война с террором или достижения в области технологий.

Это было продемонстрировано в многочисленных исследованиях, в том числе Nesselroade и Baltes, показывающих, что на уровень и направление изменений в развитии личности подростков сильно влияли социокультурные условия того времени (в данном случае война во Вьетнаме). как возрастные факторы. В исследовании приняли участие люди из четырех разных возрастных групп подростков, которые все продемонстрировали значительное развитие личности в одном и том же направлении (склонность заниматься этическими, моральными и политическими проблемами, а не когнитивными достижениями). Точно так же Элдер показал, что Великая депрессия была средой, которая значительно повлияла на развитие подростков и соответствующих им взрослых личностей, продемонстрировав сходное общее развитие личности в разных возрастных группах. Теория Балтеса также утверждает, что историческая социокультурная среда оказала влияние на развитие интеллекта человека. Сферами влияния, которые Балтес считал наиболее важными для развития интеллекта, были здоровье, образование и работа. Первые две области, здоровье и образование, значительно влияют на развитие подростков, потому что здоровые дети, получившие эффективное образование, имеют тенденцию развивать более высокий уровень интеллекта. Нейсс и Роу предположили, что факторы окружающей среды, здоровье и образование оказывают на интеллект не меньшее влияние, чем унаследованный интеллект.

Ненормативные воздействия непредсказуемы и не привязаны к определенному периоду развития человека или к историческому периоду. Это уникальный опыт человека, будь то биологический или экологический, который формирует процесс развития. Это могут быть такие вехи, как получение степени магистра или получение определенного предложения о работе, или другие события, такие как развод или смерть ребенка.

Наиболее важным аспектом контекстуализма как парадигмы является то, что три системы влияния работают вместе, чтобы влиять на развитие. Что касается подросткового развития, то возрастные влияния помогут объяснить сходство внутри когорты, исторические факторы помогут объяснить различия между когортами, а ненормативные влияния объяснят особенности индивидуального развития каждого подростка. Когда все влияния рассматриваются вместе, это дает более широкое объяснение развития подростка.

Другие контекстуальные воздействия на развитие: когорта, социально-экономический статус и культура

Что подразумевается под словом «контекст»? Это означает, что на нас влияет то, когда и где мы живем. Наши действия, убеждения и ценности являются реакцией на окружающие нас обстоятельства. Штернберг описывает контекстуальный интеллект как способность понимать, что требуется в той или иной ситуации (Штернберг, 1996). Ключевым моментом здесь является понимание того, что поведение, мотивация, эмоции и выбор являются частью более широкой картины. Наши заботы таковы из-за того, кем мы являемся в обществе, где мы живем и когда мы живем; они являются частью социального климата и набора реальностей, которые нас окружают. К важным социальным факторам относятся когорта, социальный класс, пол, раса, этническая принадлежность и возраст. Начнем с изучения двух из них: когорты и социального класса.

Когорта  – это группа людей, родившихся примерно в одно и то же время в определенном обществе. Когорты разделяют истории и условия жизни. Члены когорты пережили одни и те же исторические события и культурный климат, которые повлияли на ценности, приоритеты и цели, которыми они могут руководствоваться в своей жизни.

Когорты

Рисунок 2 . Мальчики собирают старые покрышки на резину во время ВОВ.

Рассмотрим опасения маленького мальчика, если он вырос в Соединенных Штатах во время Второй мировой войны — назовем его Генри. То, что покупает семья Генри, ограничено их небольшим бюджетом и правительственной программой, созданной для нормирования продуктов питания и других материалов, которых не хватает из-за войны. Он скорее стремится, чем обижается на бережливость, и рассматривает свои действия как значимый вклад во благо других.

По мере взросления Генри и создания собственной семьи его мотивируют образы успеха, связанные с его прошлым опытом: он рассматривает успешного мужчину как человека, который может обеспечить свою семью в финансовом отношении, у которого есть жена, которая сидит дома и заботится о детях, и детях, которые уважают, но наслаждаются роскошью дней, наполненных школой и играми, не задумываясь о тяготах общественной борьбы. Он женится вскоре после окончания средней школы, имеет четверых детей, усердно работает, чтобы прокормить свою семью, и может делать это во время процветающей послевоенной экономики 19-го века.50-е годы в Америке. Но экономические условия меняются в середине 1960-х и на протяжении 1970-х годов. Жена Генри, Патрисия, начинает работать, чтобы помогать семье финансово и преодолевать скуку, будучи домохозяйкой. Дети — подростки в совершенно ином социальном климате: социальном волнении, освобождении и вызове статус-кво. Они не защищены от забот общества; они смотрят телевизионные передачи в своей собственной гостиной о войне во Вьетнаме и боятся призыва — они являются частью молодежной культуры среднего класса, которая очень заметна и красноречива. Со временем работа Генри в качестве инженера становится затруднительной из-за сокращения штата в оборонной промышленности. Его 25-летний брак заканчивается разводом.

Это не уникальная личная история, скорее, это история многих членов группы Генри. Исторические контексты формируют наш жизненный выбор и мотивацию, а также наши возможные оценки успеха или неудачи в ходе нашего существования. Генри разделяет многие нормативные возрастные факторы со своими сверстниками, такие как одновременное трудоустройство или рождение детей примерно того же возраста, а также нормативный исторический опыт, такой как война во Вьетнаме и холодная война. Уникальный жизненный опыт Генри, такой как рождение четырех детей, развод или потеря работы, являются ненормативными факторами, которые также влияют на его развитие.

Попробовать

Посмотреть

В этом видеоролике рассказывается о нормативных исторически сложившихся влияниях, которые сформировали развитие семи поколений за последние 125 лет истории Соединенных Штатов. Можете ли вы определить свое поколение? Описание кажется точным?

Вы можете просмотреть стенограмму «Поколения на протяжении истории» здесь (откроется в новом окне).

Другим контекстом, влияющим на нашу жизнь, является наше социальное положение, социально-экономический статус или социальный класс. Социально-экономический статус – это способ идентификации семей и домохозяйств на основе их общего уровня образования, дохода и рода занятий. Хотя, безусловно, существуют индивидуальные различия, члены социального класса, как правило, имеют схожий образ жизни, модели потребления, стили воспитания, факторы стресса, религиозные предпочтения и другие аспекты повседневной жизни.

КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА?

Разрыв в успеваемости относится к устойчивым различиям в оценках, результатах тестов и количестве выпускников, которые существуют среди учащихся разных национальностей, рас и — по некоторым предметам — полов (Winerman, 2011). Исследования показывают, что на эти разрывы в достижениях сильно влияют различия в социально-экономических факторах, которые существуют в семьях этих детей. Хотя исследователи признают, что программы, направленные на сокращение таких социально-экономических несоответствий, вероятно, помогут уравнять способности и успеваемость детей из разных слоев общества, они признают, что такие крупномасштабные вмешательства будет трудно осуществить. Поэтому рекомендуется, чтобы программы, направленные на развитие способностей и достижений среди детей из неблагополучных семей, могли быть лучшим вариантом для решения проблем, связанных с пробелами в успеваемости (Duncan & Magnuson, 2005).

Дети из малообеспеченных семей показывают значительно более низкие результаты, чем их сверстники из семей со средним и высоким доходом, по ряду образовательных переменных: у них значительно ниже результаты стандартизированных тестов, процент выпускников и показатели поступления в колледжи, и у них намного выше показатели отсева из школы . Были попытки исправить разрыв в успеваемости с помощью законодательства штата и федерального законодательства, но что, если проблемы начнутся еще до того, как дети пойдут в школу?

Психологи Бетти Харт и Тодд Рисли (2006) посвятили свою карьеру изучению языковых способностей в раннем возрасте и развитию детей с разным уровнем дохода. В одном лонгитюдном исследовании они обнаружили, что, хотя все родители, участвовавшие в исследовании, взаимодействовали со своими детьми, родители со средним и высоким доходом взаимодействовали со своими детьми иначе, чем родители с низким доходом. Проанализировав 1300 часов общения родителей и детей, исследователи обнаружили, что родители со средним и высоким доходом значительно больше разговаривают со своими детьми, начиная с младенческого возраста. К трем годам дети из семей с высокими доходами знали почти в два раза больше слов, чем их сверстники с низкими доходами, и, по оценкам, они слышали в общей сложности на 30 миллионов слов больше, чем их сверстники с низкими доходами (Hart & Risley, 2003). И пробелы становятся только более выраженными. Перед поступлением в детский сад дети из семей с высокими доходами набирают на 60% больше результатов по тестам успеваемости, чем их сверстники из семей с низкими доходами (Lee & Burkam, 2002).

Есть решения этой проблемы. В Чикагском университете эксперты работают с малообеспеченными семьями, навещая их дома и побуждая их ежедневно и ежечасно больше разговаривать со своими детьми. Другие эксперты проектируют дошкольные учреждения, в которых учащиеся из разных экономических слоев размещаются в одном классе. В этом исследовании дети из малообеспеченных семей добились значительных успехов в развитии речи, вероятно, в результате посещения специализированного дошкольного учреждения (Schechter & Byeb, 2007). Какие другие методы или меры можно было бы использовать для уменьшения разрыва в достижениях? Какие виды деятельности можно было бы реализовать, чтобы помочь детям вашего сообщества или соседнего сообщества?

Культура  часто называют планом или руководством, разделяемым группой людей, которые определяют, как жить. Он включает в себя представления о том, что правильно и что неправильно, к чему стремиться, что есть, как говорить, что ценится, а также какие эмоции требуются в тех или иных ситуациях. Культура учит нас, как жить в обществе, и позволяет нам развиваться, потому что каждое новое поколение может извлечь выгоду из решений, найденных и переданных от предыдущих поколений.

Культура передается от родителей, школ, церквей, средств массовой информации, друзей и других людей на протяжении жизни. Виды традиций и ценностей, которые развиваются в конкретной культуре, помогают ее членам функционировать в своем собственном обществе и ценить свое собственное общество. Мы склонны полагать, что практика и ожидания нашей собственной культуры являются правильными. Эта вера в превосходство нашей собственной культуры называется этноцентризмом и является нормальным побочным продуктом взросления в культуре. Однако это становится препятствием, когда препятствует пониманию культурных практик других обществ. Культурная относительность — это признание культурных различий и понимание того, что культурные обычаи лучше всего понимаются с точки зрения этой конкретной культуры.

Культура является чрезвычайно важным контекстом для человеческого развития, и понимание развития требует способности определить, какие особенности развития основаны на культуре. Это понимание является несколько новым и все еще исследуется. Многое из того, что теоретики развития описывали в прошлом, было связано с культурой и трудно применимо к различным культурным контекстам. Например, теория Эриксона о том, что подростки борются с идентичностью, предполагает, что все подростки живут в обществе, в котором у них есть много вариантов, и они должны сделать индивидуальный выбор в отношении своего будущего. Во многих частях мира идентичность человека определяется семейным положением или требованиями общества. Другими словами, выбора нет.

Даже большинство биологических событий можно рассматривать в чрезвычайно разнообразных культурных контекстах. Рассмотрим две очень разные культурные реакции на менструацию у молодых девушек. В Соединенных Штатах девочки в государственных школах часто получают информацию о менструации примерно в 5 классе, получают набор, содержащий средства женской гигиены, и получают какое-то образование в области сексуального здоровья. Сравните это с некоторыми развивающимися странами, где менструации публично не обсуждаются или где девочки во время менструации вынуждены пропускать школу из-за ограниченного доступа к женским товарам или несправедливого отношения к менструации.

Развитие является междисциплинарным

Ни одна отдельная дисциплина, учитывающая развитие на протяжении всей жизни, не сможет выразить все аспекты этой теоретической основы. Вот почему исследователи продолжительности жизни прямо предполагают, что для понимания развития необходима комбинация дисциплин. Психологи, социологи, нейробиологи, антропологи, педагоги, экономисты, историки, медицинские исследователи и другие могут быть заинтересованы и вовлечены в исследования, связанные с нормативными возрастными, нормативными историческими и ненормативными влияниями, которые помогают формировать развитие. Многие дисциплины могут внести важные концепции, которые объединяют знания, что в конечном итоге может привести к формированию нового и обогащенного понимания развития на протяжении всей жизни.

Попробуй

Подумай

  • Рассмотри свою когорту. Можете ли вы определить это? Есть ли у него название, и если да, то что оно означает? В какой степени ваша когорта формирует ваши ценности, мысли и устремления? (Некоторые ярлыки когорт, популяризированные в средствах массовой информации для поколений в Соединенных Штатах, включают бэби-бумеров, поколение X, миллениалы и поколение Z.)
  • Подумайте, как культура могла повлиять на ваше развитие. Как культурные различия могут влиять на взаимодействие между учителями и учениками, медсестрами и пациентами или на другие отношения?

ГЛОССАРИЙ

когорта:
группа людей, родившихся примерно в одно и то же время в определенном обществе. Когорты делятся историями и условиями жизни 90 187
культура:
схема или руководство, разделяемое группой людей, которые определяют, как жить; передается из поколения в поколение; узнал от родителей и других
продолжительность жизни перспектива:
подход к изучению развития, подчеркивающий, что развитие происходит на протяжении всей жизни, многомерно, многонаправленно, пластично, контекстуально и мультидисциплинарно
ненормативных воздействия:
непредсказуемые влияния, не привязанные к определенному времени развития, личному или историческому периоду
нормативных возрастных влияния:
биологических факторов и факторов окружающей среды, имеющих сильную корреляцию с хронологическим возрастом
нормативных исторических влияния:
влияния, связанные с определенным периодом времени, которые определяют более широкий биокультурный контекст, в котором развивается индивидуум

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Балтес, П. (1987). Теоретические положения психологии развития на протяжении всей жизни: О динамике роста и упадка. Психология развития, 23(5), 611-626. ↵
  2. Каталано Р., Берглунд Л., Райан Дж., Лончак Х. и Хокинс Д. (2002). Позитивное развитие молодежи в Соединенных Штатах: результаты исследований по оценке программ позитивного развития молодежи. Профилактика и лечение, 5(15), 27-28. ↵

Эпоха людей: Эволюционные взгляды на антропоцен

Эпоха людей: Эволюционные взгляды на антропоцен | Программа Смитсоновского института по происхождению человека

Перейти к основному содержанию

  • Исследования эволюции человека
    • Климат и эволюция человека
      • Влияние климата на эволюцию человека
      • Выживание адаптивного
      • Интерактивная временная шкала эволюции человека
    • Восточноафриканские исследовательские проекты
      • Полевой блог Olorgesailie
        • 2011 Рассылки Олоргесайли
        • 2004 Олоргезайские депеши
        • 1999 Олоргесайские депеши
      • Проект бурения в Олоргесайли
      • Канам, Кения
      • Канджера, Кения
      • Ол Педжета, Кения
      • Олоргесайли, Кения
      • Эволюция человеческих инноваций
      • Приключения в рифтовой долине: интерактив
    • Азиатские исследовательские проекты
      • «Хоббиты» на Флоресе, Индонезия
      • Древнейшие люди в Китае
      • Бозе, Китай
    • Антропоцен: эпоха людей
    • Экспертиза окаменелостей: интерактивная
    • Что нового в Human Origins?
    • Цифровой архив зубов копытных и хищников
      • инструкции
      • Хищник
      • Зубы копытных
  • Доказательства эволюции человека
    • Поведение
      • Поведение приматов
      • Следы
        • Следы из Кооби Фора, Кения
        • Следы Лаэтоли
        • Следы Энгаре Серо, Танзания
      • Каменные инструменты
        • Инструменты раннего каменного века
          • Hammerstone из Majuangou, Китай
          • Ручной топор и тектиты от Bose, Китай
          • Ручной топор из Европы
          • Ручной топор из Индии
          • Oldowan Tools из Локалалей, Кения
          • Олдувайский чоппер
          • Каменные инструменты из Majuangou, Китай
        • Инструменты среднего каменного века
        • Инструменты позднего каменного века
          • Бурин от Laugerie Haute & Basse, Дордонь, Франция
          • Ла-Мадлен, Дордонь, Франция
      • Получение еды
        • Костяные инструменты
        • Расчлененные кости животных из Гоны, Эфиопия
        • Катанда Костяной наконечник гарпуна
        • Старейшее деревянное копье
        • Проколотая лопатка лошади
        • Каменные лезвия серпа
        • Точка снаряда
      • Переноска и хранение
        • Самая старая керамика
        • Фрагмент керамики
      • Очаги и укрытия
        • Орудия из измененного огнем камня
        • Приют Терра Амата
      • Погребение
        • Кафзе: старейшее преднамеренное захоронение
      • Информация о записи
        • Ассирийская цилиндрическая печать
        • Налет охры Бломбос
        • Кость Ишанго
      • Изготовление одежды
        • Костяные шила
        • Иглы из кости и слоновой кости
      • Искусство и музыка
        • Статуэтки
          • Резной бегущий лев из слоновой кости
          • Женский торс цвета слоновой кости
          • Фигурка лошади из слоновой кости
          • Скульптура лошади из слоновой кости
          • Леди Брассемпуи
          • Фигурка человека-льва
          • Виллендорф Венера
        • Ювелирные изделия
          • Бусины из древних ракушек
          • Резной костяной диск
          • Ожерелье из кроманьонской раковины
          • Старейшие известные бусины из ракушек
        • Музыкальные инструменты
          • Древняя флейта
        • Наскального искусства
          • Древние пигменты
          • Мемориальная доска Аполлона-11
        • Другие декорированные предметы
          • Резной жезл из рога с лошадьми
          • Геометрический прямоугольный разрез кости
          • Тата Мемориальная доска
    • Окаменелости человека
      • Разновидность
      • Окаменелости
      • Таинственный Череп Интерактивный
      • Шанидар 3 — Скелет неандертальца
    • 3D коллекция
      • Артефакты
        • Фигурка бизона
        • Резная бусина в виде лошадиной головы
        • Резной мамонт из слоновой кости
        • Клинописная глиняная табличка
        • Обожженный глиняный бизон
        • Венера из обожженной глины из Долни Вестонице
        • Леспуг Венера
      • Окаменелости
      • Приматы
    • Генетика
      • Один вид, живущий по всему миру
      • Изменение цвета кожи человека
      • Древняя ДНК и неандертальцы
    • Знакомства
    • Интерактивная временная шкала эволюции человека
    • Генеалогическое древо человека
    • Снимки во времени
      • Сварткранс, Южная Африка
      • Олоргесайли, Кения
      • Шанидар, Ирак
  • Характеристики человека
    • Ходьба в вертикальном положении
    • Инструменты и еда
    • Тела
    • Мозги
    • Социальная жизнь
    • Язык и символы
    • Люди меняют мир
  • Образование
    • Введение в эволюцию человека
    • Планы урока
      • Классификация гаек и болтов: произвольно или нет? (6-8 классы)
      • Сравнение хромосом человека и шимпанзе (9-12 классы)
      • Сравнение черепов гоминидов: лаборатория «Черепа» (9–12 классы)
      • Исследование общего происхождения: формулирование объяснений и моделей (9–12 классы)
      • Окаменелости и модели миграции у ранних гоминидов (9 классы). -12)
    • Для студентов колледжа
    • Забавные факты
      • Почему у нас мурашки по коже?
      • Куры, шимпанзе и вы — что у них общего?
      • Бабушки и дедушки уникальны для людей
      • Насколько мы сильны?
      • Люди удобные!
      • Люди: бегущая обезьяна
      • Наш большой голодный мозг!
      • Наши глаза говорят это!
      • Набор инструментов раннего человека
      • Короткошерстный человек!
      • Щелкунчик»
      • Что вши могут рассказать нам об эволюции человека?
      • При чем здесь кишечник?
      • Почему палеоантропологи любят Люси?
      • Зачем нам зубы мудрости?
    • Глоссарий происхождения человека
    • Преподавание эволюции на человеческих примерах
    • Часто задаваемые вопросы
    • Рекомендуемые книги
  • Экспонат
    • Экспонат
      • Экспонат План этажа Интерактивный
      • Распечатать план этажа PDF
    • Реконструкции ранних людей
    • Передвижная выставка «Происхождение человека»
      • Публичная библиотека округа Честерфилд
      • Библиотека округа Ориндж
      • Публичная библиотека Андовера
      • Публичная библиотека Эфраты
      • Публичная библиотека Эльвайна
      • Публичная библиотека Сидар-Сити
      • Библиотека Милпитаса; Милпитас, Калифорния
      • Библиотека округа Спокан
      • Публичная библиотека Коттедж-Гроув
      • Библиотека округа Пуэбло
      • Библиотека округа Спрингфилд-Грин
      • Публичная библиотека Пеории
      • Публичная библиотека городка Орион
      • Публичная библиотека Скоки
      • Бесплатная публичная библиотека Вайкоффа
      • Публичная библиотека округа Томпкинс
      • Библиотека Отиса
      • Бесплатная библиотека Флетчера
      • Публичная библиотека Бангора
    • Путеводитель по выставке
  • О нас
    • Благодарности
    • События
    • Команда программы «Происхождение человека»
    • Комитет по более широкому социальному воздействию
      • Что мы делаем
      • Участники и ресурсы для участников
        • Конни Бертка
        • Джим Миллер
        • Франциска Чо (заслуженный)
        • Эллиот Дорфф
        • Дэвид Хаберман
        • Бетти Холли
        • Нэнси Хауэлл
        • Фред Эдуордс (почетный)
        • Рэнди Исаак (почётный)
        • Уэс Маккой
        • Ли Медоуз
        • Мустансир Мир
        • Питер Ф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *