Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Возрастная периодизация в психологии: Периодизация возрастного развития | Диплом по психологии

Содержание

Возрастная периодизация Эльконина

Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы

База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны

Содержание статьи

1. Периоды роста и развития ребенка

2. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина

Периоды роста и развития ребенка

В современной психологии в качестве важного теоретического положения используется положение о прохождении человеком ряда этапов, которые отличны друг от друга в уровнях, определяющих физическое, психическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие.

При осуществлении роста и развития ребенка происходят определённые изменения в функционировании организма, что что способствует отличию одного этапа от другого, при этом весьма прочна связь происходящих изменений с возрастом. Данное положение достаточно подробно рассмотрено Д.Б. Элькониным в рамках концепции возрастной периодизации.

Теоретические основы концепции содержат результаты исследований, проведённые автором, а также основные выводы, в которых рассматриваются определённые этапы развития с опорой на возраст и психическое и физическое развитие ребенка и соответствующая этапу ведущая деятельность, посредством которой приобретаются психические новообразования.

Замечание 1

Рассматриваемая концепция имеет ряд специфических особенностей, содержит ключевые понятия: развитие личности ребенка непрерывно и обусловлено социальным взаимодействием, посредством которого вместе с практической деятельностью происходит психическое развитие, усвоение социальных границ, морали, ролей, стереотипов действий.

Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина

В соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина, возрастную периодизацию ребенка можно представить шестью этапами.

  1. Первый период в возрастной периодизации определяется как «младенческий», продолжительность данного этапа – от рождения до 1 года. Ведущая деятельность на данном этапе — общение со взрослыми. На протяжении первого года жизни ребенок учится взаимодействию с окружающими его людьми (родителями, родственниками и т.д.), используя жесты, мимику, звуки. Близость в эмоциональном общении способствует развитию личностной сферы ребенка: через общение с матерью происходит познание себя, окружающего мира, совершенствуются реакции и коммуникативные умения.
  2. Второй период – период раннего детства, возрастные рамки которого определяются 1-3 годами. Ведущей деятельностью на данном этапе является предметно-орудийная, в ходе которой происходит развитие наглядно-действенного мышления. Кроме того, на данном возрастом этапе за счёт сотрудничества со взрослым в рамках ведущей деятельности ребенок овладевает разнообразными способами действий с предметами.
  3. Третий период представлен дошкольным возрастом, возрастной диапазон этапа – 3-7 лет. На данном этапе ведущим видом деятельности является ролевая игра. Основным новообразованием возраста является стремление к деятельности, которая характеризуется общественной значимостью и общественной оценкой, что является основой готовности ребенка к школьному обучению.
    На протяжении данного возрастного периода формируются умения подчинения и соблюдения правил, дети учатся быть полезными, осваиваются навыки сотрудничества.
  4. Четвёртый период – младший школьный возраст – 7-11 лет. Ведущим видом деятельности на данном этапе является учение, в процессе которого происходит формирование памяти, усвоение знаний о предметах и явлениях окружающего мира, взаимоотношениях в коллективе. Важнейшие новообразования возраста: развитие произвольности, внутреннего плана действий, рефлексивных способностей.
  5. Пятый период – подростковый возраст – 11-15 лет. Ведущий вид деятельности – общение со сверстниками. Новообразования: формирование самооценки, критического отношения к окружающим, «взрослость», самостоятельность, подчинение нормам коллективной жизни.
  6. Шестой период – старший школьный возраст – 15-17 лет. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная, в процессе которой происходит формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания, идеалов.

Замечание 2

Представленная Д.Б. Элькониным возрастная периодизация помогает в понимании мотивов детей на разных возрастных этапах, обеспечению полноценного развития ребенка.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 02.08.2022

Выполнение любых типов работ по психологии

Заказать ВКР по психологии Сочинение на тему зависть — плод слабости и несвободы Реферат по психологии на тему экзистенциальная исполненность личности Реферат по психологии на тему психология как наука управления людьми Курсовая работа на тему исследование самооценки в психологии Отчет по практике по психологии Реферат по психологии общения Реферат по психологии на тему стресс и стрессоустойчивость Реферат на тему общение Реферат на тему психология личности

Подбор готовых материалов по теме

Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы

Возрастные периоды жизни человека

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:
Возрастные периоды

возрастпериод
0-4 неделиноворожденный
4 недели — 1 годгрудной
1-3 годараннее детство
3-7 летдошкольный
7-10/12 летмладший школьный
девочки: 10-17/18 летподростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши17-21 годюношеский
девушки16-20 лет
мужчины21-35 летзрелый возраст, 1 период
женщины20-35 лет
мужчины35-60 летзрелый возраст, 2 период
женщины35-55 лет
55/60-75 летпожилой возраст
75-90старческий возраст
90 лет и болеедолгожители

Жизненный цикл — зрелость

Смена жизненного периода приносит трудности не только детям, но и взрослым. Одним из таких периодов, несомненно, является период полового созревания, юности и превращения ребенка, о котором заботятся и которого защищают, в независимого взрослого существа со своим разумом.


Вопрос, который беспокоит многих родителей и качает головы бесчисленного множества молодых людей: «Когда человека можно считать взрослым?».

Рекомендуем по теме: Незримая связь «мама и сын», почему она так сильна?

Как узнать, когда у родителей больше нет права приказывать и запрещать, и когда подростки, которые не думают о собственном будущем, становятся взрослыми со своими собственными ценностями?

Многие ученые в области социологии, психологии и философии постоянно ищут ответы на этот вопрос. Юристы и политики участвуют в попытках решить, в каком возрасте люди несут ответственность за себя и готовы принимать жизненные решения.

Возраст, в котором они могут начать водить машину, выпить стакан алкоголя в баре, вести половую жизнь или вступить в брак, сильно различается от страны к стране и культуре.

Как можно судить о зрелости? В какой момент человек становится взрослым? Первое пиво, водительские права или выпускной?

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

1.1. Предмет и задачи возрастной психологии

Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима – угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Так ли важен возраст

Возрастная периодизация – понятие весьма относительное. Нет нужды всеми силами стремиться продлить юность: природа возьмет свое, а наша задача – находить в каждом из пройденных этапов что-то ценное, прекрасное. Да, учитывать физиологические и психические особенности каждого периода стоит. Но принимать их нужно не как фатальную неизбежность, а как ресурс, с помощью которого можно жить максимально полно.

Вы сами вправе решать, по каким показателям выделить определенные жизненные интервалы. Значение имеют не только внешняя красота, молодость и физическая активность. Важно то, как вы сами ощущаете себя, какие планы и мечты у вас есть и как вы хотите прожить свое драгоценное время.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критерии взрослой жизни от социологов

Социологи согласовали несколько критериев, которые, тем не менее, весьма субъективны и зависят от собственного восприятия подростка, если он честен с самим собой.

Молодой человек может ответить самому себе, чувствует ли он себя взрослым, соответствуя следующим трем пунктам:

  1. Ответственность
  2. Самостоятельные решения
  3. Финансовая независимость

Важный критерий – это финансовая независимость. Если есть даже первые два пункта, а финансово вы от кого-то зависите, то ваша взрослость еще «не наступила».

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь — тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни – 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление «критических точек»

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Периодизация психического развития

Оранжевый цвет в психологии — что он означает в жизни человека

Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате.

У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть. Так, Жан Пиаже сделал свою классификацию на основе интеллектуального становления:

  1. С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует.
  2. С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами.
  3. С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе.
  4. После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.

У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа:

  1. До года шло оживление.
  2. С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность.
  3. С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность.
  4. С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире.

Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации. Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту.

периодов развития | Психология развития

Подумайте о продолжительности жизни и составьте список периодов развития. Сколько этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию делят продолжительность жизни на девять стадий следующим образом:

  • Пренатальное развитие
  • Младенчество и юность
  • Раннее детство
  • Среднее детство
  • Подростковый возраст
  • Раннее взросление
  • Средняя взрослость
  • Поздняя взрослость
  • Смерть и умирание

Этот список отражает уникальные аспекты различных этапов детства и взрослой жизни, которые будут рассмотрены в этой книге. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, социальные отношения и когнитивные навыки. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.

Пренатальное развитие

Происходит зачатие и начинается развитие. Все основные структуры тела формируются, и здоровье матери имеет первостепенное значение. Понимание питания, тератогенов (или факторов окружающей среды, которые могут привести к врожденным дефектам), а также труда и родоразрешения являются основными проблемами.

Младенчество и детство

 

Фото Мэтью Пельца, CC-BY

Первые полтора-два года жизни — это годы резкого роста и перемен. Новорожденный с хорошим слухом, но очень плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего, говорящего малыша. Воспитатели, на фото выше — любящая бабушка, также превращаются из тех, кто управляет расписанием кормления и сна, в постоянно движущихся проводников и инспекторов по безопасности для подвижного, энергичного ребенка.

Раннее детство

Фото предоставлено Вальтером де Марией

Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, которые следуют за детством и предшествуют школьному обучению. В возрасте от трех до пяти лет ребенок занят изучением языка, обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира. Это знание, однако, не приходит быстро, и у дошкольников вначале могут быть интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, такие как опасения, что они могут провалиться, если будут сидеть перед ванной или демонстрировать, как долго что-то возьмут, расставив два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему ребенку с чувством вины за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.

Среднее детство

Фото предоставлено Pink Sip

Возраст от шести до одиннадцати лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы. Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков, а также оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы сравнивают учащихся и публикуют эти сравнения с помощью командных видов спорта, результатов тестов и других форм признания. Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. И дети начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками.

Подростковый возраст

Фото предоставлено Overstreet

Подростковый возраст – это период резких физических изменений, отмеченный всплеском общего физического роста и полового созревания, известный как половое созревание. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода. По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь.

Раннее взросление

Фото предоставлено Джошем Греем

Двадцатые и тридцатые годы часто считаются ранним взрослением. (Студенты, которым за 30, как правило, любят слышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами. Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других. Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни.

Среднее взросление

Возраст от 30 до 60 лет считается средним возрастом. Это период, когда старение, начавшееся раньше, становится более заметным, и период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе. Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично относиться к ранее рассмотренным возможностям в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно. Эта возрастная группа также больше всего пострадала от эпидемии СПИДа в Африке, что привело к значительному сокращению числа работающих в этих странах (Weitz, 2007).

Поздняя взрослость

Фото предоставлено Overstreet

Этот период жизни увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах. Позднюю взрослость иногда подразделяют на две или три категории, такие как «молодые старые» и «старые старые» или «молодые старые», «старые старые» и «самые старые старые». Мы будем следовать прежней категоризации и будем проводить различие между «молодыми стариками», то есть людьми в возрасте от 65 до 79 лет, и «старыми стариками», или теми, кому 80 лет и старше. Одно из основных различий между этими группами состоит в том, что молодые люди очень похожи на взрослых среднего возраста; все еще работает, все еще относительно здоров и все еще заинтересован в том, чтобы быть продуктивным и активным. «Старые старики» остаются продуктивными и активными, а большинство продолжает жить самостоятельно, но для этой возрастной группы существенно возрастает риск болезней старческого возраста, таких как атеросклероз, рак и цереброваскулярные заболевания. Жилищные вопросы, здравоохранение, увеличение продолжительности активной жизни – лишь некоторые из тем, волнующих эту возрастную группу. Лучший способ оценить разнообразие людей в позднем взрослом возрасте — это выйти за рамки хронологического возраста и выяснить, переживает ли человек оптимальное старение (как джентльмен, изображенный выше, который имеет очень хорошее здоровье для своего возраста и продолжает вести активный, стимулирующий жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушенное старение (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста).

Смерть и умирание

Фото предоставлено Робертом Полом Янгом

Эта тема редко получает то освещение, которого она заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Мы будем изучать физические, психологические и социальные аспекты смерти, исследовать горе или тяжелую утрату, а также рассматривать способы, которыми помогают профессионалы работать в условиях смерти и умирания. И мы обсудим культурные различия в трауре, погребении и горе.

Периодизация как континуум: как тренировочный возраст может определить оптимальную форму периодизации спортсмена — The Strength Athlete

Автор Брайс Льюис

Предыстория:

Что такое периодизация?

Kraemer and Hakinnen (2002) : Определяется как запрограммированное изменение тренировочных стимулов с использованием запланированных периодов отдыха для ускорения восстановления и восстановления потенциала спортсмена.

Майк Х. Стоун (2004) : Определяется как логический фазовый метод изменения объема тренировок, коэффициентов интенсивности и упражнений для оптимизации прогресса тренировок.

Верхошанский и Сифф (2009 г.): Определяется как долгосрочная циклическая структура тренировок и тренировок, направленная на достижение максимальных результатов в соответствии с важными соревнованиями.

Приведенные выше определения вместе отражают целостное представление о цели периодизации: обеспечить максимальное восстановление, которое оптимизирует тренировочный процесс и, в свою очередь, максимизирует спортивные результаты во время важных соревнований.

Какие существуют виды периодизации?

  • Линейная периодизация: переход от высокообъемной тренировки с малой относительной нагрузкой в ​​начале программы к малообъемной тренировке с высокой относительной нагрузкой в ​​конце. Объем и интенсивность обычно периодизуются, но могут использоваться и другие переменные (частота, темп, периоды отдыха и т. д.). Существует меньше последовательных изменений тренировочных переменных на нескольких тренировках за короткий промежуток времени, возможно, ежедневно или еженедельно. Опять же, объем и интенсивность, как правило, являются наиболее часто периодизуемыми переменными.

  • Периодизация блоков: Блоки обучения запрограммированы в последовательном порядке для достижения желаемой цели. Каждый блок запрограммирован таким образом, что он предназначен для разработки основы для следующего блока и имеет общую направленность на цель тренировочного цикла. Это не следует путать с традиционной моделью, в которой, хотя у каждой фазы есть цель, многие качества развиваются одновременно, а в программировании больше внимания уделяется подходам и повторениям.

Что такое тренировочный возраст?

Тренировочный возраст спортсмена или его классификация имеют множество определений. Люди часто классифицируют спортсменов по силовым показателям. Марк Риппето, автор книги «Практическое программирование силовых тренировок», вместо этого предложил классифицировать спортсменов по их способности восстанавливаться после перегрузки на тренировке. Стандарты Rippetoe строги: новичок определяется как просто тот, кто может восстанавливаться от тренировки к тренировке, средний уровень — это тот, кто может восстанавливаться неделю за неделей, а продвинутый стажер — это тот, кому требуется месяц или больше для восстановления.

Ниже приведены стандарты классификации ProgrammingToWin Israel Narvaez. Они уменьшают жесткость определений Риппето. К ним относятся: 

  • Начинающий стажер : Спортсмен, которому не требуются определенные периоды акцента на определенных атрибутах производительности или разнообразие программ с точки зрения таких переменных, как интенсивность и объем.

  • Стажер среднего уровня : Спортсмен, который не требует определенных периодов акцента на определенных атрибутах производительности, но ДЕЙСТВИТЕЛЬНО требует программного разнообразия с точки зрения таких переменных, как интенсивность и объем.

  • Спортсмен продвинутого уровня : Спортсмену требуются как определенные периоды акцента на определенных атрибутах производительности, так и разнообразие программ с точки зрения таких переменных, как интенсивность и объем.

Цель:

В этом обзоре будет предпринята попытка сравнить типы периодизации с тренировочными возрастами, чтобы определить, существует ли оптимальный тип периодизации для определенного тренировочного возраста.  

Критерии выбора:

Для этого обзора были отобраны исследования, в которых сравнивались две или более программы тренировок с отягощениями, за исключением продвинутых спортсменов из-за отсутствия литературы, где по крайней мере две программы следовали обычно используемой (но другой) программе. Тип периодизации. Исследования также были выбраны на основе опыта силовых тренировок испытуемых до начала исследования. Кроме того, исследования также были выбраны на основе диапазона полнотекстового доступа Сиракузского университета, чтобы обеспечить соответствующий анализ. Таким образом, некоторые исследования, которые можно было бы использовать, не были использованы.

Начинающие стажеры:

 

Нелинейная и линейная

Ахмадизад:( 2014 ) у 32 мужчин с избыточным весом и малоподвижным образом жизни. Мужчины были случайным образом распределены либо в непериодизированные, линейно-периодизированные, либо в ежедневные волнообразные периодические тренировочные группы. Они тренировались 3 дня в неделю в течение 8 недель. Исследователи обнаружили, что жим лежа на 1ПМ значительно увеличился в группах без периодизации, линейной периодизации или ежедневной волнообразной периодизации (7%, 12% и 15%). Жим ногами с 1ПМ также значительно увеличился во всех группах (4%, 7% и 10%). Группа ежедневных волнообразных упражнений показала лучшее улучшение в жиме лежа с 1ПМ по сравнению с группой без периодизации и большее увеличение в жиме ногами с 1ПМ, чем в группах с линейной периодизацией и без периодизации.

Simão ( 2012 ) сравнили нелинейную и линейную периодизированную тренировку с отягощениями по мышечной силе и толщине мышц в 1ПМ с использованием ультразвукового метода у 30 нетренированных мужчин. До и после 12-недельного вмешательства исследователи тестировали жим лежа, тягу вниз, разгибание трицепса и сгибание рук на бицепс. Нелинейная программа менялась раз в две недели с 1 по 6 неделю и волнообразно ежедневно с 7 по 12 неделю. Линейная программа менялась каждые 4 недели. Исследователи обнаружили, что обе тренировочные группы продемонстрировали значительное увеличение 1ПМ во всех упражнениях (кроме жима лежа в линейной программе). Тем не менее, прирост силы в нелинейной группе был значительно выше, чем в линейной группе для жима лежа и подъема рук на бицепс.

Kok ( 2009 ) сравнили линейную и ежедневную волнообразную периодизацию изменения силы у 20 нетренированных женщин с соответствующей общей рабочей нагрузкой и относительной нагрузкой. До и после 9-недельного вмешательства исследователи измеряли 1ПМ в приседаниях со штангой на спине и в жиме лежа. Испытуемые тренировались 3 дня в неделю. Исследователи обнаружили, что как линейные, так и ежедневные волнообразные группы значительно улучшились в приседаниях на спине с 1ПМ (34,8% и 41,2%) и жиме лежа (21,8% и 28,3%) без существенных различий между группами. Наблюдалась тенденция к тому, что группа ежедневных волнистых движений демонстрировала превосходные результаты.

Apel ( 2011 ) сравнил влияние линейной и еженедельной волнообразной периодизации на прирост силы у 42 рекреационно активных мужчин в течение 12-недельного периода. До и после вмешательства исследователи измеряли приседания со штангой на спине и жим лежа со штангой 10 повторений. Субъекты тренировались 3 дня в неделю с 1-й по 2-ю недели и 4 дня в неделю с 3-й по 12-ю недели. Исследователи обнаружили, что обе группы продемонстрировали значительное увеличение силы, но линейная группа продемонстрировала значительно более значительные улучшения, чем группа еженедельной волнообразной периодизации.

Линейная и блоковая

Нет доступных исследований, сравнивающих эти два типа периодизации у начинающих тренирующихся.

Нелинейная и блоковая

Нет доступных исследований, сравнивающих эти два типа периодизации у начинающих тренирующихся.

Промежуточные слушатели:

Нелинейные против линейного

Franchini ( 2014 ) по сравнению с эффектами линины и эмблемы. взрослые спортсмены-дзюдоисты мужского пола в течение 8-недельной тренировочной программы. До и после вмешательства исследователи измеряли 1ПМ в жиме лежа, приседаниях и упражнениях на тягу, а также максимальную изометрическую силу хвата руками. Линейные и волнообразные ежедневные группы увеличили тягу (12,2% против 10,5%), жим лежа (12,5% против 90,5%) и приседания с 1ПМ (5,2% против 8,2%) значительно, но существенных различий между группами не было.

Миранда ( 2011 ) сравнила влияние линейных и ежедневных волнообразных периодических тренировок с отягощениями на прирост силы у 20 мужчин, тренировавшихся с отягощениями. До и после вмешательства исследователи измеряли нагрузку 1ПМ и 8ПМ в жиме ногами и жиме лежа. Исследователи обнаружили, что обе группы продемонстрировали значительное увеличение нагрузки 1ПМ и 8ПМ в обоих упражнениях, и не наблюдалось существенной разницы между группами. Ежедневная волнообразная периодизированная тренировка с отягощениями показала незначительную тенденцию к большим улучшениям.

Prestes ( 2009 ) сравнили влияние линейных и ежедневных волнообразных периодических тренировок с отягощениями на максимальную силу у 40 мужчин с опытом тренировок с отягощениями более 1 года. До и после 12-недельного вмешательства исследователи измеряли жим лежа, жим ногами под углом 45 градусов и сгибание рук на 1ПМ. Исследователи обнаружили, что обе группы продемонстрировали значительное увеличение по всем показателям, но между группами не было существенной разницы. В группе ежедневной волнообразной периодизации наблюдалась тенденция к большему увеличению результатов в жиме лежа (18,2 против 25,0%), жиме ногами под углом 45 градусов (24,7% против 40,6%) и сгибании рук (14,2% против 23,5%). .

Линейная и блоковая

Bartolomei ( 2014 ) сравнили блочную и линейную периодизацию у 24 силовых и силовых спортсменов с опытом тренировок с отягощениями в течение 15-недельного периода. Испытуемые тренировались 4 раза в неделю. Программы тренировок включали одни и те же упражнения и одинаковый объем. Субъекты, выполняющие блоковую периодизацию, продемонстрировали превосходное улучшение максимальной силы в жиме лежа, но не было различий между группами в отношении силы нижней части тела.

Non-Linear v. Block

Hartmann ( 2009 ) сравнил влияние периодизации силы-мощности в блочном стиле и ежедневной волнообразной периодизации на прирост силы в жиме лежа у студентов-мужчин, занимающихся спортом с отягощениями. опыт обучения. Испытуемые тренировались в течение 14 недель, 3 дня в неделю. Исследователи обнаружили, что хотя 1ПМ в жиме лежа увеличился в обеих группах, существенной разницы между группами не было. Они обнаружили, что группа периодизации с блоками увеличила 1ПМ в жиме лежа на 14,6 ± 11,0%, в то время как группа с ежедневными волнообразными движениями увеличила на 90,9 ± 4,5%.

 

Продвинутые тренирующиеся: 

Нелинейная и линейная

Нет доступных исследований, сравнивающих эти два типа периодизации у продвинутых тренирующихся.

Линейная и блочная

Нет доступных исследований, сравнивающих эти два типа периодизации у продвинутых тренирующихся.

Non-Linear v. Block

Painter ( 2012 ) сравнил блочные и ежедневные волнообразные периодические тренировки с отягощениями у 31 легкоатлета первого дивизиона в течение 10-недельного тренировочного периода. Исследователи не обнаружили существенных различий между группами, но была тенденция в пользу блочных тренировок для увеличения силы.

Брейл ( 2010 ) сравнил влияние блочной периодизации и смешанной (волнообразной) периодизации на элитных горнолыжников. VO2 Max и пиковая выходная мощность оценивались до и после исследования. Группа смешанного подхода была отделена от контрольной. Группа смешанного подхода тренировалась с обычным смешанным подходом силовых тренировок и тренировок на выносливость, в то время как группа блока выполняла только 4×4-минутные сеансы HIIT (15 за 11 дней). Исследователи обнаружили, что группа с блочной периодизацией значительно улучшила VO2 Max на 6 ± 2,1% и пиковую выходную мощность на 5,5 ± 0,7%, в то время как в контрольной (волнообразной) группе изменений не произошло.*

*Следует отметить, что это исследование было проведено на анаэробных, сердечно-сосудистых спортсменах, а не на силовых спортсменах. Но это единственное исследование такого рода в мире, и оно заслуживает внимания.

Краткое изложение результатов:

 

Литература практически отсутствует с точки зрения целенаправленного сравнения типов периодизации как континуума. Тем не менее, исследования, по-видимому, указывают на небольшую тенденцию к лучшему увеличению силы при линейной периодизации для новичков и при нелинейной периодизации для среднего уровня. Хотя известно только одно исследование с использованием элитных спортсменов и блочной периодизации, оно, по-видимому, показывает благоприятные результаты блочной периодизации по сравнению с волнообразной моделью у элитных спортсменов.

 

Обсуждение:

 

Для каждого типа стажеров необходимо решать множество вопросов. Каждое исследование, кажется, предоставляет информацию, которая может привести к определенному выводу, но затем другое дает противоречивую информацию.

Начиная с новичка, исследования, похоже, подтверждают то, что уже известно большинству хорошо образованных тренеров и спортсменов: новичок может добиться заметных результатов, используя любую программу, при условии, что объем равен объему. Напрашивается вопрос: «Если все программы работают, то какие использовать?» Опять же, этот ответ очевиден для тех, кто знаком с наукой о физических упражнениях: новичку не нужно периодически тренироваться, чтобы увидеть результаты. Подъемник-новичок обладает необычайной способностью развивать все атрибуты подъема сразу. Однако по мере того, как новичок приближается к промежуточной стадии, эта реакция ослабевает. И по мере того, как ответ уменьшается, периодизация может стать уместной. Я полагаю, что именно здесь вступает в действие исследование Апеля и его коллег. Хотя этих мужчин нельзя считать настоящими «новичками», можно утверждать, что они, возможно, достигли точки в обучении, когда их реакция на обучение начинает уменьшаться. Зачем вводить периодизацию, если они еще новичок? Подготовка. Линейная модель, используемая в этой программе, давала равный прирост силы по сравнению с DUP до 8-й недели, затем проблемы с восстановлением в виде DOMS начали наносить ущерб группе DUP. Почему? Потому что они не были по-настоящему готовы к тяжелой нагрузке. Это говорит о том, что, возможно, новичкам было бы полезно сначала выполнить некоторую форму традиционной линейной периодизации, чтобы подготовить свое тело к тяжелым нагрузкам, когда они выходят из фазы новичка. Возможно, это может даже потребовать новой классификации лифтеров (может быть, продвинутого новичка?). Потребуются дальнейшие исследования, чтобы увидеть, есть ли какая-либо польза от включения начинающего новичка в программу с традиционной периодизацией.

Исследования промежуточного звена стали немного яснее. Как настоящий промежуточный вариант, нелинейная периодизация, по-видимому, дает наилучшие результаты. Хотя некоторые исследования были незначительными, в то время как другие были незначительными, тенденция определенно благоприятствует этой модели. Что касается модели, то ежедневная волнообразная периодизация кажется наиболее изученным нелинейным типом периодизации, и поэтому, вероятно, будет лучшим выбором для внедрения в ваши собственные тренировки. Интересно, что в единственном исследовании «блок против нелинейного», проведенном среди спортсменов среднего уровня, было показано, что блок лучше, а результаты статистически значимы. Ответ здесь приходит с проблемой определения тренировочного возраста. Хотя испытуемые на бумаге выглядят как атлеты среднего уровня, если судить только об уровне силы, они вполне могли быть более продвинутыми, судя по их способности восстанавливаться. Хотя это маловероятно, это наводит на мысль о том, что действительное определение тренировочного возраста требует дальнейшего изучения, если мы хотим когда-либо решить, существует ли действительно подходящий тип для каждого возраста.

Продвинутого спортсмена судить труднее всего. Найти исследования продвинутых спортсменов оказалось довольно сложно, и это правильно. Конечно, продвинутых спортсменов не всегда можно привлечь к учебе. Это может мешать их тренировкам, это может не нравиться их тренерам и т. д. и т. д. Два упомянутых исследования, по-видимому, показывают благоприятный ответ на блочную периодизацию, однако, как указывалось ранее, блочная периодизация также хорошо работала на промежуточных уровнях в одном исследовании. Эта тенденция, по-видимому, показывает, что блочная периодизация может быть подходящим способом по мере продвижения нашего тренировочного возраста. И это правильно, поскольку нам требуется гораздо больше времени, чтобы адаптироваться к данному событию перегрузки, как продвинутому тренирующемуся.

В целом, литература расплывчата, и, насколько мне известно, ничего не было сделано для формального изучения долгосрочного планирования карьеры спортсмена в силовых тренировках.

Возможное применение и обсуждение ограничений:

Новичок-> Промежуточный-> Усовершенствованный

*Сложная параллельная периодизация *Линейная периодизация *Нелинейный (DUP) *Периодизация блока

Как показывает этот Timeline. Я предлагаю, чтобы продвинутый новичок начал использовать линейную периодизацию после окончания того времени, когда они могут получить свои «прибыли для новичков». Хотя это можно считать сбором вишен, я считаю, что статистически значимые данные исследования Апеля могут быть верны и лучше подготовить новичков к более сложным формам периодизации. Также, как видите, первые три формы тренировок гораздо ближе друг к другу, чем блочная периодизация.

Это связано с тем, что потребуется много тяжелой работы и тренировок, чтобы достичь точки продвижения, когда периодизация блоков может стать подходящей. Хотя исследование Хартмана действительно показало, что блок дает несколько лучшие результаты в промежуточных упражнениях, оно было статистически незначимым по сравнению с результатами других рассмотренных исследований.

Наконец, я хочу обратить внимание на несколько ограничений «реального мира» этой идеи. Как отметили Грег Наколс и доктор Майкл Израетель в своей замечательной серии «Существует только один тип периодизации», у вас никогда не будет «чистой» волнообразной программы. Если бы это было так, вы бы никогда не смогли увеличить общий объем программы. Повторения и подходы будут меняться изо дня в день, но вы никогда не добьетесь увеличения объема нагрузки. Вам понадобится элемент линейного прогресса. То же самое можно сказать и о сопряженных или блочных методах. Если бы вы использовали чисто блочный метод, вы бы изменили упражнения, чтобы отразить цель каждого блока, но опять же нет возможности добавить к общей объемной нагрузке.

Вы могли бы, конечно, иметь чисто линейную модель. Это вполне возможно, потому что вы все еще можете продвигаться по курсу программы. Тем не менее, это будет очень повторяющимся и скучным… не говоря уже о том, что ваша громкость и интенсивность, вероятно, выйдут из-под контроля (если вы, конечно, не новичок… что приводит меня к…)

Итак, что это означает для приведенного выше континуума? Вместо того, чтобы использовать чистые формы любого типа периодизации, возможно, нам следует подумать о том, чтобы подчеркнуть тип периодизации в заданных точках, т. Е. Продолжать использовать составные движения, распространенные в программах для начинающих, по мере того, как вы вводите периодизацию и сохраняете ее чисто линейной. Почему? Потому что кто-то ближе к их начинающим годам может справиться с большим объемом и интенсивностью за меньшее время из-за их способности преодолевать перегрузку и восстанавливаться. Затем, по мере того, как они продвигаются дальше к своей промежуточной стадии, вводите волнистость, чтобы помочь добиться дальнейших успехов и создать лучшую адаптацию, особенно для спортсмена, специализирующегося на конкретном виде спорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *