Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Конкретные и абстрактные понятия: КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ | это… Что такое КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ?

Конкретные и абстрактные понятия

Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «землетрясение», «поэма В.В. Маяковского «Хорошо!»

Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета (например, «белизна», «несправедливость», «честность»).

      1. Относительные и безотносительные понятия

Относительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» — «родители», «ученик» — учитель», «начальник» — «подчинённый»).

Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы. Существующие самостоятельно, вне зависимости от другого («дом», «человек», «доменная печь»).

      1. Положительные и отрицательные понятия

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок.

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом, и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «безупречность», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными.

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствуют в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «бескорыстная помощь»).

      1. Собирательное и несобирательные понятия

Собирательные называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая»). Проверяем так. Об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом.

Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «студенческий строительный отряд») и единичными(«созвездие Большая Медведица», «Российская государственная библиотека»).

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка»).

Приведём примеры полной логической характеристики некоторых понятий.

«Коллектив» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

«Недобросовестность» — общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.

«Стихотворение» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

    1. Отношения между понятиями

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определённых отношениях. Далёкие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются

несравнимыми (например, халатность и нитка). Остальные понятия называются сравнимыми.

Сравнимые понятия делятся на совместимые (объёмы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые, объёмы которых не совпадают ни водном элементе.

Конкретные и абстрактные понятия

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История

Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 32Следующая ⇒

Конкретными называются понятия, в которых отражены од­ноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «романс», «поэма Владимира Маяковского «Хорошо!», «землетрясение» и др.

Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправед­ливость», «честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые войны, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимае­мые вещи не существуют. Абстрактные понятия, кроме отдель­ных свойств предмета, отражают и отношения между предмета­ми (например, «неравенство», «подобие», «тождество», «сходст­во» и др. ).

 

Относительные и безотносительные понятия

Относительные — такие понятия, в которых мыслятся пред­меты, существование одного из которых предполагает сущест­вование другого («дети» — «родители», «ученик» — «учитель», «начальник» — «подчиненный», «северный полюс магнита» — «южный полюс магнита», «базис» — «надстройка»)

1 .

Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («дом», «человек», «доменная печь», «деревня»).


 

Положительные и отрицательные понятия

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок, эксп­луататор и т. д.2

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «беспечность», «безупречность», «ненависть», «неряха»), то поня­тия, выраженные такими словами, также называются положи­тельными.

В русском языке нет понятий «упречность» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «неряха» и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого — «неряха», «беспечность»).

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах (например, «не­грамотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный ре­жим», «бескорыстная помощь»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную ча­стицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующе­му положительному понятию и выполняющую функцию отрицания. Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются проти­воречащими понятиями.

 

Собирательные и несобирательные понятия

Собирательными называются понятия, в которых группа од­нородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»).

Проверяем так. Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «студенческий строительный отряд») и еди­ничными («созвездие Большая Медведица», «Российская государ­ственная библиотека», «экипаж космического корабля, впервые осуществивший совместный полет»).

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каж­дому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка»). При этом будут возникать истинные сужде­ния. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным.

В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. В суждении «Студенты этой группы успешно сдали экзамен по педагогике» понятие «студент этой группы» является общим и употребляется в разделительном (несобирательном) смысле, так как утверждение об успешной сдаче экзамена по педагогике относится к каждому студенту этой группы.

В суждении «Студенты этой группы провели общее собрание» понятие «студенты этой группы» употреблено в соби­рательном смысле, так как студенты этой группы взяты как единый коллектив и это понятие является единичным, ибо данная совокупность студентов (именно этой группы) одна, другого такого коллектива нет.

В целях пояснения приведем следующие примеры.

Дать логическую характеристику понятиям «коллектив», «не­добросовестность», «стихотворение».

«Коллектив» — общее, конкретное, безотносительное, поло­жительное, собирательное.

«Недобросовестность»

— общее, абстрактное, безотноситель­ное, отрицательное, несобирательное.

«Стихотворение» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

 

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

 

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях.

Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не име­ющие общих признаков, называются несравнимыми (например, «безответственность» и «нитка»; «романс» и «кирпич»), оста­льные понятия называются сравнимыми.

 

Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объ­емы этих понятий совпадают полностью или частично) и несов­местимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе).

Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)

Отношения между понятиями изображают с помощью круго­вых схем (кругов Эйлера3), где каждый круг обозначает объем понятия (рис. 3). Если понятие единичное, то оно также изоб­ражается кругом.

Равнозначными (или тождественными) называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы кото­рых совпадают, т. е. в них мыслится или одноэлементный класс, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. Примеры равнозначных понятий: 1) «река Вол­га»; «самая длинная река в Европе»; 2) «автор рассказа «Человек в футляре»; «автор комедии «Вишневый сад»; 3) «равносторон­ний прямоугольник»; «квадрат»; «равноугольный ромб». Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью со­впадающими.

Понятия, объемы которых частично совпадают, т. е. содер­жат общие элементы, находятся в отношении перекрещивания. Примерами их являются следующие пары: «колхозник» и «ор-деноносец»; «школьник» и «филателист»; «спортсмен» и «сту­дент». Они изображаются пересекающимися кругами (см. рис. 3). В заштрихованной части двух кругов мыслятся студенты, явля­ющиеся спортсменами, или (что одно и то же) спортсмены, являющиеся студентами, в левой части круга А мыслятся студен­ты, не являющиеся спортсменами. В правой части круга В мыс­лятся спортсмены, которые не являются студентами.

Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода; А — подчиняющее понятие («млекопитающее»), В — подчиненное понятие («кошка»).

 

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒



Читайте также:



Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Рынок недвижимости. Сущность недвижимости

Решение задач с использованием генеалогического метода

История происхождения и развития детской игры



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 38.242.236.216 (0.006 с.)

Различия в содержании абстрактных и конкретных понятий

. 2005 г., 10 сентября; 29(5):719-36.

doi: 10.1207/s15516709cog0000_33.

Катя Катя Вимер-Гастингс 1 , Сюй Сюй

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Университета Северного Иллинойса.
  • PMID: 21702791
  • DOI: 10.1207/с15516709cog0000_33

Бесплатная статья

Катя Катя Вимер-Гастингс и др. Знания наук. .

Бесплатная статья

. 2005 г., 10 сентября; 29(5):719-36.

doi: 10.1207/s15516709cog0000_33.

Авторы

Катя Катя Вимер-Гастингс 1 , Сюй Сюй

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Университета Северного Иллинойса.
  • PMID: 21702791
  • DOI: 10.1207/с15516709cog0000_33

Абстрактный

Свойства понятий являются неотъемлемой частью теорий представления и обработки понятий. На сегодняшний день мало что известно о концептуальных свойствах абстрактных понятий, таких как идея. В этом эксперименте систематически сравнивалось содержание 18 абстрактных и 18 конкретных понятий с использованием задачи генерации признаков. Тридцать один участник перечислил характеристики понятий (т. е. свойства элемента) или их соответствующий контекст (т. е. свойства контекста). Абстрактные понятия имели значительно меньше внутренних свойств элементов и больше свойств, выражающих субъективный опыт, чем конкретные понятия. Ситуационные компоненты, генерируемые для абстрактных и конкретных понятий, различались по виду, но не по количеству. Абстрактные понятия были преимущественно связаны с социальными аспектами ситуаций. Свойства были значительно менее специфичны для абстрактных понятий, чем для конкретных. Таким образом, абстрактность возникла как функция нескольких качественных и количественных факторов.

2005 Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс, Инк.

Похожие статьи

  • Различия в обработке языка между слепыми и зрячими людьми и разница между абстрактным и конкретным понятием.

    Канесса Э., Шеньо С.Е., Морено С. Канесса Э. и др. Знания наук. 2021 окт;45(10):e13044. doi: 10.1111/cogs.13044. Знания наук. 2021. PMID: 34606124

  • Семантические представления абстрактных и конкретных понятий на основе эмодзи.

    Вике П., Болоньези М. Вике П. и др. Процесс познания. 2020 ноябрь;21(4):615-635. doi: 10.1007/s10339-020-00971-x. Epub 2020 7 мая. Процесс познания. 2020. PMID: 32383010

  • Абстрактные и конкретные понятия имеют структурно разные репрезентативные рамки.

    Костыль SJ, Уоррингтон EK. Костыль С.Дж. и соавт. Мозг. 2005 г., март; 128 (часть 3): 615–27. дои: 10.1093/мозг/awh449. Epub 2004, 17 ноября. Мозг. 2005. PMID: 15548554

  • Модуляция семантической системы образностью слова.

    Сабсевитц Д.С., Медлер Д.А., Зайденберг М., Биндер Дж.Р. Сабсевитц Д.С. и соавт. Нейроизображение. 2005 г., 1 августа; 27 (1): 188–200. doi: 10.1016/j.neuroimage.2005.04.012. Нейроизображение. 2005. PMID: 15893940 Клиническое испытание.

  • Границы обоснования абстрактных понятий.

    Печер Д., Зеленберг Р. Печер Д. и соавт. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018 5 августа; 373 (1752): 20170132. doi: 10.1098/rstb.2017.0132. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018. PMID: 29915000 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Проверка косвенного обоснования абстрактных понятий с использованием мультимодальной семантики распределения.

    Утсуми А. Уцуми А. Фронт Псих. 2022 4 октября; 13:906181. doi: 10.3389/fpsyg.2022.906181. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36267060 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние социального опыта на абстрактные понятия в семантической подготовке.

    Яо З., Чай И., Ян П., Чжао Р., Ван Ф. Яо Зи и др. Фронт Псих. 2022, 2 сентября; 13:912176. doi: 10.3389/fpsyg.2022.912176. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36118490 Бесплатная статья ЧВК.

  • Окончательное обоснование абстрактных понятий: оцениваемый отчет.

    Рейнбот Т., Фаркаш И. Рейнбот Т. и соавт. Дж Когн. 2022 март 11;5(1):21. doi: 10.5334/joc.214. Электронная коллекция 2022. Дж Когн. 2022. PMID: 36072124 Бесплатная статья ЧВК.

  • Тренировка кинестетических двигательных образов улучшает работу лексико-семантического доступа.

    Бонне С., Байрам М., Эль Бузаиди Тиали С., Лебон Ф., Харкель С., Паллюэль-Жермен Р., Перроне-Бертолотти М. Боннет С и др. ПЛОС Один. 2022 24 июня; 17 (6): e0270352. doi: 10.1371/journal.pone.0270352. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35749512 Бесплатная статья ЧВК.

  • Распределительные меры семантической абстракции.

    Schulte Im Walde S, Frassinelli D. Шульте Им Вальде С. и др. Передний Артиф Интел. 2022 8 февраля; 4:796756. doi: 10.3389/frai.2021.796756. Электронная коллекция 2021. Передний Артиф Интел. 2022. PMID: 35252847 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Моделирование атомов и молекул: конкретизация абстрактных концепций

 

Одной из проблем преподавания естественных наук в средней и старшей школе является все более абстрактный характер содержания. Студенты погружаются в гораздо более мелкие и более крупные масштабы. Сквозная концепция масштаба, пропорции и количества становится гораздо более актуальной и сложной.

Физические науки, особенно химические темы, могут быть особенно разными. Перед учащимися ставится задача понять то, что они не могут увидеть, почувствовать, услышать или пережить. Несмотря на то, что существуют наблюдаемые характеристики, конечно, ученики действительно должны начать связывать то, что можно увидеть, с тем, что нельзя.

Разработка и использование моделей является важной практикой на этом этапе обучения. Но мы говорим не об атомах леденцов. Извините, учитывая то, как мы обычно выполняли этот проект, они не очень помогают учащимся понять структуру атома или то, как его структура хоть немного объясняет его характеристики. (Все в порядке, я был там.) Итак, как вы можете использовать моделирование, чтобы сделать абстрактные концепции более конкретными? Как моделирование может помочь построить концептуальное понимание — глубокое понимание , зная , где они просто «достают»?

Интересно, что модели атомов и молекул на моих уроках теперь совсем не похожи на атомы-мармеладки, которые раньше висели у меня на потолке. Вместо этого они больше похожи на блоки и кусочки головоломки на полках в игровой комнате моих детей.

 

Формы материи: моделирование атомов и молекул

По своей сути MS-PS1-1 на самом деле помогает учащимся понять, что все состоит из атомов и что атомы могут комбинироваться разными способами, образуя разные вещества. Студенты на самом деле не погружаются в изучение субатомных частиц в стандарте. (Тем не менее, помните, что стандарт — это всего лишь БАЗОВАЯ ОСНОВА, поэтому, если у вас есть продвинутые учащиеся, которые могут быстро освоить эти идеи… не стесняйтесь углубляться. В качестве альтернативы, используйте время, сэкономленное на этой концепции, чтобы потратить больше времени на рассмотрение понятий, с которыми учащиеся борются. подробнее.) По этой причине модели жевательной резинки не только неэффективны, но и вообще не связаны со стандартом.

Вместо этого понимание того, как блоки или кусочки головоломки соединяются вместе, чтобы составить большую картину — , что является более подходящей моделью здесь. Я впервые столкнулся с этой идеей в статье Science Scope много лет назад. Я адаптировал общую идею использования кусочков головоломки для изучения концепций атомов, молекул и смесей, чтобы лучше соответствовать требованиям моей сюжетной линии NGSS. Я также обнаружил, что учащиеся действительно нуждались в том, чтобы «пройти через это» в устной форме, как об этом говорится в статье Science Scope, а моим учащимся нужны были задания, органайзеры и наводящие вопросы в письменной форме, чтобы не только сосредоточиться на задаче, но и действительно установить эти глубокие связи. . Проведение такого типа исследования большим классом просто не сработало для моего населения.

Поэтому я создал книгу «Изучение атомов и молекул», чтобы помочь учащимся узнать, что 1) атомы бывают разных «форм» (различных форм и размеров), 2) некоторые атомы соединяются, 3) а некоторые нет. Исходя из этих основополагающих понятий, учащиеся могут начать понимать атомы (блоки форм), элементы (различные формы), молекулы (формы, которые «соответствуют» друг другу) и даже смеси (группы атомов, которые находятся вместе, но не взаимодействуют друг с другом). «подходят друг-другу).

 

Руководство по открытию с помощью моделей

Сначала я попросил студентов просто понаблюдать за кусочками головоломки, которые им дали. Требуя 10 наблюдений, учащиеся действительно стремятся выйти за рамки — «кусочки разные». Они должны стать конкретными. Они должны проявить творческий подход.

В следующем задании учащихся просят составить прямоугольники из своих кусочков. Это приводит их к мысли, что некоторые части (атомы) соединяются, а некоторые нет. И пока они не вникают в то, что происходит на субатомном уровне, студенты сделать обнаружить, что причина, по которой некоторые соединяются, а некоторые нет, связана с их структурой. Структура одних кусочков (атомов) позволяет им «стыковаться» с другими кусочками (атомами), а строение других просто не работает. Вдоль этих линий есть некоторые части, которые НИЧЕГО НЕ СООТВЕТСТВУЮТ! Они представляют собой полные прямоугольники (в частности, квадраты) сами по себе!

Все это делается без единого научного слова, если честно. Мы не обсуждали атомы или молекулы — по крайней мере, не в контексте объяснения того, что они собой представляют. Студенты просто развивают понимание концепций. Однако в последующих заданиях и вопросах эти термины введены и связаны конкретно с деятельностью. Таким образом, учащиеся могут описывать характеристики кусочков головоломки и применять это понимание к характеристикам атомов — есть разные виды (размеры и формы), некоторые подходят друг другу, некоторые не подходят друг другу, некоторые не подходят ни к чему. , и так далее. Они могут понимать молекулы — молекулы — это атомы, которые «подходят друг к другу».

Конечно, нам еще многое предстоит узнать. Мы еще не изучали концепции связей, химических реакций, сохранения материи и все такое прочее, но мы устанавливаем базовые знания, которые должны быть у студентов… И мы сделали это таким образом, чтобы сделать возможным открытие и усложнить, абстрактные понятия намного конкретнее.

 

Связь с явлениями

Важно, чтобы модели, которые мы используем в нашем классе, были привязаны к явлениям реального мира. Явления добавляют релевантности и связи с вашим подразделением. Замечательно, что учащиеся понимают атомы в свете кусочков головоломки, но могут ли они применить это концептуальное понимание к реальному миру элементов и периодической таблице?

В последнем упражнении учащиеся сопоставляют кусочки головоломки с реальными элементами, определяя атомы и создавая молекулы. Они также связывают, что форма (структура) атома влияет на его поведение. В активности гелий представляет собой квадрат, и он не соединяется с другими атомами. Точно так же гелий обычно не связывается с другими элементами. Студенты расширяют это, изучая периодическую таблицу. Они используют свое понимание гелия и простое утверждение, что «элементы в одном столбце обычно ведут себя одинаково», чтобы делать прогнозы относительно других элементов.

Студентам, безусловно, предстоит еще многое сделать, исследуя атомы и молекулы, но это занятие сотворило чудеса, помогая студентам, с которыми я работал, лучше понять эти очень абстрактные понятия.

 

Конкретные модели для абстрагирования понятий

Использование конкретных (но по существу бессмысленных) материалов для помощи учащимся в понимании абстрактных понятий — это одна из стратегий, которая должна быть в наборе инструментов каждого учителя. Рассмотрим другие приложения — например, использование изображений воображаемых монстров для понимания экологической организации. Иногда студенты могут быть перегружены «скрытой информацией».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *