Кризисы возраста
Свою теорию жизненного цикла Э. Эриксон назвал эпигенетической (от греч. epi — после, поверх; genesis — происхождение, возникновение). Эриксон учился у дочери основателя психоанализа Анны Фрейд, поэтому всегда внутренне ориентировался на психоаналитическую традицию с ее гуманитарным и общефилософским подходом к человеку. Сама попытка рассмотреть жизнь личности целиком (от рождения до смерти) как психологическую драму отражает масштабность замысла Эриксона. Но Фрейд «выводил» жизненный сценарий человека из того, как у того складывалось детство. Эриксон же утверждал, что проблемы развития личности «распределяются» на протяжении всего жизненного пути.
Если Фрейд рассматривал стадии психосексуального развития личности (т. е. до периода полового созревания), то Эриксон предал идее стадиальности универсальный характер. По какому же принципу было осуществлено выделение этапов жизненного пути? Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «Я» личности.
«Каждая последующая стадия… есть потенциальный кризис вследствие радикального изменения перспективы. Слово «кризис»… употребляется в контексте представлений о развитии для того, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций и, вследствие этого, онтогенетический (т. е. индивидуально-личностный. — М. И.) источник возможного формирования хорошей или плохой приспособляемости» .
Суть замысла Эриксона состояла в том, чтобы показать, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, либо неблагоприятное. В первом случае личность крепнет и овладевает средствами для решения новых жизненных задач. Во втором случае личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощена неизжитыми проблемами прошлого.
Естественно, чем менее успешно пройдены предшествующие этапы, тем меньше шансов удачно справиться с предстоящим кризисом. Возрастает конфликтность личности, в переживание и изживание груза прошлого вовлекаются окружающие. Несчастный человек менее всего склонен оставить в покое более счастливых своих собратьев. Жизнь, таким образом, выступает как путь, при прохождении которого у счастливой личности с каждым успешным разрешением кризиса вырастает новая пара крылышек, а у несчастной — из-за неудач к ноге приковывается цепь с очередным ядром. Многих ждет стезя каторжника, редких избранных — полет ангела, а большинство оказывается и окрыленным, и прикованным. Правда, Эриксон оптимистичен. Он верит, что можно изжить проблемы прошлых этапов, но нужно помнить: своевременное успешное преодоление возрастного кризиса всегда желательнее и ценнее. Опасно перекладывать на будущее то, что должно делать в настоящем.
Жизненный путь Эриксон разделил на восемь стадий, дав качественное описание каждой. Указаны два возможных выхода из каждого возрастного кризиса и названа сильная сторона личности, которая укрепляется в случае успешного разрешения возрастной проблемы.
1 стадия (до 1 года). При суровом или незаботливом отношении к себе ребенок начинает ощущать свою покинутость. Мир представляется ему джунглями, полными угроз и неприятных неожиданностей. Базальное недоверие формируется как реакция на необеспеченность своего бытия. Постоянно чего-то опасающийся, будущий человек слишком сосредоточится на себе и своем благе, которое можно уберечь только в отражении всевозможных покушений извне. При внимательном и сочувственном поведении взрослых, направленном на ребенка, он укрепляется в установке, что в целом мир благостен. Ребенок научается понимать, что достойно доверия, а что недостойно. Вырабатывается базальное доверие.
2 стадия (1-3 года). Суровое или попустительское отношение к ребенку со стороны взрослых препятствует овладению ребенком основными навыками (речь, умение сидеть за столом, одеваться и т. п.), в результате чего у него слабо вырабатывается автономия и самоконтроль. Чувство неуверенности преобразуется в неудобство за себя, в стыд. При положительном развитии личность начинает воспринимать себя как активным, независимым и контролирующим свои действия субъектом.
3 стадия (3-6 лет). Ребенок все больше начинает играть, внося в стандартные действия элемент творчества, используя воображение в моделировании жизненных ситуаций. От родителей требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар поведения (развитие владения словом, умения петь, рисовать, танцевать и пр.). При неблагоприятных условиях растет тревога по поводу своей ценности, стыд переходит в чувство вины, увеличивается пассивность.Закладываются основы успешной деятельности в будущем.
4 стадия (6-12 лет). Ведущим типом деятельности становится учеба, которая осознается ребенком как серьезная подготовка к взрослой жизни. В благоприятном случае ребенок осваивает логическое мышление, самодисциплину, взаимодействие со сверстниками по определенным правилам. Формируется стремление к умственной деятельности и к успеху. При неблагоприятном развитии ребенок вырабатывает в себе чувство неполноценности, осознавая свою некомпетентность. Отношения со взрослыми принимают конфликтный характер.
5 стадия (12-19 лет). Это пора полового созревания, обретения взрослого внешнего вида. Родители и учителя лишаются монополии на авторитетность. Активизируются отношения внутри группы сверстников, которые и задают критерии личностной оценки, переходящей в самооценку. Эриксон считал эту стадию одной из важнейших. Благодаря возросшим интеллектуальным способностям и активному взаимодействию со сверстниками начинает формироваться ясное представление о себе («внутренняя тождественность»). Таков благоприятный исход, при котором личность научается быть верной другим и положительно относится к себе. Неудачное развитие приводит к размытости представлений о себе, к несогласованности аспектов своей личности, к импульсивному и ситуативному поведению. Часто происходит выпадение из нормальной социальной сферы, юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением — в компании уголовников, наркоманов, бродяг.
Возрастает агрессивность поведения как форма компенсации внутреннего конфликта (переживания неполноценности, отторгнутости, ненужности).6 стадия (20-25 лет). Это период получения полной социальной самостоятельности. Неподготовленный к ней прошлыми неудачами человек озабочен собой. Внутреннюю неустроенность он переплавляет в самоутверждение через демонстративность поведения, поверхностные контакты, использование других только как средство для своего удобства или наслаждения. У него нет сил и умения думать о других вне связи со своими интересами. Неблагоприятный исход — еще более полная изоляция. Счастливый выход — это овладение интимностью, способностью бескорыстно переживать благо другого и ощущать себя частью другого. Помимо профессиональной компетентности приходит и умение строить добрые и теплые отношения в малом кругу (в семье, с коллегами, с друзьями).
7 стадия (26-64 года). Благоприятное развитие личности выражается в том, что человек берет на себя полную ответственность за происходящее в большом мире, стремится сохранить все лучшее и способствует совершенствованию культуры и природы.
Личность продуктивна и полна творчества. При неудачном развитии замкнувшаяся в себе личность начинает ощущать безнадежность и бессмысленность жизни. Силы тратятся на власть и потребление. Неспособность заботиться о других оборачивается ненасытной погоней за наслаждениями. Зачинателями самых серьезных конфликтов в мире, авторами разрушительных и человеконенавистнических идей являются неблагополучные личности именно данного возраста. Но в этом же возрасте самые влиятельные творческие люди держат на своих плечах груз ответственности за благо человечества.8 стадия (после 65 лет). Неудачно прожитая жизнь завершается страхом смерти, непрестанными попытками изводить окружающих своими неудачами и несчастьями, сожалением об упущенных и несделанных делах, жадностью и склонностью к старческому слабоумию. Достойное завершение жизни подобно подъему на высокую вершину, с которой можно обозреть пройденный путь. Происходит интеграция мыслей и чувств на высоком уровне самосознания. Эриксон называет его Эго-интеграцией, синонимом мудрости.
Кризисы, или стадии жизни по Э. Эриксону. Статья. Психология развития. Самопознание.ру
Меня часто просят посоветовать что-то почитать.
Вот и захотелось дать немного теоретической информации из книги Э. Эриксона «Идентичность. Юность и кризис», вообще эту книгу я рекомендую почитать каждому человеку, интересующемуся собой, своими состояниями, своей жизнью, она намного полезнее и даст точно качественную информацию в отличие от множества книг по популярной психологии.
Согласно Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов.
Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает (должен сделать!) выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в смысле её успешности и неуспешности.
На первой стадии, которую он в верность своим фрейдистским основам называет орально-сенсорной (или инкорпоративной, вбирающей), младенец решает фундаментальный вопрос всей своей последующей жизни — доверяет он окружающему его миру или не доверяет. Естественно, решается этот вопрос о базовом доверии к миру не в дискурсивно-логическом плане, а в общении ребёнка со взрослым и контакте со средой своего обитания через впитывание звуков, цветов, света, тепла и холода, пищи, улыбок и жестов и т.д.
Эриксон указывает на ключевую роль матери в положительном решении задачи возраста (формировании базового доверия к миру). При этом оригинальность его подхода состоит в том, что критерием сформированности доверия к миру он считает способность ребёнка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
Прогрессирующая автономность младенца (прежде всего, способность передвигаться — ползком, а позже — шагом, и развитие речи, манипулятивных способностей и пр.) позволяет ребёнку перейти к решению второй жизненной задачи — обретению самостоятельности (альтернативный/негативный вариант — неуверенность в себе, стыдливость, непрерывные сомнения 18 мес.-4 года). Если взрослые сверхтребовательны к ребёнку или, напротив, спешат сделать за него то, что ему под силу сделать самому, то у него развиваются стыдливость и нерешительность. Когда ребёнка ругают за запачканные штаны или разбитую чашку, то это также вклад в развитие чувства стыда и неуверенности в себе. В этом возрасте ребёнок интериоризирует то, что удачно названо Эриксоном «глазами мира», т.е. то, что видят в нём люди.
Третья стадия, 4 года-6 лет, называется Эриксоном локомоторно-генитальной, или эдиповой. Здесь решается альтернатива между инициативой и чувством вины. В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребёнка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать. Это возраст игры, антиципации ролей, овладения реальностью посредством экспериментирования и планирования. В пространстве ребёнка появляется всё больше людей. Уже не только отец и мать, но и другие взрослые являются предметом идентификации ребёнком себя со взрослыми как основы становления новой ступени идентичности.
Четвёртая стадия, 6–11 лет, связана с овладением ребёнком различными умениями, в том числе и умением учиться. Ребёнок активно овладевает символами культуры. Этот возраст — оптимальное время для учения — готовность к тяготам дисциплины, усвоению знаний, стремление делать все хорошо, заряженность на дух соревнования. Здесь формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном протекании возраста — неполноценности. Овладевая основами знаний, дети начинают идентифицировать себя с представителями отдельных профессий, для них важным становится общественное одобрение их деятельности.
Пятая стадия, 11–20 лет, — ключевая для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации-«я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Всё это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном — спутанная идентичность, сопряжённая с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы. Здесь Эриксон вводит совершенно оригинальный термин — «психологический мораторий», которым обозначает кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Согласно Эриксону, психический мораторий может при определённых условиях принимать затяжной характер и длиться годами, что особенно характерно для наиболее одарённых людей. Непреодоленный кризис влечёт состояние «диффузии идентичности», которая составляет основу специфической патологии юношеского возраста. В предельных случаях психический мораторий и «диффузия идентичности» сами по себе предполагают целесообразность применения соответствующих психотерапевтических мер.
Шестая стадия, 21–25 лет, по Эриксону, знаменует переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности. Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Решается глобальный вопрос о принципиальном выборе между этим широким полем установления дружеских и семейных связей с перспективой воспитания нового поколения и изоляционизмом, свойственным людям со спутанной идентичностью и другими, ещё более ранними ошибками в линии развития.
Седьмая стадия, 25–50/60 лет, занимающая львиную долю человеческой жизни, связана с противоречием между способностью человека к развитию, которую он получает на основании благоприобретённого на предыдущих стадиях, и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Поднимаясь над уровнем идентичности, человек обретает редкостную способность быть самим собой.
Восьмая стадия, свыше 60 лет, завершает жизненный путь, и здесь, пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо оказывается обречён на безысходное отчаяние как итог путаной жизни.
Отдельного разговора заслуживает обсуждение Эриксоном проблемы, которую без натяжки можно считать абсолютно не разработанной в отечественной психологии, — темы связи индивидуального жизненного цикла с циклом поколений и вообще проблемы динамики поколений.
Понятие идентичности помимо личной тождественности (неизменность в пространстве) подразумевает также и целостность (преемственность личности во времени), а следовательно, идентичность мыслится не только как персональная, но и как групповая (расовая, общественная, половая и т. д.).
Дополню к словам Эриксона, что интерес к себе, самопознание дают силы, ресурсы проходить через эти кризисы, пускай даже повторно, меняя что-то в понимании себя в кабинете психолога.
Статьи автора
На большом-пребольшом острове на берегу океана жили вместе Птица и Ящерица. Птица была очень быстрой, ловкой, любознательной и веселой. То носилась она по побережью, взмывая высоко в небо, то залетала далеко в океан, посмотреть, что же там есть интересного, то облетала остров, наблюдая сверху за жизнью… Читать дальше | Ох, как же сложно писать на тему насилия и, тем более, на тему домашнего насилия. Сложно, потому что почти каждый, читая даже название «Домашнее насилие», стремится быстрее перейти на другую статью с другим названием, потому что мысли — «а, это не про меня!», «меня это точно не касается!», «у меня-то… Читать дальше |
Ну что, дети, улеглись поудобнее? Начинаем нашу сказку! | Очень важный момент в процессе психотерапии. Приходит человек на терапию. Год работает, другой. Разбирается с первоначальным запросом, намечает следующие шаги. Проблемы, которые раньше казались неразрешимыми, становятся проще и понятнее, потому что для каждой находится решение — пусть не всегда лёгкое… Читать дальше |
Другие статьи автора
Читайте также
Что такое психологическое бесплодие?Ответить на это вопрос однозначно довольно сложно. Разберёмся по порядку. Различают медицинский аспект бесплодия и психологический аспект бесплодия. С точки зрения медицины бесплодие — это когда в течение 2-х лет, при регулярной половой жизни, беременность не наступает… Читать дальше | Самоопределяемое формирование жизниНо ведь каждый (как хотелось бы думать), кто выражает несогласие с определёнными условиями, препятствиями, воздействиями, собственными слабостями, своим окружением и существующими жизненными обстоятельствами, может распрощаться с ними. Как разумный человек он может… Читать дальше |
Понятие КСВ — «кризис среднего возраста» — из СМИ звучит всё чаще. Звучит обычно пугающе, почти как приговор. Такое впечатление, что скоро им будут пугать детей. При этом часто пугаются и подменяются понятия «кризис среднего возраста», мужской гормональный всплеск после сорока лет «седина в бороду —… Читать дальше | Дети всегда ждут чудес. И у них обычно на это есть право и разрешение от взрослых. Но не все дети — становятся взрослыми. В этом становлении много граней. От истории, где «мне не дали прожить своё детство полномасштабно — и теперь я каждому вверяю себя недорощенного и беззащитного» до «меня до сих… Читать дальше |
- ВКонтакте
Восемь психосоциальных кризисов Эриксона – основы образовательных технологий
Социальное развитие относится к долгосрочным изменениям в отношениях и взаимодействиях с участием себя, сверстников и семьи. Он включает в себя как положительные изменения, такие как развитие дружеских отношений, так и отрицательные изменения, такие как агрессия или запугивание. Одна из самых известных теорий социального развития — «Восемь психосоциальных кризисов» Эрика Эриксона. Как и Пиаже, Эриксон разработал теорию социального развития, которая опирается на стадии, за исключением того, что Эриксон рассматривал стадии как серию психологических или социальных (или психосоциальных) кризисов — поворотных моментов в отношениях человека и его чувствах к себе. Каждый кризис состоит из дилеммы или выбора, который несет в себе как преимущества, так и риски, но в котором один выбор или альтернатива обычно считается более желательной или «здоровой».
То, как разрешается один кризис, влияет на то, как будут разрешаться последующие кризисы. Разрешение каждого кризиса также помогает создать развивающуюся личность человека. Эриксон предложил восемь кризисов, которые продолжаются от рождения до старости. Четыре стадии происходят в школьные годы, и здесь им уделяется особое внимание, но также полезно знать, какие кризисы, как считается, наступают как до, так и после кризисов в школьные годы.
Восемь психосоциальных кризисов по Эриксону
Психосоциальный кризис | Приблизительный возраст | Описание |
Доверие и недоверие | От рождения до года | Развитие доверия между опекуном и ребенком |
Автономия и стыд | Возраст 1-3 | Развитие контроля над функциями и деятельностью организма |
Инициатива и вина | Возраст 3-6 лет | Проверка пределов самоутверждения и целеустремленности |
Трудолюбие и неполноценность | Возраст 6-12 лет | Развитие чувства мастерства и компетентности |
Идентичность и смешение ролей | Возраст 12-19 лет | Развитие идентичности и признание идентичности другими |
Близость и изоляция | Возраст 19-25+ | Формирование интимных отношений и обязательств |
Генерация и застой | Возраст 25-50+ | Развитие творческой или производственной деятельности, способствующей развитию будущих поколений |
Целостность и отчаяние | Возраст 50+ | Принятие истории личной жизни и прощение себя и других |
Кризисы младенцев и дошкольников: доверие, автономия и инициатива
Почти со дня рождения младенцы сталкиваются с кризисом (в понимании Эриксона) доверия и недоверия. Они наиболее счастливы, если могут есть, спать и испражняться в соответствии со своим физиологическим графиком, независимо от того, удобен ли их график для лица, осуществляющего уход. Однако, к сожалению, маленький младенец не в состоянии контролировать или влиять на составление графика потребностей опекунами, поэтому ребенок сталкивается с дилеммой о том, насколько доверять или не доверять услужливости опекуна. Это как если бы ребенок спрашивал: «Если я сейчас потребую еды (или сна, или чистого подгузника и т. д.), сможет ли моя мама действительно помочь мне удовлетворить эту потребность?» Будем надеяться, что опекун и ребенок решают этот выбор между ними двумя в пользу доверия ребенка: опекун оказывается, по крайней мере, «достаточно хорош» в внимательности, и ребенок рискует довериться мотивации и навыкам опекуна.
Однако почти сразу после разрешения этого кризиса возникает новый, связанный с проблемой автономии и стыда. Ребенок (теперь он совсем малыш) теперь может доверять своему опекуну, но само это доверие способствует желанию утвердить автономию, заботясь об основных личных потребностях, таких как кормление, туалет или одевание. Однако, учитывая отсутствие у ребенка опыта в этих видах деятельности, уход за собой поначалу сопряжен с риском — малыш может есть (или пользоваться туалетом, или одеваться и т. д.) неуклюже и неэффективно. Таким образом, опекун ребенка рискует чрезмерно защитить ребенка и без необходимости критиковать его ранние усилия, тем самым вызывая у ребенка чувство стыда даже за попытку. Будем надеяться, что, как и в случае с предыдущим кризисом доверия, новый кризис разрешится в пользу автономии благодаря совместным усилиям ребенка по утверждению независимости и опекуна по поддержке усилий ребенка.
В конце концов, примерно в то время, когда ребенок достигает дошкольного возраста, автономия, проявленная в предыдущий период, становится более сложной, расширенной и сосредоточенной на объектах и людях, отличных от ребенка, и его основных физических потребностях. Ребенок в детском саду, например, теперь может взять на себя обязательство построить «самый большой город в мире» из всех доступных блоков, даже если другие дети хотят некоторые из блоков для себя. Планы и желания ребенка создают новый кризис инициативы и вины, потому что ребенок вскоре осознает, что действие в соответствии с импульсами или желаниями иногда может иметь негативные последствия для других — большее количество блоков для одного ребенка может означать меньше для другого. Как и в случае кризиса автономии, опекуны должны поддерживать инициативы ребенка, когда это возможно, но они также должны следить за тем, чтобы ребенок не чувствовал себя виноватым за желание иметь или делать что-то, что влияет на благополучие других. Ограничивая поведение там, где это необходимо, но не ограничивая внутренние чувства, лица, осуществляющие уход, будут поддерживать развитие устойчивой способности проявлять инициативу. В терминах Эриксона кризис разрешается в пользу инициативы.
Несмотря на то, что только последний из этих трех кризисов совпадает со школьными годами, все три относятся к проблемам, с которыми сталкиваются ученики любого возраста и даже их учителя. Например, ребенок или юноша, изначально недоверчивый, испытывает серьезные проблемы со школьной жизнью. Если вы студент, для вашего выживания в долгосрочной перспективе важно верить, что учителя и школьные чиновники заботятся о ваших интересах и что они не навязывают задания или не устанавливают правила безвозмездно. Несмотря на то, что учащиеся уже не младенцы, учителя функционируют подобно заботливым родителям Эриксона в том смысле, что им нужно доказать, что они достойны доверия учащихся своей первоначальной гибкостью и внимательностью.
Параллели с классной комнатой также существуют для кризисов автономии и инициативы. Чтобы учиться эффективно, учащиеся должны делать выбор и предпринимать академические инициативы, по крайней мере, время от времени, даже если не каждый выбор или инициатива могут быть практичными или желательными. Учителя, со своей стороны, должны сделать правильный выбор и инициативы возможными и воздерживаться от критики, даже случайной, выбора или намерения, стоящего за инициативой, даже если учитель про себя считает, что она «обречена на провал». Поддержка выбора и инициативы должна быть сосредоточена на предоставлении ресурсов и направлении усилий учащегося к более вероятному успеху. Таким образом, учителя действуют как родители малышей и дошкольников в теории развития Эриксона, независимо от возраста их учеников.
Кризис детства: трудолюбие и неполноценность
Попав в начальную школу, ребенок впервые сталкивается с необходимостью стать компетентным и достойным в глазах всего мира, а точнее в глазах одноклассников и учителей. Чтобы заслужить их уважение, он или она должны развивать навыки, которые требуют постоянных и до некоторой степени сосредоточенных усилий. Вызов порождает кризис трудолюбия и неполноценности. Например, чтобы заслужить уважение учителей, ребенок должен научиться читать и вести себя как «настоящий ученик». Чтобы его уважали сверстники, он должен научиться сотрудничать и быть дружелюбным, среди прочего. Работа над этими навыками и качествами сопряжена с риском, потому что с ними нельзя заранее гарантировать успех. Следовательно, если ребенок преуспевает, он или она испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы и усвоенных навыков — чувство, которое Эриксон назвал трудолюбием. В противном случае, однако, ребенок рискует чувствовать длительную неполноценность по сравнению с другими. Таким образом, учителя играют прямую и явную роль в том, чтобы помочь учащимся разрешить этот кризис в пользу промышленности или успеха.
Они могут ставить перед учащимися реалистичные академические цели, ведущие к успеху, а затем предоставлять материалы и помощь учащимся в достижении их целей. Учителя также могут выражать свою уверенность в том, что учащиеся действительно могут достичь своих целей, если и когда учащиеся разочаровываются, и избегать намеков (даже случайных), что учащийся просто «неудачник». Как это ни парадоксально, эти стратегии будут работать лучше всего, если учитель также будет терпим к несовершенной успеваемости учеников. Слишком большое внимание к совершенству может подорвать уверенность некоторых студентов, способствуя тому, что Эриксон называл неполноценностью, из-за того, что академические цели кажутся недостижимыми.
Кризис подросткового возраста: путаница в идентичности и роли
По мере того, как дети развивают стойкие таланты и взгляды в результате кризиса производства, они начинают сталкиваться с новым вопросом: во что в сумме складываются все таланты и взгляды? Кто является «я», включенным в этот профиль качеств? Эти вопросы — кризис идентичности и смешение ролей. Определение идентичности более рискованно, чем может показаться, потому что некоторые таланты и взгляды могут быть плохо развиты, а некоторые могут быть даже нежелательными в глазах других. Чтобы еще больше усложнить проблему, некоторые ценные таланты и взгляды могут ускользнуть от внимания окружающих. Конфликты в разрешении кризиса идентичности и смешения ролей могут привести к личному непониманию своих взглядов и талантов или путанице в отношении того, кем другие ожидают, что этот человек будет. С точки зрения Эриксона, результатом является смешение ролей.
Учителя могут свести к минимуму смешение ролей несколькими способами. Один из них — предлагать учащимся разнообразные образцы для подражания, например, определяя образцы в материалах для чтения учащихся или приглашая в школу разных гостей. Суть этих стратегий состоит в том, чтобы выразить ключевую идею: существует много разных способов добиться уважения, успеха и удовлетворения жизнью. Еще один способ поддержать развитие идентичности учащихся — быть внимательными к замешательству учащихся в отношении своего будущего и направлять их к консультантам или другим службам за пределами школы, которые могут помочь разобраться в этом. Еще одна стратегия заключается в том, чтобы терпеть изменения в целях и приоритетах учащихся, например, внезапные изменения во внеклассной деятельности или в личных планах после выпуска. Поскольку учащиеся все еще «примеряют» на себя разные роли, препятствование экспериментированию может быть не в их интересах.
Кризисы взрослой жизни: близость, продуктивность и честность
Согласно Эриксону, после школьных лет люди продолжают психосоциальное развитие, сталкиваясь с дополнительными кризисами. Молодые люди, например, сталкиваются с кризисом близости и изоляции. Этот кризис связан с риском установления близких отношений с избранным числом других людей. Независимо от того, являются ли отношения гетеросексуальными, гомосексуальными или вообще несексуальными, их определяющими качествами являются глубина и устойчивость. Без них человек рискует почувствовать себя изолированным.
Однако, если предположить, что человек разрешает этот кризис в пользу близости, он или она сталкивается с кризисом продуктивности и стагнации. Этот кризис характерен для большей части взрослой жизни, и поэтому неудивительно, что речь идет о заботе или внесении вклада в общество, особенно в его молодые поколения. Генеративность — это сделать жизнь продуктивной и творческой, чтобы она была важна для других. Одним из очевидных способов достичь этого чувства для некоторых является воспитание детей, но есть и много других способов внести свой вклад в благополучие других.
Консультации с Эриксоном на протяжении всей академической жизни студента
Эллисон Юинг-Купер и Ками Меррифилд , Аризонский университет
Как первокурсники могут перейти от старшекурсников к первокурсникам? Одной из основ для понимания развития студентов колледжа является психосоциальная теория Эриксона. Эрик Эриксон (1902–1994) — один из самых влиятельных теоретиков психологии и человеческого развития. Его теория психосоциального развития постулирует, что люди сталкиваются с восемью основными конфликтами (или кризисами) на этапах развития на протяжении всей своей жизни. Эти конфликты сосредоточены на восприятии человеком себя и мира, в котором он живет (особенно его отношения с другими людьми). Если конфликт разрешен, человек развивает положительную силу; если конфликт не разрешен, проблемы могут сохраняться на протяжении всей их жизни. Восемь конфликтов теории Эриксона таковы: доверие против недоверия, автономия против стыда/сомнения, инициатива против вины, трудолюбие против неполноценности, идентичность против путаницы в идентичности, близость против изоляции, продуктивность против стагнации и целостность эго против отчаяние (Crain, 2005).
В то время как теория Эриксона охватывает всю жизнь (от младенчества до старости), его восемь конфликтов можно легко применить к жизни студента бакалавриата, предлагая уникальную парадигму, через которую можно рассматривать отношения между студентом и университетом. Консультанты, в частности, играют решающую роль в помощи учащимся в преодолении каждого конфликта/кризиса и в конечном итоге в достижении целостности эго (успех после выпуска) против отчаяния (никогда не заканчивая).
Доверие против недоверия
Первый конфликт в «детском возрасте» колледжа — это доверие против недоверия. Станет ли студент доверять своему университету? Является ли их университет в целом последовательным, предсказуемым и надежным? Эдвайзеры, как один из первых контактов студента с университетом, помогают установить это чувство надежности. Консультанты вызывают доверие, отвечая на электронные письма студентов своевременной и точной информацией. Высшее образование сложно и часто трудно ориентироваться, но консультанты предлагают студентам безопасные места, где они могут задавать вопросы и получать предсказуемую и непротиворечивую информацию. Если студенту удается разрешить этот конфликт и научиться доверять университету, у него появляется надежда (на окончание учебы). В противном случае они перестают доверять университету, часто задавая один и тот же вопрос нескольким людям, нуждаясь в постоянном утешении или не обращаясь за помощью, когда это необходимо.
Автономия против стыда и сомнения
Точно так же, как малыши учатся исследовать и пробовать новые вещи в своей среде, студенты колледжей осваивают новый этап автономии в своей жизни. Для многих студентов колледжей традиционного возраста университет — это первый раз, когда они живут отдельно от родителей. Консультанты могут помочь учащимся развить самостоятельность, предоставив соответствующую основу, обучая их тому, как задавать критические вопросы, и направляя их через новые процессы (например, запись на занятия, общение с профессорами, поиск стажировок). Если учащиеся успешно преодолевают этот конфликт, они развивают основную силу воли; в противном случае они становятся постыдными или сомневаются в своей эффективности.
Инициатива против чувства вины
Консультанты помогают учащимся проявлять инициативу, поощряя активность. Консультанты моделируют проактивность, связываясь со студентами до того, как возникнут проблемы. Проактивное консультирование (Варни, 2013 г.) предлагает студентам принять меры и обратиться за помощью в своевременные точки соприкосновения, в том числе в начале семестра, в середине семестра, во время регистрации и между семестрами. Одна из целей проактивного консультирования — побудить студентов брать на себя ответственность за свое образование и чувствовать себя комфортно, обращаясь за помощью к своему консультанту (и другому персоналу университета). Инициатива помогает учащимся развивать целеустремленность.
Промышленность против неполноценности
Этот этап в теории Эриксона охватывает начальную школу, где дети начинают получать содержательную обратную связь о своих сильных и слабых сторонах и начинают сравнивать себя с другими. Консультанты помогают студентам колледжей, пережившим подобные кризисы, поощряя развитие мышления роста и используя консультирование, основанное на сильных сторонах. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на недостатках учащихся, консультанты должны подчеркивать, что учащиеся делают хорошо (Schreiner, 2013). Таким образом, консультанты помогают учащимся строить выполнимые планы и учатся применять свои сильные стороны для решения текущих и будущих задач. Консультанты должны искать учеников, которые борются с неполноценностью, включая синдром самозванца или постоянное негативное сравнение с другими (например, ученик, считающий, что все остальные умнее его). Используя подход, основанный на сильных сторонах, консультанты помогают студентам развивать промышленность и основные сильные стороны компетентности.
Идентичность против путаницы в идентичности
Учащиеся традиционного возраста приходят в колледж подростками, выясняя, кто они и где они подходят. Одним из основных определяющих факторов для студентов является их специальность; студенты часто слышат вопрос: «Какая у вас специальность?» Консультанты играют решающую роль, помогая студентам изучить различные основные варианты. Студенты, достигшие идентичности, уверены в своем выборе специальности и чувствуют, что находятся в нужном месте.
Джеймс Марсия (1980) расширил кризис идентичности Эриксона, разработав четыре статуса идентичности: распространение, лишение права выкупа, мораторий и достижение. Учащиеся в процессе распространения идентичности не исследовали и не придерживались какой-либо идентичности; они нерешительны и не заинтересованы. Консультантам, возможно, придется выполнять преднамеренные действия, такие как викторины или оценки (например, StrengthsFinder), чтобы вызвать у этих студентов исследования. Студенты, лишенные права выкупа личности, взяли на себя обязательство без кризиса (т. Е. Адекватного исследования). Например, консультант встречает студентку, которая хотела стать врачом с десяти лет и никогда не думала ни о каких других вариантах. С такими учениками может быть особенно трудно работать, если они обнаруживают, что не сдают анатомию во второй раз. Консультанты играют решающую роль, помогая учащимся строить альтернативные планы, проводить осмысленные исследования и добиваться успеха. Студенты, находящиеся в моратории на идентичность, хорошо знакомы консультантам неопределившихся студентов. Эти студенты переживают кризис идентичности и не взяли на себя никаких обязательств. Однако, поскольку они активно изучают, они, как правило, открыты для рекомендаций консультантов по оценке сильных сторон, открытых вопросов или общеобразовательных курсов. Студенты достигают достижения идентичности только после того, как они должным образом изучили несколько вариантов и выбрали один; тогда они достигают верности, основной силы этого кризиса.
Близость или изоляция
Ощущение связи и поддержки со стороны университета являются решающими факторами удержания (Tinto, 2004). Консультанты помогают учащимся установить связь со своими школами, знакомясь со своими учениками и рекомендуя соответствующие мероприятия по вовлечению, которые соответствуют интересам и целям учащихся. Поскольку консультанты встречаются со студентами чаще, чем большинство других сотрудников университета, они могут проверить, вступили ли студенты в клубы или посещали ли они мероприятия в кампусе. Чувство, что университет заботится о студентах, имеет решающее значение для успеха (Heisserer & Parette, 2002). Консультанты демонстрируют заботу о своих организациях с помощью таких подходов, как благодарственное консультирование (Bloom, Huston, & He, 2008). Создавая безопасное пространство (этап обезоруживания благодарственного консультирования) и изучая учеников (открывая и мечтая), консультанты помогают учащимся чувствовать поддержку и понимание. Этап проектирования и реализации помогает учащимся претворить свои планы в жизнь, а общение с учащимися (не соглашаться) гарантирует, что учащиеся не будут изолированы и достигнут основной силы любви. Надеемся, что студенты полюбят опыт, полученный ими во время учебы в университете, и почувствуют связь с учебным заведением и людьми.
Генерация против стагнации
Так же, как взрослые люди среднего возраста сосредотачиваются на том, чтобы отдавать долг будущим поколениям, студенты колледжей заинтересованы в том, чтобы отдавать дань своему университету. Консультанты помогают студентам найти возможности для лидерства и наставничества, включая должности офицеров в студенческих организациях, репетиторство и работу в качестве наставников. Еще одним ключевым компонентом этого этапа является производительность; студенты должны чувствовать, что они являются полезными членами своего университета. Основная сила этого этапа — забота; консультанты могут помочь студентам заботиться о своем университете и своем наследии, когда они переходят к следующим этапам своей жизни.
Целостность эго против отчаяния
Окончив школу, студенты достигают целостности эго: они размышляют о колледже с надеждой и гордостью. При проверке диплома консультанты могут способствовать целостности эго, предлагая студентам подумать о своих достижениях и успехах. Эта задача особенно важна, если учащиеся преодолели трудности (например, испытательный срок), сменили специальность или прошли окольными путями к выпускному. Одним из важнейших ключей к целостности эго является получение диплома. Если студенты уезжают без ученых степеней, им легко с отчаянием смотреть на свой студенческий опыт. Консультанты играют важную роль в удержании и, следовательно, помогают с целостностью эго во всем, что они делают. Основная сила этой стадии — мудрость.
Применяя психосоциальную теорию Эриксона к консультированию, консультанты видят то, что они делают, в ином свете. Консультанты могут определить способы, которые помогут учащимся стать независимыми, понять поведение учащихся таким образом, чтобы вызвать сочувствие, а также поместить опыт учащихся в контекст и понять, как этот опыт может повлиять на текущее поведение. Каждый день эдвайзеры помогают учащимся преодолеть эти восемь кризисов и в конечном итоге добиться успехов в учебе.
Эллисон Юинг-Купер
Помощник директора по академическому консультированию
Колледж социальных и поведенческих наук
Университет Аризоны
[email protected]
Ками Меррифилд
Старший научный советник II
Колледж социальных и поведенческих наук
Университет Аризоны
kmerrifi@email. arizona.edu
Ссылки
Блум, Дж. Л., Хьюстон, Б. Л., и Хе, Ю. (2008). Благодарный совет революции. Шампейн, Иллинойс: Stipes.
Крейн, В. (2005). Теории развития: концепции и приложения (5-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон.
Хайссерер, Д. Л., и Паретт, П. (2002). Консультирование студентов из группы риска в колледжах и университетах. Студенческий журнал колледжа, 36 (1), 69–84.
Марсия, Дж. Э. (1980). Идентичность в подростковом возрасте. В J. Adelson (Ed.), Справочник по подростковой психологии (стр. 159-187). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли.
Шрайнер, Л. (2013). Консультирование по сильным сторонам. В JK Drake, P. Jordan и MA Miller (Eds.), Подходы к академическому консультированию: стратегии, которые учат студентов максимально использовать возможности колледжа (стр. 105–120). Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс.
Тинто, В. (2004). Удержание студентов и выпуск: смотреть правде в глаза, жить с последствиями.