История бессознательного и Зигмунд Фрейд
Феномен бессознательного давно известен науке. Как можно охарактеризовать проявление души, есть ли вероятность, что это часть психики? В разное время ученные по-разному относились к понятию Бессознательного, признавая или опровергая его существования, саркастически высмеивая работы самонадеянных смельчаков. По сей день не все тайны души и тела человеческого разгаданы, не все дилеммы разрешены. История изучения бессознательного начинается с конца 19-го столетия.
Фрейд и общество
Первая половина XX века по праву золотой век психологии. Многие замечательные открытия и фундаментальные теории были созданы именно в эту эпоху. Научное сообщество кипело и бурлило, рождая новые идеи и опровергая старые аксиомы. В связи с этим Фрейда можно назвать человеком истинно своей эпохи.
С детства привыкший быть в оппозиции к обществу (в основном из-за еврейского происхождения) Зигмунд был по ту сторону признанного психологического сообщества. Постоянная критика и нелестные отзывы скептиков оставили отпечаток на жизни ученного и частной практике (потеря репутации и части клиентов). Один плюс был в таком положении — можно было быть абсолютно не зависимым в суждениях, это отличало Фрейда от оппонентов.
В научной среде сложилось весьма неоднозначное и противоречивое отношение как к личности самого ученного, так и к его работам.
Критика научного сообщества
Многие именитые ученные XX века выказывали свое сомнение в отношении идей Фрейда.
Выделим основные из них:
Ученый | Критика |
Фриц Перлз | Создатель гештальт-терапии, в авторских работах как будто бы ведет постоянный критический диалог с Фрейдом, оспаривая всевозможные стороны психоанализа [1]. |
Эрих Фромм | Обвинял его в излишней «буржуазности» и адаптации классического психоанализа под потребности времени [2]. |
Альберт Эллис | Поддавшись более сильному влиянию работ Карен Хорни и Эриха Фромма, покидает ряды ярых сторонников теории психоанализа и опровергает многие его фундаментальные основы [3]. |
Карл Краус | Литературный критик упрекал Ф. в создании чуть ли не новой светской религии, где главная фигура преклонения — сам психоаналитик. |
Карл Поппер | Известный созданием критерия фальсифицируемости ученый. Во время изучения работ Ф., усомнился в научности психоанализа, назвал теорию незаслуживающей доверия [4]. |
Альфред Адлер | Один из соучастников и потенциальных продолжателей «кружка» Фрейда, неоднократно подвергал разгромной критике идеи Фрейда, что причиной их размолвки . |
Карл Юнг | Уход самого Карла Юнга из круга соратников Ф. оказался ударом в спину. Раскол произошел из-за увлечения Юнгом оккультными практиками и неприятия идеи Ф. о верховенстве сексуальной составляющей в психике человека [5]. |
Ганс Юрген Айзенк | Один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта, так писал в своей книге: «Вместо экспериментально проверенных выводов из чётко сформулированных гипотез мы обнаруживаем всего лишь анекдотичные свидетельства, собранные довольно случайным образом из индивидуальных историй болезни.» [13]. |
Причина такому, скорее всего не только эпатажные идеи психолога, повергшие в шок научное сообщество, но и глубокий анализ труда «первооткрывателя». Тем более, что настолько откровенно о таких интимных сторонах жизни человека раньше никто не смел заговорить.
Секс и есть самоцель всего сущего!
З. Фрейд
Бессознательное
Пришло время, наконец таки рассмотреть столь остро воспринятую в свое время теорию Ф. о бессознательном.
Бессознательное в психоанализе
Начнем с рассмотрения азов психоанализа, неразрывно связанного с концепцией бессознательного.
Что же говорится о бессознательном в психоанализе?
Существует три предмета психологии: Сознание, Поведение и Неосознаваемые процессы.
Сознание становилось предметом исследования нескольких наук — философии, психологии и даже антропологии, само понятие вошло в употребление с XVII века, как следствие бурного развития естественных наук. Поведение, как предмет психологии, рассматривает бихевиоризм . Третья составляющая — неосознаваемые процессы — довольно общий термин. Рассмотрим его в контексте данного направления психологии.
Сразу следует отличать понятия неосознаваемое или бессознательно по следующим принципам:
Термин неосознаваемое охватывает большее количество процессов, которые делятся на два вида:
Первый вид вопросов отвечает на вопрос «Как?» .
Говоря о таком процессе как навык, можно предположить – достаточно сформированный и развитый, он начинает производиться {tipстановится автоматизированным} без вмешательства сознания. {/tip} Такое явление мы относим к неосознаваемым механизмам (НМ). Следовательно, данный вид неосозноваемого никак не относится к категории Бессознательного.
Второй видвопросов — {tipт. е. «Какой мотив вызывает действие? } «Ради чего?» {/tip}.
Очевидно, у человека всегда есть причина его действий. Но всегда ли она «осознается сознанием»? — это уже другой вопрос. Если не осознается, то речь идет о специфическом роде явлений — неосознаваемых побуждениях НП (мотивах, стремлениях, влечениях), ведущих к выполнению действия. НП и есть Бессознательное.
Так, в практике гипноза испытуемому задают установку — «По истечении определенного срока времени вы должны совершить определенный поступок». Постгипнотическая амнезия, конечно же, не даст человеку сознательно вспомнить сказанное гипнологом, но данную установку (действие) он осуществит в реальной жизни.
Пациенту резонно задается вопрос «Ради чего вы это сделали?» — Честный человек ответит: «Я не знаю», иной придумает оправдание. Причем это объяснение никак не раскроет истинный мотив совершенного. В конкретном случае придуманное оправдание — пример Бессознательного. А самое главное — пациент сам начинает верить в придуманную им же небылицу. Так Б. проявляется в реальной жизни. Данный случай следует запомнить.
В итоге портрет типичного клинического больного Фрейда выглядит так:
- Причина расстройств этого пациента — всегда бессознательное. Пациент ясно осознаетсвои впечатления и переживания
- Следует отметить, что у сознания есть важная функция — понимать (мир и себя в нем). А что же у пациента Фрейда? Сознание присутствует. Это факт.
Но дает ли собственное сознание человеку понять себя? — Нет.
- Следовательно, сознание не выполняет свою главную функцию.
- Констатируем — пациент себя осознает, но неадекватно (вклинивается то самое «Ради чего?»). Для сознания пациента истинное побуждение остается за гранью бессознательного.
Дословно «переводя» значение слова «Бес-сознательное», мы получим — «Сознание без понимания«. Такое сознание не отвечает на вопрос об истинных мотивах поведения человека. Симптом — пациенту трудно управлять собой. Именно такую картину заболевания видим у «пациента Фрейда».
Три кита Бессознательного
Рассмотрим структуру этого загадочного и непознанного явления.
Неврозы
Что такое невроз? Как невроз связан с бессознательным? Как он проявляется? Что говорят об этом врачи?
Бессознательное (в случае невроза) — это след задержанного аффекта. Произошедшее тревожное, зачастую неприятное событие пациент пытается вытеснить из сознания. Но это невозможно, тогда событие порождает симптом.
При практике терапии, например, гипноза, гипнотизируемый вновь вспоминает об этом событии. В гипнотическом сне пациент вторично аффективно реагирует. Как следствие устранения причины симптома — наяву исчезает сам симптом или невроз. Мало-помалу пациент идет на поправку.
Введем ещё одно контекстуальное определение Б. — аффективный комплекс.
Комплекс (по Фрейду) — сцепление различных звеньев определенной ситуации, сопряженной с аффектом. При травмирующем событии аффект «сцепляется» со значимой составляющей произошедшего. Т. е. комплекс — переплетение деталей. Это могут быть знаковые моменты, события . Соответственно комплекс — явление, при котором человек недостаточно понимает произошедшую ситуацию. Именно комплекс есть та отправная точка в лечении невроза — говорит нам Фрейд.
Также рассмотрим комплекс под другим углом. Комплекс — всегда соединение Явного и Скрытого. Явное— сам симптом, Скрытое — причина симптома.
В сознании проявляется лишь симптом, в бессознательном — скрыта причина. Следую логике этих понятий цель психоанализ (по факту) — проследить путь сознательного проявления причины к её бессознательному содержанию.
Сновидения
К анализу сновидений Фрейд пришел не сразу. Проследим ход научной мысли ученого.
В ранних опытах Фрейд обычно обращался к гипнозу, но позднее категорически отказался от него в пользу анализа сновидений. И вот почему — Ф. говорит, что проблему (комплекс) человек создает себе сам, но без постороннего вмешательства не может её разрешить. Делает вывод — пациенту самому следует разрешить эту проблему {tipт. к. гипноз — измененное состояние сознания} наяву, {/tip}. а не под гипнозом .
Теперь у Ф. появляется потребность в новом методе. И тут Ф. приходит к обоснованию использования снов.
Сны — попытки фантастического исполнения вытесненных желаний. Это утверждение рассмотрим на примере детских снов, где материал нет необходимости разгадывать. В детских сновидениях есть прямое исполнение желания сновидца. Также сновидение — аффективный комплекс деталей, в нем всегда есть запоминаемая часть — симптоматическая и скрытая— бессознательная. Ф. находит метод анализа симптомов, который был назван {tipтермин был предложен учеником Ф., Карлом Юнгом } «метод свободных ассоциаций» {/tip}. Проанализируем данный термин:
- Свободное — любое возможное;
- «Ассоциация — зацепка, ведущая к причине симптома».
Так, сон можно назвать своеобразным ребусом. Чтобы разгадать, разделяем его на некоторые фрагменты, и относительно каждого пациент озвучивает всё, что приходит ему на ум. Вот примерное содержание сеанса психоанализа .
Ошибки обыденной жизни
Примеры — оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Все эти проявления Б. — материал для анализа причин симптомов.
Причины. Типично это нерешенные проблемы или вытесненные желания.
Редко оговорки никак иначе, как «проговорками» не назовешь. Это оговорки в чистом виде: хотел сказать «открыть», сказал — «закрыть». В большинстве своем оговорки — это нарушенная речь. Одна составляющая оговорки — то, что хотел произнести сознательно, а другая — то, что сказалось бессознательно. Пример: сказалось — «Сдабе сечу?», хотелось сказать — «Сдачу себе?».
А вот пример из собственной жизни Фрейда: на его письменном столе валялся изысканный и недешевый карандаш. Искать потерянные вещи (по Ф.) нужно следующим образом » Кто подарил карандаш? Что недавно случалось с дарителем?
Так, Фрейд припомнил, что на днях поссорился с женой. И, не успело это вспомниться, как карандаш уже лежал на прежнем месте, перед носом у ученного».
Теперь у вас есть четкое представление о проблеме бессознательного в психоанализе. Пришло время капнуть глубже.
Бессознательное 1914
Бессознательное встречается в многочисленных работах Ф. с завидной частотой. В послевоенное время автор пишет такие труды, как: «Влечения и их судьба», «Вытеснение», «Бессознательное» и «Печаль и меланхолия». В одной из работ (Бессознательное, 1914 [6]) рассматривается концепция трех систем: Сознательного, Предсознательного и Бессознательного.
Работа являлась маленьким, но прорывным шагом к раскрытию тайны мозговой деятельности человека. Рассматривались две части психики — Сознательное и Бессознательное.
Такое разделение функционально обосновано. Фрейд говорит о целесообразности такого деления {tipт. е. нет частей мозга, отвечающих исключительно за сознательные или бессознательные проявления жизнедеятельности человека} не в смысле анатомии человека {/tip}, а в конкретном понимании этих терминов самим Фрейдом.
Что же подразумевает Ф. под понятиями «сознательное» и «бессознательное»? Эти термины характеризуют принадлежность {tipФ. ни в коем случае не утверждает, что какая-то часть мозга отвечает полностью или частично за бессознательные проявления или сознательные действия} протекающих процессов в какой-либо функциональной части психики {/tip}. Во избежание двусмысленности автор вносит следующие обозначения:
- BW — сознательное;
- UBW — бессознательное.
Есть и некоторые сложности:
Существуют такие сознательные представления, оставшись в скрытой форме, более относятся к BW. Именно о последней составляющей психики повествует текст.
В системе бессознательного нет критического отношения к представлениям, скорее наоборот. Мистическое воспринимается сродни реальному; подчас противоречащие друг другу представления мирно соседствуют; не существует здесь и понятия времени. В клиническом опыте Ф. было множество примеров проявления бессознательного в сновидениях или неврозах. Именно это принципиально отличает систему Ubw от Bw.
Содержание Ubw можно сравнить с психическими аборигенами. Если у человека имеются унаследованные психические образования, нечто аналогичное инстинкту животных, то это составляет ядро бессознательного. К ядру позже присоединяется все устраненное в период детского развития из сознания как недопустимое. Ubw не может напрямую сообщать сигналы к активности мускулам.
Bw, наоборот, оказывает прямое влияние на моторную деятельность тела человека, имеет связь с органами чувств, формирует представление о реальности. Опыт работы с шизофрениками показывает, что разрушение защитного барьера между сознательным (Bw) и бессознательным (Ubw) может приводить к искаженному восприятию реальности больным.
У других авторов
У идейного продолжателя Фрейда, Карла Густава Юнга, в большинстве работ красной нитью проходит мысль о бессознательном. Ученый вместе с анализом подхода к изучению бессознательного Фрейда развивал собственное учение о бессознательном.
Первые его работы были насквозь проникнуты мистикой, это пристрастие сопровождало Карла на протяжении всей научной деятельности. Вместе с тем как угасала его симпатия к Фрейду, появлялось все больше отсылок к символам и оккультным знакам. Это главная особенность его работ, помимо тематики бессознательного в разных контекстах.
Книга под названием «Либидо, его метаморфозы и символы» покажется более чем увлекательной поклонникам психоанализа. Именно в ней становится очевидно расхождение во мнениях Юнга с именитым учителем [7].
Если вас интересует качественная оценка разницы подходов двух ученных — произведение «Критика психоанализа» 1961 прольет свет на многие вероятно возникающие у вас вопросы. Ключевые моменты работы:
- Юнг опровергает силу подавления, как единственную причину расстройств психики.
- Вводит в трактовку образов бессознательного теологическую символику.
- Для него либидо уже не абсолютный синоним сексуальности.
Книга «Очерки по психологии бессознательного» — вобравшая в себя только некоторые публикации Юнга на тему бессознательного [8].
Отличительная черта — в данной книге анализ свойств психики излагается уже в ключе, авторского направления Карла Юнга, аналитической психологии. Уже представлены отсылки к теории «коллективного бессознательного», первооткрывателем которой также стал ученый. В работе Юнг излагает собственные взгляды на некоторые проблемы бессознательного, некоторые из них:- воля к власти, как один из ведущих источников психической энергии личности
- Взаимодействие личного и коллективного бессознательного
- Концепция «Анима и Анимус»
Еще одна опубликованная на русском языке книга, заложившая фундаментальные положения аналитической психологии — «Подход к бессознательному» развивает учение Юнга о коллективном бессознательном [9]. Рассматривается теория об архетипах бессознательного как источника всеобщей символики, проявляющееся как во снах (индивидуальный уровень), так и в мифах целых народов (коллективный уровень).
Живой пример практического использования теории психоанализа в ключе структурализма книга «Лакан в Японии» известного фрейдиста, Жака Лакана [10]. Он рассказывает о возможности применения психоанализа к культуре, чуждой, а иногда и прямо противоположной, западной. Лакан описывает структурирование бессознательного на основе особых свойств японского языка в сравнении с его западными аналогами.
За последний век неофрейдистами также было написано немало стоячих работ.
Современный взгляд
Современная когнитивная наука продвинулась далеко вперед. Главным предметом ее исследования является сознание, но без исследования бессознательного изучение сознания не представляется возможным. Следует отметить, что данная проблематика имеет междисциплинарное значение, и изучается в ракурсе нейрофизиологии, исследований искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии. Исследование бессознательного дало возможность описать механизм и происхождение таких процессов, как:
- Восприятие
- Память
- Творчество
Русские ученные изучающие проблематику бессознательного: Н.Т. Абрамова, Н.С. Автономова, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский. Творчество в контексте бессознательного изучали И.А. Бесковая, И.А. Герасимова. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д. Деннета, Д. Фодора, Д. Серля. И мы без сомнения обязаны многим в современной науке и искусстве этому открытию. Открытию, послужившему заделом, для нового понимания мышления и существования человека.
Литература:
- Bocian B. Fritz Perlsin Berlin 1893–1933. Expressionism – Psychonalysis – Judaism // Verlag Andreas Kohlhage, Bergisch Gladbach. 2010. P. 211.
- Фромм Э. [Fromm Е.] Величие и ограниченность теории Фрейда: пер. снем. // Серия «Классики зарубежной психологии». М.: АСТ, 2000.
- Ellis A., Blau S.The Albert Ellisreader: a guidetowell-beingusingrationalemotivebehaviortherapy // Carol Publishing Group. 1998. P. 306.
- Энциклопедия «Кругосвет»: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. — 2016 [http://www.krugosvet.ru/]. Дата обновления: 21.02.2016. — URL: http://www.krugosvet.ru/node/38185 (дата обращения: 21.02.2016).
- Юнг К. Символы трансформации. М.: АСТ, 2008.
- Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: сборник. — СПб.: Алетейя, 1998. — С.151-193.
- Юнг, К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К.Г. Юнг. — М. : Директ-Медиа, 2008. — 839 с.
- Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного / К.Г. Юнг ; пер. В.В. Зеленский. — М. : Когито-Центр, 2010. — 352 с.
- Юнг, К.Г. Подход к бессознательному / К.Г. Юнг. — М. : Директ-Медиа, 2007. — 165 с.
- Лакан в Японии / под ред. В. Мазин, А. Юран. — СПб : Алетейя, 2012. — 116 с.
- Лекторский В.А.Философия и исследование когнитивных процессов. Вместо введения // Когнитивный подход. М., 2008.
- Герасимова И.А. Творческое сознание как дисциплинированная спонтанность // Философия науки. Вып. 12. Феномен сознания. М., 2006, С. 92-110.
- Ганс Айзенк, Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, «Харвест», 2003 г., 729.
Автор: Карина Орос
Кубанский государственный университет
Публикуется в авторской редакции
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Исследования бессознательной сферы в современной психологии
Каждая истина проходит три стадии: – этого не может быть;
возможно, что-то в этом есть;
и наконец: – кто же этого не знает!
Артур Шопенгауэр
Меня не удивляет существование бессознательного. Скорее я сильно сомневаюсь в наличии у людей сознания.
М.Г. Эриксон
Человек – уникальное, многогранное и загадочное существо. Наука пока не может сказать, что досконально знает его. Скорее наоборот – мы больше знаем о составе растений на дне океана или спектре излучения сверхновых звёзд, чем о некоторых феноменальных проявлениях человеческой природы. Поэтому каждая область исследований, которая приоткрывает завесу тайны над тем, кем человек является на самом деле, как он создан, на что он способен, являются драгоценным вкладом в сокровищницу представлений о нас самих. Исследования бессознательной сферы человеческого разума – одни из них. В этом кратком очерке нам хотелось бы остановиться на основных вехах пути, по которому шла психология, изучая один из самых загадочных аспектов нас самих – бессознательную сферу.
Первые представления о «бессознательном» являются ровесниками зарождения самых первых школ философии в истории культуры. Идея о том, что в человеке дремлют мощные психические силы, периодически выступающие на поверхность в виде импульсов, не контролируемых нашим разумом, силы, могущие привести как к благу, так и к беде, с древних времен сопутствовала попыткам мыслителей постигнуть сущность человека [22].
Эти идеи нашли своё отражение и в стихийном мистицизме первобытнообщинной эры, в первых представлениях о «духе» и «духовном», возникшим в недрах первых зарождающихся религий, и конечно в древних философиях Китая, Индии, Египта и Ирана. Максимальную детальность эти донаучные концепции обрели в эпоху Древней Греции.
Так, Платон говорил о «рациональном» и «иррациональном» источнике в душе, рассуждал о совести, как о неосознаваемом, но всегда присутствующим «зеркале духа», к которому рассуждающий разум может обращаться или о котором может забывать [2, 10]. Аристотель задавался вопросом, «едина ли душа, или делится на части, имеющие некую автономию»; он не создал термина «субличность», но поставил вопрос о их существовании [4, с. 54]. Также он много внимания уделяет в своих работах исследованию «порогового восприятия», как мы сказали бы сегодня. А Гиппократ писал в своих трактатах о «целительных силах, скрытых в человеческом духе», которые, «если к ним обращается совместное искреннее внимание и врача и больного, исцеляют болезнь и созидают здоровье», размышляет о внушении «правильных идей, побуждающих здоровье» [7, с 163]. Рассуждая о влиянии духа на тело и о гомеостатических законах равновесия в человеческом организме, Аристотель и Гиппократ ближе всех подошли к современному научному пониманию «сознания», «бессознательного» и действующих в них природных сил и потенций [2, 4, 7].
Римская философия мало внимания уделяла «поискам души», имея более прагматический социально-этический характер. Период средневековья уделял всё своё внимание поискам бога, человек теологов пока мало интересовал.
Возрождение вернуло в миросозерцание (и в философию как таковую) вопрос о таинственном и непознанном нашей психике. Среди титанов этой эпохи мы можем назвать прежде всего Леонардо – который задумываясь о источнике всего творческого в душе человека, пишет о том, что «отнюдь не ежедневный ум с его заботами производит накопление художественных впечатлений», и не он затем комбинирует их в творение высокого искусства – «а какая-то другая, скрытая часть нашего разума, которую мы не обнаруживаем в повседневных делах, и которая до поры дремлет – но именно она питает и взращивает художественное чувство в живописце» [8]. Вывод точный и удивительно проницательный для эпохи, в которую не существовало понятия «подпорогового восприятия» и «сенсорной десинсибилизации». В более вольных терминах эту же идею высказывают Франческа Петрарка, Эразм Роттердамский и Джованни Вазари.
Эпоха Просвещения, последовавшая за ней промышленная революция в противовес предшествовавшим векам исключительно религиозных поисков, подняли на щит «сознательное» и «рациональное», отправив всё «бессознательное» и «духовное» в долговременную ссылку. По сравнению с излишне зацикленным на религии средневековье, теперь считалось, что всё хорошее, что есть в человеке – это его рациональные или «разумные» задатки, а всё неосознаваемое – является низшей «животной» природой, и его необходимо всячески искоренять, а в науке – обходить презрительным молчанием, как нечто «недостойное подлинной научной мысли».
Высокомерие и наивный механисцизм эпохи Просвещения наложили свой отпечаток (увы негативный), на всё дальнейшее, как массовое, так и научное представление о иррациональном и неосознаваемом в психике человека. По сути, вся эта область исследований была полностью дискредитирована.
Великим пионером, дерзнувшим бросить вызов господствующим примитивно-механистическим представлениям о душе, был Зигмунд Фрейд [19, 20]. Научное мужество, огромный опыт практики и обострённая наблюдательность позволили ему обратить внимание психологического сообщества того времени на ряд расхождений между реальным поведением человека и его осознанной трактовкой этого поведения. На основании этих наблюдений, Фрейд сформулировал своё учение о бессознательном.
Однако бессознательная сфера по Фрейду выглядит довольно мрачно и непривлекательно [19]. Учёный видит наше бессознательное как арену борьбы мощных разрушительных сил – неуправляемых сексуальных инстинктов, жажды власти и доминирования, стремления к смерти. С годами внося незначительные поправки в свою теорию, Фрейд в общем-то до конца жизни придерживался мнения, что ничего хорошего в бессознательной не содержится. Потому и предложенным им вид терапии можно назвать «терапией осознанием» — в процессе длительных (иногда занимающих сотни часов) бесед клиента и терапевта перед последним ставилась задача вспомнить, осознать свои подавленные «низменные» инстинкты и разрушительные эмоции, чтобы признать, простить и таким образом «разрядить» их. Тем не менее, Фрейд прорвал двухвековой барьер, неявно запрещающий «серьёзному учёному заниматься бессознательным, оговорками и сновидениями».
Ученики Фрейда значительно расширили понимание бессознательного. Вклад дочери Зигмунда, Анны Фрейд состоит в разработке и классификации психологических защит, которые помогают личности «скрывать» свои проблемы, делать их неосознанными, и тем самым усугублять их и препятствовать разрешению [18]. Другой ученик, Альфред Адлер, пойдя на открытый конфликт с учителем, начал отстаивать в среде психоаналитиков утверждение, что помимо разрушительных сил, бессознательная психика несёт в себе и «нормальные» желания: самоуважения, становления и самореализации, потребность в общности и объединяющей любви. Адлер показал, что люди всё же является социальными существами, и это стремление к единению с другими присуща нам на самом глубинном уровне [1].
Несомненно, самый большой вклад в развитие представлений о бессознательном в первой половине XX века внёс Карл Густав Юнг [17]. Будучи не только врачом и психоаналитиком, но и человеком с широчайшим образованием и эрудицией, Юнг проработал и систематизировал огромный свод знаний о бессознательных проявлениях. Благодаря ему психологи стали воспринимать их глубже и в гораздо более объёмной перспективе. Его учение об «аниме» и «анимусе», мужском и женском начале в психике, о архетипах и «сверхсознании», о «поле коллективного бессознательного»» являются настолько значительными, что с некоторой точки зрения все открытия практической психологии XX века можно назвать не иначе как подтверждением и развитием блестящих идей великого психоаналитика. Как практик, Юнг ввёл в психотерапию такое понятие, как «субличность», разработал методы эффективной работы с ними. Резюмируя его вклад, можно сказать, что если Фрейд заглянул в доселе неизвестную область бессознательного, то Юнг показал нам её во всём возможном блеске [17].
Роберто Асаджиоли, младший современник Фрейда и Юнга разграничил и прояснил отдельные функциональные области бессознательного, вычленил дополнительные закономерности их работы. Кроме того, будучи блестящим практиком, он сформулировал множество прекрасных техник и приёмов [3].
В двух словах мы должны также упомянуть и австрийского психоаналитика Вильгельма Райха. Хотя он и не разрабатывал исследования бессознательной сферы напрямую, ему принадлежит несомненная заслуга: Райх, занимаясь своим собственным направлением «телесно-ориентированной терапии», как бы связал психику и тело воедино (впервые со времени древне-греческих философов), показав, как бессознательные конфликты личности, или противоречия между сознательным эго человека и его бессознательным началом, приводят к порождению многочисленных блоков и напряжения в теле на уровне мышц [11].
Новое поколение исследователей бессознательного – группа психологов гуманистического направления: Эрих Фромм, А. Маслоу, В. Франкл, К. Рождерс [21]. В фокусе их исследований – ценностные ориентиры человека. Именно они сделали очень многое для того, чтобы утвердить точку зрения, что любовь, гуманизм и высшие ценности – входят в самое глубинное ядро личности человека.
Следующий революционный рывок в исследовании бессознательной сферы был сделан Милтоном Дж. Эриксоном, американским врачом из штата Аризона. Проводя многолетние наблюдения и эксперименты, исследуя различные приёмы гипнотерапии, М. Эриксон на большом количестве фактического материала сумел обобщить опыт своих предшественников и создать то, что он называл «универсальный метод общения с бессознательным» [23]. Высокий гуманизм работы Эриксона позволил ему увидеть в бессознательной сфере человека ценнейшие ресурсы и богатства, способствующие личностному росту человека, эволюции и позитивным изменениям. Не отрицая в принципе того, что за границами осознания могут таиться разрушительные и деструктивные инстинкты, Эриксон сосредоточил свои усилия на нахождении способов стимуляции того лучшего и высшего, что существует в бессознательной психике человека. И это ему блестяще удалось.
Большой шаг в осмыслении практического наследия Эриксона внесли «пост-эриксонианцы» — П. Вацлавик, Дж. Хейли, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер [5, 6, 23]. Они формализовали многие техники работы Эриксона (равно как и разработали собственные) и сделали их доступными для целых поколений психологов-практиков и психотерапевтов, много сделали для продвижения эриксоновского подхода к работе с бессознательным в среду профессионалов-практиков. Тем не менее, их теоретические обоснования своей деятельности страдают некоторым упрощением, им действительно не хватает некой глубины теоретического осмысления. Как выразился о их работе сам Милтон Эриксон: «Они тщательно зарисовали раковину, но выбросили жемчужину». Тем не менее, их вклад в общий массив накопления знаний о бессознательном, и способах конструктивной работы с ним в XX веке значителен.
Последний этап современных нам исследований интересующей нас темы приходится на конец 90-х годов XX века. Именно тогда немецкий психотерапевт с 40-летним стажем работы, профессор Берт Хеллингер, на протяжении многих лет наблюдая в своей работе некие повторяющиеся паттерны общего для различных проблем характера, сделал вывод о влиянии на индивидуальные проблемы клиента неких высших закономерностей системного порядка, отнесённых им к разряду коллективного бессознательного семьи и рода [12]. Хеллингер на практике столкнулся с тем, что предвидел Карл Густав Юнг более 80 лет назад: индивидуальные проблемы человека находятся в тесной гомеостатической связи с некой областью «коллективного бессознательного» семьи или родовой системы.
Сформулировав чёткие закономерности («порядки любви» или «системной лояльности») влияния событий в прошлом семьи на актуальное состояние человека и его проблем, Хеллингер помимо этого создал прекрасную теоретическую базу, объясняющую его открытия [13, 14]. Она не так уж проста и базируется на открытиях психологии, теории информации и кибернетики, исследованиях физиков в области квантовых свойств информации и поля. Тем не менее, общая теоретическая база для выводов Хеллингера была создана ещё Карлом Густавом Юнгом, и тот факт, что только через 80 лет после выводов великого теоретика были сделаны первые шаги в области создания практических методов работы с коллективным бессознательным, говорит не о медлительности практиков или лени исследователей, а о том, что каждое открытие происходит в своё время и тогда, когда общество готово принять его результаты.
Тема бессознательного долгое время была полу-запретной в психологической науке, и каждый, кто занимался этой темой, мог запросто лишиться звания серьёзного учёного. Даже в наше время это отношение всё ещё имеет место, и психологам иногда приходится мириться с презрительным отношением коллег из других областей наук. В то время как никто давно не просит химика: «покажите мне валентность», физика: «дайте мне потрогать этот электрон», не спрашивает кибернетика: «сколько весит бит информации?», сентенции «и где оно, это бессознательное?», «чем вы докажете, что оно вообще существует», «дайте мне потрогать руками субличность», обращенные к психологу, ещё до недавнего времени не были редкостью.
Требовалось великое мужество первых психоаналитиков или беззаветная преданность делу помощи людям сторонников гуманистической школы для того, осмелиться открыто говорить о том, что человек сложнее гаечного ключа, и его внутренний мир не исчерпывается коленным рефлексом.
Тем не менее, сегодня мир психологической науки делает целенаправленные и осмысленные шаги к той области знаний о механизмах бессознательного, что до XX столетия находилось за гранью представлений о человеческой психологии. Открытия Юнга и Эриксона, эмпирические находки Хеллингера – только первые ласточки в пробуждении того естественного интереса к сфере бессознательного, который составляет существенную часть научного любопытства к целостному феномену под названием «человек». За гранью осознанности ещё скрыт целый мир – мир, который каждый из нас носит с собой ежедневно. Какими прекрасными и неизвестными гранями он может открыться – мы пока не знаем. И можно только поприветствовать тех теоретиков и практиков, которые, невзирая на регидность традиционной научной общественности, продолжают свои исследования в этой области.
- Литература:
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Академический проект, 2001 г.
- Антология греческой философии. – М.: 1997 г.
- Асаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. – М.: Академический проект, 2006 г.
- Аристотель. О душе. – М.: 1997 г.
- Бэнделер Р., Гриндер Дж. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. – М.: Олма-Пресс, 2004 г.
- Вацлавик П., Нардонэ Дж. Искусство быстрых изменений. – М.: Издательство института психотерапии, 2006 г.
- Гиппократ. Избранные книги. — М.: Сварог. 1994. г.
Да Винчи Л. Сказки, легенды, притчи. – Спб.: Пенаты, 2008 г.
- Лосев А. Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.; 1965 г.
- Платон. Диалоги. – М.: Молодая гвардия, 1986 г.
- Райх. В. Посмотри на себя! – М.: Мир Гештальта, 1997 г.
- Хеллингер Б. Большой конфликт. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2010 г.
- Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2010 г.
- Хеллингер Б. Порядки любви. Порядки помощи.. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2010 г.
- Хеллингер Б. Счастье, которое остается. Куда нас ведут семейные расстановки – М.: Институт консультирования и системных решений, 2011 г.
- Хейли Дж. Терапия испытанием: Необычные способы менять поведение. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998 г
- Юнг К.Г. Собрание сочинений. – М.: Канон+РООИ, 2006 г.
- Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты. – М.: АСТ, 2008 г.
- Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: Азбука-классика, 2009 г.
- Фрейд З. Толкование сновидений. – М.: АСТ, 2011 г.
- Фромм Э. бегство от свободы. – М.: АСТ, 2011 г.
Элиаде М. Миф о вечном возвращении — Н. Новгород, Ладомир, 2000 г.
Эриксон М. Стратегия психотерапии. Избранные работы — СПб.: Речь, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): бессознательное, бессознательная сфера, адлер, век, время, Карла Густав Юнг, психологическая наука, эпоха Просвещения, Эриксон, Юнга.
Что такое психология? Где будущее психологии?
Доступны спонсируемые5 онлайн-программы
EducationDynamics поддерживает деловые отношения со своими школами
Что такое психология в буквальном смысле?
Американская психологическая ассоциация, ведущая профессиональная организация психологов США, дает следующее определение психологии:
«Психология — это изучение разума и поведения. Дисциплина охватывает все аспекты человеческого опыта — от функций мозга до действий народов, от развития детей до ухода за пожилыми людьми. Во всех мыслимых условиях, от научно-исследовательских центров до психиатрических служб, «понимание поведения» — это задача психологов». [i]
По своей сути психология изучает разум и поведение. Психология также распространяется на то, как люди думают и ведут себя в группах или в определенной деятельности или области знаний. Психологи и те, кто изучает психологию, работают над тем, чтобы понять, как разум влияет и формирует поведение человека индивидуально, в группах и в обществе.
История психологии
Представление о том, что разум, часто рассматриваемый как связанный с душой, является предметом, достойным изучения, зародилось еще в древние времена. Еще за 300 лет до нашей эры греческий философ Аристотель признал связь между душой, разумом и телом. [ii]
История психологии уходит своими корнями в философию эпохи Просвещения. Философ Джон Локк в «Эссе о человеческом понимании» представил идею «Tabula Rasa», которая представляет собой идею о том, что человеческий разум рождается чистым холстом и что наши умы и идеи формируются нашим опытом. iii
Философия продолжала оставаться основным источником идей о психологии до начала Французской революции в 1789 году.ХХ века, когда наука стала играть ключевую роль.
В то время как философия заложила основу, вопрос о том, что такое психология, вскоре превратился в широко признанную науку. В 1879 году немецкий врач Вильгельм Вундт, пионер психологии, создал в Лейпциге лабораторию для изучения основных элементов разума. [iv]
После того, как исследования Вундта стали достоянием общественности, популярность психологии как науки возросла. Ученые начали исследовать, как связаны разум и тело, а также как бессознательное влияет на сознательные мысли и поведение. Психология вскоре разветвилась на различные теории и методы, такие как бихевиоризм, когнитивизм и экзистенциализм.
На рубеже 19-го века возник один из самых влиятельных подходов к изучению и практике психологии: психоанализ. Основатель доктор Зигмунд Фрейд, определяющая фигура в истории психологии, считал, что толкование снов может дать бесценное понимание бессознательного и личности.
Карл Юнг также оказал влияние на современную психологию, разработав свою теорию аналитической психологии. Теории Юнга вращались вокруг идей различных типов личности, архетипов и коллективного бессознательного. Если вы когда-либо проходили личностный тест, вы должны благодарить за это Карла Юнга. Его идеи о типах личности вдохновили на создание теста индикатора типа Майерс-Бриггс. (Продолжить чтение ниже)
Будущее психологии
Вундт, Фрейд и Юнг сыграли важную роль в формировании современной психологии, но с тех пор наше понимание разума и того, как он влияет на поведение, значительно улучшилось. Идея психологии будет развиваться, поскольку она продолжает влиять на самые разные области, от психического здоровья до семейной терапии и образования.
Будущее психологии может зависеть от социальных и политических факторов, таких как здравоохранение. Связь между психическим здоровьем и физическим здоровьем также может развиваться, поскольку медицинское страхование продолжает оставаться основным предметом разногласий в американской политике.
Предприятия также могут обратиться к психологии, чтобы нанять нужных работников, выйти на целевые рынки и использовать коучинг руководителей, чтобы помочь своим менеджерам стать эффективными лидерами.
В конце концов, психология предлагает много захватывающих карьерных возможностей для тех, кто интересуется человеческим поведением и факторами, влияющими на него.
[i]apa.org/support/about/apa/psychology.aspx#answer | [ii] iep.utm.edu/aristotl/#H6 | [iii] www3.niu.edu/acad/psych/Millis/History/2003/locke.htm | [iv]plato.stanford.edu/entries/wilhelm-wundt/
10 самых важных людей в истории психологии
10 самых важных людей в истории психологии М.С. Броуди 2022-10-26T17:01:05+00:00
Психология – относительно молодая наука, особенно по сравнению с такими предметами, как физика и биология. Несмотря на свою молодость, она имеет множество граней и различных направлений изучения. Этот список представляет собой подборку психологов, внесших огромный вклад в изучение психологии, которые актуальны и сегодня. Вот 10 самых важных людей в истории психологии.
Вильгельм Вундт (1832-1920)Вильгельму Вундту в значительной степени приписывают выделение психологии в отдельную науку. Немецкий психолог написал первый учебник по психологии в 1874 году, Принципы физиологической психологии . В 1879 году Вундт открыл Институт экспериментальной психологии при Лейпцигском университете. При этом он создал первую лабораторию для исследования исключительно психологических явлений. До его создания психология относилась к предметам философии и биологии. Вундт был первым, кто применил процесс самоанализа, также известный как самоанализ, для экспериментального использования. Его часто называют отцом экспериментальной психологии, и многие считают его отцом психологии в целом.
Зигмунд Фрейд (1856-1939)Ни одна фигура в психологии не известна так, как австриец Зигмунд Фрейд. Он является отцом психоаналитической психологии и первым исследовал процессы бессознательного. Считается, что он изобрел разговорную терапию. Он предположил, что структура разума состоит из ид, эго и суперэго. Он также разъяснил процесс переноса и ввел понятие защитных механизмов. Он был первым, кто теоретизировал развитие человека, постулировав психосексуальные стадии. Хотя большая часть его актуальности была уменьшена волной когнитивно-поведенческих техник, его работа заложила основу для всей психотерапии.
Мэри Уитон Калкинс (1863-1930)Ни для кого не секрет, что женщины составляют большинство психологов. Женщины на заре психологии проложили путь современным женщинам. Хотя было несколько женщин-пионеров, ни одна из них не была более фундаментальной, чем Мэри Уитон Калкинс. Она была второй женщиной, выполнившей работу, необходимую для получения степени доктора философии. по психологии, но не получила этой степени, потому что в то время Гарвард официально не принимал женщин. Позже она стала первой женщиной, занявшей пост президента Американской психологической ассоциации. Помимо того, что она была первопроходцем, ее научный вклад был солидным. Она изобрела парную ассоциативную технику запоминания. Кроме того, она была одной из первых, кто считал, что изучение психологии должно быть основано на сознательном я, рассматриваемом по отношению к окружающей его среде.
Курт Левин (1890-1947)Левин известен как отец современной социальной психологии во многом благодаря тому, что он использовал эксперименты для изучения человеческого поведения. Он занял новую позицию в дебатах о природе и воспитании. Его теория поля утверждала, что именно взаимодействие между человеком и его окружением формирует личность человека. Он был одним из первых, кто начал изучать организационные стили лидерства и групповые взаимодействия. Действительно, он придумал фразу «групповая динамика». Область промышленной/организационной психологии во многом возникла из его теорий. Возможно, самое главное, его «обучение чувствительности» использовалось для борьбы с расовыми и религиозными предрассудками задолго до движения за гражданские права.
Жан Пиаже (1896-1980)Пиаже разработал первую теорию когнитивного развития ребенка. В то время это было прорывом. До его работы считалось, что дети разделяют познавательные процессы взрослых. Его теория напрямую привела к возникновению когнитивной психологии и психологии развития. Он считал, что когнитивное развитие — это активный процесс, а не то, что дети приобретают пассивно. Пиаже ввел популярные психологические фразы «схема», «аккомодация» и «ассимиляция». Кроме того, он был яростным защитником детей и боролся за образование детей как жизненно важное значение для успеха общества.
Карл Роджерс (1902-1987)Клиентоцентрированная терапия Роджерса открыла новый взгляд на отношения между терапевтом и клиентом. Он выступал против границ психоанализа и бихевиоризма и вместо этого трубил о важности взаимодействия между терапевтом и клиентом. Роджерс верил в безоговорочное положительное отношение к клиентам, что предвещало рост позитивной психологии. Он был одним из пионеров движения гуманистической психологии и считал, как и Абрахам Маслоу, что люди стремятся к самореализации. Работа Роджерса заложила основу для более поддерживающих терапевтических отношений и положила начало развитию большинства современных подходов к психотерапии.
Эрик Эриксон (1902-1994)Несмотря на то, что Эриксон был неофрейдистом, он был первым психологом, который постулировал, что личность развивается на протяжении всей жизни, избегая психосексуальной теории развития Фрейда. Его теория восьми стадий постулировала конфликт, который каждый человек должен преодолеть, чтобы продолжить процесс развития. Он проявлял большой интерес к формированию идентичности и ввел термин «кризис идентичности». В отличие от Фрейда, Эриксон делал акцент на подростковом и взрослом возрасте. Считается, что понятие кризиса среднего возраста развилось из конфликта седьмой стадии Эриксона: генеративность против стагнации.
Б. Ф. Скиннер (1904–1990)Американский психолог Б. Ф. Скиннер опирался на работу Джона Уотсона и Эдварда Торндайка в популяризации поведенческой психологии и оперантного обусловливания. Бихевиоризм постулирует, что действия человека являются реакцией на сигналы окружающей среды. Он не принимает во внимание индивидуальное познание и чувства. Действительно, Скиннер не верил в свободную волю. Большую часть 20-го века бихевиоризм был самой влиятельной школой мысли в психологии, и Скиннер был в его авангарде. Его работа познакомила широкую общественность с положительным и отрицательным подкреплением. Он создал ящик Скиннера для изучения оперантного обусловливания у животных. Хотя бихевиоризм не так популярен, как 50 лет назад, оперантное обусловливание по-прежнему влияет на все, от родительской дисциплины до стимулов к работе.
Аарон Бек (с 1921 г. по настоящее время)Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — наиболее популярная и хорошо изученная форма психологического лечения на сегодняшний день. Хотя можно утверждать, что Альберт Эллис был первым, кто представил концепции КПТ, именно работа Аарона Бека сформировала практику КПТ в том виде, в каком мы ее знаем сегодня. Он популяризировал связь между мыслями, чувствами и поведением, особенно в том, что касается изучения депрессии. Помимо когнитивных концепций, он также уделял особое внимание терапевтическим отношениям и создал один из самых популярных инструментов оценки депрессии — шкалу депрессии Бека (BDI).
Альберт Бандура (с 1925 г. по настоящее время)Работа Бандуры была одной из первых работ, объединивших бихевиоризм с когнитивной психологией. Его социальная когнитивная теория утверждает, что мы можем учиться, наблюдая за поведением других людей, а не просто реагируя на внешние раздражители. Его знаменитые эксперименты с куклами Бобо продемонстрировали, как агрессии можно научиться, просто моделируя. Он является ведущим голосом в изучении саморегуляции, отмечая способность человека опосредовать свое поведение в различных ситуациях. Кроме того, он ввел термин «самоэффективность», который является важным понятием в изучении мотивации и достижений.
Другие известные психологи, важные для современной психологии и заслуживающие упоминания:
Иван Павлов
Г.