Кто такой Леон Фестингер? Его открытия в психологии | Меняй реальность | Психология
Сегодня многие вещи в жизни, социуме и психологии кажутся человечеству естественными. Люди могут находить общий язык, самостоятельно решать психологические проблемы и менять свою жизнь, несмотря на общественные установки. Но буквально 100 лет назад это считалось фантастикой. А стало реальностью благодаря трудам Леона Фестингера.
Биография
Леон Фестингер — знаменитый ученый, практик, психолог-исследователь, создавший ряд научных трудов. Именно они продвинули такие науки как социология и психология на много ступеней вперед по сравнению со своим временем.
Семья Леона Фестингера переехала в США после Первой Мировой войны. Мальчик рос умным и талантливым, интересовался науками. В том числе ещё в раннем возрасте прочел «Гипноз и внушаемость» Кларка Халла. Эта книга и заинтересовала будущего ученого, приведя в психологию. После успешного окончания колледжа и университета занялся исследованиями психологии поведения человека в обществе, динамическими процессами, особенностями восприятия и истоками мотивации личности.
Вклад в науку
Леон Фестингер известен как создатель теории когнитивного диссонанса. А также исследовал метод социального сравнения. Он применял настоящие научные эксперименты в психологии и своих социологических исследованиях.
Так, например, обратился к явлению землетрясения в Индии и исследовал поведение и страхи людей. А также изучал поведение группы, проповедующей определенный культ. Его логические доводы и убеждения, работа с людьми помогали не только психологически. Они дали широкое поле для деятельности самого Фестингера. Так он сделал важные для социологии и психологии открытия. На базе их работает современная академическая наука и практики в области психологии, социологии, менеджмента, управления и т.д.
Когнитивный диссонанс
Изучив поведение огромного количества жителей Индии после землетрясения, Леон Фестингер выяснил, что люди склонны подкреплять свои страхи, сомнения и убеждения любыми слухами и информацией, которая соответствует им. Но если дать человеку достаточно убедительное доказательство того, что его опасения беспочвенны, а убеждения не имеют под собой почвы, возникает когнитивный диссонанс.
Личность теряется, когда в голове сталкиваются противоречащие друг другу убеждения. И диссонанс этот силен до тех пор, пока новая установка не пересилит старую. Это, например, объясняет сложности при ломке установок и ограничивающих вредных убеждений на начальных сеансах психотерапии. При этом внутри человек чувствует дискомфорт.
За разработку своей теории и огромный вклад в науку, который остается актуальным до сих пор, ученый получил премию Ассоциации психологов США.
Социальное сравнение
Сейчас активна установка на то, чтобы люди не сравнивали себя с другими, ведь это шаг в никуда. Но оказывается, что такое сравнение обусловлено именно тем, что мы живем в социуме. А значит, давно стало естественным и органичным для поведенческих паттернов людей.
При этом человек оценивает свои идеи, достижения, убеждения, сравнивая их с достижениями, талантами, мировоззрением окружающих. Итог сравнения — нахождение общего и отличий, понимание своего места и роли в социуме для обеспечения безопасности.
Когда человек находит много общего, ему комфортно. Ведь он считает себя органичной частичкой социума. А еще личные связи, дружба, взаимоотношения складываются, как правило, с теми, кто наиболее близок по результатам такого сравнения.
Если же человек видит много противоречий, то различия между собой и окружающими старается сгладить разными способами. Чаще всего из них используются два:
1. Человек стирает свою непохожесть на других, аутентичность и старается подстроиться.
2. В большей степени не экологичен по отношению к окружающим. В этом случае личность начинает навязывать кардинально отличающемуся от него собеседнику свои установки, ценности насильно.
Понимая это, человек может более эффективно выстраивать личные и рабочие отношения, противостоять манипуляциям и сам вести себя более экологично по отношению к окружающим. Понять истинные глубинные истоки своих действий.
Как видно, психология, как наука, непрерывно развивается. Но она в то же время и базируется на неких фундаментальных основах, которые важно понимать каждому. Это даст лучшее знание и принятие себя, своих качеств и внутренних ощущений. Позволит работать с подсознанием и делать выбор, выстраивать свое настоящее более сознательно.
психологиякогнитивныйдиссонанссоциальноесравнение
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Леон Фестингер — Теория когнитивного диссонанса читать онлайн бесплатно
12 3 4 5 6 7 …80
Леон Фестингер
Теория когнитивного диссонанса
Leon Festinger
A THEORY OF COGNITIVE DISSONANCE
A THEORY OF COGNITIVE DISSONANCE by Leon Festinger published in English by Stanford University Press.
Copyright © 1957 by Leon Festinger, renewed 1985. All rights reserved.
This translation is published by arrangement with Stanford University Press, www. sup.org.
© Анистратенко А. А., перевод на русский язык, 2018
© Знаешева И. В., перевод на русский язык, 2018
© Аллахвердов В., предисловие, 2018
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2018
* * *
Из этой книги вы узнаете:
• Что такое когнитивный диссонанс и как он возникает
• Как когнитивный диссонанс воздействует на наше поведение и восприятие мира
• Почему нам сложно отказаться от убеждений и веры
• Способен ли когнитивный диссонанс повлиять на принятие решений
• Что может изменить нашу реакцию на рекламу
• Как связаны когнитивный диссонанс и мотивация
Предисловие
Дорогой читатель! Вы держите перед собой Великую книгу. За 150 лет самостоятельного существования психологии написано море книг. Прочесть все невозможно. Читать надо лучшее, в первую очередь классику. А кто бы ни составлял перечень самых влиятельных книг по психологии, он обязательно включил бы в нее эту работу Леона Фестингера, впервые опубликованную в 1957 году. Великие книги не устаревают.
Л. Фестингер родился 8 мая 1919 года в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов из России Алекса Фестингера и Сары Соломон, там же в 1939 году стал бакалавром, в 1940-м — магистром в университете штата Айова, где начал работать научным сотрудником в Центре изучения ребенка. В 1942 году получил степень доктора философии по психологии. Его научным руководителем был Курт Левин (несомненно влияние теории поля Левина и вообще гештальтистов на творчество Фестингера). В годы Второй мировой войны (1942–1945) служил в Комитете по отбору и обучению летчиков при Рочестерском университете. В 1945 году включается в работу группы Левина в Массачусетском технологическом институте, позднее, в 1947 году, после смерти Левина, перемещается вместе с группой в Мичиганский университет. В 1951 году он работает в университете Миннесоты, в 1955-м переходит в Стэнфорд. И, наконец, с 1968 года и до своей смерти в 1989 году — профессор Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке.
В течение жизни получает множество премий и наград (включая престижную премию «Выдающемуся ученому» Американской психологической ассоциации в 1959 году).Психологи обычно изучают удивительные феномены нашей психической жизни и пытаются найти им объяснения. Великие психологи идут дальше — они видят за этими феноменами человека во всей его неразгаданной полноте. Леон Фестингер даже на фоне самых великих выделялся широтой интересов — он занимался принятием решений, проблемой потери индивидуальности в группе, способами, которыми люди сравнивают себя с другими, психологическими аспектами технологии изготовления доисторических орудий, зрительным восприятием и движением глаз, групповой динамикой и т. д. Но главным его достижением все же стало создание теории когнитивного диссонанса.
Л. Фестингер произвел когнитивный переворот еще даже до возникновения когнитивной психологии, причем в области социальной психологии, максимально удаленной от когнитивных исследований. Он вывел закон: если два элемента мышления противоречат друг другу (находятся в диссонансе), то это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс.
То, что человек стремится жить в рациональном мире и избавляться от противоречий, постулировалось еще философами Нового времени. В конце XIX века И. Бернгейм в экспериментах с постгипнотическим внушением продемонстрировал, что человек стремится найти разумное, пусть даже неправильное, объяснение собственному поведению, которое — о чем сам человек не догадывался — было внушено ему в гипнозе. З. Фрейд наблюдал эксперименты Бернгейма и описал в рамках построенной им теории неосознаваемые механизмы борьбы человека с противоречиями (среди них — вытеснение и рационализация). Но объяснения оставались во многом спекулятивными, а в построениях Фрейда к тому же с сильным мифологическим привкусом.Фестингер в специально сконструированных условиях показывает: если человек совершает поступок, противоречащий его убеждениям, то возникает когнитивный диссонанс. Для ликвидации диссонанса используется внешнее оправдание (меня заставили, приказали или хорошо заплатили). Но если поводов для внешнего оправдания мало, то человек ищет внутреннее оправдание этому своему поступку, например, не осознавая этого, изменяет собственные убеждения, т.
Приведу пример, показывающий эвристическое значение теории Фестингера даже в той зоне, где он сам, скорее всего, не ожидал бы увидеть проявление своих теоретических построений. В наших исследованиях в Санкт-Петербургском университете было обнаружено, что если человек совершает ошибки в простых когнитивных задачах (ошибается при складывании цифр, делает опечатки и т. д.), то оказывается, что он имеет тенденцию повторять собственные ошибки, даже если сам их не замечает. Эффект повторения ошибок явно напоминает сглаживание когнитивного диссонанса — сделав ошибку, человек, не осознавая этого, как бы принимает решение: раз под воздействием определенных условий он сделал ошибку, то это вовсе и не ошибка, его поведение оправданно, а потому он вправе ее повторить.
Фестингер не только создал теорию, которая опирается на общие основания, но и сумел вывести следствия, которые можно подвергнуть экспериментальной проверке. Его теория оказалась эвристичной — другие исследователи обнаруживали предсказываемые теорией феномены даже там, где сам Фестингер вряд ли ожидал бы их увидеть. Тем самым он создал подлинно научную теорию. А его книга учит нас самому главному — тому, как надо делать настоящую науку.
Виктор Аллахвердов, профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии СПбГУ
Предисловие автора
Это предисловие главным образом посвящено истории возникновения идей, положенных в основу этой книги. Выбранная мной хронологическая форма — наилучший способ отдать должное коллегам, оказавшим мне существенную помощь в ходе работы над книгой, а также объяснить, что побудило меня к ее написанию и какие цели я исходно преследовал.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 . ..80
Леон Фестингер — Биография, книги и теории
[Процитировать]
Леон Фестингер был известным американским социальным психологом. Родившийся 8 мая 1919 года, он был пионером теории социального сравнения и когнитивного диссонанса. Ему выпала честь вывести методы экспериментирования в социальной психологии на продвинутый уровень. Он также очень известен разработкой социальной теории эффекта близости. Курт Левин оказал влияние на Леона Фестингера, когда тот изучал психологию под его руководством в Университете Айовы. Леон Фестингер окончил ее в 19 лет.41. Тем не менее, он проявил живой интерес к психологии после того, как в 1945 году стал преподавателем Исследовательского центра Левина по групповой динамике при Массачусетском технологическом институте. исследовать зрительное восприятие. Несмотря на высокие достижения в области социальной психологии, Леон Фестингер оставил эту область в поисках интеллектуальной стимуляции, занимаясь различными областями исследований, включая такие, как археология и история.
Леон Фестингер внес значительный вклад в области социальной психологии. Он дал идею близости, которая рассматривается как один из жизненно важных факторов, образующих основу межличностного взаимодействия. Согласно исследованию, проведенному Фестингером и его командой, близость является основой теории эффекта близости. Согласно концепции эффекта близости, физическая связь между людьми, живущими близко друг к другу, определяет связь родственных связей между ними. Леон Фестингер и его команда заметили, что люди, которые регулярно общаются, путешествуя вместе или живя на одном этаже квартиры, заводят длительные дружеские отношения.
Одна из наиболее эффективных работ Фестингера также включает формулировку теории социального сравнения. Согласно теории социального сравнения, социальные реалии в значительной степени используются для оценки различных мнений и отношений в соответствии с социальными способностями человека. Фестингер разработал постулат о том, что люди часто анализируют свое отношение и поведение, сравнивая себя с другими, которых они считают равными по статусу. Фестингер также написал статью о неформальном социальном общении, в которой он постулировал, что единообразие, присутствующее в группе, уступает место принуждению к началу общения. Согласно его теории, единообразие в группе возникает из группового передвижения и социальной реальности. Леон Фестингер также утверждал, что социальная реальность оказывает существенное влияние на формирование мнений и установок у людей. Это явление известно как субъективная валидность. Теория социального сравнения, представленная Фестингером, утверждала, что люди постоянно сравнивают себя со своими совместимыми, чтобы изменить свое отношение и поведение до максимально возможного уровня.
Одной из значительных работ Фестингера является разработка теории когнитивного диссонанса. Теория когнитивного диссонанса была разработана путем изучения ряда слухов, последовавших за землетрясением в Индии в 1934 году. Гипотеза когнитивного диссонанса заключалась в том, что человек будет пытаться достичь последовательности или созвучия, когда он сталкивается с психологическим дискомфортом, как при когнитивном диссонансе. Леон Фестингер был настоящей легендой в области социальной психологии. Умер 11 февраля года , 1989 год, Нью-Йорк.
Купить книги Леона Фестингера
Леон Фестингер — Энциклопедия Нового Света
Леон Фестингер (8 мая 1919 – 11 февраля 1989) был американским психологом. Он считается одним из самых значительных социальных психологов двадцатого века, его работа показывает, что можно использовать научный метод для исследования сложных и значимых социальных явлений, ранее считавшихся не поддающимися измерению. Работа Фестингера имела большое значение не только в академической дисциплине психологии, но также повлияла на понимание широкой публикой человеческого поведения. Например, он наиболее известен своей теорией когнитивного диссонанса, которая предполагает, что несоответствие или «диссонанс» между убеждениями или поведением и фактами вызывает неприятное психологическое напряжение, которое необходимо устранить, чтобы восстановить равновесие, которое имеет множество применений для наша повседневная жизнь.
Таким образом, в консьюмеризме, когда человек делает выбор в пользу одного товара, а не другого, он обычно избегает дальнейших сравнений с другими товарами, которые могут иметь лучшие характеристики, а когда ему приходится констатировать такие свойства, он меняет свою оценку важности диссонирующих свойств. Модель когнитивного диссонанса также объясняет, почему те, кто присоединяется к группе после прохождения процесса инициации, такого как «дедовщина», высоко ценят свое членство, независимо от того, действительно ли группа оправдывает ожидания.Содержимое
- 1 срок службы
- 2 Работа
- 2.1 Близость
- 2.2 Теория социального сравнения
- 2.3 Когнитивный диссонанс
- 3 Наследие
- 4 Основные публикации
- 5 Каталожные номера
- 6 Внешние ссылки
- 7 кредитов
Фестингер стремился решать важные вопросы человеческой жизни с помощью точных методологий. Хотя он был привержен научному методу, он отверг любой тип редукционизма, такой как господствовавший в его время бихевиористский подход, который пытался полностью объяснить человеческое поведение с точки зрения ассоциаций между стимулом и реакцией. Фестингер считал людей существами большой сложности. Его последнее (неопубликованное) исследование касалось изучения влияния религий на культурное развитие. Неустанное стремление Фестингера к истине о человеческой природе вдохновило его учеников, коллег, а позже и исследователей продолжать стремиться к лучшему пониманию человеческого социального поведения.
Жизнь
Леон Фестингер родился 8 мая 1919 года в Бруклине, Нью-Йорк, в семье русско-еврейских иммигрантов-самоучек Алекса Фестингера (производитель вышивки) и Сары Соломон Фестингер. Он учился в средней школе для мальчиков и получил степень бакалавра наук в Городском колледже Нью-Йорка в 1939 году.
После окончания бакалавриата он поступил в Университет Айовы, где, будучи учеником Курта Левина, получил степень магистра психологии, а затем и докторскую степень.
Левин создал Исследовательский центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте (MIT) в 1945 году, и Фестингер последовал за ним, став там доцентом. После смерти Левина в 1947 году Фестингер ушел, чтобы стать адъюнкт-профессором Мичиганского университета, где он был программным директором центра групповой динамики. В 1951 году он стал профессором психологии Миннесотского университета. В 19В 50-х годах Фестингер получил грант от отдела поведенческих наук Фонда Форда. Этот грант был частью исследовательской программы Лаборатории исследований социальных отношений, разработавшей теорию социального сравнения (Festinger, 1954).
В 1955 году Фестингер перешел в Стэнфордский университет. Во время учебы в Стэнфорде в 1950-х и 1960-х годах он был на пике своего влияния и обучил многих молодых социальных психологов, таких как Эллиот Аронсон, которые впоследствии сделали влиятельную карьеру. В 19В 68 лет он стал профессором психологии Штаудингера в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В следующем году он снова женился на Труди Брэдли, профессоре Школы социальной работы Нью-Йоркского университета.
За свою выдающуюся карьеру Фестингер получил ряд наград и наград. В 1959 году он получил награду «Выдающийся ученый» Американской психологической ассоциации (АПА). В том же году он был избран членом Американской академии искусств и наук. Другие награды включали награду «Выдающийся старший научный сотрудник» Общества экспериментальной социальной психологии.
В 1988 году у Фестингера диагностировали рак печени. Он умер 11 февраля 1989 года.
Работа
В Массачусетском технологическом институте Фестингер начал серию экспериментов по социальному влиянию и общению, используя строгие экспериментальные методы и теоретическую точность. Направив исследование удовлетворенности жильем среди студентов Массачусетского технологического института, Фестингер разработал эксперименты, чтобы выйти за рамки корреляционных данных, полученных из анкет, и исследовать механизмы и причинно-следственные связи между задействованными социальными факторами. Эта работа привела Фестингера и его учеников к разработке «экспериментальной лабораторной программы исследований, которую многие считают рождением систематической экспериментальной социальной психологии» (Schachter 19).94).
Работа Фестингера в области экспериментальной социальной психологии привела к появлению теорий близости и теории социального сравнения. Однако наиболее известной его работой была теория когнитивного диссонанса. Его интерес к этой области зародился в Массачусетском технологическом институте с исследовательской группой Курта Левина и получил дальнейшее развитие в Мичигане и Миннесоте. После мастерских экспериментов по этой теме, завершившихся публикацией работы, которая была названа «наиболее важным достижением в социальной психологии на сегодняшний день» (Брем и Коэн 19).62), Фестингер перешел к новым направлениям исследований. Он увлекся изучением зрительного восприятия, в течение нескольких лет проводя эксперименты по самым разным вопросам в этой области (Schacter 1994). Затем он начал исследование «природы человека» на основе археологических данных, посещая археологические памятники и работая со специалистами в этой области. Он опубликовал свои идеи, которые включали рассуждения о развитии разделения труда в первобытном обществе, в году.83). Последней областью его интересов была история религии. Работая со средневековыми и византийскими учеными, он исследовал различия между восточной и римской церквями и их роль в технологическом развитии, хотя он умер до того, как эта работа была опубликована (Schachter 1994).
Близость
Ранние работы Леона Фестингера в области социальной психологии включали теорию близости, которая связывает физическую или психологическую близость между людьми с соответствующей вероятностью установления дружеских отношений. Он и его коллеги развили эту идею в так называемом 9-м0079 Вестгейтские исследования , проведенные в Массачусетском технологическом институте (Festinger, Shachter, and Back 1950).
Эффект близости — склонность людей устанавливать дружеские или романтические отношения с теми, с кем они часто встречаются. Другими словами, отношения, как правило, формируются между теми, кто имеет высокое родство. Типичная диаграмма Эйлера, используемая для представления эффекта близости, показана ниже, где U = вселенная, A = множество A, B = множество B и S = сходство:
Наборы в основном представляют собой любой соответствующий предмет о человеке, людях или не-лицах, в зависимости от контекста. Близость может быть больше, чем просто физическое расстояние. Например, жители многоквартирного дома, живущие рядом с лестницей, как правило, имеют больше друзей с других этажей, чем с других. Эффект близости обычно объясняется простым эффектом воздействия, согласно которому большее воздействие стимула приводит к увеличению знакомства и симпатии.
Теория социального сравнения
Фестингер впервые предложил теорию социального сравнения в 1954 году. Эта теория утверждает, что у людей есть стремление смотреть на внешние образы, чтобы оценить свои собственные мнения и способности. Эти изображения могут быть отсылкой к физической реальности или сравнением с другими людьми. Люди смотрят на образы, изображаемые другими, как на доступные и реалистичные, а затем сравнивают себя, других и идеализированные образы.
При разработке этой идеи Фестингер использовал результаты исследований своих коллег, посвященных социальной коммуникации, групповой динамике, автокинетическому эффекту, уступчивому поведению, социальным группам и уровню притязаний (Festinger, 1954; Kruglanski & Mayseless, 1990). В своей статье он привел различные эксперименты с детьми и взрослыми; однако большая часть его теории была основана на его собственных исследованиях (Festinger, 1954).
В своей первоначальной теории Фестингер выдвинул несколько гипотез. Во-первых, он заявил, что у людей есть стремление оценивать себя, исследуя свое мнение и способности по сравнению с другими. К этому он добавлял, что склонность сравнивать себя с каким-то другим конкретным человеком уменьшается по мере того, как разница между его мнением или способностями и собственным становится все более расходящимся. Он также выдвинул гипотезу о том, что существует восходящее стремление к достижению больших способностей, но существуют несоциальные ограничения, которые делают почти невозможным их изменение, и что это в значительной степени отсутствует во мнениях (Festinger, 19).54).
Он продолжил идею о том, что прекращение сравнения себя с другими вызывает враждебность и порицание мнений. В его гипотезах также говорилось, что изменение важности группы сравнения усилит давление в сторону единообразия с этой группой. Однако если человек, образ или группа сравнения слишком расходятся с оценщиком, тенденция к сужению диапазона сопоставимости становится сильнее (Festinger, 1954). К этому он добавил, что люди, похожие на человека, особенно хорошо умеют точно оценивать свои способности и мнения (Сулс, Мартин и Уилер, 2002). Наконец, он выдвинул гипотезу о том, что отдаление от моды сравниваемой группы повлияет на тенденции тех, кто сравнивает; что те, кто ближе, будут иметь более сильную тенденцию к изменению, чем те, кто дальше (Festinger, 19). 54).
Хотя в первоначальной концепции Фестингера произошли изменения, многие фундаментальные аспекты остались, включая сходство групп сравнения, тенденцию к социальному сравнению и общий процесс социального сравнения (Kruglanski and Mayseless, 1990).
Когнитивный диссонанс
Основная статья: Когнитивный диссонанс
Теория когнитивного диссонанса была разработана Леоном Фестингером в середине 19 века.50-х годов, чтобы объяснить, почему люди с твердыми убеждениями так сопротивляются изменению своих убеждений даже перед лицом неопровержимых противоречивых доказательств. Как это ни парадоксально, некоторые люди в такой ситуации действуют с большим рвением, чтобы обратить других в свою веру. Это можно заметить как в повседневной жизни, например, когда человек покупает новую машину, а затем сталкивается с сообщениями и рекламой о том, что другая модель лучше, так и в тысячелетних надеждах религиозных групп, чьи пророчества не оправдываются.
Основываясь на своих ранних работах, Фестингер понял, что людям нравится постоянство в жизни. Эта последовательность выражается в их поведении, например, в том, что они сидят на одном и том же месте в автобусе или поезде по дороге на работу, и в их убеждениях. Введение нового познания или части знания, которое не согласуется или не согласуется с существующим познанием, создает состояние «диссонанса». Фестингер объяснил, что диссонанс доставляет дискомфорт и что люди пытаются уменьшить диссонанс одним из трех способов:
Человек может попытаться изменить одно или несколько убеждений, мнений или поведения, связанных с диссонансом; приобрести новую информацию или убеждения, которые увеличат существующее созвучие и, таким образом, уменьшат общий диссонанс; или забыть или уменьшить важность тех когниций, которые находятся в диссонирующих отношениях (Festinger et al., 1956).
При определенных условиях люди, получившие неопровержимые доказательства того, что их убеждения ошибочны, не изменят своих убеждений, а скорее укрепят свою убежденность в своей истинности и будут действовать с большим рвением, чтобы убедить других поверить в то же самое. Фестингер предложил пять условий, которые могли бы привести к такому парадоксальному поведению: человек должен иметь глубокое убеждение; ради этого убеждения должны быть предприняты действия, которые трудно отменить; вера должна быть в состоянии быть опровергнута событиями в мире; такие неопровержимые доказательства должны иметь место и быть признаны лицом; и отдельный верующий должен иметь социальную поддержку (Festinger et al. 1956). Исторические примеры, такие как миллеритское движение, ожидавшее второго пришествия Христа в 1843 году, в целом подтверждают этот тезис, но Фестингеру нужны были более подробные и поддающиеся проверке данные, подтверждающие его теорию.
Возможность провести полевые испытания теории появилась, когда Фестингер и его коллеги прочитали в местной газете интересную статью под заголовком «Пророчество с планетарного боевого зова в город: бегите от наводнения». Домохозяйке, миссис Марион Кич, таинственным образом были переданы сообщения в форме автоматического письма от инопланетных существ с планеты Кларион, которые сообщали, что мир закончится великим потопом еще до рассвета 21 декабря. Группа верующих , во главе с миссис Кич, предприняли решительные поведенческие шаги, чтобы показать степень их приверженности вере. Некоторые оставили работу, колледж и жену, чтобы подготовиться к полету на летающей тарелке, которая, как они верили, прибудет, чтобы спасти группу истинно верующих.
Фестингер увидел в этом случай, который приведет к возникновению диссонанса, когда пророчество не сбудется. Изменить веру будет сложно. Миссис Кич и группа были очень привержены этому и пошли на значительные расходы, чтобы поддерживать его. Более вероятным вариантом было бы заручиться социальной поддержкой своих первоначальных убеждений. Как писал Фестингер, «если все больше и больше людей можно убедить в правильности системы верований, то ясно, что она, в конце концов, должна быть правильной» (Festinger et al. 19).56). В этом случае, если бы миссис Кич могла добавлять согласные элементы, превращая другие в основную посылку, то величина ее диссонанса после неподтверждения уменьшилась бы. Фестингер предсказал, что за неизбежным неподтверждением последуют энергичные усилия по обращению в свою веру, чтобы найти социальную поддержку и уменьшить боль от неподтверждения.
Фестингер и его коллеги проникли в группу миссис Кич и сообщили о своих результатах. Его предсказание подтвердилось, и теория когнитивного диссонанса была представлена публике (Festinger et al. 19).56, Фестингер, 1957).
Фестингер основывал свою теорию не только на таких данных наблюдений. Он приступил к экспериментальной проверке. В классическом эксперименте Фестингера и Карлсмита (1959) студентов просили выполнять утомительные и бессмысленные задания. Перед уходом участников просили сообщить следующим ученикам, что утомительные задания были интересными и даже приятными. Участники были разделены на две группы: испытуемым в одной группе платили за это 20 долларов, а в другой — один доллар. Когда впоследствии их спросили, действительно ли им понравились задания, те, кому заплатили один доллар, ответили, что они находят это забавным, в то время как те, кому заплатили двадцать долларов, заявили, что задания были скучными, как и контрольная группа, которая только выполняла задания. Этот результат согласуется с теорией когнитивного диссонанса, поскольку те, кому платили двадцать долларов (значительная сумма для студентов в те дни), испытывали небольшой диссонанс, поскольку их хорошо вознаграждали, в то время как те, кому платили всего один доллар, должны были оправдывать трату времени на скучные и бессмысленные занятия. задачи, а затем притворяться, что это было приятно. Столкнувшись с недостаточным оправданием своего поведения, эти испытуемые стремились снять возникший в результате стресс, изменив свое отношение. Этот процесс позволил испытуемым искренне поверить, что задания доставляли им удовольствие. Проще говоря, Фестингер пришел к выводу, что в ситуации индуцированного подчинения, например, когда просят солгать без достаточного обоснования, люди убеждают себя, что ложь, которую их просят сказать, на самом деле является правдой.
Помимо собственных экспериментов Фестингера, связанных с индуцированным или принудительным подчинением, теория когнитивного диссонанса на протяжении многих десятилетий вызывала значительные исследования среди социальных психологов. Хотя когнитивный диссонанс является хорошо зарекомендовавшей себя теорией, он не обошелся без критики. О методологических неясностях сообщалось в классических исследованиях когнитивного диссонанса (Chapanis and Chapanis, 1964). Такая критика поощряла более продуманные эксперименты, дающие дополнительные данные, подтверждающие это явление, а также альтернативные объяснения задействованных механизмов.
Наследие
Леон Фестингер считается одним из самых значительных социальных психологов двадцатого века. Его работа показала, что можно использовать научный метод для исследования сложных и значимых социальных явлений, не сводя их к механистическим связям между стимулом и реакцией, лежащим в основе бихевиоризма. Фестингер интересовался важными вопросами человеческой жизни, и его изобретательный ум побудил его и его коллег разработать многочисленные экспериментальные манипуляции для исследования широкого спектра явлений, которые до сих пор считались не поддающимися измерению. Он вдохновил своих студентов, коллег, а позже и исследователей продолжать стремиться к лучшему пониманию человеческого социального поведения.
Работа Фестингера не только стимулировала исследования и теоретические разработки в области психологии, но и повлияла на понимание широкой публикой человеческого поведения. Например, его интерпретация когнитивного диссонанса имеет множество применений в нашей повседневной жизни. Это наблюдается в потребительстве, например, когда человек делает выбор в пользу одного продукта, а не другого. Любое сравнение плохих качеств выбранного товара с хорошими качествами невыбранного товара приводит к диссонансу. Потребитель, чтобы уменьшить дискомфорт от таких противоречивых когниций, обычно избегает дальнейших сравнений, и когда он вынужден столкнуться с такими чертами, меняет свою оценку важности диссонирующих черт. Модель когнитивного диссонанса также объясняет, почему те, кто присоединяется к группе после прохождения сложного квалификационного процесса, высоко ценят свое членство, независимо от того, действительно ли группа оправдывает их ожидания. Таким образом, практика «дедовщины» над новыми членами студенческих братств и женских клубов гарантирует лояльность, поскольку новый член не может изменить поведение, которое от него требуется пройти, чтобы присоединиться, и поэтому может только изменить свое убеждение в том, что членство в группе является обязательным. ценно и оправдывает такое поведение.
Основные публикации
- Фестингер, Леон. 1950. Неформальное социальное общение. Психологический обзор 57: 271-282.
- Фестингер, Леон. 1954. Теория процессов социального сравнения. Человеческие отношения 7(2): 117-140.
- Фестингер, Леон. 1957. Теория когнитивного диссонанса . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804701318.
- Фестингер, Леон. 1983. Человеческое наследие . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0231056729.
- Фестингер, Леон и Дж. М. Карлсмит. 1959. Когнитивные последствия принудительного подчинения Journal of Abnormal and Social Psychology 58: 203-211. Проверено 23 июля 2008 г. .
- Фестингер, Леон, Генри В. Рикен и Стэнли Шахтер. 1956. Когда пророчество не сбывается: социальное и психологическое исследование современной группы, предсказавшей конец света. Миннеаполис: Университет Миннесоты Press. ISBN 0061311324.
- Фестингер, Леон, Стэнли Шахтер и Курт Бэк (ред.). 1950. Социальное давление в неформальных группах: исследование человеческого фактора в жилье . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804701741.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Брем, Джек В. 1998. Леон Фестингер. В Портреты пионеров психологии, Том III. Майкл Вертхаймер и Грегори А. Кимбл (ред.). Лоуренс Эрлбаум. ISBN 0805826203.
- Брем, Джек В. и А. Р. Коэн (ред.). 1962. Исследования когнитивного диссонанса . Нью-Йорк: Уайли. ISBN 0471101796.
- Чапанис, Н. П. и А. Чапанис. 1964. Когнитивный диссонанс: пять лет спустя. Психологический бюллетень 61: 1-22.
- Купер, Джоэл. 2007. Когнитивный диссонанс: 50 лет классической теории . Sage Publications Ltd. ISBN 978-1412929721 .
- Хармон-Джонс, Эдди и Джадсон Миллс. 1999. Когнитивный диссонанс: прогресс в ключевой теории социальной психологии . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. ISBN 1557985650.
- Круглански, А. В. и О. Мейзелесс. 1990. Классическое и текущее исследование социальных сравнений: расширение перспективы. Психологический бюллетень 108(2): 195-208.
- Милите, Джордж А. 2001. Фестингер, Леон (1919–1989). Энциклопедия психологии Гейла, , 2-е издание. Гейл Групп. Проверено 23 июля 2008 г. .
- Шахтер, Стэнли. 1994. Леон Фестингер. Национальная академия наук Биографические воспоминания 64: 99-111. Проверено 23 июля 2008 г. .
- Стоун, Джон Р. (ред.). 2000. В ожидании Армагеддона: важные чтения в несбывшемся пророчестве . Рутледж. ISBN 978-0415923316.
- Сулс, Джерри М., Р. Мартин и Лэдд Уилер. 2002. Социальное сравнение: почему, с кем и с каким эффектом? Современные направления психологической науки 11(5): 159-163.
- Сулс, Джерри М. и Ричард Л. Миллер. 1977. Процессы социального сравнения: теоретические и эмпирические перспективы . ISBN John Wiley & Sons Inc. 0470991747.
- Сулс, Джерри М. и Лэдд Уилер. 2000. Справочник по социальному сравнению: теория и исследования . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 0306463415.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 25 октября 2022 г.
- Когнитивный диссонанс
- Эффект близости
- Леон Фестингер, 69 лет, профессор Новой школы New York Times Некрологи.
Кредиты
New World Encyclopedia писатели и редакторы переписали и дополнили статью Wikipedia в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.