Что знает наука о нашей ведущей руке — Wonderzine
В 1996 году исследователи из Гарвардской медицинской школы обнаружили, что хирурги-ортопеды, библиотекари и математики были в основном правшами, в то время как адвокаты и архитекторы — скорее левшами. И, кстати, четверть астронавтов космической программы «Аполлон» в основном действовали левой рукой, так что, возможно, у левшей есть необъяснимая тяга к космосу. Очень может быть, что левши лучше боксируют. Или, что вероятнее, находятся в более выигрышном положении на ринге, потому что правши привыкли драться с правшами: лёгкая дезориентация противника, связанная с заторможенностью реакции, обеспечивает левшам в боксе конкурентное преимущество.
Левши менее склонны к артриту и язве и, возможно, способны быстрее восстанавливаться после инсультов за счёт меньшей восприимчивости мозга к типичным для состояния повреждениям. Левши реже попадают в аварии на дорогах и в целом ездят более аккуратно. А ещё они лучше приспособлены к условиям высокой конкуренции. Наконец, левши пишут более разборчиво правой рукой, чем правши левой.
Есть и более тревожные данные: когда исследователи из Йельского университета опрашивали пациентов психиатрической клиники, 40 % из тех, у кого была диагностирована шизофрения или шизоаффективное расстройство, признались, что пишут левой рукой. А исследование 2007 года показало, что у левшей выше риск рака молочной железы, особенно в период после менопаузы. А ещё у них, по всей видимости, чаще диагностируют синдром беспокойных ног и другие двигательные нарушения сна. При этом зарплаты левшей на 10–20 % ниже, чем у правшей на тех же позициях.
Также левши живут несколько меньше правшей — возможно, это связано с тем, что мир хуже для них приспособлен. Праворукое большинство при этом обычно даже не подозревает о неудобствах на каждом шагу. Так, молния на джинсах обычно закрыта тканью именно с левой стороны, чтобы её было удобно застёгивать правой рукой. Когда левши пытаются чертить по линейке, их левая рука закрывает цифры, а когда они пишут длинные тексты, на ней обязательно остаются следы от ручек и карандашей. Самые важные кнопки, идёт речь о фотоаппарате или клавиатуре, тоже обычно находятся справа. Да и у компьютерных мышей, как правило, «правый» изгиб и расположение функций. Другая ежедневная боль для многих левшей — ножницы, которые мнут бумагу, вместо того чтобы резать её, и тетради на металлических кольцах. Список можно продолжать бесконечно, но вывод тут один — если десятая часть планеты пользуется левой рукой, то явно пришло время брать это в расчёт.
ФОТОГРАФИИ: Ofakind
Левши, правши и амбидекстры
В ходе эволюции человечество на 90% оказалось праворуким — благодаря необходимости производить требующую точности работу (труд создал человека, по утверждению одного из классиков марксизма) и развитию речевого центра, расположенного в соответствующем полушарии головного мозга. Животные не знают таких предпочтений, у них нет ведущих лап и крыльев.
Левшам не очень уютно в почти тотально праворуком мире.
Долгое время в нашей стране тех детей, у которых оказывалась ведущей левая рука, насильно переучивали: заставляли есть и писать правой. В классах сегодняшних бабушек и мам, случалось, находился такой несчастный ребёнок — как правило, обладатель ужасно корявого почерка и неудобно располагавший свои тетрадки поперек парты. Зато в постсоветское время педагоги стали отмечать увеличение числа левшей среди школьников и студентов. Но ведь их не стало больше — просто они стали заметнее, наконец избавившись от мук по переучиванию на несвойственную им руку.
Совместные действия правши и левши могут быть немного некомфортны для обоих. Если двум разноруким людям нужно встряхнуть плед на пикнике, понадобятся дополнительные секунды совместной подстройки.
Определить, правша или левша ребенок, более или менее точно можно в возрасте около трех лет — до этого, пока не оформилась фразовая речь, малыш может с одинаковым успехом действовать обеими руками, иногда предпочитая левую.
Если ребенок давно заговорил, а у родителей ещё остались сомнения насчет его ведущей руки, следует доверить тестирование на право-леворукость профессиональному педагогу или психологу.
Провести самодиагностику из интереса может и взрослый. Для этого есть очень простые методы.
Первый. Без подготовки, не задумываясь сцепите пальцы рук в замок. Посмотрите, большой палец какой руки оказался сверху. В 90% случаев это правая рука — да, вы правша (скорее всего).
Второй. Так же без подготовки и не задумываясь примите «позу Наполеона» — скрестите руки на груди. Вы правша, если кисть правой руки лежит сверху на левом предплечье.
Внимание, редкий случай! Если оказалось, что при сцеплении пальцев ведущей оказалась правая, а при скрещивании рук на груди — левая (или наоборот), есть вероятность, что вы амбидекстр.
Амбидекстр — такой человек, у которого руки равнозначны, и он при равномерном их развитии способен одинаково хорошо управлять и правой, и левой. Само слово означает «обе правые».
Такими рождаются все человеческие дети, но постепенно 99% их утрачивают эту способность — как мы уже говорили, к моменту овладения фразовой речью.
Чтобы легче запомнить слово «амбидекстр», шутники придумали вопрос: «В какой руке амбидекстр держит пипидастр?» (Пипидастр — пушистая метелка для смахивания пыли или аксессуар болельщика в виде большого помпона.)
Среди знаменитых амбидекстров гений Возрождения Леонардо да Винчи, военный врач и составитель толкового словаря Владимир Даль, музыкант Джимми Хендрикс, физик Андрей Сахаров и теннисистка Мария Шарапова.
Амбидекстр может и не подозревать за собой этого свойства. Но если такой человек проанализирует свои бытовые привычки, то без труда выяснит, что левая рука всегда активно задействована в его повседневных делах. И как раз она зачастую отвечает за более тщательные процессы (когда нужно что-нибудь оттереть, вдеть нитку в иголку и т. п.).
Амбидекстрам порой кажется, что другие люди выполняют какие-то действия слишком медленно. Хотя… им это не кажется: обычный человек действует одной рукой там, где обоерукий орудует сразу двумя.
Совпадают ли у вас ведущие руки в первом и втором опыте? Замечаете ли вы леворукость своих знакомых, собеседников, случайно встреченных людей? Кого из известных личностей-левшей (артистов, спортсменов, политиков) можете вспомнить?
Фото: Kelly Sikkema | unsplash.com/@kellysikkema
Теги: амбидекстр, ведущая рука, левша, правша, эволюцияЧем уникальны дети-амбидекстры?
Автор Вероника Кирилюк, редактор WoMo
Ваш ребенок правша, левша или мастерски владеет обеими руками? Дети-амбидекстры, у которых синхронно и активно работают оба полушария мозга, в последние годы появляются все чаще. Родителям не о чем беспокоиться, наоборот, им следует помочь своему маленькому гению.
Одним из самых известных амбидекстров считается Леонардо да Винчи. Великий художник умел писать картины обеими руками. Причем многие его работы выполнены левой рукой справа налево. Мало того, недавно ученые обнаружили коды, зашифрованные в картинах гения. Существует даже феномен Леонардо да Винчи – уникальная способность человека писать не только обеими руками справа налево, но еще и зеркально, а также сверху вниз и наоборот. И это далеко не все умения амбидекстров.
Пройдите простой тестХотите узнать, кто вы на самом деле?
Свежие новости
Тогда сделайте несколько заданий:
1. Переплетите пальцы обеих рук. Большой палец какой руки окажется сверху? Эта рука является ведущей.
2. Возьмите карандаш и вытяните вперед руку. Прицельтесь в какой-нибудь предмет. Теперь закройте поочередно каждый глаз, чтобы скорректировать прицел. Вы заметили, что при этом точка прицела немного смещается? Вот тот глаз, при закрытии которого мишень уходит в сторону, и будет ведущим. Данный тест называется проба Розенбаха.
4. Сложите вплотную обе ладони. Пальцы ведущей руки будут казаться на 2-3 мм длиннее пальцев второй руки.
3. С какой ноги вы переступаете порог? Эта нога и будет ведущей.
Очень часто у большинства людей данные таких тестов не совпадают. То есть оказывается, что ведущая – левая рука, а при выполнении другого задания – правая нога. Это говорит о том, что вы частично левша. А вот
Существует еще такое понятие как амбицеребральность, то есть умение человека выполнять совершенно разные задачи одновременно обеими руками или ногами. Например, рисовать два абсолютно разных рисунка, писать левой рукой одну фразу, а правой – совершенно другую. То же самое люди с амбицеребральностью проделывают пальцами ног.
Кстати, эти умения можно развить в любом возрасте. Что для этого нужно? Постоянные тренировки. О таких способностях люди часто узнают, когда оказываются в трудной ситуации. Например, если они травмировали правую руку, поэтому приходится учиться писать левой рукой. А потом оказывается, что это легко – рисовать, писать или создавать что-то одинаково хорошо обеими руками. Многие психологи уверены, что все дети рождаются амбидекстрами, но затем в силу разных причин становятся либо правшами, либо левшами.
«Золотой шлем» в обе рукиИзвестно, что если человек все выполняет правой ногой и рукой, то в его случае доминирует левое полушарие. Если же он левша, то доминирует правое полушарие. У амбидекстров обе стороны тела ведут себя одинаково хорошо. Такие люди могут одновременно выполнять несколько задач и рассматривают ситуацию с разных сторон. В результате амбидекстры могут спонтанно выдавать совершенно неординарные решения какой-нибудь задачи или проблемы. Очень часто это помогает им в работе, в творчестве и… на теннисном корте. Самые известные теннисисты-амбидекстры – это Мария Шарапова и Рафаэль Надаль. Причем испанский спортсмен специально играет левой рукой, ведь известно, что это умение усложняет действия противника на корте.
В детстве Рафаэль Надаль одинаково хорошо играл обеими руками, причем и справа, и слева. Первая ракетка мира на сегодняшний день может похвастаться громкими достижениями благодаря своему таланту.
Не мешайте ребенкуТом Круз, Пол Маккартни, Альберт Эйнштейн, Киану Ривз… Вот лишь некоторые знаменитости-амбидекстры.
Как вести себя с детьми-амбидекстрами? Ведь они, проявляя уникальные способности, в первую очередь вызывают удивление у родителей. «Все ли в порядке с моим малышом?» – думают мама или папа, когда видят, что ребенок пишет буквы не просто левой рукой, а еще и зеркально отображая их на письме. Или вдруг начинает рисовать обеими руками одновременно.
1. Нередко близкие люди, особенно люди старшего поколения, считают, что это баловство, поэтому одергивают ребенка, забирают второй карандаш, заставляют писать или рисовать только одной рукой. Пресекайте такое поведение старших, объясните бабушкам или няне, что такое амбидекстрия и амбицеребральность
2. Не проявляйте негативное отношение к первым попыткам ребенка играть на музыкальном инструменте, рисовать или писать не так, как это делают другие дети. Хвалите его попытки, ребенок должен чувствовать вашу уверенность в том, что у него все получится.
3. Не принуждайте малыша писать только правой рукой. Он должен сам выбрать, как и какой рукой ему нравится что-либо делать.
4. Не драматизируйте ситуацию, если ребенок вдруг отстает от других детей, потому что стал писать левой рукой или обеими одновременно. К тому же амбидекстры очень быстро утомляются, они легко возбудимы, поэтому важно создавать спокойную атмосферу, не торопить ребенка и ни в коем случае не сравнивать его со сверстниками.
5. Амбидекстрам привычно делать сразу несколько дел одновременно. Не ругайте его, лучше понаблюдайте за действиями ребенка и подумайте, как ему можно помочь.
6. Если малыш стал рисовать, писать или выполнять что-либо двумя руками одновременно, дайте ему возможность раскрыться. Даже если его тетради из-за этого выглядят далеко неидеально, поговорите об этом с учителями, чтобы они поддержали ребенка.
Большинство детей-амбидекстров – творческие личности, им одинаково хорошо удается играть на нескольких музыкальных инструментах, писать картины, петь и сочинять удивительные истории. Поддержите их. Не навязывайте кружки и посещение различных студий. Пусть ребенок сам выберет, что он хочет. Как знать, может быть, в вашей семье родился гений, который удивит этот мир!
Читайте также: «Курс на самоустранение, или Почему мы боимся проводить больше времени с детьми«
Чем отличается мозг и поведение правшей и левшей
Почему левшей и правшей нельзя лечить одинаково, как ведущая рука решает за нас, за кого голосовать на выборах, как поменять представление о плохом и хорошем при помощи перчатки за 12 минут, хорошо ли быть амбидекстром — на эти и другие вопросы отвечает отдел науки «Газеты.Ru».
Ручки, ножницы, машины, компьютерные мыши… Все эти вещи рассчитаны на 85% человечества — на правшей. В последние годы ученые стали уделять внимание левшам как совершенно иным, по-другому мыслящим и живущим индивидам. От того, левша вы или правша, зависит не только то, какой рукой вы пишете, но и то, как вы смотрите на мир и как с ним взаимодействуете, выяснили ученые.
Рука голосует за разум
Исследователи из Чикагского университета утверждают, что, выполняя привычные действия, люди подсознательно выбирают более удобную и комфортную для них сторону — а таковой является сторона рабочей руки. Это означает, что, если праворукий человек увидит в баре двух одинаково привлекательных для себя людей, он инстинктивно познакомится с человеком, стоящим с правой стороны. Точно так же человек поведет себя и в магазине: не видя особых различий между двумя продуктами, левши выбирают левый продукт, а правши — правый.
13 сентября 13:59
Почему правши и левши рассуждают так по-разному? Ведущий автор исследования Даниэль Касасанто предположил, что концепция выбора людьми «хорошего» и «плохого» частично зависит от того, какую руку они чаще используют. Он говорит о том, что доминирующей рукой люди могут действовать намного свободнее, поэтому бессознательно связывают хорошие вещи именно с ней.
Если этот факт кажется вполне логичным, то следующее наблюдение ученых стало для них весьма неожиданным. Оказалось, что такое поведение переносится и на выбор кандидатов в избирательных бюллетенях при голосовании:
вероятность того, что правши выберут кандидата, фамилия которого записана в правой стороне страницы, на 15% выше, чем в случае с левшами.
Это значит, что, если человек не до конца определился со своими политическими предпочтениями и рассчитывает подумать, уже будучи в избирательной будке, случайность вполне может сыграть с ним злую шутку.
Левшей лечите по-другому
Авторы исследования не остановились на простом фиксировании особенностей поведения людей — они выяснили, что различия правшей и левшей распространяются и на мозг. У правшей центры, отвечающие за творчество и ощущение счастья, находятся в левом полушарии, у левшей — наоборот. Это означает, что терапия, ориентированная на конкретные участки мозга, может оказывать обратное воздействие на человека в зависимости от его ведущей руки.
«Ученые давно считают, что центры, отвечающие за счастье и гнев, находятся в левом полушарии, — говорит один из авторов исследования доктор Даниэль Касасанто. —
Оказывается, это справедливо только для правшей, и организация мозговой деятельности зависит от того, какая рука является ведущей».
Подобные открытия имеют огромное значение для лечения разнообразных психических расстройств — например, депрессии, избавить пациента от которой врачи пытаются методом увеличения активности левого полушария. По сути, для левшей подобное лечение может иметь противоположный эффект, поэтому терапия должна быть направлена на правое полушарие.
Как бросить перчатку разуму
Как уже говорилось выше, правши подсознательно связывают хорошее с правой стороной пространства, а плохое — с левой, левши — наоборот. Чтобы проверить, можно ли изменить подобное поведение, ученые из Института психолингвистики Общества Макса Планка и Университета Пенсильвании провели ряд необычных экспериментов. Подробнее с данным исследованием можно ознакомиться на страницах журнала Psychological Science.
Ученые доказали, что даже
несколько минут работы с преобладанием левой руки способны изменить представления правши о том, что правое — хорошо, а левое — плохо.
В первом эксперименте людей просили выбрать один их двух продуктов, одного их двух кандидатов на работу, а также оценить, кто из двух инопланетных существ, изображенных на картинках, умнее другого. Правши, как и ожидалось, намного чаще выбирали правые объекты, левши — левые. Затем ученые проверяли, как правши думали о плохом и хорошем после того, как утратили способность владения правой рукой: или вследствие каких-то травм, или при искусственных ограничениях действий ведущей руки (испытуемые надевали на руку лыжную перчатку).
Оказалось, что те, кто утратил способность полноценного владения правой рукой, считали левое «хорошим» — так же как и «природные» левши. Такая же закономерность была обнаружена и у здоровых студентов, которые выполняли правой рукой в громоздкой перчатке разнообразные задания на моторику, требующие скорости и ловкости.
После 12 минут такой «неуклюжей» моторной деятельности ведущей рукой правши меняли свои суждения относительно того, что правое — хорошо, а левое — плохо.
Ученые говорят о том, что люди привыкли думать, что их суждения рациональны, а понятия стабильны. Но если ношение перчатки в течение нескольких минут может полностью поменять обычные суждения людей о том, что плохо, а что хорошо, то, возможно, наш ум более податлив к изменениям, чем мы предполагали ранее?
Хорошо ли быть амбидекстром?
В народе бытует мнение, что идеальным и универсальным воплощением человеческих умений в отношении право- и леворукости является амбидекстрия — одинаковое владение правой и левой руками. Ученые разрушили этот миф: оказывается, обладателям этой удивительной способности приходится намного сложнее в жизни, чем обычным правшам и левшам.
Ученые уверяют: дети с амбидекстрией намного чаще испытывают проблемы с языками, здоровьем, хуже учатся в школе и склонны к синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Исследователи из Имперского колледжа Лондона и других европейских институтов предполагают, что их выводы могут помочь учителям и работникам здравоохранения выявлять детей, которые больше других подвержены риску развития определенных проблем. Данное исследование было опубликовано в журнале Pediatrics.
Каждый сотый ребенок является амбидекстром. Исследователи осмотрели около 8 тыс. детей, 87 из которых были амбидекстрами, и обнаружили, что в возрасте 7–8 лет дети, владеющие обеими руками, в два раза чаще испытывали трудности с освоением родного языка и проблемы со школьной успеваемостью, чем их праворукие сверстники.
Когда же эти дети достигли 15–16 лет, амбидекстры были опять же в два раза больше подвержены рискам возникновения симптомов дефицита внимания и гиперактивности. «Двурукие» подростки, как и в более раннем возрасте, обладали бóльшими проблемами с языком, чем правши.
На данный момент ученым мало известно о том, что способствует формированию у детей амбидекстрии, но исследователи предполагают, что это может быть связано с работой полушарий, как и у правшей и левшей. Для более подробного понимания проблемы исследователи предполагают углубить и продолжить дальнейшую работу. Также ученые подчеркивают, что они лишь обнаружили у амбидекстров повышенную склонность к определенным расстройствам и проблемам — это не значит, что такие проблемы возникают у всех амбидекстров без исключения.
Одной левой: почему опасно переучивать левшу
13 августа — Международный день левшей. Тема леворуких людей всегда сопровождалась множеством мифов и споров. Некоторые ученые говорят об одаренности левшей, другие же настаивают, что эту особенность нужно корректировать. Чем же левша отличается от правши? Стоит ли переучивать ребенка, если он пишет левой рукой? Чем опасно такое вмешательство? Об этом рассказывает психолог Сектора игровой психотерапии Московской службы психологической помощи Дарья Круть.
Левша, правша или амбидекстр?
Детей, которые предпочитают пользоваться только левой или только правой рукой, называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Если ребенок использует преимущественно только одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой, говорят «невыраженный левша», «невыраженный правша».
Однако есть дети, которые одинаково хорошо выполняют любые действия и правой и левой. Их называют амбидекстрами. В таких ситуациях можно услышать рекомендацию: «Какую руку ребенок чаще использует, той пусть и пишет». Эта позиция не всегда верна, ведь одно дело — выполнять привычные бытовые действия, а другое — писать.
В специальной литературе выделяют понятия «графическое функциональное превосходство» и «бытовое функциональное превосходство». Как правило «графические левши» оказываются «бытовыми левшами». Аналогичная ситуация и у правшей. Но бывают дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Например, ребенок может почти одинаково использовать в бытовых действиях и правую, и левую руку, но графические движения лучше (точнее, увереннее, четче) выполнять правой рукой или, наоборот, левой.
Леворукий и левша — синонимы?
В быту детей, которые чаще всего пользуются левой рукой, называют левшами. Вместе с тем левшой можно назвать и левоногого, левоухого, левоглазого. Слова «левша» и «леворукий» часто употребляются как синонимы, однако эти два понятия следует различать.
Леворукость — это отражение определенной межполушарной асимметрии, при которой левая рука является более активной (ведущей), под левшеством подразумевается комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).
Таким образом, ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, можно с уверенностью утверждать, что он леворукий, однако говорить о том, что ребенок левша, можно только в том случае, когда ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо — левые, что встречается чрезвычайно редко.
В каком возрасте определяется ведущая рука?
Определить ведущую руку можно начиная с четырех-пяти лет. До двух лет у ребенка происходят волнообразные изменения «рукости», а с двух до четырех-пяти лет руки практически равноценны и одинаково активны, и только к четырем-пяти годам формируется стойкое предпочтение. Если приглядеться, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор, можно увидеть, что одна рука (ведущая) движется активно, а другая удерживает предмет.
Стоит ли переучивать левшей?
Родителям не рекомендуется переучивать леворукого ребенка. Вместо этого лучше найти правильные методы воспитания, которые помогут решить текущие проблемы. Однако следует подчеркнуть, что и вторично переучивать ребенка нельзя, так как это может привести к еще более серьезным последствиям. Бывают исключения: если ребенка переучили и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе (не имеет опыта систематического письма), то в этом случае сменить руку не поздно. Во всех остальных случаях придется смириться с неважным почерком и прочими последствиями.
Чем опасно переучивание?
Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Часто переученный левша пишет плохо и очень медленно, совершает большое количество ошибок (пропуски, замены, зеркалит буквы), при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку, держит ее неправильно, линии у него получаются неровными, пропорции букв нарушены. Могут начаться проблемы с чтением.
Самочувствие ребенка также ухудшается: он становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тиком, энурезом, кожными заболеваниями, навязчивыми движениями и прочими нарушениями психики. Ребенок начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость, тревожность.
Заметив эти проявления у ребенка (тем более у переученного левши), необходимо обязательно обратиться за советом к врачу-психоневрологу или педиатру.
Три способа определить, левша ребенок или правша
- «Переплетение пальцев рук» — предложите ребенку сложить руки в замок. Задание должно выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
- «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
- «Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Также можно попросить ребенка выполнить несложные действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку и так далее. Если ребенок выбирает левую руку, при этом его движения легче и точнее, то ведущая рука — левая. Может получиться так, что бытовые действия ребенок действительно лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. Или наоборот. Это тоже надо учитывать при выборе руки для письма.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Советы психолога
Первые в жизни сказки для дочери и сынишки
Мало кто из родителей любит читать детям, ведь для этого нужно потратить немало времени и сил, чтобы ребёнок угомонился и захотел послушать сказочку. Конечно же, включенный телевизор намного проще…, но польза от этого ящика совсем невелика для ребёнка.
Многие века дети слушали и любили народные сказки. Их им рассказывали как бабушки с дедушками, так мамы с папами, а если это была дворянская семья, то няни. Сейчас не так часто можно встретить маму или бабушку, которые рассказывают сказку, ведь читать они не разучились, то и получается, что прочитать легче и проще.
А зачем маленьким детям сказки? Что они дают?
Народные сказки имеют свой особый язык, поэтический, а их содержание – иррациональное. Такая вот иррациональность понятна и доступна детям, а также очень нужна.
Ближе к трём годам дети начинают уже играть в сюжетные игры, поэтому в таком возрасте им можно начинать читать сказки, рассказы с несложным сюжетом.
Есть родители, которые выбирают для чтения длинные сказки, при этом делят их на части и так читают детям на протяжении нескольких дней. Это совсем не правильно, так как на чтении третьей главы, ребёнок уже забудет всё то, что было в первой главе, тогда сам смысл сказки ему будет уже не интересен. Даже «Красную Шапочку» в раннем возрасте одолевают не все дети: у малышей ещё слишком рассеянное внимание. Лучше для детей маленького возраста выбирать сказки попроще: «Репку», «Курочку Рябу», «Колобок», «Рукавичка». Такие сказки трёхлетние дети хорошо воспринимают и спокойно могут дослушать её до конца, ведь воспринять маленькую сказку проще, чем большую за несколько дней.
Прежде всего, главными для детей в сказке являются картинки, которые чаще всего бывают важнее самого сюжета. Чтобы заинтересовать малыша, к примеру, сказкой «Репка», можно поиграть с ним в игру: на словах «тянут-потянут» обхватите ребёнка и, раскачавшись с ним в такт этой фразы, на словах «вытянули репку» шутливо опрокиньте ребёнка.
Большинству детей такой подход к сказкам нравится и они просят: «Ещё!» Такие игры можно придумать к разным сказкам или стишкам. Это поможет детям проще воспринимать то, о чём им читают. Подобные игры с детьми и чтение сказок, совсем не является пустой тратой времени, так как вы показываете ребёнку то, о чём читаете.
Дети, с которыми родители проводили подобные игры, занятия, начинают раньше других интересоваться литературой и стараются научиться читать как можно раньше.
Родительская любовь и любовь родителя
Мы часто задаёмся вопросом, что же такое родительская любовь? Как много мы готовы отдать ребенку и сколько нужно отдавать, чтоб сделать его счастливым. Когда нужно переставать отдавать или начать доверять ребёнку? Родители всегда стремятся чувствовать своего ребёнка, понимать его. Как правило, мама уже по плачу может определить какого рода дискомфорт испытывает ребёнок и, что он хочет передать своим плачем. Ребёнок взрослеет, стремиться к собственной самостоятельности, начинает искать другие объекты любви. И то какими будут эти объекты, как он будет дарить свою любовь, очень многое зависит от родительской любви окружавшей его в детстве.
Ценности к которым стремиться человек, в значительной мере определяются внешней средой. И важную роль в становлении личности, психологическом осознании собственного «Я» играет родительская любовь. Возникновение семьи предполагает, как правило, взаимную любовь. И роль родительской любви по отношению к ребёнку имеет сложный и глубокий характер, но это всегда основополагающий фактор. В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке, понимании и родительской любви. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.
Часто так случается, что из-за лучших побуждений, из-за большой любви к ребёнку родительское чувство перерастает в слепую любовь, совершенно поглощая и не давая развиваться не только ребёнку, но и самому родителю. Такая гипертрофированная любовь перерастает в зависимость, мало способствуя развитию самостоятельного внутреннего мира ребёнка. В последующем, такая родительская любовь создает ему множество сложностей в социальной адаптации и формирует искажённое понимание значения «любить». Бывает и так, что ребёнок поглощённый чрезмерной родительской любовью избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность — условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое. При этом, сами родители также страдают от любовной зависимости, понимая всю уязвимость такой слепой родительской любви, но мало находят путей для решения этой проблемы. Это происходит из-за чрезмерной эмоциональной включённости в ситуацию и невозможности посмотреть на нее со стороны. Такие родители часто испытывают сильные приступы тревоги, объяснить которую им самим представляется очень сложно. И как не странно такая родительская любовь порождает зависимость, неуверенность в себе, желание быть «хорошими родителями» и страх потерять любовь наших детей.
Работа психолога — психотерапевта со сложностями в детско-родительских взаимоотношениях всегда требует времени и представляет собой сложную задачу. Даже когда родители сами хотят найти иные пути решения и готовы идти на психотерапию, в работе психолог сталкивается с родительской тревогой и сопротивлением на любые изменения установившейся семейной системы. Часто новое кажется нам пугающим и родителям требуется вся их самоотверженная родительская любовь для того, чтобы признать наличие собственных внутренних конфликтов, личностных проблем, бессознательно проецируемых на отношения с ребенком.
Левша – человек-загадка?
Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.
Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга. Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой — правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” — ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая). А люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.
Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.
Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:
- Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой.
- Трубку телефона прикладывает к правому уху.
- Ведущие глаз, ухо – правые.
- Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти).
Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.
Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! То есть больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.
Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый). У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.
Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны):
- Родовой стресс (наличие не менее двух неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.).
- Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в “правильную” руку, наказывают за проявления леворукости).
- Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.
Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос “Откуда берутся левши?” нет точного ответа.
За что “отвечают” полушария?
Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).
Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.
Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.
Какие проблемы возникают у детей – левшей и амбидекстров
- Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям не правшам полноценно развиваться , нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.
- Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.
- Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9-ти (у каждого индивидуально) возникают проблемы.
- Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.
- Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.
- У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.
Не переучивайте ребенка- левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!
У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:
- Нарушения сна
- Нарушения аппетита
- Головные боли
- Боли в животе
- Страхи
- Дневной и ночной энурез
- Заикание
- Тики, навязчивые движения
- Повышенная возбудимость, раздражительность
- Укачивание в транспорте
- Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам
- Длительное беспокойство, неусидчивость
- Вялость, заторможенность
- Ухудшение зрения
- Бронхиальная астма, аллергические реакции
Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.
Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.
Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?
Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1-го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).
Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.
Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.
ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
(тесты)
Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.
- Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
- Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
- Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
- Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
- Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
- Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.
- Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
- Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
- Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
- Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.
Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.
Можно ли усилить мозг, став амбидекстром? / Хабр
Может ли приобретённый навык письма обеими руками сделать ваш ум более острым и быстрым? Может ли тренировка школьников по использованию той руки, что не является преобладающей, улучшить показатели на экзаменах? Такие утверждения высказываются уже более ста лет.
Праворукость или леворукость – одна из глубочайших загадок неврологии. Мы всё ещё крайне мало знаем о том, что для мозга значит быть левшой или правшой, или какое воздействие окажет на мозг выученная амбидекстрия.
К четырём годам у нас вырабатывается предпочтение в использовании одной руки вместо другой, которая остаётся с нами до конца жизни. Большинство из нас предпочитают правую руку, а большинство из оставшихся – левую. Но крохотная часть, меньше одного процента, живут амбидекстрами. Это свойство врождённое и частично управляется генетикой. Оно наблюдается и у других животных, включая приматов. Но причина преобладания праворукости до сих пор не ясна.
Мы знаем, что выбор руки связан с асимметрией в работе мозга: левое полушарие контролирует правую часть тела, и наоборот. У большинства в нём же содержатся речевые центры, и поэтому часто утверждается, что оно преобладает над правым.
Исторически левшей клеймили, наказывали и заставляли переучиваться, но в конце 19 века появилось движение, рекламирующее преимущества амбидекстрии. В 1903 году Джон Джексон [John Jackson], старший преподаватель школы грамматики в Белфасте основал Культурное общество амбидекстров [Ambidextral Culture Society]. Джексон и его последователи верили, что полушария мозга различаются и работают независимо, и что преобладание праворукости приводило к трате впустую половины образовательного потенциала.
Джексон писал, что с тренировками амбидекстрии «каждая рука будет независимой от другой в производстве любой работы… при необходимости, одна рука сможет писать письмо, а другая – играть на пианино, без потери концентрации или способностей». И всеобщее применение амбидекстрии, в результате, должно было привести к дивному новому миру двуручных граждан с удвоенной мозговой активностью.
И хотя заявления Джексона были основаны на научных наблюдениях, их в результате отвергли. Тем не менее, подобные идеи существуют до сих пор, и некоторые считают, что научившись использовать недоминирующую руку, можно благотворно повлиять на мозговую деятельность. Люди, делающие такие заявления, обычно обращаются к нейропластичности, то есть способности мозга изменять свою структуру и функционирование в ответ на получаемый опыт.
Возьмём для примера Whole Brain Power Consulting – «революционную программу тренировки мозга» от Майкла Лавери [Michael Lavery], объявившего себя «пионером в области прикладной неврологии и работы мозга». Через набор «простых тренировок амбидекстрии, письма и памяти» он обещает «подстегнуть ваши умственные контуры, вашу память, победить стресс, заострить ум, поднять настроение, улучшить сон, и т.д. и т.п.». И всё это всего лишь за $67 (4400 р).
На разных сайтах можно найти утверждения о том, что тренировка использования недоминирующей руки может развить ваши творческие способности. В своём блоге Good Financial Cents сертифицированный финансовый проектировщик Джефф Роуз [Jeff Rose] утверждает, что использование «противоположной» руки для выполнения ежедневных задач вроде чистки зубов «усилит нервные соединения в мозгу и вырастит новые». А также «поможет расти вашим мозговым клеткам».
Роуз рассказывает про то, что «недоминирующая рука связана с недоминирующим полушарием мозга, тем, что мы упражняем не так часто… Поэтому, когда вы используете недоминирующую руку, активируются оба полушария, что может привести к изменению мышления и увеличению творческого потенциала».
И хотя структура и функционирование мозга, конечно, могут сильно измениться под воздействием новых впечатлений и тренировок, и ваш мозг действительно продолжает выращивать новые клетки в течение всей жизни, вопрос того, как амбидекстрия влияет на работу мозга, до сих пор малоизучен. Не существует научных подтверждений того, что тренировки недоминирующей руки могут привести к таким положительным эффектам.
И хотя Роуз правильно пишет, что недоминирующая рука связана с недоминирующим полушарием мозга, его предположение, что это полушарие тренируется не так часто, неверно, поскольку все поведенческие сценарии, даже те, что активируют области мозга, существующие только в одном из полушарий, активируют оба полушария.
Некоторые неврологи считают, что тренировка амбидекстрии может причинить вред, на основании некоторых исследований, согласно которым врождённая амбидекстрия коррелирует с худшими результатами в научных дисциплинах и психическом здоровье. Эти исследования показывают, что амбидекстры хуже, чем левши и правши, справляются с разными задачами, особенно с арифметикой, задачками на память и логическими упражнениями, и что у амбидекстров наблюдаются проблемы с языком и синдром дефицита внимания. Амбидекстрию также связывают с ускоренным уменьшением объёма мозга при старении.
«Два полушария мозга не взаимозаменяемы»,- говорит когнитивист Майкл Корбаллис [Michael Corballis] из Оклэндского университета, проведший несколько работ по изучению амбидекстров и их академических успехов. «Эта асимметрия, возможно, появилась в результате эволюции для того, чтобы две части мозга могли вырабатывать специализацию. При попытках отменить или изменить эту эффективную настройку можно прийти к психологическим проблемам».
Однако это всё лишь предположения, и никаких доказательств того, что тренировка амбидекстрии приводит к проблемам, не существует. С одной стороны, наука считает, что врождённая амбидекстрия может иметь некоторые недостатки, не только в работе когнитивного аппарата, но и с психическим здоровьем. С другой стороны, совершенно не ясно, приведут ли тренировки амбидекстрии к таким же последствиям для мозга, к каким приводит врождённая амбидекстрия.
Поэтому, на вопрос, как может повлиять на мозг тренировка недоминирующей руки, нет простого ответа.
Левое полушарие знает, что делает правая рука
Просмотрите список самых известных левшей в истории, и вы, вероятно, увидите имя Альберта Эйнштейна. Вы даже можете увидеть, как люди связывают гений Эйнштейна с его леворукостью. Проблема в том, что леворукость Эйнштейна — это миф. Например, на бесчисленных фотографиях он пишет на классной доске правой рукой.
Но корни руки уходят в мозг — у правшей мозг преобладает в левом полушарии, и наоборот, — и левши, утверждающие, что Эйнштейн, были не так уж и далеки.Хотя он определенно был правшой, вскрытие показало, что его мозг не отражал типичного левого доминирования в области языка и речи. Полушария его мозга были более симметричными — черта, типичная для левшей и амбидекстров.
Для сравнения: 95 процентов правшей обладают мозгом, который строго разделяет задачи: левое полушарие почти исключительно обрабатывает речь и речь, правое — эмоции и обработку изображений, но только около 20 процентов левшей обладают мозгом, который так жестко распределяет эти обязанности. .
Специалист по полушариям мозга Майкл Корбаллис, доктор философии, психолог из Оклендского университета в Новой Зеландии, отмечает, что выполнение полушариями различных задач может повысить эффективность мозга.
«У церебрального доминирования есть преимущество, потому что оно локализует функцию в одном полушарии», — говорит он. «В противном случае информация должна пересекать мозолистое тело взад и вперед, и это иногда может вызвать проблемы».
Сильно симметричный мозг, как у Эйнштейна, оставляет людей уязвимыми для умственной дисфункции, но также открывает путь для творческого мышления.Исследователи изучают этот необычно сбалансированный мозг и выясняют, почему это так.
Правило правды
По словам Корбаллиса, около 90 процентов людей — правши. Остальные 10 процентов либо левши, либо в некоторой степени владеют обеими руками, хотя люди с «истинной» амбидекстрией, т. Е. Вообще без доминирующей руки, составляют лишь около 1 процента населения.
Это означает, что подавляющее большинство людей на этой планете имеют сильно латерализованный мозг.«Вероятно, это не случайность», — говорит Корбаллис. Он утверждает, что на раннем этапе истории человечества и, возможно, даже у наших до-человеческих предков, эволюция делегировала разные когнитивные функции двум полушариям мозга. Для обеих сторон было бы неэффективно, например, обрабатывать речь человека, когда одно полушарие может делать это само по себе. Это освобождает другое полушарие, чтобы делать что-то еще, например, разбираться в эмоциональном содержании речи.
Исследователи раньше считали, что незначительное повреждение мозга на раннем этапе развития вызывает леворукость, отмечает он.
«Но если это правда, то это, вероятно, меньшинство случаев», — говорит Корбаллис. Просто слишком много левшей, поэтому повреждение мозга не может быть главной причиной, «поэтому мы обращаем внимание на генетику».
В 2007 году генетики идентифицировали ген LRRTM1 на хромосоме 2, который, по-видимому, присутствует у большинства левшей ( Molecular Psychiatry , Vol. 12, No. 12). Этот ген также был связан с шизофренией, что согласуется с более ранними исследованиями, показавшими, что люди с шизофренией значительно чаще являются левшами или амбидекстрами.
Менее латерализованный мозг также может быть связан с более низкими показателями IQ, предполагает исследование Корбаллиса, опубликованное в Neuropsychologia (Vol. 46, No. 1). Исследование показало, что у левшей и правшей были схожие показатели IQ, но у людей, считающих себя амбидекстрами, результаты были немного ниже, особенно в арифметике, памяти и рассуждениях.
Эти результаты совпадают с предыдущими выводами Корбаллиса о том, что амбидекстры люди также получают более высокие оценки по шкале «магических идей», которая измеряет склонность людей, например, думать, что люди по телевидению разговаривают с ними напрямую или что они могут чувствовать, когда люди говорят. о них ( Laterality , Vol.7, № 11).
Связь между этими тремя открытиями — небольшая склонность к шизофрении, более низкие показатели IQ и магическое мышление — может указывать на то, что мозг с большей вероятностью столкнется с неисправными нейронными связями, когда информация, которую он обрабатывает, должна перемещаться туда и обратно между полушариями, говорит Корбаллис. .
Двусторонняя окупаемость
«Это ставит эволюционный вопрос», — говорит Корбаллис. «Если этот [правша] ген так полезен, почему все еще остаются левши?»
Исследования показывают, что у менее ограниченного мозга может быть большое преимущество: это может привести к менее ограниченному мышлению.
В течение многих лет неофициальные данные предполагали, что левши могут мыслить более творчески, чем правши, и недавние исследования подтверждают эту связь. В статье 2007 года в журнале Journal of Mental and Nervous Disease (том 195, № 10) было обнаружено, что музыканты, художники и писатели значительно чаще были левшами, чем участники контрольной группы.
У Корбаллиса есть теория относительно того, почему: информация подвержена ошибкам, когда она перемещается между полушариями мозга, и с большей вероятностью встретятся новые решения.Правши могут отвергнуть идею как слишком радикальную, но не правши, тем не менее, могут захотеть поддержать эту мысль и разработать решение, которое мозг правши сразу пропустит.
«Хорошо, когда в любом обществе есть несколько человек, которые думают за пределами площади», — говорит Корбаллис.
Левши тоже берут свое творчество прямо в банк, говорит Кристофер Рубек, доктор философии, экономист из колледжа Лафайет в Истоне, штат Пенсильвания. В исследовании, опубликованном в журнале Laterality , он обнаружил, что левши зарабатывают немного больше, чем их сверстники-правши, работающие на одинаковых должностях.Эти результаты были наиболее заметны у левшей с высшим образованием, говорит Рубек, которые в среднем зарабатывают на 15 процентов больше, чем правши. В областях, где ценно творческое мышление, левши могут получить преимущество и соответственно зарабатывать больше.
«Кажется, левши получают более высокую отдачу от своего образования», — говорит он.
Исследование обнаружило этот эффект у мужчин, но не у женщин, добавляет Рубек, хотя он не уверен, почему это может быть. И поскольку его исследование — одно из немногих, в которых до сих пор рассматривалась эта область, он предостерегает от чрезмерного обобщения этих результатов; на данный момент это остается интересной корреляцией.
Кроме того, приравнивание левши к творчеству приукрашивает тот факт, что 20 процентов левшей обладают сильно латерализованным мозгом и, вероятно, не более креативны, чем правши. Идея левшей как творческого типа «вероятно, относится к подгруппе [левшей], у которых нет явного доминирования в полушариях», — говорит Корбаллис.
Так какой окончательный вердикт? Что ж, в некотором смысле сам человеческое состояние можно охарактеризовать как баланс между асимметрией и симметрией мозга — рациональностью и творчеством, новыми идеями и традиционными решениями.
«Асимметричный мозг может даже представлять науку, а симметричный мозг — религию», — размышляет Корбаллис. «Без сомнения, преувеличение, но думать об этом интересно».
Что такое перекрестное доминирование?
Что такое перекрестное доминирование?
Перекрестное доминирование также известно как неоднозначность и возникает, когда человек отдает предпочтение одной руке для определенных задач, а другой — для других.Например, смешанный человек может писать правой рукой, а все остальное делать левой.
Перекрестное доминирование может также называться смешанной латеральностью, что относится к человеку, предпочитающему двигательные навыки на одной стороне тела, включая ступню, глаз и / или ухо. Кросс-доминантный человек также может быть сильнее на противоположной стороне тела, которую он предпочитает. Правша может оказаться сильнее на левой стороне.
Как мозг вызывает перекрестное доминирование?
Перекрестное доминирование заметно у детей, и те, кто демонстрирует это, вероятно, имеют несбалансированный и еще недостаточно развитый мозг.Скорость мозга замедляется в случаях смешанного доминирования из-за недопонимания или более длительного времени обработки.
Если доминирующий глаз и ухо находятся на противоположных сторонах, схемы зрения должны перейти на другую сторону мозга, чтобы подключиться к схемам прослушивания. Поэтому некоторые люди не могут читать и слушать одновременно.
Какие проблемы связаны с перекрестным доминированием?
Существует связь между перекрестным доминированием и задержкой в развитии у детей, когда они могут обнаружить, что у них возникают трудности с развитием определенных навыков.Недостаточное развитие полушария в левом полушарии мозга может привести к задержкам в усвоении словаря , грамматики и языка . С правой стороны отсутствие развития может вызвать проблемы с чтением .
В чем разница между смешанностью и амбидекстром?
В то время как оба требуют использования обеих рук, человек, владеющий обеими руками, может одинаково хорошо выполнять любую задачу любой рукой, включая умение писать.Смешанность рук означает, что человек отдает предпочтение определенной руке для выполнения определенной задачи, которая требует определенной ловкости, но ему не хватает силы.
Можете ли вы научиться владеть амбидекстром?
Прежде чем мы перейдем к сегодняшнему «Чуду дня», давайте попробуем что-нибудь. Возьмите карандаш и бумагу. Получили их? Хорошо, теперь возьмите карандаш в руку, которой вы обычно пишете. Напишите свое имя на листе бумаги. Что ж, это было легко! Но теперь переключитесь.Возьмите карандаш другой рукой и снова напишите свое имя.
Если вы похожи на 99 процентов людей, писать другой рукой было сложнее. Но если вы могли легко писать обеими руками, поздравляю! Вы можете быть амбидекстром.
Обладание обеими руками означает, что вы можете использовать обе руки с одинаковым умением. Пишете ли вы, чистите зубы или бросаете мяч, вы можете делать это любой рукой. В то время как многие левши также довольно хорошо используют правую руку, очень немногие люди действительно владеют обеими руками.Только около одного процента людей могут одинаково хорошо справляться с задачами любой рукой.
Можете ли вы вспомнить, как выбирали доминирующую руку? Большинство людей сказали бы нет! Как правило, использование правой или левой руки кажется более естественным. Так как же определяется ручность?
Эксперты до сих пор не согласны с ответом на этот вопрос. Некоторые считают, что это генетическое. Они думают, что дети наследуют ручность от родителей, как и цвет волос и глаз. Другие считают, что ручке можно научиться. Это объясняет, почему большинство людей правши — взрослые научили их пользоваться правой рукой.Тем не менее, другие эксперты считают, что ручность развивается очень рано, возможно, даже в утробе матери.
Независимо от того, как происходит ручное управление, у многих людей возникает один и тот же вопрос. Можете ли вы научиться владеть обеими руками? Какое-то время было очень популярно учить людей владеть обеими руками. Они считали, что это улучшит работу мозга, поскольку люди будут использовать обе стороны мозга в равной степени.
Однако исследования не показали такой связи. Фактически, некоторые пришли к противоположному выводу.Некоторые эксперты считают, что обучение человека владению обеими руками может вызвать у него трудности с математикой, языком и логическими рассуждениями. Тем не менее, некоторые люди все же пытаются стать амбидекстрами.
Интересно, как? Они начинают с выполнения небольших заданий, например, рисования фигур или держания стакана с водой противоположной рукой. Они медленно переходят к более сложным занятиям, таким как чистка зубов или прием пищи. Они могут начать носить часы на противоположном запястье. После долгой практики некоторые люди улучшают способность своей противоположной руки.Однако по-настоящему одинакового мастерства обеими руками добиться очень сложно.
Вы владеете обеими руками? Вы в хорошей компании! Вы когда-нибудь слышали о Леонардо да Винчи? А как насчет Альберта Эйнштейна? Звонит ли имя «Бенджамин Франклин»? Все эти известные люди одинаково умели владеть обеими руками. Будет ли ваше имя добавлено в список в следующий раз?
Стандарты: NGSS.LS1.A, NGSS.LS3.A, CCRA.R.4, CCRA.L.3, CCRA.L.6, CCRA.R.1, CCRA.R.2, CCRA.R.10, CCRA.W. 2, CCRA.L.1, CCRA.L.2, CCRA.SL.1
Амбидекстричность — это леворукость
К такому выводу пришел исследователь из Бюро регистрации евгеники (ERO), проанализировав односторонность 1305 детей, произошедших от 340 различных «спариваний» (то есть пар родителей). В начале 20 века амбидекстеризм представлял проблему для генетиков. Если бы все наблюдаемые люди были либо правшами, либо левшами, их можно было бы проанализировать в соответствии с классическими менделевскими принципами.Но существовали амбидекстры. Следовательно, ручность не может быть бинарной чертой, и может быть невозможно объяснить наследование руки с помощью теории доминантных и рецессивных аллелей Менделя.
Тем не менее, решив сопоставить наследование руки с помощью менделевских методов, исследователь рассмотрел пять различных возможностей:
«Правша доминирует. Амбидекстричность — это праворукость ».
«Правша доминирует.Амбидекстричность — это леворукость ».
«Левша доминирует. Амбидекстричность — это праворукость ».
«Левша преобладает. Амбидекстричность — это леворукость ».
«Правша доминирует. Амбидекстричность — это медианная черта ».
Чтобы выделить наиболее подходящую из этих гипотез, потребовалось немного математики.
Сначала исследователь подсчитал детей, владеющих обеими руками, левшей и правшей для каждого из следующих типов «спаривания»: двое родителей-правшей, двое родителей-левшей или один левый и один праворукий родитель. .(Обратите внимание, что родители не были классифицированы как владеющие обеими руками, в отличие от некоторых детей.)
Во-вторых, чтобы проверить гипотезы I и III, исследователь сложил количество детей-правшей и детей-правшей. Чтобы проверить гипотезы II и IV, они сложили количество детей, владеющих обеими руками, и детей-левшей. Только в гипотезе V дети с амбидекстром рассматривались как отдельная категория.
В-третьих, исследователь вычислил ожидаемый процент типов рукопожатия в потомстве.Эти расчеты следовали менделевским принципам доминантных и рецессивных аллелей. Ожидаемое соотношение детей-левшей, правшей и амбидекстров нужно было рассчитывать индивидуально для каждого из трех типов «спаривания» (то есть комбинаций родительской руки).
В-четвертых, исследователь сравнил ожидаемые соотношения с наблюдаемым распределением типов руки среди 1305 детей и 340 «спариваний». Фактические числа наиболее точно соответствовали ожидаемым соотношениям для гипотезы II: «Правша является доминирующей.Амбидекстричность — это леворукость ».
Похоже, много работы? Это было. Но можно было и выиграть.
ERO владела переизданием книги «Наследование леворукости». В этой статье 1911 года анатом из Пенсильвании Харви Э. Джордан (1875–1963) утверждал, что наследование руки является ключом к наследованию практически всех человеческих качеств. Если бы исследователи смогли выяснить, как передается рука, они вскоре смогли бы распутать наследие «тонких характеристик [таких], как добродетель, справедливость, умеренность, порядочность, бережливость, проницательность и т. Д.- характеристики первостепенной важности для будущего направления истории человечества »(стр. 123).
Если эта перспектива не оправдывает больших усилий, что еще?
Взлетевшие до небес надежды ERO систематически отмечали распространенность левши, правши и амбидекстрии в 1910-х и 1920-х годах. Филиалы ERO собрали данные о 340 парах и их семьях. Они занесли данные в стандартизованные «Листы по отдельным признакам» и в «Папки с семейным древом».”
Из этого вышло немногое. Математический анализ данных ERO привел к выводу, что «[a] mbidexterity — это левша». Сомнительно, что коллаборационисты, владеющие обеими руками, которые предоставили подробные описания черт и родословные, считали, что ERO справедливо их оценил. Но если и были какие-то письма с жалобами, ERO не подал их с данными о руке. Сохранились только наборы данных и расчеты.
«Индивидуальный листок» для амбидекстров, 1929 год.Отчеты бюро документации евгеники, г-жа Колл. No. 77, Series I, Folder A: 218 Ambidexterity, 1923, 1929. Библиотека APS Титульная страница «Папки семейного древа» для амбидекстров, 1929. Записи офиса евгеники, г-жа Колл. № 77, серия I, папка A: 218, амбидекстры, 1923, 1929. Библиотека APS Каждая папка содержала генеалогическое древо, краткие описания отдельных случаев амбидекстрии в семье и более подробный индивидуальный лист для каждой семьи, имеющей амбидекстры. член.
Те, кто заинтересован в исследованиях Бюро евгенических записей об амбидекстрии, могут получить доступ к папкам A: 217 # 1 Sinisterity и A: 218 Ambidexterity, 1923, 1929 в записях отдела евгенических записей.
11 фактов об амбидекстрах
1. Если вы одинаково хорошо пишете любой рукой, значит, вы один процент .Даже среди небольшой популяции «многоручных» людей очень немногие испытывают одинаковую легкость и умение работать обеими руками. Для сравнения, около 10% людей — левши.
2. Правши, левши и смешанные руки недостаточны для определения предпочтений большинства людей , по мнению экспертов. Большинство людей испытывают некоторый уровень перекрестного доминирования — отдавая предпочтение одной руке для определенных задач, даже если она не является доминирующей, — а среди группы людей, использующих обе руки, есть еще более тонкие различия. Ambidextral относится к тем, кто может использовать обе руки, а также правой рукой правши (так что, действительно хорошо), а ambisinistral можно использовать для описания людей, которые используют обе руки, а также левую руку правши. (то есть несколько коряво).
3. В отличие от правшей, у которых наблюдается сильное доминирование левого полушария, полушария мозга людей, владеющих обеими руками и левшей, почти симметричны …
4. … как типичный мозг человека с синестезией или «смешанными чувствами», который испытывает перекрестное сенсорное восприятие. Среди синестетов случаи амбидекстрии (и леворукости) намного выше, чем в общей популяции.
5. Обладатели обеих рук с большей вероятностью обладают геном LRRTM1 (на хромосоме 2), который связан с шизофренией. Исследования показывают, что люди, страдающие шизофренией, значительно более склонны к владению обеими руками или левшами, чем люди, не страдающие шизофренией.
6. Другое исследование, проведенное через веб-сайт BBC Science, показывает, что из одного процента из 255 000 респондентов, отметивших одинаковую легкость письма обеими руками, 9.2% мужчин и 15,6% женщин сообщили о своей бисексуальности. В том же исследовании 4% правшей и 4,5% левшей, 6,2% правшей и 6,3% женщин-левшей заявили, что их привлекают оба пола.
7. Люди, которые идентифицируют себя как «обе руки», набирают немного ниже в общем тестировании интеллекта , и чаще всего эти баллы ниже по арифметике, памяти и рассуждению …
8. … кроме случаев, когда это не так. Исследование 8000 детей в возрасте 7 и 8 лет показало, что 87 учащихся с разносторонней структурой имели более выраженные трудности в языковых навыках, а в возрасте 15 и 16 лет те же учащиеся показали более высокий риск развития симптомов СДВГ и успели успеть в учебе в обоих направлениях. и студенты-левши из той же выборки.
9. Амбис может быстро разозлить , согласно исследованию из Merrimack College, которое предполагает более высокую взаимосвязь полушарий мозга, обнаруженную у левшей и амбидекстров. Последующее исследование показало, что усиление связей между полушариями коррелирует с повышенной неловкостью, неуклюжестью и капризностью.
10. Но непоследовательных людей также легче подвести эмоционально. Государственный университет Монклера проверил эмоциональную устойчивость группы правшей и левой руки.Их результаты показывают, что в группе правшей было труднее всего принуждать, а амби, скорее всего, сообщали об изменении настроения в зависимости от их окружения, направленного мышления и музыки.
11. Впрочем, для амбивалентной руки это не так уж и плохо. Возможность использовать (почти) одинаковую легкость обеими руками действительно окупается, особенно в спорте, искусстве и музыке. Некоторые известные перекрестно доминирующие знаменитости и исторические фигуры включают Леонардо да Винчи, Пита Роуза, Ричарда Фейнмена, питчера Грега А.Харрис, Мишель Кван, Сигеру Миямото, Пол Маккартни, Бенджамин Франклин и Гарри Трумэн.
Сможете ли вы стать амбидекстром в дальнейшей жизни? Зависит от
Правило правых, да? Что ж, мир состоит примерно из 90 процентов правшей, так что это простая математика, что левши составляют остальные 10 процентов населения. По-настоящему амбидекстры — те, кто одинаково хорошо владеет правой и левой рукой — составляют незначительную часть населения.Но передается ли амбидекстричность по наследству или приобретается, и если да, то можно ли ей научиться во взрослом возрасте?
«Немного и того, и другого», — пишет доктор Себастьян Окленбург в электронном письме. Окленбург — профессор психологии в Рурском университете в Бохуме, Германия, и автор блога «Асимметричный мозг», посвященного ручности. «Ручка определяется примерно 25 процентами генетических факторов и 75 процентами негенетических факторов, таких как влияние окружающей среды, и она явно передается в семьях, поэтому в некоторой степени передается по наследству, но обучение также может повлиять на нее», — говорит он.«Я думаю, что двуличность для конкретной задачи (например, удары ракеткой по теннисному мячу) [возможна], но полная двуличность для всех задач маловероятна».
Ручка и генетика
Ручка, умение и комфорт, которые человек ощущает при использовании одной или другой руки, считается сложной генетической чертой. А поскольку здесь участвует генетика, предпочтение рук развивается еще до рождения человека. Но, как и другие сложные черты, ручность (в том числе амбидекстрия) не имеет простой схемы наследования.
Да, вероятность того, что дети родителей-левшей будут левшами, выше, чем дети правшей. Но помните, что шанс оказаться левшой составляет всего 10 процентов, поэтому большинство детей левшей по-прежнему правши. И хотя однояйцевые близнецы чаще, чем неидентичные близнецы, являются правшами или левшами, многие близнецы предпочитают противоположные руки. И это еще до того, как мы даже поговорим о том, может ли рука ребенка развиваться естественным образом или родители влияют на то, какой рукой использует его ребенок.
Доминирование рук обычно развивается примерно в возрасте 3 лет и полностью развивается в возрасте от 4 до 5 лет. Другими словами, если человек действительно владеет обеими руками, его родители узнают об этом к тому времени, когда они достигнут школьного возраста.
Когда ему было 4 года, бывший питчер Высшей бейсбольной лиги Билли Вагнер сломал правый локоть и провел лето в гипсе. В своих мемуарах «Выход: вера, надежда и любовь к игре» Вагнер живо вспоминает, что в то время он был естественным правым и уже помешался на бейсболе.Но следующие шесть недель он бросал только левой рукой. Когда сняли гипс, его ждал сюрприз. Когда он попытался бросить правой, мяч никуда не ушел. Он потерял не только силу, но и координацию игры в бейсбол в правой руке и приобрел ее в левой.
«Тогда я был естественным правым и остаюсь им», — написал Вагнер в своей книге. «Я все делаю правой рукой — ем, держу инструменты, пишу, запускаю газонокосилку — все, кроме поля».
Вагнера нельзя считать амбидекстром, хотя ему, безусловно, удалось сделать невероятно успешную карьеру, работая с его недоминантной рукой.В бейсболе полно других игроков, которые меняют удар, то есть они одинаково хорошо бьют как с левой, так и с правой стороны, а это значит, что им удобно играть с левыми или правыми питчерами. Некоторые из них, такие как Зал Славы Эдди Мюррей, Микки Мантл и Чиппер Джонс, были очень успешными. Но они, как Вагнер, не были по-настоящему двуличными, что было очень трудно сделать. И почему так?
Можете ли вы стать амбидекстром?
«Рука — это то, что создается мозгом, а не руками», — говорит Окленбург.«Таким образом, половина мозга, противоположная руке, лучше контролирует мелкую моторику (например, левое полушарие мозга у правшей). Сила этого предпочтения варьируется между людьми. Некоторые люди имеют очень сильное предпочтение с одной стороны, и, как следствие, большая проблема в использовании другой для конкретных задач. Таким образом, это мозг устанавливает барьер ».
Если мозг устанавливает барьер, мозг также может его устранить. Возьмем, к примеру, Билли Маклафлина.
Маклафлин — удостоенный наград гитарист, известный своим уникальным стилем игры — кладет обе руки на гриф, хотя в большинстве случаев гитаристом он был правшой. Но в конце 1990-х и в 2000 году, несмотря на то, что он занимал 7-е место в чартах Billboard, он боролся с проблемами контроля. Ему не хватало нот, когда он играл, и он страдал от мышечных спазмов и сокращений, пока он не был в состоянии играть. Наконец, в 2001 году Маклафлину поставили диагноз фокальной дистонии — двигательного расстройства, при котором мышцы непроизвольно сокращались.Хотя Маклафлину посоветовали заняться другой карьерой, он решил научиться играть левой рукой — и ему это удалось.
Таким образом, возникает вопрос: можем ли мы научиться владеть обоими руками, став взрослыми? Исследование, проведенное в 2007 году, показало, что с возрастом мы на фактически сами по себе становимся на более симметричными, отчасти потому, что рука, которой мы пользуемся, теряет свое доминирование. Исследование было небольшим и включало 60 участников, все они были сильными правшами в соответствии с Эдинбургской инвентаризацией рук (EHI). Участники прошли различные компьютеризированные тесты на ловкость, которые включали отслеживание линии, задание прицеливания и постукивание.
Самая младшая группа (средний возраст 25 лет) мастерски выполняла все навыки правой рукой. Участники среднего возраста (средний возраст 50 лет) хорошо справились с задачей прицеливания любой рукой, в то время как две старшие группы (средний возраст 70 и 80 лет) так же хорошо справились с использованием любой руки во всех задачах, кроме одной.
Тем не менее, с возрастом общая производительность, по-видимому, снижалась, особенно для правой руки, что привело исследователей к мнению, что «мы становимся более двуличными с возрастом, потому что наша доминирующая рука теряет свою превосходную ловкость и становится больше похожей на нашу более слабую руку.«
Некоторые люди задавались вопросом, может ли попытка овладеть обеими руками способность укреплять мозг и потенциально замедлять или« бороться »с последствиями старения или слабоумия.« Это миф », — говорит Окленбург.« Хотя в целом это правда, что тренировки мозга Это хорошая идея при старении, исследования показали, что укрепляется то, что тренируется . Итак, если я буду тренироваться писать не доминирующей рукой, это повлияет на двигательные области мозга в противоположной половине мозга, но не на области, связанные с памятью.Таким образом, конкретная тренировка памяти будет иметь больше смысла при старении / слабоумие ».
Можете ли вы повысить мощность своего мозга, сделав себя амбидекстром? | Образование
Может ли обучение письму обеими руками сделать ваш мозг острее и быстрее? школьники используют свои недоминантные руки, чтобы улучшить свои результаты на экзаменах? Такие утверждения были популярны уже более века.Мы до сих пор очень мало знаем о том, что значит быть левшой или правшей для работы мозга, или о том, какие эффекты может иметь обучение владению обеими руками.
К четырем годам у нас выработалось предпочтение использовать одну руку вместо другой, и это остается с нами на всю оставшуюся жизнь. Подавляющее большинство из нас предпочитает правую руку, а большинство остальных предпочитает левую. Но крошечное меньшинство — менее одного из 100 — владеют обеими руками. Эта ручность является врожденной и, по крайней мере, частично контролируется генетикой.Это также наблюдается у других животных, включая некоторые группы приматов. Но причины, по которым почти повсеместно отдается предпочтение правой руке, все еще неясны.
Мы знаем, что ручность связана с асимметрией функций мозга: левое полушарие мозга контролирует правую сторону тела, и наоборот. У большинства из нас он также содержит языковые центры мозга, и поэтому часто говорят, что он преобладает над правым.
Исторически левши подвергались стигматизации, наказанию и принуждению использовать правую руку, но в конце 19 века возникло движение, пропагандирующее преимущества амбидекстрии. В 1903 году Джон Джексон, директор гимназии в Белфасте, основал Общество амбидекстральной культуры. Джексон и его последователи считали, что полушария мозга отличаются друг от друга и независимы, и что преобладание правши фактически растрачивает половину нашего потенциала обучения.
Обладая амбидекстрией, Джексон писал: «Каждая рука должна быть абсолютно независимой от другой при создании любого вида произведения… если требуется, одна рука должна писать оригинальное письмо, а другая — играть на пианино. , без уменьшения силы концентрации ». Таким образом, широкое распространение амбидекстричности приведет к «дивному новому миру двуручных, двудольных граждан».
Несмотря на то, что заявления Джексона основаны на научных наблюдениях, они были отвергнуты.Тем не менее подобная школа мысли существует и сегодня, и некоторые считают, что обучение использованию недоминантной руки может улучшить общую функцию мозга. Люди, которые делают такие заявления, обычно используют концепцию нейропластичности — термин, используемый для описания того, как структура и функция мозга могут изменяться в ответ на опыт.
Ложные утвержденияВозьмем, к примеру, Whole Brain Power Consulting — «революционно новую программу тренировки мозга», разработанную Майклом Лавери, самопровозглашенным «пионером в области прикладной нейробиологии и функций мозга».Посредством набора «простых упражнений на владение амбидекстром, упражнений на почерк и упражнений на память» он обещает «перезарядить ваши умственные контуры, чтобы улучшить вашу память, справиться со стрессом, обострить ваше мышление, поднять настроение, лучше спать и многое другое». И все это за единовременный платеж всего в 67 долларов (50 фунтов стерлингов).
Многочисленные веб-сайты также предполагают, что обучение использованию недоминантной руки может «дать волю творчеству». В своем блоге Good Financial Cents сертифицированный специалист по финансовому планированию Джефф Роуз утверждает, что использование «противоположной» руки для выполнения повседневных задач, таких как чистка зубов, «укрепит нейронные связи в вашем мозгу и даже вырастет новые».По его словам, это также «поможет вам вырастить клетки мозга».
Роуз продолжает объяснять, что «недоминантная рука на самом деле связана с недоминантным полушарием в вашем мозгу — тем, которое не так часто тренируется… [поэтому], когда вы используете недоминантную руку, обе полушария активируются, что может привести к тому, что вы начнете думать по-другому и станете более творческими ».
Хотя верно, что структура и функции мозга могут быть резко изменены новым опытом и различными видами тренировок, и что ваш мозг продолжает генерировать небольшое количество новых клеток на протяжении всей жизни, вопрос о том, как тренировка амбидекстричности влияет на работу мозга, все еще остается в значительной степени неизведанный.Нет никаких научных доказательств того, что обучение использованию недоминантной руки дает такие преимущества.
И хотя Роуз справедливо утверждает, что недоминантная рука связана с «недоминантным» полушарием мозга, его утверждение о том, что недоминантное полушарие «тренируется не так часто», неверно, потому что все виды поведения даже те, которые задействуют области мозга только на одной стороне мозга, как правило, вовлекают скоординированную деятельность обоих полушарий.
Риск и наградаНекоторые нейробиологи утверждают, что тренировка амбидекстричности может быть вредной, на основании нескольких исследований, предполагающих, что естественная амбидекстрия связана с плохой успеваемостью и психическим здоровьем.Эти исследования показывают, что амбидекстры хуже, чем левши и правши, при выполнении различных когнитивных задач, особенно тех, которые связаны с арифметикой, восстановлением памяти и логическими рассуждениями, и что амбидекстры также связаны с языковыми трудностями и симптомами, подобными СДВГ. . Амбидекстричность также связана с более значительным возрастным снижением объема мозга.
«Два полушария мозга не взаимозаменяемы», — говорит ученый-когнитивист Майкл Корбаллис из Оклендского университета, который руководил несколькими исследованиями амбидекстности и успеваемости.«Эти асимметрии, вероятно, эволюционировали, чтобы позволить двум сторонам мозга специализироваться. Попытка отменить или вмешаться в эту эффективную настройку может вызвать психологические проблемы ».