Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Личность философия: Человек как личность. Понятие личности в философии

Человек как личность. Понятие личности в философии

Понятие личности является одним из основных понятий философской антропологии. Личностью обладает только человек, и никто более в материальном мире. В процессе раскрытия сущности философского отношения «универсум – человек», понимание особенностей личности и ее качеств будет играть важную роль, т.к. оно позволяет понять, почему мир природы так сильно отличается от мира человека, и почему он остается человеческим лишь на основе сохранения разнообразия индивидуальных различий между людьми. 

Основы понятия личности

В истории философии и науки проблема личности является одной из самых многогранных. Каждая из наук понимает природу и суть личности по своему – такой подход присущ всем наукам, педагогике и психологии, политологии и социологии, геронтологии и ювенологии, истории и остальным социальным и гуманитарным наукам.

Философия изучает личность сквозь призму универсальности, всеобщности в системе отношений «универсум – человек», в то время как другие науки трактуют личность с позиции узкой специальности, исходя лишь из предмета собственного исследования.

С объективной точки зрения личность человека формируется, складывается, развивается и функционирует в обществе. Личность является мерой человека в качестве субъекта общественных и социальных отношений, мерой индивидуальности и проявлением персональности. Сущность человека – это не абстракт, который свойственен лишь отдельным индивидам. Как полагал К. Маркс, сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Личность человека формируется под воздействием системы общественных отношений, в которых он существует (в соответствии со сферами жизни общества). Эти отношения являются предметными и определяются человеческой целеполагающей деятельностью. В то же время важно учитывать ту закономерность, что личность, находясь под воздействием каких-либо социальных отношений, сама оказывает на них влияние, изменяет и развивает их. Более того, специфические черты личности обусловлены ее собственными генетическими и физиологическими особенностями, личной культурой и сознанием. Для того, чтобы представить личность в данной интерпретации, нам важно разграничить такие антропологические понятия как 

«человек», «индивид» «индивидуум» и «индивидуальность».

Определение 1

Человек — это родовое понятие, которое отражает общие черты, свойственные человеческому роду.

Т.к. человек – это биосоциальное существо, то в данное понятие включаются также общесоциальные характеристики, которыми он обладает (общение, речь, культура, интеллект, деятельность), и биологические (природоестественные), т.к. именно человеческий организм является носителем его социальной сущности. Более того, у человека есть ментальные черты, т.к. он является отражением духовных ценностей народа, формирующихся исторически и тесно связанных с его социальной сущностью. 

Определение 2

Индивид – это отдельный человек в человеческом мире. Индивидом называют представителя человеческого рода, он обладает общими свойствами и параметрами человека, которые отличают его от других биологических видов нашей планеты.

Если на просторах Вселенной существует разум, то человек в качестве индивида будет обладать своими планетарными земными отличиями по сравнению с инопланетными социальными существами.

Физиологические и биологический характеристики человека индвидно-конкретны – к ним относятся отпечатки пальцев, глазные яблоки, роговица глаза, походка, тембр голоса, осанка, нервная система, строение тела и отдельных его частей.

Определение 3

Индивидуум – это человек с характерными для него социальными чертами, обладатель социальной неповторимости и своеобразия: у него есть собственные идеалы и привычки, социальные функции и определенные способности, особенности умений и знаний, избирательный круг общения, уникальный набор профессиональных качеств, своя оценка происходящего в мире и собственный взгляд на него.

Индивидуум обладает собственными взглядами, мнениями и суждениями, которые будут всегда содержать свое «Я», даже при случае общности их у разных людей. Также у индивидуума есть собственные способности и потребности.

Индивидуальность выражается в природных и психических свойствах человека. Каждый homo sapiens обладает определенным единством социальной и биологической оригинальности, неповторимости, специфичности, которое охватывает единство качеств человека как индивида и индивидуума.

Индивидуальностью называют совокупность особенностей и свойств индивида, которые отличают его от массы других. В данном контексте в обществе не может быть стопроцентных двойников, что делает беспочвенной даже новомодную позицию о проблеме клонирования.

Определение 4

Индивидуальностью называют биологически и социально неповторимого человека, который обладает определенным статусом в обществе и исполняет конкретную социальную роль.​​​​​​

Поэтому, если нужно подчеркнуть биологическое своеобразие человека, то используется понятие «индивида», если хотят обозначить его социальную уникальность – то «индивидуум», если же собираются говорить о биосоциальной целостности и оригинальности человека – то «индивидуальность».

Понятие личности в философии

Этимология слова «личность» в русском языке связана с терминами «лицо» и «лик».

В то же время понимание сущности личности связано с рядом ее структурных качеств – деятельностью, психической направленностью, сознательной ориентированностью, индивидуальной культурой (знаниями, умениями и установками).

Определение 5

Под личностью понимают человека, который оценивается не только с позиции его базовых свойств (качеств), но и со стороны его духовных, социальных и физиологических особенностей.

Т.е. в данном контексте мы можем рассуждать о мере самой личности, проявляющейся в ее свойствах и особенностях и выражающейся в деятельности и различных общественных позициях. Наиболее часто встречается сочетание достоинств и скрытых наклонностей человека, что прямо и косвенно определяет протекание разных общественных явлений и процессов. Если мы говорим о мере личности, то можно связать и охарактеризовать такие социальные явления как диктатура и гуманизм, конформизм и авантюризм, революция и террор и т.д. Также в этом случае можно определить и классификацию личности. Например, с данной целью методологически возможно использовать персоны В.И. Ленина и императора Николая II, Фрунзе и Врангеля, Гитлера и Сталина, Ельцина и Хрущева и др.

Самое важное качество человека как личности – это его целеполагающая деятельность. Личность – это активно действующий социальный субъект, который может изменить среду своего обитания. Также личностью является мыслящий (обладающий интеллектом и функциональным сознанием) и психически здоровый человек, у которого есть своя культура. Данные качества неразрывно связаны между собой. Поэтому личностью является не только носитель общественных отношений, но и человек, оказывающий обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными свойствами, особенностями и способностями, интеллектом и опытом, профессионализмом и организованностью, а также своей собственной культурой.

Вне зависимости от того, следует ли индивид мнению большинства или же предпочитает выяснять все самостоятельно эмпирически, в каждом отдельном случае он демонстрирует персональную позицию человека, которая соответствует его пониманию реальности вместе с условиями бытия.

Личность является общественно и социально-деятельным и индивидуально неповторимым человеком.

Концепции личности

На протяжении развития истории философии и гуманитарной мысли постоянно разрабатывались новые концепции личности. Рассмотрим некоторые из них.

Психологическая концепция личности. В психологии личность изучают в качестве совокупности психических свойств, отношений, процессов, которые отличают одного человека от другого. При этом природные особенности и свойства индивида выступают как социально-обусловленные элементы в личности. Ввиду того, что приобретенные и врожденные качества людей индивидуальны, для психолога различен и потенциал каждого отдельно взятого человека. Индивидуальность позволяет отобразить уникальность биологических, психических и социальных свойств человека, делая его уникальным представителем какой-либо общности или группы. То, что индивид способен изменять мир в процессе совместной деятельности с другими индивидами и таким образом преобразовывать себя, становясь личностью, обусловливает возникновение в психологии личности как системного качества. Личность изучается в единстве (но не в тождестве) чувственной сущности индивида и условий социальной среды. В рамках идеалистической психологии личность рассматривается как особая и неизменная духовная сущность, «целиком психическое существо». В психоанализе, «гармонической психологии» личность трактуется как совокупность иррациональных бессознательных влечений. В парадигме бихевиоральной психологии проблемы личности не существовало вовсе, т.к. ей не оставалось места в механической схеме «стимул – реакция».

Социологическая концепция личности. Социологи используют понятие «личность», социальный субъект для того, чтобы описать социальную суть и социальные качества человека в процессе совместной деятельности. В рамках современной социологии личность в качестве субъекта – это активное социальное начало, конкретный тип способности к деятельности. Если социолог проводит исследование, то его интересуют в первую очередь не индивидуальные человеческие особенности, а социальная среда, социальный институт, социальная организация, в которую человек включен и в которой он выполняет конкретные социальные функции. В связи с этим именно в социологии получила развитие ролевая концепция личности, несмотря на то, что ее зарождению способствовала социальная психология.

Ролевая концепция личности. Сущность данной концепции заключается в том, что люди в процессе жизнедеятельности осуществляют разные функции, выполняют различные социальные роли. Существуют первичные функции, отражающие статусную позицию человека, которая определяется его профессиональной деятельностью и должностью, которую он занимает. И существуют вторичные функции, которые человек выполняет благодаря разным факторам бытия, обусловленным его способностями и потребностями. Основная особенность заключается в том, что человека в рамках общества включают в большое количество социальных образований – семью, вуз, школу, фирму, предприятие, спортивную секцию, товарищество садоводов, клуб любителей домашних животных, сообщество филателистов и т.д. В каждом из них он играет определенную социальную роль и обладает своими интересами. Социальной ролью называют способ поведения людей в зависимости от их позиции и статуса в обществе. Личностью в данном случае называют ролевой субстрат конкретного социального института со свойственными ему разными функциональными установками.

Философская концепция личности. Личность в философии – это общественный субъект, социальный генератор системы общественно-социальных отношений (в соответствии с 10-тью сферами жизни общества, системообразующими институтами, основанными на базовых формах общественной деятельности), с характерной для него психикой, сознанием, личностной культурой и деятельностью. Совокупность общественных отношений, в рамках которых зарождается и развивается личность, диалектична, а не статична – т.е. в данном процессе будет работать система обратных связей, определенных существующим бытием. Личностью в таком случае – это исторический тип человека, который способен к самодеятельности и творчеству на основе предметного целеполагания. Личность – это мера индивидуальности и человека. 

Личность | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

ЛИЧНОСТЬ — отдельный  человек, характеризуемый со стороны его целостности,  осознанно-волевых проявлений. Первоначально слово «личность» (лат. — persona) означало маску, роль,  исполнявшуюся актером в античном театре. В отличие от понятия индивида,  которое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личности — это  проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности  раскрывается через понятие свободы,  ответственности, поступка как действия сообразно свободно принятому  решению; самосознания и  саморазвития. Действия личностного  характера есть фактор саморегуляции  общественного организма. Личность в философии  исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции — поиска смысла жизни, осмысления  собственной судьбы, размышлений о  жизни и смерти и способности к  преднамеренным свободным  поведенческим актам — поступкам. Личность в социологии исследуется в  качестве продукта социальных  взаимосвязей и субъекта социальной  активности. В общей психологии личность — это системное качество,  приобретенное индивидом в процессе  деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок).

В  социальной психологии личность  рассматривается со стороны ее  взаимоотношений с социальной  группой. Важнейшая особенность личности — умение избегать отождествления себя как  определенной целостности с  конкретными формами своего социального поведения, умение «быть» и  «казаться». Мобильность личности, умение менять стиль поведения, отделять себя от своих поступков, чутко реагировать на  меняющиеся социальные требования — есть важный элемент  регулирования социальных взаимодействий. С точки зрения ролевой  концепции личности, исследующей  возможности человеческой  способности «казаться» (Т. Парсонс, М. Вебер в социологии, Дж. Мид, М.Кун, Ч.Кули в социальной психологии), не существует «человека вообще». Существуют лишь явления, «роли». Человек всегда проявляет свои  потребности, актуализирует жизненные смыслы в конкретных  социальных взаимодействиях. Человек всегда есть «кто-то» — носитель определенных норм, идеалов, традиций, он не бывает «никем». Социальная роль не означает  сознательно принятого на себя  актерства, одевания «маски».
В рамках теории ролей личность в каждой конкретной роли  проявляет себя как индивид, как носитель групповых норм. Марксизм,  фактически выступая сторонником  данной концепции, расширяет  групповой интерес до классового и  общесоциального, что делает  невозможной безболезненную смену ролей для личности, обессмысливается  само понятие роли. Роль  превращается в призвание, миссию, срастаясь с личностью. Изменение социальной роли оказывается возможным  только с изменением самих социальных отношений, в которых существует и действует индивид. Способность личности осознавать включенность в ролевые отношения, способность выхода за рамки роли, потребность в самореализации и представления о себе как уникальной целостности также являются важным  механизмом социальной регуляции. В  ситуации выхода за рамки роли  актуализируются другое качества личности — потребность в самоактуализации, рефлексивно-интегрирующие  способности, самопроективность.  Личность в данном случае проявляет  себя не как носитель общих норм,  ценностей; не как индивид, но как  индивидуальность.
В психологической теории самоактуализации (А. Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс)  сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление  человека к самовыражению. В  философии (персонализм,  экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования,  самоинтеграции, саморефлексии, протекающей в рамках общения «Я» с Другим. Общение,  понимаемое как субъект-субъектное  отношение, включает переживание, понимание и трансцендирование (соотношение личности с  абсолютными ценностями и их  носителем — абсолютной  Личностью). В философии марксизма присутствуют элементы  понимания личности как  самопроективного процесса, однако ее  развитие неотделимо от реального  изменения социальных отношений и обязательно воплощается в  нормативном социальном поведении.

  • Назад
  • Вперёд

Философия и личность: «Я» и идентичность

Играя на стыке науки и искусства, философия и личность тесно связаны с поиском смысла и истины как в уникальных, так и в коллективных аспектах идентичности. У нас есть встроенная способность осознавать свои мысли и поведение и принимать решения против нашей воли.

Концепции для изучения в рамках философии и личности:

  • Вопрос о настойчивости
  • Личность
  • Персонализм
  • Предположения (Природа/Воспитание, Уникальность/Универсальность, Свобода/Детерминизм, Активность/Реактивность, Оптимизм/Пессимизм)

Вопрос Настойчивости

Какие критерии необходимы и адекватны для существования в настоящий момент, основанный на прошлых и будущих характеристиках того же самого себя?

Популярные высказывания, такие как «потерять себя» в проекте или стать свидетелем того, как люди с деменцией, например, «потеряли свой характер». Люди, борющиеся с изнурительными зависимостями, часто называют себя «оболочками» своего прежнего «я».

Другой (хотя и крайний) пример для рассмотрения — пациент в вегетативном состоянии: ни воспоминаний о прошлом, ни осознания настоящего. Нейроны внутри мозга фактически перестали передавать информацию друг другу.

Вопрос устойчивости, сформулированный в альтернативном формате:

Если человек x существует в одно время, а человек y существует в другое время (в прошлом или будущем), при каких возможных обстоятельствах это происходит что х это и ?

Чтобы предотвратить чувство диссонанса, мы стремимся к чувству внутреннего единства. С раннего возраста нам дается выбор (и привилегия) выбирать любимый цвет, музыку и еду. Или, возможно, наши предпочтения тонко контролировались и зависели от прошлых действий и решений.

Личность

Где проходит грань между сознательным человеком и бессознательным — и кто ее проводит? В случае медицинских процедур: это хирург, пациент, друзья или семья? Важные и серьезные этические проблемы возникают, когда люди сами не могут принимать решения относительно своего разума или тела.

Индивидуальность имеет дело с серой областью сознания и способностью интуитивно чувствовать сплоченную и относительно непротиворечивую идентичность. Могут ли люди иметь личность, не осознавая полностью ее черты? Как деперсонализация и дереализация влияют на это уравнение?

Как насчет случая множественного расстройства личности — какое «я» в конечном счете является по умолчанию или правдой? Зависит ли это от частоты конечных поведенческих явлений или от широко обсуждаемой концепции нормальности? Онтология, философское исследование , будучи , и сам опыт могут пролить свет на вопрос о личности.

Персонализм

В качестве радикально альтернативного взгляда на полностью самоуправляемую идентичность персонализм представляет собой:

«…в рамках общей метафизики [люди проявляют свою личную] исключительную ценность и существенную роль».

– Стэнфордская энциклопедия философии

В сочетании с антропологией и социологией персонализм занимает смелую позицию в отношении природы добровольных ролей. Благодаря Аристотелю и Платону, заложившим основу для дальнейшего развития, персонализм получил поддержку в различных областях философии.

«Persona est naturae rationalis individua substantia».

– Боэций (ок. 480-524)

(английский перевод: Человек обрабатывает рациональную природу). или объекты исключительно в соответствии с предполагаемым сознанием. Он предлагает взгляд на внутреннюю ценность и смысл развития того, что навязывает человеку и божественные, однако определяются каждым индивидуально.

Предположения в философии и личности

Природа против воспитания
Личность записана в генах или сформирована воспитанием и культурой?

Уникальность и универсальность
Все ли люди уникальны по своей личности и опыту или обладают одинаковыми факторами и эмоциями?

Свобода против детерминизма
Можно ли развить и по существу « построить» личность на протяжении всей жизни, или развитие характера предопределено?

Активный и реактивный
Изменяется ли личность в результате активных, самонаправленных действий или это результат реакции на происходящие события? или0031 видеть прогресс, как чашка наполовину пуста?

Все результаты пяти вышеупомянутых точек зрения находятся где-то между двумя крайними точками шкалы и могут сильно различаться в зависимости от человека. Личность поддается множеству интерпретаций и методов измерения, при этом психометрия представляет собой количественное изучение черт.

Является ли природа личности постоянно меняющейся и текучей?

Уильям Джеймс, американский философ и психолог, утверждает:

«Ни одно исчезнувшее состояние не может повториться и быть идентичным тому, что было раньше».

Как только любой человек — сознательно или бессознательно — пережил событие и сделал выбор, возможность точно почувствовать то, что когда-то было, исчезает. Таким образом, постоянно меняющийся настоящий момент становится одновременным бесконечным, но эфемерным опытом, который мгновенно списывается как прошлое; просто воспоминание.

Биологическая перспектива: взгляд на гены

Биологические взгляды на личность в целом предполагают набор генетических поведенческих детерминант. На каждом жизненном этапе происходит процесс роста с предопределенными допущениями в соответствии с определенными чертами и «естественными» тенденциями. Половое созревание, например, вызывает ряд резких гормональных и поведенческих изменений.

Является ли личность ближе к заложенной в ее генетическом коде или результат современных взаимодействий и опыта, ее определение остается спорным. Сколько метафорического клея нужно социальной маске, чтобы стать частью чьей-то идентичности, или сам акт размазывания клея указывает на определенные черты?

Можно ли точно определить личность под влиянием изменяющих сознание веществ или доктрин? Может ли человек, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, взять на себя ответственность за любое из своих действий? Поведенческая эпигенетика теперь делает свой грандиозный шаг.

Философия и Личность: Заключительные мысли

Абстрактное понятие самости является предметом горячих споров как философов, так и психологов, поскольку является основой понимания личности. Концепция тождество , как открытое и субъективное в целом, побуждает психологию личности работать с качественными показателями.

Философия и личность тесно связаны, я-концепция, которая требует нескольких линз знания, чтобы полностью интегрировать и сплести в целостную (и стабильную) идею. Через размытые этапы роста от детства до взрослой жизни продолжается цикл развития личности и характера.

Ссылки

Чебили, С.. (2008). Личность: философский подход. 84. 213-218. https://doi.org/10.1684/ipe.2008.0308.

Глас, Геррит. (2006). Человек, личность, самость и идентичность: философски обоснованный концептуальный анализ. Журнал расстройств личности . 20. 126-38; обсуждение 181. https://doi.org/10.1521/pedi.2006.20.2.126.

Гуннарссон, Л. (2009). Философия личности и множественной личности. Философия личности и множественной личности . 1-230. https://doi.org/10.4324/9780203872635.

Левитт М. (2013). Восприятие природы, воспитания и поведения. Науки о жизни, общество и политика , 9 , 13. https://doi.org/10.1186/2195-7819-9-13.

Сааринен, Эса и Корхонен, Яакко. (2015). Контекстуализированная личность, помимо личностных черт: пример лекций по философии жизни . Европейский журнал личности. 29. 344-345.

Соллбергер Д. (2013). Об идентичности: с философской точки зрения. Детская и подростковая психиатрия и психическое здоровье , 7 (1), 29. https://doi.org/10.1186/1753-2000-7-29.

Вайнхольд Б. (2006 г.). Эпигенетика: наука об изменениях. Перспективы гигиены окружающей среды 114 (3), A160–A167. https://doi.org/10.1289/ehp.114-a160.

Тест личности философа

Тест личности философа определяет, на кого из семи почтенных философов вы похожи больше всего.

На какого философа ты похож? Для каждого из следующих вопросов укажите, насколько хорошо он описывает вас ниже.

Философский личностный тест IDRlabs (IDR-PPT) был разработан IDRlabs.

В тесте участвуют следующие философы:

Ницше: Ницше был немецким философом и культурным критиком. Что касается его биографии, то он выражал презрение и отвращение к поведению большинства и непрестанно насмехался над ними. Ницше считал, что вся философия автобиографична и что на наши так называемые «принципы» действительно влияют наши личные интересы и наши физические и чувственные переживания. Кроме того, он советовал нам не вести чрезмерно осторожную, упорядоченную жизнь, ничем не рискуя, поскольку результаты, которые могут возникнуть в результате использования шансов, могут привести к личностному росту. Кроме того, Ницше утверждал, что объективная истина невозможна — могут быть только точки зрения и интерпретации, основанные на интересах и опыте человека. Для Ницше для каждого человека было важно найти смысл своей жизни и жить в соответствии с этим смыслом.

Кант: Великий ученый и великий философ, Кант стремился соединить труды Ньютона с философией своего времени. Для Канта человеческий разум содержит способности, которые кажутся нам вплетенными в физическую вселенную (такие как количество, причинность, тотальное существование и т. д.). Эти способности взаимодействуют с реальностью, как она существует сама по себе, создавая синтез, который представляется нам как «объективно истинный», хотя на самом деле он истинен только в соответствии с синтезом между рациональными категориями человеческого разума и необработанным «веществом» человеческого разума. реальность, которая непознаваема для нас в ее несинтезированной форме. Кант также был выдающимся мыслителем в области этики, где он разработал подход к этике, основанный на правилах, и резюмировал свое учение в категорическом императиве: действие может быть этичным только в том случае, если ему можно следовать как общему принципу всех членов общества, во всех подобных ситуациях.

Платон: Платон предположил, что единственное истинное знание включает рациональное мышление, которое в конечном счете сублимируется в интуитивное и мистическое знание добра. Согласно Платону, в конце этого путешествия лежит опыт просветления, когда душа сразу постигает метафизический источник вселенной, рассеивая все невежество и достигая бессмертной мудрости. Так как душа бессмертна и много раз рождалась до своей настоящей жизни, то она уже многое повидала как в этом мире, так и в мирах потусторонних. С другой стороны, Платон утверждал, что не каждый способен подняться по этой лестнице познания к мистической трансцендентности. У них есть аппетит, который делает их более подходящими для работы и рабами, в то время как те, над кем преобладают честь и храбрость, больше подходят для того, чтобы быть солдатами и полицейскими.

Аристотель: Аристотель был, прежде всего, мотивирован желанием знать, квест, который он выполнил, собирая данные обо всем, от животных и растений до политических конституций и театральных постановок. Обладая умом инженера или ученого, Аристотель быстро увидел закономерности в данных, сгруппировав все по сходству, свойствам и общей структуре. Используя несентиментальную рациональность, Аристотель также применил эти принципы к людям, классифицируя их по темпераменту, полу, расе и различным другим свойствам с уравновешенной проницательностью, благодаря которой его наблюдения читались и прославлялись на протяжении веков. Что касается счастья, Аристотель считал, что его лучше всего достичь, делая то, что естественно для нас, и делая это хорошо; другими словами, выполнить свое предназначение и стать образцом человеческого совершенства.

Хьюм: Хьюм скептически относился к большинству верований — будь то религиозные или основанные на чистой рациональности без экспериментальных данных, подтверждающих их. Следовательно, трения с устоявшимися ортодоксами того времени были постоянной темой его жизни. Подобно другим эмпирикам, которые предшествовали ему, Юм считал, что содержание разума исходит только из опыта. Юм известен разделением на должное, также называемым вилкой Юма: утверждением о том, что невозможно вывести «есть» из «должно» (например, мы не можем исходить из морального утверждения, что каждый должен должно быть одинаково умным для фактического предположения, что все одинаково умны). Хьюм также предложил огромные проблемы для таких понятий, как причинность и индукция — проблемы, которые, по мнению некоторых, так и не были решены по сей день.

Эпикур: Эпикур советовал своим последователям жить простой жизнью. Например, их еда и питье состояли в основном из хлеба и воды, а сыр был редкой привилегией. Будучи во многом неправильно понятым потомством, Эпикур на самом деле советовал избегать сильных удовольствий, потому что за ними часто следует боль — либо из-за чрезмерного баловства, либо из-за того, что снова теряется доступ к удовольствиям. Точно так же Эпикур считал, что более сильные и необычные удовольствия в то же время сделают обычные и менее сильные удовольствия менее приятными, тем самым лишив человека, предающегося утонченным удовольствиям, возможности наслаждаться простой, спокойной жизнью.

Диоген: Диоген решил стать бездомным и поселился в большом глиняном кувшине на тротуаре. Он остался в своем уличном жилище, где шокировал афинских граждан своим, казалось бы, безумным и грубым поведением, подкрепленным оскорблениями и случайными мудрыми высказываниями. Можно сказать, что Диоген был первым панком в истории, настоящим провокатором, мало заботившимся о собственном благополучии и физической безопасности, насмехаясь и над знатным Платоном, и над могущественным завоевателем, и над королем Александром, безжалостно демонстрируя, какими тщеславными они выглядели, если смотреть сквозь них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *