Понятия индивида, личности, индивидуальности
27.12.2014
Для социально-психологического анализа личности следует разграничить понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Наиболее общим является понятие «человек» — это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическим мышлением, логической памятью и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфически человеческие способности и свойства не являются наследственными, а формируются у человека прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне животного, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. У человека, живущего в изоляции от других людей и общества, самостоятельно не будет развиваться логическое мышление, не сложится система понятий. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.
Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. «Индивид» (от лат. «individuum» — неделимое) — человек как представитель вида Homo sapiens, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт. Основные характеристики индивида — активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Характеризуя человека как индивида, мы рассматриваем прежде всего его биологическую природу. Поэтому при организации учебной, трудовой деятельности руководителю (учителю) необходимо учитывать соблюдение мер безопасности, санитарно-гигиенических условий работы.
В психологии понятие «личность» является одним из основополагающих.
«Личность, — писал С. Л. Рубинштейн, — образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни».
Для того, чтобы стать личностью, человек должен усвоить духовные ценности, нормы морали, способы деятельности.
Личность — это человек, определяемый в системе социально обусловленных характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, детерминируют нравственные поступки человека.
Формирование человека как личности характеризуется развитием высших сфер его психики: мыслительной, эмоциональной, волевой. Л. Фейербах писал:
«Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувств. Сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь. Разум, любовь и сила воли — это совершенство».
Для руководителя (учителя) важно создать такой комплекс условий в коллективе, при котором выявляются не только биологические, но и социальные, духовные потребности.
Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других. Его индивидуальность выражается в наличии особых, свойственных только ему опыта, знаний, мнений, убеждений, характера. Мотивация, темперамент, способности, характер — основные параметры индивидуальности. Предпосылка ее формирования — анатомо-физиологические задатки, преобразуемые в процессе жизни. Индивидуальность проявляется в свойствах темперамента, чертах характера, в специфике интересов и способностей индивида. Она — и самобытность чувств, и особенность характера, и уникальность мышления. «Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность», — писал И. И. Мечников. Зная сильные и слабые стороны школьников, можно определить условия их обучения и развития, рационально построить режим работы, помочь найти пути самосовершенствования.
Таким образом, сравнивая данные понятия, мы можем отметить: «индивид» означает нечто целое, неделимое, указывает, что объединяет данного человека с человеческим видом; «индивидуальность» дает ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей; понятие «личность» характеризует целостность, но такую, которая рождается в обществе.
Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Материалы по теме |
---|
Человек, индивид, индивидуальность, личность Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Соотношение понятия личность с понятиями человек, индивид, индивидуальность … |
Личность и индивидуальность Мельник С. Н., Психология личности, Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск… |
А. Н. Леонтьев — Индивид и личность … |
Структуры индивидуальности и личности Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. — Психологический справочник учителя |
Соотношение понятий личность и индивидуальность … |
Темперамент и индивидуальные стили деятельности Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Личностные и поведенческие проблемы младших школьников Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста |
Личность и индивидуальность
Индивидуальность как свойство личности. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого.
Индивидуальность человека состоит в том, что каждый индивид неповторим, но, особенно в том, что каждый индивид — это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.
Индивидуальная самобытность проявляется во всех признаках индивидуальности. Но истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом индивида, сколько со способом бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности. Индивидуальность можно определить как особую форму бытия человека в обществе.
Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду.
Но если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности.
В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. «Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта деятельности».Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне её собственного способа бытия, есть, конечно, абстракция и реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью.
Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальны особенностей.
Понятие индивидуальности не совпадает целиком с понятием личности. Если понятие личности характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, его социального содержания, указывая на его социальные позиции и ориентации, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Природные особенности индивида сами по себе не формируют индивидуальности. Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей», «экземпляром» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия. Индивидуальность — это особое сформировавшиеся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, его сознания и деятельности. Так «индивидуальность по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе, соответственно можно выделить три её формы: предметная, биологическая и социальная».
Сущностное определение индивидуальности состоит в том, что она отражает самобытность конкретного индивида.
Понятие личности характеризует человека со стороны его социального содержания, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Понятие индивидуальности неразрывно связано с процессом индивидуализации человека, с формированием и развитием своей самобытности и уникальности.
В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, в других людях, в самом себе.
Индивидуальность — это своеобразие конкретно взятого человека, совокупность лично ему принадлежащих особенностей и стилей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного взятого человека в многообразности его мыслей, чувств, проявлений силы воли, способностей и талантов, мотивов, потребностей, интересов, привычек, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллектуального уровня, склонностей и других различных особенностей.
Проблема индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности.
Неповторимость человеческой психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова).
Термин «индивидуальность» употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимости определенных признаков, присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду. Как правило словом «индивидуальность» определяют какую — либо главную особенность личности человека, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других — маловыразительно, малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта например состоит в способности видеть то, чего не замечают другие, в особенностях переработки информации, т. е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в ее силе, удивительном мужестве, самообладании.
Индивидуальность определяет личность конкретнее, детальнее и тем самым более полнее. Она является постоянным объектом исследования как при детальном изучении психологии личности, так и других направлениях психологии.
Что такое личность и индивидуальные различия?
Изучение личности и индивидуальных различий составляет неотъемлемую область анализа в психологии. Каждый человек уникален в сочетании своих личностных черт и в том, как он ведет себя индивидуально в социальных ситуациях. Индивидуальные различия связаны с умственными способностями, профессиональными интересами, религиозными убеждениями, политическими взглядами и сексуальностью. Это могут быть предикторы работы, образования и более широких жизненных результатов, а также когнитивных способностей. Психология личности — это лишь один из аспектов психологического анализа. Если мы рассматриваем как природу, так и воспитание, социальная психология — это научное исследование того, как мысли и поведение других людей, а также социальные нормы и наша среда могут также влиять на наши собственные мысли и поведение.
Обычно считается, что личность достаточно фиксированная и стабильная благодаря теории влиятельного психолога Ганса Айзенка о том, что личность является биологически обусловленной. Однако исследование, проведенное в 2019 году, показало, что чем больше задач по адаптации личности выполняли 400 студентов-психологов в течение 15-недельного исследования, тем больше менялась их личность в ходе исследования. Ведущий исследователь Натан В. Хадсон сказал: «Единственным важным выводом нашего исследования является то, что активное участие в поведении, направленном на изменение черт личности, на самом деле предсказывает больший рост черт с течением времени». Полный текст статьи «Вы должны пройти через: достижение целей изменения поведения предсказывает волевые изменения личности» был опубликован в Журнале личности и социальной психологии, и его можно найти на веб-сайте Американской психологической ассоциации (АПА).
Еще одно исследование, проведенное в 2019 году, основано на данных из Опросника талантов проекта, содержащего личностные данные более 400 000 человек, собранные за 50-летний период. Результаты показали, что, хотя некоторые элементы личности остаются стабильными с течением времени, другие могут меняться, и обычно в положительную сторону. Ведущий автор исследования Родика Дамиан сказала об исследовании: «В среднем все становятся более сознательными, эмоционально стабильными и более приятными».
Когда мысли, чувства и поведенческие паттерны вызывают проблемы, связанные с другими, их можно назвать расстройствами личности, такими как нарциссизм или пограничное расстройство личности. Некоторые черты личности, такие как перфекционизм, могут вызывать проблемы при выполнении повседневных задач, что может указывать на обсессивно-компульсивное расстройство. Они отличаются от аффективных расстройств, таких как биполярное расстройство (ранее известное как маниакально-депрессивный психоз), которые считаются заболеваниями.
Что такое модель PEN?
В изучении личности Ганс Айзенк был пионером. У него есть свои критики, и, несмотря на то, что он бежал из нацистской Германии в 1940-х годах, он учился у скандального психолога-педагога и генетика сэра Сирила Берта. Целью Айзенка было объединить психофизиологию, когнитивную психологию, генетику поведения, эстетику и психометрию в единую теорию личности и индивидуальных различий. Под влиянием семи личностных факторов сэра Фрэнсиса Гальтона и опросника шестнадцати личностных факторов Рэймонда Кеттелла Айзенк разработал модель PEN, которая означает психотизм, экстраверсию и невротизм. Эти три суперфактора, полученные с помощью факторного анализа, рассматривались как ключевые показатели для понимания чьей-либо личности. Однако они не принимали во внимание изменчивость, просто предлагая бинарные признаки:
- Экстраверсия-Интроверсия
- Нейротизм – Эмоциональная стабильность
- Психотоцизм – Нормальность
Айзенк язвительно отзывался о психоанализе, который, как он утверждал, был ненаучным. Он был сторонником поведенческой терапии, и ему можно приписать создание клинической психологии в Соединенном Королевстве. Обеспокоенный надежной методологией, он разработал множество личностных опросников и тестов, наиболее известным из которых является личностный опросник Айзенка. Он также был редактором-основателем рецензируемого журнала Personality and Individual Differences, который теперь издается Elsevier. Хотя его вклад в развитие нашего понимания черт личности нельзя сбрасывать со счетов, в 2019 г. , расследование от имени Королевского колледжа показало, что области его исследований «несовместимы с современной клинической наукой». В 2020 году четырнадцать его статей были отозваны, а журналы опубликовали 64 заявления, выражающих обеспокоенность по поводу его публикаций.
Что такое Большая пятерка?
«Большая пятерка» относится к наиболее часто используемой модели для оценки личности в академической психологии. Пять основных параметров личностных качеств:
- Открытость
- Добросовестность
- Экстраверсия
- Приятность
- Нейротизм
Иногда «Большую пятерку» называют пятифакторной моделью личности (ПФМ). Пять измерений черт можно запомнить по аббревиатуре ОКЕАН. Она отличается от модели личности Айзенка и моделей ее предшественников, поскольку рассматривает каждую черту как находящуюся в континууме, тем самым предлагая вариативность, а не предлагая исключительно полярные противоположности черт как аспектов личности. Несмотря на эту изменчивость, некоторые черты могут быть конкретно связаны с серьезными расстройствами личности, такими как психопатия, которая часто проявляется в виде отсутствия эмпатии, безответственности и лживости.
Во время пандемии было много споров о типе личности и его влиянии на успешную удаленную работу. Исследование указывает на две черты личности — экстраверсию и добросовестность, — которые предсказывают снижение производительности и ухудшение самочувствия с течением времени. Это предлагает интересные выводы и последствия для универсальной рабочей политики после пандемии.
Что такое MBTI?
Популярной оценкой личности является индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI), созданный Изабель Майерс-Бриггс под влиянием ее матери, Кэтрин Кук Бриггс. Часто используемый в организациях, чтобы помочь коллегам понять свои личностные различия и то, как друг другу нравится работать, он подвергался критике со стороны некоторых специалистов в области психологии за его приверженность теории типов и отсутствие психометрической поддержки. Также было отмечено, что личностный опросник, такой как MBTI, должен иметь хорошую надежность повторного тестирования, но те, кто повторно проходит тест, обнаруживают, что они могут получать разные результаты.
Некоторые исследования, основанные на теории психологических типов Карла Юнга, показали, что четыре из пяти показателей MBTI коррелируют с показателями пятифакторной модели личности. Сам Юнг предостерег от категоризации людей, написав в Psychologische Typen : «Я очень несистематичен по намерению. Нам нужен свой язык для каждого пациента». Похоже, он осознавал ограниченность своей теории, поэтому, возможно, его позабавило бы, если бы он узнал, что его мысли были популяризированы в виде викторины.
СДВГ: неврологическое расстройство или нейроразнообразие?
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это неврологическое расстройство, которое часто понимают неправильно. Это особенно трудно распознать у женщин, поскольку они могут маскировать любую невнимательность и могут быть высокофункциональными, успешными, публично демонстрирующими уровень самоконтроля. Однако эмоциональная суматоха, лежащая под поверхностью, может вызвать беспокойство и депрессию, которые затем диагностируются без понимания более широкой нейродивергенции, лежащей в ее основе.
Хотя репрезентация симптомов невнимательности, описанная в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5), включает следующие моменты, их легко не заметить у женщины, которая умеет их маскировать:
- Неспособность уделять пристальное внимание вдаваться в подробности или совершать ошибки по невнимательности в деятельности
- Проблемы с удержанием внимания на задачах
- Невыполнение инструкций и невыполнение обязанностей из-за потери внимания или отвлечения внимания
- Проблемы с организацией задач и действий
- Легко отвлекаться
- Забывчивость в повседневных делах
Опросы, написанные специально для того, чтобы помочь женщинам в более позднем возрасте распознать, что может быть характерным поведением для СДВГ, включают более конкретные вопросы, такие как:
- Чувствуете ли вы себя подавленным в магазине, в офисе или на вечеринках? Не можете ли вы отгородиться от звуков и отвлекающих факторов, которые не беспокоят других?
- Время, деньги, бумага или «вещи» доминируют в вашей жизни и мешают вам достигать своих целей?
- Часто ли вы отключаетесь в середине дня, чувствуя себя оскорбленным? Вызывает ли у вас эмоциональное возбуждение просьба «еще кое-что»?
- Вы тратите большую часть своего времени на то, чтобы справляться, искать вещи, догонять или прикрываться? Вы избегаете людей из-за этого?
СДВГ также может быть связан с чувствительной к отвержению дисфорией (RSD) и оппозиционно-вызывающим расстройством (ODD), которые проявляются в отсутствии регуляции эмоций. Наше понимание СДВГ расширяется, поскольку оно больше не рассматривается как просто гиперактивное расстройство, в основном встречающееся у мальчиков, и углубляется наше понимание биохимических процессов.
Освоение психологии
Изучение личности и индивидуальных различий — это лишь один из аспектов магистерской психологии, который может помочь вам продвинуться или изменить свою карьеру. Степень магистра в области психологии — это ценная степень, которая может помочь вам в успешной карьере, независимо от того, интересуетесь ли вы психоанализом, спортивной психологией или психологией организаций. Куда бы вас ни завела жизнь, понимание человеческого разума даст вам преимущество.
В Университете Сандерленда есть неполный рабочий день, 100% онлайн-программа магистра психологии, которую вы можете изучать в соответствии с вашими текущими обязательствами и приобретать навыки, которые увеличат ваши возможности для карьерного роста.
Личность и индивидуальные различия в психологии
Ключевым понятием в психологии является понимание личности и индивидуальных различий. Это включает в себя сложные отношения между личностью и поведением, последствия расстройств личности и более широкие социальные проблемы, связанные с индивидуальными различиями личности.
Идея личности и индивидуальных различий настолько неотъемлема для психологии, что существует одноименная книга Ганса Айзенка, а также рецензируемый академический журнал (основанный Айзенком) с таким же названием. Личность и индивидуальные различия — официальный журнал Международного общества изучения индивидуальных различий, издаваемый Elsevier шестнадцать раз в год. Есть также множество учебников, которые расширяют этот предмет, в том числе «Личность, индивидуальные различия и интеллект » от Day, Macaskill и Maltby, опубликованные Pearson.
Дифференциальная психология рассматривает способы, которыми поведение индивидов создает личностные различия, и лежащие в их основе процессы. Изменчивость в этой дифференциации может включать такие показатели, как личность, мотивация, интеллект, эмоциональный интеллект, интересы, ценности, самооценка, самоэффективность и самооценка. Из этого выросла модель индивидуальных различий Айзенка.
Модель индивидуальных различий Ганса Айзенка
Ганс Айзенк, которого часто называют «отцом психологии», многие считают, что он привнес психологию в научную сферу, а также в общественную сферу. Интересно, что его теории личности изначально основывались на четырех темпераментах греческого врача Галена: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Этот подход не кажется таким уж научным, но Айзенк построил свое исследование на эмпирической основе и провел множество экспериментов для проверки своих теорий. Эти тесты и его интерес к измерению поведенческих черт внесли значительный вклад в развитие психометрии.
Айзенк предположил, что у каждого человека есть ряд характеристик, которые остаются стабильными с течением времени, но что эти характеристики определяет нервная система каждого человека. Хотя Айзенк принимал во внимание социокультурные влияния и социальную психологию, он считал, что физиологические и генетические особенности определяют функцию нервной системы и, следовательно, отвечают за черты личности. Его работа была сосредоточена на трех ключевых измерениях личности:
- Экстраверсия-Интроверсия: Черты, рассматриваемые в рамках этой шкалы, включают общительность, импульсивность, жизнелюбие, стремление к исследованию, динамизм, доминирование и догматизм.
- Нейротизм: Это измерение учитывает такие черты, как нестабильность, иррациональность, тревога, эмоциональность, чувство вины, низкая самооценка и застенчивость.
- Психозизм: Сюда входят такие черты, как эгоцентризм, агрессия, жестокость, холодность и трудности с сопереживанием.
Эти измерения и изучение индивидуальных различий послужили основой для большей части нашего понимания типов личности в психологии, но у Айзенка есть и недоброжелатели.
В 2019 году многие исследования Айзенка подверглись тщательной проверке из-за подозрений в манипулировании данными. Исследования касались предикторов здоровья, определяющих личность, и, в частности, связи с раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Идея о том, что оптимистичная личность имеет больше шансов выжить от рака, имеет некоторое влияние в обществе, и Энтони Пелоси, чья критика спровоцировала дальнейшие исследования, проводит более полное исследование.
Работа Айзенка по-прежнему имеет высокий импакт-фактор; например, метаанализ 2008 года, подвергшийся резкой критике, в котором сообщалось о связи между стрессом и раком, содержал ссылки на две сомнительные статьи Айзенка. По данным Google Scholar, на сегодняшний день этот метаанализ цитировали 966 раз.
По мере роста наших знаний о нервной системе растет и наше понимание влияния биохимии на личность. Точно так же наши знания о генетике все еще развиваются и меняются, иногда пересекаясь с исследованиями в области неврологии. В настоящее время считается, что от 20 до 60 процентов темперамента определяется генетикой, а остальное зависит от окружающей среды. Таким образом, детерминанты личности представляют собой смесь природы и воспитания.
Пятифакторная модель
Пятифакторная модель (ПФМ) иногда упоминается как Большая пятерка, и она развивает трехфакторную теорию Айзенка (среди прочего), которая, по мнению многих, потенциально ограничивает масштабы. Сегодня принято считать, что существует пять основных факторов личности, и FFM является наиболее широко принятой психологией теорией личности.
Вместо того, чтобы представлять бинарные полярности личности, каждая из Большой пятерки представляет континуум личностных черт:
- Открытость (воображение, чувства, действия, идеи)
- Добросовестность (компетентность, самодисциплина, вдумчивость, целеустремленность)
- Экстраверсия (общительность, напористость, эмоциональное выражение)
- Приятность (сотрудничество, надежность, добродушие)
- Нейротизм (склонность к неустойчивым эмоциям)
Аббревиатура OCEAN — это простой способ запомнить «Большую пятерку». Каждый представляет собой спектр, который может содержать различные уровни признака. Например, приятность может выражаться в том, что кто-то доверчив, альтруистичен, уступчив, скромен, сочувствующий, чуткий, несимпатичный, упрямый, принижает других, требователен, не заботится о чувствах других или скептичен. Это представляет широкий диапазон личности, а не просто классифицирует человека как находящегося на положительном или отрицательном конце спектра.
Исследование, проведенное в 2012 году Сото и Джоном, попыталось установить изменения в развитии черт Большой пятерки. Они обнаружили, что доброжелательность и добросовестность возрастают с возрастом. Наблюдается снижение открытости опыту и невротизма от подросткового возраста до среднего возраста. Сото и Джон пришли к выводу, что существуют более значимые тенденции, относящиеся к конкретным аспектам черт (таким как авантюризм и депрессия), а не к чертам в целом.
Исследования пытались найти взаимосвязь между формами нейроразнообразия, такими как СДВГ, и конкретными типами личности, но существует также вероятность того, что личностные черты формируются человеком, имеющим СДВГ с рождения, поскольку считается, что он передается по наследству. На это указывает большое количество нейробиологических исследований СДВГ. В личностных опросниках люди с СДВГ часто оценивают себя как менее добросовестные и более высокие по шкале невротизма. Используя диагностические критерии из Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM), человек с СДВГ может определить такие симптомы, как плохая организация и отсутствие внимания к деталям, как недобросовестность, хотя на самом деле это следствие работы его мозга.
В психопатологии считается, что эмпатия часто отсутствует у личностей, которые могут быть подвержены психопатии, макиавеллизму и нарциссизму. Это будет представлено как безразличие к тому, что чувствуют другие люди по шкале приятности. Нейротизм и недостаток совести также могут проявляться при оценке личности.
Что такое эволюционная психология?
Эволюционная психология — это изучение человеческого познания и поведения в отношении их эволюционного происхождения. Суть методологии этой биологически обоснованной линии мышления заключается в том, что поведение людей сегодня можно лучше понять, если подумать о контексте, в котором эволюционировали ранние люди. Это следует из бесспорного предположения, что мозг вызывает поведение, но из спорного предположения, что дарвиновская эволюция применима как к человеческому разуму, так и к мозгу.
Идейный лидер в этой области, Тодд К. Шекелфорд — американский психолог и профессор Оклендского университета. Он также является соучредителем (вместе с Вивианной А. Уикс-Шакелфорд) лаборатории эволюционной психологии. Согласно домашней странице:
«Эволюционная психология — это гибридная дисциплина, которая черпает информацию из современной эволюционной теории, биологии, когнитивной психологии, антропологии, экономики, информатики и палеоархеологии».
Антрополог Джон Туби и психолог Леда Космидес уточняют в главе 1 книги Дэвида Басса «Справочник по эволюционной психологии»:
«Эволюционная психология — это давняя научная попытка собрать из разрозненных, фрагментарных и взаимно противоречащих человеческих дисциплин единую, логически интегрированную исследовательскую структуру для психологических, социальных и поведенческих наук — структуру, которая не только включает в себя эволюционных наук на полной и равной основе, но это систематически отрабатывает все изменения в существующих убеждениях и исследовательской практике, которые требуются для такого синтеза».