Личность | это… Что такое Личность?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
|
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].
Понятие личности в философии
История развития взглядов на личность
- В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[3]
- В средневековой философии личность понималась как сущность Бога
- В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
- В философии романтизма личность понималась как герой.
Современные концепции личности
Персонализм
Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.
Атрибуты личности
- Воля (см. также: Свобода)
- Разум
- Чувства
Понимание личности в социальных науках
Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум 4 широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:
- Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
- Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикта, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
- Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
- Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.
Понятие личности в психологии
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Комплекс устойчивых компонентов личности
- Темперамент
- Характер
- Способности
- Мотивация
Личность, индивид и индивидуальность
- Индивид-отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .
- Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Понятие личности в религии
Христианство
В христианстве (православии) личностями считаются[источник не указан 901 день]:
- Три Лица Святой Троицы
- Ангелы и демоны (падшие ангелы)
- Люди (как сотворённые по образу и подобию Бога)
Каждый человек, по учению Церкви, непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. [1] Все люди (как и все духи) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу и подобию Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие. [2]
Православное понимание личности, в отличие от католического, подразумевает, что в аксиологическом и этическом значении человеческая личность превосходит понятия «человеческая природа» и «человеческая индивидуальность». Личность, включая в себя природу и индивидуальность, в то же время относится к высшей категории. Она предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, словесность (разумность), творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь. Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал нам в своем Лице Иисус Христос. Человек именно потому и личность, что он есть образ личного Бога в безличном мире. Человек существует в качестве личности по причине того, что являет собой образ Бога, и наоборот – он вследствие того только и есть образ Божий, что существует в качестве личности. Личность человека не определяется его природой, но сама может уподоблять природу Божественному Первообразу. Способность быть личностью является сущностной для человека: личность и природа соединяются в человеке в некое единство, отличающее его от иных созданий. Но при этом сама личность к природе человека несводима, что делает ее практически недоступной для научного исследования.
Буддизм
Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала»[5]. Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, «я»[6] и личности[7]. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм)[6]. В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна)[8][6]. Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности[9], являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной[10].
Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным[11]. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания[12]. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством[13].
Другие религии
Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).
См. также
- Природа и сущность человека
- Самосознание
- Сознание
- Персонализм
- Внутренний мир
- Самопознание
- Интегральная индивидуальность
- Индивид
- Особь
- Ипостась
Примечания
- ↑ Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
- ↑ Кон И. С. Личность // БЭС
- ↑ Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
- ↑ Маховская О. И. Коммуникативный опыт личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — С. 25-26.
- ↑ Щербатской, 1998, с. 109
- ↑ 1 2 3 Торчинов, 2002, с. 17
- ↑ Щербатской, 1998, с. 123
- ↑ Щербатской, 1998, с. 111
- ↑ Щербатской, 1998, с. 112—113
- ↑ Жуковская, 1992, Дхарма
- ↑ Торчинов, 2002, с. 20
- ↑ Торчинов, 2002, с. 20—21
- ↑ Жуковская, 1992, Моха
Литература
- Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
- Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1986.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
- Кобзев А. И. О понимании личности в китайской и европейской культурах (проблема организмических моделей) // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1979, № 5, с. 43 — 57.
- Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.
- Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.
- Рубин В. А. «Личность и власть в Древнем Китае. Собрание трудов» Издательская фирма «Восточная литература» РАН. Москва. 1999
- Русалов В. М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/ch8_2.html
- Семёнов Ю. И. «Личность, общество, культура»
- Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5
- Феоктистов В. Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. М., 2001. С.413-421.
- Штейнер Е. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с. 164—190
- Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг.. — Самара: Издательский дом «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9
- Личность в традиционном Китае. М., 1992.
Ссылки
- Личность // Новая философская энциклопедия
Личность | это… Что такое Личность?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
|
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].
Понятие личности в философии
История развития взглядов на личность
- В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[3]
- В средневековой философии личность понималась как сущность Бога
- В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
- В философии романтизма личность понималась как герой.
Современные концепции личности
Персонализм
Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.
Атрибуты личности
- Воля (см. также: Свобода)
- Разум
- Чувства
Понимание личности в социальных науках
Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум 4 широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:[4]
- Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
- Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикта, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
- Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
- Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.
Понятие личности в психологии
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Комплекс устойчивых компонентов личности
- Темперамент
- Характер
- Способности
- Мотивация
Личность, индивид и индивидуальность
- Индивид-отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .
- Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Понятие личности в религии
Христианство
В христианстве (православии) личностями считаются[источник не указан 901 день]:
- Три Лица Святой Троицы
- Ангелы и демоны (падшие ангелы)
- Люди (как сотворённые по образу и подобию Бога)
Каждый человек, по учению Церкви, непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. [1] Все люди (как и все духи) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу и подобию Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие. [2]
Православное понимание личности, в отличие от католического, подразумевает, что в аксиологическом и этическом значении человеческая личность превосходит понятия «человеческая природа» и «человеческая индивидуальность». Личность, включая в себя природу и индивидуальность, в то же время относится к высшей категории. Она предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, словесность (разумность), творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь. Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал нам в своем Лице Иисус Христос. Человек именно потому и личность, что он есть образ личного Бога в безличном мире. Человек существует в качестве личности по причине того, что являет собой образ Бога, и наоборот – он вследствие того только и есть образ Божий, что существует в качестве личности. Личность человека не определяется его природой, но сама может уподоблять природу Божественному Первообразу. Способность быть личностью является сущностной для человека: личность и природа соединяются в человеке в некое единство, отличающее его от иных созданий. Но при этом сама личность к природе человека несводима, что делает ее практически недоступной для научного исследования.
Буддизм
Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала»[5]. Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, «я»[6] и личности[7]. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм)[6]. В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна)[8][6]. Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности[9], являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной[10].
Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным[11]. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания[12]. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством[13].
Другие религии
Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).
См. также
- Природа и сущность человека
- Самосознание
- Сознание
- Персонализм
- Внутренний мир
- Самопознание
- Интегральная индивидуальность
- Индивид
- Особь
- Ипостась
Примечания
- ↑ Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
- ↑ Кон И. С. Личность // БЭС
- ↑ Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
- ↑ Маховская О. И. Коммуникативный опыт личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — С. 25-26.
- ↑ Щербатской, 1998, с. 109
- ↑ 1 2 3 Торчинов, 2002, с. 17
- ↑ Щербатской, 1998, с. 123
- ↑ Щербатской, 1998, с. 111
- ↑ Щербатской, 1998, с. 112—113
- ↑ Жуковская, 1992, Дхарма
- ↑ Торчинов, 2002, с. 20
- ↑ Торчинов, 2002, с. 20—21
- ↑ Жуковская, 1992, Моха
Литература
- Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
- Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1986.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
- Кобзев А. И. О понимании личности в китайской и европейской культурах (проблема организмических моделей) // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1979, № 5, с. 43 — 57.
- Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.
- Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.
- Рубин В. А. «Личность и власть в Древнем Китае. Собрание трудов» Издательская фирма «Восточная литература» РАН. Москва. 1999
- Русалов В. М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/ch8_2. html
- Семёнов Ю. И. «Личность, общество, культура»
- Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5
- Феоктистов В. Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. М., 2001. С.413-421.
- Штейнер Е. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с. 164—190
- Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг.. — Самара: Издательский дом «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9
- Личность в традиционном Китае. М., 1992.
Ссылки
- Личность // Новая философская энциклопедия
личности | Определение, типы, природа и факты
Маргарет Мид
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Зигмунд Фрейд Карен Хорни Вильгельм Райх Гарольд Лассуэлл Уильям Шелдон
- Похожие темы:
- психологическое развитие эго пятифакторная модель личности расстройство личности высокомерие
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
личность , характерный способ мышления, чувств и поведения. Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя черты поведения, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношениях людей к окружающей среде и к социальной группе.
Термин «личность» определялся по-разному, но как психологическое понятие развилось два основных значения. Первый относится к устойчивым различиям, существующим между людьми: в этом смысле изучение личности сосредоточено на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека. Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми и отличают психологического человека от других видов; оно направляет теоретика личности на поиск тех закономерностей среди всех людей, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни. Эта двойственность может помочь объяснить два направления, по которым пошли исследования личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой — поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающей взаимодействие между органическими и психологические события внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают. Двойственное определение личности переплетается с большинством тем, обсуждаемых ниже. Однако следует подчеркнуть, что ни одно из определений личности не нашло всеобщего признания в данной области.
Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются своими характерными индивидуальными образцами поведения — особыми способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилища или выражают свои побуждения. Каким бы ни было поведение, персонологи — так называются те, кто систематически изучает личность, — изучают, чем люди отличаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя другие области психологии изучают многие из тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация, персонолог уделяет особое внимание тому, как эти различные процессы сочетаются друг с другом и становятся интегрированными, чтобы придать каждому человеку отличительную идентичность или личность. Систематическое психологическое изучение личности возникло из ряда различных источников, включая тематические исследования в психиатрии, посвященные жизни в бедственном положении, из философии, изучающей природу человека, а также из физиологии, антропологии и социальной психологии.
Можно сказать, что систематическое изучение личности как узнаваемой и отдельной дисциплины в рамках психологии началось в 1930-х годах с публикации в Соединенных Штатах двух учебников: «Психология личности», (1937) Росса Стагнера и «Личность»: «Психологическая интерпретация » (1937) Гордона У. Олпорта, за которой последовали « исследования личности » Генри А. Мюррея (1938), содержащие ряд экспериментальных и клинических исследований, а также комплексный и всеобъемлющий текст Гарднера Мерфи, Личность: биосоциальный подход к происхождению и структуре (1947). Тем не менее, персонология может проследить свое происхождение от древних греков, которые предложили своего рода биохимическую теорию личности.
Теории физиологических типов
Идея о том, что люди попадают в определенные категории типов личности в зависимости от телесных характеристик, заинтриговала многих современных психологов, а также их коллег в древности. Однако идея о том, что люди должны относиться к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отвергалась. Здесь рассматриваются два основных набора теорий: гуморальная и морфологическая.
Гуморальные теории
Возможно, самая старая из известных теорий личности содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла и в родственных рассуждениях врача Гиппократа. Космические элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодная и сухая), огонь (теплый и сухой) и вода (холодная и влажная) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в вышеуказанном порядке ) к физическим юморам Гиппократа, которые были связаны с вариациями темперамента: кровь (сангвинический темперамент), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик) и флегма (флегматик). Эта теория, согласно которой химия тела определяет темперамент, существует в той или иной форме уже более 2500 лет. Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от надлежащего баланса между четырьмя телесными соками; избыток одного может вызвать особое телесное заболевание или преувеличенную черту личности. Таким образом, человек с избытком крови должен иметь сангвинический темперамент, то есть быть оптимистом, восторженным и возбудимым. Считалось, что слишком много черной желчи (темная кровь, возможно, смешанная с другими выделениями) вызывает меланхолический темперамент. Избыток желтой желчи (выделяемой печенью) приводит к гневу, раздражительности и «желтушному» взгляду на жизнь. Считалось, что обилие мокроты (выделяемой в дыхательных путях) делает людей флегматичными, апатичными и сдержанными. По мере развития биологической науки эти примитивные представления о химии тела были заменены более сложными идеями и современными исследованиями гормонов, нейротрансмиттеров и веществ, вырабатываемых в центральной нервной системе, таких как эндорфины.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Морфологические (тип телосложения) теории
К биохимическим теориям относятся те, которые различают типы личности на основе телосложения (соматотипа). Такую морфологическую теорию разработал немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В своей книге Телосложение и характер , впервые опубликованной в 1921 году, он писал, что среди его пациентов больным шизофренией часто были свойственны хилый, довольно слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (атлетическое) телосложение, в то время как невысокий, округлое (пикническое) телосложение часто встречалось у больных маниакально-депрессивным психозом. Кречмер расширил свои выводы и утверждения в теории, которая связывает телосложение и личность у всех людей, и написал, что худощавое и тонкое телосложение связано с интроверсией, в то время как люди с округлыми, более тяжелыми и короткими телами, как правило, циклотимичны, то есть капризны, но часто экстравертны. и веселый.
Несмотря на ранние надежды на то, что типы телосложения могут быть полезны для классификации характеристик личности или выявления психических синдромов, отношения, наблюдаемые Кречмером, не нашли убедительного подтверждения эмпирическими исследованиями. В 1930-х годах более сложные исследования, проведенные Уильямом Х. Шелдоном в Соединенных Штатах, разработали систему для присвоения людям трехзначного номера соматотипа, где каждая цифра находится в диапазоне от 1 до 7. Каждая из трех цифр относится к одному из трех Шелдона. компоненты телосложения: первый к мягкому, круглому эндоморфу, второй к квадратному, мускулистому мезоморфу; а третий — линейному, тонкокостному эктоморфу. Таким образом, у крайнего эндоморфа будет 711, у крайнего эктоморфа — 117, а у среднего человека — 444. Затем Шелдон разработал список черт из 20 пунктов, в котором различались три отдельные категории поведения или темперамента. Трехзначная шкала темперамента, по-видимому, была в значительной степени связана с профилем соматотипа, связь, которая не впечатлила персонологов.
Также в 1930-х годах исследования личности начали рассматривать более широкий социальный контекст, в котором жил человек. Американский антрополог Маргарет Мид изучила модели сотрудничества и конкуренции в 13 примитивных обществах и смогла задокументировать большие различия в таком поведении в разных обществах. В своей книге «Пол и темперамент в трех первобытных обществах » (1935) она показала, что мужественность не обязательно выражается через агрессивность, а женственность не обязательно выражается через пассивность и уступчивость. Эти продемонстрированные вариации подняли вопросы об относительной роли биологии, обучения и культурного давления в характеристиках личности.
личность | Определение, типы, природа и факты
Маргарет Мид
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Зигмунд Фрейд Карен Хорни Вильгельм Райх Гарольд Лассуэлл Уильям Шелдон
- Похожие темы:
- психологическое развитие эго пятифакторная модель личности расстройство личности высокомерие
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
личность , характерный способ мышления, чувств и поведения. Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя черты поведения, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношениях людей к окружающей среде и к социальной группе.
Термин «личность» определялся по-разному, но как психологическое понятие развилось два основных значения. Первый относится к устойчивым различиям, существующим между людьми: в этом смысле изучение личности сосредоточено на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека. Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми и отличают психологического человека от других видов; оно направляет теоретика личности на поиск тех закономерностей среди всех людей, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни. Эта двойственность может помочь объяснить два направления, по которым пошли исследования личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой — поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающей взаимодействие между органическими и психологические события внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают. Двойственное определение личности переплетается с большинством тем, обсуждаемых ниже. Однако следует подчеркнуть, что ни одно из определений личности не нашло всеобщего признания в данной области.
Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются своими характерными индивидуальными образцами поведения — особыми способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилища или выражают свои побуждения. Каким бы ни было поведение, персонологи — так называются те, кто систематически изучает личность, — изучают, чем люди отличаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя другие области психологии изучают многие из тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация, персонолог уделяет особое внимание тому, как эти различные процессы сочетаются друг с другом и становятся интегрированными, чтобы придать каждому человеку отличительную идентичность или личность. Систематическое психологическое изучение личности возникло из ряда различных источников, включая тематические исследования в психиатрии, посвященные жизни в бедственном положении, из философии, изучающей природу человека, а также из физиологии, антропологии и социальной психологии.
Можно сказать, что систематическое изучение личности как узнаваемой и отдельной дисциплины в рамках психологии началось в 1930-х годах с публикации в Соединенных Штатах двух учебников: «Психология личности», (1937) Росса Стагнера и «Личность»: «Психологическая интерпретация » (1937) Гордона У. Олпорта, за которой последовали « исследования личности » Генри А. Мюррея (1938), содержащие ряд экспериментальных и клинических исследований, а также комплексный и всеобъемлющий текст Гарднера Мерфи, Личность: биосоциальный подход к происхождению и структуре (1947). Тем не менее, персонология может проследить свое происхождение от древних греков, которые предложили своего рода биохимическую теорию личности.
Теории физиологических типов
Идея о том, что люди попадают в определенные категории типов личности в зависимости от телесных характеристик, заинтриговала многих современных психологов, а также их коллег в древности. Однако идея о том, что люди должны относиться к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отвергалась. Здесь рассматриваются два основных набора теорий: гуморальная и морфологическая.
Гуморальные теории
Возможно, самая старая из известных теорий личности содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла и в родственных рассуждениях врача Гиппократа. Космические элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодная и сухая), огонь (теплый и сухой) и вода (холодная и влажная) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в вышеуказанном порядке ) к физическим юморам Гиппократа, которые были связаны с вариациями темперамента: кровь (сангвинический темперамент), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик) и флегма (флегматик). Эта теория, согласно которой химия тела определяет темперамент, существует в той или иной форме уже более 2500 лет. Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от надлежащего баланса между четырьмя телесными соками; избыток одного может вызвать особое телесное заболевание или преувеличенную черту личности. Таким образом, человек с избытком крови должен иметь сангвинический темперамент, то есть быть оптимистом, восторженным и возбудимым. Считалось, что слишком много черной желчи (темная кровь, возможно, смешанная с другими выделениями) вызывает меланхолический темперамент. Избыток желтой желчи (выделяемой печенью) приводит к гневу, раздражительности и «желтушному» взгляду на жизнь. Считалось, что обилие мокроты (выделяемой в дыхательных путях) делает людей флегматичными, апатичными и сдержанными. По мере развития биологической науки эти примитивные представления о химии тела были заменены более сложными идеями и современными исследованиями гормонов, нейротрансмиттеров и веществ, вырабатываемых в центральной нервной системе, таких как эндорфины.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Морфологические (тип телосложения) теории
К биохимическим теориям относятся те, которые различают типы личности на основе телосложения (соматотипа). Такую морфологическую теорию разработал немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В своей книге Телосложение и характер , впервые опубликованной в 1921 году, он писал, что среди его пациентов больным шизофренией часто были свойственны хилый, довольно слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (атлетическое) телосложение, в то время как невысокий, округлое (пикническое) телосложение часто встречалось у больных маниакально-депрессивным психозом. Кречмер расширил свои выводы и утверждения в теории, которая связывает телосложение и личность у всех людей, и написал, что худощавое и тонкое телосложение связано с интроверсией, в то время как люди с округлыми, более тяжелыми и короткими телами, как правило, циклотимичны, то есть капризны, но часто экстравертны. и веселый.
Несмотря на ранние надежды на то, что типы телосложения могут быть полезны для классификации характеристик личности или выявления психических синдромов, отношения, наблюдаемые Кречмером, не нашли убедительного подтверждения эмпирическими исследованиями. В 1930-х годах более сложные исследования, проведенные Уильямом Х. Шелдоном в Соединенных Штатах, разработали систему для присвоения людям трехзначного номера соматотипа, где каждая цифра находится в диапазоне от 1 до 7. Каждая из трех цифр относится к одному из трех Шелдона. компоненты телосложения: первый к мягкому, круглому эндоморфу, второй к квадратному, мускулистому мезоморфу; а третий — линейному, тонкокостному эктоморфу. Таким образом, у крайнего эндоморфа будет 711, у крайнего эктоморфа — 117, а у среднего человека — 444. Затем Шелдон разработал список черт из 20 пунктов, в котором различались три отдельные категории поведения или темперамента. Трехзначная шкала темперамента, по-видимому, была в значительной степени связана с профилем соматотипа, связь, которая не впечатлила персонологов.
Также в 1930-х годах исследования личности начали рассматривать более широкий социальный контекст, в котором жил человек. Американский антрополог Маргарет Мид изучила модели сотрудничества и конкуренции в 13 примитивных обществах и смогла задокументировать большие различия в таком поведении в разных обществах.