Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Лицемер что такое: Лицемер | это… Что такое Лицемер?

Лицемер | это… Что такое Лицемер?

ТолкованиеПеревод

Лицемер

Лицеме́рие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. [1]

Лицеме́рие — качество, свойство и поведение лицемера. [2]

Содержание

  • 1 Лицемерие в этике
  • 2 Лицемерие культурное
  • 3 Исследование лицемерия
  • 4 Отношение к лицемерию в вероисповеданиях
    • 4.1 Христианство
    • 4.2 Ислам
  • 5 См. также
  • 6 Источники

Лицемерие в этике

Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.

Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.[3] Зачастую под лицемерием понимают клевету и негативные высказывания в адрес отсутствующего на момент обсуждения субъекта.

Лицемерие культурное

Согласно Зигмунду Фрейду — культурное лицемерие — особое состояние, поддерживаемое обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою очевидную лабильность запретом критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько трудно это даётся. Вместе с тем оно не настолько богато и организованно, чтобы могло вознаграждать каждого в меру его отказа от удовлетворения влечений.

Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким путём он может получить достаточную компенсацию за принесенную жертву, чтобы сохранить душевное равновесие. В общем, он вынужден психологически жить вне своих возможностей, ибо неудовлетворённые влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный гнёт.[4]

Исследование лицемерия

Ощущение неудобства, дискомфорта и беспокойства, которое испытывают люди, когда их истинные и декларируемые эмоции не совпадают, легло в основу разработанной[5]американским психологом Леоном Фестингером на основе психологических экспериментов теории когнитивного диссонанса. Одноимённая книга («Теория когнитивного диссонанса» (Стэнфорд, 1957) принесла Фестингеру международную известность. Закон, выведенный Фестингером в этой книге, гласит:

два элемента мышления находятся в диссонантных отношениях, если из одного из них следует противоречие другому, и это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс. Пути преодоления диссонанса экспериментально изучены и описаны Фестингером в этой книге и в последующих работах: «Факторы сдерживания и усиления: психология недостаточного поощрения» (Стэнфорд, 1962), «Конфликты, решение и диссонанс» (Стэнфорд, 1964).

Отношение к лицемерию в вероисповеданиях

Христианство

Лицемерие — проявление людей, желающих показаться перед людьми в каком-либо виде, но притворно. Например, оказание милосердия может быть лишь «спектаклем для зрителей», т.е. человек-лицемер притворно подаёт милостыню, дабы присвоить себе статус милосердного. (Евангелие от Матфея 6:2)[6]

Ислам

Под лицемерием подразумевается внешнее проявление приверженности к Исламу и добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером такого человека называют потому, что он демонстрирует приверженность шариату при одних обстоятельствах и отвергает его при других.

[7]

См. также

  • Ханжество
  • Двоемыслие
  • Двойные стандарты
  • Двуличность
  • Расщепление сознания
  • Иудушка
  • георгиевская ленточка

Источники

  1. С. И. Ожегов «Толковый словарь Ожегова». «Academic.RU» (2007).
  2. Т. Ф. Ефремова «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.». «ГРАМОТА.РУ» (2001–2002).
  3. Кон И. «Словарь по этике». «Национальная философская энциклопедия» (1981).
  4. Головин С.Ю. «Словарь практического психолога». «Национальная психологическая энциклопедия» (1998).
  5. Лицемерие: как успокоить совесть (Эксперименты Фестингера)
  6. Салих ибн Фаузан аль-Фаузан «Книга Единобожия».

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Синонимы:

актер, волк в овечьей шкуре, двуликий янус, двуличник, двурушник, и нашим и вашим, иезуит, ипокрит, иудушка, комедиант, криводушник, лиса, лицедей, личинник, лукавец, неправедник, перевертыш, притвора, притворщик, прихильник, прихиретник, пустосвят, святоша, суесвят, суетный богомол, тартюф, фарисеи и книжники, фарисей, филистер, ханжа

  • Лицей № 66 (Омск)
  • Лицензиар

Полезное


Лицемерие в Исламе | umma.

ru

Автор:Шамиль Аляутдинов

Многие, особенно только-только ставшие религиозно-практикующими, любят использовать характеристику «лицемер» к несоблюдающим каноны веры друзьям или соратникам, называя их «джахилями», в отличие от них самих, ставших «алимами». Постараюсь раскрыть суть лицемерия, конечно же, не для того, чтобы потом предположительно искать его признаки в других (что крайне порицаемо Сунной), а для того, чтобы суметь заметить в самом себе и сделать соответствующие выводы.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «[Есть] четыре [качества]. Если [все] они объединятся в ком-либо [станут присущими ему неотъемлемыми чертами и характеристиками], тот станет настоящим лицемером[1], а в ком будет лишь одно из них, в том будет одна характеристика лицемерия, и это до тех пор, пока он его не оставит [не избавится от этого]: (1) когда говорит, лжет [не замалчивает правду, а именно лжет], (2) если обещает [что лучше всего, конечно же, делать письменно[2], ведь каждый понимает и слышит по-своему, а тем более — быстро забывает], то не исполняет [без веских на то причин, то есть необязателен], (3) если заключает договор, то поступает вероломно (предает; отрекается) [от взятых на себя обязательств — совсем ненадежен в том, что касается деловых, а тем более денежных отношений], (4) если спорит [участвует в споре, в суде], то ведет себя очень нагло (некультурно, невоспитанно)»[3].

Уверен, всякому мусульманину во все времена, читая этот хадис, есть над чем задуматься, а после — есть над чем работать. Подчеркну, этот и ему подобные хадисы не указывают на то, чтобы судить, осуждать других, они — для анализа самого себя. Но излишне копаться в себе также не стоит. Все в меру. Здоровый разум, здоровое тело, здоровые убеждения. Не борьба с сомнениями и дьявольскими нашептываниями, а грамотный подход к работе над становлением образцовой Личностью, здоровой и счастливой в обоих мирах.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующего можно сравнить с молодой травой: от ветра она то наклоняется, то выпрямляется [гибка, стойка, не ломается]. Лицемер[4] же подобен могучему кедру: стоит до тех пор, пока разом не упадет, вырванный с корнем»[5].

Верующий обычно гибок в жизненных ситуациях, мягок в восприятии трудностей, невзгод, которые не влияют отрицательно на его веру, разум и тело, но мобилизуют. А вот лицемер считает, что если уж он выполняет отдельные пункты религиозной практики, то все должно идти как по маслу. Такое восприятие происходящего приведет к тому, что первые же мирские невзгоды серьезно расшатают его духовно[6], психологически[7]. Удар же посильнее может просто уничтожить в нем религиозность: вся без остатка напускная набожность с треском рухнет на землю подобно могучему кедру.

Известный мусульманский праведник Фудейль ибн ‘Ияд[8] говорил: «Верующий мало говорит и много делает. Лицемер же много говорит, но мало делает»[9].

Богословское высказывание: «Лицемер в лицо человеку (которому завидует) льстит, в его отсутствие злословит, клевещет и порочит, а когда того постигает беда — радуется этому».

Великий богослов из поколения ат-таби‘ин (первое поколение после Пророка) аль-Хасан аль-Басри говорил: «Воистину, лицемер собирает (накапливает, живя в мирской обители, вперемешку) грехи, проступки и спокойствие, безопасность (пред Высшим Судом)»[10]. Он (формально верующий, но сутью, душой и интеллектом полумертвый), совершая ряд благих поступков, порой вынужденно, а иногда ради людской молвы, спокоен за свое будущее, считая, что его дела настолько значимые и героические, что затмят все его грехи и перевесят все прегрешения.

«Лицемеры и лицемерки [люди, уверовавшие только ради мирской выгоды] близки друг другу [во многом схожи:] повелевают совершать скверное, непристойное, препятствуют совершению благого, праведного. Они сдерживают свои руки [в совершении добра, то есть необычайно скупы, а где-то общественно бесполезны, радикальны, нетерпимы и жестоки]. Они забыли о Боге [не осознали ценность веры, практику веры, не реализовали свое духовное начало, не следовали Божьим предписаниям], и Он забыл о них [преследующих от Его имени личные интересы. Оставил их без покровительства, без Своей доброты и Божественного благословения]. Лицемеры, без сомнения, грешники (порочны, аморальны)» (Св. Коран, 9:67).

*

«Они [лицемеры; не умеющие четко формулировать душевное состояние и определить для себя жизненные ценности] говорят: «Мы уверовали в Бога и Его посланника, мы покорны [со всем согласились: с постулатами веры, основами религиозной практики]. Но через некоторое время часть их отворачивается, уходит. Верующими они не являются. [Вера в Бога, в Судный День и жизнь после смерти не опустилась на уровень сердца, не проникла в душу, а лишь звучала на устах в определенном кругу, при определенных обстоятельствах]» (Св. Коран, 24:47).

*

«В тот День [в Судный День] скажут лицемеры и лицемерки [формально практиковавшие отдельные ритуалы, но не верившие в жизнь после смерти и сомневавшиеся до последней минуты в существовании Бога, в постулатах веры, о которых говорили посланники их периода. Скажут они] верующим: «Подождите (посмотрите на нас) [не уходите, не удаляйтесь], мы возьмем немного вашего света (позаимствуем)!» К ним обратятся [их остановят ангелы-стражи]: «Назад! Возьмите свет [там, где вы его оставили! Ведь у вас его никогда и не было. Свет — это вера, не покидавшая верующего ни в радости, ни в горе, а вы никогда до конца не верили, постоянно сомневались и следовали тому, что сулило вам очередную земную материальную выгоду]».

Между ними [верующими и лицемерами] воздвигнется [без каких-либо промедлений и строительных процедур] стена. Внутренняя часть ее ворот — милость [Божья] (там территория милости) [именно по ту сторону верующие и окажутся]. А внешняя часть — наказание [Господа, в котором останутся лицемеры, что-то практиковавшие, но так за всю свою земную жизнь и не уверовавшие].

[Через воздвигнутую стену] издалека [лицемеры] воззовут [закричат]: «Разве мы не были вместе с вами [в земной обители, не участвовали в отдельных религиозных мероприятиях, например]?!» Им ответят: «Да, конечно, однако же вы (1) совратили ваши души [неустанно греша и расточительствуя] (отвратили) [от веры и благочестия], (2) находились [постоянно] в ожидании (подкарауливали, выжидали в засаде) [быть ли с верующими или примкнуть к язычникам, безбожникам — где больше выгоды и пользы; кто одержит верх; греша, не спешили раскаиваться и исправляться], (3) вы сомневались (относились с недоверием, скептически) [относились с подозрением к истинности миссии заключительного посланника, не верили в то, что заключительное Писание, Коран, — от Бога], (4) вас обманули (обольстили, ослепили, ввели в соблазн) мечты (желания) [ограниченные приобретением земного достатка, великолепия, роскоши или признания, которые поглотили все ваше внимание, вскружили вам голову, забрали все ваши силы и энергию; вы хотели лишь земного, причем как можно больше; все это по кругу повторялось из года в год, вы не желали что-то менять и призадуматься о вечном], пока не пришло повеление Аллаха (Бога, Господа) [в обличии смерти, которая в одночасье лишила вас всего, ради чего вы жили]. И [в итоге] обманывающее (ложное) отстранило вас от Бога. [Этот приговор вы сами себе подписали, выбрав то, что выбрали, следуя до самой смерти тому, чему решили следовать].

Сегодня [в Судный День, когда решается ваша вечность] ни вы (лицемеры), ни безбожники откупиться [от ожидающего вас] не сможете. Ваша обитель [сколь бы ранее вам это ни казалось выдумкой религиозных деятелей и чем-то абсолютно невозможным] — Ад, он ваш опекун [позаботится о вас]. Такой исход ужасен!» (Св. Коран, 57:13–15).

В Коране также есть сура, которая так и называется — «Лицемеры».

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал:

«Нет веры у того, кто ненадежен (в ком нет преданности, честности). И нет религии у того, кто необязателен (кому нельзя что-то поручить, вверить)»[11];

«Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь [только] хорошее и не ждешь плохого [рядом с ним чувствуешь себя в безопасности; уверен, что не обманет, не предаст, не подведет], а худшие — от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего»[12].

В одном из хадисов-кудси сказано: «Искренность, — говорит Господь миров, — это одна из Моих тайн [до конца в ясной форме и четких тонах непостижима человеческим сознанием], которую Я доверяю, помещаю для хранения в сердца тех, кто любим Мною»[13].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Это, конечно же, не исключает того, что он может, пока жив, измениться, раскаяться, исправиться.

[2] «Верующие, если вы даете в долг (или берете в долг) на определенный срок [если между вами выстраиваются некие долговые отношения], то непременно запишите [это на бумаге]. Пусть писарь [к примеру, нотариус, у которого вы документально оформите и заверите финансовые обязательства, или вы сами] справедливо все распишет [не двусмысленно, что может привести в последующем к спорам и разбирательствам, а четко и понятно]. И пусть не проявляет непокорность, а напишет так, как научил его Аллах (Бог, Господь) [как следует]» (см. Св. Коран, 2:282).

[3] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 737, хадис № 2459; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 135, хадис № 2459; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 511, хадис № 4688, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 62, хадис № 916, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 35, хадис № 34; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 490, хадисы № 1/689, 2/690 и пояснение к ним; а также Т. 2. С. 310, хадис № 1/1586 и пояснение к нему.

[4] В другом достоверном риваяте говорится о заядлом грешнике, преступнике. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 132.

[5] Св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1807, хадис № 5643, 5644; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 127, хадисы № 5643, 5644.

[6] В современных реалиях порой это проявляется радикальностью взглядов, некоей революционной настроенностью стоять за «правое дело», когда молодой человек, только начав практиковать отдельные религиозные постулаты, противопоставляет себя всем и вся, ищет «куфр» (безбожие) или «нифак» (лицемерие) во всех несогласных с ним и группой его единомышленников. А ведь если говорить о Коране и Сунне, об их смыслах и наставлениях, то верующий человек должен быть очень последовательным в своих суждениях и крайне осторожным в обвинении другого в чем-то плохом, в навешивании ярлыков. Верующий ищет в другом веру и призывает к ней мудростью и благородностью своих поступков.

[7] В Священном Коране есть интересный аят на этот счет: «Верующие, ответьте на Божий призыв и призыв Его посланника, ведь Пророк зовет вас к тому, что вселит (вдохнет) в вас жизнь [оживит вас духовно, дав новые чувства, возможности, мысли, настроения, устремления, ценности, приоритеты и перспективы. Практикуя коранические назидания и наставления Пророка, особенно в вопросах самодисциплины, отношения к родным, соседям и людям вообще, вы можете серьезным образом преобразить свою земную жизнь и рассчитывать на счастье в вечной]. И знайте, что Господь может установить между человеком и его сердцем преграду [и тогда человек будет не в состоянии понять, почувствовать самого себя: кто он, куда идет, бежит и зачем. Он перестанет чувствовать вкус жизни, перестанет чего-либо желать или хотеть. Стоит опасаться такого приговора, каждодневно работая над собою и не забывая о религиозной практике]. [Помните, что] все вы будете собраны пред Ним [пред Господом миров в Судный День и увидите итог своих усилий и стараний либо безразличия и беспечности]» (Св. Коран, 8:24).

[8] Фудейль ибн ‘Ияд (105–187 гг. по хиджре; 723–803 гг. по григор.) в молодые годы был разбойником и грешником. Многие караваны и путники страшились его набегов. Затем изменился (с Божьего на то благословения), оставил грехи позади и пошел по пути религиозных познаний. Акцентировал внимание на применении знаний в личной жизни. Именно поэтому его мудрые цитаты можно встретить в солидных богословских трудах рядом с высказываниями очень известных представителей мусульманского богословия. Запечатлен в мусульманской истории как грамотный праведник.

Он говорил: «Ты проявляешь почтение и уважение к людям настолько, насколько проявляешь почтение (почтительный страх) пред Богом».

Подробнее о его жизни см., например: аль-Буты Р. Шахсыят иставкафатни [Личности, привлекшие мое внимание]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 17–45; аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 59, 60; аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 8. С. 421–442.

[9] См.: аль-Байхакы (384–458 гг. по хиджре). Шу‘аб аль-иман [Ветви (грани) веры]. В 9 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 4. С. 268, № 5048.

[10] См.: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 2. С. 879.

[11] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Ибн Хиббана. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 1. С. 423, хадис № 194, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 576, хадис № 9704, «сахих».

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 374, хадис № 2263, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4113, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 663.

[13] См., например: аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 330.

Подтвержденной канонической достоверности у этих слов нет, но смысловая нагрузка, с точки зрения мусульманского богословия, верна.

Теги:

Мир души Грех Лицемерие «Лицемеры»

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.

  • Аят дня
  • Хадис дня

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «Кто придет к предсказателю, спросит у него о чем-то и поверит в сказанное, у того не будет принята [обязательная] молитва[-намаз] на протяжении сорока дней»[1]. То есть вознаграждение (саваб) за все обязательные молитвы последующих сорока дней пойдет на компенсацию данного прегрешения[2]. [telegramline] Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Св. х. Ахмада и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих му

Читать далее

Вы отрицаете Аллаха (Бога, Господа), хотя ранее были мертвы [вас попросту не было], и Он оживил вас [дал вам жизнь, тело, душу, сделал вас людьми], после чего снова умертвит [по завершении срока мирского пребывания], а затем вновь оживит [в день всеобщего Воскрешения], и вы будете возвращены к Нему [в Судный День предстанете пред Ним для ответа за свои устремления, намерения, дела и поступки] (Св. Коран, 2:28)?!

Читать далее

Latest

Мы в социальных сетях:

А как насчет лицемеров в церкви?

«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Как ты можешь говорить своему брату: «Дай мне вынуть сучок из твоего глаза», когда в твоем собственном глазу всегда бревно? Лицемер, вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

– Матфея 7:3-5 (NIV)

Этими остроумными, но в то же время едкими словами Иисус побуждает своих слушателей – тогда и сегодня – тщательно исследовать свою собственную жизнь. Не собираемся ли мы обвинять других в мелких недостатках, когда на самом деле сами игнорируем собственное поведение? Если так, то мы лицемеры. Как только наше лицемерие устранено, мы в состоянии помочь другим.

К сожалению, часто упоминаемое препятствие для принятия христианства создается самими христианами. Во многих смыслах ядро ​​возражения звучит так: «Если христианство истинно, то почему в церкви есть лицемеры?» Другими словами, если христианство действительно должно изменять людей, то почему некоторые, заявляющие о своей вере в Иисуса, подают такие плохие примеры? Эта статья ответит на «лицемерное возражение» против христианства. Но сначала давайте рассмотрим определение лицемерия в целом, а также в библейском смысле.

Что такое лицемер?

Оксфордский словарь английского языка определяет лицемерие следующим образом: «Притворство ложной видимости добродетели или доброты с сокрытием истинного характера или наклонностей, особенно. в отношении религиозной жизни или убеждений; отсюда в общем смысле притворство, притворство, притворство. Кроме того, пример этого. Он определяет лицемера следующим образом: «Тот, кто ложно заявляет о своих добродетельных или религиозных наклонностях; тот, кто притворяется, что имеет чувства или убеждения более высокого порядка, чем его настоящие; отсюда, как правило, лицемер, притворщик». The Compact Oxford English Dictionary , 2 nd edition (Oxford: Oxford University Press, 1991), sv, «лицемерие», «лицемер».

Проще говоря, лицемер — это тот, кто не только не делает того, что проповедует, но и делает противоположное тому, что проповедует. Например, родитель, держащий пиво и курящий сигарету, который увещевает ребенка не пить и не курить, может рассматриваться ребенком как лицемер.

Точно так же критики христианства, которые выдвигают возражение о лицемерии, обычно указывают на некоторые моральные недостатки в жизни христиан, которых они знают, как на примеры ложности христианства или, по крайней мере, весьма подозрительного. «Видеть!» — восклицают они. «В церкви идет еще один лицемер! Как я могу верить в христианство, если церковь полна лицемеров?»

Прежде чем ответить непосредственно на вопрос, кратко рассмотрим библейские примеры лицемерия.

Библия и лицемерие

Термин «лицемерие» или его варианты встречаются 17 раз в переводе Библии NIV. Часто именно Христос называет людей лицемерами (см., например, Мф. 6:2, 5, 16; 7:5; 15:7; 22:18; 23:13, 15; 23:23, 25, 27, 29; 24:51; Марка 7:6; Луки 6:42; 12:56 и 13:15). — Вы, лицемеры! на самом деле повторяющаяся фраза.

Виновен ли был Иисус в том, что указал на сучок в чужом глазу, хотя на самом деле бревно было в его собственном? Нисколько. Как пишут Джош Макдауэлл и Дон Стюарт:

«Христианство не устоит и не упадет в зависимости от того, как христиане действовали на протяжении всей истории или действуют сегодня. Христианство стоит или падает на личности Иисуса, а Иисус не был лицемером. Он жил последовательно с тем, чему учил, и в конце Своей жизни призвал тех, кто жил с Ним день и ночь на протяжении более трех лет, указать на какое-либо лицемерие в Нём. Его ученики молчали, потому что никого не было. Поскольку христианство зависит от Иисуса, неправильно пытаться опровергнуть христианскую веру, указывая на ужасные вещи, совершаемые во имя христианства». Джош Макдауэлл и Дон Стюарт, 9 лет0013 Ответы на сложные вопросы, которые скептики задают о христианской вере (Here’s Life Publishers, 1980), 128.

Макдауэлл и Стюарт поднимают три важных вопроса. Во-первых, истинность христианства не зависит от того, как ведут себя его приверженцы. Это, конечно, не оправдывает лицемерия в церкви, но это и не означает, что лицемерие является достаточным основанием для отвержения христианства. Во-вторых, Христос не был лицемером ни в каком смысле этого слова. Часто даже критики соглашаются с этим пунктом, превознося высокие нравственные стандарты Христа, не понимая Его более широких требований. В-третьих, кажущееся лицемерным поведение в больших масштабах, таких как инквизиция, также не обесценивает христианство. Опять же, это не оправдывает лицемерное поведение, но отделяет его от центра христианства: Христа и Его требований.

Положительное влияние христианства

Все ли христиане лицемеры? Нисколько! На самом деле история христианской церкви полна примеров самоотверженности, мужества, нравственных действий и реформ и многих других положительных влияний на мир. Это действия не лицемеров, а искренних верующих, преображенных воскресшим Христом и движимых Святым Духом, чтобы «делать с другими то, что вы хотите, чтобы они делали с вами» (Матфея 7:12; Луки 6:31). См., например, мой буклет Что христианство сделало для мира (Rose Publishing, 2008) и Как христианство изменило мир Элвина Шмидта (Zondervan, 2004).

Церковь находится в стадии разработки (как и ее члены). Подобно собору, строительство которого может занять десятилетия или столетия, процесс долгий и трудный, но когда-нибудь он будет завершен и станет прекрасным свидетельством силы Христа, способной изменить жизнь к лучшему. Помните также, что только некоторые исповедующие христианство ведут себя лицемерно. А как насчет всех тех, кто этого не делает? Как насчет всех тех, кто последовательно живет любовью Христа в мире?

Лицемерие, моральные нормы и грех

Пока церковь и все последователи Христа не будут прославлены, в церкви, к сожалению, будут лицемеры. Однако важно помнить, что это не отрицает христианства или утверждений Христа. Кроме того, обвинения в лицемерии предполагают наличие моральных стандартов, которые лицемеры нарушают. Но откуда взялся этот стандарт? В этом смысле возражение лицемерия фактически поддерживает реальность трансцендентного, нравственного законодателя (то есть Бога), а не выступает против Него.

Мы также должны помнить, что, согласно Библии, «все согрешили и лишены славы Божией, и получают оправдание даром, по благодати Его, искуплением, совершенном Христом Иисусом» (Римлянам 3:23-24). Другими словами, никто не совершенен, и все зависят от Христа в искуплении, спасении и росте духовной зрелости. С одной стороны, христианам не следует вести себя лицемерно, чтобы не дать критикам надуманную причину отвергать евангельскую весть. С другой стороны, критики должны знать лучше, чем пытаться отвергнуть христианство и все притязания Христа на основании возражения о лицемерии.

Почему христиане такие лицемерные?

Недавнее исследование показало, что среди различных представлений о христианах третье наиболее распространенное — это то, что они лицемерны. 1 Такую реакцию на христиан выразили 85% респондентов в возрасте от шестнадцати до двадцати девяти лет. 2

Давайте исследуем это восприятие. Во-первых, что такое лицемер? Проще говоря, это человек, который говорит одно, а делает другое. Merriam-Webster определяет лицемера как «человека, который притворяется добродетельным или религиозным» или «действует вопреки своим заявленным убеждениям». 3

Так почему же именно христиан считают такими лицемерными?

Основы христианства

Для начала мы должны немного понять, что такое христианство. Для краткости, слишком упрощенное описание таково: христианство есть исполнение Божьего плана по восстановлению разрушенного мира через личность Иисуса. Два ключа к христианству включают веру в то, что 1) мир разрушен, 4 и 2) Бог находится в процессе восстановления мира.

Христиане верят, что вскоре после своего сотворения мир пошел наперекосяк. Когда мы, люди, выбрали свой собственный путь, а не Божий — вы можете вспомнить историю об Адаме и Еве, — мы получили то, что хотели. Но в процессе мы также отдалились от нашего создателя.

Согласно христианскому пониманию, Бог без промедления начал воплощать в жизнь свой план по восстановлению наших отношений с ним. В рамках плана он выбрал конкретных людей — израильтян — создал из них нацию и сделал свое присутствие ясно известным миру. Через успехи и неудачи этого «избранного народа» Бог подготовил мир к принятию Его сына, Иисуса, Который навеки искупит мир и человечество.

Лицемерие не различает

Возможно, самое важное, что мы можем осознать, это то, что лицемерие вездесуще. То есть лицемерие не ограничивается одной религиозной, расовой, половой или возрастной группой. Действительно, даже израильский народ — богоизбранный народ — являл собой пример несоответствия между верой и образом жизни. 5

Сегодня большинство из нас может выделить множество примеров подобных несоответствий: лидер коммунистов, который живет как король, в то время как простые люди стоят в очереди за буханкой хлеба; вегетарианец, который тайно пробирается в бургерную, чтобы тайком побаловать себя; политик, который утверждает, что у него есть принципы, но меняет свою политику после прочтения опросов. Список можно продолжить.

Стоит ли удивляться тому, что христиане могут стать жертвами того же злодеяния? В конце концов, они люди — люди с недостатками. Грешники, даже.

На самом деле, апостол Павел, один из самых почитаемых древнехристианских писателей, признавался: «Я не понимаю, что делаю. Ибо что хочу, то не делаю, а что ненавижу, то делаю». 6

Могу поспорить, что мы все можем понять это. Правда в том, что мы все такие, не так ли? Мы все хотим жить иначе, чем живем.

Нам бы хотелось быть лучше, честнее, самоотверженнее, больше отдавать. Мы хотели бы больше заботиться о тех, кому повезло меньше, чем нам. Мы хотим жить последовательно с теми вещами, которые мы считаем истинными, благородными, правильными, чистыми и прекрасными. 7 Это почти универсальное желание.

Стремление к совершенству

Вдобавок к этому христиане призваны к совершенству. В Евангелии от Матфея 5:48 ясно сказано: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». 8 Довольно сложная задача, не так ли? 9

На самом деле совершенство — это идеал, которого не может достичь ни один человек в этой жизни. Мы все это знаем, если быть честными. Все, что каждый может сделать, это приложить усилия, чтобы активно стремиться к совершенству. Здесь проявляется смирение.

Проблема возникает, когда мы притворяемся, что мы лучше, чем есть на самом деле. Мы ведем себя мило, но на самом деле мы наносим удар в спину и манипулируем. Мы хотим, чтобы люди думали, что мы правдивы, но на самом деле мы довольно обманчивы. Большинство людей сказали бы, что вы хороший человек, но скелеты в вашем шкафу могут передумать.

Когда гордость христиан не позволяет им признать, что они не могут достичь совершенства, а просто находятся в процессе его достижения, что они, по сути, борются с грехом, в уравнение вступает лицемерие.

Ирония лицемерия

Но вот и иронический поворот истории. Тот факт, что христиане — или все люди на самом деле — лицемеры, является точной причиной существования христианства: нам всем нужен спаситель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *