Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Любой социальный конфликт приводит к разрушительным для общества последствиям: Задание №4914. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Участниками социального конфликта могут быть значительные по численности группы и общности. Б. Любой социальный конфликт приводит к разрушительным для общества последствиям. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Тест по социальной сфере №1. — КиберПедия

Тест по социальной сфере №3

1. Ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы, называют 1) социальным престижем 2) социальным статусом 3) социальной мобильностью 4) социальной ролью

2. Какой признак отличает семью от других малых групп? 1) совместная деятельность 2) общие цели 3) общий быт 4) наличие норм поведения

3. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи? 1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль. 2) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк. 3) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку. 4) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.

4. Верны ли следующие суждения об этнических группах? А. Этнические группы объединяют общий язык и культураБ. Этнические группы объединяют людей одной профессии. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? А. К условиям успешного межнационального сотрудничества относят уважение прав этнических меньшинств. Б. В современном мире межэтнические конфликты могут возникнуть из-за территориальных споров. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Участниками социального конфликта могут быть значительные по численности группы и общности. Б. Любой социальный конфликт приводит к разрушительным для общества последствиям. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определённое положение в данном обществе, называют 1) социализацией 2) социальной ролью 3) социальной мобильностью 4) гражданскими обязанностями

8. Ивану 15 лет, он девятиклассник. Его семья это родители и старший брат. В этих характеристиках проявляется 1) социальная мобильность 2) личный авторитет 3) социальный статус личности 4) этническая принадлежность человека

9. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Правительству страны Z следует принять срочные меры по стабилизации социально-­экономической и политической обстановки в стране. (Б) В стране Z ежегодно происходят вооружённые столкновения граждан на почве межнациональных конфликтов. (В) Опрос граждан показал, что основной причиной конфликтов является тяжёлая социально­-экономическая ситуация в стране. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

10. Считается, что люди, приехавшие в город Кызыл в Республике Тува, обязательно должны прийти к каменной стелле, расположенной в географическом центре Азии в месте слияния двух истоков реки Енисей. В этом проявляется действие 1) этикета 2) традиции 3) права 4)

11. Учитель, раскрывая сущность социального контроля, охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую порядковые номера черт отличия. 1) создаются государством 2) предполагают юридическую ответственность 3) определяют границы дозволенного 4) регулируют общественные отношения

12. Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? 1) эмоциональную 2) воспитательную 3) досуговую 4) репродуктивную

13. Николай живёт с родителями и братом. Он учится в 7 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия. 1) отношения родства 2) личные контакты членов группы 3) наличие особых правил поведения 4) общий быт

14. Верны ли следующие суждения о социальной роли? А. Социальной ролью называют ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы. Б. Все социальные роли человека определены при его рождении. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

15. Совокупность взаимосвязанных социальных групп, составляющих внутреннее строение общества, называют 1) социальным институтом 2) социальной мобильностью 3) социальной структурой 4) социальным неравенством

16. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Все социальные нормы охраняются силой государства. Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предупреждающими. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку? 1) москвичи 2) молодёжь 3) консерваторы 4) военнослужащие

18. Павел обещал другу помощь в подготовке к контрольной работе по химии, но нарушил обещание. Эта ситуация регулируется нормами 1) правовыми 2) моральными 3) политическими 4) эстетическими

19. Установите соответствие между действиями и видами социальных норм, которые их регулируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ДЕЙСТВИЯ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ А) составление завещания Б) отказ в помощи другу В) получение ссуды в банке Г) отказ оплатить проезд в автобусе Д) выполнение школьниками домашних обязанностей 1) правовые нормы 2) моральные нормы Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

20. Какую социальную роль способен исполнять и ребёнок, и взрослый? 1) опекун 2) водитель 3) избиратель 4) наследник

21. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах? А. Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне. Б. Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

22. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия. 1) наличие особых норм поведения 2) личные контакты членов группы 3) отношения родства 4) общий быт

23. Какие из приведённых терминов характеризуют демографическую структуру общества1) пожилые люди, молодёжь 2) русские, украинцы 3) маргиналы, средние слои 4) православные, буддисты

24. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Причиной социального конфликта может быть отсутствие полной информации по какому-­либо вопросу. Б. Социальные конфликты различаются по количеству вовлечённых в них сторон и остроте противостояния. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

25. Верны ли следующие суждения об этносах? А. Племена, народности, нации это виды этносов. Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и общее гражданство. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

26. Какой социальный факт иллюстрирует политическую роль гражданина? 1) Александр Николаевич купил телевизор отечественного производства 2) Легкоатлеты завоевали медаль на Олимпийских играх. 3) Ирина Валерьевна проработала в школе 25 лет. 4) Юрий Анатольевич голосовал на выборах.

27. Что относится к функциям семьи? 1) воспитание детей 2) уплата налогов 3) установление социальных норм 4) поддержание политической стабильности

28. Семья Петровых состоит из супружеской пары с трёхлетним ребёнком. Они проживают с родителями мужа и его бабушкой. К какому типу относится семья Петровых? 1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) расширенная

29. Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся…» Дедушка хочет, чтобы внук вёл себя в соответствии с 1) религиозными обрядами 2) правовыми обычаями 3) нормами закона 4) правилами

30. Какие из приведённых терминов характеризуют демографическую структуру общества? 1) женщины, мужчины 2) родители, дети 3) белорусы, татары 4) мусульмане, христиане

31. Что является примером моральной нормы? 1) Перед едой нужно мыть руки. 2) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом. 3) На новоселье первой в квартиру должна зайти кошка. 4) Свои обещания нужно выполнять.

32. Какую социальную роль исполняют и подростки, и взрослые люди? 1) учащийся школы 2) пациент 3) опекун 4) попечитель Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение связано с несоблюдением общественных норм. Б. Одна из причин отклоняющегося поведения человека негативное влияние ближайшего окружения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения оба суждения неверны 4) оба суждения неверны

Тест по социальной сфере №1.

1. В качестве одного из видов конфликтов выделяют «конфликт принадлежности», когда человек одновременно входит в две группы с противоположными интересами. Какая ситуация иллюстрирует этот вид конфликта? 1) Друзья поссорились во время подготовки к школьному празднику. 2) Супруги К. не смогли договориться о том, как назвать своего сына. 3) Хоккеист М. играет против команды своего родного города. 4) К. отказался возместить материальный ущерб, причинённый его сыном.

2. Что является примером моральной нормы? 1) Чистить зубы нужно два раза в день. 2) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом. 3) На новоселье первой в квартиру должна зайти кошка. 4) Нельзя бросать друга в трудной жизненной ситуации.

3. Установите соответствие между примерами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ А) Старшеклассники помогли ученику первого класса найти потерянные вещи. Б) Ежегодно в школе проходит театральный фестиваль. В) Несовершеннолетний К. устроился на работу в каникулы, чтобы помочь родителям собрать деньги на лечение сестры. Г) По выходным вся семья собирается на воскресный обед. Д) Школьники после уроков помогают пожилым людям по хозяйству. 1) нормы морали 2) традиции

4. Что отличает семью от других социальных групп? 1) единство интересов 2) общие цели деятельности 3) нормы поведения 4) общий быт Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

5. А. Участие родителей в воспитании детей является социальной нормой. Б. Социальные нормы вырабатываются, как правило, экономической элитой общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о социальной роли? А. Социальная роль усваивается индивидом в процессе социализации. Б. Все социальные роли человека обязательно должны быть стандартизированы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Ожидаемое от человека поведение, которое соответствует его социальному положению, называется 1) социальным статусом 2) социальной ролью 3) авторитетом 4) общественным престижем

8. Известен принцип: «Спешите делать добро». Его относят к нормам 1) правовым 2) политическим 3) эстетическим 4) моральным

9. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества? А. Социальная структура общества включает различные профессиональные группы. Б. Социальная структура общества зависит от его исторического типа. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Установите соответствие между ситуациями и социальными ролями, которые эти ситуации иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ А) Ученик К. интересуется работой Федерального Собрания РФ. Б) 15­летний подросток в свободное от учёбы время трудится курьером. В) Старшеклассники накануне Нового Года организовали праздник для воспитанников детского дома. Г) Студент С. приобрёл цифровой фотоаппарат. Д) Иван безвозмездно участвует в организации избирательной компании политической партии. 1) гражданин 2) работник 3) потребитель

11. Структура общества представлена совокупностью социальных групп и общностей в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по этническому признаку? 1) тюменцы 2) военные 3) женщины 4) якуты

12. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? А. Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических и культурных связей различных государств. Б. Современные народы стремятся сохранить своё этническое своеобразие в процессе интеграции. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. Совокупность взаимосвязанных социальных общностей и групп учёные называют 1) социальной политикой 2) социальной мобильностью 3) социальным неравенством 4) социальной структурой

14. Какая социальная роль присуща как подросткам, так и взрослым людям? 1) опекун 2) избиратель 3) потребитель 4) школьник

15. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям. Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16. Анне 17 лет, она заканчивает среднюю школу. Её семья родители и две сестры. В этих характеристиках проявляется 1) социальная роль личности 2) личный авторитет 3) социальный статус личности 4) этническая принадлежность человека

17. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Социальные конфликты вызваны несовпадением интересов. Б. Завершение конфликта всегда связано с его благополучным разрешением. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

18. Маша живёт с родителями, братом и бабушкой. Она учится в 3 классе. Сравните две малые группы, упомянутые в условии задания, – семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) общий быт 2) наличие особых норм поведения 3) личные контакты членов группы 4) отношения родства

19. Верны ли следующие суждения о разрешении социальных конфликтов? А. Конструктивным способом разрешения общественных конфликтов являются переговоры. Б. Завершение конфликта всегда означает его разрешение. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

20. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)В стране Z произошли столкновения граждан на почве межнациональных конфликтов. (Б)Опрос граждан показал, что основными причинами конфликтов являются тяжёлая социально­экономическая ситуация в стране и возникшее у некоторых этнических групп чувство ущемлённости своих интересов. (В)Правительству страны Z следует принять срочные меры по стабилизации социально­экономической и политической обстановки в стране. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

21. И семья, и школьный класс являются 1) этническими общностями 2) малыми группами 3) социальными слоями 4) неформальными группами

22. Что из перечисленного является значимым признаком для определения социальной структуры общества? 1) познавательные интересы людей 2) особенности характера людей 3) умственные способности людей 4) уровень образования людей

23. Верны ли следующие суждения о социальных ролях? А. Одна из возможных социальных ролей подростка покупатель в магазине. Б. Подростки могут исполнять не все социальные роли, свойственные взрослым. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24. Что отличает семью от других социальных групп? 1) единство интересов 2) общие цели деятельности 3) наличие правил деятельности 4) совместный быт

25. Какую социальную роль может исполнять подросток? 1) военнослужащий-­контрактник 2) опекун младшего брата 3) водитель автобуса 4) посетитель интернет-­сайта

26. Существуют различные типологии семей. Какой из приведённых ниже типов семьи выделен в зависимости от численного состава? 1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) матриархальная

27. Структура общества представлена социальными группами и общностями в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по территориальному (поселенческому) признаку 1) женщины 2) подростки 3) программисты 4) петербуржцы

28. Пётр живёт с родителями и бабушкой. Он учится в 8 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам? 1) общность повседневного быта 2) ведение совместного хозяйства 3) кровнородственная связь 4) прямые личные контакты

29. Что является примером моральной нормы? 1) Чистить зубы нужно 2 раза в день. 2) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом. 3) На новоселье первой в квартиру должна зайти кошка. 4) Нельзя бросать друга в трудной жизненной ситуации.

30. Семья любого типа характеризуется 1) обязательным возложением домашних обязанностей на женщину 2) экономической зависимостью женщины от мужчины 3) справедливым распределением домашних обязанностей 4) наличием домашнего хозяйства, общего быта

31. Термины «традиции», «обычаи» используются в первую очередь для раскрытия понятия 1) социальная структура 2) социальная роль 3) социальное неравенство 4) социальные нормы

32. В какой из приведённых ситуаций поведение людей регулируется в первую очередь моральными нормами? 1) Соседи обратились в отдел полиции, чтобы пресечь шумные строительные работы в одной из квартир. 2) Продавец медленно работает, и в его отдел выстроилась очередь покупателей. 3) Женщина обратилась в суд с иском об установлении отцовства в отношении её сына. 4) Учитель похвалил школьника за то, что тот помог пожилой женщине перейти дорогу.

 

Рабочая программа учебной дисциплины конфликтология в социальной работе направление подготовки


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор С.Т.Сохов

________________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа (бакалавр)
Профиль подготовки

медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр
Форма обучения

очная

Москва 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 39.03.02, утвержденным ректором МГМСУ им. А.И.Евдокимова проф.О.О.Янушевичем.

Составитель: М.А.КОРОЛЁВ, старший преподаватель кафедры социальной медицины и социальной работы.

Рецензенты: И.Е.ЛУКЬЯНОВА, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы, доктор медицинских наук.

С.П.БУРЦЕВ, доцент кафедры социальной медицины Московского гуманитарного университета, кандидат медицинских наук.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы

« » ______ 2014 года Протокол № __

Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»

« » _____________ 2014 года Протокол № ___

Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор

___________________ А.В. Мартыненко

Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ

« » _______________ 2014 года Протокол № ___

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор

_____________________Э.В. Луцевич


  1. Цели и задачи дисциплины

Основной целью курса «Конфликтология в социальной работе» является знакомство студентов с существующими подходами к работе с проблемными социальными ситуациями, деятельность по разрешению которых входит в компетенцию социальных работников.

В рамках изучения программы раскрывается природа возникновения, структура, динамика, функции конфликтов в области социальной работы. Студент овладевает стратегиями поведения участников конфликтов, осваивает современные технологии по разрешению конфликтов в социальной сфере.

Будущий бакалавр в процессе изучения программы овладевает основными методами и процедурами по диагностике конфликтов, их прогнозированию, проектированию работы по минимизации негативных последствий конфликтов и их коррекции.

Программой предусматривается проведение анализа трудового и межличностного конфликта, а также конфликтного отношения между клиентом и социальным работником.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Конфликтология в социальной работе» относится к профессиональному циклу (базовой части) – Б.3.2, изучаемая в шестом семестре.

Данная дисциплина является одной из базовых дисциплин, на основе изучения которой, формируются целостные представления о месте социальной работы в обществе.

Преподавание дисциплины опирается на знание студентами истории социальной работы, социологии, обществознания, мировой и отечественной истории, культурологии, философии.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, помогут студентам наиболее полно усвоить профессиональный цикл курса социальной работы.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность.

ОК-4

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

Готовность к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам

ПК-4

Способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней

ПК-11

Соблюдение профессионально-этических требований в процессе осуществления профессиональной деятельности

ПК-12

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:


ЗНАТЬ

— понятия, факторы, структуру и типологию конфликтов в социальной работе;

— этапы развития конфликта;

— модели управления развития конфликтов в социальной работе;

— принципы и задачи конфликтологии на современном этапе развития общественных наук и их специфику в области социальной работы


ОК 4

УМЕТЬ

— объяснить природу возникновения и развития конфликта в области социальной работы, стили межличностного взаимодействия участников конфликта, стратегии контакта и выхода из конфликтной ситуации;

— использовать информацию в ситуациях производственного, межличностного конфликта, конфликтного взаимодействия социального работника и клиента


ОК 7

ВЛАДЕТЬ

— навыками определения собственного стиля поведения в конфликтах и предупреждения конфликтов в межличностном общении;

— методами психологической защиты в общении с конфликтными людьми;

— технологией посредничества при регулировании и разрешении конфликтов.


ПК 4,11, 12,

БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ

в области основ теории и практики конфликтологии в сфере социальной работы

ПК 11

4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы – 144 часа.

Аудиторные занятия – 63 ч., в т.ч. лекций – 20 ч., семинаров – 43 ч..

Интерактивных форм обучения – 20 часов.

Самостоятельная работа – 80 ч.


п/п


Тема

Виды учебной работы,

трудоемкость (в часах)



Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

всего

Самост-ная работа

Аудиторные занятия

всего

Лекцион.

Групповые (семинары, практич.)

Лабораторные

Контр. раб.

Реферат/ эссе

Курс. Раб./проект

Расчетно-графич.

зачет

экзамен

Контр.точки по мод.-рейтинг

Модуль 1: Теоретико-методологические подходы к пониманию феномена конфликта

1

1. Формирование современных парадигм о природе социального конфликта

14

8

6

2

4

+

+

+

Модуль 2: Анализ и управление социальным конфликтом

2

2. Субъекты конфликта и их характеристики, объект и предмет конфликта.

14

8

6

2

4

+

3

3.Структурный анализ конфликта: потребности, интересы и позиции сторон

14

8

6

2

4

+

4

4.Динамический анализ конфликта: формирование конфликтной ситуации.

14

8

6

2

4

+

5

5. Социальная напряженность как индикатор конфликтности социальной сферы: понятие и способы диагностики

12

6

6

2

4

+

+

6

6.Динамический анализ конфликта: стадия открытого конфликта

8

4

4

4

+

7

7.Способы предупреждения, основные модели завершения социальных конфликтов

12

6

6

6

+

+

+_

Модуль 3: Социальные конфликты и социальная работа

8

8. Межличностные и межгрупповые процессы

14

8

6

2

4

+

+

9

9. Модели управления конфликтом в социальной работе

14

8

6

2

4

+

+

10

10. Особенности деятельности посредника и основы эффективного посредничества

14

8

6

2

4

+

11

11. Конфликты в России и перспективы социальной работы

14

8

6

6

+

+

+

5. Содержание дисциплины:


№ п/п

Наименование разделов и тем дисциплин

Содержание темы

Тема 1

Формирование современных парадигм о природе социального конфликта

Г.Спенсер – основоположник конфликтологической концепции. Социал-дарвинистское понимание социальных конфликтов (Л. Гумплович, Ф. Теннис, У. Самнер, А. Смол). Интерпретация национальных и классовых конфликтов социологами-расистами (Х. Чемберлен, Ж. Габино, Ж.В. де Лапуж, Л. Вольтман, О. Аммон).

Диалектические концепции конфликта, их общие черты и основные варианты (К. Маркс, Р. Дарендорф).

Конфликтный функционализм (Г. Зиммель, Л. Козер).

Конфликтологические идеи дореволюционных российских социологов (П.А. Сорокин, В.М. Бехтерев, А.С. Звоницкая).



Тема 2

Субъекты конфликта и их характеристики, объект и предмет конфликта.

Объект конфликта как некая ценность (духовная или материальная). Реалистический и нереалистический объект. Проблема неделимости объекта. Мнимый или иллюзорный объект. Предмет конфликта как зона разногласий. Участники конфликта: их роли, статусы, ранги, потенциалы. Субъективные характеристики сторон конфликта: потребности, мотивы, притязания, интересы, позиции, образы конфликтной ситуации. Формы неадекватного отражения конфликтной ситуации участниками конфликта и их влияние на конфликтную ситуацию.

Тема 3

Структурный анализ конфликта: потребности, интересы и позиции сторон

Типология интересов и потребностей в конфликте и методы работы с позициями и интересами сторон в конфликте. Метод анализа конфликта «Луковица». Метод картографии конфликта.

Роль структуры конфликта в анализе конфликтных ситуаций



Тема 4

Динамический анализ конфликта: формирование конфликтной ситуации.

Понятие этапов развития конфликта. Потенциальный конфликт или конфликтная ситуация. Сигналы конфликта (Х.Корнелиус, Ш.Фейр). Источники осознания конфликта. Типы фрустраторов. Инцидент, виды инцидентов. Эскалация конфликта. Симметричный схизмогенез (Г.Бейтсон) как механизм эскалации. Типичные формы эскалации. Признаки эскалации конфликта. Психологические и структурные изменения во время эскалации конфликта.

Тема 5

Социальная напряженность как индикатор конфликтности социальной сферы: понятие и способы диагностики

Понятие психической и социальной напряженности. Социальная напряженность: понятие и типология. Этапы развития социальной напряженности. Диагностика, мониторинг социальной напряженности. Методы исследования социальной напряженности.

Тема 6

Динамический анализ конфликта: стадия открытого конфликта

Инцидент. Этапы течения конфликта. Углубление и расширение границ конфликтной ситуации. Возможности, причины и последствия смещения объекта конфликта. Условия сохранения объекта конфликта.

Формы конфликта: насильственные и ненасильственные. Агрессия и насилие в конфликте. Динамические взаимосвязи конфликта и насилия. Основные причины насильственного поведения. Конфликтогенный фон и истоки агрессивности.



Тема 7

Способы предупреждения, основные модели завершения социальных конфликтов

Этап баланса сил или тупик конфликта. Понятие цены конфликта. Завершение конфликта и его варианты: угасание, устранение, урегулирование, разрешение конфликта. Условия для разрешения конфликта. Постконфликтная стадия. Конструктивный и деструктивный путь развития конфликтов.

Понятие «модель решения конфликта». Зависимость выбора модели решения конфликта от его диагноза.

Стили поведения в конфликте. Содержательная характеристика стилей поведения в конфликте. Особенности их применения в различных ситуациях.

“Силовая” модель, условия ее применения, возможности и ограничения. Компромисс как модель решения конфликта. Интегративная модель, ее универсальность, эффективность и сложность. Предупреждение конфликта. Изменение позиций участников. Устранение причин. Институциализация отношений. Учет традиций и ритуалов. Консенсус – оптимальная форма разрешения конфликта. Условия консенсуального решения проблем делового общения.

Стратегии и концепции переговоров. Особенности мягкого, жесткого и принципиального подходов к ведению переговоров.

Сущность конфликтологического посредничества. Формы посредничества и общие требования к ним.

Консультативное посредничество, его суть и специфика.

Арбитражная форма посредничества, его особенности и предназначения.



Тема 8

Межличностные и межгрупповые процессы

Сотрудничество, компромисс, конкуренция; конструктивная дискуссия; проблема коммуникации в конфликтных ситуациях; проблема принятия решения во время конфликта; саморегуляция социального работника в процессе разрешения конфликта; моббинг-конфликт;

Тема 9

Модели управления конфликтом в социальной работе

Управление конфликтом; конструктивные и деструктивные последствия конфликта; урегулирование и разрешение конфликта; подходы к управлению развитием конфликтов;

Тема 10

Особенности деятельности посредника и основы эффективного посредничества

Медиация (посредничество): процесс и стадии; разновидности ролей посредника; особенности деятельности посредника и основы эффективного посредничества; первоначальный контакт с конфликтующими сторонами и выбор стратегии медиации; отношения между посредником и субъектами конфликта и влияние их на принятие решения; методы сбора данных о конфликте: интервью, анализ конфликта и создание плана медиации.

Тема 11

Конфликты в России и перспективы социальной работы

Проблема развития конфликта в контексте российской истории. Истоки современного российского кризиса. Внутренние конфликты советского общества и их трансформация в постсоветском пространстве. Проблемы преодоления иррационализации сознания. Конфликты переходного общества. Демократизация как форма преодоления конфронтационности и перехода к цивилизованной конфликтности Основные сферы развертывания конфликта в современном Российском обществе и их влияние на формирование социальной политики и системы социальной работы.

6. Планы групповых занятий и образовательные технологии


Семинар.

Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac -> soc rab -> kaf-SR
kaf-SR -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
kaf-SR -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
soc rab -> Министерство здравоохранения и социального развития
soc rab -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины
soc rab -> Министерство здравоохранения и социального развития
soc rab -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
soc rab -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины
soc rab -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины


Скачать 0.81 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Межпоколенческая мобильность в Ираке и Вьетнаме

  • Даниэль Герсзон Малер
  • Тара Вишванат

|

Эта страница в:

  • Английский

Изображение

вьетнамских беженцев, проживающих в лагере беженцев Сонгкхла в Таиланде. Фото ООН/Джон Исаак.

Непосредственные последствия конфликта совершенно очевидны. К ним относятся смертельные случаи и ранения, перемещение населения, уничтожение имущества и разрушение социальных и экономических систем. Но однажды боевые действия прекращаются, и жизнь в пострадавших от конфликта районах постепенно возвращается в нормальное русло. Или это так? Как долго обычно сохраняются последствия вооруженного конфликта для экономики и благосостояния? В частности, как долго эти последствия будут сдерживать рост и ограничивать возможности стран по сокращению бедности?

В отчете « Нестабильность и конфликты: на переднем крае борьбы с бедностью » обобщаются имеющиеся данные о долгосрочных последствиях конфликтов и нестабильности для благосостояния. В отчете показано, что конфликты и нестабильность могут иметь серьезные негативные последствия, которые распространяются на десятилетия и даже на поколения. После того, как пушки замолчат, конфликт оставит в наследство поврежденный человеческий капитал, который снизит производительность, замедлит рост и замедлит сокращение бедности в далеком будущем.

В то время как долгосрочное воздействие конфликта на уровень жизни достаточно хорошо изучено, последствия конфликта для межпоколенческой мобильности менее изучены. Межпоколенческая мобильность касается социально-экономической мобильности между поколениями. Существуют две различные концепции межпоколенческой мобильности: абсолютная и относительная. Абсолютная межпоколенческая мобильность — это степень, в которой нынешнее поколение сумело подняться по лестнице по отношению к предыдущему поколению.

Относительная межпоколенческая мобильность — это степень, в которой положение каждого человека на экономической лестнице не зависит от положения его родителей. Если положение каждого индивидуума полностью не зависит от положения его родителей, то индивидуумы в обществе имеют равные шансы в жизни. Одним из показателей абсолютной мобильности является доля лиц, имеющих более высокий уровень образования, чем оба их родителя. Чем выше корреляция между уровнем образования когорты и их родителей, тем больше положение родителей в обществе предопределяет положение их детей и тем ниже относительная мобильность.

Ирак и Вьетнам представляют два интересных случая для изучения влияния конфликта на межпоколенческую мобильность. В Ираке ирано-иракская война 1980–1988 годов и последовавшая за ней война в Персидском заливе 1990–1991 годов означали, что когорты, родившиеся примерно до 1969 года, могли окончить начальную школу, не страдая от конфликта, в то время как более поздние когорты пострадали. Война во Вьетнаме с 1955 по 1975 год подразумевала, что ранние когорты пострадали от войны, а более поздние когорты — нет. Используя Глобальную базу данных межпоколенческой мобильности, представленную в отчете Всемирного банка о справедливом прогрессе, мы изучаем межпоколенческую мобильность по когортам в этих двух странах и анализируем, влияет ли воздействие конфликтов в детстве на межпоколенческую мобильность.

В Ираке абсолютная мобильность имела тенденцию к росту более чем за два десятилетия до войны с Ираном. Среди лиц, родившихся в 1940 г., только 25% превзошли по уровню образования обоих своих родителей. Однако к 1968 году последняя когорта, достигшая 12-летнего возраста и закончившая начальную школу до конфликта с Ираном, более чем на 60% превзошла уровень образования обоих своих родителей. В последующие десятилетия, вероятно, из-за многочисленных войн, в которых участвовал Ирак, этот показатель снизился примерно до 35%. Точно так же относительная мобильность была высока до начала войн, но как только они начались, она быстро снизилась, примерно с 0,7 в 19с 68 до 0,5 в 1990 году. Это говорит о том, что войны усилили разделение на социальные классы и затруднили для беднейших слоев населения подъем по социальной лестнице.

Image

Вьетнам представляет похожую картину. До того, как в 1960-х годах война стала причиной большого числа погибших, у детей была очень высокая вероятность превзойти своих родителей в образовании, более 80%. В последующие десятилетия это число упало до 65%. После окончания войны Вьетнаму удалось снова поднять это число до 85% для когорты, родившейся в 19 г. 90. Точно так же относительная мобильность снизилась за время войны примерно с 0,6 до 0,35. После окончания войны он снова вырос до 0,5.

Оба этих тематических исследования указывают на то, что конфликты и насилие оказывают сильное и продолжительное влияние на способность людей сталкиваться с равными шансами в жизни и превзойти своих родителей в социальных и экономических результатах . Хотя одних только прямых последствий конфликта достаточно, чтобы сделать эту область приоритетной, косвенные долгосрочные последствия делают этот аргумент еще более убедительным.

Темы

Конфликт и насилие хрупкости

Бедность

Страны

Ирак

Вьетнам

Регионы

East Asia и Pacific

Ближневый Восток и Северная Африка

ATHIAS

Ближний Восток и Северная Африка

Автор Asia и Pacific

Ближний Восток и Северная Африка

Автор

Ближний Восток и Северная Африка

Автор

Author

Даниэль Герсзон Малер

Экономист, Группа данных по развитию, Всемирный банк

Другие блоги Даниэля Герсзона

Тара Вишванат

Ведущий экономист

Другие блоги Тары

Что такое социальные изменения? | Human Rights Careers

Социологи определяют социальные изменения как трансформацию культур, институтов и функций. Большинство изменений не происходят мгновенно. В обществе изменения часто происходят очень медленно. Здесь задействовано множество частей и сил, многие из которых сопротивляются нарушению статус-кво. Все общества проходят через эти типы изменений в какой-то момент. Не нужно быть заядлым знатоком истории, чтобы это знать. Рассмотрим современное общество и подумайте, как оно выглядело сотни лет назад. Часто общество неузнаваемо.

Какие существуют теории о функционировании социальных изменений? Каковы причины и следствия?

Теории социальных изменений

Хотя все общества неизбежно претерпевают некоторые изменения, непонятно, почему это происходит. На протяжении всей истории социологи боролись с различными идеями и моделями. Существуют три основные теории социальных изменений: эволюционная, функционалистская и конфликтная.

Эволюционная

Эволюционная теория социальных изменений получила известность в XIXвек. Социологи ухватились за теорию эволюции Дарвина, применив ее к обществу. Огюст Конт, известный как «отец социологии», верил в эволюционную модель. Согласно этой теории, общество всегда развивается на «более высокие уровни». Как организмы развиваются от простых к более сложным, так и общества. Общества, которые не адаптируются достаточно быстро, будут отставать. Это привело многих социологов к выводу, что западные общества должны быть «превосходнее» из-за своего «продвинутого» состояния.

Сначала социальные эволюционисты утверждали, что все общества должны пройти одинаковую последовательность прогресса. Современные теоретики считают, что изменения полилинейны. Общества могут развиваться по-разному и в разных направлениях.

Функционалистская теория

Функционалистская теория социальных изменений учит, что общество подобно человеческому телу. Каждая часть как орган. Отдельные части не могут существовать сами по себе. Эмиль Дюркгейм, крупный лидер в области социальных наук, считал, что все части общества должны быть гармоничными. Если они не объединены, общество — «не более чем куча песка», которая может рухнуть. Когда одна часть страдает, все остальные части должны приспосабливаться. Почему? Функционалистская теория считает, что общество всегда стремится к стабилизации. Когда возникают проблемы, они носят временный характер, но требуют внимания со стороны других частей. Это означает социальные изменения.

Функционализм не лишен критики. Многие отмечают, что эта теория имеет тенденцию игнорировать тот факт, что элита общества часто создает мираж гармонии и стабильности. Теория также не учитывает расу, класс и пол. Функционализм достиг своего пика в 1940-х и 1950-х годах, но пришел в упадок в 1960-х годах.

Теория конфликта

Теория конфликта утверждает, что общество по своей природе неравноправно и конкурентно. Карл Маркс возглавил эту теорию. Хотя Маркс в какой-то степени верил в эволюционную модель, он не считал, что каждая фаза приводит к чему-то лучшему, чем раньше. Чаще всего богатые и влиятельные контролируют остальную часть общества, эксплуатируя уязвимые группы. Это сеет конфликты, провоцируя людей на действия. В результате происходят социальные изменения. Модель конфликта развивалась годами. Его можно найти в других теориях, таких как феминистская теория, квир-теория и критическая расовая теория.

Что вызывает социальные изменения?

Ни одно общество не остается неизменным навсегда, но какие конкретные причины движут им? Социальные изменения имеют три основных триггера:

Конфликт

Из нашей глобальной истории становится ясно, что конфликты провоцируют социальные изменения. Неравенство, основанное на классе, расе, поле, религии и т. д., способствует неудовлетворенности и гневу. Чтобы исправить ситуацию, группы объединяются, чтобы бороться за перемены. Правительство может быть свергнуто или реструктурировано. Иногда изменения происходят быстро, но часто со временем они развиваются поэтапно.

Демографические изменения

Когда меняется демографический состав общества, социальные изменения неизбежны. Демография общества часто меняется, когда увеличивается рождаемость и/или люди начинают жить дольше. Увеличение населения влияет на рассредоточение и доступность ресурсов. Увеличение иммиграции или эмиграции также влияет на общество.

Культурные изменения

Новые изобретения, открытия и распространение идей способствуют культурным изменениям. Рассмотрим влияние Интернета. Это изменило не только культуру отдельных стран, но и всего мира. Это изменило то, как мы общаемся, а также структуру бесчисленных отраслей. Открытия также влияют на культуру общества. Подумайте, как много изменилось, когда европейцы «открыли» Америку. Этот пример показывает, как социальные изменения не всегда выгодны для всех. Новые представления о поле, расе, религии, работе, образовании и т. д. также меняют культуру.

Пройдите бесплатный онлайн-курс по социальным изменениям (ЮНИСЕФ)

Примеры социальных изменений

Социальные изменения часто происходят в результате социальных движений. Есть бесчисленные примеры на протяжении всей истории в каждой стране на земле. Некоторые из самых известных (многие из которых продолжаются и/или развиваются) включают:

  • Реформация
  • Отмена трансатлантической работорговли
  • Движение за гражданские права
  • Феминистское движение
  • Движение за права ЛГБТК+
  • Зеленый механизм

Почему важны социальные изменения?

Социальные изменения происходят, когда социальные институты, структуры и культуры претерпевают значительные изменения. Известные примеры включают Реформацию в Европе 16-го века и американское движение за гражданские права. Чаще всего социальные изменения происходят медленно. Особенно это касается глобального общества. Почему социальные изменения имеют значение? Вот 10 причин:

#1. Социальные изменения приближают мир к гендерному равенству

Состояние гендерного равенства может быть ошеломляющим и даже обескураживающим. Важно помнить, что социальные изменения начинаются с малого. Это становится эффективным по мере того, как к нам присоединяются все больше людей, групп и организаций. Эти актеры продвигают мир вперед культура за культурой, страна за страной. Такие действия, как устранение гендерного разрыва в оплате труда; расширение доступа к образованию; и улучшение медицинского обслуживания женщин способствуют долговременным социальным изменениям в больших масштабах.

№2. Социальные изменения улучшают права рабочих

На протяжении всей истории жадность эксплуатирует и подвергает опасности работников в каждой отрасли. Соединенные Штаты являются примером того, как социальные изменения влияют на труд и права рабочих. За два столетия в США зародились профсоюзы, законы о детском труде, минимальная заработная плата, законы о семейных отпусках и отпусках по болезни. Эта область социальных изменений продолжается, поскольку рабочие продолжают бороться за свои права. Они бастуют за более высокую заработную плату и настаивают на лучшей правовой защите. Потребители также играют роль, когда они бойкотируют неэтичные методы работы.

№3. Социальные изменения защищают сообщество ЛГБТК+

Сообщество ЛГБТК+ — одна из самых уязвимых групп населения в мире. Люди в этом сообществе сталкиваются с более высоким уровнем самоубийств, насилия и дискриминации. Многие прошлые и нынешние социальные движения по всему миру сосредоточены на правах ЛГБТК+. Легализация однополых браков; правовая защита от дискриминации; и сдвиги в культурных перспективах представляют собой социальные изменения. Он защищает людей и дает им равенство в обществе.

№4. Социальные изменения улучшают расовое равенство

Большинство обществ имеют дело с расовым неравенством. В зависимости от расы группы и отдельные лица сталкиваются с дискриминацией и лишением избирательных прав. Социальные движения (например, движение за гражданские права в Соединенных Штатах) сосредотачиваются на протесте против текущих условий и изменении законов. Социальные изменения также важны, когда они касаются восприятия обществом расы. Образование и осведомленность могут быть столь же важны, как и законодательные меры.

№5. Социальные изменения полезны для бизнеса

Исследования показывают, что чем разнообразнее рабочие места, тем они продуктивнее. Если бы каждое рабочее место уделяло приоритетное внимание лучшей интеграции и равенству, это улучшило бы бизнес и экономику общества в целом. Социальные изменения включают устранение гендерного разрыва в оплате труда, установление правовой защиты работников и соблюдение недискриминационных практик. Они способствуют разнообразию и успеху на рабочем месте.

#6. Социальные изменения помогают окружающей среде

Ни одно другое живое существо не повлияло на окружающую среду так сильно, как человечество. Исследования показывают, что мы беспрецедентно быстро наносим ущерб воздуху, воде и земле. Это влияет на благополучие и безопасность всего на земле, включая людей. Зеленые социальные движения оттеснили экологически чистые инициативы, такие как поддержка исчезающих видов. Они также поощряют личную ответственность и распространяют информацию о таких проблемах, как изменение климата.

#7. Социальные изменения обеспечивают подотчетность правительств

История доказывает, что власть может развратить. Правительства часто совершают нарушения прав человека в отношении собственного народа. Социальные изменения могут привлечь внимание к этой несправедливости, разрушить деструктивные структуры и помочь обществам перейти к более совершенным системам. Эти изменения могут происходить быстро и бурно в результате гражданской войны или конфликта. Через выборы и законодательные органы изменения могут быть более постепенными.

#8. Социальные изменения направлены на решение проблем в корне

Длительное воздействие является одним из показателей социальных изменений. Недостаточно лечить симптомы, а не рану. Наиболее эффективные социальные движения решают проблемы в корне, а не только следствия. Например, чтобы решить проблему бездомности, мы должны прежде всего изучить, почему люди бездомны. Только предоставление краткосрочных решений не поможет устранить основные причины. Нужны и долгосрочные меры. Взгляд на корни позволяет развиваться постоянным изменениям, экономя время, энергию и ресурсы общества.

#9. Социальные изменения расширяют возможности граждан

Социальные изменения часто происходят, когда люди решают работать для достижения общей цели. Они обращают внимание на то, что деструктивно или неэффективно в обществе, и предпринимают шаги, необходимые для того, чтобы это изменить. Большинство активистов могут указать на конкретное движение или человека из прошлого, который их вдохновляет. Социальные изменения расширяют права и возможности граждан, доказывая, что страсть и тяжелая работа окупаются даже при значительном сопротивлении.

#10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *