Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Матерится как сапожник: Откуда пошло выражение материться как сапожник?

«Откуда пошло выражение «материться как сапожник»?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

Русский языкФразеологизмы

Валера Горбушин

  ·

31,2 K

ОтветитьУточнить

Евгений Кузьмишин

История

25,0 K

историк, религиовед, автор канала «Это пройдет» https://t.me/ietoproydet  · 29 нояб 2017  · independent.academia.edu/EvgueniiKuzmishin

Такого фразеологизма в русском языке нет. Он есть у малообразованных слоев русскоязычного общества и является результатом смешения двух присловий (не фразеологизмов), каждое из которых имеет свою историю и смысл.

Ругаться как извозчик — потому что извозчики просто не могли не ругаться 1) для понукания лошади, 2) для выражения своих различных чувств по поводу дорожного движения и других извозчиков с пешеходами, как современные водители.

А поскольку сидели они не в замкнутом пространстве кабины, а снаружи, все вокруг отлично слышали все ими произносимое и складывали о них свое мнение.

Пить как сапожник — потому что так называемые «холодные сапожники» сидели со своими колодками на ящиках из-под инструментов на улице (на базарах, у стен магазинов, на площадях) и постоянно мерзли, а поэтому круглые сутки согревались горячительными напитками.

«Это пройдет» — исторический канал

Перейти на t.me/ietoproydet

17,1 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Ксения Васильева

58

Гиперактивный человек.  · 12 янв 2018

Хуже сапожников матерятся только дети сапожников, которые провели все свое детство в мастерской по ремонту обуви. Поверьте мне как дочери сапожника.

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Денис П.

10 дек 2022

Историю откуда пошло выражение «материться как сапожник» я не знаю 🤫 Но так как я сам сапожник, то могу сказать, что некоторые не сведующие люди иной раз даже и не пойму, что сапожник ругаться… Вот пример, как выругалась на форуме женщина сапожник: — Пиво безалкогольное; кожа искусственная; искусственный мех и женщина тоже надувная (резиновая) Это один из примеров… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Пётр Лапко

-4

23 июн 2018

По пальцам себе бил сапожник молотком вот и матерился .Дальше объяснять не буду.Так не знаю могу ли отвечать развёрнуто боюсь запутаться так как являюсь мало «образованной» часть населения.в 140 уложился)

Комментировать ответ…Комментировать…

Людмила П.

124

преподаватель вуза  · 1 мая 2018

Ну, про «малообразованные слои русскоязычного общества» — это сильно. Есть такая волшебная вещь — Национальный корпус русского языка. Так вот в нем данное выражение зафиксировано аж в 1835 г. в произведении О. И. Сенковского «Записки домового» : «― Имея честь всегда обращаться с супругами, ― сказал он ему, ― ты, брат, выучился ругаться, как сапожник».  Касаемо версий про… Читать далее

Пётр Лапко

23 июня 2018

По пальцам себе бил сапожник молотком вот и матерился .Дальше объяснять не буду.тк

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Ребенок матерится как сапожник. Как вести себя родителям?

Почему ребенок матерится

Одни дети буквально изрекают нецензурную брань с самым довольным выражением лица, другие наоборот находятся в состоянии эмоциональной нестабильности и испытывают сильный стресс. Конечно, причины ругани не ограничиваются неправильным чувством юмора и агрессией – к ним также стоит добавить и другие: 

·   защитную реакцию на раздражители;

·   попытку привлечь внимание к своей персоне;

·   копирование поведения родителей;

·   пример одноклассников;

·   поощрение нецензурной брани;

·   неразвитую культуру речи;

·   возрастные особенности;

·   заболевания нервной системы.

Если причиной нецензурной брани является патология, родители не смогут помочь. Например, при копролалии – одном из проявлений синдрома Туретта, больной ругается бесконтрольно и, разумеется, помимо своего желания. Единственным верным решением будет обращение к специалисту.

Во всех ситуациях, кроме тех, когда мат является следствием невралгических или психических расстройств, родители могут отучить маленького «сапожника» от дурной привычки. Насколько сложная предстоит борьба за чистоту речи – зависит от характера, возраста и той самой причины, из-за которой ребенок прибегает к мату.

Каждый возраст – свои особенности

Маленькая девочка в возрасте 2-3 лет, которая нарядилась в платье феи, подскакивает к воображаемому герою и заявляет что-нибудь такое нецензурное, размахивая волшебной палочкой – слова юной волшебницы могут показаться забавными, развеселить гостей и даже вызвать улыбку у родителей. Конечно, никакого повода для веселья у папы и мамы нет (а если и есть, то все равно показывать это нельзя ни в коем случае!). С другой стороны, ребенок еще очень маленький – в силу возраста понимание элементарные вещей попросту отсутствует. Обычно в таком случае достаточно содержательной беседы о том, насколько отвратительны матерные слова, которым не место в устах «феи». 

«Сапожник» в возрасте от 5 лет уже имеет определенные представления о добре и зле, присутствующем в русском языке. Будучи почти взрослым человеком, он, как правило, употребляет нецензурные слова осознанно. Родителям необходимо выяснить причину ругани и, в зависимости от нее предпринимать те или иные действия. 

По мере взросления дети перестают материться при наличии адекватного примера родителей и здоровой обстановки в семье. Если ребенок выражается исключительно при нестандартных обстоятельствах, например, когда что-то не получается или происходит нечто из ряда вон выходящее, то это не повод хвататься за голову. Достаточно побеседовать с «сапожником» и объяснить, насколько важно соблюдать культуру речи. Впрочем, бывают и исключения: случайно ударив себя молотком по пальцам, даже священник начинает бормотать совсем не «Отче наш. ..».

Как отучить от мата и слэнга: причины, следствие и противодействие

Мат является защитной реакцией? Находите с ребенком общий язык и создайте комфортную обстановку в доме! Когда кругом царит напряжение, а между родителями возникают конфликты, ни о каком спокойствии не может быть речи. Кроме того, установите доверительные отношения с «сапожником» – тогда увещевания отца и матери будут восприниматься по-другому.

Как же просто привлечь к себе внимание: стоит только разок, как следует матюгнуться и все – через мгновение вокруг соберутся все взрослые, услышавшие «волшебное» слово! Родителям следует проявлять прямо противоположную реакцию – не обращайте внимания, а еще лучше просто уходить из комнаты! Разумеется, причину такого поведения необходимо объяснить: «Мне не нравится, как ты ругаешься, слушать противно!» – или любой другой вариант пояснений с тем же смыслом. Когда малыш поймет, что «волшебные» нецензурные слова больше не работают, то и произносить их станет незачем.  

Дети непроизвольно копируют поведение родителей. Выражающийся отец или мать гарантированно привьют дурную привычку ребенку. Самым близким людям, являющимся примерами для подражания, следует соблюдать культуру речи и воздерживаться от крепкого словца.

Пример одноклассников бывает на редкость заразительным! К сожалению, некоторые привычки от товарищей перенимать категорически не стоит, в том числе и любовь к нецензурным выражениям – объясните это юному матерщиннику. Как альтернативный вариант решения проблемы – перевестись в другой класс. Например, у детей, обучающихся онлайн, нет ни одного одноклассника, который мог бы научить чему-нибудь плохому. 

Никогда не поощряйте мат! Иногда тирада, выданная ребенком, может показаться смешной и уморительной, но задача родителей в такой ситуации – спокойно поговорить автором нецензурного перла, сохраняя невозмутимый вид! Стоит только ребенку увидеть ухмылку или улыбку в уголке рта папы и мамы – все, он будет радовать их самой отборной бранью при каждом удобном случае. Это своего рода сигнал, говорящий: «Как смешно, давай еще!» 

Соблюдайте культуру речи. Развивайте малыша, прививая привычку говорить правильным литературным языком. Подавайте хороший пример!

Ошибки родителей

Никогда не ругайтесь при ребенке! Это самая большая ошибка, которую совершают родители.

Конечно, есть и другие промахи, заслуживающие отдельного упоминания. Пытаясь отучить сына или дочку от сквернословия, родители допускают одни и те же ошибки: 

·   прибегают к физическому наказанию;

·   ругают ребенка в грубой и унизительной форме;

·   закрывают юного сквернослова в комнате, ставят в угол и применяют другие варианты наказания, сохранившегося еще с советской эпохи;

·   поощряют ругательства ухмылками и ужимками;

·   отказываются от обращения к специалистам.

Большинство родителей не имеют опыта педагогической работы. Отсутствие навыков, которые просто бесценны в локальной борьбе за частоту языка, сильно осложняет поиск причины сквернословия. Именно поэтому самые близкие люди не всегда способны подобрать адекватную стратегию отучения малыша или подростка от нецензурной брани.

Обращение к психологу в 99% случаев приводит к положительному результату! Специалист может повлиять на юного «сапожника» самым положительным образом, подобрав идеальный ключик к душе ребенка. Родителям потребуется на это много дней и не факт, что они справятся с очень сложной задачей. Хороший психолог быстро выяснит причину детского мата и подберет адекватную систему противодействия нецензурной брани для детей всех возрастов, характеров и темпераментов.

В онлайн-школе «Синергия» имеются штатные психологи, обладающие большим опытом. Специалисты проводят бесплатные консультации с учениками, в том числе и по просьбе родителей. На живых уроках преподаватели внимательно следят за порядком, мгновенно пресекая любые поползновения к мату, применяя различные педагогические методики, благодаря которым дети отучаются от ругани и начинают воспринимать обсценную лексику как нечто маргинальное, чего определенно стоит избегать любому нормальному человеку.

Как Heinzelmännchen связаны с Эльфами и Сапожником?

Сапожное дело — одно из тех ремесел, о которых люди до сих пор имеют смутное представление. В отличие от кузнечного дела, которое большинство людей редко видит, инструменты сапожника обычно выставлены на обозрение у местного сапожника.

Хотя работа сапожника состоит в том, чтобы починить обувь, а работа сапожника — в том, чтобы сделать обуви, у нас достаточно пересечений, чтобы понять, как этот процесс может работать.

Обувь! Изображение от Catkin через Pixabay

По словам Уильяма Хендерсона, сапожное дело — проклятая профессия. Он рассказывает семейный анекдот, в котором сапожник из Девоншира объясняет, что проклятие пришло от самого Иисуса Христа. В этой сказке Иисус встретил сапожника по пути на распятие, и сапожник плюнул в него. В ответ Иисус говорит: «Бедный слюнявый ты будешь, и все сапожники после тебя за то, что ты сделал Мне» (1879: 82).

Однако, как мы увидим, самый известный сапожник в сказках был полной противоположностью проклятому! Пойдемте познакомимся с Эльфами и Сапожником и их кельнскими соотечественниками, Heinzelmännchen…

Нажмите «play», чтобы прослушать эпизод, или продолжайте читать…

Эльфы и сапожник

Оригинальная история об эльфах и сапожнике появилась в немецкой версии сказок братьев Гримм , но была переведена на Английский в 1884 году.

Существуют разные версии этой истории. В одном варианте бедный сапожник отдает свою последнюю пару готовой обуви нищему. Он вырезает детали для последней пары новых туфель из своего последнего куска кожи и ложится спать.

На следующее утро пара готовых ботинок лежит на его рабочем столе. Он продает их по более высокой цене, чем обычно, благодаря высокому уровню мастерства. Деньги оплачивают его счета, и он покупает больше кожи.

Иллюстрация к «Эльфам» Уолтера Крейна (1886 г.) [Общественное достояние]

На следующую ночь он оставляет куски на две пары обуви. Он снова просыпается утром и обнаруживает новые туфли на рабочем столе. Поэтому он продает обе пары и покупает больше кожи.

Это происходит снова на третью ночь и на четвертую ночь. Это продолжается до самого Рождества.

В этот момент он и его жена решают не ложиться спать, чтобы посмотреть, кто делает обувь. Они прячутся и наблюдают за работой двух эльфов. Они настолько поражены увиденным, что он и его жена не ложатся спать, чтобы шить одежду для эльфов, чтобы выразить свою признательность.

Одежду вместо кожи опускают. Эльфы действительно довольны подарком, но решают перестать быть сапожниками и уйти навсегда.

Поучительная история?

Это интересная сказка о таинственных маленьких человечках, выполняющих работу для людей глубокой ночью. Тем не менее, это также предостережение, хотя и своеобразное предостережение.

Иллюстрация к «Эльфы и сапожник». Иллюстратор неизвестен, но, вероятно, Джордж Круикшанк (1915) / Public domain

В конце концов, сапожник действительно не делает ничего плохого. Готовый продукт он отдает нищему. Затем он пытается выразить свою признательность эльфам.

В некоторых версиях эльфы видят в новой одежде «плату». Получив оплату за оказанные услуги, они могут уйти. В других одежда делает эльфов слишком гордыми, чтобы быть сапожниками.

Но есть еще более конкретная версия, связанная с Кёльном, в Германии.

Heinzelmännchen из Кёльна

В этой легенде, впервые записанной в 1826 году и переведенной на английский язык в 1828 году, эльфы на самом деле являются гномами или карликами (Heinzelmännchen). Всю работу за жителей Кельна ночью делали гномы.

Пекари приходили на работу и обнаруживали, что их хлеб замешан и готов к выпечке. Сапожники находили кожу, вырезанную и сшитую за одну ночь. Мясники могут обнаружить, что их мясо перемолото и приправлено специями и готово к продаже (Hollerbach 2007: 80).

Гномы сделали это, потому что хотели научиться каждому ремеслу. Тем не менее, это означало, что ни у кого не было работы в течение дня, поэтому все были очень ленивы.

Арпад Шмидхаммер (Vorlage) [общественное достояние], через Wikimedia Commons

По словам Мадженты Гриффит, семья должна оставить часть своего ужина в качестве оплаты. Они также не должны были насмехаться или смеяться над гномами. В конце концов, неуважаемые Heinzelmännchen могут подшутить, если их оскорбить или пренебречь (2012: 78).

Я не могу отделаться от ощущения, что это довольно честная сделка: оставьте немного ужина и не обижайтесь на свою домашнюю прислугу. Это лучше, чем вы иногда заключаете с феями из британских легенд. (И действительно некоторые места, где я работал)

Любопытство сгубило кошку

Однажды ночью жена портного решила, что хочет посмотреть, как выглядит Heinzelmännchen. Она рассыпала горох на полу их мастерской и стала ждать. Гномы вышли глубокой ночью, но поскользнулись на горошине и упали (Hollerbach 2007: 82). Я всегда думаю, что эта часть немного грустная! Я ненавижу мысленный образ этих маленьких существ, которые, возможно, причиняют себе вред.

В любом случае. Любопытная (и немного злобная) жена подняла фонарь, чтобы увидеть гномов, но они исчезли в свете. Раздраженные и, возможно, немного смущенные, гномы не вернулись.

Они покинули Кёльн и больше не вернулись. Предположительно, горожанам нужно было заново научиться ремеслам. Я не думаю, что она была особенно популярна после этого.

История жива

Эта история вошла в различные детские книги. Но фонтан Heinzelmännchenbrunnen также увековечивает легенду, изображая жену с фонарем и павших гномов.

Вот жена со своим фонарем

Фонтан прекрасно проработан, а его «крылья» изображают Heinzelmännchen за работой, выполняя различные обязанности. Я сделал так много фотографий, когда увидел его несколько лет назад.

Фрагмент скульптуры.

Фонтан не только увековечивает историю. Он также сохраняет фатальное действие, то есть сияние света любопытства там, где его быть не должно.

Какой общий угол?

В сказке об эльфах и сапожнике эльфы уходят, когда им дают одежду, а в сказке о Heinzelmännchen они уходят, когда их замечают. Общим знаменателем является вмешательство людей, либо добрые намерения, либо любопытство.

С той лишь разницей, что сапожник оставляет одежду в качестве доброты. Напротив, домохозяйка из Кёльна ставит ловушку исключительно для того, чтобы увидеть, что им нравится. Первые благодарны, вторые корыстны.

Сапожное дело в музее под открытым небом Gruberhof в Гросс-Умштадте, Германия. Изображение Schnobby / CC BY-SA 3.0

Варианты предыдущих историй встречаются в Англии, Шотландии и Ирландии, а также в других частях Германии. Хотя они не всегда связаны с изготовлением обуви, многие сказки следуют похожей схеме.

Сверхъестественное существо, будь то эльф, гном, домовой, хоб или пикси, помогает по хозяйству. Благодарный человек оставляет им одежду в качестве оплаты, и они уходят.

Я полагаю, это сводится к старой идее не смотреть дареным лошадям в зубы, а просто принимать добрые жесты или тяжелую работу!

Так почему же в этих сказках рассказывается о сапожном деле?

Версия Гримма стремится указать на профессию сапожника. В сказке о Heinzelmännchen сапожное дело упоминается как одно из многих ремесел, которыми занимаются гномы.

Я поискал в другом месте возможную ссылку и обратился к энциклопедическому труду Кэтрин Бриггс о феях и других существах. Она рассказывает историю о Блю Берче, хобгоблине, который продолжал шалить в доме сапожника в Сомерсете. Пока семья весело развлекалась, сапожник рассказал об этом церковному старосте. Они взяли на себя задачу изгнать хобгоблина, и больше его никогда не видели в дружелюбной форме (1976: 27). Здесь нет очевидной причины, по которой хобгоблин выбрал бы сапожную мастерскую, и это лишь второстепенное значение в сказке.

Школа для взрослых, класс по пошиву обуви. Изображение предоставлено Wellcome Images [CC-BY-4.0]

Возможным источником производства обуви является легенда о лепреконе, ирландской фее-сапожнике. Некоторые источники предполагают, что производство обуви должно быть прибыльным бизнесом, если у каждого лепрекона есть горшочек с золотом. Другие объясняют, что их золото поступает из заброшенных кладов сокровищ, которые когда-то были спрятаны для сохранности, а его местонахождение в конечном итоге забыто.

Тем не менее, рассказы о лепреконах обычно сосредоточены на их хитром характере или их горшках с золотом, а не на их ремесле. Так что мы можем только догадываться, почему обувное дело становится любимой профессией для рассказов. Это одна из многих профессий в истории Heinzelmännchen, которая со временем превращается в эльфов и сапожника.

Возможно, дело в том, что изготовление обуви требует терпения и умения. Тем не менее, в отличие от кузнечного дела, это также тихое ремесло, которым можно заниматься незаметно глубокой ночью.

Одно можно сказать наверняка. Если вы обнаружите, что ваша работа сделана за вас, пока вы спите, дайте своему таинственному благодетелю немного уединения и позвольте ему заняться этим!

Вы когда-нибудь слышали историю Heinzelmännchen?

Ссылки

Бриггс, Кэтрин (1976), Энциклопедия фей: хобгоблины, домовые, тележки и другие сверхъестественные существа , Нью-Йорк: Книги Пантеона.

Гриффит, Пурпурный (2012), «Домашние эльфы», в Волшебный альманах Ллевеллина 2013: Практическая магия для повседневной жизни , Вудбери, Миннесота: Ллевеллин.

Гримм, Якоб и Вильгельм (2015), Сказки братьев Гримм , Местонахождение отсутствует: Планета.

Хендерсон, Уильям (1879 г.), Заметки о фольклоре северных графств Англии и ее границ , Лондон: Пейтон и Ко.

Холлербах, Ойген (2007), Рейнские легенды , Пульхейм: Rahmel Verlag.

Без ума от фольклора и хотите больше?

Добавьте свой адрес электронной почты ниже и получайте эти сообщения в свой почтовый ящик каждую неделю.

Вы также получите мой 5-шаговый путеводитель по защите вашего дома с помощью фольклора!

Я не буду рассылать вам спам. Отпишитесь, когда захотите! Работает на ConvertKit

Сапожник и дьявол

Луиза Буржуа, «Красные туфли», 2005 г. Предоставлено Музеем современного искусства.

ЭТО БЫЛ КАНУН РОЖДЕСТВА. Марья давно уже храпела на печи; весь керосин в лампадке выгорел, а Федор Нилов еще сидел за работой. Давно бы он бросил работу и вышел на улицу, но покупатель из Колокольного переулка, который две недели назад заказал сапоги, явился накануне, нагрубил ему и приказал доделать сапоги сразу перед утренней службой.

– Каторжная жизнь! – ворчал Федор, работая. — Одни давно спят, другие развлекаются, а ты тут сидишь, как какой-то Каин, и шьешь черт знает кому.

. . .’

Чтобы не заснуть, он то и дело брал из-под стола бутылку и пил из нее, а после каждого глотка крутил головой и говорил вслух:

‘В чем причина, скажите, пожалуйста , что клиенты развлекаются, пока я вынужден сидеть и работать на них? Потому что у них есть деньги, а я нищий?»

Он ненавидел всех своих клиентов, особенно того, что жил в Колокольном переулке. Это был джентльмен мрачного вида, с длинными волосами, желтым лицом, в голубых очках и хриплым голосом. У него было немецкое имя, которое никто не мог произнести. Невозможно было сказать, каково было его призвание и чем он занимался. Когда недели две назад Федор ушел мерить, он, заказчик, сидел на полу и что-то толкал в ступе. Не успел Федор попрощаться, как содержимое ступы вдруг вспыхнуло и загорелось ярко-красным пламенем; стояла вонь серы и жженых перьев, и комната наполнилась густым розовым дымом, так что Федор пять раз чихнул; и, возвращаясь после этого домой, он подумал: «Тот, кто боится Бога, не будет иметь ничего общего с такими вещами».

Когда в бутылке ничего не осталось, Федор поставил сапоги на стол и задумался. Он подпер тяжелую голову кулаком и стал думать о своей бедности, о своей тяжелой жизни, в которой не было ни проблеска света. Потом он подумал о богачах, об их больших домах и экипажах, об их сторублевых билетах. . . . Как хорошо было бы, если бы дома этих богачей — черт с ними содрал кожу! – разбивались, если кони сдохли, если шубы и соболиные шапки обтрепались! Как было бы прекрасно, если бы богатые мало-помалу превратились в нищих, у которых ничего не было, а он, бедный сапожник, разбогател и стал бы господствовать над каким-нибудь другим бедным сапожником в сочельник.

Во сне Федор вдруг вспомнил о своей работе и открыл глаза.

«Вот оно», — подумал он, глядя на сапоги. — Работа давно закончена, а я все еще сижу здесь. Я должен отнести сапоги господину».

Он завернул работу в красный платок, оделся и вышел на улицу. Падал мелкий крепкий снег, коля лицо, как иголками. Было холодно, скользко, темно, тускло горели газовые фонари, а на улице почему-то пахло керосином, так что Федор закашлялся и откашлялся. По дороге взад и вперед ездили богачи, и у каждого богача в руках была ветчина и бутылка водки. Богатые барышни поглядывали на Федора из экипажей и саней, высовывали языки и кричали, смеясь:

«Нищий! Нищий!»

Студенты, офицеры и купцы шли за Федором, насмехаясь над ним и крича:

«Пьяница! Пьяница! Неверный сапожник! Душа сапога! Нищий!»

Все это было обидно, но Федор молчал и только брезгливо плевал. Но когда встретил его Кузьма Лебедкин из Варшавы, мастер-сапожник, и сказал: «Я женился на богатой женщине, и у меня есть подчинённые, а ты нищий и есть тебе нечего», Федор не удержался от бежит за ним. Он преследовал его, пока не очутился в Колокольном переулке. Его покупатель жил в четвертом от угла доме на самом верхнем этаже. Чтобы добраться до него, надо было пройти длинный темный двор, а потом подняться по очень высокой скользкой лестнице, которая шаталась под ногами. Когда Федор вошел к нему, он сидел на полу и толкал что-то в ступе, точно так же, как две недели назад.

– Ваше благородие, я принес ваши сапоги, – угрюмо сказал Федор.

Покупатель встал и начал молча примерять сапоги. Желая помочь ему, Федор опустился на одно колено и сдернул свой старый сапог, но тотчас же вскочил и в ужасе побрел к двери. У заказчика была не нога, а копыто, как у лошади.

«Ага!» — подумал Федор;

Надо было прежде всего перекреститься, потом все бросить и бежать вниз; но тотчас же сообразил, что с чертом встречается в первый и, вероятно, в последний раз, и не воспользоваться его услугами было бы глупо. Он взял себя в руки и решил попытать счастья. Сложив руки за спиной, чтобы не креститься, он почтительно кашлянул и начал:0003

‘Говорят, что нет на свете ничего злее и нечистее дьявола, но я так думаю, ваше благородие, что черт высокообразован. У него, извините, копыта и хвост сзади, а мозгов у него больше, чем у многих студентов.

— Вы мне нравитесь за то, что вы говорите, — польщенно сказал черт. «Спасибо, сапожник! Чего тебе?

И, не теряя времени, сапожник начал жаловаться на свою долю. Он начал с того, что с детства завидовал богатым. Его всегда возмущало, что не все люди живут одинаково в больших домах и ездят на хороших лошадях. Почему, спросил он, он беден? Чем он был хуже Кузьмы Лебедкина из Варшавы, у которого был свой дом, а жена носила шляпу? У него был такой же нос, такие же руки, ноги, голова и спина, как у богатого, и почему же он был вынужден работать, когда другие развлекались? Почему он был женат на Марье, а не на благоухающей даме? Он часто видел красивых барышень в домах богатых покупателей, но они либо не обращали на него никакого внимания, либо иногда смеялись и шептались между собой: «Какой красный нос у сапожника!» хорошая, добрая, трудолюбивая женщина, но не образованная; рука у нее была тяжелая и сильно била, и если бы до нее приходилось говорить о политике или о чем-нибудь интеллектуальном, она вставляла бы палку и говорила самую ужасную чепуху.

– Что же вам нужно? – перебил его покупатель.

‘Прошу вас, ваше благородие Сатана Иваныч, изволите изволить сделать меня богатым человеком.

‘Конечно. Только за это ты должен отдать мне свою душу! Пока не пропели петухи, идите и распишитесь вот в этой бумажке, что вы отдаете мне свою душу». продвигать. Сначала нужно выполнить приказ, а потом уже требовать оплату».0003

– О, очень хорошо! – согласился покупатель.

В ступе вдруг вспыхнуло яркое пламя, повалил густой розовый дым, запахло горелыми перьями и серой. Когда дым рассеялся, Федор протер глаза и увидел, что это уже не Федор, уже не сапожник, а совсем другой человек, в жилете и с цепочкой от часов, в новых брюках, и что он сидя в кресле за большим столом. Два лакея подавали ему блюда, низко кланяясь и говоря:

‘Ешьте, ваше благородие, и пусть это пойдет вам на пользу!’

Какое богатство! Лакеи подали ему большой кусок жареной баранины и блюдо с огурцами, а потом принесли на сковороде жареного гуся, а потом немного вареной свинины с хреновым кремом. И как достойно, как благородно все это было! Федор ел, и перед каждым блюдом выпивал большую рюмку превосходной водки, как какой-нибудь генерал или какой-нибудь граф. После свинины ему подали вареное зерно, смоченное гусиным жиром, потом омлет с салом, потом жареную печенку, и он продолжал есть и был в восторге. Что еще? Подали еще пирог с луком и пареную репу с квасом.

«Как же это господа не ломятся от такой еды?» — подумал он.

В заключение ему вручили большой горшок меда. После обеда явился черт в синих очках и с низким поклоном спросил:

«Вы довольны своим обедом, Федор Пантелеич?»

Но Федор не мог ответить ни слова, так он был наелся после обеда. Чувство пресыщения было неприятным, тягостным, и, чтобы отвлечься, он посмотрел на сапог на левой ноге.

‘За такой сапог меньше семи с половиной рублей не брал. Какой сапожник сделал это? — спросил он.

— Кузьма Лебедкин, — ответил лакей.

«Пошли за ним, дурак!»

Вскоре явился Кузьма Лебедкин из Варшавы. Он остановился в почтительной позе у дверей и спросил:

– Что прикажете, ваше благородие?

– Молчите! «Не смей спорить; помни свое место сапожника! Болван! Вы не умеете делать сапоги! Я превращу твою уродливую физиономию в желе! Зачем ты пришел?»

‘За деньги.

‘Какие деньги? Прочь! Приходите в субботу! Мальчик, дай ему подзатыльник!»

Но он тотчас же вспомнил, какую жизнь вели и его клиенты, и ему стало тяжело на душе, и, чтобы отвлечь внимание, он вынул из кармана толстый бумажник и начал считая его деньги. Денег было много, но Федору хотелось еще больше. Черт в синих очках принес ему еще одну тетрадку, еще толще, но ему хотелось еще больше; и чем больше он считал это, тем более недовольным он становился.

Вечером лукавый привел к нему пышногрудую даму в красном платье и сказал, что это его новая жена. Весь вечер он целовал ее и ел пряники, а ночью лег на мягкую пуховую перину, ворочался с боку на бок и не мог заснуть. Он чувствовал себя сверхъестественным.

«У нас много денег, — сказал он жене; «Надо смотреть, а то воры залезут. Ты лучше пойди со свечкой посмотри».

Он всю ночь не спал и то и дело вставал, чтобы посмотреть, в порядке ли его ящик. Утром он должен был идти в церковь к утрене. В церкви одинаково почитают и богатых, и бедных. Когда Федор был беден, то молился в церкви так: «Боже, прости меня, грешного!» То же самое говорил и теперь, хотя и разбогател. Какая разница была? И после смерти Федора богатого похоронят не в золоте, не в бриллиантах, а в такой же черной земле, как и самого бедного нищего. Федор сгорит в одном огне с сапожниками. Федору все это было противно, и он тоже чувствовал себя весь отягощенным своим обедом, и вместо молитвы в голове у него были всякие мысли о своем ящике с деньгами, о ворах, о своей вымененной, загубленной душе.

Он вышел из церкви в плохом настроении. Чтобы отогнать неприятные мысли, как он часто делал прежде, он во весь голос затянул песню. Но как только он начал, подбежал милиционер и сказал, зажав пальцы до козырька фуражки:

— Ваше благородие, господа, нельзя петь на улице! Вы не сапожник!»

Федор прислонился спиной к забору и задумался: чем бы ему развлечься?

– Ваше благородие, – крикнул ему дворник, – не прислоняйтесь к забору, шубу испортите!0003

Федор зашел в магазин и купил себе самую лучшую гармонику, потом вышел на улицу играть на ней. Все указывали на него и смеялись.

— И джентльмен, — издевались над ним извозчики; ‘как какой-то сапожник. . . .»

«Разве подобает господам бесчинствовать на улице?» — сказал ему полицейский. – Вы бы лучше в трактир сходили!

– Ваше благородие, дайте нам мелочь, Христа ради, – причитали нищие, окружая Федора со всех сторон.

Раньше, когда он был сапожником, нищие не обращали на него внимания, теперь не пропускали.

А дома его ждала новая жена, дама, одетая в зеленую блузку и красную юбку. Он хотел быть к ней внимательным и только что поднял руку, чтобы хорошенько ткнуть ее по спине, но она сердито сказала:

— Крестьянка! Невежественный хам! Ты не умеешь вести себя с дамами! Если ты любишь меня, ты поцелуешь мне руку; Я не позволю тебе бить меня».

«Проклятое существование!» — подумал Федор. «Люди живут жизнью! Тебе нельзя петь, нельзя играть на гармошке, нельзя шутить с дамой. . . . Пфу!»

Не успел он сесть с дамой чаю, как появился злой дух в голубых очках и сказал:

«Пойдемте, Федор Пантелеич, свою часть сделки я выполнил. А теперь подпиши свою бумагу и пойдем со мной!»

И потащил Федора к чертям, прямо к печи, а черти налетели со всех сторон и закричали:

«Дурак! Болван! Жопа!»

В аду стоял ужасный запах парафина, от которого можно было задохнуться. И вдруг все исчезло. Федор открыл глаза и увидел свой стол, сапоги и жестяную лампу. Стекло лампы было черным, и от слабого света фитиля валил клуб вонючего дыма, как из трубы. Возле стола стоял покупатель в синих очках и сердито кричал:

«Дурак! Болван! Жопа! Я дам тебе урок, негодяй! Вы приняли заказ две недели назад, а сапоги еще не готовы! Неужели ты думаешь, что я хочу ходить сюда по полдюжины раз в день за сапогами? Ты негодяй! скотина!»

Федор покачал головой и принялся за сапоги. Клиент долго ругался и угрожал ему. Наконец, когда он затих, Федор угрюмо спросил:

— А чем вы занимаетесь, сударь? Я пиротехник.

Стали звонить к утрене. Федор отдал покупателю сапоги, взял за них деньги и пошел в церковь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *