Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Механизм каузальной атрибуции связан с приписывание человеку: Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии

Содержание

Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии

Понятие каузальной атрибуции

Определение 1

Каузальная атрибуция – это отдельный феномен межличностного восприятия, или причинная интерпретация личностью своего и чужого поведения.

Каузальная атрибуция связана с индивидуальным опытом субъекта и возникает в ходе социального взаимодействия. Этот феномен относится ещё и к мышлению, а не только к восприятию человека человеком. Суть этого феномена заключается в «достраивании» недостающей человеку части информации для создания полного и систематизированного представления о каком-либо объекте.

Препятствием для логического мышления являются эмоции, поэтому наиболее ярко закономерности каузальной атрибуции будут проявляться тогда, когда эмоции блокируют процесс мышления по законам логики. Отсюда она особенно ярко проявляется при интерпретации причин успехов и неудач, как своих, так и чужих, поскольку результат деятельности всегда имеет эмоциональную окраску.

Результаты и процесс каузальной атрибуции, хотя и имеют общие особенности, являются в основном индивидуальными. Результатом каузальной атрибуции является отнесение причин какого-либо акта к внешним или внутренним источникам. Причины внешних событий в основном приписываются действиям обстоятельств, а причины внутренних событий приписываются действиям людей.

Кроме двух видов атрибуции – внешней и внутренней, выделяют ещё стабильную и вариативную каузальную атрибуцию.

Замечание 1

Зарубежные психологи каузальную атрибуцию рассматривают как универсальный механизм социальной перцепции. Отечественная психология считает, что необходимость в «приписывании» возникает только тогда, когда наблюдаемый в нестандартной ситуации демонстрирует непонятное поведение.

Каузальная атрибуция, как считают отечественные психологи, возникает, когда поведение какого-либо социального объекта является уникальным, т.е. выходящим за рамки типичного поведения.

Таким образом, исследование каузальной атрибуции в первую очередь, охватывает следующие вопросы:

  • регулярные различия в объяснении своего поведения и поведения других;
  • отклонения от логических норм процесса каузальной атрибуции в результате субъективных факторов;
  • мотивационные воздействия на деятельность человека.

Мера и степень «приписывания» вместо действительных фактов, предполагает наличие таких показателей, как соответствие действия социально-ролевым ожиданиям, т.е. при маленьком объеме информации, степень «приписывания» будет больше, а также степень поведения общепринятым нормам культуры.

Феномен «приписывания» подразделяется на три вида атрибуции:

  1. личностная атрибуция;
  2. объектная атрибуция;
  3. обстоятельственная атрибуция.

Замечание 2

Чаще всего «наблюдатель со стороны» применяет личностную атрибуцию, а участник ситуации использует обстоятельственную атрибуцию.

Структура процесса каузальной атрибуции

В структуре каузальной атрибуции есть субъект, которого называют наблюдатель, есть объект – это наблюдаемый и есть контекст, т.е. социальная ситуация, влияющая на процесс каузальной атрибуции.

Все психические процессы субъекта – мышление, внимание, память, оказывают свое влияние на процесс каузальной атрибуции.

Внешние признаки объекта воспринимаются субъектом через призму собственного внутреннего мира и сравниваются на основе прошлого опыта с личностными характеристиками – в результате идет интерпретация поведения объекта и его причины.

В границах психологической сферы субъекта разворачивается каузальная атрибуция, на процесс которой влияние оказывает образ «Я» и самооценка. Эти особенности личности и будут психологическим фундаментом базирования различных факторов, оказывающих влияние на взаимоотношения людей.

На успешную интерпретацию причин поведения важную роль оказывают профессия, социально-перцептивные умения и навыки субъекта атрибуции, его возраст. На момент протекания процесса также важно физическое и психическое состояние субъекта каузальной атрибуции.

Составной частью каузальной атрибуции является и объект, именно он – автор перцептивного сообщения, формирующий его в процессе общения.

Формирование сообщения происходит с помощью экспрессивных средств – мимики, дистанции, пантомимики, контакта глаз и др.

Когда каузальная атрибуция происходит за рамками непосредственного общения, то перцептивное сообщение будет представлено конкретными действиями и поступками объекта атрибуции.

Важным моментом здесь будет соотношение свойств субъекта и объекта атрибуции, их сходство и различие с точки зрения принадлежности к той или иной социальной группе.

Если речь идет о восприятии и познании человеком самого себя, то объект и субъект каузальной атрибуции вполне могут совпадать.

Чтобы определить внутренние и внешние причины поведения объекта, субъекту необходимо представить те обстоятельства, в которых поведение объекта разворачивалось.

То или иное поведение, возникшее при какой-либо социальной ситуации, можно рассмотреть с точки зрения социальных норм.

Замечание 3

Содержание каузальной атрибуции и успешность социально-перцептивного процесса связаны с каждым из её структурных компонентов – наблюдателем, наблюдаемым, социальной ситуацией.

Ошибки каузальной атрибуции

Значимость социального события дает возможность переходить от обстоятельственной и объектной атрибуции к атрибуции личностной, т. е. искать причину в осознанных действиях конкретного человека.

Существует ещё целый ряд ошибок атрибуции, которые Г.Келли суммировал в классы:

  1. класс мотивационных ошибок, включающих пристрастия к асимметрии позитивных и негативных результатов;
  2. класс фундаментальных ошибок, включающих случаи переоценки личностных факторов и недооценки факторов ситуационных.

Фундаментальные ошибки проявляются в ошибках «ложного согласия» (подгоняется под мое мнение), в ошибках неравных возможностей ролевого поведения, в ошибках большего доверия к конкретным фактам, чем к общим суждениям.

Чтобы обосновать ошибки такого типа, анализируется схема причинности, которой обладает человек.

Г. Келли выдвигает 4 принципа – ковариации, обесценивания, усиления, систематического искажения.

Принцип ковариации действует при наличии одной причины, остальные принципы действуют при наличии множества причин.

Суть ковариации состоит в совпадении по времени, т. е. эффект приписывается причине, совпавшей по времени.

Интерпретируя множество причин, человек руководствуется принципом усиления, принципом обесценивания или принципом систематического искажения.

Исказить истинную картину воспринимаемого могут «эффекты», которые возникают при восприятии друг друга – это эффект проекции, эффект средней ошибки, эффект «ореола», эффект новизны и первичности, эффект стереотипизации.

Эффект проекции заключается в том, что приятному собеседнику приписываются собственные достоинства, а неприятному достаются собственные недостатки.

Эффект средней ошибки означает смягчение оценки ярких особенностей человека в сторону среднего показателя.

Эффект логической ошибки заключается в ложности, например, любезности, добродушия, эмпатии, доброты и др.

Эффект «ореола» возникает при восприятии друг друга в условиях дефицита информации. Первое впечатление о человеке может сформировать эффект «ореола – общее благоприятное впечатление ведет к позитивным оценкам и наоборот.

Эффекты «первичности» и «новизны» связаны с эффектом «ореола».

Под эффектом социального стереотипа понимается устойчивый образ о каком-либо человеке или явлении. К наиболее устойчивым стереотипам относятся этнические стереотипы.

что это простыми словами, примеры

Человеческая психика – одно из сложнейших творений природы. Конечно же, она не может всегда работать идеально, и некоторые её функции часто действуют не совсем так, как следовало бы, способствуя когнитивным искажениям и прочим феноменам восприятия. Одним из таких феноменов является каузальная атрибуция – свойство психики, заставляющее нас делать неправильные выводы об окружающих и их мотивах. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, как проявляется, чем объясняется и как часто влияет на нашу жизнь.

Что такое каузальная атрибуция?

Каузальная атрибуция – это психологический феномен, проявляющийся в том, что мы объясняем поступки окружающих, исходя из того, что о них знаем и как их воспринимаем. Данная особенность восприятия может работать в отношении одного человека, некой общности людей или социальной группы. При этом выводы, которые мы делаем, обычно основываются на наших ожиданиях, обусловленных жизненным опытом.

Термин «каузальная атрибуция» имеет латинское происхождение. Он образован от слов causa (переводится как «причина») и attributio (присвоение, приписать свойство). То есть, буквально его можно прочитать как «приписывание причин».

Данный феномен связан с восприятием и с мышлением. Он основывается на достраивании картины и воссоздании недостающей информации. Человек непроизвольно находит простые объяснения поступков, совершаемых другими людьми и им самим. При этом логическому мышлению часто мешают эмоции, поэтому каузальная атрибуция ярче всего проявляется, когда человек объясняет успехи и неудачи (как чужие, так и собственные).

Термин «атрибуция» применяется для обозначения приписывания различных свойств, а слово «каузальный» подразумевает, что речь идёт о причинах. Впервые данное словосочетание использовал австрийский психолог Фриц Хайдер, исследовавший особенности того, как люди интерпретируют информацию при недостатке данных.

Пример каузальной атрибуции

Каузальная атрибуция – это особенность восприятия, свойственная всем людям, и вы наверняка так или иначе с ней сталкивались. Она проявляется в том, что мы находим такое объяснение чужим поступкам, которое соответствовало бы нашим собственным ожиданиям. При этом ожидания часто продиктованы эмоциями и отношением к человеку. Вспомните ситуацию, когда кто-то из ваших знакомых опаздывал на встречу с вами. В таких ситуациях причина может быть любой, и мы ничего о ней не знаем, однако делаем выводы, исходя из того, как воспринимаем опаздывающего человека.

Если мы привыкли, что этот человек часто опаздывает, то мы сразу полагаем, что он, как обычно, опаздывает из-за собственной безответственности. Если же мы привыкли считать его ответственной личностью, то начинаем волноваться, предполагая, что у него что-то случилось. Также на наши преждевременные выводы влияет наше психоэмоциональное состояние. Если мы спешим и нервничаем, то возрастает вероятность упрекнуть человека в безответственности.

Типичные ошибки каузальной атрибуции

Как было отмечено выше, ключевая особенность данного феномена заключается в том, что найденные объяснения чужим или своим поступкам не всегда соответствуют действительности. Рассмотрим несколько типичных ошибок, возникающих вследствие этого.

1. Фундаментальная ошибка атрибуции

Психологи считают, что данная ошибка свойственна всем, хотя у этой точки зрения есть и противники. Суть ошибки заключается в том, что мы неосознанно объясняем свои успехи личными качествами, а неудачи – влиянием обстоятельств.

В то же время, глядя на чужие успехи, мы предпочитаем объяснять их везением или чьим-то покровительством, а неудачи других людей часто объясняем их собственными недостатками и ошибками.

Американский социальный психолог Ли Росс выделил следующие причины фундаментальной ошибки атрибуции:

  • Ложное согласие. Всем людям свойственно в любых обстоятельствах считать самой правильной собственную точку зрения, а также собственные представления о морали и нравственности. Если чьё-то поведение противоречит данным представлениям, это объясняют его личными особенностями.
  • Неравные возможности. При оценке чужого поведения недооценивается влияние ролевой позиции, в которой находится этот человек.
  • Приоритет доверия к фактам, не требующим осмысления. Личность – самый заметный факт, на который обращают внимание в первую очередь. В то же время обстоятельства, в которых находится личность, ещё нужно оценить. Поэтому при оценке чужого поведения происходит фокусировка на фактах, а обстоятельства остаются малозаметным фоном.
  • Игнорирование важности не случившихся событий. Мы склонны воспринимать только то, что случилось, но не придаём значения не случившимся событиям, даже если знаем, что они были предотвращены благодаря чьим-то усилиям.
  • Ложные корреляции. Наблюдая за другим человеком, мы можем объединять не связанные личностные качества, полагая, что они всегда сопутствуют друг другу. Это часто проявляется в приписывании людям определенных черт характера или интеллектуальных способностей на основании их внешности.

Пример фундаментальной ошибки атрибуции:

Давайте представим следующую ситуацию: вы и ваш коллега начинаете работать над похожими проектами. Если проект вашего коллеги развивается не так успешно, вы объясняете это тем, что он менее талантлив, хуже подготовлен и вкладывает в работу меньше усилий. Вы не задумываетесь о том, что ему могут мешать внешние обстоятельства, как связанные с работой, так и не связанные.

Объяснение успехов или неудач человека личностными качествами называется внутренней диспозицией. Если же проект вашего коллеги развивается успешнее, чем ваш, вы с большой вероятностью объясните это тем, что вам мешают какие-то обстоятельства. Это явление называется внешней диспозицией. По сути, это защитный механизм, помогающий избежать руминации и не отягощать ситуацию излишними переживаниями.

2. Разное восприятие участника и наблюдателя

Человек по-разному оценивает роль личностных качеств и обстоятельств в зависимости от того, является ли он непосредственным участником событий или наблюдает за ними со стороны.

В первом случае он детальнее анализирует обстоятельства и придаёт им большее значение. Во втором – практически не замечает их или считает несущественными.

3. Культурное предубеждение

Существует немало стереотипов, связанных с различными национальными особенностями. Эти предубеждения не обязательно связаны с шовинизмом, и всё же есть определенные черты характера, которые принято приписывать представителям различных наций. К примеру, считается, что азиаты более склонны к коллективизму, тогда как европейцы в большинстве своём являются индивидуалистами.

На постсоветском пространстве также существует немало стереотипов, связанных с особенностями поведения тех или иных народов. Большинство этих предубеждений передаётся преимущественно через анекдоты, но это не мешает людям воспринимать их всерьёз и позволять им влиять на своё отношение к окружающим.

4. Диспозиционная атрибуция

Это суждение о личности человека по его поведению. Например, если в какой-то ситуации человек повёл себя грубо по отношению к нам, мы полагаем, что у него скверный характер. При этом мы не задумываемся, что прямо сейчас у него плохое настроение, он куда-то опаздывает или сам раздражен чьим-то поведением. Таким образом, мы делаем выводы о личности человека, совершенно игнорируя ситуационные факторы.

5. Своекорыстная атрибуция

Получая поощрение на работе, человек объясняет его своими заслугами и профессионализмом. В то же время отсутствие ожидаемого поощрения он объясняет тем, что начальство его недолюбливает. Раньше психологи считали, что это защитная реакция, позволяющая сохранить самооценку. Но сейчас считается, что люди склонны считать своими заслугами те обстоятельства, которые соответствуют их ожиданиям («Я работал над этим и получил это!»).

6. Защитная атрибуция

Любому человеку тяжело признавать, что именно его оплошность привела к потерям. Поэтому, защищая себя от лишних переживаний, он считает, что в его неудаче виноваты внешние обстоятельства. Защитная атрибуция может быть направлена и на окружающих.

В частности, большинству людей свойственна внутренняя убежденность, что плохие происшествия случаются лишь с теми людьми, которые их заслуживают (этим объясняется, например, виктимблейминг). Это помогает им чувствовать себя в безопасности, будучи уверенными, что они не заслуживают плохих событий.

Теории каузальной атрибуции

Существует несколько разных теорий, объясняющих механизм действия каузальной атрибуции. При этом наиболее популярными являются две из них, каждую из которых следует рассмотреть подробно.

Теория корреспондентских отношений

Данную теорию создали психологи Эдвард Джонс и Кит Дэвис. Они выдвинули предположение, что люди склонны считать любое поведение окружающих преднамеренным и объяснять его личностными качествами.

Это должно помогать нам лучше понимать, чего можно ждать от людей в будущем. Если человек повёл себя дружелюбно, мы полагаем, что он доброжелателен и впредь будет вести себя так же.

Таким образом, согласно данной теории, каузальная атрибуция – это склонность делать естественные умозаключения о том, что поступки человека полностью соответствуют его внутреннему миру. Для обозначения ситуации, когда наблюдатель делает вывод о личности человека по его поведению, авторы ввели понятие «корреспондентский вывод». Они утверждают, что данный вывод мы делаем, опираясь на такие источники информации как:

  • Свобода выбора. Если человек имел возможность выбирать и выбрал именно это действие, значит, оно объясняется его личностными особенностями.
  • Случайность или преднамеренность поведения. Если определенные действия совершены человеком намеренно, мы пытаемся объяснить их внутренними факторами, если же что-то получилось случайно, мы ищем внешние причины.
  • Социальная желательность. Если кто-то совершает поступки, характеризующиеся низкой социальной желательностью (то есть, «неправильные»), их объясняют личностными качествами.
  • Персонализм. Если чьи-то поступки влияют на нас, мы полагаем, что они обусловлены личностными качествами человека.
  • Гедонистическая релевантность. Также на наши выводы о личных качествах другого человека влияет то, принесли нам его действия пользу или вред.

Модель ковариации Келли

Автором данной теории атрибуции является американский социальный психолог Гарольд Келли (Harold Kelley), опубликовавший её в 1967 году. Она представляет собой логическую модель, в соответствии с которой люди объясняют определенное поведение внутренними мотивами или внешними факторами.

В математической статистике термином «ковариация» называют взаимную зависимость двух случайных величин. В рамках модели Келли под ковариацией подразумевается зависимость атрибуции от случайных факторов, которые замечает и учитывает наблюдатель.

По мнению Келли, интерпретируя поведение другого человека, люди неосознанно используют те же принципы, что и ученые в своих исследованиях. В частности, он выделил три критерия:

  • Консенсус (подобие). Соответствует ли поведение человека типичному поведению, свойственному большинству людей?
  • Отличительность. Отличаются ли поступки человека по отношению к наблюдателю от поступков по отношению к другим людям?
  • Согласованность. Во всех ли ситуациях человек ведёт себя по отношению к наблюдателю одинаково, или его поведение зависит от ситуации?

В качестве примера рассмотрим реакцию человека (пусть его зовут Сергей), на рассказанный в компании анекдот. Если все, включая Сергея, смеются, можно сделать вывод о высоком консенсусе. Если засмеялся только Сергей, консенсус низок.

Если Сергей смеётся, когда анекдоты рассказывает этот рассказчик, но не хуже воспринимает других, отличительность высокая. Если смешными ему кажутся все анекдоты, отличительность низкая. Если Сергей всегда смеется, когда анекдоты рассказывает этот человек, согласованность высока, если нет – согласованность низка.

Теперь представим ситуацию, в которой шутки конкретного человека вызывают смех у всей компании, но при этом они не так охотно смеются в ответ на шутки другого. В таком случае мы полагаем, что Сергей смеётся, поскольку рассмешивший его рассказчик действительно талантливо рассказывает анекдоты. Если смеется только Сергей, и при этом он смеется вообще над каждой шуткой, мы можем прийти к выводу, что его просто легко рассмешить.

В описанном выше примере мы исходим из того, что у нас есть возможность понаблюдать, как Сергей ведёт себя в разных ситуациях, как он реагирует на разных рассказчиков, как ведут себя остальные участники. Однако в действительности мы часто не обладаем такой полнотой информации, и всё равно находим для себя удобное объяснение любой ситуации, которое считаем достаточно точным.

В 1972 году Келли опубликовал работу, расширяющую его теорию. Он дополнил её принципами, объясняющими, как мы делаем выводы, при недостатке информации. В частности, данный недостаток восполняется за счёт личных убеждений и накопленного жизненного опыта. В опубликованной работе Келли предложил 2 схемы:

  1. Множество достаточных причин. Может существовать несколько факторов, каждого из которых достаточно, чтобы оказать необходимое влияние. Интересным побочным эффектом этой схемы является обесценивание отдельных факторов, если мы предполагаем, что у сложившейся ситуации несколько причин (если человек опоздал на работу, поскольку в кране не было воды, а его автобус задержался, он не придаёт значения тому, что проспал).
  2. Множество необходимых причин. Данная схема подразумевает, что мы искусственно объединяем несколько факторов для объяснения определенного события, поскольку только такая комплексная причина выглядит достаточной.

Также Келли описал «Принцип усиления», согласно которому роль причины значительно преувеличивается при наличии отрицательных факторов. Например, если человек справился с задачей, несмотря на непредвиденные сложности, он гораздо выше оценивает свои заслуги.

Заключение

Каузальная атрибуция – это феномен восприятия, связанный с нашей природной потребностью понимать чужие мотивы, чтобы иметь возможность строить дальнейшие ожидания в отношении данного человека. Она проецируется на вторую ступеньку пирамиды Маслоу (потребность в стабильности и безопасности), поскольку только понимая причины чужих поступков и зная, чего от них можно ожидать в дальнейшем, мы можем быть уверены, что находимся в безопасности.

Теория атрибуции: три фактора и примеры

Что такое теория атрибуции?

Представьте, что однажды, когда вы едете на работу, вы замечаете, что водитель позади вас кажется очень агрессивным: он очень близко следует за вашей машиной, подает звуковой сигнал, если вы задерживаетесь хотя бы на несколько секунд, когда красный сигнал светофора становится зеленым, и, наконец, сворачивает, чтобы пройти мимо вас. Как вы объясните это поведение?

Теория атрибуции была предложена для объяснения того, как люди по-разному оценивают людей в зависимости от того, какое значение мы придаем данному поведению.

Теория атрибуции подчеркивает основной социальный мотив людей понимать друг друга и иметь некоторый контроль. То есть люди должны иметь некоторое чувство предсказания действий других людей (понимание) и своего собственного влияния на эти действия (контроль).

В частности, теория атрибуции предполагает, что, когда мы наблюдаем за поведением человека, мы пытаемся определить, было ли оно вызвано внутренними или внешними причинами.

  • Считается, что внутреннее поведение находится под контролем человека.
  • Внешне обусловленное поведение является результатом внешних причин; то есть человек рассматривается как вынуждаемый ситуацией.

Например, если сегодня сотрудник опоздал на работу, будем ли мы считать, что это вызвано внутренними причинами (например, в результате того, что он поздно заснул) или внешними причинами (например, пробками)?

Это определение зависит от трех факторов. Мы потратим оставшуюся часть этой статьи на более глубокое изучение каждого из них, а пока здесь они по порядку.

  1. Отличительность,
  2. Консенсус и
  3. Согласованность.
Важный совет!

Теория атрибуции — это подход, используемый для объяснения того, как мы по-разному судим о людях, исходя из того, какое значение мы придаем данному поведению.

1. Отличительные особенности

Самобытность относится к тому, демонстрирует ли индивидуум поведение во многих ситуациях или оно характерно только для одной ситуации.

Мы хотим знать, является ли это поведение необычным. Если это так, то наблюдатель, скорее всего, припишет этому поведению внешнюю атрибуцию. Если это действие не уникально, оно, вероятно, будет расценено как внутреннее.

Следовательно, если сотрудник, опоздавший сегодня на работу, также является человеком, которого коллеги считают ленивым, мы, скорее всего, расценим такое поведение (позднее возобновление работы) как внутреннее.

2. Консенсус

Если все, кто столкнулся с похожей ситуацией, реагируют одинаково, можно сказать, что поведение демонстрирует согласие.

Поведение нашего опоздавшего сотрудника соответствовало бы этому критерию, если бы все сотрудники, которые шли сегодня на работу одним и тем же маршрутом, также опаздывали.

Если уровень консенсуса высокий, вы должны будете приписать опоздание сотрудника внешней стороне, тогда как если другие сотрудники, которые пошли тем же маршрутом, пришли на работу вовремя, вы сделаете вывод, что причина является внутренней.

3. Консистенция

Наконец, руководитель ищет последовательность в действиях сотрудника.

Участвует ли человек в поведении регулярно и последовательно?

Одинаковая ли реакция сотрудника с течением времени?

Опоздание на работу на 10 минут воспринимается неодинаково, если для одного работника это необычный случай (она не опаздывала несколько месяцев), а для другого – рутинный паттерн (он опаздывает на два-три раза в неделю).

Чем последовательнее поведение, тем больше наблюдатель склонен приписывать его внутренним причинам.

На рисунке ниже представлены ключевые элементы теории атрибуции. Например, это говорит нам о том, что если сотрудник Майкл в целом выполняет другие связанные задачи примерно на том же уровне, что и свою текущую задачу (низкая отчетливость), если другие сотрудники часто выполняют иначе — лучше или хуже — чем Майкл выполняет эту текущую задачу (низкий уровень консенсуса), и если производительность Майкла в этой текущей задаче постоянна с течением времени (высокая согласованность), его менеджер или кто-либо еще, кто оценивает работу Майкла, вероятно, возложит на него основную ответственность за выполнение его задачи (внутренняя атрибуция). ).

Диаграмма, суммирующая ключевые элементы теории атрибуции

Искаженные атрибуции

Интересно, что результаты теории атрибуции показывают, что ошибки или предубеждения могут исказить атрибуцию. Например, существенные доказательства подтверждают гипотезу о том, что, когда мы выносим суждения о поведении других людей, мы склонны недооценивать влияние внешних факторов и переоценивать влияние внутренних или личных факторов.

Эта фундаментальная ошибка атрибуции может объяснить, почему менеджер по продажам может быть склонен приписывать плохую работу своих торговых агентов лени, а не инновационной линейке продуктов, представленных конкурентом.

Что это?

Люди также склонны приписывать свои успехи внутренним факторам, таким как способности или усилия, а вину за неудачи возлагают на внешние факторы, такие как удача.

Это корыстное предубеждение предполагает, что обратная связь, предоставляемая сотрудникам в обзорах производительности, будет предсказуемо искажена ими, независимо от того, положительная она или отрицательная.

Ярлыки восприятия также могут искажать атрибуции. Все мы, включая менеджеров, используем множество ярлыков, чтобы судить о других. Восприятие и интерпретация поведения людей — это большая работа, поэтому мы используем ярлыки, чтобы сделать задачу более управляемой.

Быстрые пути восприятия могут быть полезны, поскольку они позволяют нам быстро делать точные выводы и предоставлять достоверные данные для прогнозов. Однако они не идеальны. Они могут и доставляют нам неприятности.

См. краткое описание ярлыков восприятия ниже.

ЯРЛЫК ЧТО ЭТО ТАКОЕ ИСКАЖЕНИЕ
Избирательность Люди усваивают определенные части того, что они наблюдают, в зависимости от их интересов, происхождения, опыта и отношений что другие похожи на них Могут не принимать во внимание индивидуальные различия, что приводит к неправильному сходству.
Стереотипы Люди судят о других на основе их восприятия группы, к которой другие принадлежат Может привести к искаженным суждениям, поскольку многие стереотипы не имеют под собой фактической основы
Эффект ореола Люди формируют впечатление других на основе одного признака Не принимает во внимание общую картину того, что человек сделал

Индивиды не могут усвоить все, что они наблюдают, поэтому они избирательны в своем восприятии. Они поглощают кусочки. Эти кусочки и фрагменты выбираются не случайно; скорее, они выбираются выборочно в зависимости от интересов, происхождения, опыта и отношения наблюдателя.

Избирательное восприятие позволяет нам «быстро читать» других, но не без риска нарисовать неточную картину.

Легко судить о других, если предположить, что они похожи на нас. При предполагаемом сходстве или эффекте «как я» восприятие наблюдателем других больше зависит от собственных характеристик наблюдателя, чем от характеристик наблюдаемого человека.

Например, если вы хотите, чтобы ваша работа была сложной и ответственной, вы предполагаете, что другие хотят того же. Люди, предполагающие, что другие такие же, как они, могут, конечно, быть правы, но не всегда.

Когда мы судим о ком-то на основе нашего восприятия группы, частью которой он является, мы используем ярлык, называемый стереотипированием. Например, «Женатые люди являются более стабильными работниками, чем одинокие» или «Пожилые сотрудники чаще отсутствуют на работе» являются примерами стереотипов.

В той мере, в какой стереотип основан на фактах, он может порождать точные суждения. Однако многие стереотипы не соответствуют действительности и искажают наши суждения.

Когда мы формируем общее впечатление о человеке на основе одной характеристики, такой как интеллект, общительность или внешний вид, на нас действует эффект ореола.

Этот эффект часто возникает, когда учащиеся оценивают своего учителя в классе. Студенты могут выделить какую-то одну черту, например энтузиазм, и позволить восприятию этой черты исказить всю свою оценку. Преподаватель может быть тихим, уверенным в себе, хорошо осведомленным и высококвалифицированным, но если его стиль преподавания в классе лишен энтузиазма, он может быть оценен ниже по ряду других характеристик.

Эти ярлыки могут быть особенно важны при работе с разнородным персоналом.

Цитаты

Причинная атрибуция: внутренние и внешние причины

Для эффективного сотрудничества полезно иметь возможность делать выводы о мыслях и намерениях как внутригрупповых, так и внегрупповых членов. Знание того, в какой степени член группы привержен групповой задаче или более индивидуальной цели, помогает установить доверие и оценить вклад члена команды.

Причинная атрибуция — это процесс, посредством которого мы приписываем причины как своему собственному поведению, так и поведению других. Мы делаем это для того, чтобы добавить предсказуемости ситуации или взаимодействию. Если у нас есть понимание причины чьего-то поведения, мы можем лучше контролировать и направлять взаимодействие.

Но как социальные психологи узнают мысли и намерения других? Они полагаются на то, что можно наблюдать: поведение.

Теоретики каузальной атрибуции (например, Heider, 1958; Jones & Davis, 1965; Kelley, 1972) предполагают, что причина может быть как внутренней, так и внешней по отношению к человеку, совершающему поведение.

Внутренние причины — это те, которые вытекают из внутренних характеристик человека. К ним относятся их отношения, способности или личностные качества. Внешние причины – это те, которые проистекают из ситуации или окружающей среды.

Если считается, что поведение является результатом мыслей, намерений, способностей или личности человека, делается внутренняя атрибуция. Если считается, что поведение является результатом ситуационных сил, делается внешняя атрибуция.

Согласно ковариационной модели Келли Opens in new window