Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Механизмы и эффекты межличностного восприятия: 45.Механизмы и эффекты межличностного восприятия

45.Механизмы и эффекты межличностного восприятия

      1. Механизмы и эффекты межличностного восприятия

На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: 1) познавая другого, формируется и сам познающий индивид, 2) от меры точности «прочтения» др. человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

В эти процессы включены как минимум 2 человека, и каждый из них является активным субъектом. И сопоставление себя с другим осуществляется с 2-х сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Т.о., при построении стратегии вз-я каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя ч/з другого включает 2 стороны:

идентификацию и рефлексию.

Идентификация – отождествление себя с другим человеком или группой.

Процесс идентификации включает 3 области:

— объединение себя с другим или с группой на основе эмоциональной связи. Принятие норм, ценностей др. или группы как своих собственных (осуществляется с помощью подражания).

— видение др. человека как продолжение себя самого. Наделение этого человека своими чертами, особенностями (проекция).

— постановка себя на место др. Погружение в его внутреннее пространство, усвоение его личностных смыслов.

Эмпатия – способность понять эмоционально-чувственный мир др. человека. Аффективное понимание.

Эмоциональная природа: ситуация др. человека не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Отличие от идентификации: взглянуть на вещи с чьей-то т.з. не обязательно отождествить себя с этим человеком.

Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. Результат действий будет различным: 1 – понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, 2 – понять его, приняв в расчет его т.з., даже сочувствуя ей, но действуя по-своему.

2 формы эмпатии:

— сопереживание (переживание таких же чувств)

— сочувствие (испытывание своих чувств по поводу чужих чувств)

+ содействие (отражение чувств).

Виды эмпатии:

— Эмотивная (эмоциональное сопереживание)

— Когнитивная (сочувствие)

— Предикативная (волевая) – предвосхищение дальнейших событий, содействие.

Рефлексия.

В психологии – понимание, осознание, анализ того, как нас понимает или воспринимает др. человек или группа.

Дж. Холмс: 6 возможных субъектов диадного восприятия: Джон, какой он есть; Джон, каким он видит себя; Джон, каким его видит Генри; (и еще 3 со стороны Генри).

Кули: — Джон, каким он думает, его видит Генри

Эффекты:

Эффект ореола. Формирование специфической установки на воспринимаемого ч/з направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффекты первичности и новизны. Оба касаются определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При восприятии незнакомого человека возобладает предъявленная ранее информация о нем – эффект первичности. В ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком – процесса

стереотипизации.

Термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г. и понимался как ложность и неточность представлений.

В более широком смысле стереотип – это некоторый устойчивый образ к-л явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, С. возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Часто С. возникает относительно групповой принадлежности человека

Механизмы и эффекты межличностного восприятия — Студопедия

Поделись  

– С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т. е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Теперь мы поговорим о том, что же влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия. Проанализируем, как возникающие в процессе общения эффекты восприятия могут стать причиной ошибок в оценке человека, с которым общаемся.

Итак, познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы:

1) Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя другому. Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником во время общения.

(Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он).

Примеры.

Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпатия. Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а способность к глубокому эмоциональному контакту и сопереживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и откликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия является наиболее желательным как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.

2) Рефлексия – это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке. Рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается партнером по общению. Примеры.

3) Стереотипизация – это способ понимания другого человека с помощью классификации форм поведения и интерпретации их причин путем отнесения к уже известным социальным образцам. Стереотип – это сформировавшийся образ человека, которым мы пользуемся, как штампом. Стереотип складывается на основе обобщения личного опыта и тех сведений, которые из книг, кинофильмов.

При этом знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными. Примеры.

Между тем сформировавшиеся на основе этих знаний стереотипы являются очень стойкими и популярными. Так, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного. О том, что все коммерсанты – спекулянты, а все чиновники – бюрократы.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого самочувствия, настроения. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке. Они получили название эффектов.

«Эффект ореола». Этот эффект проявляется в том, что в начале знакомства общее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые в восприятии не даны, а значит не наблюдаемы.

Вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Таким образом, ореол мешает видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

«Эффект проекции». Сущность этого эффекта проявляется в том, что приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятному – недостатки.

Эффект «первичности и новизны» (Эффект первого и второго порядка) Этот эффект появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то мы склонны, больше доверять той информации, которая поступила первой. При общении с хорошо знакомым человеком мы склонны отдавать предпочтение той информации, которая поступила последней.

— Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но в наших силах разобраться в особенностях восприятия и, зная о возможных искажениях, научиться корректировать свои ошибки.



Коммуникативные исследования: межличностное восприятие

Многие факторы участвуют в межличностном общении. Одним из них является динамика, связанная с нашим восприятием других. Идея межличностного восприятия означает процесс осмысления вещей, которые мы испытываем в людях и наших отношениях . Этот процесс включает в себя три компонента: отбор, организацию и интерпретацию. Отбор означает внимание к стимулу. Это то, что вы замечаете в ком-то. Организация поможет вам разобраться в том, что вы заметили. Чтобы помочь в этом, наш разум классифицирует каждый стимул по категориям. Эти категории известны психологам как схема . Идея, стоящая за этим, заключается в том, что мы не можем классифицировать каждый стимул, который мы получаем, индивидуально и независимо. Вместо этого мы создаем в уме маленькие коробочки и помещаем каждый стимул в соответствующую ячейку, когда мы его получаем, чтобы помочь с организацией. Третий компонент межличностного восприятия — интерпретация . На этом этапе мы придаем смысл полученной информации. В этой статье мы обсудим несколько компонентов восприятия других.

Стереотипы

Стереотипы – это обобщения о группах, применяемые к лицам, являющимся членами этой группы. Стереотипы не являются «плохими» по своей сути — скорее, это системы классификации, и они могут быть очень полезными при знакомстве с новой информацией. В чем мы должны быть осторожны со стереотипами, так это в чрезмерном обобщении, потому что люди не всегда обладают всеми характеристиками своего предполагаемого членства в группе. Проблема со стереотипами возникает, когда мы относимся к индивидуумам как к расширениям групп, к которым они принадлежат, и приписываем индивидууму характеристики группы, не давая индивиду шанса действительно быть индивидуумом, отдельным от групповых характеристик.

Эффекты первенства и недавности

Первые впечатления известны как эффект первенства . Первые впечатления важны, потому что они задают тон для будущих взаимодействий. Эффекты недавности — окончательные впечатления. Это имеет значение, потому что именно такими нас обычно помнят люди. И первые впечатления, и последние впечатления имеют тенденцию быть более важными, чем любые впечатления, которые люди формируют между ними.

Перцептивный набор

Набор восприятия — это идея о том, что мы воспринимаем только то, что хотим или ожидаем воспринять. Это ограничивает нашу способность точно воспринимать то, что есть на самом деле. Примером этого является предубеждение, которое мы формируем, когда видим младенца, завернутого в голубое. Тогда нам становится трудно представить, что этот ребенок может быть девочкой. Люди склонны видеть то, что привыкли видеть.

Эгоцентризм

Идея эгоцентризм означает неспособность принять чужую точку зрения. Как вы можете себе представить, это мешает нашей способности точно воспринимать других. Хотя это часто встречается у детей, большинство из нас перерастают это, но не все. В эгоцентризме мы предполагаем, что другие должны реагировать на ситуации так же, как и мы.

Положительные и отрицательные предубеждения

Как положительные, так и отрицательные предубеждения влияют на нашу способность точно воспринимать сообщения других. Положительное смещение означает тенденцию сильно сосредотачиваться на положительных качествах другого человека при формировании восприятия этого человека. Склонность к негативности означает обратное: тенденцию сильно сосредотачиваться на негативных качествах другого человека при формировании восприятия этого человека. При искажении негатива даже одна порция негативной информации может негативно повлиять на ваше восприятие этого человека. Эти типы предубеждений особенно влияют на общение о долгосрочных отношениях, таких как брак. Удовлетворенные пары, как правило, подчеркивают положительные стороны своих отношений, в то время как неудовлетворенные пары склонны подчеркивать отрицательные.

Характеристики в этом разделе — стереотипность, первичность, новизна, установки восприятия, эгоцентризм, позитивность и негативность — все это сильно влияет на общение. Это может привести к ошибкам в восприятии. Чем больше мы знаем об этих типах ошибок, тем лучше мы подготовлены к тому, чтобы обойти их в наших коммуникациях.

Помимо наблюдения за поведением других, мы хотим выяснить причины этого поведения. Почему она так себя вела вчера на вечеринке? Мы хотим знать.

Отвечая на вопрос «почему», мы предлагаем объяснения поведения, которое наблюдаем. Эти объяснения известны как атрибуции . Чему бы мы ни приписывали чье-то поведение, мы поступаем с ним в соответствии с атрибуцией. Например, допустим, нас сбила машина. Когда подходим к другому водителю, то обнаруживаем, что у него был сердечный приступ, поэтому он и ударил нас. Как бы вы ответили на это? С другой стороны, когда мы подходим к другому водителю, мы обнаруживаем, что она совершенно пьяна. Будет ли ваша реакция на пьяную женщину отличаться от вашей реакции на мужчину, у которого случился сердечный приступ? Большинство людей, вероятно, сказали бы да.

Существует три основных типа ошибок атрибуции, которые мы склонны совершать при восприятии и интерпретации поведения и ситуаций. Первый корыстный уклон . Это означает, что мы приписываем наши успехи нашим собственным внутренним характеристикам, а наши неудачи — внешним причинам. Например, если вы получили пятерку на экзамене, это потому, что вы умны и хорошо учились; но если ты получишь «F», это потому, что экзамен не был честным. Другими словами, ваш успех был вашим собственным, а ваша неудача была чьей-то виной. Следующий тип ошибки атрибуции называется 9.0003 фундаментальная ошибка атрибуции . Здесь мы приписываем поведение других внутренним, а не внешним причинам. Например, девушка вызвалась, потому что она добрая, а кассир пересчитала нашу сдачу, потому что не умеет считать. Фундаментальная ошибка атрибуции чрезвычайно сильна, и исследования показали, что она применима даже тогда, когда мы сознательно знаем лучше. Как компетентные коммуникаторы, мы должны помнить, что большинство видов поведения являются реакцией на внешние причины. Третий тип распространенной ошибки атрибуции — 9.0003 чрезмерная атрибуция. Здесь мы определяем одну или две очевидные характеристики человека и экстраполируем эти характеристики, чтобы объяснить другие действия этого человека. Например, если вы знаете кого-то, кто является младшим из восьми детей, вы можете приписать настойчивость этого человека в том, чтобы все время добиваться своего, потому что он ребенок в большой семье. Это также может быть причиной того, что вы предлагаете ей всегда казаться центром внимания и перебивать других, когда они говорят. Чрезмерная атрибуция может быть проблематичной, особенно в контексте брака, когда, например, женщина, выражающая свои потребности, отвергается как просто женщина. Это также может быть проблематично при взаимодействии с людьми из маргинализированных групп, такими как мигранты или бездомные, когда поведение человека может быть связано в первую очередь с его принадлежностью к группе.

Улучшение наших способностей восприятия

Легко ошибиться в восприятии. Мы стереотипируем, полагаемся на наборы восприятия, допускаем ошибки атрибуции и многое другое. Первый шаг к улучшению наших перцептивных способностей — помнить о нашем восприятии. Мы должны осознавать свои склонности к восприятию и осознавать, как эти тенденции могут повлиять на точное восприятие. Первое, что мы можем сделать, — это познать себя: распознать собственные склонности к предвзятости. Второе, что мы можем сделать, это сосредоточиться на характеристиках других людей. Мы можем признать их групповое членство, но важно относиться к каждому человеку как к личности. В-третьих, мы должны проверить точность нашего восприятия. Отчасти это означает отделение интерпретаций от фактов. Это также означает создание альтернативных восприятий. Мы можем проверить наше восприятие на точность, иногда просто спрашивая другого человека, правильно ли наше восприятие. Наконец, мы должны пересматривать наше восприятие по мере необходимости. Иногда наши представления точны с самого начала, а иногда они просто ошибочны. Важно признать и признать это.

Процесс межличностного восприятия сложен и часто бессознателен. Повышение осведомленности об общих склонностях людей к восприятию может помочь нам стать более компетентными коммуникаторами, осознав свои собственные распространенные ошибки восприятия и работая над их исправлением.

Слушание

Нельзя недооценивать важную роль качественного слушания в межличностном общении и коммуникативной компетентности. Неудивительно, что плохое слушание приводит к плохому общению. В этом разделе мы обсудим компоненты слушания, распространенные неправильные методы слушания и советы по качественному эффективному слушанию. Начнем с определения.

Определение слушания

Чтобы мы все говорили об одном и том же, начнем обсуждение слушания с определения. Слушание — это активный процесс придания смысла устному сообщению другого человека. Слушание активно, потому что мы должны обращать внимание, а это требует сознательной концентрации. Это относится к устным сообщениям, потому что мы используем канал речи для передачи наших словесных сообщений. Практика и привычки слушания отличаются культурным разнообразием. Люди в разных культурах имеют разные стандарты определения качественного слушания. Важно понимать, что аудированию можно научиться и его можно улучшить. Именно этому посвящена эта глава.

Компоненты слушания

Слушание состоит из пяти основных компонентов. Это слушание, внимание, понимание, запоминание и реагирование. Слух — это процесс физического восприятия звука. Звук входит в слуховой проход, вибрирует от барабанной перепонки, и мы воспринимаем звук в нашем мозгу. В слухе нет ничего сознательного; это физиологический факт. Следующим компонентом слушания является посещение . Посещение требует сосредоточенности. Это психологический процесс. Вы должны обратить внимание. Третий компонент равен понимание . Здесь мы понимаем слова, которые мы услышали. Если я говорю на иностранном языке, на котором вы не говорите, вы можете слышать и слушать все, что хотите, но вы не поймете. Понимание требует фактического понимания. В-четвертых, слушание включает в себя запоминания . Здесь мы храним идеи в памяти. Это важно, если мы хотим точно реагировать на то, что услышали. Наконец, при прослушивании отвечают . Отвечая, мы показываем, что слушаем. Есть много типов реакции слушателя, которые мы обсудим позже в этой главе. Это пять основных компонентов умения слушать. Качественное слушание включает в себя каждый из этих пяти компонентов. Нарушение в любой из этих областей означает, что вы на самом деле не слушаете.

Причины слушать

Исследователи определили четыре основных причины слушать. Нам нужно понимать, оценивать качество сообщений, строить и поддерживать отношения и помогать другим. Понимание играет важную роль в обмене информацией. Если кто-то дает вам указания, вы должны понимать, куда этот человек вас посылает. В оценивая качество сообщений , мы определяем, имеет ли сообщение смысл. Если кто-то говорит вам идти на юг в ответ на ваш запрос о направлениях, и вы знаете, что ваш пункт назначения находится на севере, вы можете не обращать особого внимания на остальные указания этого человека. Вместо этого вы можете спросить кого-нибудь другого. Просто потому, что кто-то говорит, не означает, что они имеют смысл. Мы, как слушатели, должны оценить качество того, что слышим. Третья причина послушать строить и поддерживать отношения . Если вы не прислушиваетесь к потребностям и желаниям вашего партнера по отношениям, как вы думаете, куда движутся эти отношения? Чтобы удовлетворить потребности людей, о которых мы заботимся, нам нужно понять, каковы эти потребности. Обычно это требует качественного прослушивания. Наконец, мы слушаем, чтобы помочь другим . Эта категория в основном относится к обслуживающим профессиям, таким как врачи, адвокаты, учителя, менеджеры, священнослужители и терапевты. Тем не менее, все мы время от времени играем большинство из этих ролей в наших межличностных отношениях.

Ответы слушателя

Как указано выше, ответ является ключевым компонентом слушания. Есть две основные категории реакций слушания: неактивные, или невербальные, и активные, или вербальные. В неактивную или невербальную категорию входят каменная стена и обратный канал. Каменная стена — это тип ответа, который включает в себя молчание и отсутствие выражения лица. Мы все время от времени наблюдали это у наших партнеров по общению. Вы говорите, а они сидят совершенно безэмоционально и молча. Они слушают? Вам интересно, действительно ли вы говорите вслух? Стопор часто сигнализирует об отсутствии интереса к тому, что говорит говорящий. Обратный ченнелинг включает в себя кивание головой или использование мимики, вокализацию, такую ​​как «ага», и словесные утверждения, такие как «Я понимаю» или «Это очень интересно». Цель обратного канала — дать говорящему понять, что вы слушаете его. Как вы можете себе представить, блокировка не так продуктивна для качественного общения, в то время как обратный канал имеет полезную цель.

Мы также отвечаем активным или вербальным выслушиванием. Это перефразирование, сопереживание, поддержка, анализ, совет и вопросы. Перефразируя , вы пересказываете своими словами то, что сказал говорящий, чтобы показать, что вы понимаете. Это может быть достигнуто одним из трех способов. Мы можем изменить слова говорящего, мы можем предложить пример того, о чем, по нашему мнению, говорит говорящий, или мы можем поразмышлять над темой, лежащей в основе замечаний говорящего, например: «Итак, на самом деле вы говорите… Это три типа перефразирования. Следующий тип ответа, который мы можем предложить, — это сопереживание . Сопереживая, мы сообщаем говорящему, что понимаем и разделяем его или ее чувства по поводу темы. Мы отождествляем себя с говорящим, когда сопереживаем. Третий тип ответа поддерживает . Поддерживая, мы выражаем согласие с мнением или точкой зрения говорящего. Таким образом, мы проявляем солидарность с говорящим. Четвертый тип реакции слушания — это анализ . Когда мы анализируем, мы предлагаем нашу собственную точку зрения на то, что сказал говорящий. Это способ интерпретации. Мы также можем предложить совет , то есть дать совет говорящему о том, что ему или ей следует думать, чувствовать или делать.

Наконец-то мы можем ответить кому-то до допрос . При допросе мы запрашиваем дополнительную информацию. Есть несколько причин, по которым мы могли бы использовать вопросы в качестве реакции слушания. Возможно, нам захочется уточнить значения, поэтому мы задаем вопрос, который поможет нам более четко понять. Мы можем задавать вопросы, чтобы узнать о мыслях, чувствах и желаниях другого человека. Как вы понимаете, это особенно важно в отношениях. Мы также можем задавать вопросы, чтобы поощрить открытие. Эта причина часто используется терапевтами и духовенством для того, чтобы пациенты сами находили решения своих проблем. Последняя причина, по которой мы можем использовать вопрос в качестве реакции на слушание, заключается в том, чтобы собрать больше фактов и деталей. Мы просто можем захотеть узнать больше о том, о чем говорит говорящий. Есть две категории вопросов, которые может задать слушатель. Это 1) открытые и закрытые вопросы и 2) искренние или поддельные вопросы. Открытые вопросы позволяют респонденту дать столько подробностей, сколько он или она пожелает в ответ на вопрос. это наши WH- вопросов. Закрытые вопросы предполагают просто ответ «да» или «нет». Эти вопросы начинаются с до или до . Вопросы также могут быть искренними, как подлинный запрос информации, или поддельными, которые представляют собой замаскированную попытку отправить сообщение, а не получить его. Частично поддельные вопросы, вероятно, используются в пассивно-агрессивном общении. Они также могут быть весьма полезны при общении с агрессивным коммуникатором. Какой из этих шести типов реакции слушателя мы выберем, будет зависеть от ситуации и говорящего. Каждому свое время и место.

Три типа слушания

Существует три типа слушания: информационное, критическое и эмпатическое. Это означает, что мы слушаем по разным причинам в разное время. В информационном прослушивании мы слушаем, чтобы учиться. Мы делаем это во время занятий или на работе. Это очень распространенный тип слушания, и он чрезвычайно полезен. Это один из самых важных способов, которым мы учимся. Это тип пассивного слушания. Когда наша цель состоит в том, чтобы проанализировать то, что мы слышим, мы занимаемся критический прослушивание. Здесь наша цель — оценить или проанализировать то, что мы слышим. Это не обязательно означает, что мы не одобряем. Вместо этого он анализирует и оценивает достоинства того, что говорит говорящий. Мы можем использовать этот тип слушания, например, когда слушаем, как люди участвуют в политических дебатах. Эмпатическое слушание может быть самой сложной формой для многих людей. Здесь слушатель пытается идентифицировать себя с говорящим, понимая и переживая то, что он или она думает или чувствует. Для эмпатического слушания требуются два дискретных навыка: восприятие перспективы — или способность понять ситуацию с точки зрения другого человека — и эмпатическая забота — способность определить, что чувствует другой человек, а затем испытать эти чувства на себе. Эти три типа слушания охватывают большую часть, а может быть, и все обмены слушаниями. Однако они не исключают друг друга. Иногда информационное слушание может включать или быстро превращаться в критическое слушание; или критическое слушание может включать или быстро переходить к эмпатическому слушанию. Иногда одновременно происходит более одного типа слушания.

Препятствия для эффективного слушания

Иногда в нашем мире происходят вещи, которые мешают нам хорошо слушать – они мешают. Есть три основных препятствия для эффективного слушания. Это шум, информационная перегрузка, быстрое обдумывание или остекление. Существует три типа шума . Это физические, психологические и физиологические. Физический шум — это шум в нашей среде, например газонокосилка снаружи, которая мешает вам слышать собеседника. Психологический шум – это внутренний шум. Что-то давит на твою совесть. Это может быть ссора с любимым человеком или тревожный медицинский диагноз. В любом случае, что-то у вас на уме, что мешает вам эффективно слушать в данный момент. Мы также можем испытывать физиологический шум. Это происходит, когда наше тело говорит с нами и мешает нам полностью сосредоточиться на говорящем. Примерами этого могут быть голод, жажда или потребность в туалете. К этой категории также относится головная боль или боль в животе. Когда что-то не так в нашем физическом теле, трудно полностью сконцентрироваться на говорящем и эффективно слушать. Любой из этих трех типов шума может помешать нам эффективно слушать.

Вторым препятствием для эффективного слушания является информационная перегрузка . Это происходит из-за огромного количества информации, которую мы должны получать каждый день. Например, рассмотрим огромное количество рекламы, которую мы слышим каждый день. Их явная громкость мешает нам внимательно и эффективно слушать каждого из них, а иногда мешает нам хорошо слушать нашего собеседника. Наш разум просто перегружен информацией. В-третьих, мы можем испытать быстрых мыслей или остекление в течение . Наш мозг может воспринимать до 600 слов в минуту, но мы можем говорить только около 150 слов в минуту. В результате наш разум устает. Вы слушаете, но позволяете своему разуму блуждать. Это может привести как минимум к трем проблемам. Во-первых, это может привести к тому, что вы упустите важные детали. Во-вторых, это может заставить вас слушать менее критично, чем обычно. В-третьих, говорящему может показаться, что вы его совсем не слушаете. Каждая из этих трех областей — шум, информационная перегрузка и быстрое обдумывание или остекление — представляют собой препятствия для эффективного слушания.

Плохая практика слушания

Когда барьеры для эффективного слушания не мешают нам, мы можем использовать другие внутренние практики, которые можно классифицировать как плохое слушание. Как правило, это не приводит к эффективному слушанию. Есть шесть категорий: псевдослушание, избирательное внимание, сценическое боровство, склонность к опровержению, ограниченность мышления и конкурентное перебивание. В псевдослушании мы притворяемся, что слушаем, когда на самом деле совсем не слушаем. Можете ли вы вспомнить какие-либо ситуации, в которых вы регулярно псевдослушаете? Многие ученики псевдослушают в классе, сотрудники на работе, дети — своих родителей и друзей особо болтливых людей. Мы не хотим обидеть говорящего, поэтому делаем вид, что слушаем. На самом деле наши мысли могут быть на пляже где-нибудь в тропиках. В дополнение к псевдослушанию мы могли бы предложить селективное внимание . В этой плохой практике прослушивания мы обращаем внимание только на те части, которые хотим услышать. Если врач скажет заниматься спортом по 30 минут в день и каждый день съедать небольшую плитку шоколада, мы можем услышать только о шоколаде. Расширение избирательного внимания заполняет пробелы. Здесь мы не только выборочно слушаем, но и сами придумываем остальную часть истории. История, которую мы в конечном итоге повторяем, может иметь некоторые детали оригинальной истории говорящего, но на самом деле это совершенно другая история. Сценические свиньи заинтересованы только в выражении своих собственных идей и не заинтересованы в том, что говорят другие. Это люди, которые всегда кажутся «на высоте» с кем бы они ни разговаривали, узурпируя и цепляясь за пол. склонность к опровержению — это склонность обсуждать точку зрения говорящего и формулировать свой ответ, пока говорящий еще говорит. На самом деле это не слушание, а скорее поиск чего-то, на что можно наброситься. Это очень соревновательная практика прослушивания. В замкнутость , есть склонность не слушать ничего, с чем вы не согласны. Если вы не согласны с этим, это просто не было сказано. Наконец, в конкурентных прерываниях слушателя используют прерывания, чтобы взять под контроль разговор. Это не тот тип прерывания, когда слушатель ищет дополнительную информацию или ищет ясности; скорее, в этом типе перебивания слушатель просто хочет говорить и вести разговор. Шесть областей плохой практики слушания обычно мешают эффективному общению, препятствуя эффективному и качественному слушанию. Тем не менее, у каждого есть подходящее время, место и цель. Ни один не является неуместным во все времена и во всех местах. Однако компетентный коммуникатор сознательно выбирает, когда и в какой степени использовать эти методы. Их использование в неподходящее время представляет собой неэффективное и плохое слушание.

Механизм межличностного восприятия. Восприятие человека человеком. Социальное восприятие

Познание одного человека другим всегда сопровождается эмоциональностью партнера, попыткой осмысления его действий, прогнозом изменений в его поведении и моделированием собственного поведения. Поскольку в этом процессе участвуют как минимум два человека и каждый из них активно участвует в построении коммуникационной стратегии, каждый должен учитывать не только мотивы и потребности другого, но и свое понимание мотивов и потребностей партнера. Процесс межличностного восприятия также называют социальным восприятием.

Механизм межличностного восприятия – способ, которым человек интерпретирует и оценивает другого. Таких методов может быть довольно много. Сегодня мы рассмотрим основные механизмы межличностного восприятия: идентификацию, эмпатию, эгоцентризм, влечение, рефлексию, стереотип и каузальную атрибуцию.

Идентификация

Первым и основным механизмом межличностного восприятия является идентификация человека человеком. С точки зрения социальной психологии это подтверждает тот факт, что простейшим способом понимания партнера является уподобление ему себя.

В общем, идентификация имеет несколько талканий:

  1. Идентификация с другим человеком на основе эмоциональной связи.
  2. Усвоение ценностей, ролей и нравственных качеств другого человека.
  3. Копируйте мысли, чувства или действия другого человека.

Наиболее краткое определение идентичности выглядит следующим образом. Идентификация – понимание партнера через его сознательную или бессознательную идентификацию с ним, попытка почувствовать его состояние, настроение и отношение к миру, поставить себя на его место.

Рекомендуем

Хороший семейный психолог, Москва: отзывы

Традиционно к врачам этой специальности обращаются жители развитых стран (европейцы и американцы). Показывает ли нынешняя жизнь в столице России востребованность профессии «семейный психолог» (г. Москва)? Отзывы жителей…

Кризис 7 лет у детей: признаки и пути выхода из него. Психология развития и возрастная психология

Ребенку 7 лет. Начинается новый этап в жизни. Малыш проходит этап взросления, идет в школу. И тогда родители начинают бить тревогу, мол, ребенок неуправляемый, не слушается, Хэмминг. Главное — не паниковать…

Эмпатия

Второй механизм межличностного восприятия тесно связан с первым. Эмпатией называют эмоциональное стремление отреагировать на наболевшую проблему другого человека, сочувствовать ему и сопереживать.

Также эмпатия интерпретируется как:

  1. Понимание состояния другого человека.
  2. Психический процесс, направленный на выявление чувств других людей.
  3. Действие, помогающее человеку выстроить общение особым образом.
  4. Способность проникать в психическое состояние другого человека.

Эмпатия повышается при сходстве собеседников, а также при приобретении индивидуального жизненного опыта. Чем выше эмпатия, тем красочнее человек представляет влияние одного события на жизнь разных людей и тем больше он осознает существование разных взглядов на жизнь.

Индивиды, склонные к эмпатии, можно увидеть следующие:

  1. Терпимость к чужим чувствам.
  2. Возможность вникать во внутренний мир собеседника, не раскрывая его мировоззрения.
  3. Адаптировать свое мировоззрение к мировоззрению другого человека с целью достижения взаимопонимания.

Сходства эмпатии с идентификацией

В механизме эмпатии есть некоторое сходство с механизмом идентификации. В обоих случаях у нас есть возможность смотреть на вещи с точки зрения другого человека. Однако эмпатия, в отличие от идентификации, не предполагает идентификации с собеседником. Отождествляя себя с партнером, человек должен принять его модель поведения и построить такую ​​же. Проявляя ту же эмпатию, индивид просто учитывает поведение собеседника, продолжая при этом самостоятельно регулировать свое поведение.

Античность считается одним из важнейших навыков психолога, врача, педагога и руководителя. Эмпатическое внимание (слушание), по К. Роджерсу, представляет собой особое отношение к партнеру, основанное на синтезе идентификации и эмпатии. Включение в другого человека, позволяющее достичь открытости контакта – функция идентичности. Такое «погружение в беседу» в чистом виде имеет негативные последствия – психолог «связывает» трудности клиента, и он начинает болеть своими проблемами. Здесь вступает в действие эмпатическая составляющая – способность к выведению из состояния. Таким образом, совокупность таких механизмов, как идентификация человека и эмпатия, позволяет психологу оказывать реальную помощь клиентам.

Типы эмпатии

Эмпатический опыт может быть адекватным и неадекватным. Например, одно горе — печаль, а другое — радость.

Кроме того, эмпатия может быть:

  1. Эмоциональная . На основе проекционного механизма и ролевой модели действенны и двигательные реакции собеседника.
  2. Познавательный . На основе интеллектуальных процессов.
  3. Предикат . Выражает способность человека прогнозировать реакции собеседника в той или иной ситуации.

Важной формой эмпатии является эмпатия — переживание одним человеком чувств, эмоций и отношений, переживаемых другим. Это происходит через идентификацию с человеком и симпатию к нему.

Эгоцентризм

Третий механизм межличностного восприятия, в отличие от двух предыдущих, усложняет познание индивидами друг друга, а не облегчает его. Эгоцентризм – это концентрация человека на своих личных переживаниях и интересах, что приводит к тому, что он теряет способность понимать людей с иным мировоззрением.

Эгоцентризм это:

  1. Информативный . Проявляется в процессе мышления и восприятия.
  2. Мораль . Иллюстрирует неспособность человека понять причины поведения других.
  3. Коммуникативный . Выраженное неуважение к смысловым понятиям собеседника.

Межличностное притяжение

Притяжение – это притяжение, или притяжение одного человека к другому, обусловленное взаимным интересом. В психологии межличностное влечение означает дружеские отношения между людьми и выражение симпатии друг к другу. Развитие привязанности одной области к другой возникает как следствие эмоционального отношения, которое вызывает комплекс чувств и выражается в социальной установке на другого человека.

Рефлексия

Рассмотрение психологических механизмов межличностного восприятия, не говоря уже об рефлексии. Рефлексией называют осознание человеком своей оценки и восприятия другими людьми. То есть представление человека о том, каково мнение о нем источника. Этот элемент социального познания, с одной стороны, означает познание личности собеседника через то, что он о ней думает, а с другой – самопознание через нее. Таким образом, чем шире круг общения личности, тем больше представлений о том, как воспринимают другие, и тем больше человек знает о себе и других.

Стереотип

Это очень важный и достаточно всеобъемлющий механизм межличностного восприятия. Стереотип в контексте межличностного влечения – процесс формирования мнения о человеке на основе личных предубеждений (стереотипов).

В 1922 г. для обозначения представлений, связанных с неточностью и лживостью, В. Лимпан ввел такой термин, как «социальный образец». Как правило, формирование устойчивых образцов любого социального объекта незаметно даже для самого индивида.

Считается, что благодаря слабому пониманию стереотипы прочно закрепились в виде устойчивых стандартов и получили власть над людьми. Стереотип возникает в условиях недостатка информации или является результатом обобщения собственного опыта личности. К опыту часто добавляются сведения из фильмов, литературы и других источников.

Благодаря стереотипности люди могут быстро и, как правило, надежно упростить социальную среду, поместить ее в определенные стандарты и категории, сделать ее более понятной и предсказуемой. Когнитивные основы формирования стереотипов таких процессов, как ограничение, отбор и категоризация большого потока социальной информации. Что же касается мотивационной основы этого механизма, то в его формирующих процессах оценивается продвижение в пользу той или иной группы, что дает человеку чувство принадлежности и защищенности.

Стереотип:

  1. Подборка информации.
  2. Формирование и поддержка положительного имиджа «Я».
  3. Создание и поддержка групповой идеологии, оправдывающей и объясняющей поведение группы.
  4. Формирование и поддержка положительного имиджа «Мы».

Таким образом, стереотипы являются регуляторами социальных отношений. Их основными признаками являются: сохранение мышления, оправдание собственного поведения, удовлетворение агрессивных тенденций, группа сопротивления и выходного напряжения.

Классификация стереотипов

Существует несколько классификаций стереотипов. По классификации В. Панферовой стереотипы бывают: социальные, антропологические и этнонациональные.

Подробнее о классификации А. Реана, согласно которой стереотипами являются:

  1. Антропологические. Проявляется в том случае, когда оценка психологических качеств человека и его личности зависит от особенностей внешности, то есть антропологических особенностей.
  2. Этнонациональный. Актуальна в том случае, когда на психологическую оценку человека влияет его принадлежность к той или иной этнической группе, расе или нации.
  3. Социальный статус. Имеют место быть, если оценка личностных качеств индивида зависит от его социального статуса.
  4. Социальные игры. В этом случае оценка личности подчиняется социальным ролям и ролевым функциям личности.
  5. Выразительно-эстетический. Психологическая оценка личности опосредовала внешнюю привлекательность человека.
  6. Устный. Критерием оценки личности являются ее внешние признаки: мимика, пантомима, язык и так далее.

Существуют и другие классификации. В них, кроме предыдущего, рассматриваются и следующие стереотипы: профессиональный (обобщенный образ представителя той или иной профессии), физиогномический (черты внешности связаны идентичностью), этнический и другие.

Наиболее изученными считаются национальные стереотипы. Они иллюстрируют отношение людей к разным этническим группам. Такие стереотипы часто являются частью менталитета нации и ее идентичности, а также имеют четкую связь с национальным характером.

Возникая в условиях недостатка информации, стереотипизация как механизм межличностного восприятия, может выполнять консервативную и даже реакционную роль, давая людям неверное представление о другом и деформируя процессы межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Поэтому определять истинность или ошибочность социальных стереотипов нужно исключительно на основе анализа конкретных ситуаций.

Каузальная атрибуция

Рассматривая механизмы социального восприятия, мы не должны игнорировать такой увлекательный феномен каузальной атрибуции. Не зная или недостаточно понимая истинных мотивов другого человека, люди, находящиеся в условиях дефицита информации, могут приписывать ложные причины поведения. В социальной психологии это явление называется «каузальной атрибуцией».

Рассматривая то, как люди интерпретируют поведение других, ученые обнаружили так называемую фундаментальную ошибку атрибуции. Это связано с тем, что люди переоценивают важность личностных качеств других и недооценивают влияние ситуации. Другие исследователи обнаружили феномен «эгоцентричной атрибуции». Он основан на способности людей приписывать успехи, а другим людям – неудачи.

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  1. Личный. Причина приписывается тому, кто совершил деяние.
  2. Объектив. Причина приписывается объекту, отправившему действие.
  3. Атрибуция, связанная с обстоятельствами. Причина связана с обстоятельствами.

Наблюдатель обычно прибегает к личной атрибуции, а сторона обычно снимает все обстоятельства. Эта особенность отчетливо просматривается в атрибуции успехов и неудач.

Важным вопросом при рассмотрении каузальной атрибуции является вопрос об обстановке, сопровождающей процесс восприятия человека человеком, в частности при формировании впечатления о неизвестном человеке. Это было выявлено А. Бодилевой в экспериментах, в которых разным группам людей показывали фотографию одного и того же человека с такими характеристиками, как «писатель», «герой», «преступник» и т. д. При его срабатывании словесные портреты одного и того же человека различаются. Выявлено, что есть люди, не поддающиеся стереотипному восприятию. Их называют селективными стереотипными. Рассмотрев механизмы социального восприятия, теперь кратко поговорим о его эффектах.

Эффекты межличностного восприятия

Эффект межличностного восприятия всегда формируется на основе стереотипов.

Всего есть три эффекта:

  1. Эффект ореола. Выражается, когда один человек преувеличивает однородность личности другого, оставляя впечатление (благоприятное или неблагоприятное) об одном качестве всех остальных качеств. При формировании первого впечатления возникает эффект ореола, когда общее положительное впечатление о человеке приводит к положительной оценке всех его качеств, и наоборот.
  2. Эффект первенства. Видно при оценке незнакомца. Роль установки в данном случае играет та информация, которая была подана ранее.
  3. Эффект новизны. Эффект межличностного восприятия действует при оценке знакомого человека, когда последняя информация о нем наиболее значима.

Формирование представления об источнике всегда начинается с оценки и восприятия его физического облика, внешности и поведения. В дальнейшем эта информация является основой восприятия и понимания этого человека. Это может зависеть от нескольких факторов: индивидуальных особенностей человека, его культурного уровня, его социального опыта, эстетических предпочтений и так далее. Важным вопросом являются также возрастные особенности человека, который воспринимает.

Например, ребенок, который только начал ходить в детский сад, общается с людьми на основе первичных представлений о них, которые у него сформировались в общении с родителями. В зависимости от того, как у ребенка раньше складывались отношения, он проявляет раздражительность, недоверчивость, послушание, уступчивость или упрямство.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что механизмы межличностного восприятия представляют собой способы интерпретации и оценки одного человека другим. Главными из них являются: идентификация, эмпатия, эгоцентризм, влечение, рефлексия, стереотипность и каузальная атрибуция. Различные механизмы и типы межличностного восприятия, как правило, работают в тандеме, дополняя друг друга.

AR: https://tostpost.com/ar/self-improvement/5369-the-mechanism-of-interpersonal-perception-the-perception-of-man-by-man.html

БЫТЬ: https://tostpost.com/be/sama-daskanalenne/9532-mehan-zm-m-zhasobasnyh-sprymannya-sprymanne-chalaveka-chalavekam-sacyy.html

Германия: https://tostpost.com/de/selbstverbesserung/9531-der-mechanismus-der-zwischenmenschlichen-wahrnehmung-die-wahrnehmung-d.html

ЭП: https://tostpost.com/es/la-superaci-n-personal/9537-el-mecanismo-de-la-percepci-n-interpersonal-la-percepci-n-del-hombre-p.html

ПРИВЕТ: https://tostpost.com/hi/self-improvement/5376-the-mechanism-of-interpersonal-perception-the-perception-of-man-by-man.html

JA: https://tostpost.com/ja/self-improvement/5372-the-mechanism-of-interpersonal-perception-the-perception-of-man-by-man.html

КК: https://tostpost.com/kk/z-n—z-zhet-ld-ru/9534-tet-kter-t-l-aaraly-abyldau-adamny-adamdy-abyldauy-leumett-k-percepciy.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *