Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Ментальная история: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

История развития психологии | MindMeister ментальными картами

История развития психологии создатель Дарья Славгородская

1. 1 Этап — психология как наука о душе

1.1. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Начало этапа — более 2 тыс. лет тому назад.

1.1.1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. анима — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа.

1.1.2. Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма.

1.1.3. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону(427-347 гг. до н. э.) душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом.

1.1.4. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

1.1.5. В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъествественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

2. 2 Этап — психология как наука о сознании

2.1. Начинается с 17 века. Способность чувствовать и думать назвали сознанием. Основной метод — наблюдение человека за самим собой.

2.1.1. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его тело.

2.1.2. Попытку вновь соединить тело и душу человека, раз деленные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

2.1.3. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике.

2.1.4. Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано.

2.1.5. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

3. 3 Этап — психология как наука о поведении

3.1. Начинается с 20 века. Задачи психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакция человека.

3.1.1. Функционалистский подход. Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека.

3.1.2. Основоположником отечественной научной психологии, считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.

3.1.3. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862—1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912).

3.1.4. Бихевиористский подход. Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения.

3.1.5. В начале XX в. в психологии возникло направление психоанализа, или фрейдизма. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др.

4. 4 Этап — современный этап развития психологии. Изучение фактов, закономерностей и механизмов психики.

4.1. Начинается со второй половины 20 века.

4.1.1. Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши отечественные ученые Л.С. Выготский (1896-1934), АЛ. Леонтьев (1903-1979), А.Р.Лурия (1902-1977) и П.Я. Гальперин (1902—1988). Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки — нейропсихологии. П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.

История возникновения ментальной арифметики

11.04.2021

Ментальная арифметика – популярная сегодня учебная дисциплина, которую взяли на вооружение лучшие школы мира. Во многих странах Азии это и вовсе обязательный предмет в школьной программе, учат ее также в Европе и Северной Америке. Появляются школы по изучению этой дисциплины и в России. История возникновения этой науки – давняя и очень интересная.

Содержание:

  • Кто и когда придумал ментальную арифметику
  • Счетная доска – абакус
  • Основные принципы ментального счета
  • Польза ментальной арифметики

Кто и когда придумал ментальную арифметику

Ментальная арифметика основана на особом принципе математических вычислений, который был известен в древнем мире еще 5000 лет назад. Все расчеты в ней проводятся с помощью специального счетного инструмента древнегреческого происхождения: абакуса, известного также в Древнем Китае как суаньпань и в Древней Японии как соробан. Можно сказать, что это своеобразный калькулятор, не только помогающий в вычислениях, но также тренирующий мозг и развивающий межполушарные нейронные связи, а они в свою очередь благотворно влияют на творческие и когнитивные способности.

Ментальная математика в ее современном понимании возникла в Турции, автором методики стал исследователь Халит Шен. В школах обучение этой дисциплине началось в 1993 году, а сегодня по всему миру функционирует почти пяти тысяч классов, профильных школ, образовательных центров по обучению этому предмету. Его изучают в 50 странах мира, а наиболее распространена ментальная арифметика в Китае, государствах Ближнего Востока, Таиланде, Австралии, США, Канаде. В Европе она более всего распространена в Австрии, Великобритании, Германии. Есть специализированные организации в странах постсоветского пространства: России, Киргизии, Казахстане.

Счетная доска – абакус

Внешне этот счетный инструмент выглядит прямоугольной конструкцией с вертикально расположенными спицами в количестве 13 штук (вариант абакуса для детей может содержать меньшее их число).

Прямоугольник разделен на две части длинной горизонтальной перегородкой. На каждую спицу нанизано по пять косточек: четыре нижние «земные» и верхняя «небесная» косточка, символизирующие цифры от единицы до пятерки.

История абакуса ( 5,95 МБ)

Основные принципы ментального счета

Обучающая программа по ментальной арифметике состоит из двух этапов. Сначала ученики овладевают техникой счета на абакусе, передвигая косточки пальцами. При этом они работают одновременно двумя руками, потому в процессе задействованы сразу оба полушария головного мозга. На абакусе можно моментально выполнять любые арифметические операции – от простого сложения и вычитания до более сложных умножения и деления, а также возведения в нужную степень и извлечения квадратного и кубического корня.

Второй этап обучения – это постепенное замещение использования абакуса вычислениями в уме. И здесь также задействованы оба полушария: левое воспринимает цифры, а правое – их образ в виде косточек счетного инструмента. Ребенок представляет воображаемые счеты, на которых он мысленно выполняет вычисления.

Польза ментальной арифметики

Целью занятий ментальной математикой является развитие одновременно обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится быстро проводить в уме сложные арифметические вычисления примеры. Наше правое полушарие отвечает за фантазию, интуицию, воображение, творческие способности, а левое ответственно за память, логическое и аналитическое мышление, скорость реакции, концентрацию вниманию, интеллект. Полноценное развитие обоих полушарий позволяет человеку лучше работать, легче учиться, проще, эффективнее и быстрее запоминать информацию. Регулярные занятия ментальной арифметикой – это гарантия, что у ребенка, кроме заметных улучшений памяти и концентрации внимания, улучшится успеваемость в школе, проявится творческий потенциал, будут развиваться такие полезные социальные навыки, как организованность, ответственность, самостоятельность. Это отмечают все родители, чьи дети умеют считать по правилам устного ментального счета.

Биполярное расстройство | НАМИ: Национальный альянс по психическим заболеваниям

В этой серии подкастов, состоящей из двух частей, главный медицинский директор NAMI доктор Кен Дакворт руководит дискуссиями о биполярном расстройстве, в которых рассказывается о людях, членах их семей и специалистах в области психического здоровья. Прочитайте стенограмму.
Примечание: Контент включает обсуждения на такие темы, как попытки самоубийства, и может быть триггером.

Биполярное расстройство — это психическое заболевание, вызывающее резкие изменения настроения, энергии и способности ясно мыслить. Люди с биполярным расстройством испытывают приподнятое и пониженное настроение, известное как мания и депрессия, которые отличаются от типичных взлетов и падений, которые испытывает большинство людей.

Средний возраст начала заболевания составляет около 25 лет, но это может произойти в подростковом возрасте или, что реже, в детстве. Это состояние поражает мужчин и женщин в равной степени: около 2,8% населения США диагностировано с биполярным расстройством, и почти 83% случаев классифицируются как тяжелые.

При отсутствии лечения биполярное расстройство обычно ухудшается. Однако при наличии хорошего плана лечения, включающего психотерапию, лекарства, здоровый образ жизни, регулярный график и раннее выявление симптомов, многие люди хорошо переносят это заболевание.

Симптомы

Симптомы и их тяжесть могут различаться. У человека с биполярным расстройством могут быть отчетливые маниакальные или депрессивные состояния, но также могут быть длительные периоды — иногда годы — без симптомов. Человек также может испытывать обе крайности одновременно или в быстрой последовательности.

Тяжелые биполярные эпизоды мании или депрессии могут включать психотические симптомы, такие как галлюцинации или бред. Обычно эти психотические симптомы отражают крайнее настроение человека. Людям с биполярным расстройством, имеющим психотические симптомы, может быть ошибочно поставлен диагноз шизофрении.

Мания.  Для постановки диагноза биполярного расстройства у человека должен быть хотя бы один эпизод мании или гипомании. Гипомания — более легкая форма мании, не включающая психотических эпизодов. Люди с гипоманией часто могут хорошо функционировать в социальных ситуациях или на работе. У некоторых людей с биполярным расстройством эпизоды мании или гипомании будут возникать много раз в течение жизни; другие могут испытывать их очень редко.

Хотя человеку с биполярным расстройством может показаться привлекательным приподнятое настроение мании, особенно если оно возникает после депрессии, «кайф» не останавливается на комфортном или контролируемом уровне. Настроение может быстро стать более раздражительным, поведение более непредсказуемым, а суждения более нарушенными. В периоды мании люди часто ведут себя импульсивно, принимают опрометчивые решения и идут на нестандартный риск.

Большую часть времени люди в маниакальном состоянии не осознают негативных последствий своих действий. При биполярном расстройстве суицид представляет собой постоянную опасность, поскольку некоторые люди склонны к суициду даже в маниакальном состоянии. Изучение предыдущих эпизодов того, какие виды поведения сигнализируют о «красных флажках» маниакального поведения, может помочь справиться с симптомами болезни.

Депрессия . Приступы биполярной депрессии часто бывают настолько изнурительными, что люди не могут встать с постели. Как правило, люди, переживающие депрессивный эпизод, испытывают трудности с засыпанием и сном, в то время как другие спят гораздо больше, чем обычно. Когда люди в депрессии, даже незначительные решения, например, что съесть на ужин, могут быть непосильными. Они могут стать одержимы чувством потери, личной неудачи, вины или беспомощности; это негативное мышление может привести к мыслям о самоубийстве.

Депрессивные симптомы, которые мешают человеку функционировать, должны присутствовать почти каждый день в течение как минимум двух недель для постановки диагноза. Депрессия, связанная с биполярным расстройством, может быть более трудной для лечения и требует индивидуального плана лечения.

Причины

Ученые пока не обнаружили ни одной причины биполярного расстройства. В настоящее время они считают, что этому могут способствовать несколько факторов, в том числе:

  • Генетика. Шансы на развитие биполярного расстройства увеличиваются, если у родителей или братьев и сестер ребенка есть расстройство. Но роль генетики не является абсолютной: у ребенка из семьи с биполярным расстройством в анамнезе это расстройство может никогда не развиться. Исследования однояйцевых близнецов показали, что даже если у одного близнеца разовьется расстройство, у другого может и не развиться.
  • Стресс . Стрессовое событие, такое как смерть в семье, болезнь, сложные отношения, развод или финансовые проблемы, может спровоцировать маниакальный или депрессивный эпизод. Таким образом, способность человека справляться со стрессом также может играть роль в развитии болезни.
  • Структура мозга и функция . Сканирование мозга не может диагностировать биполярное расстройство, однако исследователи выявили тонкие различия в среднем размере или активации некоторых структур мозга у людей с биполярным расстройством.

Диагностика

Для диагностики биполярного расстройства врач может провести физикальное обследование, опрос и назначить лабораторные анализы. Хотя биполярное расстройство нельзя увидеть при анализе крови или сканировании тела, эти тесты могут помочь исключить другие заболевания, которые могут напоминать расстройство, такие как гипертиреоз. Если никакие другие заболевания (или лекарства, такие как стероиды) не вызывают симптомы, врач может порекомендовать психиатрическую помощь.

Чтобы поставить диагноз биполярного расстройства, у человека должен быть хотя бы один эпизод мании или гипомании. Специалисты в области психического здоровья используют Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM) для диагностики «типа» биполярного расстройства, которым может страдать человек. Чтобы определить, какой тип биполярного расстройства у человека, специалисты в области психического здоровья оценивают характер симптомов и степень нарушения личности во время наиболее тяжелых эпизодов.

Четыре типа биполярного расстройства

  1. Биполярное расстройство I типа  — это заболевание, при котором у людей наблюдается один или несколько эпизодов мании. У большинства людей с диагнозом биполярное расстройство I будут эпизоды как мании, так и депрессии, хотя эпизод депрессии не является обязательным для постановки диагноза. Чтобы поставить диагноз биполярного расстройства I, маниакальные эпизоды должны длиться не менее семи дней или быть настолько тяжелыми, что требуется госпитализация.

  2. Биполярное расстройство II типа
     – это подмножество биполярного расстройства, при котором люди испытывают депрессивные эпизоды, чередующиеся с гипоманиакальными эпизодами, но никогда не переживают «полный» маниакальный эпизод.

  3. Циклотимическое расстройство или циклотимия — это хронически нестабильное настроение, при котором люди испытывают гипоманию и легкую депрессию в течение как минимум двух лет. У людей с циклотимией могут быть короткие периоды нормального настроения, но эти периоды длятся менее восьми недель.

  4. Биполярное расстройство, «другое уточненное» и «неуточненное»  это когда человек не соответствует критериям биполярного расстройства I, II или циклотимии, но все еще испытывает периоды клинически значимого аномального подъема настроения.

Лечение

Биполярное расстройство лечится и контролируется несколькими способами:

  • Психотерапия
    , например, когнитивно-поведенческая терапия и терапия, ориентированная на семью.
  • Лекарства , такие как стабилизаторы настроения, нейролептики и, в меньшей степени, антидепрессанты.
  • Стратегии самоконтроля , , такие как обучение и распознавание ранних симптомов эпизода.
  • Дополнительные подходы к здоровью ,  , такие как аэробные упражнения, медитация, вера и молитва, могут поддерживать, но не заменять лечение.

Крупнейшим исследовательским проектом по оценке того, какие методы лечения работают для людей с биполярным расстройством, является Систематическое усовершенствование лечения биполярного расстройства, также известное как Step-BD. Step-BD наблюдал за более чем 4000 человек с диагнозом биполярное расстройство в течение длительного времени с различными видами лечения.

Сопутствующие состояния

Люди с биполярным расстройством также могут испытывать:

  • Беспокойство
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ/двойной диагноз

Людям с биполярным расстройством и психотическими симптомами может быть ошибочно поставлен диагноз шизофрения. Биполярное расстройство также может быть неправильно диагностировано как пограничное расстройство личности (ПРЛ).

Эти другие болезни и ошибочные диагнозы могут затруднить лечение биполярного расстройства. Например, антидепрессанты, используемые для лечения ОКР, и стимуляторы, используемые для лечения СДВГ, могут ухудшить симптомы биполярного расстройства и даже вызвать маниакальный эпизод. Если у вас более одного состояния (так называемые сопутствующие расстройства), обязательно получите план лечения, который подходит именно вам.

 

Пересмотрено в августе 2017 г.

NAMI: Национальный альянс по борьбе с психическими заболеваниями

Депрессивное расстройство, часто называемое просто депрессией, — это нечто большее, чем просто чувство грусти или тяжелые времена. Это серьезное психическое заболевание, которое требует понимания и медицинской помощи. Без лечения депрессия может быть разрушительной для тех, у кого она есть, и их семей. К счастью, благодаря раннему выявлению, диагностике и плану лечения, состоящему из лекарств, психотерапии и выбора здорового образа жизни, многие люди могут выздороветь и действительно выздоравливают.

Некоторые переживают только один депрессивный эпизод в жизни, но у большинства депрессивное расстройство повторяется. Без лечения эпизоды могут длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Около 21 миллиона взрослых жителей США — 8,4 % населения — в 2020 году пережили по крайней мере один эпизод серьезной депрессии. Люди всех возрастов и всех расовых, этнических и социально-экономических групп испытывают депрессию, но некоторые группы страдают от нее больше, чем другие.

Личные взгляды на большое депрессивное расстройство

В этой серии подкастов, состоящей из 2 частей, главный медицинский директор NAMI доктор Кен Дакворт руководит дискуссиями о большом депрессивном расстройстве, в которых рассказывается о людях, членах их семей и специалистах в области психического здоровья. Прочитайте стенограмму.
Примечание: Контент включает обсуждения на такие темы, как попытки самоубийства, и может быть триггером.

Симптомы

Депрессия может иметь различные симптомы, в зависимости от человека. Но у большинства людей депрессивное расстройство меняет то, как они функционируют изо дня в день и, как правило, в течение более двух недель. Общие симптомы включают:

  • Изменения сна
  • Изменения аппетита
  • Отсутствие концентрации
  • Потеря энергии
  • Отсутствие интереса к деятельности
  • Безнадежность или мысли о вине
  • Изменения в движении (меньше активности или возбуждения)
  • Физические боли
  • Суицидальные мысли

Причины

Депрессия не имеет одной причины. Оно может быть вызвано жизненным кризисом, физической болезнью или чем-то еще, но может возникнуть и спонтанно. Ученые считают, что несколько факторов могут способствовать депрессии:

  • Травма . Когда люди переживают травму в раннем возрасте, это может вызвать долгосрочные изменения в том, как их мозг реагирует на страх и стресс. Эти изменения могут привести к депрессии.
  • Генетика . Расстройства настроения, такие как депрессия, как правило, передаются по наследству.
  • Жизненные обстоятельства . Семейное положение, изменения в отношениях, финансовое положение и место жительства человека влияют на то, развивается ли у него депрессия.
  • Мозг меняется . Визуальные исследования показали, что лобная доля мозга становится менее активной, когда человек находится в депрессии. Депрессия также связана с изменениями реакции гипофиза и гипоталамуса на гормональную стимуляцию.
  • Другие медицинские состояния . Люди, у которых в анамнезе были нарушения сна, медицинские заболевания, хронические боли, тревога и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), более склонны к развитию депрессии. Некоторые медицинские синдромы (например, гипотиреоз) могут имитировать депрессивное расстройство. Некоторые лекарства также могут вызывать симптомы депрессии.
  • Злоупотребление наркотиками и алкоголем . Взрослые с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, подвержены значительно более высокому риску возникновения большого депрессивного эпизода. Сопутствующие расстройства требуют скоординированного лечения обоих состояний, поскольку алкоголь может усугубить симптомы депрессии.

Диагностика

Чтобы поставить диагноз депрессивного расстройства, у человека должен быть депрессивный эпизод продолжительностью более двух недель. Симптомы депрессивного эпизода включают:

  • Потеря интереса или удовольствия от любой деятельности
  • Изменение аппетита или веса
  • Нарушения сна
  • Чувство возбуждения или чувство замедления
  • Усталость
  • Чувство низкой самооценки, вины или недостатков
  • Трудности с концентрацией внимания или принятием решений
  • Суицидальные мысли или намерения

Лечение

Хотя депрессивное расстройство может быть разрушительным заболеванием, оно часто поддается лечению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *