Ментальное тело человека — что это и как развить🌌
Содержание
- Что такое ментальное тело человека
- Характеристики
- Что способствует исцелению и усиливает ментальное тело
- Что загрязняет и ослабляет ментальное тело
- Как очистить ментальное тело
- Как развивать ментальное тело
Многие восточные и эзотерические учения упоминают особую оболочку тонкого тела, которую называют манасом, маномайя-кошей или ментальным телом. Оно отвечает за обработку мыслей и эмоций, это точка соединения астрального и каузального тел. Ментальная оболочка включает в себя функции ума, которые относятся к повседневной жизни и нашей собственной интерпретации событий. В среде духовных практиков нередко возникают разговоры о вреде ума. Однако его польза или вред зависят от того, как мы работаем с этой структурой, где и зачем её применяем.
К счастью, человечество накопило достаточно опыта в регулировании деятельности ментального тела. Что бы мы ни делали, всегда существует тот, кто комментирует наши поступки, порождает семена неуверенности, оценивает и доводит до отчаяния. Это ум. Он может стать серьёзным препятствием для развития, и наоборот, при должной работе способен превратиться в друга и помощника.
Эту часть тонкой оболочки иногда называют «телом» ума. Ментальная оболочка формируется у человека к 12–14 годам и распадается после смерти на 40-й день. «Тайттирия Упанишада» говорит: «В пределах жизненной силы это ещё одно тело, состоящее из энергии мысли. Тот, кто понимает и контролирует ментальное тело, больше не знает страха».
Ментальное тело — это, простыми словами, структура, которая отвечает за обработку информации. Здесь рождаются наши мысли и протекают мыслительные процессы.
Мышление — одна из стадий обработки информации: когда мы видим собаку, ментальная оболочка отвечает за то, чтобы воспринять её как собаку, а не как лошадь. Если становимся свидетелями какой-то ситуации, ментальная оболочка даёт первую оценку происходящему: «Это ДТП, значит, событие негативное; начинается гроза, значит, надо взять зонт или переждать; свадьба, значит, люди счастливы».
Всю информацию ментальное тело получает от предыдущих: физического, пранического и астрального. Поэтому любые искажения предыдущих трёх серьёзно влияют на работу ментального тела? В чём здесь таится опасность? Ментальная оболочка отправляет информацию в буддхическое тело, которое отвечает за интеллект. Буддхическая оболочка принимает решение о том, как реагировать на происходящие события или явления. И если ментальное тело даёт искажённую информацию, то решения буддхического тела будут неадекватными.
Ментальная оболочка — это «мост» между физическим, праническим, астральным и каузальным, буддхическим и атмическим телами. За что отвечает ментальное тело человека? Это роль посредника между высшими и низшими оболочками, поэтому на нём лежит особая ответственность. Ведь все следующие, начиная с каузального, перевоплощаются с накопленными моделями поведения и мышления. Поэтому не случайно, что духовные учения призывают контролировать мысли, которые, без преувеличения, формируют наше настоящее и будущее.
Ментальное тело связано с анахата-чакрой, которая соединяет три нижние и три верхние чакры. Когда мы смотрим на мир через высшие чакры или через мудрое воззрение, то избавляемся от негативного воздействия нижних чакр — агрессии, страха, зависти. И вот уже ДТП — это не повод для конфликта, гроза не вызывает страх, а чужое счастье не провоцирует зависть.
Это интересно
Анахата-чакра
Анахата-чакра (अनाहत — ‘нерушимая’, ‘неприкосновенная’) — сердечный энергетический центр аккумулирования жизненной силы и трансформации энергии, четвёртая «срединная» чакра в чакральной системе. Сердечная чакра — это обитель Дживатмана, центр Любви, возвышенных чувств и переживаний. На уровне Анахата-чакры мы постигаем прямое переживание божественного присутствия внутри своего «Я».
Читать
На работу ментального тела влияют три фактора:
Кармический фактор
Модели мышления, сформировавшиеся за предыдущие воплощения и закрепившиеся в каузальном теле, определяют состояние ментальной оболочки в текущем воплощении. Этим объясняется появление несвойственных человеку мыслей.
Взаимодействие с астральным телом
Астральная оболочка преобразует информацию в эмоции и передаёт её в ментальное тело. Сильные эмоции способны исказить информацию, и в таких ситуациях процесс мышления искажается. Примером тому может служить ситуация, в которой эмоциональная реакция собеседника оказывается неадекватной тому, о чём идёт речь.
Учитывая эти факторы, можно проработать и исцелить «оболочку» ума. Такая работа с ментальным телом начинается с осознания причинно-следственных связей, причём в самом широком смысле. Речь идёт не только о понимании закона кармы, но также о взаимосвязи мыслей и эмоций, умении их контролировать и направлять в правильное русло.
Изображение чакрСлабое ментальное тело выражается в неспособности ясно и быстро мыслить, генерировать идеи. Излишняя эмоциональность и перепады настроения также говорят о его неблагополучном состоянии. Это объясняется тем, что астральная оболочка слишком активно работает и заглушает вибрации ментального тела.
Неразвитая анахата-чакра приводит к тому, что человеку сложно справляться с отрицательными проявлениями нижних чакр и с тем, что его мысли формируют негативную картину мира. Человек становится неспособным подпитываться энергией высших чакр, не видит связи с кармическим и буддхическим телами, останавливается в духовном развитии.
Заболевания физической оболочки, закрепощения, возникающие из-за неправильного образа жизни, истощают ментальное тело. Человек часто впадает в уныние, чем ещё больше отягощает состояние. Важную роль играет качество самих мыслей.
Осуждение, зависть, желание отомстить и подобные намерения разрушают ментальную оболочку. К слабости «тела» ума приводят нежелание заниматься умственной деятельностью, читать, размышлять, анализировать.
Это интересно
Чакры: строение, функции, свойства и их влияние на нашу жизнь
Важно еще сказать, о том, что необходимо целевым образом использовать полученную от практики энергию, понимать куда ее нужно вкладывать, чтобы это принесло пользу и другим людям.
Читать
Очищение ментального тела — процесс сложный, но необходимый. Наши мысли формируют поступки, которые определяют карму последующих перерождений. Но, даже если до поступков дело не дошло, сами мысли — это эквивалент действий. И когда вы в гневе захотели причинить вред, эта информация перейдёт в кармическое тело не как мысль, а как уже реализованное вами деяние.
Как очистить ментальное тело? Сначала следует привести в порядок физическое тело. Очистительные практики (шаткармы), йога, целенаправленная работа с грудным отделом, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний дают хорошие результаты для тела ума.
Далее нужно проработать астральную оболочку: взять под контроль эмоции, анализировать и осознавать их. Лучше не допускать проявления негативных эмоций, хотя это порой кажется невыполнимым. Тем не менее работу над эмоциями следует продолжать, и через время вы уже меньше будете злиться или проявлять неприязнь или гордыню. На первых порах работы с астральной оболочкой лучше не смотреть новости, слезливые мелодрамы или жестокие боевики — словом, всё то, что способно всколыхнуть наш эмоциональный фон.
Чистка ментального тела заключается в работе с мыслями. В уме человека постоянно крутятся диалоги и монологи, воспоминания, споры, выстраиваются планы. Успокоить ум — непростая задача, и её выполнению посвящены практики во всех религиозных и философских системах мира.
Первый этап очистки ментального тела — наблюдение за мыслями. Когда человек начинает эту практику, то удивляется активности ума, работа которого не прекращается ни на мгновение. Кажется невозможным остановить бесконечный хаос образов, однако и в этом случае усилия и регулярная практика приносят свои плоды. Наблюдать за мыслями — значит не вовлекаться в обдумывание или не поддерживать внутренний диалог, а занять позицию наблюдателя, который со стороны смотрит за происходящим.
Вторым шагом будет анализ и отслеживание мыслей. Если мысль пришла, её нужно сначала подвергнуть осмыслению: что это за мысль, зачем она, к чему может привести. Такая практика позволит вовремя остановить укоренение и дальнейшее развитие негативной мысли, а также избежать состояния, именуемое навязчивой идеей, от которой человек не способен избавиться годами.
Третий шаг — успокоение пространства ума при помощи медитативных практик. В этом случае помогут визуализация или концентрация, а также практика пратьяхары — отвлечение органов чувств от внешних объектов.
Если вы хотите освоить медитативные техники, то это можно сделать онлайн, не выходя из привычной зоны комфорта, на сайте: https://asanaonline.ru/
Очищенное и спокойное ментальное тело можно развивать и наполнять энергией.
Работа по развитию ментальной оболочки должна проводиться постоянно, поскольку мыслительный процесс не прекращается ни на минуту и забирает много энергии.
Чтобы не истощать ментальное тело, а также формировать правильную основу для каузального тела, следует заниматься умственной деятельностью, решая сложные задачи. Причём задачи могут быть как математические, так и жизненные.
Если работа человека не предполагает умственной нагрузки, поможет изучение иностранных языков, чтение текстов по саморазвитию, которые для вас пока сложны, или подобная умственная деятельность. Важно, чтобы ум был активен, делая что-то полезное. Такие практики способствуют развитию ментального тела и помогают успокоить мыслительный хаос.
Медитация — быстрый способ наполнить энергией ментальную оболочку. Для медитации нужен навык, который нарабатывается с практикой. Ментальное тело начинает восстанавливаться, укрепляться, и его уже сложнее будет вывести из равновесия эмоциями астральной оболочки.
Работать с ментальным телом можно через анахата-чакру:
- повторение коренной мантры Йам;
- визуализация янтры анахата-чары;
- практика йоги с включением Уштрасаны, Гомукхасаны, Бхуджа Свастикасаны, Матсиасаны и других асан на раскрытие грудного отдела;
- практика благодарности учителям и всем живым существам.
Тонкие оболочки человека представляют собой сложную и многомерную структуру. Они находятся в движении и очень чутко реагируют на окружающее пространство, эмоции, состояние физического тела. Загрязнённое и неразвитое ментальное тело лишает покоя и гармоничного общения с окружающим миром в текущем воплощении и способно стать причиной будущих неблагоприятных перевоплощений.
Если о гигиене ментальной оболочки заботиться и подпитывать её чистыми мыслями и полезной работой, то сама Вселенная станет для вас источником вдохновения и радости.
что это, как развить и очистить
Слушать аудиоверсию
0:00 / 15:21
Текст читает: Георгий Скрепнюк
Содержание
- Что такое ментальное тело человека
- Функции ментального тела
- Режимы работы ментального тела
- Что загрязняет и ослабляет ментальное тело
- Как очистить ментальное тело
- Как развить ментальное тело
Одна из тонких оболочек человека — ментальное тело — обеспечивает работу ума, на физическом уровне проявляется как головной мозг. Смысл, который вкладывают в этот термин те или иные эзотерические учения, может различаться. В этой статье ментальное тело рассмотрено в рамках учения йоги. С латинского языка слово mentalis переводится как ‘умственный’. Санскритское название этой оболочки — «маномайя коша», или «тело ума». Олицетворяет стихию огня. Вместе с пранической и интеллектуальной оболочками маномайя коша является составной частью тонкого тела человека под названием «сукшма шарира».
В славянской традиции маномайя коше соответствует понятие «клубье тело». Люди, обладающие тонким зрением, видят его как шар серебристого цвета. Расположен этот шар, — или «клуб», «клубок», — внутри черепа, то есть в районе мозга. Это тело именуется ментальным, потому что обеспечивает процесс мышления человека таким, каким мы его знаем.
Помимо взаимодействия с физическим мозгом, маномайя коша, в паре с оболочкой мудрости (виджнянамайя кошей), связана с одним из семи энергетических центров человека — аджня-чакрой. На этот факт указывает Свами Сатьянанда Сарасвати во втором томе трёхтомника «Древние тантрические техники йоги и крийи». Аджня, или третий глаз, располагается в тонком теле, в районе головного мозга. Эта чакра отвечает за тактическое мышление, сотворение проектов, изобретений и т. п., а также за качество восприятия реальности, в том числе тонкой. Для очищения ментального тела особое внимание стоит обратить на практики йоги, воздействующие на головной мозг и аджня-чакру.
Те или иные направления йоги и учителя, разъясняя строение тонких тел, могут делать акцент на различных аспектах и свойствах человеческой структуры. Важно помнить, что функции оболочек, чакр и энергетических каналов тесно взаимосвязаны, переплетены и сливаются в единое целое. Если говорить простыми словами, ментальное тело — это связующее звено между грубыми и тонкими оболочками человека. Но не стоит воспринимать их строго отдельными и изолированными друг от друга, иначе может возникнуть непонимание и путаница.
Согласно популярной научной гипотезе, мысль появилась в процессе эволюции в физическом теле. Следуя подобным концепциям, большинство людей полностью отождествляют себя:
- со своим умом, то есть с мыслями, желаниями, страхами, воспоминаниями;
- со своим телом — скелетом, облепленным органами, мышцами и прочими тканями.
Однако, согласно учению йоги, человек — это более сложная и «многофункциональная» структура, которая, подобно матрёшке, включает в себя несколько слоёв. Чтобы понять, что такое ментальное тело человека и за что оно отвечает, нужно увидеть всю структуру оболочек целиком:
- Самый грубый, анатомический слой, состоящий из плоти и крови.
- Физиологический слой — праническое тело — отвечает за жизнеобеспечивающие процессы в организме.
- Ментальное тело — слой ума — обеспечивает мыслительные и эмоциональные процессы.
- Оболочка интеллекта, разума, мудрости и интуиции — позволяет делать выводы и принимать решения.
- Высшая оболочка блаженства — не поддаётся описанию.
Ментальное тело, или маномайя коша, — это тонкое выражение человеческой природы. Мысль является тонкой формой изначальной вселенской энергии — праны. В структуре Вселенной ментальный уровень управляет более плотными энергетическим и физическим слоями реальности. Этот принцип относится ко всем проявлениям универсума: деревьям, облакам, камням, животным и любым другим. Тот же принцип относится и к структуре тел человека. Это значит, что здоровье ментального тела более важно, чем здоровье тела физического. Сознание первично по отношению к телу. Именно мысли и эмоции управляют физиологическими процессами в организме. Осознавая свои эмоции и процесс мышления, человек может постепенно очистить ментальное тело, равно как и другие оболочки.
В чём отличие ума от разума
Оболочка ума тесно связана с оболочкой разума — виджнянамайя кошей. Согласно индийской философии, ум, разум и чувство «я» вместе составляют сознание человека. В чём же отличие?
- Ум, будучи внешней оболочкой, получает информацию от пяти органов чувств: зрения, обоняния, слуха, вкуса, осязания. То есть частично работа ментального тела связана с объектами внешнего мира. Далее, опыт, полученный от органов чувств, создаёт тонкие вибрации в ментальном слое сознания. Это уже внутренняя функция ума — процесс мышления.
- Разум — ещё менее плотный вышестоящий слой, производит тонкий анализ мыслей и полученного опыта. Работа разума сугубо внутренняя. Оболочка интеллекта превращает опыт ума в мудрость.
Развитие двух тел — ментального и интеллектуального — сделает ум человека спокойным, поможет развить мудрость и ускорит эволюцию его сознания.
Маномайя коша отвечает за:
- работу головного мозга;
- получение информации от органов чувств, таких ощущений как жар, холод, боль, удовольствие и т. д.;
- сознательную мыслительную активность;
- переживание эмоций и желаний;
- память, процесс вспоминания;
- бессознательные ментальные процессы;
- ум обеспечивает связь анатомической и пранической оболочек с телом разума — виджнянамайя кошей.
Ментальная активность может быть направлена:
Наружу. В этом режиме работы маномайя коша выражает себя как мозг. Мозг — это инструмент ментальной оболочки. В его задачу входит:
- различение объектов, воспринимаемых органами чувств;
- координация мыслительной и физической деятельности человека.
Внутрь. Соприкосновение с духовными учениями и медитативные практики позволяют приблизиться к ядру сознания и постичь свою истинную природу. При этом на каком-то этапе происходит очистка ментального тела. Это может выражаться в:
- пересмотре системы ценностей;
- переосмыслении жизненного опыта;
- пересмотре принципов, устоявшихся моделей мышления;
- изменении автоматических реакций на происходящее.
Если ментальные программы предписывают нам видеть вокруг одну только ненависть, то мы будем интерпретировать все явления в этом свете. Если наша программа говорит, что все люди и мир в целом дружелюбны, то мы воспринимаем все действия других как дружественные по своей природе…
Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники йоги и крийи. Том 1
- Нижний уровень, кшипта, — это хаос быстро сменяющих друг друга мыслей, желаний и эмоций. Такое состояние ума можно сравнить с поведением пьяной обезьяны. Здесь практически отсутствует даже малейшая осознанность. В таком состоянии ментальное тело более всего нуждается в «чистке».
- Мудха — второе ментальное состояние. Здесь ум медлителен и неповоротлив, словно тяжёлый буйвол, не желающий двигаться с места. Мыслительная активность заторможена, человек сам не знает, чего хочет. В такое состояние можно впасть от переедания, сильной усталости и жизненных потрясений.
- Викшипта — в этом режиме есть активность ума, но она всё ещё не упорядочена. Направление и цели имеют свойство часто изменяться. Периоды уверенности сменяются сомнениями и волнением. В этом состоянии ментальное тело отвечает также за способность наслаждаться плодами своих действий. Большинство людей большую часть времени находятся именно в викшипте.
- Экагра — здесь ум более чист, а цели определены. Человек имеет возможность более эффективно, с наименьшими отвлечениями продвигаться к достижению поставленных целей. Экагра соотносится с понятием «дхарана», что означает ‘сосредоточение’. С помощью йоги как системы самосовершенствования можно развить ментальное тело и перевести свой ум в этот режим работы.
- Развитие экагры приводит к высшему состоянию — ниродхе. Здесь ум и объект, на который было направлено внимание, сливаются в единое целое. Человек полностью поглощается объектом сосредоточения, не отвлекаясь на побочные явления. Ниродха — самый эффективный режим работы сознания.
В «Йога сутрах» Патанджали говорится о том, что умственные и эмоциональные загрязнения сознания подразделяются на пять типов, именуемых клешами. Вот они:
- Авидья — неправильное поверхностное понимание, недостаточное духовное знание. Авидья — родоначальник остальных клеш. Её причина — укоренившиеся привычки мышления, автоматические реакции. Эту клешу практически невозможно осознать в себе напрямую. Однако на неё косвенно указывают остальные замутнения. Другие клеши могут существовать только при наличии самой первой — авидьи.
- Асмита — чувство «я», «моё». Это ответвление авидьи носит название «эго». Асмита преувеличивает значимость человека в его собственных глазах. Эго создаёт множество лишних колебаний в уме — мыслей, желаний и страхов. Это серьёзное препятствие на пути к очищению сознания.
- Рага — желание. Возникает как запрос ума повторить или приумножить уже пережитый приятный опыт. Ещё рага проявляется как привязанность, нежелание расстаться с чем-то, что, как считает человек, ему принадлежит.
- Двеша — это отрицание, ненависть, связанная с болью. Причина этого загрязнения сознания в нежелании повторять болезненный опыт. Отвергаться может всё что угодно, что как-то связано с воспоминаниями о боли: вещи, люди, обстоятельства. Неприятие всего нового тоже относится к двеше.
Абхинивеша — страх смерти и в то же время привязанность к жизни. Эта клеша имеет глубокие корни. Многие страхи и фобии берут начало именно в абхинивеше. К примеру, это могут быть:
- нежелание стареть;
- желание быть «нормальным», страх быть белой вороной;
- частые сомнения, неуверенность;
- поиск своего предназначения;
- и т. п.
В «Йога сутрах» Патанджали говорится о препятствиях, мешающих практике йоги. Они также являются проявлениями клеш. Кроме первого препятствия — болезни —, остальные относятся к ментальной сфере. Вот эти препятствия:
- потеря интереса и мотивации,
- неразрешённые сомнения,
- излишняя самоуверенность и гордость,
- праздность,
- чувственные наслаждения.
При выполнении физических упражнений йоги — асан — человек вынужден совмещать усилие, концентрацию и удержание баланса тела. В такие моменты можно ощутить всю полноту жизни. Мысленные колебания сходят на нет, человек пребывает в настоящем моменте. Асаны йоги укрепляют тело и очищают его от токсинов. Помимо этого, асаны схожим образом воздействуют и на ум человека — очищают от догм, шаблонов и клеш. Любые аскезы избавляют от ментальных загрязнений. На более высоком уровне такая аскеза освобождает от кармы.
Очистительные техники йоги — шаткармы — освобождают физическое тело от токсинов. Оболочки человека тесно взаимосвязаны между собой. Очищение одного слоя таким же образом отражается и на остальных. Шаткармы устраняют блоки в энергетических каналах. Улучшается работа чакр. Обе ноздри начинают дышать свободно. Правое и левое полушария мозга, симпатическая и парасимпатическая нервные системы приходят в баланс. Как следствие, упорядочиваются мысли и очищается их носитель — ментальное тело. Из шаткарм особое внимание стоит обратить на:
- тратаку — концентрацию на пламени свечи;
- капалабхати — ритмичное втягивание живота;
- джала-нети — промывание носа солёной водой;
- сутра-нети — очищение носа специальным шнурком.
Дыхательные практики йоги — пранаямы — не только позволяют обрести контроль над праной и всеми механизмами тела, но и останавливают лишнюю умственную активность. Пранаяма — это мост к высшему уму. Эта практика также способствует очищению тонких каналов — нади, — что благотворно сказывается на работе ума.
Медитация. Стадия практики йоги, при которой в ум возвращается восприятие органов чувств, называется пратьяхарой. Ум человека, отвлечённый от чувств, устремляется в подсознание. Это позволяет исследовать скрытые грани внутреннего мира.
Асана, пранаяма и пратьяхара избавляют созерцателя от ментальной оболочки, а дхарана и дхьяна очищают интеллектуальную оболочку…
Б. К.С. Айенгар. Йога-сутры Патанджали. Прояснение
Маномайя коша отвечает за мыслительную деятельность. Самый очевидный способ, как можно работать с ментальным телом, — это заниматься сложной умственной работой. При этом оболочка ума будет постепенно развиваться.
Поддержание осознанности при любой деятельности в течение дня также будет благотворно влиять на ментальное тело. Не стоит убегать мыслями в раздумья о будущем, или воспоминания о прошлом. Пребывание в настоящем моменте нужно сделать своей привычкой. Так ум станет спокойным. Работа маномайя коши станет более эффективной.
Один из принципов йогического поведения, свадхьяя, включает проведение самоанализа. Нужно периодически задаваться вопросом о глубинных причинах своих мыслей, слов и поступков. При этом потребуется честность с самими собой и готовность признавать ошибки. Такая «ревизия» сознания поможет духовному искателю постичь собственную суть.
За умственную работу отвечает нервная система, частью которой является мозг. Этот орган непосредственно связан с ментальным телом. Болезнь физического тела обязательно скажется на работе нервной системы и, как следствие, на умственном состоянии. Во время физического недуга ум становится или беспокойным, или безразличным и ленивым. В этом случае способность к концентрации внимания ослабевает. Для развития ментального тела обязательным условием является нормальное состояние анатомической оболочки.
Йога способна не только ослабить физические, ментальные, нравственные и духовные страдания, но и полностью излечить нас от них…
Б. К. С. Айенгар. Йога-сутры Патанджали. Прояснение
Список литературы:
- Т. К. В. Дешикачар. Сердце йоги.
- Б. К. С. Айенгар. Йога-сутры Патанджали. Прояснение.
- Б. К. С. Айенгар. Прояснение йоги.
- Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники йоги и крийи. Тома 1–3.
- Сватмарама. Хатха-йога прадипика. С комментариями Свами Муктибодхананда.
- Владимир Антонов. Экология человека в многомерном пространстве.
- Материалы А. В. Трехлебова.
Оцените статью
Автор
Михаил Дмитриев
Преподаватель йоги и медитации
Похожие материалы
Эфирное тело человека
Жизненная энергия прана: что это такое
Энергетические каналы: ида, пингала и сушумна
Все статьи
ПредыдущаяСледующая
Поделиться с друзьями
Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter смахните вправо
Ментальное тело | Theosophy World
Одно из средств человеческого существа, используемое для выражения мыслей, особенно конкретных мыслей. В этой статье его следует отличать от проводника абстрактного мышления, называемого ПРИЧИННЫМ ТЕЛОМ. В самом начале любого обсуждения теософского взгляда на функцию разума необходимо будет рассмотреть вопрос о подразумеваемой двойственности разума и мозга. Такая двойственность не признается многими учеными, а ортодоксальная господствующая психология считает мысль результатом деятельности мозга. Тщательно игнорируя множество анекдотических свидетельств обратного, ортодоксия указывает, что если нормальные функции мозга останавливаются либо химическими средствами, либо травмой, то мысль и сознание прекращаются. Однако теософия и многие другие философские системы, такие как буддизм и индуизм, утверждают, что человек представляет собой комплекс тонких энергетических систем, одной из которых является разум. При этом верно то, что многие непредубежденные психологи готовы признать, что такие хорошо засвидетельствованные явления, как телепатия, психокинез и ясновидение, по-видимому, не являются функцией физического мозга.
Все, что следует ниже, основано на трудах Чарльза У. ЛИДБИТЕРА и Энни БЕЗАНТ. Для получения дополнительной информации по этому вопросу см. МАНАС. Там, где используется термин «астральное тело», он подразумевает эмоциональное тело (КАМА-РУПА), а не ЛИНГА-ШАРИРУ или ЭФИРНЫЙ ДВОЙНИК.
Основные функции Ментального Тела можно резюмировать следующим образом:
(1) Служить проводником Самости для целей повседневного или конкретного мышления.
(2) Выражение конкретных мыслей через физическое тело с использованием последовательно астрального тела; мозг на эфирном уровне; цереброспинальная система.
(3) Развитие памяти и воображения.
(4) При определенных обстоятельствах служить независимым проводником сознания на Ментальном Плане.
(5) Усвоение уроков, полученных в каждом воплощении, которые передаются Эго, пребывающему в Каузальном Теле.
Проблема возникает из-за путаницы терминологии, которая произошла в первые годы существования Теософского общества. Существует довольно много различных способов составления таблиц тонких проводников (тел), одним из которых является Ментальное Тело, из которых состоит человек, и при принятии одной системы, в частности, следует понимать, что нет намерения следовать какой-либо исключительной системе. статус к нему. Одна из часто используемых таблиц тел:
Атмический — Дух; Божественная Искра
Буддхический — Духовная душа
Каузальный — высший или абстрактный разум; Карана-шарира
Ментальное — действие мысли или низшего ума
Желание — эмоциональное я; названный «астральным телом» в более поздней литературе
Эфирный двойник — названный «астральным телом» в ранней литературе.
Каузальное и Ментальное тела иногда берутся вместе и называются Манас ; санскритский корень этого слова означает «думать». Высший манас связан с буддхи, но низший компонент манаса в конце концов распадается после физической смерти человека, тогда как высший компонент (причинный) сохраняется от воплощения к воплощению.
Чтобы понять качества и функции Ментального Тела, необходимо иметь в виду, что его «субстанция» происходит от «материала», который составляет соответствующий план в Природе, и благодаря этому Ментальное Тело может «резонировать» с МЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН и при определенных обстоятельствах вступать в общение с другими умами через этот план, отсюда и телепатия.
Глядя на приведенную выше таблицу, можно увидеть, что Ментальное Тело (с Причинным или Высшим Разумом) находится между Эмоциональным Телом и Буддхи; таким образом, он может действовать сочувственно обоим, в соответствии с привычками и наклонностями индивидуума. Это означает способность человека подняться над мирским или опуститься до низких уровней мышления и самоудовлетворения.
Довольно много событий происходит после эпизода мысли. Мышление вовлекает мозг в процесс обмена между ментальным телом и физическим органом, в результате чего возникает электрическая активность, которую можно обнаружить с помощью электроэнцефалографа. Эта электрическая активность проявляет волновые формы, а именно дельта, тета, альфа и бета, от самой низкой до самой высокой частоты.
Деятельность разума (в отличие от мозга) приводит к определенным основным эффектам. Один — модификация тонкой ауры; затем происходит создание МЫСЛЕОБРАЗНЫХ ФОРМ. Кроме того, возможно взаимодействие с сознанием других вслед за излучением волн мысли. Рассмотрим теперь эти эффекты более подробно.
Модификации ментального тела. Во время воплощения Ментальное Тело формируется из тонкого материала, втягиваемого из четырех низших подразделений Ментального Плана. Этот процесс инициируется наличием «семян» или «постоянных атомов», перенесенных из предыдущей жизни, и отсюда следует, что среднее качество психических процессов во время предыдущего воплощения диктует качество Ментального Тела в следующем воплощении. По мере течения жизни человека происходит непрерывный процесс модификации тонкой субстанции Ментального Тела. Грубое или злое мышление привлекает соответствующий вид ментального материала с низших уровней взаимопроникающего Ментального Плана, и таким образом ментальный состав человека постепенно становится более грубым. И наоборот, обычное мышление высокого уровня (идеалистическое, доброе и т. д.) притягивает ментальный материал с высоких уровней ментального плана, в результате чего формируется ментальный состав, который легко отзывается на родственные мысли и восприимчив к буддхическому входу.
Ясновидящие описывают внешний вид Ментального Тела как ауру вокруг физической формы. Говорят, что он очень красивый, крошечные частицы, из которых он состоит, находятся в быстром движении. Его общий вид варьируется в зависимости от типа происходящей умственной деятельности; таким образом, когда возникает высокая вдохновляющая мысль, это вызывает появление красивого фиолетового круга в верхней части ауры.
Ментальное Тело — это средство, посредством которого проявляется Духовное Я. Может показаться, что это указывает на то, что Атман отделен от тонких тел, но на самом деле это не так. Я и Ментальное Тело во время воплощения едины.
Абстрактное мышление является функцией Самости, выражающей себя через высшее ментальное (Причинное), но повседневное мышление (конкретное мышление) есть Самость, выражающая себя через низшее ментальное. Таким образом, Ментальное Тело является проводником эго, пребывающего в Каузальном.
Процесс мышления описывается следующим образом: Акт конкретного мышления вызывает вибрацию в материале Ментального Тела; эта вибрация передается на «октаву» ниже (симпатическая вибрация) в астральное тело; тогда затрагиваются более грубые частицы мозга. Именно эта тесная связь между всеми тонкими аспектами человека объясняет психосоматические изменения физического тела, такие как стигматы, язвы или бородавки.
Разум включает в себя огромное разнообразие процессов, и основой этих процессов является установление отношений между различными объектами сознания. Большая часть умственного процесса заключена в предшествующем утверждении. В этом контексте мы отмечаем, что индуизм рассматривает ум как шестое чувство, поскольку оно организует ощущения, поступающие через пять чувств, и объединяет их в единое восприятие или одну идею.
Рутинному процессу мышления трудно понять, как именно воспринимает Ментальное Тело; в своем взаимодействии с ментальным миром он не нуждался ни в каких органах чувств, таких как глаза или уши. Ментальное тело взаимодействует с ментальным миром напрямую, и эффективность общения ограничена только его фактическим составом. Таким образом, Ментальное Тело, состоящее из материала, в значительной степени полученного, скажем, с третьего уровня Ментального Плана, будет хорошо резонировать с входом этого уровня, но гораздо менее эффективно с входом более высокого уровня.
Мыслеформы. Как мы уже указывали, Ментальное Тело находится в тесной связи с соответствующим Ментальным Планом, и отсюда следует, что вся ментальная деятельность будет иметь влияние на Ментальный План. Мысль выбрасывает ментальную материю, которая собирает вокруг себя материю, черпаемую с соответствующего уровня Ментального Плана. Это приводит к осязаемой форме или форме, называемой мыслеформой. Анни Безант описывает мыслеформы следующим образом: «Эти ментальные вибрации, которые превращают материю плана в мыслеформы, порождают — благодаря своей быстроте и тонкости — самые изысканные и постоянно меняющиеся цвета, волны различных оттенков, подобные радужные оттенки перламутра, эфирные и осветленные до неописуемой степени, охватывающие каждую форму, так что каждая представляет собой гармонию зыбких, живых, сияющих, нежных цветов, в том числе многих, даже не известных на земле. Слова не могут дать представления об утонченной красоте и сиянии, проявляющихся в сочетаниях этой тонкой материи, инстинкта жизни и движения» (9). 0028 Древняя Мудрость , стр.146-7).
Телепатия. В наши дни только самый замкнутый человек может отрицать существование телепатии. Существует множество как экспериментальных, так и неподтвержденных данных, подтверждающих такие явления. Первоначально предполагалось, что передача мысли может происходить посредством некой формы биологического радиоэффекта — другими словами, что это электромагнитная передача. Это было практически исключено из-за возникновения телепатии, когда один участник был заключен в клетку Фарадея, что полностью изолировало от такой передачи. Каково же тогда теософское объяснение телепатии?
Принимая во внимание существование тонких проводников, мы можем предложить три «уровня» телепатического общения: (1) эфирный к эфирному. (2) астральное в астральное. (3) ментальное к ментальному. Какой бы уровень ни работал, все равно есть то, что можно назвать последовательным рядом. В случае первого уровня есть мысль, вызывающая «вибрации» в ментальном теле, которая вызывает симпатическую вибрацию в астральном теле, а это вызывает вибрацию в эфирном и, следовательно, в физическом мозгу. Электрические эффекты в физическом мозгу вызывают эффект на эфирном уровне, и эффект воспринимается на этом уровне эфирным «мозгом» принимающего человека, и процесс взаимодействия через астральное с ментальным приводит к впечатлению, поступающему в сознание.
В случаях прямой астральной и ментальной связи имеет место такая же последовательность, но либо эфирное, либо астральное могут быть исключены из последовательности.
Все мысли воздействуют на окружающую среду, а в некоторых случаях и непосредственно на других людей. Сильные эмоции могут передаваться от астрального к астральному и иметь в большой группе кумулятивный эффект, который объясняет иррациональное поведение толпы на некоторых спортивных мероприятиях. Устойчивость мыслеформ в окружающей среде в значительной степени зависит от интенсивности или концентрации мысли; устойчивые мыслеформы могут влиять на мыслительные процессы тех, кто с ними сталкивается. Это объясняет то, что некоторые называют «атмосферой», неприятной или приятной, которую испытывают чувствительные люди.
Было высказано предположение, что ментальное тело среднего человека сегодня не так хорошо развито, как астральное и физическое тела. Таким образом, он или она идентифицирует себя с мозговым сознанием, сознанием, связанным с цереброспинальной системой. Как следствие, человек отождествляет себя с физическим телом.
Самость. Утверждение «Я мыслю» несет в себе глубоко важный смысл. Большинство людей склонны отождествлять себя со своими мыслительными или эмоциональными процессами, и эта ошибка не вызывает особых затруднений до тех пор, пока не возникает необходимость учитывать «сознание». Если мысль прекращается, все равно остается ощущение «бытия» или чистого сознания. Если нет мыслей или эмоций, остается чувство самости. В теософии это самость или чистое сознание называется Штма-Буддхи, которые являются шестым и седьмым принципами. Атма-Буддхи (Я) способен функционировать на низших планах бытия через высшие и низшие ментальные проводники, и действительно было сказано, что на низших уровнях он не сознателен, кроме как через свои проводники.
Возможно, внетелесные переживания представляют собой одно из наиболее важных доказательств существования Ментального Тела как проводника мысли, поскольку очевидно, что в таких случаях индивидуум остается способным мыслить, хотя и отделяется от физического тела вместе с его мозг.
П.Ш.Х.
© Copyright Theosophical Publishing House, Manila
МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО В СООТВЕТСТВИИ С ЙОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ
Традиция йоги рассматривает человека как единое целое, состоящее из 5 тел, от самого «грубого» до самого «тонкого»:
- Физическое тело
- Энергетическое тело
- Эмоциональное тело
- Ментальное тело
- Тонкое тело
Эти тела взаимозависимы, и каждое из них связано с тем, что ниже и выше.
Ментальное тело является самым тонким и утонченным из пяти тел, определенных в традициях Йоги и Аюрведы. Это мост между сознанием внешнего мира и внутренним миром. Присущее всякому духовному опыту, это тело, которое мы осознаем и которое ближе всего к более тонким телам. Он включает в себя несколько аспектов, включая проницательность, волю, анализ, эго (Я-сознание) и интуицию.
Каждое из различных тел очищается и совершенствуется с помощью практики и времени. Работа над более плотными телами, от физического тела до эмоционального тела , подготавливает и способствует лучшей предрасположенности к работе ментального тела, наиболее важного. Когда он связан с тонким телом, он позволяет нам развивать способность понимать и усваивать полезные знания в жизни. Когда оно связано с каузальным телом, оно раскрывает интуитивный аспект разума, который называется «буддхи». Это высшая способность проницательности и различения.
Инструменты для прогресса
В практике Сурьяштанги развитие этой ментальной оболочки осуществляется посредством медитации и обучения. Действительно, посредством целенаправленной и регулярной практики медитации, и в особенности посредством визуализации, практикующий создает ментальную материю.