Интроспекция в психологии, метод интроспекции сознания
Интроспекция – это метод сознательного самонаблюдения. Название происходит от латинского (introspecto) и означает смотреть внутрь. Интроспекция и самонаблюдение являются синонимами и оба эти методы применяются в психологических исследованиях. Важность данного метода нереально переоценить, поскольку с его помощью возможно углубленно научиться воспринимать действительность и тогда перед индивидом раскрывается его сознание и интуиция. Излишней интроспекцией обладают шизофреники, у них происходит замена реального мира собственным внутренним миром.
Метод интроспекции в психологии используется для наблюдения человеком собственных психических процессов и проводится без помощи каких-нибудь инструментов или средств, только посредством собственного сознания.
Интроспекция в психологии это основательное познание и изучение индивидом собственных мыслей, чувств, переживаний, деятельности разума, образов, установок и так далее. Метод интроспекции в психологии основал Дж. Локк.
Интроспекция – это субъективный анализ, в котором человек не стремится к самоосуждению, чем этот метод и отличается от угрызений совести.
Интроспекция в философии это способ самонаблюдения, на котором основывается ретроспективная философия для достижения рефлекторного освобождения сознания и иерархии чувств в строении личности. Слишком сильное самокопание или склонность к углубленному самоанализу могут способствовать формированию подозрительного отношения к другим личностям и ко всему окружающему миру. Дуалистическая философия разделяет материальную природу и духовную (сознание), поэтому интроспекция в философии это основа психологической методологии. Она имела огромное значение для многочисленного количества философов: Дж. Локка, Дж. Беркли, Т. Гоббса, Д. Юма, Дж. Милля и других. Все они считали сознание результатом внутреннего опыта, а наличие чувств и переживаний свидетельствовало о знаниях.
Метод интроспекции
Интроспекция и самонаблюдение очень полезны в познании человеком самого себя, своей деятельности. Метод самонаблюдения достаточно практичный, так как не нуждается в дополнительных инструментах и эталонах. Он имеет большое преимущество перед другими методами, поскольку никто и никаким другим способом не может познать человека намного лучше, чем он себя сам. Вместе с большим преимуществом имеются также недостатки, основными из которых являются субъективность и необъективность.
Интроспекция в психологии это был самый применяемый метод исследования до 19 века. Психологи того времени пользовались следующими догматами: процессы сознания невозможно познать каким-то образом извне, они могут открываться только самому субъекту наблюдения.
Методом интроспекции занимался Дж. Локк, который также выделил в процессах познания два вида: наблюдение предметов внешнего мира и рефлексию (самоанализ, направленный на переработку информации, полученной от внешнего мира).
Метод интроспекции сознания имеет определенные возможности и имеет ограничения. В процессе применения самоанализа могут возникнуть проблемы. Данным методом в достаточной мере обладают не все люди, поэтому их необходимо специально обучать методу. Восприятие и психика детей вовсе не настроены на то, чтобы исследовать самих себя таким способом.
Интроспекция сознания функционально бесполезна и ее результаты противоречивы. Самым большим минусом самоанализа является его субъективность. Причины ограничений могут быть различными. Невозможность одновременно выполнять процесс интроспекции и наблюдения за этим процессом, а можно наблюдать только затухающий процесс.
Интроспекции сложно раскрыть причинно-следственные связи из сознательной сферы. Рефлексия самонаблюдения способствует искажению или исчезновению данных сознания.
Метод интроспекции сознания может иметь отдельные независимые варианты.
Виды интроспекции: аналитический, систематический и феноменологический.
Аналитическая интроспекция в психологии это восприятие вещей посредством структурных элементарных чувств. Сторонники такого взгляда называются структуралистами. Согласно структурализму большинство предметов внешнего мира, воспринимаемых человеком, являются комбинациями ощущений.
Систематическая интроспекция является методом описания сознания, с помощью переживаемых образов и ощущений. Она отслеживает основные стадии мыслительных процессов, основываясь на ретроспективном отчете. Это метод ментального самоанализа, который требует от личности ее высокоорганизованного самонаблюдения.
Сторонники данного метода разделяют сознание на базовые процессы и их самонаблюдение. Проблемой самонаблюдения является то, что только один человек может наблюдать за открытыми ему процессами, другие не способны оценить его мысли. Самонаблюдение обращено к продуктам сознательных процессов, а не к закономерным связям.
Феноменологическая интроспекция сознания была разработана в гештальтпсихологии, она характеризуется описанием психических феноменов в их целостности и непосредственности испытуемого. Данный метод исходит из метода внутреннего восприятия, он активно использовался в описательной психологии, а потом в гуманистической психологии.
Метод интроспекции часто применяется для сбора первичных данных и проверки гипотез. Его применяют исключительно для получения данных, но не их интерпретации.
Самонаблюдение проводится за простейшими процессами психики: ощущениями, ассоциациями и представлениями. Самоотчет не нуждается во вспомогательных инструментах или целях. Во внимание берется исключительно факт самонаблюдения, который потом будет проанализирован. Об интроспекции можно сказать, как о наличии осознанного переживания и отчета о нем. Такое определение дал В. Вундт. Он считал, что непосредственный опыт человека имеет влияние на предмет психологии, тем не менее, отличал внутреннее восприятие от интроспекции. Внутреннее восприятие имеет собственную ценность и к науке его нельзя отнести.
Интроспекция в психологии
Ранее данный метод признавался не только основным, но и единственным. Такое убеждение основывалось на двух бесспорных фактах: фундаментальном свойстве сознательных процессов непосредственно репрезентироваться субъекту; закрытости этих же процессов для наблюдателя извне.
Интроспекция в психологии это метод самонаблюдения, анализа, изучения психических процессов путем индивидуального наблюдения за функционированием собственной психики. Интроспекция, как метод имеет некоторые особенности. Она может проводиться только одним человеком над самим собой, чтобы узнать, что чувствует другой человек, нужно представить самого себя на месте этого человека, увидеть себя в тех же условиях и понаблюдать за собственным состоянием, за своими реакциями и сделать выводы об ощущениях, мыслях и чувствах другого человека. Поскольку самонаблюдение это особая деятельность, она требует длительного упражнения в ней.
В методе отмечаются весомые преимущества, раньше им предавали большую ценность. Считалось, что сознание прямо отображает следственно-причинную связь в психических явлениях, поэтому положение психологии признавалось, как более легкое, в противоположность другим наукам, которым приходится еще выискивать причинные связи.
Интроспекция представляет психологические факты, как они есть, и этим психология также очень отличается от других наук.
Использование интроспекции подкреплялось суждениями об особых преимуществах данного метода. Психология в конце XIX в. осуществила большой эксперимент, проверку возможностей самонаблюдения. Во многих случаях изучались не факты сознания, как они есть в жизненных обстоятельствах, что также представляет не меньший интерес, но лабораторные эксперименты, которые проводились в требовательно контролируемых обстоятельствах и условиях.
Самые строгие интроспекционисты осложняли свои эксперименты дополнительными требованиями. Они ориентировались на выделение самых элементарных деталей сознания (ощущений и чувств). Испытуемые обязывались избегать терминов, которые описывали бы внешние объекты и говорить только о чувствах, вызывающихся этими объектами, о качестве вызванных ощущений, если звучал ответ в терминах ощущений – это ошибка стимула. По степени развития экспериментов возникали большие прогалины и трудности. Все шло к признанию нецелесообразности такой «экспериментальной психологии». Собирались противоречивые результаты, даже у одного исследователя в работе с совершенно разными испытуемыми.
Начали ставиться под сомнение и основные положения психологии. Выявлялись такие содержания сознания, такие элементы, которые не могли раскладываться на некоторые чувства или были показаны в виде суммы этих элементов. Также систематическое использование метода интроспекции выявило нечувственные элементы сознания, и начали обнаруживаться неосознанные причины отдельных явлений сознания.
Стало получаться, так что в психологии, которая располагает таким уникальным методом интроспекции, нарастал кризис. Причиной было то, что доводы на пользу метода интроспекции только на первый взгляд выглядели верными. И возможность раздвоения сознания получается мнимой, поскольку строгое наблюдение за процессом собственной деятельности только мешает ее осуществлению или совсем даже ее разрушает. Таким же разрушительным действием обладает рефлексия. Одновременное исполнение двух различных видов деятельностей является возможным двумя путями: скорого переключения с одного рода деятельности на другой, или в таком случае, когда одна из деятельностей является сравнительно простой или производится автоматически.
Из убеждения, что интроспекция также вторая деятельность, выходит, что ее возможности очень ограничены.Интроспекция полного акта сознания возможна, только если ее прерывать. Возможность раздвоение сознания также существует, но с некоторыми ограничениями, оно совсем невозможно при совершенной отдаче какой-то деятельности или чувствам, и, во всяком случае, вносит искажающее воздействие. Например, когда человек делает что-то и сразу наблюдает, как это выглядит. Выходит, что данные получаемые путем применения интроспекции очень неопределенные, чтобы основываться на них. Сами сторонники этого метода интроспекционисты достаточно быстро осознали это. Они замечали то, что им приходилось наблюдать не настолько протекающий процесс, как только его затухающий след. Для того чтобы следы в памяти смогли сохранять еще более возможную полноту, необходимо раскладывать процесс наблюдаемых актов на более мелкие части. Таким образом, интроспекция со временем преобразовалась в «дробную» ретроспекцию.
Попытка с помощью данного метода выявить причинные связи в сознании ограничивается отдельными примерами произвольных действий среди массы необъяснимых фактов (мыслей, чувств) сознания. Из этого напрашивается вывод, что если бы было можно напрямую наблюдать причины психических процессов, тогда и психологией никто бы не занимался. Она была бы совершенно не нужна. Утверждение того, что как будто метод самонаблюдения демонстрирует познания о фактах сознания не искаженно, как они есть действительно, может быть совершенно неправильным в свете данных о введении интроспекции в процесс исследования. Делая по памяти даже моментальный отчет о совсем недавнем испытанном опыте, исследователь неизбежно его искажает, потому что он направляет свое внимание только на его определенные аспекты. Особенно сильно искажающим является внимание наблюдателя, знающего, чего именно он ищет. Человек обычно ориентируется по нескольким фактам, поэтому без внимания остаются другие стороны явления, которые также могут иметь большую ценность.
Таким образом, практика применения и глубокое обсуждение метода интроспекции выявили линию фундаментальных недостатков данного метода. Недостатки оказались настолько существенными, что ученые взяли под сомнение целый метод и даже вместе с этим – предмет психологии, который в то время был неразделимо связан с методом интроспекции.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л. С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
ИНТРОСПЕКЦИОННЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
МЕТОД ИНТРОСПЕКЦИИ
Иногда, когда вы испытываете эмоцию, такую как гнев или страх, вы начинаете думать о причинах такого состояния вашего ума.
Вы говорите: «Почему я раздражался из-за того или иного? Почему я боялся таких вещей»? Анализ вашего эмоционального состояния может происходить одновременно с эмоцией или после того, как эмоциональное состояние закончилось. Каким бы образом это ни делалось, это дает вам понимание, хотя и зачаточное, вашего ума. Этот метод исследования ваших ментальных процессов является методом самонаблюдения, используемым психологами в очень утонченной манере.
Давайте подробно рассмотрим, что мы подразумеваем под введением, а также его достоинства и недостатки.
Что мы подразумеваем под самонаблюдением:
Самонаблюдение — это метод самонаблюдения. Слово «Интроспекция» состоит из двух латинских слов. «Intro» означает «внутри», а «Sspection» означает «смотреть». Следовательно, это метод, при котором человек смотрит внутрь себя.
Ангел считал это «взглядом внутрь себя». При самонаблюдении человек заглядывает в свое собственное психическое состояние и наблюдает за своими психическими процессами.
Стаут считает, что «самоанализ» означает систематическое внимание к работе собственного ума».
Метод самоанализа — один из старейших методов сбора данных о сознательном опыте субъекта. Это процесс самоанализа, когда человек воспринимает, анализирует и сообщает о своих чувствах. Изучим этот процесс на примере, допустим, вы счастливы и в состоянии счастья смотрите внутрь себя. Говорят, что вы проводите самоанализ своих собственных ментальных ощущений и исследуете, что происходит в вашем ментальном процессе в состоянии счастья. Точно так же вы можете заниматься самоанализом в состоянии гнева или страха; и т. д. Самоанализ также определяется как замечание, которое ум принимает сам за себя.
Давайте посмотрим на этапы интроспекции.
Самоанализ состоит из трех четких стадий.
1. Во время наблюдения за внешним объектом человек размышляет о собственном психическом состоянии. Например, слушая музыку, которая ему приятна или неприятна, он начинает думать о своем психическом состоянии.
2. Человек начинает сомневаться в работе собственного ума. Он думает и анализирует: почему он сказал то-то и то-то? Почему он говорил именно так? И так далее.
3. Он пытается сформулировать законы и условия психических процессов: Он думает с точки зрения улучшения своих рассуждений или контроля своих эмоциональных стадий. Этот этап помогает в продвижении наших научных знаний.
Характеристики самонаблюдения:Самонаблюдение, будучи самонаблюдением, имеет следующие характеристики:
1. Субъект получает прямое, непосредственное и интуитивное знание об уме.
2. Субъект должен фактически наблюдать за своими собственными психическими процессами. Он не может спекулировать о них.
Метод самоанализа широко использовался в прошлом. Его использование в наше время ставится под сомнение. Это считается ненаучным и не соответствующим психологии, которая недавно стала позитивной наукой. Однако он все еще используется психологами, и хотя его важность подвергается сомнению, он не отбрасывается полностью.
Преимущества метода самоанализа:Ø Это самый дешевый и экономичный метод изучения поведения. Нам не нужны никакие аппараты или лаборатории для его использования.
Ø Этот метод можно использовать в любое время и в любом месте. Вы можете заниматься самоанализом во время прогулки, путешествия, сидения на кровати и так далее.
Ø Это самый простой метод, доступный каждому.
Ø Данные интроспекции берутся из первых рук, поскольку человек сам исследует свою деятельность.
Ø Самоанализ породил исследования, которые постепенно привели к разработке более объективных методов.
Ø До сих пор используется во всех экспериментальных исследованиях.
Ø Это единственный метод, с помощью которого человек может узнать свои эмоции и чувства.
Этими словами Уильям Джеймс указал на важность этого метода. «Интроспективное наблюдение — это то, на что мы должны полагаться в первую очередь и всегда. Слово «интроспекция» едва ли можно определить — оно, конечно, означает заглядывание в собственный разум и сообщение о том, что мы там обнаруживаем. Все согласны с тем, что существуют состояния сознания. Насколько я знаю, существование таких государств никогда не подвергалось сомнению моими критиками, какими бы скептическими они ни были в других отношениях».
Ограничения методов самоанализа:Ø При самоанализе необходимо внимательно наблюдать или исследовать свои психические процессы в форме мыслей, чувств и ощущений. Состояние психических процессов постоянно меняется. Поэтому, когда кто-то концентрируется на интроспекции определенной фазы своей умственной деятельности, эта фаза проходит. Например, когда вы злитесь на что-то, а затем садитесь и спокойно проводите самоанализ, состояние гнева наверняка прошло, и поэтому вы пытаетесь наблюдать не то, что происходит в это время с вами, а то, что произошло когда-то раньше.
Ø Данные, собранные путем самоанализа, не могут быть проверены. Человек не может снова пройти через то же психическое состояние. Не существует независимого способа проверки данных.
Ø Данные, собранные путем самоанализа, не достоверны и ненадежны. Невозможно приобрести достоверность и точность в самонаблюдении за собственными психическими процессами.
Ø Данные, собранные путем самоанализа, очень субъективны. Он может быть предвзятым и подвержен влиянию предвзятых мнений индивидуума.
Ø Наблюдатель и наблюдаемое — одно и то же. Следовательно, у человека есть широкие возможности преднамеренно лгать и скрывать факты, чтобы ввести в заблуждение других.
Ø Самоанализ нельзя применять к детям, животным и ненормальным людям.
Ø Интроспекция логически ущербна, потому что один и тот же человек является экспериментатором и наблюдателем. Один и тот же человек не может выступать в роли экспериментатора и наблюдателя. Таким образом, интроспекция логически ущербна.
Заключение:
Ограничения самоанализа можно преодолеть практикой и тренировкой, сохраняя бдительность во время самоанализа и сравнивая результаты, полученные экспертами.
Самоанализ: определение, психология и примеры
Самоанализ возник как первый метод изучения психологии. Фактически, до начала 20-го века интроспекция была основным методом научного исследования во вновь образованной дисциплине психологии.
- Что такое самоанализ в психологии?
- Кто способствовал нашему знанию самоанализа?
- Каковы недостатки самоанализа?
Что такое самоанализ?
Самоанализ происходит от латинских корней intro или внутри, и spect или смотрящий. Другими словами, самоанализ означает «смотреть внутрь себя».
Самоанализ — это процесс, посредством которого субъект максимально объективно исследует и объясняет компоненты своего сознательного опыта.
Философские истоки интроспективного мышления
Интроспекция не была новой концепцией, когда психология только формировалась. Греческие философы издавна использовали интроспекцию в своем методе.
Сократ считал, что самым важным является самопознание, увековеченное в его наставлении: «Познай самого себя». Он считал, что моральную истину наиболее эффективно можно обнаружить, исследуя свои сокровенные мысли и чувства. Ученик Сократа, 9 лет0035 Платон продвинул эту концепцию еще на один шаг вперед. Он предположил, что человеческая способность рассуждать и формировать сознательные логические мысли была путем к открытию истины.
Что такое самоанализ в психологии?
Психология самоанализа использует самоанализ как средство понимания и изучения ума и его основных процессов.
Вильгельм Вундт
Вильгельм Вундт, «отец психологии», в основном использовал самоанализ как исследовательский метод в своих лабораторных экспериментах. Исследования Вундта были самым первым примером экспериментальной психологии. Целью его экспериментов была количественная оценка основных компонентов человеческого сознания; его подход также упоминается как структурализм.
Структурализм — это школа мысли, которая стремится понять структуры человеческого разума, наблюдая за основными компонентами сознания.
Метод самоанализа Вундта
Самоанализ чаще всего критикуют за то, что он слишком субъективен. Ответы разных испытуемых слишком сильно различались, чтобы можно было идентифицировать какую-либо объективную информацию. Чтобы бороться с этим, Вундт изложил очень специфические требования к самоанализу, чтобы он был успешным методом исследования. Он требовал, чтобы наблюдателей было тщательно обучены методам наблюдения и способны немедленно сообщать о своих реакциях . Он часто использовал своих учеников в качестве наблюдателей и помогал обучать их этим методам.
У Вундта также были требования к условиям окружающей среды, в которых он учился. Любые стимулы, используемые в наблюдении, должны были быть повторяемыми и тщательно контролируемыми . Наконец, он часто задавал только вопросы «да/нет» или просил наблюдателей нажать телеграфную клавишу для ответа.
Вундт измерял время реакции наблюдателя на внешний раздражитель, такой как вспышка света или звук.
Ключевые игроки в психологии самоанализа
Эдвард Б. Титченер, ученик Вильгельма Вундта, и Мэри Уитон Калкинс использовали психологию самоанализа в качестве краеугольного камня своих исследований.
Эдвард Б. Титченер
Эдвард Титченер был учеником Вундта и первым официально использовал структурализм как термин. Хотя Титченер поддерживал использование им самоанализа в качестве основного инструмента расследования, он не полностью соглашался с методом Вундта. Титченер считал, что количественная оценка сознания — слишком сложная задача. Вместо этого он сосредоточился на наблюдении и анализе, заставляя людей описывать свой сознательный опыт. Он сосредоточился на трех состояниях сознания: ощущения, идеи, и эмоции. Затем наблюдателей попросят описать свойства своего сознания. Титченер был последним, кто использовал интроспекцию в качестве основного метода в экспериментальной психологии. После его смерти эта практика стала менее популярной из-за критики за то, что она слишком субъективна и ненадежна.
Пример психологии самоанализа
Допустим, вы являетесь наблюдателем в научном исследовании, используя самоанализ в качестве основного источника данных. В этом исследовании вас просят посидеть в очень холодной комнате в течение 15 минут. Затем исследование может попросить вас описать ваши мысли в этой комнате. Какие ощущения испытывало ваше тело? Какие эмоции вы испытывали, находясь в зале?
Наблюдатель может сообщить о том, что чувствует себя напуганным и истощенным, находясь в холодной комнате. pexels.com
Мэри Уитон Калкинс
Мэри Уитон Калкинс, первая женщина, занявшая пост президента Американской психологической ассоциации, была одним из психологов, которые не отказались от использования интроспекции в своих исследованиях.
Калкинс учился у Уильяма Джеймса, основателя школы мысли под названием функционализм. В то время как Калкинс получила докторскую степень. из Гарварда университет отказался присудить ей степень, потому что в то время не принимали женщин.
Хотя Калкинс не использовала самоанализ в качестве основного метода исследования, она не соглашалась с другими школами мысли, такими как бихевиоризм, которые полностью отвергали самоанализ в целом. В своей автобиографии она заявила:
Теперь ни один интроспекционист не будет отрицать трудности или ошибочность интроспекции. Но он будет решительно выступать против бихевиористов, во-первых, что этот аргумент является бумерангом против «твердо обоснованных естественных наук», а также против психологии. Ибо сами физические науки в конечном счете основаны на самоанализе ученых — иными словами, физические науки, далеко не полностью свободные от «субъективности», должны описывать свои явления в иногда различных терминах того, что разные наблюдатели видят, слышат, и прикоснись» (Калкинс, 19 лет).30) 1
Калкинс считал, что сознательное я должно быть основой для психологических исследований. Это привело к тому, что большую часть своей карьеры она развивала персоналистическую интроспективную психологию .
В персоналистической интроспективной психологии сознание и опыт себя изучаются по отношению к другим.
Оценка интроспекции
Хотя интроспекция была первым методом, использованным в экспериментальной психологии, в конечном итоге она оказалась тупиковой из-за многочисленных недостатков как надежной формы исследования.
Недостатки интроспекции Психология
Одними из самых ярых противников интроспекции были бихевиористы, такие как Джон Б. Уотсон, которые считали интроспекцию неправильным подходом к изучению психологии. Уотсон считал, что психология должна фокусироваться только на том, что можно измерить и наблюдать , как и все другие науки. Бихевиористы считали, что это можно сделать только путем изучения поведения; Сознание никак не могло удовлетворить этим требованиям. Другие критические замечания включают следующее:
Наблюдатели, независимо от их тщательной подготовки, могут реагировать на одни и те же стимулы совершенно по-разному.
Самоанализ был ограничен и не мог адекватно исследовать более сложные предметы, такие как психические расстройства, обучение и развитие.
Было бы очень сложно использовать детей в качестве субъектов, и это было бы невозможно использовать на животных.
Сам акт мышления о мышлении может повлиять на сознательный опыт субъекта.
Вклад психологии интроспекции
Хотя использование интроспекции для сбора психологических данных оказалось ошибочным, нельзя игнорировать вклад интроспекции в изучение психологии в целом. Мы также не можем отрицать его влияние на экспериментальную психологию, поскольку он был первым в своем роде. Использование самоанализа может быть эффективным способом доступа к самопознанию и самосознанию во многих формах терапии, используемых сегодня. Часто это знание невозможно было получить никакими другими способами.
Кроме того, некоторые современные психологические дисциплины используют интроспекцию в качестве дополнительного подхода к исследованию и лечению, в том числе: и прежде всего и всегда». 2
Самоанализ – основные выводы
- В 19-м и начале 20-го веков самоанализ был основным методом научного исследования в новой дисциплине психологии.0096
- Вильгельм Вундт в первую очередь использовал самоанализ как исследовательский метод в своих лабораторных экспериментах, заложив основу для всей последующей экспериментальной психологии.