3. Методы исследования в зоопсихологии
Методы научного исследования делятся на две основные группы:
1) методы получения эмпирических данных и фактов;
2) методы анализа эмпирических данных и фактов.
Методы получения эмпирических данных и фактов представляют собой способы и приемы получения фактического материала, который является основой получения знаний о предмете исследования. Поэтому эти методы зависят от того, с какой областью действительности наука имеет дело, т. е. от объекта исследования. В зоопсихологии это поведение животных (и человека — в сравнительной психологии). Смежные науки, имеющие одинаковый объект исследования, могут использовать сходные, а возможно, и одинаковые методы получения данных. Это относится и к смежным с зоопсихологией наукам: этологии и физиологии поведения. Методы же анализа получаемых данных и фактов — это методология науки, ее теоретические представления и подходы, которые связаны с предметом исследования, поскольку они призваны объяснить получаемые данные так, чтобы составить знание о самом предмете исследования.
Методы научного анализа оформляются в теории, концепции, подходы, которые развиваются вместе с общенаучным мышлением и с развитием конкретных наук. Зоопсихология и сравнительная психология пользуются психологическими подходами, которые, как уже говорилось, позволяют рассматривать психику в эволюционном аспекте: эволюционно-системный подход, деятельностный подход, культурно-исторический, сравнительно-психологический. Более подробно эти теоретические подходы будут рассмотрены при анализе развития психики в эволюции.
Методы получения эмпирических данных и фактов в зоопсихологии и сравнительной психологии делятся на две основные группы: метод наблюдения и метод эксперимента. Применение каждого метода предполагает использование конкретных методик — способов и приемов организации процесса получения данных.
Суть метода наблюдения состоит в тщательной последовательной фиксации всех поведенческих проявлений активности объекта наблюдения (животных и человека). Несмотря на кажущуюся простоту (смотреть и фиксировать все, что увидишь), метод наблюдения является очень сложным. В отличие от экспериментальных методов, где условия поведения испытуемого жестко фиксированы и используются точно разработанные методики проведения опыта и фиксации данных, при наблюдении все зависит от умения и опыта наблюдателя. Именно он является «инструментом», от точности и качества работы которого зависит получаемый результат. Как научный метод получения эмпирических данных и фактов, метод наблюдения имеет свои принципы, правила и способы осуществления.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАБЛЮДЕНИЯ
1. Объективность. Это важнейший принцип наблюдения, он связан с самой сущностью научного подхода к изучению психики животных: мы не можем непосредственно проникнуть в субъективный мир другого живого существа и судим о содержании этого субъективного мира только по поведенческим проявлениям. Объективность в наблюдении означает, что исследователь описывает только то, что он реально видит, т.е. поведенческие проявления животного, а ни в коем случае не свою интерпретацию состояния и переживаний наблюдаемого объекта. Все данные наблюдений и являются тем материалом, на основании которого, после проведения тщательной обработки и научного анализа, конструируются знания о психике. Из этого следует, что соблюдение этого принципа связано с квалификацией наблюдателя, его умением беспристрастно и точно фиксировать наблюдаемые факты. В этом отношении особенности метода наблюдения в зоопсихологии и сравнительной психологии имеют много общего с таковыми в возрастной психологии и патопсихологии.
2. Систематичность. Наблюдение должно проводиться неоднократно и систематически. Это позволяет избежать ошибок, связанных с ситуативным состоянием животного или ситуативными факторами среды, которые невозможно выделить при однократном наблюдении. Например, атмосферное давление по-разному влияет на активность теплокровных животных с разными индивидуальными особенностями нервной системы; гормональный фон разных фаз репродуктивного цикла у самок приматов существенно влияет на проявление их поведения в группе и т. п. Для зоопсихологии и сравнительной психологии это еще важно и потому, что мы не так хорошо знаем индивидуальные особенности животных (по сравнению с таковыми знаниями о человеке), и существует опасность интерпретации общих для данного вида животных закономерностей поведения и психики по данным только об отдельных их представителях.
3. Точность фиксации данных. Сложность наблюдения связана с тем, что исследователь одновременно наблюдает и фиксирует результаты наблюдения. Это предъявляет высокие требования к его профессиональным навыкам. Ситуацию наблюдения невозможно повторить, часто удается увидеть уникальные, неизвестные до этого факты или факты, противоречащие данным других наблюдений. Поэтому необходима высокая точность регистрации, не допускающая разночтений в интерпретации. Например, при исследовании в естественных условиях высших обезьян в последние десятилетия выявлено много таких особенностей их поведения, которые раньше считались невозможными для этих животных и, более того, расценивались как отличительные черты поведения человека. Это касается, в частности, обучения самками шимпанзе своих детенышей разбивать камнем орехи, использовать палки и пробовать новые виды пищи. Даже теперь данные этих наблюдений еще не дают возможности понять, имеют ли самки понгид целью обучить детеныша правильному способу поведения или только предохраняют его от возможности нанести себе вред неумелыми действиями.
4. Обеспечение естественного поведения испытуемого в ситуации наблюдения.
Основные методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии.
Зоопсихология используется не только как теоретическая дисциплина. Она разрабатывает методы, которые имеют очень большое значение в практике. Самый старый — описательный метод. Описать организм означает перечислить характеристики организмов и видов. Им пользовались Ж. Бюффон К. Линней при описании видов. Очень долго этот метод был единственным, но он не позволял заглянуть вглубь явления. На начальном этапе развития науки, когда шло накопление систематизация материала, описательный метод был единственным в познании. На современном этапе этот метод расширил свои возможности за счет применения современных технологических средств; электронной микроскопии, тепловых, лазерных и ультразвуковых установок и т.
д. В XVIII веке утверждается сравнительный метод, в основе которого лежит познание предметов и явлений путем установления : сходства и различия. Однако, использование этого метода наряду, с описательным не позволило выйти за пределы описательной науки. В конце XIX века, благодаря Ч. Дарвину (1809-1882), входит в практику исторический метод, который вносит коренные изменения. Благодаря этому методу естественная наука стала упорядоченной наукой о процессах, объясняющих, как произошли, и как функционируют многообразные живые системы. Этот метод стал фундаментальным подходом, эволюционным принципом, на основе; которого стали перестраиваться биологические науки. И в наше время это принцип изучения жизни на всех ее уровнях..
Качественное различие мд животной практикой и практикой чел-ка в том, что ж не поднимается выше уровня приспособительной предметной деятельности, а у чел-ка имеется недоступная ж продуктивная форма предметной дея-ти – труд. Конкретный анализ форм двиг.активности ж и структура их действий Þ четкое представление о тех или иных псих.качествах или процессах. Псих.анализ путем изучения движения ж в ходе решения определенных задач. В ходе наблюдения за ж в естественных условиях. И учет биологической адекватности условий проведения опыта и применяемой методики(пчелы). 1) Метод лабиринта – задача нахождения пути к определенной не воспринимаемой им цели(пищ.
приманка) Т-образный коридор. Результат – по скорости достижения цели, кол-во ошибок. Изучает способность к научению,? пространственной ориентации, роль кожно-мышечной и др.форм чувств., памяти и способность переноса двиг.навыков в новые условия, формирование чувст.обобщений. 2) Метод обходного пути – для достижения цели надо обойти несколько преград. В отличии от лабиринта ж воспринимает приманку на которую направлены действия уже в нач.опыта. Оценивается скорость и траектория. Итог – способность к экстрополяции. 3) Дифференцированная дрессировка – способность ж к различению послед.или одновременно предъявляемых предметов. Уменьшая различие (размеры) предметов Þ пределы различения. Сведения – особенности зрения, острота, цветооощущение и т.д.Так же память, формирование навыков. 4) Выбор на образец – выбор среди ряда объектов по образцу. Для изучения сенсорной сферы ж. 5)Метод проблемной клетки – или открыть клетку с помощью приспособлений или войти в нее, где прикорм, отмыкая устройства.Методы исследования. 1)Метод наблюдения за поведением животного. Требует обязательной документации. Может осуществл. в естеств. или искуств. созданных условиях. 2)Метод наблюдения следов прибывания животных и их расшифровка. 3)Экспериментальные методы. а)методпроблемной клетки(садят жив. в клеткуи наблюдают как оно ее откроет), б)метод лабиринт, в)метод обходного пути(изучить возможности и способности к экстрополяции), г)метод дифференцированной дрессировки(проявляют устойчивость психики), д)»выбор на образец», иначе называется «дай такой же», е)метод проблемного ящика(из ящика достать еду, проверяется возможность использовать инструменты), ж)метод неподкрипляемого манипулирования(для исследования оринтировачно — исследовательского наблюдения), з)ситуационный метод.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Основные методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии.
От 250 руб
Контрольная работа
Основные методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии.
От 250 руб
Курсовая работа
Основные методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Методы наблюдения в сравнительном исследовании эффективности
Обзор
. 2010 декабрь; 123 (12 Дополнение 1): e16-23.
doi: 10.1016/j.amjmed.2010.10.004.
Джон Конкато 1 , Элизабет В. Лоулер, Роберт А. Лью, Дж. Майкл Газиано, Михаэла Аслан, Грант Д. Хуанг
принадлежность
- 1 Исследовательский центр клинической эпидемиологии штата Вирджиния и Система здравоохранения штата Вирджиния, Коннектикут, Вест-Хейвен, Коннектикут 06516, США. [email protected]
- PMID: 21184862
- DOI: 10.1016/j.amjmed.2010.10.004
Обзор
John Concato et al. Am J Med. 2010 9 декабря0003
. 2010 декабрь; 123 (12 Дополнение 1): e16-23.
doi: 10.1016/j.amjmed.2010.10.004.
Авторы
Джон Конкато 1 , Элизабет В. Лоулер, Роберт А. Лью, Дж. Майкл Газиано, Михаэла Аслан, Грант Д. Хуанг
принадлежность
- 1 Исследовательский центр клинической эпидемиологии штата Вирджиния и система здравоохранения штата Вирджиния, Коннектикут, Вест-Хейвен, Коннектикут 06516, США. [email protected]
- PMID: 21184862
- DOI: 10. 1016/j.amjmed.2010.10.004
Абстрактный
Сравнительное исследование эффективности (CER) можно неофициально определить как оценку доступных вариантов лечения конкретных заболеваний у выбранных групп пациентов. В этом контексте наиболее важными характеристиками CER являются различные группы пациентов, заболевания и варианты лечения, используемые в каждом конкретном проекте. Тем не менее, каждое научное исследование также имеет соответствующий план исследования или «архитектуру», и в исследованиях, ориентированных на пациентов, обычное различие, используемое для описания таких планов, — это рандомизированные контролируемые испытания (РКИ) по сравнению с обсервационными исследованиями. Цели этого обзора в отношении CER заключаются в том, чтобы (1) понять, как наблюдательные исследования могут дать точные результаты, сопоставимые с РКИ; (2) распознавать стратегии, используемые в избранных новых методах проведения обсервационных исследований; (3) обзор избранных обсервационных исследований Администрации здравоохранения ветеранов; и (4) оценить важность фундаментальных методологических принципов при проведении или оценке отдельных исследований.
Опубликовано Elsevier Inc.
Похожие статьи
Прошлое, настоящее и будущее исследований сравнительной эффективности в Департаменте по делам ветеранов США.
Куперсмит Дж., Оммая А.К. Куперсмит Дж. и др. Am J Med. 2010 Декабрь; 123 (12 Приложение 1): e3-7. doi: 10.1016/j.amjmed.2010.10.002. Am J Med. 2010. PMID: 21184864
Научное и организационное сотрудничество в исследованиях сравнительной эффективности: модель программы совместных исследований VA.
Хуан Г.Д., Фергюсон Р.Э., Педуцци П.Н., О’Лири Т.Дж. Хуан Г.Д. и соавт. Am J Med. 2010 г., декабрь; 123 (12 Дополнение 1): e24-31. doi: 10.1016/j.amjmed.2010.10.005. Am J Med. 2010. PMID: 21184863
Сравнительные исследования эффективности: какие исследования нам нужны?
Конкато Дж. , Педуцци П., Хуан Г.Д., О’Лири Т.Дж., Куперсмит Дж. Конкато Дж. и др. J Исследовательская Мед. 2010 авг; 58 (6): 764-9. doi: 10.231/JIM.0b013e3181e3d2af. J Исследовательская Мед. 2010. PMID: 20479661 Обзор.
Методологические вопросы исследования сравнительной эффективности: клинические испытания.
Педуцци П., Кириакидес Т., О’Коннор Т.З., Гуарино П., Уоррен С.Р., Хуан Г.Д. Педуцци П. и др. Am J Med. 2010 Декабрь; 123 (12 Приложение 1): e8-15. doi: 10.1016/j.amjmed.2010.10.003. Am J Med. 2010. PMID: 21184867 Обзор.
Важно отметить, что RWD никогда не заменит более традиционные и надежные данные RCT; однако наметившаяся тенденция состоит в том, чтобы включать данные, которые являются более обобщаемыми. Введение.
Маллинз CD, Санчес Р.Дж. Маллинз К.Д. и др. J Manag Care Фарм. 2011 ноябрь-декабрь;17(9 Дополнение A):S03-4. J Manag Care Фарм. 2011. PMID: 22074667
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Биологическая терапия первой линии ингибиторами фактора некроза опухоли при псориатическом артрите: проспективное обсервационное исследование.
Сильва MRRD, Сантос JBRD, Какехаси А.М., Алмейда А.М., Пимента П.К., Альварес-Теодоро Х., Акурсио Ф.А. Сильва MRRD и др. Sao Paulo Med J. 2022, ноябрь-декабрь; 140(6):787-797. дои: 10.1590/1516-3180.2021.0434.R1.22022022. Сан-Паулу Мед J. 2022. PMID: 36043662 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние времени, проведенного в реабилитации, на ограничение активности и ухудшение состояния после инсульта.
Кларк Б., Уитолл Дж., Кваккель Г., Мерхольц Дж., Юингс С., Берридж Дж. Кларк Б. и др. Cochrane Database Syst Rev. 2021 Oct 25;10(10):CD012612. doi: 10.1002/14651858.CD012612.pub2. Кокрановская система базы данных, ред. 2021 г. PMID: 34695300 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Типы публикаций
термины MeSH
Методы изучения поведения животных – Поведение животных
Для изучения поведения животных ученые используют приблизительные объяснения, которые сосредотачиваются на понимании непосредственных причин поведения, и окончательные объяснения, которые сосредотачиваются на эволюционных причинах. Тинберген поставил четыре вопроса, которые сосредоточены на ближайших и окончательных объяснениях: какой механизм вызвал поведение?, как развивается поведение?, какова функция поведения? и как развивалось поведение? Методы изучения поведения включают наблюдательные, экспериментальные и сравнительные методы. Методы наблюдения включают наблюдение и запись поведения без манипулирования окружающей средой или животными. Экспериментальный метод включает в себя манипулирование переменной для изучения того, как она влияет на поведение животного, и использует независимую переменную, зависимую переменную и контрольную группу. Сравнительный метод сравнивает поведение разных видов, чтобы понять эволюцию поведения. Этот метод использует филогению, диаграммы, показывающие эволюционные отношения предков и потомков, и сестринские виды. В филогенезе исследователи наблюдают наследственные черты, обнаруженные у общего предка, и производные черты, общие для более недавно эволюционировавших видов. Ученые использовали сравнительную психологию, изучение поведения животных в сравнительной манере между видами, чтобы понять человеческий разум. Он включает в себя бихевиоризм, изучающий поведение, независимое от сознания животных. Наконец, этичное использование животных вращается вокруг замены, сокращения и усовершенствования.
В этой главе представлены методы изучения поведения животных и связанные с ними понятия. Есть два объяснения, которые важны для понимания того, как и почему развивается поведение. Один тип объяснения — приближенный, который фокусируется на непосредственных причинах поведения. Другой тип объяснения является окончательным и фокусируется на эволюционных причинах поведения. В рамках этих объяснений следует рассмотреть четыре вопроса. Исследователи используют три разных метода для изучения этого поведения: наблюдение, экспериментальный и сравнительный. Наблюдательные исследования включают наблюдение без манипулирования окружающей средой или животными. Экспериментальные исследования включают в себя манипулирование переменной и влияние на поведение животного. Сравнительные исследования изучают сходства и различия между видами, чтобы понять эволюцию поведения. Изучение поведения животных началось еще со времен Дарвина и продолжается по сей день. Поведение животных используется даже для понимания человеческого поведения с помощью подхода сравнительной психологии. Эта тема включает в себя другие дисциплины, такие как эволюционная психология, когнитивная этология и поведенческая экология. Этическое использование животных важно для изучения поведения животных, чтобы обеспечить надлежащие результаты, потому что все типы исследований могут повлиять на животных. При проведении исследований на животных важно помнить о трех принципах: замена, сокращение и уточнение.
Существует три основных метода изучения поведения животных; эти методы включают наблюдательный, экспериментальный и сравнительный. Методы наблюдения включают наблюдение за организмом в его окружающей среде без каких-либо манипуляций, экспериментальные методы манипулируют переменной для изучения того, как она влияет на поведение, а сравнительные методы используют филогенез для демонстрации родственных связей. Изучение поведения животных можно разделить на непосредственные и конечные причины поведения. Ближайший механизм — это немедленное поведение или поведение в течение определенного периода времени, тогда как окончательный механизм действует в течение длительного периода времени. Чтобы определить, является ли поведение ближайшим или окончательным, Нико Тинберген разработал четыре вопроса, чтобы определить различные виды поведения, совершаемые организмом. Вот эти четыре вопроса: 1) Какой механизм вызвал такое поведение? 2) Как развивается поведение? 3) Какова функция поведения? 4) Как изменилось поведение? Существуют различные точки зрения на анализ поведения животных. Этими перспективами являются сравнительная психология, бихевиоризм, классическая этология и другие междисциплинарные подходы. При проведении исследований поведения животных требуется этичное использование животных. Чтобы уменьшить воздействие на животных, исследователям рекомендуется следовать трем принципам: замена, сокращение и уточнение.
Пример метода наблюдения за поведением животных.
Ученые используют три основных метода изучения поведения животных; наблюдательный, экспериментальный и сравнительный. В методе наблюдения исследователь физически наблюдает за объектом исследования, не манипулируя какими-либо переменными. В экспериментальном методе ученые манипулируют определенной переменной, чтобы увидеть, как она влияет на поведение животных. Наконец, в сравнительном методе исследователи используют как предковые, так и производные черты исследуемых видов для изучения поведения животных. Расширением сравнительного метода является сравнительная психология, где исследователи изучают поведение животных, чтобы понять поведение человека.
Одним из способов изучения диких животных является классическая этология, когда животные изучаются в их естественной среде обитания путем наблюдения и экспериментов. Исследования поведения животных требуют этичного использования животных, когда с животными обращаются бережно и осторожно, без злого умысла, и это приносит пользу науке. Замена (использование компьютерных технологий), сокращение (ограничение количества животных) и усовершенствование (улучшение процедур и методов) являются необходимыми факторами этичного использования животных.
Ранняя сравнительная психология изучала поведение животных, чтобы понять человеческий разум. Область бихевиоризма произошла от сравнительной психологии, изучающей поведение, независимое от сознания животных. Это варьировалось от классической или павловской обусловленности до классической этологии или изучения диких животных в природе. Чтобы количественно оценить и сформулировать поведение животных, ученые изучают непосредственные механизмы и конечные причины любого поведения. Приближенные объяснения фокусируются на непосредственной причине поведения и отвечают на вопросы: какой механизм вызвал поведение и как развивается поведение? Окончательное объяснение фокусируется на эволюционной причине, отвечая на вопросы: какова функция поведения и как оно развивалось? Исследователи используют наблюдательные, экспериментальные и сравнительные исследования, чтобы ответить на эти вопросы. Сравнительный метод использует филогению для представления отношений предков и потомков. Два наиболее близкородственных вида считаются «сестринскими видами». В обсервационных исследованиях за поведением животных наблюдают без какого-либо влияния или манипуляции. Эксперименты включают независимые переменные, зависимые переменные и контрольные группы для проверки влияния конкретной переменной. Важно отметить, что этическое поведение исследователя необходимо рассматривать в каждой ситуации, и существует множество источников этических стандартов.
Элизабет Урресда, Эрин Лонго, Алисия Твиссельманн
1) Основной метод поведения животных
Наблюдение
Как влияет репродуктивное состояние самок восточноафриканских шимпанзе, как они компенсируют энергетические потребности размножения? Этот вопрос был изучен в ходе обсервационного исследования, в ходе которого ученые анализировали данные, собранные в течение 31 года. Особое внимание уделялось различиям в бюджете на поездки, времени кормления, качестве рациона и социальности среди беременных, кормящих, небеременных и некормящих самок.
2) Гипотеза
Ученый предсказал, что различия в поведении самок шимпанзе будут наиболее выражены у лактирующих самок, потому что лактация является наиболее энергозатратной частью репродуктивного цикла.
3) Методы
Полевые помощники и исследователи целый день следили за членами сообщества. Это означает отслеживание человека от ночного гнезда к ночному гнезду и запись состава и местоположения группы каждые 15 минут. Данные о кормлении записывались непрерывно, а также доминантные взаимодействия. Поведение сравнивали между небеременными и некормящими (НПНЛ) самками, беременными самками и кормящими самками. Исследовались только самки в репродуктивном состоянии. между тремя группами сравнивали количество времени, затраченного на путешествие или кормление, а также качество потребляемой диеты.
4) Основные результаты
Различия во времени в пути: беременные шимпанзе тратят наименьший процент времени в пути — около 34,5%, затем NPNL — 37,7%, затем кормящие шимпанзе — 38,3%. Различия во времени кормления: Беременные шимпанзе тратят наименьший процент времени на кормление 50,7%, затем на кормление грудью 54,3%, затем на НПНЛ 58,6%. Кормящие и беременные шимпанзе потребляли больше фруктов, чем самки NPNL.
5) Вопрос Тинбергена
Какой механизм вызвал такое поведение?
6) Подтвердил ли он гипотезу
Результаты не подтвердили гипотезу. Беременные самки показали наибольшее отличие от нормы в кормлении и путешествии, в то время как кормящие самки показали наибольшее отличие от нормы в питании.
Шимпанзе специалисты по спелым фруктам
Эти шимпанзе из Танзании
Шимпанзе могут жить от 40 до 60 лет0003
Статья: Weber and Hoekstra (2009)
________________________________________________________________
(1) Примененный метод?
- Сравнительный
(2) Гипотеза?
- Если с течением времени происходит постепенное накопление генетических изменений, у видов Peromyscus может развиться сложное роющее поведение.
(3) Методы?
- Мыши были получены от Peromyscus Генетический фонд из 7 различных видов, которые произошли от выловленных предков и не подвергались воздействию естественной среды.
- Четыре одинаковых камеры были построены и заполнены песчаным грунтом на двух разных высотах.
- Каждую мышь помещали в камеру индивидуально и давали 48 часов (2 полных ночи) для завершения рытья нор. Все изменения в камере были зафиксированы.
- Каждая мышь прошла 3 последовательных испытания в каждой из 4 идентичных камер для измерения повторяемости этого поведения.
- Измеренные фенотипы: копание, частичное копание или отдельные норы
- Расчетная частота закапывания
- Инъекционные тоннели с пеной, создающие «слепок» тоннеля
- измерил глубину, длину входа, общую длину и угол входа
- Сконструировал молекулярную филогению среди всех семи видов, используя анализ ядерной и митохондриальной ДНК.
(4) Основные выводы?
Не было выявлено существенных различий в поведении мышей в разных вольерах для всех видов. Различия в роющем поведении чаще происходили между разными видами, а не внутри одного вида. 2 группы видов, наиболее близких к видам-предкам, не роют норы. 1 вид демонстрировал небольшое закапывание норы, но недостаточную глубину/расстояние норы. 2 вида продемонстрировали поведение, которое сформировало 2 норы в непосредственной близости друг от друга. 1 вид демонстрировал некоторое закапывание нор с недостатком глубины/расстояния. Последний вид, наиболее удаленный от предков, демонстрировал обширные норы, в том числе туннель для побега.
Наконец, сложное рытье нор у вида, наиболее удаленного от предкового вида P. Polionotus, является производным признаком.
(5) Четыре вопроса Тинбергена:
- Непосредственные вопросы о поведении
- Какой механизм вызвал такое поведение?
- Не описано исследователями.
- Механизм неизвестен.
- Как поведение развивает ?
- Местная среда с течением времени могла вызывать ответную реакцию через поведение в норах (стр. 603)
- Какой механизм вызвал такое поведение?
- Окончательные вопросы о поведении
- Что такое функция (цель) поведения?
- Создайте пространство, обеспечивающее:
- Защита от хищников
- Терморегуляция
- Хранение продуктов
- Помещение для социального взаимодействия и спаривания
- Создайте пространство, обеспечивающее:
- Как поведение эволюционировало в ?
- Приступая к исследованию, ученые признают, что «мы почти ничего не знаем о том, как развивается рытье нор внутри клады» (стр.
- Что такое функция (цель) поведения?