Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Методика дембо рубинштейн представляет собой: Методика Дембо — Рубинштейн

Методика Дембо — Рубинштейн

   Простая в использовании, методика — в соединении с беседой и другими методиками — помогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемого. Методика предложена С. Я. Рубинштейн в 1970 г.

В ней использован прием T. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления обследуемого о своем счастье. С. Я. Рубинштейн значительно изменила эту методику, расширила ее, ввела вместо одной шкалы четыре (здоровье, умственное развитие, характер и счастье).

В методике Дембо — Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.

Методика отличается крайней простотой в проведении. На листе бумаги проводится вертикальная черта длиной 10-20 см, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье (или здоровье/умственное развитие/характер).

Сообщается, что верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди.

Обследуемого просят обозначить на этой линии жирной точкой своё место. Для нанесения точки может использоваться карандаш, ручка или маркер.

Далее приступают к беседе с испытуемым, в которой выясняют его представление о счастье и несчастье, здоровье и нездоровье, хорошем и плохом характере и т.д. Таким образом, поставленная точка — это не конец процедуры, а материал для обсуждения с испытуемым. Выясняется, почему испытуемый сделал отметку в определенном месте шкалы для обозначения своих особенностей. Например, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здоровым или больным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными?

Методика предоставляет свободу выбора шкал. В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед исследующим, в методику можно вводить и другие шкалы. Так, при обследовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами настроения, семейного благополучия и служебных достижений.

При обследовании больных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настроения, представления о будущем (оптимистического или пессимистического), тревоги, уверенности в себе и т. п.

Психически здоровым людям, по наблюдениям С. Я. Рубинштейн, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой «чуть выше середины». У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий и исчезает «позиционное» отношение к исследующему, играющее, важную роль в определении своего места на линиях шкал психически здоровыми, независимо от их самооценки и реальной жизненной ситуации.

Получаемые с помощью этой методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования у данного испытуемого особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы. Могут быть выявлены нарушение критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность.

Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально-психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем испытуемому уровне притязаний, степени его адекватности.

Методика носит для испытуемого весьма очевидный характер, поэтому её не рекомендуется применять в тех случаях, когда она может явным образом повлиять на судьбу испытуемого (например при приёме на работу).

Методику можно использовать в батареях психологических тестов при проведении исследований на более-менее больших выборках. В качестве исчисляемого показателя может браться расстояние от точки до начала линии, в процентах. Значение «55%» будет соответствовать положению «чуть выше среднего».

Литература

В.М. Блейхер, И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

 


См. также

Проективные тесты

  • Метод цветовых выборов
  • Методика «Агрессивность»
  • Методика «Завершение предложения» (на эгоцентризм)
  • Проективная методика «Завершение суждения»
  • Проективная методика «Мини-сочинение»
  • Проективная методика «Мои праздники»
  • Проективная методика «Три дерева»
  • Проективная психодиагностическая методика «ТАТ: Профессия»
  • Проективная психодиагностическая методика «ТАТ: Счастье»
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Методика Дембо — Рубинштейн: исследование самооценки :: SYL.ru

Методика Дембо — Рубинштейн направлена на определение уровня самооценки испытуемого. В 1962 году Т. В. Дембо разработала определенную методику, которая позволила максимально четко и правдиво определить уровень самооценки и уверенности в себе человека. В 1970 году ее дополнила и усовершенствовала С. Я. Рубинштейн.

В первоначальной версии тестирования была только одна-единственная шкала. Рубинштейн расширила метод, добавив еще три. Каждая шкала отображает параметры оценки и дает более четкое виденье картины.

Что такое? Для чего?

Данная методика активно используется в целях установления личностных проблем и способов их решения. Тест представляет собой четыре основные шкалы. После того, как испытуемый ответит на все вопросы, с ним проводится беседа с подробным выяснением причин именно таких ответов. Одним из параметров может стать самооценка. Дембо и Рубинштейн в своем методе преследовали цель определить уровень счастья. Однако он оказался достаточно универсальным.

Работу по этому методу проводят в школах с детьми, на приемах у психологов, а иногда и с заключенными для выяснения мотивов и причин совершения преступления. К сожалению, этот метод может не каждому подойти по причине своей очевидности. Однако чаще всего он работает.

Методика Дембо — Рубинштейн может быть весьма полезна во многих случаях. Ее очевидное преимущество заключается именно в универсальности. Дело в том, что помимо четырех основных шкал исследователь, как и исследуемый, может добавить любую шкалу оценки. Это как раз и расширяет диапазон применения метода.

Как работает?

Исследуемому человеку выдается бланк с условиями и правилами выполнения работы. После ознакомления он приступает к отметкам на шкалах своей позиции. Как правило, отмечается уровень личностных качеств, после чего проводится беседа, в ходе которой испытуемый должен пояснить свою позицию.

Такая процедура дает четкое понимание и виденье позиции человека, помогает определить, какова самооценка. Метод Дембо — Рубинштейн представляет также возможность анализа эмоционального склада, темперамента и претензий к самому себе.

Этот метод достаточно прост в использовании. Пройти такой тест можно и самостоятельно, руководствуясь правилами. Однако большую рациональную пользу принесет прохождение теста под руководством психолога. Он сможет грамотно расставить акценты, обратить внимание на необходимые черты и задать правильные вопросы.

С помощью метода Дембо — Рубинштейн можно составить представление о человеке на основании его ответов. Так как данный метод предполагает задействование не только строго определенных шкал параметров, но и произвольных. А также дает возможность легко расшифровать и интерпретировать позиции ответов.

Сам тест и основы методики

Тест, как уже говорилось, стандартно состоит из четырех шкал. А именно: здоровье, умственное развитие, характер и самооценка. Когда все эти показатели находятся в пределах нормы для конкретного человека, его можно назвать счастливым. Вот почему для определения уровня счастья Дембо и Рубинштейн избрали именно эти показатели.

Первая шкала – здоровье — является тренировочной, и в подсчете конечного результата не учитывается. Последующие играют важную роль в анализе ответов испытуемого.

При стандартном прохождении теста привлекаются еще три шкалы параметров. Таким образом, перед испытуемым появляется 7 шкал: здоровье, умственные способности, характер, авторитет среди коллег, умения, внешность и уверенность в себе.

Шкала самооценки Дембо — Рубинштейн предлагает оценить самого себя на вертикальном отрезке. Шкалы представляют собой семь вертикальных отрезков, длина каждого из которых равна десяти сантиметрам. Наивысшая точка, как и нулевая, отмечена ярко, а середина отрезка едва заметна. Именно на таких отрезках испытуемым предлагается отметить собственный уровень параметра шкалы.

Важно сразу понять, что нулевая точка внизу отрезка – наихудший вариант. То есть, если говорить о шкале счастья, то нижняя отметка будет ориентирована на самого несчастного человека, а верхняя точка – на самого счастливого. Исходя из этого и наносятся отметки о личном состоянии.

Методика Дембо — Рубинштейн отличается своей широкой направленностью. Многопрофильность данного теста заключается в том, что помимо обозначенных показателей можно привлечь абсолютно любые, которые интересны для целей исследования. В итоге у психолога оказывается бланк с позицией испытуемого человека относительно каждого из параметров.

Кроме отметки о положении вещей на сегодняшний день испытуемого просят также отметить и тот уровень, который он хотел бы иметь по каждому показателю. Таким образом, на каждой шкале появляется вторая отметка – желаемого уровня.

Как считать результат?

Далее необходимо подвести итоги. Тест Дембо — Рубинштейн отличается своей простотой в подсчете количества баллов. Как уже было обозначено, высота каждой шкалы равна ста миллиметрам. На основании этого и производится подсчет баллов.

Отметка на расстоянии семидесяти миллиметров от нулевой точки будет равна семидесяти баллам. Таким же способом происходит измерение каждого параметра. Затем точно так же измеряют уровень отметок о желаемом уровне.

По этим показателям можно делать выводы.

Параметры анализа

Полученные показатели являются наглядными ориентирами для определения уровня самооценки по Дембо — Рубинштейн в модификации Прихожан А. М. Она базируется на оценивании по шкале школьниками целого ряда личных качеств, например здоровья, способностей, характера и т. д. Испытуемым предлагают на вертикальных линиях сделать отметку об уровне развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровне ожиданий, который бы удовлетворял их запросы. В итоге каждый из параметров указывает на те или иные черты характера.

Расшифровка

1. Положение дел на сегодняшний момент:

  • 75-100 баллов – излишняя уверенность, завышенная самооценка.
  • 45-74 балла – оптимальные показатели для каждого из параметров. Эти баллы говорят о реалистичной оценке человеком самого себя. Правильный подход к оценке уровня своих умений.
  • Меньше 45 баллов – заниженная самооценка.

2. Ожидания и требования к себе:

  • 90-100 баллов – завышенные ожидания и требования по отношению к себе, неверное видение картины и искажение понимания.
  • 75-89 баллов – оптимальные требования. Ожидания в данном случае обоснованы и логичны.
  • Меньше 60 баллов – заниженные ожидания. Это не способствует развитию человека, так как он сам не желает учиться.

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн сводится к очень простому анализу. Очевидные плюсы такого подхода: объективность итоговых показателей, наглядность результатов, простота использования.

Применение методики в работе с детьми

При работе с детьми наглядно объясняют и разбирают суть работы. Разбирается сущность задания на тренировочной шкале здоровья. После чего дети приступают к работе самостоятельно, а руководитель только объясняет непонятные моменты и следит за правильностью хода работы.

После того, как дети позиционируют себя на всех семи шкалах, им предлагают ввести собственные параметры. На другом бланке или на оборотной стороне того же дети должны сами нарисовать и отметить свое положение на шкале, параметр которой задали самостоятельно.

В работе с детьми, в отличие от работы со взрослыми и подростками, от них не требуют отметить желаемый уровень, а лишь только тот, на котором, по их мнению, они находятся в данный момент.

Цель проведения теста среди младших школьников

Проведение такой работы по методике Дембо — Рубинштейн для младших школьников для определения уровня самооценки может быть крайне важно для ребенка. Выявление слишком высокой или низкой самооценки на ранних этапах может помочь дальнейшему гармоничному развитию личности.

Чрезмерное угнетение ребенка в семье, конфликты со сверстниками, проблемы с преподавателями играют очень важную роль в становлении самооценки человека, особенно маленького. Вот почему так важно увидеть эту проблему как можно раньше и постараться нейтрализовать раздражающий фактор. Методика Дембо — Рубинштейн помогает выявить проблемы на ранних стадиях.

Визуально-графический спиралевидный рисунок может снизить медицинский стресс во время геомагнитной бури

Авторы

  • Джемиля Катаманова АНО «Центр изучения живых систем», Симферополь, 297570 https://orcid.org/0000-0001-5346-3998
  • Татьяна Сатаева В.И. Вернадского Крымский федеральный университет, Медицинская академия им. С.И.Георгиевского, Симферополь, 295006 https://orcid.org/0000-0001-6451-7285
  • Сергей Рыбалко В.И. Вернадского Крымский федеральный университет, Медицинская академия им. С.И.Георгиевского, Симферополь, 295006 https://orcid.org/0000-0001-5346-3998
  • Анастасия Ребик В.И. Вернадского Крымский федеральный университет, Медицинская академия им. С.И.Георгиевского, Симферополь, 295006 https://orcid.org/0000-0001-5346-3998
  • Дмитрий Цапик В. И. Вернадского Крымский федеральный университет, Медицинская академия им. С.И.Георгиевского, Симферополь, 295006 https://orcid.org/0000-0001-9185-245X
  • Валери Зуков Университет Николая Коперника, кафедра физической культуры, факультет наук о Земле и пространственного управления, Торунь, 87-100 https://orcid.org/0000-0002-7675-6117

DOI:

https://doi.org/10.12775/JEHS.2022.12.07.052

Ключевые слова

геомагнитная буря, стресс, студенты, электроэнцефалограмма, спираль, шкала Спилбергера-Ханина

Аннотация

Введение. Около 18% всех проблем со здоровьем у работающего населения связаны со стрессом, депрессией и тревогой. Последствия производственного стресса, усугубляемого неблагоприятной геомагнитной активностью, могут проявляться в повышении психофизиологической «цены» деятельности, перенапряжении и истощении регуляторных механизмов функциональных систем, обеспечивающих приспособление организма к факторам жизнедеятельности и, в конечном счете, в значительном ухудшении здоровья рабочих. Особое место в структуре профессиональных групп трудоспособного населения занимают медицинские работники, так как они подвержены повышенному риску нервно-эмоционального перенапряжения вплоть до развития синдрома профессионального выгорания.

Цель исследования — разработка и апробация методики, позволяющей снизить уровень стресса и эмоциональной нагрузки, влияющих на психофизиологическое состояние человека.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 15 относительно здоровых студентов-медиков в возрасте от 19 до 25 лет. Алгоритм исследования был следующим: прогноз геомагнитных бурь (G3-5) отслеживался на сайте Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца (https://tesis.lebedev.ru/). Во время штурма испытуемому давали графическое задание, в виде синхронных набросков трафаретов двумя руками, до и после выполнения экспериментального задания испытуемому предлагалось пройти психологические тесты: наглядно-аналоговую шкалу ситуативно-эмоционального состояния по метод Дембо-Рубинштейна и шкалу личностно-ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина (STAI).

Электроэнцефалограмму регистрировали с помощью регистратора электроэнцефалографа «Энцефалан-ЭЭГР-19»./26″.

результатов. Методика Дембо-Рубинштейна показала, что после прохождения экспериментального задания у 21% испытуемых значительно улучшилось эмоциональное состояние по количественной оценке визуально-аналоговой шкалы ситуативного эмоционального состояния. Уровень личностной тревожности также достоверно снизился на 5%, а уровень ситуативной тревожности не изменился, оценка проводилась по шкале личностно-ситуативной тревожности (ШТАИ) Спилбергера-Ханина.

Ограничения. Полученные результаты требуют дальнейшей проверки на больших экспериментальных группах с привлечением медицинских работников разного возраста и специальностей; удлинение периода наблюдения регистрируемых показателей после выполнения тактильно-графического задания для уточнения сроков изменения показателей ситуативно-эмоционального состояния и личностной тревожности.

Выводы. Простая методика снижения уровня стресса у студентов-медиков доказала свою эффективность в изменении психофизиологических проявлений стресса, поскольку уровень стрессовой активности находится в прямой зависимости от степени личностной тревожности. Данная методика может быть рекомендована медицинским работникам и студентам в качестве упражнения для совершенствования познавательной деятельности за счет снижения стресса и тревоги, связанных с влиянием геомагнитных бурь, повышающих чувствительность к внешним стрессовым факторам, на психофизиологическое состояние человека.

использованная литература

фон Даванс Б., Стройны Дж., Домес Г. Влияние острого стресса и гормонов стресса на социальное познание и поведение: текущее состояние исследований и будущие направления. Неврологи. Биоповедение. 2021;121:75-88. 10.1016/j.neubiorev.2020.11.026

Люпиен С.Дж., Макьюэн Б.С., Гуннар М.Р., Хейм К. Влияние стресса на протяжении всей жизни на мозг, поведение и познание. Нац. Преподобный Нейроски. 2009;10 (20):434-445. 10.1038/nrn2639

ФельдманХолл О., Райо С.М., Кубота Дж.Т., Зайлер М.Г., Фелпс Э.А. Влияние социального контекста и острого стресса на принятие решений в условиях неопределенности. Психол. Sci.2015;26:1918-192. 10.1177/0956797615605807

Димитрова С., Мустафа Ф.Р., Стойлова И., Бабаев Э.С., Казымов Э.А. Возможное влияние солнечных экстремальных явлений и связанных с ними геомагнитных возмущений на сердечно-сосудистое состояние человека: результаты совместных болгаро-азербайджанских исследований. Adv Space Res. 2009 г.; 43:641–648.

Мавромихалаки Х., Папайлиу М., Димитрова С. и др. Опасности космической погоды и их влияние на показатели кардио-здоровья человека на Земле. Нат Хазардс. 2012 г.; 64: 1447–1459. https://doi.org/10.1007/s11069-012-0306-2

Хорсева Н.И. Использование психофизиологических показателей для оценки действия космофизических факторов (Обзор). Изв. Атмос. Океан. физ. 2013; 49: 839–852. https://doi.org/10.1134/S0001433813080033

Инвиа Н. , Кавлашвили Н., Кубанеишвили Э.. Система компенсации и имитации возмущенных вариаций геомагнитного поля. Работы Института систем управления Арчила Элиашвили.2015;19: 39-43.

Гордон К., Берк М. Влияние геомагнитных бурь на самоубийство. С. Афр. Психиатрия Ред. 2003; 6: 24–27.

Бреус Т.К., Рапопорт С.И. Магнитные бури: биомедицинские и геофизические аспекты. Советский спорт, 2003. — 192 с.

Владимирский Б.М., Темурьянц Н.А/ Влияние солнечной активности на биосферу — ноосферу (Гелиобиология от Чижевского до наших дней). Изд-во МНЭПУ, 2000. – 374 с.

Чибисов С.М. Космос и биосфера: Влияние магнитных бурь на хроноструктуру биологических ритмов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Медицина. 2006;3 (35):35-44.

Чибисов С.М., Бреус Т.К., Илларионова Т.С. Морфофункциональное состояние сердца в условиях магнитной бури. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2001;12:627-630

Болкен Дж., Шёмиг Ф., Лемке М.Р., Пумбергер М. , Ридель-Хеллер С.Г. Пандемия COVID-19: стресс у работников здравоохранения – краткий текущий обзор. Практика психиатрии. 2020;47:190–197.

Исфахани П., Шамсаи М., Пирови С., Бахадор Р.К., Афшари М. Стресс на работе среди иранских медсестер: метаанализ Nur Midwifery Stud. 2021;10:57–64.

Ли Р.Т., Сео Б., Хладкил С., Ловелл Б.Л., Шварцманн Л. Корреляты выгорания врачей по регионам и специальностям: метаанализ. Гум. Ресурс. Здоровье. 2013 г.: 10.1186/1478-4491-11-48.

Амоафо Э., Ханбали Н., Патель А., Сингх П. Каковы важные факторы, связанные с выгоранием у врачей? Занять. Мед. 2015;65:117–121. doi: 10.1093/occmed/kqu144.

Ли С. Понимание и управление выгоранием. J. Корейский нейропсихиатр. доц. 2020;59:105–114. doi: 10.4306/jknpa.2020.59.2.105.

Чой Х., Ха Ю., Ян С. Взаимосвязь между эмоциональным трудом, самоэффективностью и выгоранием сотрудников государственных медицинских центров. Корейский J. Оккупация. Медсестры здоровья. 2016;25:75–83. doi: 10. 5807/kjohn.2016.25.1.75.

Барелло С., Паламенги Л., Граффинья Г. Эмоциональное выгорание и соматические симптомы среди передовых медицинских работников в разгар пандемии COVID-19 в Италии. Психиатрия рез. 2020;290:113129.

Шведа А., Фабер Н.С., Крокетт М.Дж., Каленшер Т. Влияние психосоциального стресса на межгрупповое распределение ресурсов. науч. Респ. 2019 г.;9:1-12. 10.1038/s41598-019-54954-w

Саримов Р., Бинхи В., Миляев В. Влияние компенсации геомагнитного поля на когнитивные процессы человека. Биофизика. 2008;53 (5):856-866.

Stoupel E. 50 лет в исследованиях влияния космической погоды на здоровье человека (клиническая

космобиология). ЕК Кардиология. 2019; 470–478. https://www.ecronicon.com/eccy/pdf/ECCY-06-00319.pdf

Wang C.X., Hilburn I.A., Wu D.A., et al. Преобразование геомагнитного поля, как видно из активности альфа-диапазона в человеческом мозгу. eNeuro. 2019;6(2):ЭНЕВРО.0483-18.2019. doi:10.1523/ENEURO.0483-18.2019

Фриш М. Ю., Франко Д.Л., Герцог Д.Б. Художественная терапия в лечении расстройств пищевого поведения. Ешьте Беспорядок. 2006;14(2):131–142

Башар Э. Обзор альфа-активности в интегративной функции мозга: фундаментальная физиология, сенсорное кодирование, познание и патология. Междунар. Дж. Психофизиол. 2012;86:1–24.

Феррара М., Де Дженнаро Л. Локальные исследования: данные исследований ЭЭГ и стерео-ЭЭГ цикла сна-бодрствования человека. Курс. Вершина. Мед. хим. 2011;11:2423-2437.

Килавик Б.Е., Цэпффель М., Бровелли А., Маккей В.А., Риле А. Подъемы и спады β-осцилляций в сенсомоторной коре. Эксп. Нейрол. 2013; 245:15–26.

Климеш В. Альфа- и тета-колебания ЭЭГ отражают когнитивные функции и память: обзор и анализ. Мозг Res. 1999; 29:169–195.

Меркер, Б. Кортикальные гамма-колебания: функциональный ключ — это активация, а не познание. Неврологи. Биоповедение. 2013; 37:401–417.

Wang C.X., Hilburn I.A., Wu D.A., et al. Преобразование геомагнитного поля, как видно из активности альфа-диапазона в человеческом мозгу. еНейро.2019;6(2):ЭНЕВРО.0483-18.2019. doi:10.1523/ENEURO.0483-18.2019

McCraty R. et al. Синхронизация ритмов вегетативной нервной системы человека с геомагнитной активностью у человека. Журнал экологических исследований и общественного здравоохранения. 2017; 14:1–18. https://doi.org/10.3390/ijerph24070770

Загрузки

Опубликовано

16.07.2022

Как цитировать

1.

КАТАМАНОВА, Джемиля, САТАЕВА, Татьяна, РЫБАЛКО, Сергей, РЕБИК, Анастасия, ЦАПИК, Дмитрий и ЗУКОВ, Валерий. Визуально-графический спиралевидный рисунок может снизить медицинский стресс во время геомагнитной бури. Журнал образования, здоровья и спорта [онлайн]. 16 июля 2022 г., Т. 12, № 7, с. 514–534. [по состоянию на 16.12.2022]. DOI 10.12775/JEHS.2022.12.07.052.

Лицензия

Copyright (c) 2022 Джемиля Катаманова, Татьяна Сатаева, Сергей Рыбалко, Анастасия Ребик, Дмитрий Цапик, Валерий Зуков

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4. 0 International License.

Журнал предлагает доступ к контенту в системе открытого доступа в рамках Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Статистика

Количество просмотров и скачиваний: 83
Количество цитирований: 0

Индексация метаданных

Показатели обмена липопротеидов и их связь с психоэмоциональными факторами у здоровых лиц

индикатор
Дублинское ядро ​​ Элементы метаданных PKP Метаданные для этого документа
1. Титул Название документа Показатели обмена липопротеидов и их связь с психоэмоциональными факторами у здоровых лиц
2. Создатель Имя автора, организация, страна Олег Ю. Бастриков; Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России
3. Субъект Дисциплина(ы)
3. Субъект Ключевое слово(а); липидный обмен; психоэмоциональный фактор; гендерные различия
4. Описание Аннотация Статья посвящена изучению показателей обмена липопротеидов во взаимосвязи с психоэмоциональными факторами у здоровых лиц. В выборку вошли 107 здоровых лиц трудоспособного возраста из организованного населения (46 мужчин и 61 женщина), средний возраст которых составил 43,4±10,8 года. Всем обследуемым применяли клинико-психологическое исследование с использованием таких опросников, как тест Спилбергера-Ханина, Центр эпидемиологических исследований депрессии (США), визуально-аналоговая модифицированная версия методики Дембо-Рубинштейна, шкала социальной фрустрации, тест социальной адаптации Холмса-Раэ. Для анализа показателей липидограммы брали венозную кровь. Большинство показателей липидов были выше у лиц с клинически значимыми уровнями депрессии, личностной тревожности и накопленного стресса независимо от пола. В женской группе статистической достоверности достигли средние показатели общего холестерина, холестерина липопротеидов низкой плотности, холестерина, несвязанного с липопротеидами высокой плотности. В мужской группе статистическая достоверность достигалась по соотношению апоВ/апоА. Наибольшая распространенность дислипопротеинемии установлена ​​в мужской группе, при этом достоверные различия достигнуты по частоте гипертриглицеридемии и более высокому уровню апоВ100. Уровень личностной тревожности и клинически значимого стресса, измеряемый по шкале Холмса-Рахе, был достоверно выше в группе обследованных женщин и составил 75% и 36% соответственно. В обеих группах установлена ​​связь психоэмоциональных факторов с показателями липидного профиля. При этом у мужчин выявлена ​​независимая связь как между уровнем личностной тревожности и социальной фрустрации и апопротеинами, так и между кумулятивным стрессом и уровнем холестерина, не связанного с липопротеинами высокой плотности. У самок установлена ​​связь накопленного стресса по шкале Холмса-Рея с уровнем общего холестерина и индексом атерогенности. Данные исследования свидетельствуют о необходимости определения средств разработки комплексной первичной профилактики стресс-индуцированных нарушений обмена липопротеидов с учетом психоэмоциональных факторов и гендерных особенностей их воздействия.
5. Издатель Организационное агентство, местонахождение Эко-Вектор
6. Участник Спонсор(ы)
7. Дата (ДД-ММ-ГГГГ) 15.02.2015
8. Тип Статус и жанр Рецензируемая статья
8. Тип Тип Исследовательская статья
9. Формат Формат файла
10. Идентификатор Единый идентификатор ресурса https://medjrf. com/0869-2106/article/view/38239
10. Идентификатор Цифровой идентификатор объекта (DOI) 10.17816/rmj38239
10. Идентификатор Цифровой идентификатор объекта (DOI) ( PDF  (Рус)) 10.17816/rmj38239-25522
11. Источник Титул; т., нет. (год) Медицинский журнал Российской Федерации; Том 21, № 1 (2015)
12. Язык английский=en руб
13. Связь Доп. Файлы
14. Покрытие Геопространственное положение, хронологический период, выборка исследования (пол, возраст и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *