Введите ответ в поле ввода
Задание 17946
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наблюдение – это целенаправленное систематическое __________(А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые __________(Б) о нём, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется __________(Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают объекты, недоступные органам чувств человека, – микробы, элементарные частицы и т.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
1) | восприятие |
2) | знания |
3) | объекты |
4) | информация |
5) | познание |
6) | наблюдатель |
7) | средства |
8) | методы |
9) | истина |
126734
Задание 14124 Задание 14184 Задание 14196 Задание 14270 Задание 14289 Задание 14329 Задание 14344 Задание 14346 Задание 14365 Задание 14456
Проверочная работа по обществознанию «Теория познания»
1 Вариант
1. Вставьте пропущенное слово. Познание — это ___________отражение или воспроизведение действительности в сознании человека.
2. Установите соответствие между процессами и формами познания.
Процессы Формы познания
А) отражение вещей, явлений, процессов вих 1) чувственное
существенных и отличительных признаках 2) рациональное
б) отражение отдельных свойств предмета,
непосредственно воздействующего на человека
в) возникновение образа предмета, в данный момент
не воспринимаемого
г) утверждение или отрицание чего-либо о предметах,
явлениях, их свойствах и отношениях
3. Наблюдение – это целенаправленное систематическое ______________ (А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые ______________ (Б) о нем, без которых нельзя определить цель наблюдения.
Список терминов: 1) восприятие2) знания 3) объекты 4) информация 5) познание 6) наблюдатель 7) средства 8) методы 9) истина
4. Назовите понятие, соответствующее определению «_______ — это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, во многом предвосхищающих практическую деятельность человека».
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) ощущение2) чувственное познание3) представление4) восприятие5) образ объекта
6. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) ощущение | 2) восприятие | 3) гипотеза | 4) представление |
5) практика | 7) понятие |
7. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
8. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
3) сбор статистических данных путём анкетирования
4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
5) описание случаев социальной дифференциации населения
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
Часть 2
Некоторые считают, что поскольку мышление — сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания.
Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты — поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность — это качественная черта, которую можно измерить количественно.
К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.Формирование понятий — одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии — все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.
Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре её.
Термины «мысль» и «мышление» означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика — это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет «логичным», другое — «нелогичным».
(Р. Солсо)
1. В чём, на взгляд автора, проявляется роль формирования понятий в науке и других способах
постижения мира? Приведите два положения, раскрывающих эту роль.
2. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одногопредмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?
3. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трёх понятий, относящихся к различным сферам общества.
4. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент — против.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах представления истины, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.
6. Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи — перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть?
О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Какие формы научного познания описаны в тексте? Перечислите два метода научного познания, используемые Брантом.
7. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.
2 вариант
1. Закончите фразу:Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется ____________.
2. Установите соответствие между уровнями научного знания и методами науки
Методы науки Уровни научного знания
А) выдвижение гипотез 1) эмпирический
Б) эксперимент 2) теоретический
В) разработка концепций
Г) наблюдение
Д) выведение следствий
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).
Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).
После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) мотив | 2) деятельность | 3) понятие |
4) память | 5) воздействие | 6) ощущение |
7) представление | 8) суждение | 9) восприятие |
4. Назовите понятие, соответствующее определению. «Непосредственное усмотрение , то есть знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно систематически осваивает у или иную область действительности, — это ________________ .
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
ощущение | представление | суждение |
восприятие | форма познания |
6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы теоретического уровня научного познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) логическая модель; 2) эксперимент; 3) выдвижение гипотезы; 4) аналогия; 5) классификация; 6) измерение.
7. Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Восприятие является формой рационального познания.
2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.
3) Одним из критериев истины выступает практика.
4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.
5) Одной из форм чувственного познания является представление.
8. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
Часть 2. Поскольку человек не только познает окружающую реальность, но и изменяет её, сам факт человеческого мышления, знания или незнания) может сказаться на ситуации. Она становится не такой, как была до этого. <…> Предположим, что растёт цена акций какой-то компании. Человек, который ожидает (знает), что эти акции еще подрастут, покупает значительный пакет. Акции действительно «подрастают». Но допустим, что этот пакет не был бы куплен, возможно, их цена и не подросла бы, ведь цена акций зависит от спроса на них. То, что исследователь процессов одновременно является и их участником, серьезно ограничивает применение в социальных науках некоторых методов, на которых базируется естественнонаучное знание. Например, эксперимент. В естественных науках эксперимент или способствует открытию новых данных, или подтверждает ранее высказанные предположения. Но если эксперимент проводится в социальной реальности, он меняет саму эту реальность, а значит, она уже не такая, какой была до эксперимента. Следовательно, информация, которую несёт эксперимент, не имеет постоянного характера. Разумеется, это не единственное ограничение применения эксперимента в обществознании. Существенную роль играют также нравственные ограничения — ведь экспериментировать приходится на людях.
Замечено также, что в социальном знании исследователю гораздо сложнее сохранить объективность (непредвзятость), чем в знании естественнонаучном. Конечно, и физик может быть искренне, эмоционально привязан к какой- то теории или гипотезе, в силу чего пусть и ненамеренно, но не замечает её несоответствия фактам. Однако в естественной науке это явление редкое. В социальном же знании исследователь может быть связан с предметом исследования экономическими, политическими и прочими интересами. Именно на этом была основана идея «партийности» социальных наук. Разумеется, считать, что любая гипотеза в социальном знании маскирует чьи-то корыстные интересы, вряд ли справедливо, но приходится признать, что предвзятость гораздо больше свойственна социальному знанию, нежели естественнонаучному. Следует учитывать также и то, что все мы — люди определённой культуры, определённого мировоззрения. В силу этого понимание чужой культуры может вызывать затруднения. Предвзятость может искажать социальное знание на самых разных этапах. Так, например, практически все исторические свидетельства, на которых построена историческая наука, предвзяты. Историки, работая со свидетельствами, вынуждены всегда делать поправку на особенности личности свидетельствующего, на его взгляды и интересы.
(О А. Ефремов)
1. Какому виду познания посвящен текст? Какие особенности этого вида знания описывает автор? Укажите любые две таких особенности.
2. Почему в социальном познании исследователю сложно быть объективным? Укажите две причины, названные автором.
3. Что дает исследователю естественнонаучный эксперимент? Чем он отличается от социального? С опорой на собственный опыт, покажите это отличие на примере.
4. Автор утверждает, что историки, работая со свидетельствами очевидцев, вынуждены всегда делать поправку на особенности личности свидетельствующего, на его взгляды и интересы. Почему это необходимо? Приведите два пояснения своего ответа.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о результатах процесса мышления, и одно предложение, раскрывающее связь мышления и языка.
6. Назовите три аспекта роли практики в познании и раскройте на примерах каждый из них.
7. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля.
О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом.
Типы наблюдения в социальных исследованиях
ReadingCraze.com 6 апреля 2017 г. Без категории Оставить комментарий 23 832 Просмотров
В исследованиях в области социальных наук существует два типа наблюдения: наблюдение с участием и наблюдение без участия. Целью обоих видов наблюдения является сбор первичных данных от респондентов или выборки.
Что такое наблюдение?
В исследованиях в области социальных наук исследователь может собирать данные, используя различные источники: первичные или вторичные, а иногда и третичные источники. Наблюдение является одним из основных источников сбора данных в социальных исследованиях. Наблюдение — это целенаправленный, систематический и избирательный способ наблюдения и прослушивания феномена или взаимодействия по мере того, как оно происходит (Кумар, 2000). Наблюдение можно использовать в различных ситуациях, когда другие методы сбора данных не подходят или недействительны. Однако использование наблюдения требует, чтобы исследователь помнил об этике наблюдения.
Однако использование наблюдения требует, чтобы исследователь помнил об этике наблюдения. Исследователь должен быть уверен, что респонденты будут; не пострадать от того, что за вами наблюдают, и должны помнить о своей конфиденциальности. Он/она также должен знать о методе записи наблюдений и о том, как наблюдать и записывать таким образом, чтобы в записи не вносилась погрешность.
Типы наблюдения
Существует два типа наблюдения: включенное наблюдение и не включенное наблюдение. Два метода наблюдения различаются в зависимости от того, является ли наблюдатель частью ситуации или нет. Оба метода имеют свои преимущества и недостатки.
Совместное наблюдение — это когда наблюдатель или исследователь становится частью ситуации или взаимодействия, которое он/она наблюдает. В этом типе наблюдения исследователь является активным участником ситуации, и его/ее присутствие может повлиять на ситуацию. Исследователь может информировать или не информировать других участников о своем наблюдении, хотя, опять же, он / она должен помнить об этике наблюдения за людьми, не информируя их. Например, для изучения реакции широкой публики на нищих наблюдатель может стать нищим и таким образом сможет наблюдать внимательно и оригинально. Хотя в некоторых ситуациях неуместно или невозможно становиться активным участником ситуации. Например, нельзя стать вором, чтобы знать, как люди обращаются с вором, если его поймают с поличным. В некоторых ситуациях быть частью ситуации либо рискованно, либо неуместно с этической точки зрения.
Преимущества
- Наблюдатель может получить оригинальные реакции участников, потому что он также является участником ситуации, особенно если это делается в естественной обстановке.
Недостатки
- Участие наблюдателя в ситуации может внести необъективность в ситуацию, особенно если другие участники знают о его присутствии.
Наблюдение без участия – это когда наблюдатель или исследователь не становится частью ситуации или взаимодействия, которое он/она наблюдает и записывает. Такой вид наблюдения обычно предпочтительнее, когда участие в ситуации может повлиять на ситуацию. Иногда наблюдатель хочет уделить больше внимания наблюдению, и его/ее участие может затруднить запись наблюдений. Наблюдатель может или не может сообщить им, что за ними наблюдают. В большинстве профессиональных условий исследователь может проводить наблюдение без участия. Наблюдатель также может создать контролируемую ситуацию для наблюдения за респондентами.
Преимущества
- Наблюдатель может наблюдать и записывать всесторонне, потому что он пассивно записывает, а не является участником ситуации.
- Наблюдатель не влияет на ситуацию, держась на расстоянии.
- Наблюдатель не может стать частью каждой ситуации, которую он/она наблюдает, с другой стороны, наблюдение без участия всегда возможно.
Недостатки
- Предвзятость наблюдателя необходимо контролировать до минимума, иначе результаты не будут истинным представлением ситуации.
- Наблюдатель может не чувствовать ситуацию, так как он не является ее активным участником. Например, исследователь может лучше понять отношение широкой публики к инвалидам, если он сидит в инвалидной коляске, иначе он не сможет понять реакцию людей.
Комментарии
комментарии
Назад Парадигма конструктивизма в исследованиях в области социальных наук
Далее Запись данных наблюдений в исследованиях
Проверьте также
Внутритекстовое цитирование APA следует системе цитирования по дате автора. Это означает, что исследователь …
Систематическое наблюдение — 836 слов
Систематическое наблюдение – это установление различных способов получения информации через наблюдение и слушание детей. Систематическое наблюдение широко используется педагогами, потому что оно похоже на рутину и может быть неформальным. Для получения очень точных данных необходимо определить цель наблюдения и ориентироваться на нее в момент наблюдения (McAfee & Leong, 2007). Очень важно быть очень реалистичным во время этих наблюдений. Педагоги должны знать о своих предубеждениях, прежде чем начинать наблюдения. При этом до начала наблюдения воспитатель не может продемонстрировать или почувствовать какие-либо признаки ярлыков или стереотипов. Чтобы сделать наблюдение полезным, необходимо исключить все убеждения …показать больше содержания…
Этот вид наблюдения помогает преподавателям отслеживать статус и успеваемость учащихся. Учителя могут собирать столько информации, сколько они хотят, от учащихся с помощью множественного выбора, сопоставления, заполнения бланков и тестов с краткими ответами. Еще один способ сбора информации педагогами — это рисунки и письма. Некоторые из сильных сторон рабочих продуктов заключаются в том, что эти продукты можно собирать индивидуально или в группе. В то же время эти продукты можно сравнивать на протяжении короткого промежутка времени. Пока ребенок использует материалы, педагоги могут оценивать этапы обучения и прогресса детей, исходя из поставленной цели. Возможность принять точки зрения другого ребенка является одним из ограничений продукта работы, по которому учащиеся не имеют возможности быть оцененными. Кроме того, преподавателям очень трудно решить, сколько и какие примеры они должны сохранить (McAfee & Leong, 9). 0085 …показать больше содержания…
Когда вы соберете все окна вместе и откроете их, вы получите полное представление о панораме. Несколько окон состоят из источника, контекста и метода. Источник относится к информации и записям, полученным от людей о ребенке. Первичными источниками являются ребенок, родители, учителя, специалисты и классные помощники. Методы сбора информации относятся к тому, как информация собирается. Существуют формальные и неформальные методы получения данных. Формальные методы основаны на стандартизированных тестах, таких как скрининг или тесты достижений. Неформальные методы основаны на обычной и повседневной деятельности в классе. Контекст относится к конкретным факторам в детской среде. Эта среда должна состоять из физического пространства, материалов, деятельности, людей и количества учителей. Некоторыми примерами контекста для оценок являются повседневные дела, драматические игры, классные встречи или большие группы и учебные центры. Педагог может основывать методы, которые он собирается использовать, на информации, полученной из источников.