Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Методика уровень субъективного контроля: Методика УСК (Уровень субъективного контроля)

Методика УСК (Уровень субъективного контроля)

Методика УСК (уровень субъективного контроля) получила наибольшее распространение в нашей стране, авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.

В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.

Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.

В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

1) по интернальности-экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;

2) по эмоциональному знаку — равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации; 3) по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.

В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК. в отношении болезни и здоровья.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых.

Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом. (Предлагаемый на данном сайте онлайн-тест имеет данный вариант)

Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых — студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем на 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц—стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей.

Инструкция к тесту:

Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и отметьте на бланке ответов:
-3 – не согласен полностью
-2 – не согласен частично
-1 – скорее не согласен, чем согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
+2 – согласен частично
+3 – согласен полностью

 Уровень субъективного контроля, опросник Роттера, локус контроля, методика УСК, интернальность, экстернальность

Улыбина Ю.
Н. — Как контролировать свои эмоции

Эта книга выгодно отличается тем, что дает ключ к усвоению практических навыков контроля над собственными эмоциями, правильного реагирования на то или иное проявление эмоций в обществе и к обретению душевного равновесия. Методики…

Гилинский Я. И. — Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»

В книге излагаются теоретические основы и история формирования девиантологии — социологии девиантности и социального контроля. Подробно рассматриваются основные формы девиантности — преступность, коррупция, терроризм, наркотизм,…

Локус контроля Джулиана Роттера

Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам…

Джулиан Роттер: теория локуса контроля

Джулиан Бернард Роттер — американский психолог, автор влиятельных теорий, включая теорию социального научения и теорию локуса контроля.

Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса

Тест предназначен для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха. При диагностике личности на выявление мотивации к успеху Элерс исходил из положения: личность, у которой преобладает мотивация к…

Уровень субъективного контроля (уск)


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации


Описание.

Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Разработана в НИИ им. Бехтерева.

Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что с ними происходит. В отличие от субъективного может существовать так называемый объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека.

Данная методика оценивает, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Испытуемому предлагаются следующие 44 утверждения, ответы на которые свидетельствуют о том, каков уровень субъективного контроля у данного человека. С каждым из этих суждений испытуемый, прочтя его, должен выразить свое согласие или несогласие.

Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала локус контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем зкстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.

Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения.

Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем зкстерналы.

Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психическими заболеваниями. Интерналы предпочитают недирекгивные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах различающихся форматом ответов испытуемых.

Вариант 1, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».

Применение:

Тест предназначен для индивидуального и группового обследования. Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации и т.д. УСК повышается в процессе психокоррекционного воздействия на личность. Поэтому возможно применение УСК для оценки эффективности методов психологической коррекции.


Обработка Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «—» с обратным знаком.

Интерпретация

Вариант 1


Ключ к методике

Утвердительные ответы «Да» на вопросы: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, -27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 43, 44 оцениваются по одному баллу и свидетельствуют о развитости субъективного контроля. То же самое касается отрицательных ответов «Нет» на следующие вопросы: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41. За такие ответы субъективному контролю испытуемого также приписывается по одному баллу.

Максимальное число баллов, которое испытуемый может получить по УСК контроля, равняется 44.

Считается, что испытуемые, получившие от 33 до 44 баллов, способны взять на себя ответственность за то, что происходит с ними и с другими зависящими от них людьми.

Люди, получившие от 12 до 32 баллов, обладают средним уровнем развитости субъективного контроля и почти столь же часто в жизни берут на себя ответственность, сколько возлагают ее на других людей, тем самым снимая лично с себя ответственность за происходящее.

Те, чей суммарный показатель в баллах по данной методике оказался 11 и ниже, характеризуются тем, что в большинстве случаев жизни снимают с себя ответственность за происходящее и перекладывают ее на обстоятельства или на других людей, т. е. не обладают должной ответственностью.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1 Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и собственных усилий человека

2 Большинство разводов происходит оттого, что люди не хотят уступать и приспосабливаться друг к другу

3 Болезнь — дело случая, и если уж суждено кому-то заболеть, то с этим ничего не поделаешь

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7 Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8 Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9 Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководители полностью контролируют действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.

10 Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например от настроения учителя, а не от моих собственных усилий

11. Когда я строю планы, то в общем верю в то, что смогу их осуществить.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем лекарства и врачи.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить совместную семейную жизнь, у них все равно ничего не получится

15. То хорошее, что я делаю в жизни, обычно бывает по достоинству оценено другими

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители

17. Я думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я не стараюсь планировать свою жизнь далеко вперед, потому что многое зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности

20.

В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то могу расположить к себе почти любого человека

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук

30. Иногда трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей рабе те, скорее всего просто не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, а не я.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, не надеясь на помощь других людей и не полагаясь на судьбу?

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.

43. Многие мои успехи стали возможными только благодаря помощи других людей

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения.

Каталог: download -> version
version -> Coping with Final Exams Stress ( Справляемся со стрессом перед выпускными экзаменами)
version -> Стресс и способы борьбы с ним (Stress and How to Cope With It)
version -> Программа групповой психологической поддержки для школьников
version -> Рекомендації щодо психологічного супроводу адаптації п’ятикласників в умовах впровадження нових Державних стандартів освіти
version -> Сборник научных трудов Под ред. О. Е. Хухлаева
version -> Литература: Введение в психологию под ред. А. В. Петровского. ,  М., 1995
version -> Лонгитюд описание дополнений расширенной версии Лонгитюд+
version -> «основы психологического анализа конфликтов»
version -> Ю. Г. Чернов Психология почерка: состояние, проблемы, перспективы Фрамент книги
version -> Графология: характер по почерку


Скачать 45.5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Теория запланированного поведения: поведенческое намерение

Теория запланированного поведения (TPB) — это когнитивная теория Азьена (1985), которая предполагает, что решение человека участвовать в определенном поведении, таком как игра или прекращение игры, может быть основано на их намерении участвовать в этом поведении (рис. 1).

«Предполагается, что намерения фиксируют мотивационные факторы, влияющие на поведение; они указывают на то, насколько усердно люди готовы стараться, сколько усилий они планируют приложить, чтобы добиться того или иного поведения. Как правило, чем сильнее намерение совершить какое-либо поведение, тем более вероятным должно быть его выполнение» (Айзен, 19 лет).91, с. 181).

Содержание

Переменные

Согласно TPB, намерения определяются тремя переменными:

Личное отношение

Это наше личное отношение к определенному поведению. Это сумма всех наших знаний, взглядов и предубеждений… положительные и отрицательные, о которых мы думаем, когда рассматриваем поведение.

Например, наше индивидуальное отношение к курению может заключаться в том, что табак расслабляет и заставляет меня чувствовать себя хорошо, но вызывает у меня кашель по утрам, стоит больших денег и плохо пахнет.

Субъективные нормы

Здесь учитывается, как мы воспринимаем представления других людей о конкретном поведении, например, о курении. Это может быть отношение семьи, друзей и коллег к курению. Это не то, что думают другие люди, а наше восприятие отношения других людей.

Воспринимаемый контроль над поведением

Это степень, в которой мы верим, что можем контролировать свое поведение.

Это зависит от нашего восприятия внутренних факторов, таких как наши собственные способности и решимость, и внешних факторов, таких как доступные нам ресурсы и поддержка. Теория утверждает, что наше восприятие поведенческого контроля имеет два эффекта:

Это влияет на наши намерения вести себя определенным образом, т. е. чем больше мы думаем, что контролируем свое поведение, тем сильнее наше намерение его выполнить.

Это также напрямую влияет на наше поведение; если мы осознаем, что обладаем высоким уровнем контроля, мы будем стараться больше и дольше, чтобы добиться успеха.

Существующий взгляд на воспринимаемый поведенческий контроль, однако, наиболее совместим с концепцией воспринимаемой самоэффективности Бандуры (1977, 1982), которая связана с суждениями о том, насколько хорошо человек может выполнять действия, необходимые для того, чтобы справляться с предполагаемыми ситуациями. Бандура, 1982, с. 122).

Теория запланированного поведения является расширением теории обоснованного действия (Айзен и Фишбейн, 1980; Фишбейн и Айзен, 1975) могут быть использованы непосредственно для прогнозирования поведенческих достижений.

Применение в области здравоохранения

TPB имеет практическое применение; он использовался в кампаниях санитарного просвещения. Кампании по борьбе с наркотиками часто предоставляют данные о проценте людей, практикующих рискованное поведение, такое как курение или употребление наркотиков, для изменения субъективной нормы.

Например, курящие подростки обычно входят в группу курящих сверстников. Поэтому они могут считать курение нормой. Однако большинство подростков не курят, поэтому знакомство со статистикой, показывающей им истинные масштабы курения, должно изменить их субъективную норму.

Применение теории запланированного поведения к курению

Модель TPB чаще всего используется в психологии здоровья. Это было полезно для прогнозирования намерений, связанных с курением и употреблением алкоголя, что подтверждается Hagger et al. (2011).

Он обнаружил, что три компонента модели (личные установки, субъективные нормы и воспринимаемый поведенческий контроль) коррелируют с намерениями алкоголиков ограничить или прекратить употребление алкоголя.

Он также обнаружил, что эти намерения отражались в их поведении и могли предсказать приблизительное количество единиц, потребляемых через 1 и 3 месяца. Тем не менее, это не предсказывало пьянство.

Пенни (1996) обнаружил, что курильщики с меньшей вероятностью верили, что бросят курить, и, следовательно, с меньшей вероятностью пытались бросить курить, чем больше раз им не удавалось бросить курить ранее. Это показывает важность воспринимаемого поведенческого контроля в формировании наших намерений, как и предсказывает TPB.

Однако Webb et al. (2006) провели метаанализ 47 исследований и обнаружили, что, хотя связь между намерением и фактическим поведением существует, эта связь незначительна.

Это говорит о том, что существует значительный разрыв между намерениями и поведением.

Критическая оценка

Существуют методологические проблемы, связанные с исследованием этой теории.

Все компоненты модели оцениваются с помощью анкет или интервью, поэтому на ответы влияет социальная желательность.

Кроме того, эти интервью или анкеты проводятся, когда участники не находятся под воздействием наркотиков/алкоголя, но когда они находятся в ситуациях, которые провоцируют их поведение, связанное с зависимостью (паб, вечеринка…), их намерения могут вскоре быть забыты, и поведение возобновилось.

Сильной стороной TPB является то, что она учитывает влияние сверстников (субъективные нормы), которое важно как в начале поведения, так и в его поддержании (SLT и оперантное обусловливание).

Теория запланированного поведения предполагает, что все виды поведения являются сознательными, обоснованными и запланированными; однако он не учитывает роль таких эмоций, как грусть, разочарование… которые могут играть важную роль во влиянии на поведение.

Ссылки

Айзен, И. (1985). От намерений к действиям: теория запланированного поведения. В J. Kuhi & J. Beckmann (Eds.), Контроль действий: от познания к поведению (стр. 11–39). Гейдельберг: Спрингер.

Айзен, И. (1991). Теория запланированного поведения. Организационное поведение и процессы принятия решений людьми, 50 (2), 179-211.

Айзен, 1., и Фишбейн, М. (1969). Предсказание поведенческих намерений в ситуации выбора. Журнал экспериментальной социальной психологии , 5, 400-416.

Айзен, И., и Фишбейн, М. (1970). Предсказание поведения по поведенческим и нормативным переменным. Журнал экспериментальной социальной психологии, 6, 466-487.

Айзен, И., и Фишбейн, М. (1977). Отношения отношение-поведение: теоретический анализ и обзор эмпирических исследований. Психологический бюллетень, 84 , 888-918.

Айзен, И., и Фишбейн, М. (1980). Понимание отношений и предсказание социального поведения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Фишбейн, М., и Айзен, 1. (1975). Вера, отношение, намерение и поведение: введение в теорию и исследования . Рединг, Массачусетс: Аддисон – Уэсли

Дополнительная информация

Айзен, И. (1991). Теория запланированного поведения. Организационное поведение и человеческие процессы принятия решений, 50(2), 179-211.

Мэдден, Т.Дж., Эллен, П.С., и Айзен, И. (1992). Сравнение теории запланированного поведения и теории разумного действия. Вестник личности и социальной психологии, 18(1), 3-9.

Миниард, П.В., и Коэн, Дж.Б. (1981). Изучение концепций и показателей модели поведенческих намерений Фишбейна-Айзена. Журнал экспериментальной социальной психологии, 17 (3), 309-339.

Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение

  • Существует пять компонентов, которые непосредственно влияют на поведение:
    • Подобно TRA/TPB, самым важным определяющим фактором является намерение. Без намерения сделать это человек вряд ли будет вести себя. Поведенческое намерение определяется отношением, воспринимаемыми нормами и личной активностью (самоэффективность/воспринимаемая сила).
    • Индивидууму нужны знания и навыки для осуществления поведения.
    • Поведение должно быть заметным для человека (то есть важным для человека и в центре его мыслей).
    • Должно быть мало или совсем не должно быть ограничений окружающей среды, которые затрудняют поведение.
    • С опытом выполнения поведения поведение станет привычным для человека.
  • Поведение
  • Намерение или решение выполнить поведение
    • Отношение
      • Эмпирическая установка
        — Чувства по поводу поведения
      • Инструментальная установка
        — Поведенческие убеждения
    • Воспринимаемая норма
      • Предписывающая норма
        — Нормативные убеждения/ожидания других
      • Описательная норма
        — Нормативные убеждения/поведение других
    • Знания и навыки для выполнения определенного поведения
    • Заметность поведения
    • Ограничения окружающей среды
    • Привычка

Интегрированная поведенческая модель

Конструкты

  • Намерение или решение выполнить поведение
  • Определения:
    • Указание на готовность или решение индивидуума выполнить поведение
    • Самый важный предиктор желаемого поведения на самом деле
    • Функция отношения к поведению и воспринимаемым нормам и личному влиянию на это поведение
    • Аналогично намерению в TRA/TPB

  • Отношение, эмпирическое отношение, инструментальное отношение
  • Определение(я)
    • Отношение относится к общему восприятию человеком благоприятности или неблагоприятности поведения, состоящего из аффективных и когнитивных параметров
    • Эмпирическая установка (или аффект) — это эмоциональная реакция человека на идею осуществления поведения
    • Инструментальная установка (или когнитивная) определяется убеждениями о результатах поведения

  • Воспринимаемая норма, Предписывающая норма, Описательная норма
  • Определение(я)
    • Воспринимаемая норма относится к социальному давлению, которое человек испытывает при выполнении или отказе от выполнения определенного поведения
    • Предписывающая норма (аналогична субъективной норме) относится к нормативным убеждениям о том, что, по мнению других, человек должен делать, и к мотивации к соблюдению
    • Описательная норма относится к восприятию того, что делают другие в социальных или личных сетях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *