Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Вассермана (модификация Бойко)
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Вассермана (модификация Бойко)
Инструкция: Ниже предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.
Прочтите каждый вопрос и укажите один наиболее подходящий ответ (поставьте крестик в соответствующей графе таблицы).
0 — полностью удовлетворен;
1 — скорее удовлетворен;
2 — затрудняюсь ответить;
3 — скорее не удовлетворен;
4 — полностью не удовлетворен.
Удовлетворены ли Вы | |||||
Своим образованием | |||||
Взаимоотношениями с коллегами (на работе) | |||||
Взаимоотношениями с администрацией на работе | |||||
Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пассажиры, ученики, пациенты и т. д.) | |||||
Содержанием своей работы в целом | |||||
Условиями профессиональной деятельности (учебы) | |||||
Своим положением в обществе | |||||
Материальным положением | |||||
Жилищно-бытовыми условиями | |||||
Отношениями с супругом(ой) | |||||
Отношениями с ребенком (детьми) | |||||
Отношениями с родителями | |||||
Обстановкой в обществе (государстве) | |||||
Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми | |||||
Сферой услуг и бытового обслуживания | |||||
Сферой медицинского обслуживания | |||||
Проведением досуга | |||||
Возможностью проводить отпуск | |||||
Возможностью выбора места работы | |||||
Своим образом жизни в целом |
Бланк опросника
Обработка данных
По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности (от 0 до 4 баллов).
Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).
Интерпретация результатов
Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:
3,5—4,0: очень высокий;
3,0—3,4: повышенный;
2,5—2,9: умеренный;
1,5—1,9: пониженный;
0,5—1,4: очень низкий;
0—0,4: отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.
Источник: Малкина-Пых И. Г./Справочник практического психолога/Психосоматика/ — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с.
UPD от 05.08.2015г.:
«Необходимо различать понятия фрустрация и фрустрированность. Социальная фрустрированность рассматривается в русле социально-психологического знания и означает — вид (форму) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. Возникновение социальной фрустрированности рассматривается как следствие невозможности реализации личностью своих актуальных социальных потребностей. Значимость этих потребностей для каждой личности индивидуальна, зависит от самосознания (самооценки), системы жизненных целей и ценностей, индивидуальных способностей и опыта решения проблемных и кризисных ситуации.»
Источник: Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka. ru/article/n/sotsialnaya-frustrirovannost-u-pozharnyh-s-raznym-urovnem-nervno-psihicheskoy-ustoychivosti#ixzz3hwX1CFxe
Читать также:
Ремарка к рубрике «Диагностика»
Опросник «Профессиональное выгорание» (экспресс-методика разработана Н.Е. Водопьяновой на основе модели К. Маслач и С. Джексон)
Методика Джеофа Грэхема «Определение степени влияния стресса на психику и организм»
Опросник Басса-Дарки (диагностика состояния агрессии)
Метод «Гражданский форум»
Следующее Предыдущее Главная страница
Подписаться на: Комментарии к сообщению ( Atom )
(. . ), (. . ), (. , X. ) — — «Семья и Школа»
Содержание
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана
Skip to content Методика диагностики уровня социальной фрустрированности
Тест в адаптации В.
В. БойкоСоциальная фрустрированность — это состояние психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением индивида в социальных иерархиях. Она первую очередь проявляется в низкой самооценке, часто – неустойчивая (временами бывают сильные перепады в самооценке).
Скорректировать социальную фрустрированность довольно тяжело. Очень во многом она завязана на инстинкты. Человеку в первую очередь можно посоветовать научиться контролировать свои эмоции, не интерпретировать ситуации как унижающие его честь и достоинство, поменьше размышлять о собственном социальном статусе.
Опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.
ИНСТРУКЦИЯ: Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее подходящий ответ. Удовлетворены ли Вы …?
1.Своим образованием.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
2. Взаимоотношениями с коллегами по работе.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
3.Взаимоотношениями с администрацией на работе.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
4.Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т.п.).
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
5.Содержанием своей работы в целом.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
6. Условиями профессиональной деятельности (учебы).
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
7. Своим положением в обществе.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
8.Материальным положением.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
9.Жилищно-бытовыми условиями.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
10.Отношениями с супругом(ой).
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
11.Отношениями с ребенком (детьми).
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
12. Отношениями с родителями.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
13. Обстановкой в обществе (государстве).
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
14.Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
15.Сферой услуг и бытового обслуживания.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
16.Сферой медицинского обслуживания.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
17.Проведением досуга.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
18. Возможностью проводить отпуск.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
19. Возможностью выбора места работы.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
20.Своим образом жизни в целом.
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Затрудняюсь ответить
Скорее не удовлетворен
Полностью не удовлетворен
admin_p2020-04-21T20:17:44+03:00 Page load link
Социальная фрустрированность как фактор психогенеза расстройств психической адаптации | Вассерман
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь. 2004.
2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина. 2000.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер. 2001.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Наука. 1988.
5. Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ). СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. Центр раз. комп. психодиагн. «Адаптест». 1997.
6. Бурковский Г.В., Кабанов М.М., Коцюбинский А.П., Левченко Е.В., Ломаченков А.С. Методология и проблемы создания и использования измерительных инструментов качества жизни психически больных. Сб. науч. трудов. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 2001; 137:80-93.
7. Вассерман Л.И. Психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1995; 2:73–79.
8. Вассерман Л.И. Структура и механизмы нарушений психических функций и личности у больных фокальной эпилепсией: Автореф. дис.. докт. мед. наук. Л. 1989.
9. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова (Дубинина) Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: учебно-методическое пособие. СПб.: Речь. 2010.
10. Вассерман Л.И., Беребин М.А. Социальная фрустрированность и ее роль в генезе психической адаптации. Обозрение психиатр. и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 1997; 1:12.
11. Вассерман Л.И., Беребин М.А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: Пособие для врачей и психологов. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 1997.
12. Вассерман Л.И., Дубинина (Трифонова) Е.А. Социальный стресс и здоровье. В кн.: Руководство по психологии здоровья. Под ред. А.Ш. Тхостова, Е.И. Рассказовой. М.: Издательство Московского университета. 2019.
13. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Беребин М.А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности. Методические рекомендации. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 2004.
14. Вассерман Л.И., Михайлов В.А., Табулина С.Д. Психологическая структура качества жизни больных эпилепсией. Методическое пособие. СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. 2008.
15. Вассерман Л.И., Никифорова Е.А., Чугунов Д.Н., Дубинина (Трифонова) Е.А. Социальный стресс, психическая адаптация и психодиагностика личности. Матер. межд. конф. Ананьевские чтения. 2019.
16. Вассерман Л.И., Трифонова (Дубинина) Е.А. Гуманистическая психология, качество жизни и ценностное сознание личности. Сибирский психологический журнал. 2011; 40:129–135.
17. Вассерман Л.И., Трифонова (Дубинина) Е.А. Социально-психологические факторы в формировании сферы здоровья личности. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2012; 3:3–8.
18. Вассерман Л.И., Чугунов Д.Н., Никифорова Е.А. Социально-психологические факторы в системных механизмах личности при мотивированной профессиональной деятельности. Матер. межд. конф. Ананьевские чтения. 2020.
19. Вассерман Л.И., Шамрей В.К., Марченко А.А., Новожилова М.Ю. Психосоциальные факторы как предикторы нарушений психической адаптации у лиц, занятых стрессогенной профессиональной деятельностью. Сибирский психологический журнал. 2008; 29:47-52.
20. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. М.: Академия. 2003.
21. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., Дубинина Е.А. Медицинская психодиагностика: современная методология исследования и интеграционные процессы в психологии и медицине. Медицинская психология в России. 2014; 4:2–2.
22. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья: Автореф. дис.. докт. мед. наук. СПб. 1997.
23. Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. М.: Бином. 2006.
24. Ениколопов С.Н., Садовская А.В. Враждебность и проблема здоровья человека. Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2000; 100(7):59-64.
25. Залевский Г.В. Дифференциальная диагностика психической ригидности при основных нервнопсихических расстройствах: методические рекомендации. Томск: Том. гос. ун-т. 1987.
26. Исаева Е.Р. Механизмы психологической адаптации личности: современные подходы к исследованию копинга и психологической защиты. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008; 2:40-46.
27. Краснов В.Н. Расстройства аффективного спектра. М.: Практическая медицина. 2011. Krasnov V.N. Rasstroistva affektivnogo spektra. M.: Prakticheskaya meditsina. 2011. (In Russ.).
28. Михайлов В.А. Эпилепсия: стигматизация, качество жизни и реабилитация больных. Неврологический вестник. 2007; 39(3):135-136.
29. Мясищев В.Н. Проблемы личности в психологии и медицине. Сб. науч. тр.: Актуальные вопросы медицинской психологии. Л. 1974.
30. Незнанов Н.Г., Акименко М.А., Коцюбинский А.П. Школа В.М. Бехтерева: от психоневрологической к биопсихосоциальной парадигме. СПб.: Издательство ВВМ. 2007.
31. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в медицине: Учебное пособие для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2004.
32. Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности: Коллект. моногр. Под ред. Л.И. Вассермана, О.Ю. Щелковой. СПб.: Скифия-принт. 2014.
33. Червинская К. Р., Щелкова О.Ю. Медицинская психология и инженерия знаний. СПб.: Академия. 2002.
34. Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика в медицине (системное исследование): Автореферат дис… д. пс. н. СПб. 2009.
35. Ahmedani BK. Mental Health Stigma: Society, Individuals, and the Profession. J Soc Work Values Ethics. 2011; 8(2):41-416.
36. Ben-Zeev D, Young MA, Corrigan PW. DSM-V and the stigma of mental illness. J Ment Heal. 2010; 19(4):318-327.
37. Browne T, Holmes G, eds. Handbook of Epilepsy. 3rd ed. NY: Lippincott Williams and Wilkins. 2004.
38. Goffman, E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Englewood Cliffs NJ: Prentice Hall. 1963.
39. Goldstein LH. Neuropsychological assessment. In: Goldstein LH, Cull C, eds. The clinical psychologist’s handbook of epilepsy. Assessment and management. London; NY. 1997: 18-34.
40. Link BG. On the Etiologic Role of Stressful Life-Change Events. J Health Soc Behav. 1978; 19(3):343-345. doi:10.2307/2136568
41. Mikhailov VA, Wasserman LI, Sinyakova AV. Stigmatization and quality of life in patients with epilepsy. International Journal of Mental Health; 2004; 33(3): 6-10.
42. Scambler G. Stigma and disease: changing paradigms. Lancet (London, England). 1998; 352(9133):1054—1055. doi:10.1016/s0140-6736(98)08068-4
43. Taylor SE et al. Psychosocial resources and the SEShealth relationship. Annals-New York Academy of Sciences. 1999; 896:210-225.
44. WHO, IFRC and UNICEF. Social Stigma associated with COVID-19: A guide to preventing and addressing social stigma. 2020. https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/covid19-stigma-guide.pdf
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
. 2021;74(11 гл.1):2705-2710.
Борисенко Лариса Л. 1 , Лариса В Корват 1 , Ольга В Ловка 1 , Антонина М Лёвочкина 2 , Сергеенкова Оксана П 3 , Кетеван Беридзе 4
Принадлежности
- 1 КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВАДИМА ГЕТМАНА, КИЕВ, УКРАИНА.
- 2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО, КИЕВ, УКРАИНА.
3 КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БОРИСА ГРИНЧЕНКО, КИЕВ, УКРАИНА. - 4 БАТУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ РУСТАВЕЛИ, БАТУМИ, ГРУЗИЯ.
- PMID: 35023479
Лариса Л. Борисенко и соавт. Вид Лек. 2021.
. 2021;74(11 гл.1):2705-2710.
Авторы
Борисенко Лариса Львовна 1 , Лариса В Корват 1 , Ольга В Ловка 1 , Антонина М Лёвочкина 2 , Сергеенкова Оксана П 3 , Кетеван Беридзе 4
Принадлежности
- 1 КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВАДИМА ГЕТМАНА, КИЕВ, УКРАИНА.
- 2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО, КИЕВ, УКРАИНА.
- 3 КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БОРИСА ГРИНЧЕНКО, КИЕВ, УКРАИНА.
- PMID:
35023479
Абстрактный
Задача: Цель: Изучение специфики основных психических состояний студентов вузов в контексте онлайн-обучения во время пандемии COVID-19 и выявление их связи с психическим здоровьем.
Пациенты и методы: Материалы и методы. Исследование психических состояний проводилось с использованием трех валидных методик, а именно: клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний (К. Яхин, Д. Менделевич), опросника для диагностики уровня социальной фрустрации ( Л. Вассерман, обработка В. Бойко), State-Trait Anxiety Inventory (STAI) (Ч. Спилбергер, обработка Ю. Ханина). Для изучения связи между факторами онлайн-обучения и эмоциональными состояниями студентов была использована авторская анкета (Л. Борисенко). Полученные эмпирические данные были подвергнуты качественной и количественной обработке.
Полученные результаты: Результаты: Анализ полученных данных позволяет констатировать факт преобладания высокого и повышенного уровня ситуативной и личностной тревожности у испытуемых в условиях онлайн-обучения. В процессе психодиагностики невротических состояний было установлено, что у большинства студентов отмечается уровень болезненных или пограничных психических состояний, таких как тревога, невротическая депрессия, астения и вегетативные расстройства. Выявлено, что у студентов повышен уровень и высокий уровень социальной фрустрированности. Основными факторами онлайн-обучения, которые, по мнению студентов, вызывают у них ухудшение психического здоровья, являются: вынужденное пребывание в замкнутом пространстве, отсутствие прямых социальных контактов, длительное пребывание в статичном положении, повышенная учебная нагрузка и объем заданий, тревога за успехи в учебе и качественная профессиональная подготовка, забота о своем здоровье и здоровье своих близких.
Вывод: Выводы: Вынужденный переход на онлайн-обучение в связи с пандемией COVID-19 негативно сказался на психическом состоянии многих учащихся. У большинства респондентов это проявлялось в повышенной тревожности, депрессии, вегетативных реакциях в связи с ограниченными возможностями общения с учителями и одноклассниками, новыми условиями обучения и повышенной нагрузкой.
Ключевые слова: беспокойство; душевное здоровье; психические состояния; невротические состояния; онлайн обучение; социальная фрустрация.
Похожие статьи
Оценка влияния пандемии COVID-19, перехода к онлайн-обучению и использования социальных сетей на психическое здоровье студентов колледжей на Филиппинах: протокол исследования смешанного метода.
Lim LTS, Regencia ZJG, Dela Cruz JRC, Ho FDV, Rodolfo MS, Ly-Uson J, Baja ES. Лим ЛТС и др. ПЛОС Один. 2022 3 мая; 17 (5): e0267555. doi: 10.1371/journal. pone.0267555. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35503779Бесплатная статья ЧВК.
Влияние пандемии COVID-19 на академическую деятельность и состояние здоровья румынских студентов-медиков-стоматологов; Поперечное исследование.
Юрков Р., Поп Л.М., Йорга М. Юрков Р. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 4 июня; 18 (11): 6041. дои: 10.3390/ijerph38116041. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34199729 Бесплатная статья ЧВК.
Депрессия и тревога среди студентов, обучающихся онлайн, во время пандемии COVID-19: перекрестный опрос в Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Pelucio L, Simões P, Dourado MCN, Quagliato LA, Nardi AE. Пелучио Л. и др. БМС Психология. 2022 3 августа; 10 (1): 192. doi: 10.1186/s40359-022-00897-3. БМС Психология. 2022. PMID: 35922866 Бесплатная статья ЧВК.
Как вы себя чувствуете во время пандемии COVID-19? Опрос с использованием психологических и лингвистических показателей самоотчета и машинного обучения для изучения психического здоровья, субъективного опыта, личности и поведения во время пандемии COVID-19 среди студентов университетов.
Герберт С., Эль Болок А., Абденнадер С. Герберт С. и др. БМС Психология. 2021 2 июня; 9 (1): 90. doi: 10.1186/s40359-021-00574-x. БМС Психология. 2021. PMID: 34078469Бесплатная статья ЧВК.
Барьеры и факторы, препятствующие онлайн-обучению медицинскому и сестринскому делу во время пандемии COVID-19: взгляды иностранных студентов из стран с низким и средним уровнем дохода и их преподавательского состава.
Ли В., Гиллис Р., Хе М., Ву С., Лю С., Гун З., Сун Х. Ли В. и др. Гум Ресурс Здоровье. 2021 12 мая; 19(1):64. doi: 10.1186/s12960-021-00609-9. Гум Ресурс Здоровье. 2021. PMID: 33980228 Бесплатная статья ЧВК.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Связь между онлайн-обучением и потреблением пищи, образом жизни и качеством жизни с точки зрения психического здоровья студентов бакалавриата во время ограничений COVID-19.
Чусак С. , Тангмонгхонсук М., Суджапокинон Дж., Адисакваттана С. Чусак С. и др. Питательные вещества. 2022 февраль 20;14(4):890. doi: 10.3390/nu14040890. Питательные вещества. 2022. PMID: 35215540 Бесплатная статья ЧВК.
термины MeSH
Психическое состояние населения городов и поселков в период пандемии COVID-19
Джанет Левин
Психическое состояние ◽
Философия Разума ◽
Психические состояния ◽
Феноменальные свойства ◽
Преднамеренные состояния ◽
Чувствовать данные ◽
Мир ◽
Тема ◽
Сходства и различия ◽
Момент
В современных дискуссиях по философии сознания термины quale и qualia (множественное число) чаще всего используются для обозначения характеристик наших сознательных ментальных состояний, таких как пульсирующая головная боль, тепло, которое я чувствую, когда держу руки над огнем. , или зеленоватый характер моего зрительного восприятия, когда я смотрю на дерево за окном (или пристально смотрю на что-то красное, а затем закрываю глаза). Если использовать стандартную сейчас формулировку, введенную Томасом Нагелем, психическое состояние субъекта обладает квалиа (или, что то же самое, феноменальными свойствами) только в том случае, если субъект находится в таком состоянии, и существуют феноменальные сходства и сходства. различия между ментальными состояниями субъекта (то есть сходства и различия в их квалиа) только в том случае, если существуют сходства и различия в том, каково это находиться субъекту в этих состояниях. Квалиа в этом смысле может быть более или менее конкретным: состояние, в котором я нахожусь в данный момент, может быть примером мигрени, головной боли, боли и, даже в более общем смысле, телесного ощущения. Психическое состояние может иметь отличительное феноменальное свойство, или quale, даже если его субъект не может определить его в терминах, более описательных, чем «Я сейчас чувствую что-то странное» или «У меня никогда не было опыта, подобного этому».
‘. Иногда термины «quale» и «qualia» используются более ограничительно для обозначения свойств ментальных состояний, которые нередуцируемо нефизичны. «Квалиа» также использовалось для обозначения «чувственных данных», то есть образоподобных элементов перцептивных переживаний, свойства которых непосредственно и безошибочно доступны субъекту этих переживаний (и, таким образом, обеспечивают «данные» для наших теорий восприятия). Мир). Действительно, К. И. Льюис, который, как считается, ввел этот термин, использовал «qualia» таким образом, как и многие другие (например, Dennett 19).88: 229) под квалиа понимали свойства, которые являются «невыразимыми, внутренними, частными и прямо или непосредственно постигаемыми в сознании». Таким образом, философские споры о квалиа часто принимали форму споров о том, существуют ли квалиа, а не о том, какими свойствами могут быть квалиа. Но большинство философов теперь используют эти термины более нейтрально, как описано выше, и пытаются доказать, что квалиа должны иметь (или могут не иметь) эти дополнительные метафизические и эпистемологические характеристики. Возможно, самый спорный спор о квалиа заключается в том, могут ли они иметь место в физическом мире; то есть могут ли они быть тождественны физическим, функциональным или каким-либо другим природным свойствам или, скорее, должны рассматриваться как нередуцируемые нефизические черты наших ментальных состояний. Существуют также важные эпистемологические вопросы о квалиа — в частности, как мы приходим к знанию феноменальных свойств наших собственных ментальных состояний, можно ли считать наши убеждения об этих свойствах непогрешимыми или, по крайней мере, имеющими какое-то особое значение. авторитетом, которым не обладают наши представления о мире вне нашего разума, и можем ли мы, и если да, то каким образом, иметь такое знание ментальных состояний других. Кроме того, традиционно принято различать «качественные» состояния, такие как ощущения и перцептивные переживания, от чисто репрезентативных (или интенциональных) состояний, таких как убеждения, мысли и предпочтения, но сейчас это различие подвергается сомнению.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ, ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ НА ФОНЕ СОМАТИЧЕСКОЙ КОМОРБИДНОСТИ
. 2022;75(8 п.1):1876-1881.
дои: 10.36740/WLek202208110.
Иван Р Ромаш 1 , Ирина Б Ромаш 1 , Михаила Михайловича Пустовойта 1
принадлежность
- 1 ИВАНО-ФРАНКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ИВАНО-ФРАНКОВСК, УКРАИНА.
- PMID: 36089872
- DOI: 10. 36740/WLek202208110
Иван Р Ромаш и др. Вид Лек. 2022.
. 2022;75(8 п.1):1876-1881.
дои: 10.36740/WLek202208110.
Авторы
Иван Р Ромаш 1 , Ирина Б Ромаш 1 , Михаила Михайловича Пустовойта 1
принадлежность
- 1 ИВАНО-ФРАНКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ИВАНО-ФРАНКОВСК, УКРАИНА.
- PMID: 36089872
- DOI: 10. 36740/WLek202208110
Абстрактный
Задача: Цель: изучить особенности социальной дисфункции, оценить уровни социальной фрустрации и удовлетворенности качеством медицинской помощи у больных шизофренией на фоне соматической коморбидности.
Пациенты и методы: Материалы и методы. В исследование включено 105 больных (55 женщин — 52,38% и 50 мужчин — 47,61%) с верифицированным диагнозом шизофрении (F20.0-F20.3). Психопатологическое состояние больных оценивали по «Шкале позитивного и негативного синдрома» (PANSS). Специальная психодиагностическая методика Л.И. Вассермана в модификации В.В. Бойко использовали для оценки уровня социальной фрустрации. Особенности социальной дисфункции оценивались на основе «Шкалы личностной и социальной эффективности» (ШСП). «Опросник использования ресурсов здравоохранения» был использован для получения информации об охвате этого пациента первичной или специализированной соматической помощью в течение последних трех месяцев. Также проводилось общее и систематическое обследование больного, применялись физикальные методы диагностики (пальпация, перкуссия, аускультация), рассчитывался индекс массы тела. Консультации специалистов, инструментальные (ЭКГ, УЗИ, Эхо-КС и др.) и лабораторные методы диагностики назначались в зависимости от выявления или подозрения на сопутствующую соматическую патологию.
Результаты: Результаты: Результаты показали значительную социальную изоляцию респондентов, их контакты ограничивались общением с родственниками и друзьями. Это подтверждалось данными социального функционирования по шкале ПСП, согласно которым наиболее выраженные нарушения у обследованных больных были обнаружены в сферах «личные и социальные отношения», «общественно полезная деятельность, в том числе работа и учеба». Следует отметить, что чем выше показатели социальной дисфункции, тем сильнее выражен уровень фрустрации (р<0,05). В частности, обращает на себя внимание низкий уровень удовлетворенности сферой медицинских услуг из-за ее недоступности, по мнению респондентов. По словам родственников, основной причиной такого ограничения стала неосведомленность пациентов о своем состоянии, пренебрежение и равнодушие.
Заключение: Выводы. Требуется дальнейшее внимание к разработке стратегии улучшения лечения коморбидных заболеваний у больных шизофренией, независимо от того, является ли данная ситуация результатом негативного отношения медицинских работников к пациентам с психическими заболеваниями или следствием игнорирования больными своего физического состояния. , или другие факторы.
Ключевые слова: параноидная шизофрения; удовлетворенность качеством медицинской помощи; социальная дисфункция; социальная фрустрация; соматическая коморбидность.
Похожие статьи
Суицидальная идея.
Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.
Корреляция между шкалой личных и социальных характеристик (PSP) и шкалой позитивного и негативного синдрома (PANSS) в греческой выборке пациентов с шизофренией.
Еластопулу Э., Джуру Э., Мерекулиас Г., Местуси А., Моратис Э., Алексопулос Э.С. Джеластопулу Э. и др. БМС Психиатрия. 2014 8 июля; 14:197. дои: 10.1186/1471-244X-14-197. БМС Психиатрия. 2014. PMID: 25005616 Бесплатная статья ЧВК.
Разработка самооценки шкалы для измерения функциональности у пациентов с шизофренией — версии графической шкалы личной и социальной эффективности (SRG-PSP) с самооценкой.
Бай Ю.М., Сяо С.И., Чен К.С., Хуан К.Л., Ли И.Х., Хсу Д.В., Чен П.С., Ян Ю.К. Бай Ю.М. и соавт. Шизофр Рез. 2014 ноябрь; 159 (2-3): 546-51. doi: 10.1016/j.schres.2014.08.024. Epub 2014 23 сентября. Шизофр Рез. 2014. PMID: 25257944
Обучение навыкам общения для специалистов в области психического здоровья, работающих с людьми с тяжелыми психическими заболеваниями.
Папагеоргиу А., Локе Ю.К., Фромаж М. Папагеоргиу А. и соавт. Cochrane Database Syst Rev. 2017 Jun 13;6(6):CD010006. doi: 10. 1002/14651858.CD010006.pub2. Кокрановская система базы данных, ред. 2017 г. PMID: 28613384 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
[Сообщение о диагностике шизофрении во французском психиатрическом отделении].
Рокамора Дж.Ф., Бенадира Р., Саба Г., Стаматадис Л., Калалау К., Дюмортье Г., Плазе М., Обрио-Дельмас Б., Гликман Дж., Жануэль Д. Рокамора Дж. Ф. и соавт. Энцефал. 2005 г., июль-август; 31 (4 ч. 1): 449–55. doi: 10.1016/s0013-7006(05)82406-6. Энцефал. 2005. PMID: 16389712 Французский.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
«Трудный» пациент — Клинические методы
«Трудный» пациент испытывает эмоции и демонстрирует поведение, которое мешает эффективной медицинской помощи. Эти эмоции и поведение обычно вызывают негативные чувства у тех, кто за ними ухаживает, и эта негативная реакция приводит к тому, что таких пациентов называют «трудными». Например, разгневанный пациент может настолько сильно раздражать врача, что тот в ответ рассердится, избегает контакта с пациентом или даже иногда отказывается от лечения. В дополнение к гневу другие эмоции или поведение пациента могут осложнять оказание медицинской помощи: грусть, страх, тревога, зависимость, соперничество, нарциссические права, пассивно-агрессивный уход в себя, отказ от лечения или критическая девальвация. В этой главе представлены основные клинические и межличностные подходы к таким трудным ситуациям пациентов. Такие подходы способствуют хорошему медицинскому обслуживанию, а также облегчают страдания пациента и врача.
Проблемы со сбором данных
Эта книга по клиническим методам основана на том принципе, что эффективное медицинское обслуживание зависит от тщательного изучения пациента, полученного в результате сбора анамнеза, физического осмотра и лабораторных исследований. Эти относительно объективные физические данные, безусловно, абсолютно необходимы для правильной диагностики и лечения. Но пациенты — это не машины, которыми можно пассивно и безлично манипулировать для получения желаемой информации. Пациенты неизменно эмоционально и поведенчески реагируют на свои болезни, и врачи должны реагировать. Большинство врачей дают такие ответы интуитивно и эффективно. Тем не менее, некоторые эмоции или поведение пациентов часто превышают интуитивные способности многих врачей справляться с ними. Когда возникает этот тупик, врачи понимают, что имеют дело с «трудным» пациентом, и иногда прибегают к использованию уничижительных, эмоционально заряженных ярлыков, таких как «кувшин», «тролль», «индейка», «грязный ком» и т. сам процесс мешает эффективному уходу за больным.
Интуитивным ответом врачей на сложные эмоциональные или поведенческие реакции пациентов является сбор дополнительной информации. Таким образом, когда пациент становится сердитым, встревоженным или грустным, у врача может возникнуть соблазн спросить: «Почему вы так сердитесь (встревожены или грустите)?» Иногда это может быть эффективным, но часто такие вопросы воспринимаются пациентами как конфронтационные, навязчивые, умаляющие или оборонительные. Таким образом, сбор данных и дифференциально-диагностический подход к экстремальным эмоциям пациентов не всегда удовлетворительны. Систематический подход «клинических методов» к расширению базы данных может не сработать, и неудача обычного клинического подхода может привести к тому, что врач в отчаянии прибегнет к использованию уничижительных ярлыков.
Трехфункциональная модель медицинского интервью
Признавая ограничения подхода к сбору данных для взаимодействия врача и пациента, автор в сотрудничестве с Джулианом Бердом постулировал «трехфункциональную модель медицинского интервью». интервью» (Берд и Коэн-Коул, в печати). Эта модель представляет собой образовательное устройство, которое утверждает, что встречи врача и пациента обычно включают три отдельные, иногда перекрывающиеся, функциональные области: сбор информации, работа с эмоциями и изменение поведения пациента. Врачи должны обладать навыками в каждой из трех функциональных областей, чтобы оказывать эффективную и действенную клиническую помощь. Однако это деление на отдельные области несколько произвольно и эвристично; в клинической реальности усилия врача по работе с информацией, эмоциями или поведением неизменно переплетаются.
В этой главе мы ограничимся презентацией навыков эмоционального реагирования. Навыки сбора информации хорошо описаны во многих современных медицинских текстах; навыки управления поведением (или мотивационные) более сложны и также описаны в другом месте (см. ссылки). Здесь описывается каждый из пяти операционально определенных навыков эмоционального реагирования: размышление, легитимация, поддержка, партнерство и уважение.
Рефлексия
Первое и самое важное вмешательство в работу с эмоциями трудного пациента — отражение. Эмпатия — это способность распознавать чьи-то эмоциональные реакции и сообщать о своем понимании этих реакций. Наше рабочее определение рефлексии, которое способствует эмпатии, состоит в том, чтобы «выражать наблюдаемую эмоцию пациента». Например, разгневанному пациенту можно сказать: «Вы выглядите очень раздраженным (или злым) из-за того, что происходит». Печальному пациенту можно сказать: «Вы сейчас кажетесь очень грустным», или врач может сказать испуганному пациенту: «Кажется, вы очень нервничаете из-за своего состояния». Хотя эти прямые рефлексивные комментарии могут на первый взгляд показаться слишком упрощенными, очевидными или тривиальными, на самом деле они могут передать пациенту глубокое чувство понимания. Такое понимание обычно очень обнадеживает и способствует более глубокому взаимопониманию между врачом и пациентом.
Возьмем, к примеру, случай 28-летней женщины с непреодолимой болью в животе без видимой соматической этиологии после обширного обследования желудочно-кишечного тракта. Она пришла в ярость, когда ее врач попросил у нее разрешения запросить консультацию у психиатра, сказав:
Вы действительно не верите, что у меня есть эта боль. Вы думаете, что это все в моей голове. Что ж, я просто выпишусь из больницы. и найти врача, который мне поверит!
Врачи могут по-разному отреагировать на эту ситуацию, начиная от защитных аргументов, таких как: «Ну, иди, сходи к кому-нибудь еще», до более поясняющих заявлений, таких как: «Я знаю, что у тебя болит, но мне нужна помощь». помощь психиатра».
В нашем собственном учении мы подчеркиваем, что прямой комментарий к любой очевидной эмоции, как только она наблюдается, обычно является наиболее эффективным способом успокоить разгневанного пациента или, аналогичным образом, успокоить испуганного или грустного пациента. В приведенном выше примере мы предлагаем, чтобы врач немедленно отреагировал на негативную реакцию пациента, сказав что-то вроде: «Кажется, вы очень недовольны предложением вызвать психиатра».
Пациент, скорее всего, ответит: «Конечно, я несчастлив. Не так ли? Я обращаюсь к вам за облегчением моей боли, а вы отправляете меня к психиатру!» Таким образом, рефлективный комментарий врача, кажется, позволяет пациенту выразить еще больше гнева. Хотя на первый взгляд это может показаться контрпродуктивным, если врач сможет продолжая комментировать (и терпеть) гнев без «отпора», большинство пациентов не смогут долго сохранять гневную позицию.0003
Врач может продолжить с более прямолинейными рефлективными комментариями, например: «Я вижу, вы очень злы на меня, потому что я не смог найти причину вашей боли». Вы не можете найти причину, поэтому теперь вы не верите, что это реально».
Врач может настойчиво делать прямые и эффективные рефлексивные комментарии, например: «Вы расстроены, потому что думаете, что я на самом деле вам не верю». вновь страдаю». Такие комментарии быстро рассеют гнев большинства пациентов и позволят более спокойно обсудить связанные с этим медицинские вопросы. Когда эмоции накаляются, врачу и пациенту трудно или даже невозможно четко слышать друг друга.0003
Одна из самых важных, но самых сложных концепций для врачей заключается в том, что передача эмпатии наиболее эффективна с помощью простых утверждений, а не вопросов. Врачи настолько привыкли задавать вопросы, что их интуитивная реакция на эмоцию включает в себя задавание другого вопроса (например, «Почему вы так расстроены?»). Как показано в рассмотренном выше случае, эффективные ответы врача на рассерженного пациента могут быть сделаны прямыми заявлениями. Заметьте также, что одного утверждения недостаточно. Врачам тоже очень трудно этому научиться. Как только врачи научились делать эффективные рефлективные комментарии, они иногда чувствуют, что «эмпатия закончилась и нужно сделать что-то еще», как будто один раздел обзора систем завершен и необходимо изучить следующую систему организма. . Обратите внимание, что по крайней мере три-четыре (а может и больше) простых рефлективных высказывания можно неоднократно повторять во время эффективной встречи с пациентом, у которого сложная эмоциональная реакция.
Легитимация
После того, как врач продемонстрировал свое эмпатическое понимание эмоций пациента и показал, что он может терпеть этот аффект, часто полезно выразить некоторую легитимацию или чувство понятности эмоции. В примере, приведенном выше, после нескольких простых рефлексивных комментариев врач мог указать:
Я, конечно, понимаю, почему вы расстроились. Вы пришли ко мне, чтобы найти какую-то физическую причину вашей боли. Я не смог найти любая проблема, и теперь я посылаю вас к психиатру. Я бы тоже расстроился, если бы был на вашем месте.0003
Это выражение понимания и легитимации эмоций пациента чрезвычайно успокаивает пациента. Обычно это предотвращает любую настоящую борьбу и является мощным методом установления доверия и взаимопонимания между врачом и пациентом. Конечно, врач не должен просто «говорить», что понимает, если на самом деле не понимает. Однако по моему опыту, когда врачи делают искреннюю попытку понять эмоции пациента с точки зрения пациента , почти всегда можно сделать честный обосновывающий комментарий. Я бы, конечно, избегал любых нечестных заявлений о псевдопонимании.
После того, как врач указал, что он может понять, почему пациент выглядит таким злым, пациент обычно перестает злиться. Пациент может искренне задаться вопросом: «Если вы понимаете, почему я расстраиваюсь, почему вы звоните психиатру?»
В этот момент пациент продемонстрировал готовность к открытому обсуждению затронутых медицинских вопросов. теперь может дать пациенту разумное, прямое объяснение. На мой взгляд, когда объяснения предлагаются преждевременно, до того, как эмоция будет признана, принята и легитимирована, пациент редко способен или желает понять или принять медицинское объяснение. пережитая эмоция, может ли врач признать,
Я вижу, что вы расстроены из-за проблемы с психиатром, и я также хочу еще раз совершенно ясно дать вам понять, что могу понять, почему вы расстроены моим желанием позвонить психиатру [повторение размышлений и легитимация ]. Позвольте мне попытаться объяснить мои мысли и посмотреть, имеет ли это какой-то смысл для вас.
При таком подходе к разгневанному пациенту врач почти всегда сможет завоевать доверие пациента и установить достаточную взаимопонимание, чтобы разработать стратегию сотрудничества с пациентом для продолжения лечения. Объяснение, которое может быть приемлемым для пациента, описанного выше, может быть следующим:
Я вполне осознаю, что ваша боль реальна и что вы страдаете. Все наши тесты показывают, что у вас есть , а не серьезные или опасные для жизни физические проблемы. Я не знаю, что вызывает вашу боль, и я Не знаю, как я могу помочь. Многие пациенты испытывают настоящую боль без какой-либо очевидной причины, которую могут выяснить врачи. Психиатры обычно также не могут сказать нам, что вызывает боль, но иногда они могут помочь нам понять, как помочь вам жить. с болью. Иногда лекарства, релаксация, методы снижения стресса или консультации могут помочь пациентам лучше справиться с необъяснимой болью.
Очень немногие пациенты откажутся от консультации психиатра, представленной таким образом.
Поддержка
Врачи обычно предлагают своим пациентам большую эмоциональную поддержку с помощью навыков интуитивного взаимодействия. Я считаю, что врачам полезно научиться прямо признавать этот важный аспект отношений между врачом и пациентом. Например, в отношении пациента, о котором говорилось выше, прямой поддерживающий комментарий типа
Я хочу, чтобы вы знали, что, хотя я и попросил психиатра осмотреть вас, я все равно ваш врач и сделаю все, что от меня зависит. может попытаться помочь вам с вашей проблемой.
Врачи часто забывают, насколько они важны для пациентов как источники эмоциональной поддержки, а прямое признание заботы часто бывает эффективным в трудных ситуациях ухода за пациентами.
Партнерство
Существует множество публикаций, в которых утверждается, что отношения сотрудничества между врачом и пациентом, как правило, более эффективны, чем авторитарные отношения. Когда врачи могут вовлечь пациентов в процесс принятия решений, пациенты, как правило, более удовлетворены, а также с большей вероятностью будут следовать советам врачей. Заявления о партнерстве, которые содержат явные предложения о сотрудничестве между врачами и пациентами, часто являются эффективными. Например, в случае, описанном выше, врач может сказать что-то вроде:
После того, как вы поговорите с психиатром, мы с вами можем собраться и обсудить его рекомендации. Затем мы можем вместе решить, что делать дальше в отношении боли в животе.
Это явное приглашение к партнерству уважает способность пациента самостоятельно принимать решения, а также поощряет более адаптивные отношения между врачом и пациентом
Уважение
Пятый навык эмоционального реагирования, уважение , требует, чтобы врач открыто хвалил пациента за все, что он или она делает. Опять же, этот тип комментариев делают многие врачи на абсолютно интуитивной основе. Однако в большинстве трудных ситуаций с пациентами врачи не думают автоматически о том, чтобы комментировать, что у пациента хорошо. Чаще всего врач чувствует гнев, оборонительную позицию и неуверенность в том, как эффективно вести себя с пациентом Взаимодействие напряженное и непродуктивное, и иногда пациент маркируется в сознании доктора как «индюшка».0003
Этой неприятной последовательности обычно можно избежать, если врач сможет использовать описанные выше навыки, чтобы отразить и узаконить чувства пациента. Чрезвычайно эффективный и полезный метод справиться с трудным пациентом — попытаться сосредоточиться на чем-то, что пациент делает хорошо. В очень раздражающих ситуациях с пациентами, иногда описываемыми как «ненавидящие», врач должен проявлять некоторую изобретательность, когда пациент, кажется, плохо справляется со многими аспектами своей жизни. Однако, если врач может уменьшить свою тревогу и раздражение на достаточно долгое время, чтобы объективно взглянуть на пациента, он, как правило, сможет найти что-то похвальное. Для врача чрезвычайно важно быть честным в этих обсуждениях, потому что большинство пациентов смогут обнаружить неискренность со стороны врача.
Например, в случае, рассмотренном выше, врач может указать:
Я понимаю, как сильно вы испытываете боль, и я впечатлен тем, как хорошо вы справляетесь, несмотря на все страдания. вы испытывали. Вы по-прежнему можете помогать по дому (или ходить на работу) и полны решимости получить ответ на свою проблему. Это хорошие, положительные качества, и я буду помогать вам, чем смогу.
Разновидности трудных пациентов
Существует множество разновидностей «трудных» пациентов. Некоторые пациенты вызывают такое беспокойство, что комментаторы называют их «ненавистными». Взаимодействие с ними вызывает такой стресс, что врач на самом деле боится контакта, избегает пациента, может страдать от ночных кошмаров или даже фантазий о смерти и в конечном итоге часто оказывает неоптимальную медицинскую помощь из-за психологических проблем пациента. Наиболее трудные из этих типов пациентов обычно в той или иной степени сложны для каждого врача.
Но некоторые пациенты беспокоят одних врачей больше, чем других. В оставшейся части этой главы описываются три основные эмоциональные реакции пациентов (т. е. гнев, страх, печаль), с которыми врачам часто трудно справиться. Мы предлагаем некоторые рекомендации по ведению, которые должны помочь врачу улучшить отношения между врачом и пациентом и стимулировать более адаптивные реакции пациента.
Следует отметить, что данные вмешательства описываются без учета конкретных психологических проблем самого пациента. Способность распознавать динамику и поведенческие проблемы различных типов проблемных пациентов (например, зависимых, пограничных, компульсивных, нарциссических, истеричных) может быть чрезвычайно полезной для практикующего врача. Если врач сможет дополнить базовые неспецифические коммуникативные навыки (описанные в этой главе) более критическим пониманием того, как модифицировать или расширить их в зависимости от интрапсихических или межличностных потребностей отдельного пациента, вмешательство врача будет гораздо более эффективным. Однако этот навык довольно сложен и представляет собой навык более высокого порядка, который обычно может быть достигнут только при длительной тренировке. Для студентов, заинтересованных в более глубоком изучении этого предмета, доступно несколько отличных ссылок (см. ссылки).
Разгневанный пациент
По моему опыту, у врачей больше всего проблем с разгневанными пациентами. Конечно, существует множество разновидностей терпеливого гнева, начиная от разочарования или раздражительности и заканчивая требовательными, унизительными обвинениями и откровенной яростью. Типичным примером является гнев пациента с необъяснимой болью в животе, которого направили на консультацию к психиатру. Другие примеры включают пациентов, которые не получают столько аналгезии, сколько они хотят, или которым не оказывают должного уважения или услуг (например, одноместной палаты), которых, по их мнению, они заслуживают.
Врачи-студенты часто сталкиваются с пациентами, которых раздражает необходимость расспрашивать и осматривать так много людей. Они часто становятся угрюмыми, саркастическими, унизительными или утаивают (информацию), когда студент говорит им, что им предстоит пройти еще еще одну историю или медицинский осмотр. Вместо того, чтобы становиться чрезмерно извиняющимися или оборонительными (которые являются обычными интуитивными реакциями), я предлагаю студентам полагаться на размышления и легитимацию. Типичный обмен может быть следующим (S = студент; P = пациент). Тип комментария следует за S или P в квадратных скобках.
СУБЪЕКТ: [Введение] Здравствуйте, мистер Смит. Я Джон Джонс, студент-медик. Мне дали ваше имя, как человека, с которым я мог бы поговорить и пройти обследование для моего курса клинических методов.
П: [раздраженно] Не другой! немного расстроен тем, что приходится проходить еще одно обследование
П: [Разочарованно] Ну, я немного расстроен тем, что мне приходится повторять свою историю снова и снова
С: [Отражение] Ты сейчас выглядишь немного обеспокоенным предстоит еще один экзамен, причем со стороны студента-медика.0003
П: [Разочарованно, но уже меньше] Ну, как-то утомительно повторять это снова и снова.
S: [Легитимация] Я хочу, чтобы вы знали, что я считаю вполне разумным, что вы расстраиваетесь из-за этого повторения. Такое же чувство испытывают и многие другие пациенты. Этот экзамен предназначен для моего собственного образования, поэтому, если вы не хотите его делать, дайте мне знать, и я уйду. Если вы позволите мне осмотреть вас, я буду максимально эффективен, и если я обнаружу что-нибудь необычное, я обсужу свои выводы с вашими врачами.0003
П: [Принимая] Конечно, вы можете меня осмотреть. Извините, что был таким раздражительным.
СУБЪЕКТ: [Легитимация] Спасибо, но помните, что ваше разочарование вполне естественно и обычно. разочарования и установления взаимопонимания в трудных ситуациях.
Беспокойный пациент
Большинству врачей приходится сталкиваться с тревогой пациентов как рутинной частью своей медицинской практики. Большинство болезней, особенно хронических или опасных для жизни, вызывают у пациентов тревогу. Тревожный пациент расстроен, нервничает, отвлекается и испытывает дискомфорт. Он или она обычно не может слышать или помнить, что говорит врач. Тревога будет мешать любому общению, которое пытается развить врач. Такие пациенты, безусловно, нуждаются в реальной медицинской уверенности в том, что можно ожидать в отношении их состояния. Тем не менее, с тревогой можно также очень конкретно справиться, используя пять ранее описанных навыков эмоционального реагирования. Обычно это приводит к снижению тревожности пациента и дальнейшему укреплению отношений между врачом и пациентом.
Недавно я наблюдал 60-летнюю женщину через 2 недели после операции на открытом сердце и послеоперационной остановки сердца, которую только что перевели из отделения интенсивной терапии в общую палату. Она казалась встревоженной (как и многие такие пациенты), но замолчала и только кивала головой да или нет. Когда я увидел ее, состоялся следующий разговор (Д = врач; П = пациент):
Д: [Введение] Я доктор Коэн-Коул из психиатрической консультационной службы связи. Ваши врачи позвонили мне, потому что они чувствовал, что ваши нервы доставляют вам неприятности.0003
П: [Нет ответа].
D: [Отражение] Ты выглядишь немного расстроенным, не так ли?
(Необходимо задавать закрытые вопросы, потому что пациент не хочет говорить. После рефлексивного утверждения следует закрытый вопрос «да или нет», потому что это единственный способ получить ответ.)
P : [Кивок головой] «Да»
D: [Отражение] Вы, кажется, обеспокоены своим состоянием. Это правда?
П: [Кивок головой] «Да»
D: [Отражение] У вас было одна остановка сердца. Вы можете бояться, что у вас может быть другой. Так ты себя чувствуешь?
П: [кивает головой] «Да. »
D: [Отражение] Теперь, когда вы вышли из реанимации, вы можете бояться, что никто не найдет вас вовремя, если вас арестуют. Это правда?
П: [Кивок головой] «Да.
D: [Легитимация] Я хочу, чтобы вы знали, что этот страх является совершенно нормальной реакцией на выход из отделения интенсивной терапии. Многие пациенты испытывают точно такой же страх. .»)
П: [Заинтересованный взгляд, более расслабленный].
D: [Поддержка] Я также хочу, чтобы вы знали, что я здесь, чтобы помочь вам справиться с этим беспокойством. Вы хотите, чтобы я попытался помочь?
P: [Кивок головой] «Да». D: [Поддержка] Хотели бы вы, чтобы я позаботился о том, чтобы с вами постоянно находилась няня? ] «Да»
D: [Поддержка] Я также дам вам немного транквилизатора, чтобы помочь вам расслабиться. Это нормально?
П: [кивает головой] «Да.»
D: [Партнерство] Тогда я вернусь завтра, и мы с тобой сможем вместе обсудить, что еще мы сделаем, чтобы помочь тебе справиться с этими страхами. ХОРОШО?
П: [кивает головой] «Да».
D: [Уважение] Я также хочу, чтобы вы знали, что я думаю, что вы хорошо справляетесь с этим очень сильным беспокойством, которое вы чувствуете. Вы очень хорошо общались и сотрудничали со мной сегодня, и я подозреваю, что к завтрашнему дню вы можете чувствовать себя достаточно хорошо, чтобы говорить
(Пациент действительно начал говорить на следующий день.) Еще раз, как было продемонстрировано в случае гнева пациента, несколько операционально определенных коммуникативных навыков могут успешно помочь пациенту. справляться с трудными эмоциями.Тревожному пациенту, как правило, будет полезно сделать дополнительный акцент на поддерживающих комментариях.
Грустный пациент
Врачи также должны иметь дело с печалью многих пациентов на относительно постоянной основе. Пациенты, особенно очень больные или умирающие, реально опечалены своим состоянием. Многие другие пациенты находятся в легкой или тяжелой депрессии по причинам, которые иногда совершенно отдельно от их медицинских проблем Врачи часто оказывают хорошую интуитивную эмоциональную поддержку таким пациентам Однако многим врачам трудно справиться с грустью, и структурированный подход к помощи грустному пациенту может быть полезен, так же как и для злой и встревоженный пациент
Недавно я посетил 50-летнего консультанта по алкоголизму с терминальной множественной миеломой. Он плакал, волновался и страдал. Наш разговор (в сокращенной форме) был таким (Д = врач; П = пациент):
Д: [Введение] Здравствуйте, мистер Смит. Я доктор Коэн-Коул из психиатрической службы. Ваши врачи попросили меня осмотреть вас, потому что они чувствовали, что вы чувствуете себя немного подавленным. проблема моей дочери с наркотиками. Меня не будет рядом, чтобы помочь ей.
D: [Отражение] Я вижу, как ты этим расстроен.
П: [Тревога, печаль] Да [плачет]. Я думаю, что мог бы справиться со своими проблемами, если бы не проблемы моей дочери помимо них.
Д: [Отражение] Вы, кажется, особенно обеспокоены проблемами вашей дочери.
П: [Виновно] Да. какое-то время она чувствовала себя хорошо, а теперь снова в больнице. Я чувствую, что это моя вина.
D: [Легитимация] Я понимаю, почему это может вас огорчить. Я, конечно, не думаю, что вы должны винить себя, но Я могу понять, почему вам будет больно видеть, как ваша дочь снова катится вниз.
П: [Менее виноватый] Ну, я действительно не виню себя. Просто она могла бы не вернуться к наркотикам, если бы я был рядом и здоровее.
Д: [Легитимация] Опять же, я не думаю, ты должен винить себя, но я, конечно, понимаю, почему ты так плохо себя чувствуешь. [Поддержка] Я хочу, чтобы вы знали, что я здесь, чтобы помочь вам, чем смогу. Я начну принимать новое лекарство, чтобы облегчить вашу боль и помочь вам спать ночью. Это может даже немного улучшить ваше настроение. И Я вернусь завтра, чтобы поговорить с вами больше.
П: [Спокойнее] Спасибо.
D: [Партнерство] И когда я вернусь завтра, я хочу, чтобы вы рассказали мне, как подействовало лекарство и как вы себя чувствовали после нашего сегодняшнего разговора, чтобы вы и я могли вместе решить, как действовать дальше.
П: [Спокойствие] О.К.
D: [Уважение] И, наконец, я хочу, чтобы вы знали, насколько хорошо, по моему мнению, вы справляетесь с обстоятельствами. У вас есть все основания быть очень расстроенным и обеспокоенным, и я думаю, что вы очень хорошо справляетесь со своими эмоциями. Также непросто говорить о своих чувствах таким образом, и ваша способность обсуждать то, что вы думаете и чувствуете, очень поможет нам в планировании вашего лечения.0003
Еще раз можно увидеть, как можно эффективно использовать простые операционально определенные утверждения, чтобы помочь пациентам с грустными чувствами, точно так же, как с гневными или тревожными чувствами. Печальный пациент, как и встревоженный, может извлечь пользу из большой поддержки и партнерства.
Заключение
Существует много разных типов трудных пациентов, и отдельные врачи считают одни типы более трудными, чем другие. Независимо от типа пациента или интуитивных навыков врача, трудные пациенты в силу их определения как «трудных» испытывают эмоции, которые обычно проблематичны для врачей. Пять основных навыков эмоционального реагирования могут помочь врачу улучшить взаимопонимание с такими пациентами, чтобы обеспечить более эффективное и действенное клиническое лечение. Это увеличение взаимопонимания неизменно приведет к более высокому удовлетворению пациентов, а также врачей.
Ссылки
Bird J, Cohen-Cole SA, Boker J. et al. Преподавание психиатрии непсихиатрам. I: Применение образовательной методологии. Генерал Хосп Психиатрия. 1983; 5: 247–53. [PubMed: 6662354]
Bird J, Cohen-Cole SA. «Трехфункциональная модель» медицинского интервью: образовательный прием. В: Хейл М., изд. Модели преподавания консультативной психиатрии связи. Базель, Швейцария: С. Каргер, в печати.
Коэн-Коул С.А. Медицинское интервью: трехфункциональный подход. Сент-Луис: CV Мосби. Под давлением.
Коэн-Коул С.А., Фридман С.П. Языковая проблема: интеграция психосоциальных переменных в рутинную медицинскую помощь. Психосоматика. 1983; 24:54. [PubMed: 6828630]
Ди Маттео Р., Фридман Х. Сотрудничество пациента с лечением. В: Ди Маттео Р., Фридман Х., ред. Социальная психология и медицина. Кембридж, Массачусетс: Эльгешлагер, Ганн и Хайн, 1982; 35–38.
Drossman D. Может ли врач первичного звена быть лучше обучен психосоциальным аспектам ухода за пациентами? Int J Psychiatry Med. 1978;8:169–84. [PubMed: 631998]
Enelow AS, Swisher SN. Беседа и уход за пациентом. Нью-Йорк: Oxford University Press, 1982.
Goldbert D, Hobson RF, Maguire P. et al. Уточнение и оценка метода психотерапии. Бр Дж. Психиатрия. 1984; 144: 567–75. [PubMed: 6743923]
Гроувз Дж. Забота о ненавистном пациенте. N Engl J Med. 1978; 298: 883–87. [PubMed: 634331]
Кахана РФ, Бибринг Г.Л. Тип личности в медицинском менеджменте. В: Зинберг Н.Е., изд. Психиатрия и врачебная практика в многопрофильной больнице. Нью-Йорк: Издательство Международного университета, 19.64.
Лазар А., Эйзенталь С., Вассерман Л. Клиентский подход к терпеливости. Арх генерал психиатрия. 1975; 32: 553–58. [PubMed: 1124971]
Ли Х., Рейзер М.Ф. «Личность пациента». В: Ли Х., Райзер М.Ф., ред. Пациент: биологические, психологические и социальные измерения медицинской практики. Нью-Йорк: Книга пленума, 1980; 253–70.