Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Межличностное взаимодействие это: Межличностное взаимодействие это

Понятие и структура межличностного взаимодействия.

Каждый человек живет, формируется, развивается в обществе других людей. С ними он устанавливает определенные связи и отношения. Основу этих связей и отношений составляют действия людей и их влияние друг на друга. Это и есть взаимодействие.

Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь (Словарь практического психолога).

Именно причинная обусловленность является главной особенностью взаимодействия. При этом каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина  другой как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно становится источником самодвижения и саморазвития процессов и явлений.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, воздействия на оценки и эмоциональные состояния другого человека.

Под взаимодействием в социальной психологии понимаются не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Взаимодействие  обычно классифицируют по форме. В этом случае различают межличностное и межгрупповое взаимодействие, межличностные отношения и общение.

Межличностное взаимодействие – это случайные и преднамеренные, частные и публичные, длительные и кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основные признаки межличностного взаимодействия:

¨ Наличие внешней цели (или объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

¨  Доступность (эксплицированность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

¨  Ситуативность, зависящая от конкретных условий деятельности, правил, норм, вследствие чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

¨  Рефлексивная многозначность – зависимость от восприятия, от условий осуществления и от оценок его участников

Межгрупповое взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами.

Межличностные отношения (взаимоотношения) – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием  совместной деятельности (Пс. Сл. – М., 1983). Они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия и взаимоотношений (Кр.пс. сл. – М.-1985). Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

В структуре взаимодействия и общения людей, как правило, выделяют три составляющие:

По Я.Л.Коломинскому

¨  Поведенческую

¨  Аффективную

¨  Когнитивную

По А.А. Бодалеву: праксическая составляющая, аффективная, гностическая.

По Б.Ф. Ломову: регулятивная составляющая, аффективная, информационная

Мы будем придерживаться структуры, предложенной Я.Л. Коломинским.

К поведенческому компоненту относят результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию (перемещение в пространстве), речь

Эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологической регистрации и субъективных отчетов (ПР-р, продолжительность отрицательных эмоций, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.п.).

Когнитивный компонент включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Понятие и структура межличностного взаимодействия.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Понятие и структура межличностного взаимодействия.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Понятие и структура межличностного взаимодействия.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Межличностное взаимодействие — Всем учителям — Презентации

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Межличностное общение-

это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах.

Основной целью исследования

межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу.

Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания.

Люди, состоящие в членах различных групп, неизбежно между собой общаются, что вполне естественно, мало того, закономерно.

Складывающиеся межличностное общение и взаимодействие оказываются предметом, который подлежит изучению науки, называемой социальной психологией.

В силу специфических особенностей человека он должен общаться внутри социальной группы, ибо в противном случае, при отсутствии надлежащего контакта между отдельными индивидами, ни одна из человеческих общностей не будет иметь никаких возможностей для реализации совместной деятельности.

При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи:

  • Межличностное восприятие.
  • Понимание человека.
  • Формирование межличностных отношений.

Понятие

«восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей.

В дальнейшем к нему добавляется понятие, как

«понимание человека» ,

что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов.

Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности, которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Межличностное взаимодействие

это реально функционирующая связь субъектов, обладающих сознанием и целенаправленной активностью, которая характеризуется их взаимной зависимостью.

Понятие

межличностное взаимодействие” объединяет такие частные понятия, как “взаимопонимание” , “взаимопомощь” , “сопереживание” .

Эти составляющие имеют свою противоположность:

взаимное непонимание” , “противодействие” или “отсутствие действия” , “отсутствие сопереживания , сочувствия” .

Межличностное взаимодействие предполагает партнеров, что, в свою очередь, и определяет характер межличностных отношений. Совместимость как удовлетворенность партнеров друг другом и сработанность, проявляющаяся в успешности выполнения совместных задач, свидетельствуют о наличии реального межличностного контакта.

Контакт считают промежуточной формой взаимодействия, посредством которой оно может перейти или не перейти в общение.

Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, формы поведения, соответствующие ситуации.

Межличностное взаимодействие

1 .

Сотрудничество — партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей. 2.Противоборство — партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого. 3.Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его .

Межличностное взаимодействие

Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

Учитель, стремясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие-то причины, чтобы не прийти на занятия: то опоздал, то приболел и т. д

Еще один тип взаимодействия получил название

“контрастное взаимодействие” . С ним мы сталкиваемся, когда врач хочет нам помочь и назначает прием лекарств, а мы вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем.

Таким образом, получается противоречие — один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует. Иногда встречается компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Вывод

Человеческое взаимодействие очень разнообразно.

Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.

Выделение полярных типов взаимодействия хотя и предполагает наличие промежуточных типов, но дает несколько упрощенную картину человеческого общения. Для решения задач исследований психологи конкретизируют более общие типы взаимодействия, выделяя в них простые виды взаимодействий, которые затем могут быть использованы в качестве единиц наблюдения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

словосочетание межличностного взаимодействия | значение и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с взаимодействием.

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Большинство этих исследований было основано преимущественно на естественно возникающих, межличностных межличностных взаимодействиях речевых кодовых переключений высказываний.

Из Кембриджского корпуса английского языка