Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Межличностные отношения обществознание это: Ошибка 403 — доступ запрещён

Межличностные отношения и их виды (6 класс, обществознание)

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1318.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1318.

Человек считается личностью только при условии обитания, общения и взаимоотношения с другими людьми, которые его окружают. Данный материал посвящен теме межличностных отношений, которая изучается на уроке в 6 классе обществознания. С помощью этой статьи можно повторить изученную тему, подготовить дополнительную информацию к уроку.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Понятие «межличностные отношения»

Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими ее людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.

Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем – 150 контактов.

Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы:

  • неформальные\формальные;
  • деловые\личные;
  • практичные\эмоциональные;
  • субординационные\паритетные.

Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.

Типы отношений

  • Формальные\неформальные;

Все формальные (официальные) контакты устанавливаются законодательством и складываются только на правовой основе. На такие взаимосвязи не влияют личные привязанности и чувства. Они могут устанавливаться между членами коллектива или начальством и подчиненным.

Неформальные (неофициальные) отношения складываются с учётом личных симпатий и чувств.

Типы взаимосвязей между личностью и окружающими людьми тесно переплетаются друг с другом, поэтому сложно сделать четкие разграничения.

  • Личные;

К ним относят: любовь и дружбу, приязнь и уважение, ненависть и антипатию, вражду и неприязнь. Данные связи устанавливаются вне зависимости от совместной деятельности.

  • Деловые;

Профессиональное общение складывается на основе профессиональных интересов и не зависит от личных привязанностей. Так, например, одноклассники продолжают учиться в одном классе вне зависимости от личных чувств внутри данного коллектива.

  • Практичные\эмоциональные;

Практичные отношения устанавливаются, когда можно вынести пользу из взаимосвязи. Ими руководят здравый смысл или расчёт.

Эмоциональные связи выстраиваются при наличии глубоких чувств между членами коллектива.

  • Субординационные\паритетные;

Субординационные контакты выстраиваются между двумя личностями, один из которых имеет высшее положение по статусу (начальник – подчинённый).

Паритетные связи устанавливаются на основе равноправия между всеми членами коллектива.

Виды межличностных отношений

Существуют такие виды межличностных отношений:

  • Знакомство – имеет три этапа:
  • узнавание в лицо;
  • узнавание и приветствие друг друга;
  • приветствие и наличие общих интересов и тем для разговора.
  • приятельство – обоюдная симпатия и наличие общих интересов;
  • товарищество – деловые отношения на основе общих целей;
  • дружба – устанавливается между теми, кто умеет дружить, то есть умение разделить радость, помочь в беде, вызывать доверие;
  • любовь – наивысшая форма взаимосвязи.

Роль чувств

Все контакты устанавливаются на основе испытываемых чувств к окружающим. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые чувства основываются на внешних данных знакомого и лишь со временем оцениваются личные качества и черты характера.

На искажение чувств могут повлиять такие факторы:

  • неумение отличать истинные намерения от мотивации;
  • умение объективно оценивать нового знакомого;
  • определение установок навязанных самостоятельно или обществом;
  • стереотипы;
  • форсирование событий, неумение разобраться в человеке до конца;
  • не восприятие чужого мнения.

Что мы узнали?

Межличностные отношения – это взаимодействие между людьми, которое основывается на установленных моральных принципах, жизненных устоях личности. Существует несколько типов взаимосвязей: формальные и неформальные, личные и деловые, паритетные или субординационные, практичные и эмоциональные. Все они тесно переплетаются друг с другом и выстраиваются в такой последовательности: знакомство – приятельство – товарищество – дружба – любовь.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1318.


А какая ваша оценка?

Урок обществознания в 6 классе «Межличностные отношения»

Парыгина Любовь Викторовна,  учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с. Биджан

Тема урока: «Межличностные отношения»

Цель урока: сформировать представление о межличностных отношениях.

Задачи:

Образовательная – познакомить с разнообразием межличностных отношений, раскрыть значимость каждого вида отношений.

Развивающая – развивать умения работать с текстом, умения и навыки логического мышления.

Воспитательная – воспитывать культуру отношений, уважение к чувствам другого человека.

Формируемые УУД:

Предметные:

— характеризовать и анализировать межличностные отношения;

— определять виды межличностных отношений на конкретных примерах;

Метапредметные:

-уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения задач;

— развивать умение обмениваться знаниями;

— формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

Личностные:

— формирование познавательного интереса к изучению нового;

— формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1. Организационный момент

Вспоминаем то, что знаем (слайд 1)

Вопросы:

— Можно ли слово «человек» в тексте заменить словом «личность»

— Может ли человек родиться личностью?

— Как человек становится личностью? (Личностью человек становится в отношениях с др. людьми).

2. Мотивация и целеполагание

Учащимся предлагаются высказывания (слайд 2)

1. Человек – это узел отношений и только отношения важны для него. (Антуан де Сент-Экзюпери)

2. Чтобы узнать людей, нужно иметь с ними дело. Чтобы любить их нужно делать им добро. Чтобы уважать их, нужно их избегать. (Моисей Сафир)

3. Отношения людей зависят от чувств; когда сердце меняется, меняется всё.

(Жан Жак Руссо)

Учитель: Прочитайте высказывания на слайде и ответьте на вопросы:

— О ком говорится в этих высказываниях.

— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

— Исходя из сказанног8о, сформулируйте тему урока («Межличностные отношения»).

Учитель: Прочитайте текст (Приложение 1).

— Что общего у Димы и Пети? И чем отличается их положение в классе? (Оба мальчика приехали из одного города почти в одно и тоже время. Но у Димы быстро появились друзья, да и учителя его любят, а Петя оказался без друзей и становится всё угрюмее.

— Изначально они были в одном положении, но Дима быстро сумел установить отношения с другими, а Петя так и не смог).

— В чём вы видите противоречие?

1. Дима – сложились отношения

2. Петя – отношения не сложились.

— Какой вопрос может возникнуть, если исходить из этого противоречия?

Проблема урока: «Почему отношения между людьми складываются по-разному?»

Учитель: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему урока? (какие бывают отношения? Что влияет на возникновение разных взаимоотношений).

III. Актуализация опорных знаний.

IV. Введение в новый материал:

  1. Какие отношения называются межличностными.

Учитель задаёт вопросы, и ответы записывает на доске:

1. Назовите главное слово в словосочетании «межличностные отношения», (отношения).

2. Между кем возникают такие отношения? (между людьми).

3. В процессе чего они возникают? (общения, деятельности)

Учитель: А теперь составьте определение к понятию «межличностные отношения» и запишите в тетрадь.

Сверьте со словарём (стр. 108)

  1. Чувства – основа межличностных отношений

Учитель: В межличностных отношениях присутствуют чувства, эмоции. Чувства, которые у человека проявляются в межличностных отношениях могут быть самыми разнообразными. Их тысячи. Однако все чувства можно разделить на две категории: Какие? Стр. 51 учебника (положительные и отрицательные).

Задание: Разделите чувства на положительные и отрицательные.

Дополните список своими примерами. (Зачитайте)

Человек в своих взаимоотношениях руководствуется, прежде всего, тем, что с одними людьми он хочет и ему интересно общаться, с другими – наоборот. Очень часто можно услышать фразы «этот человек мне симпатичен» или «с этим человеком я не хочу общаться». В данном случае присутствует симпатия или антипатия. Разберёмся с этими понятиями.

Демонстрируется фрагмент из мультфильма Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

— Назовите героев мультфильма?

Дайте им характеристику.

— Какие чувства вызывает девочка-разбойница? (антипатию)

Продолжение демонстрации м/фильма

— Посмотрите следующий фрагмент. А теперь какие чувства вызывает девочка-разбойница? (симпатию)

Учитель: Межличностные отношения носят эмоциональную окраску. Для понимания друг друга большое значение имеет выражение лица, интонация, жесты. Посмотрите на слайд. Вы видите четыре варианта выражения лица. Расскажите, что выражает каждый вариант.

Давайте посмотрим, как вы общаетесь с окружающими.

На мои вопросы вы будите отвечать с помощью карточек-смайликов, которые имеются у вас на столах.

  • С каким лицом вы чаще всего общаетесь с окружающими?
  • Какое оно в общении с родителями? А если они вас ругают?
  • С каким лицом общаются с вами в магазине?
  • Каким оно должно быть, по вашему мнению, во время общения с врачом?

Задание: В парах составьте словесный портрет собеседника.

Какой вывод можно сделать: Таким образом, люди, обладающие положительными качествами, вызывают симпатию, те, кто совершает плохие поступки, обладает отрицательными качествами – антипатию.

— Часто межличностным отношениям мешают стереотипы (стр. 52)

Задание: обратившись к учебнику, найдите и почитайте понятие «стереотип». Приведите свои примеры.

— Какой вывод можно сделать?

Вывод: Чтобы окончательно судить о ком-либо, убедитесь, хорошо ли вы знаете этого человека.

Физ. минутка

  1. Виды межличностных отношений

Учитель: Существует множество разнообразных отношений между людьми. Каждый вид межличностных отношений имеет свои особенности.

Прочитайте текст на стр. 52-53 и выпишите виды межличностных отношений.

Предложить учащимся высказаться по каждому виду отношений, указывая и называя отличительные особенности. (Предполагаемые ответы: отношения знакомства построены на том, что человек знает другого лишь по тому, что ходит в один и тот же магазин, встречается на улице и т. д. Приятельские отношения – это отношения, когда человеку приятно общаться с другим человеком. Дружеские отношения – это отношения, построенные на доверии, понимании и т.д.)

Задание: Перед вами перепутанные пословицы. Назовите виды отношений, которые в них отражены.

1. В счастье много приятелей, а в несчастье нет ни одного (приятельство)

2. В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится (знакомство)

3. Сам пропадай, а товарища выручай (товарищество)

4. Без беды друга не узнаешь (дружба)

Учитель: изобразите разные виды межличностных отношений в форме диаграммы, поставив себя в центр, а товарищество, приятельство, знакомство и дружбу в последующие отношения. Какие из них по вашему мнению самые важные для человека? Почему?

Есть ещё один особый вид отношений. Ему посвящено множество произведений. Во все времена она вдохновляла людей на творчество, благородные поступки.

Задание: послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Однажды на одном острове проживали различные чувства: Счастье, Грусть, Умение. Любовь была в их числе. Однажды всем объявили, что скоро остров затопят, и они должны быть готовы покинуть его на кораблях.

Все уехали. Только Любовь осталась. Любовь хотела остаться до последней секунды. Когда остров уже должен был уйти под воду, Любовь решила позвать себе на помощь. Богатство приехало к Любви на великолепном корабле. Любовь ему говорит:

— Богатство, можешь ли ты меня увезти?

— Нет, так как много денег и золота на моем корабле. У меня нет места для тебя. Любовь решила тогда попросить Гордость, которая проезжала мимо на великолепном корабле:

— Гордость, помоги мне, я тебя прошу!

— Я не могу тебе ничем помочь, Любовь. Ты вся мокрая, и ты можешь повредить мой корабль.

Любовь попросила Грусть:

— Грусть, позволь мне поехать с тобой.

— Ooо… Любовь, я настолько печальна, что я нуждаюсь в одиночестве!

Счастье плыло мимо острова, но оно было настолько счастливо, что не услышало даже, как Любовь его призывает. Вдруг чей-то голос говорит: «Приди, Любовь, я тебя беру с собой». Это был старик, который с ней заговорил. Любовь почувствовала себя столь признательной и полной радости, что даже забыла спросить имя у старика.

Когда они прибыли на землю, Старик ушел. Любовь решила спросить у Знания:

— Кто мне помог?

— Это было Время.

— Время? — спросила Любовь, — Но почему Время мне помогло?

Знание улыбнулось мудро, и ответило:

— Именно потому, что только Время способно понять, насколько Любовь важна в Жизни

— О каком виде отношений идёт речь?

Отношения между людьми носят самый разнообразный характер. В процессе межличностных отношений люди не просто общаются, а ещё и соблюдают определённые правила, формируют стиль отношений.

Индивидуальное задание ученику (стр. 56 учебника) Вставь пропущенные слова в текст. По стилю межличностные отношения делятся на ………(официальные) и ……… (личные). Официальные отношения связанны с соблюдением каких-либо формальностей, …. . (правил), установленных ……. (официальным) лицом. ….. (личные) отношения не ограничены формальными ….. (правилами).

— Определи, какой рисунок иллюстрирует отношения официальные, а какой личные? Обоснуй свой ответ.

Какой бы стиль, деловой или личный, в отношениях человека с другими людьми не наблюдался, он должен уметь правильно строить взаимоотношения. Успех любых отношений зависит, прежде всего, от самого человека.

V. Подведение итогов урока

— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (Межличностные отношения могут складываться по-разному, потому что у людей различные интересы, цели и характеры).

Задание: Составьте памятку «Учимся взаимодействовать с окружающими».

VI. Рефлексия

Выразите своё отношение к уроку, заканчивая фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Урок дал мне для жизни …
  • Мне захотелось …
  • Я попробую …

VII. Домашнее задание три уровня:

1) Стандартный (ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»)

2) Повышенный (Написать небольшой рассказ на тему «Что мешает межличностным отношениям и как это преодолеть?»)

3) Творческий (Сообщение об отношениях Пушкина и Пущина из рубрики «Путешествие в прошлое»).

Межличностные отношения – клинические методы

Джон Б. Гриффин, мл.

Определение

Межличностные отношения относятся к взаимным социальным и эмоциональным взаимодействиям между пациентом и другими людьми в окружающей среде. Почти каждое психическое расстройство сопровождается проблемами в этом отношении. Часто основной причиной конфликтов с другими людьми является наличие какого-либо психического расстройства. Основные области, в которых могут возникнуть эти конфликты, включают следующие отношения:

  • Семейство

  • Social

  • Работа

  • Религиозный

  • Сексуальные

Техника

Семейные отношения

3 9002. Семейными отношениями с SPE и с помощью SPE -SARIVELICANGE и с помощью SPE -SARIVEINGE и SPE -SARIVEDIVINGS, а также с таковами SPE -SAMOUSE. Семейными отношениями. Расследование этих отношений обычно начинается с изучения супружеских отношений. Супружеские конфликты часто бывают довольно тонкими. Пациенты часто не видят связи между имеющейся у них симптоматикой и семейной дисгармонией, особенно когда присутствующая проблема является психофизиологической, такой как астма или пептическая язва. Иногда пациент бессознательно сопротивляется тому, чтобы увидеть такую ​​связь из страха, что исследование конфликтов может привести к распаду брака.

Часто бывает полезно начать с открытых общих вопросов или утверждений, таких как: «Расскажите мне о вашем браке. На что похож ваш брак?» Степень теплоты и энтузиазма, с которыми пациент описывает брак, может быть важнее, чем сами слова. Иногда пациенты могут сказать, что в браке все в порядке, даже если это не так, потому что они чувствуют себя некомфортно, обсуждая присутствующие трудности. Если что-то в ответе пациента указывает на то, что в браке могут быть трудности, переходите к более детальному расспросу. Полезным началом часто является просьба пациента описать супруга. Если пациент не перечисляет недостатков супруга, можно указать на это и поощрять пациента описывать даже незначительные вещи, которые могут его раздражать. Даже в самом лучшем браке должны быть качества супруга, которые несколько раздражают другого члена пары. Если пациент каким-то образом указывает на наличие серьезных трудностей, но чувствует себя некомфортно при обследовании этих областей, обычно разумно избегать сильного давления на пациента в начальном процессе сбора анамнеза. Если сильно надавить, многие больные начнут отрицать трудности. Это затруднит дальнейшую терапию, поскольку пациенту в конце концов придется признать, что он ввел вас в заблуждение, если вы хотите помочь ему или ей с этими проблемами.

Если пациенту удобно подробно описывать семейные проблемы, это следует делать в полной мере. Пациента следует попросить описать природу конфликтов, чувства по поводу конфликтов и усилия по их разрешению. Собирая эту информацию, врач часто получает важную информацию о гибкости, уверенности в себе, независимости и проницательности пациента.

Кроме того, обследующий должен получить информацию о взаимодействии пациента с другими значимыми членами семьи, особенно с детьми и родителями. Большинство пациентов не чувствуют угрозы при прямом расспросе о своих детях или родителях.

Если у пациента маленькие дети, у врача часто есть возможность провести профилактическое вмешательство в области психического здоровья. Многие матери чувствуют, что у их детей серьезные эмоциональные трудности, но не могут выявить их, пока врач не спросит. В некоторых случаях эти трудности будут второстепенными по отношению к основной жалобе пациента; в других случаях они в значительной степени связаны с ним. В любом случае, если анамнез указывает на то, что у ребенка могут быть серьезные эмоциональные проблемы, эта трудность часто может быть легче разрешена в детстве, чем в более поздние годы. Затем лечащий врач может поощрять раннее вмешательство, которое впоследствии может предотвратить более серьезные трудности.

Отношения пожилых пациентов с их взрослыми детьми также имеют большое значение. Спросите о соответствии между ожиданиями и надеждами, которые родители возлагали на своих детей, и реальными жизненными событиями. В тех случаях, когда дети были разочарованием, многие пациенты будут испытывать значительную вину.

Эмоциональные связи с родственниками — родителями, братьями и сестрами, детьми, бабушками и дедушками — часто бывают особенно тесными. Такие вопросы, как «Как вы ладите со своими родителями?» или «Какие у вас сейчас контакты с родственниками?» часто открывает шлюзы важной информации. Если замужние пациенты не упоминают спонтанно о своих отношениях со свекровью, врач должен задать конкретные вопросы, так как эти отношения, о чем свидетельствует множество тещинных шуток, часто являются источником конфликтов.

Сложность семейных эмоциональных взаимоотношений можно увидеть в следующем случае:

11-летняя девочка лечилась от тяжелой астмы в течение 5 лет с многократными госпитализациями и множеством различных лекарств. Несмотря на все попытки помочь ей, астма становилась все более инвалидизирующей. Поскольку подозревали эмоциональный компонент ее болезни, была начата психотерапия. На ранних этапах терапии мать сообщила, что отец изменяет ей и что он хочет развода. Мать выступила против развода, и в результате возник ожесточенный конфликт. Астматические приступы и госпитализации больного неоднократно случались в связи с крупными ссорами между родителями. После начала психотерапии ее астма улучшилась до такой степени, что ей больше не потребовалась госпитализация. Тем не менее у нее продолжали случаться периодические астматические приступы, пока родители после периода разлуки друг с другом окончательно не помирились. В конце концов родители восстановили хорошие отношения друг с другом, и после этого приступы астмы у пациентки прекратились.

Очевидно, что тот факт, что астма утихла только после того, как разрешились семейные неурядицы, не доказывает в научном смысле, что астма была вызвана стрессом, который испытал пациент. Психотерапия пациентки длилась более 3 лет, и другие факторы, такие как физические изменения в подростковом возрасте, могли сыграть роль в ее выздоровлении. Тем не менее, такие случаи встречаются на практике достаточно часто, поэтому у большинства опытных клиницистов мало сомнений в том, что межличностный эмоциональный стресс может быть важным фактором при астме.

Социальные отношения

Обстоятельства, в которых живет пациент, можно выяснить с помощью прямых вопросов. Следует запрашивать информацию у незамужних пациентов об отношениях с любыми лицами, с которыми они делят свое жилище. Пациента следует попросить описать рекреационную деятельность и участие в общественной жизни. Затем врач может совершенно естественно перейти к обсуждению межличностных отношений. Многие люди имеют множество знакомых и поверхностных друзей, но тем не менее чувствуют себя достаточно одинокими и изолированными по отношению к близким друзьям. Пациента можно спросить, так ли велико число друзей, как хотелось бы, и есть ли среди них люди, которым пациент может свободно доверять свои чувства.

Отношения на работе

Поскольку работа является практически универсальным человеческим опытом, неудивительно, что она может быть важным источником стресса. Доходная занятость в американском обществе настолько важна, что ее отсутствие почти всегда связано с эмоциональными потрясениями и потерей чувства собственного достоинства. Нужно быть особенно осторожным, чтобы не быть обманутым заявлением пациента о том, что работа — это сфера, свободная от проблем. Это может быть правдой в сознании пациента, но косвенное влияние профессии на другие аспекты жизненного опыта может быть не замечено. Многие люди настолько эмоционально увлечены своей работой, что не замечают разрушительных последствий своих долгих часов и напряженного графика для своих семейных отношений. Врачи особенно подвержены этой трудности.

Начать исследование в этой области с открытого вопроса, такого как «Расскажите мне о вашей работе», обычно более продуктивно, чем задавать прямые вопросы, на которые можно ответить да или нет. Желательно запросить более подробную информацию, если пациент дает только общее заявление. Например, пациент, сообщивший о работе на птицефабрике, не сообщил врачу, в чем заключается эта работа. Существует огромная разница между работой секретаря в центральном офисе и работой человека на производственной линии, занимающегося удалением кишок. Исследование целей часто бывает полезным. Спрос на детские амбиции может привести к сравнению текущего статуса с тем, кем пациент предпочел бы стать. Если человек описывает трудности, либо неудовлетворенность продвижением, либо личностные конфликты, либо неспособность увидеть смысл в работе, эту область следует исследовать настолько глубоко, насколько пациент готов продолжать.

Не следует закрывать запрос, не запросив конкретный отчет о рабочем графике пациента. Это должно включать информацию об общем количестве часов работы в неделю, количестве ночных работ и продолжительности поездок за пределы города. Супругу также следует спросить о рабочем графике, так как многие люди склонны недооценивать количество времени, которое они проводят на работе.

Религиозные отношения

Большинство американцев заявляют о своих религиозных предпочтениях. Более половины всех американцев связаны с той или иной церковной организацией, но многие американцы имеют лишь поверхностный контакт с этими религиозными организациями. Эмоциональные проблемы, связанные с религиозными конфликтами, встречаются не так часто, как проблемы, связанные с супружескими или рабочими отношениями. Тем не менее, такие конфликты случаются достаточно часто, чтобы оправдать некоторые исследования в этой области.

Если пациент указывает на отсутствие религиозных убеждений, дополнительные вопросы все равно могут быть полезны. Можно спросить, не создает ли отсутствие религиозной веры какую-либо проблему. Ответ пациента на этот или подобный вопрос часто показывает, является ли эта область той областью, которую следует исследовать дальше. Некоторые пациенты, не имеющие религиозных предпочтений, могут выбирать этот путь из-за бессознательного бунта по отношению к родителям или из-за каких-то других мотивов, которые они не вполне понимают. В этих случаях можно отметить наличие явного конфликта, а затем изучить его более подробно. Для пациентов, выражающих религиозные предпочтения, может быть полезным узнать об их церковной деятельности. По тому, как они описывают свои церковные контакты, обычно легко сделать точную оценку значимости для них религии и наличия потенциальных конфликтов. Вопрос о том, вызывают ли религиозные убеждения поведение, не похожее на поведение большинства других представителей социальной группы пациента, или вызывают ли религиозные убеждения чувство отличия от других, также может быть показательным с точки зрения вынесения на поверхность эмоциональных трудностей.

Многие люди находят сильную эмоциональную поддержку в своих религиозных убеждениях. Глубокая религиозная убежденность сама по себе не является признаком эмоциональной трудности. Однако если поведение пациента значительно отличается от поведения большинства других членов религиозной группы, врач должен тщательно выяснить причины такого несоответствия.

Сексуальные отношения

Большинство сексуальных трудностей вызвано не физическими проблемами. Обычно они являются результатом эмоционального конфликта. Следовательно, очень важно исследовать чувства, которые пациент испытывает к сексуальному партнеру. Процедуры сбора сексуального анамнеза изложены в главе 216.

Фундаментальная наука

Психические заболевания были обнаружены не только во всех тщательно изученных культурах, но и в глубинах древности. Было много взглядов на основную причину психических расстройств, но почти все древние теории видели в них в основном результат чего-то неладного внутри индивидуума. Многие древние воззрения сосредоточивались на психических заболеваниях в результате действий богов или заражения людей демонами. Гиппократ (460–377 до н. э.) предполагал, что сумасшествие происходит от действия различных форм желчи. С того времени и по настоящее время врачей продолжает интересовать влияние физической дисфункции на умственную деятельность. После демонстрации Х. Ногучи Treponema pallidum в головном мозге пациентов с сифилисом центральной нервной системы, не может быть никаких сомнений в том, что физические состояния могут быть основой серьезных психических проблем. С тех пор было обнаружено, что многие психические заболевания имеют органическую этиологию.

Близкое, но несколько иное направление мысли также помещало основную проблему психического заболевания в пациента, но рассматривало это как проблему организации мышления, а не как какой-то физический дефект в функционировании нервной системы. Исследования гипноза ясно продемонстрировали, что серьезные изменения в моделях мышления и поведении могут быть достигнуты исключительно с помощью психологической техники внушения. Ранние работы в области гипноза таких людей, как Антон Месмер (1734–1815), Джеймс Брейд (1795–1860), Ипполит Бернхейм (1840–1919) и Жан Мартен Шарко (1825–1893) продемонстрировали, что симптомы некоторых пациентов могут быть изменены внушениями, и что разум может блокировать осознание постгипнотических внушений, никоим образом не уменьшение потребности пациента следовать внушениям.

Психоаналитические исследования Фрейда, Юнга, Адлера и Ранка продемонстрировали наличие бессознательной мотивации поведения. Клиническое исследование причин бессознательных эмоциональных конфликтов неоднократно приводило к выводу, что межличностные отношения играют большую роль в развитии личности. Было обнаружено, что отношения с родителями имеют особое значение в развитии базовых установок. Гарри Стэк Салливан (189 лет)2–1949) использовал проницательные и точные клинические наблюдения, чтобы сосредоточить внимание на важности межличностных отношений. Его внимание к коммуникативным процессам в межличностном поведении заложило основу для современного сильного внимания к окружающей среде и межличностным отношениям как к этиологическим факторам многих эмоциональных расстройств.

Эмоциональное состояние пациента в первую очередь является результатом взаимодействия его или ее внутренней и внешней среды. Если внутренняя среда изменена физическим заболеванием, таким как сифилис центральной нервной системы (общий парез) или синдром Корсакова (синдром органического мозга, вызванный дефицитом витаминов, связанным с алкоголизмом), может возникнуть психическое заболевание. Точно так же у больного, перегруженного эмоциональным стрессом, могут возникнуть расстройства в организации его или ее мышления. У таких пациентов нет очевидных поражений нервной системы, которые могли бы объяснить невротическое или психотическое поведение.

Нарушения межличностных отношений часто провоцируют невротическое и психотическое поведение. Следовательно, в большинстве современных представлений психическое заболевание рассматривается как взаимодействие между различным для каждого человека внутренним эмоциональным субстратом и стрессами окружающей среды.

Большинство форм психотерапии фокусируются как на разрешении внутренних конфликтов, так и на улучшении способности пациента поддерживать межличностные отношения. Многие психиатры рассматривают психотерапию как образовательный процесс, который обеспечивает более глубокое понимание себя и повышенную способность справляться с межличностными отношениями. Поведенческая терапия фокусируется непосредственно на обучении навыкам, необходимым для улучшения межличностных отношений, исходя из предположения, что внутреннее психическое состояние пациента будет двигаться в желаемом направлении, как только внешние стрессы будут устранены.

Клиническое значение

Во многих случаях исследование межличностных отношений позволяет получить доказательства значительной силы. Эта информация сама по себе может оказать большую помощь в решении медицинских проблем. Например, если существует крепкий, гармоничный брак, врач может рассчитывать на то, что супруг пациента будет поддерживать пациента во время лечения болезни. В некоторых случаях, когда присутствуют межличностные конфликты, эти конфликты могут существовать без какой-либо существенной связи с имеющимся заболеванием. Тем не менее, выявление этих конфликтов может позволить пациенту получить помощь путем консультирования в более позднее время. В других обстоятельствах выяснение эмоционального конфликта может быть самым важным пунктом в истории. Мало пользы от лечения только физических жалоб, когда они на самом деле имеют психофизиологическое происхождение. В этих случаях решение находится в эффективном преодолении эмоциональных трудностей.

Врач должен решить, являются ли эмоциональные конфликты существенным фактором в предъявлении жалобы. Это определение иногда делается путем исключения. Когда врач не может найти органическую этиологию соматических жалоб, часто уместна консультация психиатра. Следует, однако, подчеркнуть, что психологическую причину состояния нельзя принимать только на том основании, что нельзя найти ничего другого. Также должны быть явные доказательства психического расстройства.

Диагностические состояния, при которых психологические факторы часто имеют большое значение в развитии соматического заболевания, включают язву двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, астму, нейродермит и эссенциальную гипертензию.

Опросы терапевтов и семейных врачей показали, что от 25 до 50% пациентов, которых они наблюдают в кабинете врача, приходят с проблемами, которые в основном имеют эмоциональную природу. Некоторые из этих проблем могут быть решены с помощью манипуляций с окружающей средой, таких как развод или смена работы. Другим потребуется специализированное психиатрическое вмешательство.

Врач не должен пытаться принимать решения за пациента. Скорее, пациентов следует поощрять к изучению всех альтернатив, а затем к принятию собственных решений. Хотя врач должен быть осторожным, позволяя пациентам принимать свои собственные решения, он несет ответственность за четкое разъяснение каждому пациенту того факта, что психофизиологические симптомы возникают в результате эмоционального стресса. Без такого изложения фактов у пациентов нет всей информации, необходимой для полного понимания их ситуации.

Ссылки

  1. Брейер А., Штраус Дж.С. Роль социальных отношений в выздоровлении от психотических расстройств. Am J Psychiatr. 1984; 141: 949–55. [PubMed: 6465369]

  2. Эриксон Э.Х. Восемь возрастов человека. В: Эриксон Э.Х., изд. Детство и общество. 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон, 1963; 247–74.

  3. Гринбаум Х. Брак, семья и родительство. Am J Psychiatr. 1973; 130:1262–64. [PubMed: 4746036]

  4. Kaplan HI, Sadock BJ. Другие состояния, не связанные с психическим расстройством. В кн.: Современный синопсис всеобъемлющего учебника психиатрии. 4-е изд. Балтимор: Уильямс и Уилкинс, 19 лет.85;4:862–68.

  5. *Мамфорд Э. Социальная значимость труда и исследования стресса жизненных событий. В: Simons RC, Pardes H, ред. Понимание поведения человека в состоянии здоровья и болезни. 2-е изд. Балтимор: Уильямс и Уилкинс. 1981; 383–91.

Международный журнал о личных отношениях

Interpersona направлен на популяризацию исследований в области межличностных отношений, основанных на различных методологиях и основанных на нескольких дисциплинах, включая психологию, семейные исследования, социологию, антропологию, коммуникативные исследования, экономику, Наука управления, биология, медицинские науки, история и другие.

Interpersona направлен на содействие коллективному построению науки о межличностных отношениях.

Приветствуются рукописи, посвященные широкому кругу отношений, включая близкие или интимные отношения, слабые или временные связи. Некоторые примеры указаны ниже:

  • Биология — Биологические основы человеческих отношений: физиологические и нейробиологические явления, связанные с межличностными взаимодействиями. Эволюционные основы межличностных отношений, включая сравнительные исследования социальных взаимодействий и животных.
  • Психология и семейные исследования: близкие или интимные отношения, включая романтические отношения, семейные отношения и дружбу. Семейные отношения охватывают супругов, родителей и детей, братьев и сестер и другие отношения между нуклеарными и расширенными членами семьи.
  • Социальные науки: человеческие отношения в традиционных культурах. Личные отношения и социальная ткань. Личные отношения в сообществах, ассоциациях, общественных движениях, политических партиях и организациях, микрорайонах, неправительственных организациях, религиозных объединениях, гражданских объединениях, научных объединениях, спортивных клубах и т.д. Межличностная структура и динамика социальных групп и движений. Отношения и права человека, социальные и социальные изменения. Межличностные межкультурные культурные отношения и отношения в политике и дипломатии.
  • Коммуникативные исследования — Межличностное общение. Личные отношения и средства массовой информации. Коммуникационные технологии, социальные сети, интернет и отношения.
  • Науки об окружающей среде — Демография и человеческие отношения. Среда и отношения: микро-, мезо- и макроразмеры.
  • Науки о здоровье и образование: межличностные отношения в медицинской практике, сестринском деле, физиотерапии и др. Отношения, здоровье и психическое здоровье. Отношения в образовании. Отношения с одноклассниками и взаимодействие учителя и ученика.
  • Экономика: реляционные основы экономической деятельности: человеческие отношения в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг. Межличностные аспекты бизнеса и потребления, финансов и рынка труда. Человеческие отношения и микроэкономика. Личные отношения и экономическое поведение.
  • Наука управления — Межличностные отношения на рабочем месте с коллегами, клиентами и другими людьми. Личные отношения в коллективах и организациях. Управление межличностными отношениями.
  • Юридические исследования – критическая оценка законов, регулирующих различные аспекты личных отношений в разных странах. Правовые вопросы и правовое регулирование личных отношений.
  • History and Arts — Interpersona публикует исторические исследования межличностных отношений и научный анализ человеческих отношений в живописи, танце, музыке, скульптуре, литературе и т. д., а также то, как отношения влияют на производство произведений искусства.

Помимо оригинальных эмпирических (качественных или количественных) исследований, теоретические или методологические вклады, комплексные обзоры, метаанализы, сравнительные или исторические исследования, а также критические оценки состояния области приветствуются.

Interpersona — это журнал с полностью бесплатным доступом, и читатели могут бесплатно читать, скачивать, копировать, распространять, распечатывать, искать или ссылаться на полные тексты этих статей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *