Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Межличностные отношения в коллективе и группе: Межличностные отношения в коллективе

Содержание

Межличностные отношения в коллективе

Отношения играют важную роль в нашей жизни. Являясь частью социума, мы ежедневно взаимодействуем с сотнями людей. А учитывая, что наибольшую часть времени мы проводим на работе, важность межличностных отношений в коллективе для многих из нас стоит на первом месте.

Большинство новичков, устраиваясь на новую работу, долго испытывают трудности коммуникативного плана. Редко когда социальная группа, состоящая из уже притершихся друг к другу людей, с радостью принимает в свой тесный круг нового и неизвестного человека. Однако зная особенности межличностных отношений в коллективе этой проблемы вполне можно избежать.

Межличностные отношения в трудовом коллективе

Структура любого коллектива содержит в себе два основных вида – первичный и вторичный. Если рассматривать эту структуру в рамках одной организации, то первичной будет являться группа всех сотрудников, которые работают в компании. Вторичная же группа имеет более узкое значение. Это могут быть коллеги, работающие в одном отделе и имеющие общую цель и направленность в труде. Межличностные отношения в первичном коллективе обычно носят общий характер. В такой группе людей общение проходит на обычном деловом, бытовом и эмоциональном уровне. В первичном коллективе близкий контакт и взаимодействие людей друг с другом не обязательны. Вторичный же коллектив, как правило, состоит из малых групп людей, более тесно и эмоционально связанных друг с другом. Поэтому анализ межличностных отношений в коллективе следует проводить именно на примере таких вторичных групп.

Трудовой коллектив содержит в себе целую систему отношений, главная задача которых – добиться общих целей стоящих перед организацией. Помимо формальной группы лиц в коллективе всегда существует неформальная группа. Она возникает в процессе взаимодействия между коллегами, и не подчиняется администрации и руководству организации. Также неформальная группа основана на взаимной симпатии и антипатии между коллегами, и в ней всегда имеются лидеры и аутсайдеры. И поскольку одни члены группы имеют свойства подавлять других, то конфликты в трудовых коллективах неизбежны.

Проблемы межличностных отношений в коллективе

Конфликты в коллективе начинаются с разногласий между членами формальной группы. Это явление неизбежно и в некоторых случаях идет на пользу. Например, если в коллективе есть человек склонный к спорам, то некоторые члены организации не вступают с ним в перепалку, а наблюдают за ходом событий. Подобное поведение позволяет больше узнать о своих коллегах и их взглядах на определенные вещи. Такие разногласия в некоторых ситуациях помогают коллективу сплотиться воедино. Конфликт как социальное явление делится на 4 вида:

  1. Внутриличностный. Самый частый пример такого конфликта заключается в ситуации, когда к человеку предъявляются противоречивые требования относительно его труда.
  2. Межличностный. Самый часто встречающийся тип конфликта. Как пример, проявляется в борьбе руководства или коллег за использование того или иного оборудования, или в определении кандидатуры на интересующий вид деятельности. Возникают такие конфликты за счет разницы в характерах, взглядов и ценностей между членами коллектива.
  3. Конфликт между личностью и группой. Здесь вопрос в большей степени касается неформальных групп и норм поведения в них существующих. Чтобы быть признанным в коллективе, нужно четко соблюдать эти правила. Любое мнение, идущее в разрез с мнением группы, может привести к такому типу конфликта.
  4. Межгрупповой конфликт. Касается, прежде всего, разногласий между формальными и неформальными группами коллектива. Наиболее часто это относится к борьбе между отделами компании за финансовые или трудовые блага.

Из проблем межличностных отношений в коллективе существуют и различные пути выхода. Рассмотрим наиболее эффективные.

  • Уклонение. Заключается в уходе от конфликта и пресечении его развития.
  • Сглаживание. Продиктовано убеждением, что ни к чему хорошему конфликт не приведет, а только негативно подействует на членов коллектива.
  • Принуждение. Заключается в попытке заставить окружающих принять лишь одну точку зрения, которую принуждающих человек считает правильной. Как правило, такой прием в отношении коллектива используют руководители организации.
  • Компромисс. Принятие точки зрения обеих сторон в сбалансированном виде, когда учитываются обе точки зрения, возникшие во время конфликта.
  • Решение проблемы. Заключается в готовности коллектива рассмотреть все точки зрения, понять причину конфликта и устранить её, придя к общему мнению.

Межличностные отношения и сплочение коллектива

Исследование феномена межличностных отношений в коллективе привело социологов и основателей менеджмента к выводу, что взаимоотношения между коллегами организации могут иметь несколько видов:

  • формальные отношения. В них запрещены всякие попытки неуставного общения и поощряется лишь рабочий настрой;
  • непринужденные отношения. В таком коллективе наиболее часто присутствует дух сплоченности среди коллег, отношения которых в большей степени дружеские и существуют общие традиции и праздники;
  • и отсутствие менеджмента. Это случай, когда руководство не озадачено корпоративным духом компании, и в итоге имеет низкую производительность труда за счет постоянных конфликтов.

Изучение межличностных отношений в коллективе следует начинать именно с определения ведущего вида взаимоотношений между коллегами. Но даже если коллектив окажется дружным и сплоченным, не стоит сразу заводить друзей и рассказывать о себе окружающим. Позже эта информация может сыграть против вас. Лучший способ влиться в трудовой коллектив, это изучить его корпоративную культуру и стараться её придерживаться. Хотя первое время трудности в притирке к новым коллегам все равно неизбежны и с этим стоит смириться.

 

Похожие статьи

Аутсорсинг персонала

На сегодняшний день всё больше и больше компаний склоняются к приглашению внештатных сотрудников, оставляя при этом количество штатных работников неизменным. Такая политика получила название аутсорсинг персонала и идёт рука об руку с аутстаффингом.

Материальная ответственность работника

В большинстве организаций при приёме на работу сотрудник подписывает договор, в котором говориться, что он полностью отвечает за обеспечение сохранности вверенного ему материального имущества. В случае же порчи этого имущества он обязан взять на себя материальную ответственность.

Контроль как функция управления

Подавляющее большинство людей очень не любят когда их контролируют и как они выражаются «лезут в их работу». Но при всё при этом, контроль является одной из основных функций управления, без которой, не сможет нормально функционировать не только предприятие, но и вся страна.

Как проводить собеседование?

Собеседование при приёме на работу – это важный и очень ответственный момент в вашей карьере. И к нему принято заранее готовиться и настраиваться на позитивную волну. Но что же происходит по другую сторону баррикад? Что делать если сегодня вы не соискатель, а наоборот, интервьюер?

Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости

Социальная психология ↓

В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни факты, события его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоотношение – отношение, идущее от людей к людям, навстречу друг другу. При этом если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же тон).

Между общением, с одной стороны, и взаимоотношением – с другой существует определенная соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми, непоказанными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит его своеобразным содержанием.

Различают деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных уставом, инструкцией, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов. Документом же определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из этой должности деловые контакты.

Выделяют несколько видов деловой зависимости.

  1. Деловые отношения равенства: в этом случае два или несколько членов группы выполняют сходные функции, имеют одинаковые права и обязанности (например, студенты в учебной группе).
  2. Деловые отношения подчинения: в них одно лицо согласно документу занимает положение, обязывающее его намечать для другого объект приложения усилий, способы выполнения, осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями. Реальные деловые отношения всегда богаче положений, закрепленных в инструкциях, уставах, приказах. Это связано с тем, что люди наделены индивидуальными качествами. Личные отношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплементарности (дополнения друг друга), неприязни и др.
    В личных отношениях документы не имеют силы. Приказами, распоряжениями личных отношений установить нельзя. Необходимым условием возникновения таких отношений является постижение друг друга. Именно в ходе постижения устанавливаются взаимоотношения, а по мере их укрепления члены группы узнают друг друга. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

В процессе общения выделяют несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений:

  1. совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между ее членами, добрые личные взаимоотношения способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые отношения становятся менее официальными, но различия между ними сохраняются;
  2. натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношениях равенства подчинения. Причины осложнений могут быть различными, но выход из конфликтной ситуации не должен искаться на основе нарушений деловой активности группы;
  3. нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными отношениями понимают такие отношения, при которых обе стороны не выходят за рамки инструкции.

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

  • Институты социализации
  • Психологическое обеспечение внедрения инноваций
  • Эффект группомыслия
  • Понятие социализации
  • Становление проблемы аттитюда в социальной психологии
  • Понятие социальной перцепции
  • Особенности психологии социальных классов
  • Точность межличностной перцепции
  • Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений
  • Проблема качества социально-психологической информации

Работа в команде и межличностные отношения | НАБОР НАВЫКОВ

Развивайте эмоциональный интеллект, хорошо взаимодействуйте с другими и стройте отношения сотрудничества для эффективной командной работы.
Определите роли и обязанности членов команды. Давать и получать отзывы и критические оценки от членов команды.

 

Перейти к разделу:  Навыки командной работы и межличностного общения | Развитие командной работы | Краткое руководство по работе в команде | Принятие мер | Ресурсы | Ссылки

 

Понимание командной работы и навыков межличностного общения 

Команда определяется как группа лиц, обладающих взаимодополняющими навыками, необходимыми для выполнения работы для достижения общей цели и совместного вознаграждения. Члены команды обмениваются конструктивными отзывами. [1]  Командная работа приводит к большему результату, чем сумма действий каждого члена команды в отдельности. [2]  

Почему это важно?

Результат командной работы определяется совокупностью навыков и опыта всех участников. [3]  Коллективные усилия группы повышают производительность и обеспечивают выполнение работы более высокого качества.

[4]  Кроме того, наличие разнообразия в происхождении, мнениях и отношениях добавляет различные точки зрения, оригинальность и общее богатство проекту. [5]  На самом деле, повышенная креативность в решении проблем и принятии решений наблюдается в командах с разными мнениями или интеллектуальными конфликтами. [6][7]  
 

Развитие командной работы

Хотя для некоторых это может быть естественным, другим необходимо приложить дополнительные усилия для построения межличностных отношений, включая сотрудничество один на один или в группе. Если это ваш случай, рассмотрите возможность участия в непрофессиональных группах, таких как студенческие ассоциации, комитеты по планированию мероприятий или спортивные команды. Менее напряженный и более интересный контекст позволяет вам ощутить динамику командной работы, оттачивая свои навыки межличностного общения, уменьшая ваши проблемы и укрепляя вашу уверенность в качестве командного игрока.

Развитие навыков межличностного общения

Способны ли вы распознавать и управлять своими эмоциями и эмоциями других? Если да, то вы обладаете эмоциональным интеллектом. Эмоциональный интеллект — это способность отслеживать и регулировать чувства и использовать их для управления своими действиями. [8]  Вы можете себе представить важность самосознания, саморегуляции, эмпатии, мотивации и социальных навыков – способностей, основанных на эмоциональном интеллекте – при работе с другими. На самом деле, все больше исследований подтверждают тесную связь между успешной командной работой и эмоциональным интеллектом. [9]  Для развития навыков межличностного общения сосредоточьтесь на пяти вышеупомянутых компонентах эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки.

Рассмотрите следующее, чтобы улучшить свои навыки межличностного общения: 

  • Понаблюдайте, как вы реагируете на то, что говорят или делают другие, и постарайтесь поставить себя на их место, прежде чем выносить суждения.
  • Практикуйте поведение, которого вы ожидаете от других. Например, многие люди ценят скромность. Будьте скромны, давая другим возможность показать свои достижения. Кроме того, постарайтесь выявить свои слабые стороны. Вскоре вы поймете, что вы не идеальны, поэтому не ждите, что другие будут такими же.
  • Проведите самооценку и проверьте себя. Какие качества вы привносите в свою команду? Что вы можете улучшить, чтобы улучшить командную работу?
  • Изучите свою собственную реакцию на стрессовые события и реакцию окружающих. Вы узнаете, как управлять своим профессиональным поведением, сохраняя при этом позитивные отношения с командой.
  • Оценивайте свои решения, принимая во внимание их влияние на других и их чувства, и несите ответственность за свои действия. Извиниться или признать ошибку может быть непросто, но это поможет выстроить прочные и искренние отношения с другими людьми (модифицировано из MindTools).
     

Краткое руководство по работе в команде

  1. Будьте настойчивы и развивайте свои навыки публичных выступлений, чтобы выражать свои идеи во время групповых обсуждений 
  2. Узнайте, кто входит в вашу команду: их опыт, стиль работы и предпочтения. Эта информация полезна для определения ожиданий и распределения задач.
  3. Работа с высоким уровнем взаимозависимости. Быть надежным и ответственным за работу команды  [10]  
  4. Поймите свою роль и роль других членов команды и отдайте должное другим за их вклад. [11] [12]  
  5. Соблюдайте конфиденциальность любой передаваемой информации и соглашений между всеми сторонами.
  6. Поддерживайте прозрачность операций и постоянно делитесь отчетами о прогрессе, как положительном, так и отрицательном.
  7. Осознавайте свои сильные и слабые стороны, признавайте и принимайте их в других.
  8. Уважайте разнообразие в своей команде и будьте инклюзивными в своих действиях.
  9. Сохраняйте определенную степень разделения между профессиональными и личными аспектами. Избегайте превращения профессиональных конфликтов в личные. [13]  
  10. Требуйте обратной связи от коллег на всех уровнях, уважая их потребности и намерения. [14]  
  11. Сотрудничайте с другими людьми за пределами вашей организации, осознавая существующие культурные различия между отдельными лицами и организациями. [15]  Создавайте междисциплинарные партнерства для достижения целей, признавая при этом взаимную выгоду для всех сторон (например, прибыль, обмен опытом или ресурсами). [16]  
     

Принятие мер

  • Семинар – Школа повышения квалификации – Навыки межличностного общения для профессионалов: серия семинаров, предназначенных для участников, чтобы приобрести эффективные навыки межличностного общения, в том числе, как лучше работать в команде.
  • Семинар – НАБОР НАВЫКОВ Серия семинаров по лидерству: Серия двухчасовых семинаров, направленных на то, чтобы познакомить участников с общей концепцией лидерства и дать обзор различных навыков, имеющих решающее значение для успешного лидерства на руководящих должностях
  • Семинар — CL&E Ведение эффективных дискуссий — Навыки фасилитации: научитесь вести и направлять студенческие дискуссии, улучшая навыки фасилитации, презентации и общения
  • Курс — McGill Executive Institute — Курс основных управленческих навыков: краткий интенсивный курс обучения, предназначенный для развития управленческих навыков, включая эффективное сотрудничество и работу в команде.
  • Курс  – McGill Executive Institute – Эмоциональный интеллект для успеха на рабочем месте: эта программа помогает участникам развить навыки межличностного общения посредством самосознания и навыков эмоционального интеллекта.
  • Проверьте мое участие, чтобы узнать о предстоящих семинарах и программах в разделе «Работа с другими: работа в команде и сотрудничество»
  • McGill Supervision: этот сайт предлагает рекомендации и практические советы руководителям и супервизируемым аспирантам
  • .
  • Участие в университетских и студенческих группах в McGill.
  • Играйте роль поддержки сверстников в рамках программы McGill Peer Program.
  • Станьте волонтером на территории кампуса или в обществе.


Ресурсы

Книги, статьи и отчеты 

  • Создание команды: руководство для менеджеров — http://mcgill.worldcat.org/oclc/958585888  
  • Сотрудничество: как лидеры избегают ловушек, создают единство и добиваются больших результатов  
  • 10 обязательных к прочтению материалов HBR о сотрудничестве. (2013). Бостон, Массачусетс: Harvard Business Review Press. http://mcgill.worldcat.org/oclc/807028929 
  • Кайзер, Т.А. (2011). Создание силы команды. Нью-Йорк, США: McGraw-Hill Professional Publishing. http://mcgill.worldcat.org/oclc/958558169 
  • Надлер, Р. С. (2010). Лидерство с эмоциональным интеллектом. Нью-Йорк, США: McGraw-Hill Professional Publishing. http://mcgill.worldcat.org/oclc/958559158 
  • Ширки, К. (2008). А вот и все: сила организации без организаций. Лондон: Аллен Лейн. http://mcgill.worldcat.org/oclc/181069101 
  • Тапскотт, Д., и Уильямс, А.Д. (2008). Викиномика: как массовое сотрудничество меняет все. http://mcgill.worldcat.org/oclc/166359926 


Ссылки

[1], [10] Бизнес-словарь

[2] Поведение в команде: обзор и интеграция фреймворков. Руссо, В. (2006).

[3] Повышение эффективности рабочих групп и команд. Козловски, С.В.Дж. (2006).

[4] Рабочие группы и команды в организациях. Козловски, С. В.Дж. (2003).

[5], [7] Какие различия имеют значение? Мэнникс, Э. (2005).

[6] Взгляды на социально разделяемое познание. Резник, Л.Б. (1991).

[8] Эмоциональный интеллект. Гоулман, Д. (1997).

[9] Влияет ли эмоциональный интеллект на успешную командную работу? Лука, Дж. (2011).

[11], [12], [13], [15] Определение навыков двадцать первого века. Бинкли, М. (2012).

[14], [16] Vitae Researcher Development Framework (RDF) 2011. 

 

Важность межличностных отношений на рабочем месте

  • Дом
  • Библиотека
  • Организационное поведение
  • Межличностные отношения
  • Важность межличностных отношений на рабочем месте

Межличностные отношения относятся к прочной связи между людьми, работающими вместе в одной организации. Сотрудники, работающие вместе, должны разделять особую связь, чтобы они могли достичь наилучшего уровня. Людям важно быть честными друг с другом для здоровых межличностных отношений и, в конечном итоге, для создания позитивной атмосферы на рабочем месте.

Почему межличностные отношения на рабочем месте?

Почему сотрудники должны быть сердечны друг к другу?

Давайте рассмотрим важность межличностных отношений на рабочем месте .

  • Человек проводит в своей организации от восьми до девяти часов и практически не может работать в одиночку . Люди — не машины, которые могут работать с натяжкой. Нам нужны люди, с которыми можно поговорить и поделиться своими чувствами.

    Представьте, что вы работаете в организации, где нет друзей!!!! Мы социальные животные, и нам нужны друзья.

    Человек, работающий в изоляции, более подвержен стрессу и беспокойству. Они едва ли получают удовольствие от своей работы и посещают офис только ради нее.

    Люди, работающие в одиночку, считают свою работу монотонной. Очень важно иметь рядом надежных коллег по работе, с которыми можно поделиться всеми своими секретами, не опасаясь их утечки. У нас должны быть друзья на рабочем месте, которые могут дать нам честную обратную связь.

  • Один мозг не может самостоятельно принимать все решения . Нам нужны люди, чтобы обсуждать различные вопросы, взвешивать все за и против и находить решения, которые приносят пользу не только сотрудникам, но и организации в целом.

    Сотрудники могут совместно проводить мозговые штурмы и вырабатывать лучшие идеи и стратегии. Стратегии должны обсуждаться на открытой платформе, где каждый человек может свободно выражать свое мнение. Сотрудников необходимо приглашать на встречи не реже одного раза в неделю, чтобы способствовать открытому общению. Взаимодействие на регулярной основе важно для здоровых отношений.

  • Межличностные отношения напрямую влияют на культуру организации . Непонимание и путаница приводят к негативу на рабочем месте. Конфликты никуда не ведут и, в свою очередь, портят рабочую атмосферу.
  • Нам нужны люди, которые ценят нашу тяжелую работу и время от времени мотивируют нас . Очень важно иметь на рабочем месте надежных коллег, которые не только ценят нас, когда мы хорошо поработали, но и указывают на наши ошибки.

    Похлопывание по спине имеет большое значение для извлечения лучшего из людей. На рабочем месте должны быть люди, которые больше похожи на наставников, чем на простых коллег.

  • Всегда полезно иметь рядом людей, которые действительно заботятся о нас . Нам нужны коллеги, на которых можно опереться во время кризиса. Если вы ни с кем не разговариваете на рабочем месте, никто не придет к вам на помощь, когда вы действительно в ней нуждаетесь.
  • Человек должен ладить с коллегами по работе, чтобы выполнять задания в установленные сроки . Человек, работающий в одиночку, перегружен и никогда не выполняет задачи в установленные сроки.

    Важна поддержка коллег по работе. Вы просто не можете делать все самостоятельно. Роли и обязанности должны быть делегированы в соответствии со специализацией, уровнем образования и интересами сотрудников. Человек нуждается в помощи своих коллег по работе, чтобы выполнять задания вовремя и для достижения лучших результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *